Л. М. Калнинш
(Благовещенск)
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
В статье раскрываются сущность и организационно-методические особенности дистанционной формы педагогического взаимодействия, которые являются педагогическим условием профессионального саморазвития учителя
В качестве важных проблем, отмеченных в Концепции модернизации российского образования, ведущее место занимает задача подготовки специалистов в области образования, готовых к непрерывному творческому профессиональному саморазвитию, что предполагает создание условий для профессионального становления будущего учителя в вузе и в процессе реальной практической деятельности.
Сущность профессионального саморазвития учителя заключается в погружении студентов старших курсов и педагогов-практиков в единую систему профессионального общения и взаимодействия, благодаря чему происходит обмен опытом, обсуждение таких актуальных проблем преподавания школьных дисциплин, которые могут быть положены в основу научно-исследовательских работ. Функционирует данная система при поддержке сайта «ПЛПСУ -Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя», благодаря которому организуется профессиональное взаимодействие между коллегами или студентами и учителями-практиками. В отдельных разделах сайта каждый желающий может проверить свои остаточные знания по педагогике, психологии и предметным дисциплинам, проконсультироваться по вопросам профессиональной деятельности с руководителями разделов [4].
Важное место при организации дистанционной формы педагогического взаимодействия как условия профессионального саморазвития учителя отводится курсам повышения квалификации педагогов; для их успешного функционирования необходимо предпринять ряд организационных, педагогических и методических мер, направленных на выяснение актуальных проблем преподавания и вопросов методического характера для включения их в содержание изучаемого на курсах.
При организации моделируемой формы педагогического взаимодействия, направленной
на поддержку профессионального саморазвития учителя, предполагается максимальная автономия обучаемого и преподавателя, которая обеспечивается созданием законченных обучающих блоков-модулей по актуальным проблемам, востребованным педагогами [1, 4, 6]. Не менее значимым моментом при организации дистанционной формы обучения учителей-практиков является экономия средств на командировочные расходы, возможность обучения «без отрыва от производства» и, что немаловажно в условиях отдаленных сельских регионов, без отрыва от семьи и традиционных сельхозработ. С точки зрения организации дистанционной формы обучения, последнее повышает социальную актуальность, так как сельский учитель, имеющий семью, нередко является единственным работником, обеспечивающим её.
Автономность деятельности при организации дистанционной формы обучения обеспечивается созданием модулей, включающих опорные конспекты лекций, презентации, методические указания по выполнению и представлению отчетов, контрольные задания для оценки результатов, тесты и другие формы взаимодействия [4]. Контрольные задания могут быть двух видов - предполагающие развернутый ответ или краткое изложение. Режим, в котором обучаемый выполняет задания, может быть различным. Обучаемому может даваться время для выполнения задания и пересылки его в университет, либо он должен выполнить тест-задание в реальном времени перед компьютером. Выбор типа и режима выполнения задания определяется исходя из педагогических задач и целей обучения.
Для удовлетворения различного рода спро-сов на обучающие модули предлагается расширенный перечень изучаемых блоков-модулей, каждый из которых имеет свою дидактическую ценность. Объем усвоения учебной информа-
ции рекомендуется измерять в баллах на основе модульно-рейтинговой системы оценки достижений обучаемого [6]. «Ценность» модулей, выраженная в баллах, может быть различной в зависимости от трудоемкости освоения модуля.
Полная трудоемкость выбираемых курсов повышения квалификации соответствует принятым нормам. Создавая возможность для выбора обучаемыми тех модулей, которые наиболее актуальны для конкретного учителя, в предлагаемой программе курсов представлен перечень тем для изучения, превышающий необходимый объем. Каждый учитель, осваивая программу обучения, может самостоятельно выбрать интересующие его модули, на основе чего составляется индивидуальная программа. Особенность функционирования дистанционной формы предполагает возможность дополнения предлагаемых к изучению модулей с представлением своевременной информации на сайте http://www.bgpu.ru/plpsu/.
При освоении индивидуальной программы и наборе соответствующего количества баллов обучаемый считается полностью выполнившим учебный план курсов. Приступить к освоению программы повышения квалификации можно в течение всего периода обучения с октября по май месяц текущего года, в удобное для педагога время. В случае невыполнения учителем программы обучения в обозначенные сроки все вопросы решаются в соответствие с договором через руководителя проекта.
Консультативную помощь руководителя проекта можно получить в разделе «Профессиональные консультации» в режиме открытого общения, либо в режиме «он-лайн» в зависимости от желания педагога.
Ниже представлен примерный тематический план (табл. 1) курсов повышения квалификации учителей технологии, черчения, изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования, по которому осуществляется подготовка на сайте http://www.bgpu.ru/plpsu/ в дистанционной форме [4].
Для обеспечения механизма оценивания деятельности обучаемых по дистанционной форме курсов требуется разработка технологической карты оценки достижений. Начальная оценка (Но) изучения выбранных образовательных модулей или тем в баллах определяется в соответствии с трудоемкостью изучаемых тем в часах.
Следует уточнить, что для получения свидетельства о повышении квалификации учителя технологии и предпринимательства, черчения
и изобразительного искусства, педагога дополнительного образования достаточно освоения учебного материала в объеме 72 часов (в том числе 2 часа - подведение итогов).
Для объективного оценивания показателей усвоения учебных модулей учителями-практи-ками достаточно введения трехпозиционной оценки, включающей такие категории, как «незачет», «хорошо» и «отлично», а также трех категорий коэффициентов, позволяющих оценить качественный уровень освоения модулей программы обучения.
Расчет баллов за освоение различных модулей. Суммарный балл (См) вычисляется по формуле: См = Но хК1 (либо К2 или КЗ), где качественные коэффициенты К1, К2, КЗ определяются по следующему соответствию: «зачтено» -К1 = 1; «хорошо» - К2 = 2; «отлично» - КЗ = 3.
За активную работу на разделах сайта вводится дополнительный балл АР по каждому разделу в размере АР = (0,2^0,5)хНо, который тоже, по желанию обучаемого, может учитываться в расчете общего рейтинга. При этом начальная оценка деятельности на разделах сайта прописана в условиях организации педагогического взаимодействия в отдельных разделах и при регистрации членов сообщества [4].
Учитывая важную роль участия обучаемого в научно-методических конференциях (Ук), организуемых в рамках профессионально-динамической системы саморазвития учителя [5], мера участия каждого члена сообщества в названных формах педагогического взаимодействия принимается равной освоению одного модуля обучающей программы. При этом «ценность» участия учителя в конференции определяется 10-ю баллами, выступление с докладом на конференции и опубликование материалов - по 10 баллов за каждый вид деятельности.
Таким образом, активность участника программы конференции может быть оценена 30-ю баллами, которые в случае повышения квалификации учителем в дистанционной форме обучения могут быть учтены в суммарной оценке обучаемого - итоговом рейтинге. При заочном участии учителей в конференции и представлении материалов для публикации на счет участника зачисляется 10 баллов, которые тоже могут быть учтены в общей сумме баллов, если данная категория учителей является членами сообщества.
Контроль остаточных знаний (ОС) учителя технологии представляет собой несколько тестов по контролю остаточных знаний по основным дисциплинам, которые предусмотрены
Таблица 1.
Примерный тематический план курсов повышения квалификации (дистанционная форма)
№ п.п Название модуля, темы, раздела Трудоем- кость (в час.) Трудоемкость по видам деятельности (час.) Форма контроля
Тео- рия Прак- тика Сам. раб.
1 2 3 4 5 6 7
1. Технология моделирования занятий на основе кодированного анализа уроков (КАУ)
1.1 Управление системой обучения. Современные подходы к технологии обучения предметным дисциплинам. 8 4 4 Тест-опрос
1.2 Технология моделирования календарно-тематического планирования на основе КАУ (кодированного анализа урока) 12 2 4 6 Представление разработки
1.3 Технология моделирования занятий на основе КАУ 12 2 4 6 Представление разработки
Итого по 1-му модулю: 32 8 8 16
2 Методика работы над творческим проектом 8 2 2 4 Представление разработки
3 Методика преподавания предпринимательства в современных условиях 16 4 4 8 Тест-опрос
4 Разработка и создание учебнометодических комплексов (УМК) 16 4 4 8 Разработка и представление одного из разделов УМК
5. Моделирование авторских программ
5.1 Структура, содержание и особенности моделирования авторских программ 16 4 4 8 Представление авторской программы
5.2 Методика преподавания ДПТ на уроках технологии и во внеурочной деятельности 12 4 4 4 Авторская разработка
Итого: 28 8 8 12
6 Методика преподавания черчения в современных условиях 16 4 4 8 Тест-опрос
7 Методика преподавания изобразительного искусства в современных условиях 20 4 4 12 Индивидуальные задания
8 Особенности технологии обработки одежды для детей и подростков 24 4 8 12 Тест-опрос
9 Методика использования Единого метода конструирования швейных изделий на занятиях по технологии (обслуживающий труд) и во внеурочной деятельности 24 4 8 12 Тест-опрос
10 Диагностика личностного саморазвития учащегося 16 4 4 8 Тест-опрос
Итого: 200 46 54 100
Итоговый контроль: 2 - 2 -
Таблица 2
Дневник наблюдений
№ ФИО Текущий рейтинг освоения учебных модулей (тем) курсов повышения квалификации, в баллах Ук * АР А И
1.1 1.2 1.3 2 3 4 5.1 5.2 6 7 8 9 10
1 Иванова А. 4 6 6 0 0 6 24 0 0 0 0 0 8 30 6 10 100
2 Петрова И.
* Ук - участие в конференциях АР - активная деятельность в разделах сайта «ПЛПСУ»
А - аутодиагностика И - итоговая оценка
Государственным стандартом высшего профессионального образования. Успешное освоение тест-контроля остаточных знаний, осуществляемое посредством организации самостоятельного раздела «Аутодиагностика» на сайте «ПЛПСУ», служит своевременному выявлению пробелов в знаниях будущего педагога и учителя-практика по отдельным дисциплинам в соответствии со стандартом подготовки учителя по специальности «Технология и предпринимательство» и является обязательным разделом (модулем) при освоении курсов повышения квалификации. Его суммарная оценка в баллах (Сое) учитывается в расчете общего рейтинга. При этом начальная оценка Но = 10 баллам, коэффициенты: К = 1; 2; 3 соответствуют качественной оценке: «зачтено»; «хорошо» и «отлично» соответственно.
Расчет общего балла - рейтинга (Р) учебной деятельности при освоения курса по выбору производится следующим образом:
Р = См + Сое + АР + Ук.
Для удобства подсчета итоговых показателей за освоение всего курса предполагается приведение их в соответствие с минимальным количеством часов, принятым для присвоения свидетельства о повышении квалификации (72 часа). На основе изложенного, оценке «незачет» соответствует суммарное количество баллов (рейтинг) за освоение всех выбранных модулей и всех видов взаимодействия, представленных на сайте, от 0 до 69 включительно; «хорошо» -от 70 до 139; «отлично» - от 140 и выше.
Итоговый рейтинг определяет оценку деятельности обучаемого по освоению курсов повышения квалификации в соответствии с утвержденной шкалой: до 69-ти включительно -«недостаточный» уровень; от 70 до 139-ти -«хороший»; от 140 и выше - «высокий».
В течение всего периода организуемого взаимодействия, которым является учебный год - с сентября по июнь включительно, идет наблюдение за активностью каждого члена сообщества и оформляется лист учета текущего рейтинга, представленный в таблице 2, он является дневником наблюдений за активностью членов сообщества и учитывает различные виды педагогического взаимодействия, перечень которых может быть продолжен.
Таким образом, на основе модульно-рейтинговой технологии нами была разработана технологическая документация оценивания активности педагогического взаимодействия, организованного на основе профессионально-динамической системы саморазвития учителя, при обеспечении дистанционной формы педагогического взаимодействия. Активность членов сообщества «ПЛПСУ», проявляемая в различных видах дистанционной формы педагогического взаимодействия внутри системы, является критерием, отвечающим за эффективность процессов профессионального саморазвития педагога в проектируемой профессионально-динамической системе. Подробному рассмотрению критериев и показателей эффективности функционирования ПДССУ будут посвящены следующие публикации автора.
Литература
1. Вазина К. Я. Дистанционное обучение педагогических кадров. - М.: Московский гос. ун-т печати, 2002. - 273 с.
2. Калнинш Л. М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5. - С. 99-103.
3. Калнинш Л. М. Интернет-поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя / Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента: материалы третьей международной научно-практической конференции (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 12-13 мая 2008 г.) / авт.-сост. и ред. Р.М. Шерайзина, О.С. Орлов. - Великий Новгород, 2008. - С. 147-152.
4. Калнинш Л. М. Повышение квалификации [Электронный ресурс] // Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя: сайт. - 1^: http://www.bgpu.ru/plpsu/ (дата обращения 05.11.2008).
5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
6. Перевощикова Е., Голубева А. Рейтинговая система оценивания студентов как средство управления качеством образовательного процесса по специальности // Инновации в образовании. - 2007. -№12. - С. 65-72.
7. Калнинш Л. М. Педагогическая поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе // Человек и образование. - 2009. - №3. -С.65-70.
--------^----------