Л. М. Калнинш
(Благовещенск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
В статье представлено авторское раскрытие профессионально-динамической системы саморазвития учителя: ее состав, структура, особенности функционирования
Резервы совершенствования подготовки современного учителя связаны с вовлечением педагога в процесс непрерывного личностного и профессионального развития. Работу в данном направлении необходимо начинать еще в вузе через погружение будущего учителя в единое информационно-дидактическое пространство, в котором создаются условия для пропедевтики профессионального саморазвития, повышения квалификации, обмена опытом, мониторинга профессионального становления педагогов-практиков [3].
Информационно-дидактическое пространство саморазвития будущего учителя в вузе и учителя-практика в непрерывном послевузовском образовании рассматривается как новая альтернативная форма повышения квалификации и обучения, созданная на основе современных информационных технологий. Это образовательное пространство, в котором учтены права будущих учителей и практиков, их интересы и возможности для личностного и профессионального развития.
В структуру информационно-дидактического пространства включены автономно существующие, объединенные общей идеей непрерывного педагогического саморазвития, самостоятельно функционирующие подсистемы вузовской подготовки, среднего специального профессионально-педагогического образования, повышения квалификации педагогов, дополнительного образования, профильные педагогические классы и пр.
Наше исследование сосредоточено в области двух подсистем: вузовской подготовки учителя и повышения квалификации педаго-га-практика, работающего в школе. Главными участниками первой подсистемы являются студенты старших курсов и преподаватели
вуза, другой - преподаватели вуза и учителя, работающие в школах.
Объединяющую и координирующую деятельность пространства саморазвития и, соответственно, автономных подсистем осуществляет профессионально-динамическая система саморазвития учителя, которая по существу является средством развития учителя в информационном пространстве.
Вводимое нами в научный оборот понятие «профессионально динамическая система саморазвития учителя» построено на основе понятия «профессионально», которое характеризует систему, предназначенную для организации профессионального общения и взаимодействия будущих учителей и учите-лей-практиков; «динамизм», рассматриваемое в психологии как «механизм регулирования» [5, с. 240]; понятия «динамические закономерности», - которое предполагает, что в законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер; и понятия «система» - что позволяет обобщить и целенаправить деятельность педагогического сообщества в соответствии с определяющей целью организации проектируемой системы - «саморазвитием учителя».
На основе выделенных понятий можно говорить о том, что термин «профессиональнодинамическая система саморазвития учителя» позволяет описать процесс моделирования системы обучения, самонаблюдения, саморегулирования профессионального роста педагога с четким определением параметров процессов. Необходимость включения уровней - временных характеристик динамического процесса обусловлена современным состоянием жизни, деятельности и здоровья учителя и учащихся.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011
23
Структурные единицы профессиональнодинамических систем информационно-дидактического пространства (подсистемы) создаются на основе специализаций подготовки: учителя математики, русского языка и т.д. В рамках исследования представлена специализация учителя по технологии как одна из самых проблемных областей в современной подготовке школьников.
Профессионально-динамическая система саморазвития учителя - это открытая, самоорганизующаяся педагогическая система, внутри которой создаются условия для взаимодействий будущих педагогов с учителями-практиками соответствующих специализаций (консультирование, повышение квалификации, поддержка личностно-профессионального саморазвития, мониторинг).
Организационную функцию профессионально-динамической системы осуществляют ведущие преподаватели выпускающих кафедр вуза и учителя, имеющие опыт активной творческой деятельности. В основу управления системой положена модель управления, в котором преобразующей силой является вдохновляющий пример и сотворчество членов педагогического сообщества (С. Б. Дилард) [4, с. 20]. Педагогическая составляющая связана с содержанием, формами организации образовательного процесса и способами передачи знаний. Экономическая составляющая - с экономически целесообразным, рациональным самоуправлением, его организацией, позиционированием на рынке образовательных услуг [Там же, с. 21].
При разработке концептуальных основ проектируемой системы саморазвития учителя был использован имеющийся опыт философских и психолого-педагогических исследований, представляющий методологические ориентиры нашего исследования. Важной составляющей послужили идеи непрерывного педагогического образования П. Г. Щедровиц-кого [6] и их современное андрагогическое направление [2].
Суть авторского подхода заключается в том, что личностно-профессиональное саморазвитие учителя возможно на основе целостного развертывания плана саморазвития учителя, обусловленного стратегией образования, общественно-историческими, экономическими и культурными преобразованиями региона и личностно-профессиональными притязаниями. Доминирование одного из
планов саморазвития учителя может привести к профессиональным деформациям, вызванным диспозицией духовно-ценностных или нравственных категорий личности педагога. С учетом имеющихся предостережений, созданы механизмы самонаблюдения, позволяющие своевременно выявить факты профессиональных деформаций, выбрать способы их корректировки (Н. Б. Москвина].
Ориентирами проектируемой педагогической системы являются принципы, берущие свои начала в концепциях непрерывного педагогического образования и педагогической поддержки, целостно отражающие идею личностно-профессионального саморазвития учителя: принцип самостоятельного обучения, осознанности, совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализации обучения, системности, контекстности, социально-личностной актуальности, вариативности содержания обучения, диалогичности, оперативности педагогического взаимодействия и знаний, культуросообразности.
Названные принципы позволили сформулировать закономерности саморазвития учителя в профессионально-динамической системе, которые обеспечиваются созданием учителем плана саморазвития, использованием стратегии фасилитации в образовательном процессе, организацией информационнопедагогической и культурно-рефлексивной среды общения и педагогического взаимодействия; творческой включенностью студентов и учителей-практиков в процесс саморазвития, становлением и развитием механизма культуры саморазвития, совокупностью взаимодополняющих компонентов проектируемой образовательной системы.
Представленные теоретические основания позволили разработать дидактическую модель, которая составляет стратегию «фасили-тации» (от англ. to facilitate - помогать, способствовать]. Все компоненты дидактической системы наполнены единством смысла -помощи и поддержки личностно-профессиональному саморазвитию педагога - и определяют тип образовательного процесса.
Авторский подход позволил выделить факторы, которые характеризуются организацией различных педагогических сред внутри информационно-дидактического пространства: социально-одобряемой средой саморазвития учителя; культурно-рефлексивной средой общения и педагогического взаи-
модействия; информационно-педагогической поддержки саморазвития учителя.
Интегральным показателем, внутренним механизмом и одновременно личностным качеством, обеспечивающим эффективность саморазвития учителя в проектируемой системе, является культура личностно-профессионального саморазвития. Основные ее этапы: грамотность учителя в области личностнопрофессионального саморазвития; личностно-профессиональная компетентность; становление культуры саморазвития как механизма личностно-профессионального само-осуществления; вызревание трансцендентного взгляда, которые принимаются нами как внутренние предпосылки.
Культура саморазвития педагога в проектируемой системе играет ключевую роль и выполняет интегрирующую, координирующую, проектировочную, регулирующую и, собственно, смысловую - личностно-профессионально-развивающую функции.
В качестве педагогических условий: информационно-педагогической поддержки саморазвития учителя выступает создание Интернет-сообщества «Поддержка личностнопрофессионального саморазвития учителя» и «Методическое обеспечение педагогических взаимодействий».
Сущность информационно-педагогической поддержки саморазвития учителя заключается в создании комплекса мер, направленных на управление саморазвитием, в котором актуализирован личностный потенциал субъекта саморазвития, его желание и потребности в собственном личностнопрофессиональном росте; организация педагогического взаимодействия со значимым окружением; обеспечение творческой включенности в коллективные решения профессиональных задач; информационное сопровождение, удовлетворяющее личностно-профессиональным притязаниям.
Разработка педагогической технологии «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя» включает использование современных e-learning технологий и опирается на имеющийся опыт создания технологии дистанционного обучения, модульно-рейтинговой, личностно-развивающей и технологии обучения взрослых.
По существу педагогического взаимодействия внутри предложена модель индивидуальной формы организации учебного процес-
са на основе использования e-learning технологий, при которых: 1] ведущий рубрику педагог взаимодействует лишь с одним обучаемым в системе он-лайн общения, консультирует по актуальным вопросам, организует поиск информации и т.д.; 2] двое или несколько коллег взаимодействуют между собой (взаи-мообучение] с опорой на собственный опыт, без непосредственного участия педагога-ру-ководителя; 3] педагог, желающий проверить свои профессиональные знания в области психолого-педагогических основ или специальных дисциплин, взаимодействует со средствами обучения, представленными на сайте в виде аутодиагностического аппарата, в случае необходимости, углубляет базовые знания; 4] осуществляется экспертная оценка педагогических разработок и образовательных услуг по различным направлениям образовательной деятельности; 5] организуется дистанционная форма повышения квалификации учителей технологии; 6] создаются условия для построения практикоориентированной подготовки будущих учителей через актуализацию опыта решения современных школьных проблем; 7] создается актуальный образ педагога, служащий ориентиром для личностно-профессионального саморазвития учителя в современных условиях; 8] осуществляется поддержка самоуправлению саморазвитием, мониторинг и пропедевтика личностно-профессионального саморазвития учителя.
Дидактическая модель личностно-профессионального саморазвития учителя обеспечивает создание динамического процесса профессиональных изменений, протекающих в системе постоянного профессионального взаимодействия на основе диалоговых форм. При ее разработке мы исходили из того, что будущий педагог и учитель-практик готовы к профессиональному общению и взаимодействию с коллегами [1, 2] в зависимости от уровня и степени развития личностно-профессиональных качеств, которые мы принимаем за показатели саморазвития педагога.
Для мониторинга личностно-профессионального саморазвития учителя в проектируемой системе были разработаны критерии, показатели, степени их выраженности, что позволило выделить уровни профессионального саморазвития учителя. С учетом характера организованного взаимодействия внутри системы, нами принято четыре уровня
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011
25
профессионального взаимодействия: взаимодействие, сотрудничество, самоорганизация и со-творчество, каждый из которых наполняется качественным содержанием профессиональной деятельности.
Профессиональное саморазвитие будущего учителя и педагога-практика, включенных в педагогическую деятельность, предполагает три этапа: становление, развитие и саморазвитие.
Первый этап становления включает в себя последовательное освоение уровней - информативного, в котором становление профессионализма происходит в соответствии с удовлетворительным уровнем освоения стандарта обучения, техничного, когда специалист оперирует многообразием форм, методов, приемов преподавания дисциплины и воспитания учащихся.
Второй этап профессионального саморазвития учителя соответствует мастерскому уровню, который, по сути своей, является этапом развития профессионализма педагога.
Ему соответствует виртуозное владение различными видами профессиональной деятельности, внедрение инновационных технологий в обучение, авторское моделирование программ и занятий, воспитательных мероприятий и пр.
Третий - творческий уровень. На этом этапе учитель самоорганизует и самоуправляет творческой, разнообразной профессиональной деятельностью с анализом и корректировкой ее результатов, активно передает свой опыт молодым коллегам, создавая условия для творческого преобразования опыта.
Разработанную профессионально-динамическую систему саморазвития учителя можно рассматривать как одну из альтернативных форм самообразования педагога в процессе ПК, включающую элементы дистанционного консультирования, информирования, обучения, педагогической, методической и информационной поддержки и сопровождения, отвечающую информационным возможностям и требованиям времени.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. -2003.- №5.- С.79-90.
2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
3. Калнинш Л. М. Информационно-дидактическое пространство личностно-профессионального саморазвития учителя : мо-ногр. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. - 287 с.
4. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е. В. Иванов, М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, Г. А. Федотова, Р. М. Шерайзина, А. Г. Ширин ; сост. и общ. ред. Е. В. Иванов, М. Н. Певзнер. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - С. 16-31.
5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - С. 240.
6. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - Институт развития образования г. Риги ; Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 155 с.
7. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: монография / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - Изд. второе, доп. - СПб.: ИОВ рАо, 2009. - 404 с.