Л. М. Калнинш
(Благовещенск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
В статье раскрывается система педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущего учителя на основе курса по выбору студентов, благодаря которому учителя-практики и выпускники педагогических вузов погружаются в систему взаиморазви-вающего профессионального взаимодействия и общения
Новая стратегия образования предполагает на основе активизации мотивов личностно-профессионального роста вовлечь педагога в процесс постоянного профессионального самосовершенствования. Это актуализирует проблему создания профессионально-динамической системы саморазвития учителя (ПДССУ) в вузовском и послевузовском пространстве, которая способна погрузить будущих учителей (студентов старших курсов) и практикующих педагогов в единую систему подготовки и переподготовки [6]. Представленные материалы отражают сущность педагогической поддержки как педагогического условия профессионального саморазвития учителя в одной из подсистем - в среде вузовской подготовки.
Исследуя вопросы профессионального саморазвития учителя, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью более подробного рассмотрения процессов становления, развития и саморазвития с точки зрения философии, психологии, педагогики, ак-меологии и других наук.
Истоки процесса развития в ряде философско-психологических работ (К. А. Абуль-ханова-Славская и др.) определяются в экзистенциальной традиции на основе устремленности в будущее как природной предпосылки, заданной от природы. С этих позиций сущность становления представляется нам как начальный этап личностнопрофессионального восхождения учителя, которое происходит в силу наличия способности нести ответственность [1]. Ответственность понимается нами не как верность
формальному долгу, не следование принятым нормам, а готовность в профессиональной деятельности видеть, выделять, осознавать, заниматься поиском решений различных профессиональных проблем; доверие к нравственному содержанию своих чувств, готовность нести ответственность за действия и поступки не только свои, но и своих воспитанников, за характер своих взаимоотношений с другими людьми (И. С. Кон). По сути - это уже начавшийся процесс личностно-профессионального роста учителя, сопровождающийся инте-риоризацией - «примеркой» и присвоением необходимых личностных качеств, которые в современных условиях принимают значение профессиональных [10, с. 430].
Таким образом, теоретическое исследование феномена процесса становления учителя позволило представить его структуру следующими составляющими: наличие природных источников, внутренних и внешних мотивов к педагогической деятельности; самоукрепление - через принятие общечеловеческих ценностей, ответственности, воли; обретение начального профессионального опыта в деятельности, профессиональное самоопределение. Обозначенные компоненты процесса становления учителя своеобразно сплавлены, служат «накапливанию», «приращению» специальных компетенций и характеризуют начальный этап личностно-профессионального саморазвития.
Анализ целого ряда теоретических источников позволил выявить, что существует некоторое смешивание понятий разви-
тия и саморазвития личности. Появившиеся в последние годы работы по саморазвитию (В. И. Андреев, Л. Н. Куликова, Г. А. Федотова и др.) позволили рассмотреть сущность данного феномена в соотношении с развитием и становлением профессионализма учителя [3, 8].
С точки зрения психологии процессы развития протекают в соответствии с природосообразными явлениями развития человека. С педагогической - необходимо создание условий для саморазвития личностных качеств воспитанника. Позиции педагогов и психологов в рассмотрении соотношения этих двух понятий - «развития» и «саморазвития» - позволили сделать вывод об их соподчиненности. Если под развитием понимать самопроизвольное, природосообразное изменение личности под влиянием внутренних факторов и противоречий, с учетом опосредованного воздействия окружающей действительности [8], то развитие является базовым понятием. С позиции соподчиненности саморазвитие выступает высшим уровнем развития, на котором происходит не хаотическое, спонтанное, а целенаправленное, осознанное само-изменение, которое приводит к качественному приращению и преобразованию личности, появлению и усложнению динамических связей и взаимодействий со средой [8, с. 5-24].
Праксиологический подход к вопросу профессионального становления во главу угла ставит развитие деятельности и ее компонентов в динамике (В. Д. Давыдов,
Э. Ф. Зеер и др.). Важным для нашего исследования является положение праксиологии о признании саморазвития любой профессиональной деятельности - «она развивается функционируя и функционирует развиваясь. ...Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности» [4, с. 49-50]. Профессиональное становление субъекта, по исследованиям Э. Ф. Зеера, выражается в развитии его личности и индивидуальности путем приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности; становление профессиональной деятельности - в развитии ее
приемов и способов совершенствования технологии, обогащении методологического инструментария [4, с. 50]. В результате непрерывного развития личности учителя ему становятся доступными более сложные профессиональные задачи. В итоге становления деятельности педагога формируются новые задачи и способы их решения.
Таким образом, включение будущих учителей в профессионально-ориетирован-ную педагогическую деятельность, наряду с личностно-профессиональным становлением, позволит создать дополнительные условия для становления их профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что важными составляющими профессионального становления учителя являются личностные характеристики педагога, которые, безусловно, связаны с профессиональной деятельностью. Авторская позиция на основе современных исследований в области акмео-логии (А. А. Деркач, Л. И. Катаева и др.) позволила принять ведущими в развитии специальных, а затем профессиональных и «акме»-характеристик учителя личностные процессы - становления, развития и саморазвития. Каждому из названных процессов соответствует содержание, характеризующее освоение педагогической деятельности: этапу профессионального станов-
ления - освоение специальных профессиональных компетенций и квалификаций; профессиональному развитию - освоение и присвоение ключевых профессиональных квалификаций и компетенций; профессиональному саморазвитию - «акме»-владение профессиональным мастерством, индивидуальный стиль деятельности, творчество.
Таким образом, профессиональное саморазвитие учителя - это непрерывный, управляемый им самим процесс, имеющий свою структуру, с набором взаимодополняющих, взаимообусловливающих, взаимопроникающих процессов личностного развития - становления, развития и саморазвития, каждый из которых имеет свое содержание, наполненное соответствующими компонентами профессиональной деятельности сообразно ее саморазвитию.
Анализируя феномен педагогической деятельности и принимая во внимание утверждения Э. В. Ильенкова, мы считаем, что педагогическая деятельность учителя только тогда может считаться результативной, когда ученик «начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне, - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни» [5, с. 398]. С позиции нашего исследования мы позволим себе утверждать, что результативность учителя проявляется и тогда, когда педагог-практик прорастает своим опытом в других коллегах.
Род занятий учителя-профессионала постоянно связан с высшей ценностью -человеком. Каждый из тех, с кем взаимодействует учитель - школьник, коллега-профессионал или будущий учитель - наделен своим неповторимым, уникальным внутренним миром, с огромными возможностями и потребностями для роста - это страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе [2]. Развертывание в будущих учителях потребностей и возможностей на пути к профессиональному развитию, к свободе в деятельности во многом зависит от глубины и содержания педагогического взаимодействия учителя-практика и начинающего педагога. Содержание организуемого взаимодействия направлено на взращивание лучшего в человеке, его уникальности и неповторимости, что придает особый гуманистический характер среде педагогического общения и взаимодействия и является фактором проектируемого процесса.
Выстраивая свое понимание действенности названного фактора, мы опираемся на размышления о гуманистической природе учительского труда выдающихся психологов и педагогов современности Ш. А. Амо-нашвили, А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, Б. З. Вульфова и др. Их взгляды позволяют представить педагогическую поддержку как среду оказания помощи коллегами молодым в освоении профессионального опыта и создания взаимоотношений, в которых происходит «поднятие» педагога-практика до уровня начинающего учителя, до «со-
впадения», «со-бытия», «со-общения» друг с другом. В таких условиях будущий учитель не только готовится к профессиональной жизни и деятельности, но и живет полноценно «сегодня и сейчас», помогая решать профессиональные проблемы старшим педагогам и удовлетворяя свои актуальные потребности в учебе.
На первый план в деле личностно-профессионального становления будущего учителя встает оказание педагогической поддержки и помощи взрослеющему человеку в поисках смысла жизни и смысла профессиональной деятельности, принятии как личностных нравственных ценностей. Вышесказанное служит основанием для выведения следующего фактора: проживание в «культурных практиках» профессионального общения и взаимодействия.
Организация курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя» предоставляет возможность постепенного накопления педагогического опыта, приобретения опыта межличностных отношений не только в вузовской среде, но и в среде профессионального общения и взаимодействия. На основе приоритетов общечеловеческих ценностей создаются условия активного освоения специальных и профессиональных компетенций, которые позволяют творчески реализовать себя в профессии, постоянно работать над собственным внутренним миром, а также возможности для «прорастания» профессионального опыта учителей-прак-тиков в будущих учителях, коллегах. Последняя особенность дает возможность профессионального развития и взаимораз-вития по духовной горизонтали, при этом опыт других педагогов становится фактором личностно-профессионального становления будущего учителя и побуждает инициативу профессионального роста у коллег.
Процесс профессионального саморазвития педагога характеризуется непрерывной реализацией потенциальных возможностей, способностей и талантов, обеспечивая полное познание и принятие своей собственной изначальной природы. Потребность в личностном росте и самоактуализации является высшим уровнем в иерархии человеческих потребностей (по А. Маслоу).
Способом самовыражения своих внутренних возможностей и устремлений является творчество учителя, которое принимается нами как критерий его профессионального саморазвития.
Особую важность для нашего исследования представляет совпадение и принятие личностного профессионального развития и профессиональной самоактуализации. Наиболее сложным в решении данной проблемы является создание условий для поиска и принятия смысла профессиональной деятельности, и в целом смысла жизни, который, согласно исследованиям В. Франкла, не может быть навязан директивно, он может быть только личностным [11]. Процесс поиска смысла жизни и смысла профессиональной деятельности - это не застывшее явление, а процесс, развернутый во времени. Наибольшую значимость для нашей работы представляет то, что этот процесс ценен как сопровождающий духовное развитие личности педагога, его профессиональную самореализацию: «.это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [1, с. 72].
С точки зрения психологии развития профессиональная самоактуализация учителя сопровождается процессами экстерио-ризации, в которых происходят преобразования внутренних структур психики в устойчивые поведенческие акты [10, с. 430]. Вышесказанное позволяет проводить исследования процессов профессионального саморазвития учителя на основе проявления устойчивых поведенческих актов и принять в качестве критерия рефлексию -способность осмыслять события, явления, действия и поступки свои и других людей.
Итак, опираясь на вышесказанное, определим: понятие педагогическая поддержка представляет собой комплекс усилий, направленных на организацию курса по выбору студентов «Поддержка личностнопрофессионального саморазвития учителя». На основе создания гуманистической среды педагогического общения и взаимодействия со старшими коллегами будущие педагоги погружаются в атмосферу открытых и доверительных отношений, в кото-
рых происходит обмен педагогическим опытом и освоение активной практики решения актуальных проблем преподавания отдельных дисциплин в современных условиях. Организация педагогической поддержки обеспечит непрерывность процесса профессионального саморазвития деятельности учителя, позволит установить взаи-моразвивающие отношения между студентами и педагогами-практиками, активизирует позитивные изменения специальных личностно-профессиональных характеристик.
С целью погружения студентов старших курсов педагогических вузов в профессионально-динамическую систему саморазвития учителя необходимы организация и методическое обеспечение курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя», которые здесь представлены сокращенным вариантом программы и методическими рекомендациями к ее реализации.
Программа курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя» разработана для студентов 5-х курсов педагогических вузов в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Цель курса - обеспечение педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущих педагогов; расширение профессиональной компетентности и квалификации; погружение будущего учителя в профессионально-динамическую систему саморазвития (ПДСС) учителя.
Задачи курса по выбору: изучить основные подходы к выстраиванию концепции профессионально-динамической системы саморазвития учителя, ее сущность принципы и особенности функционирования; обеспечить освоение технологии модульно-рейтинговой оценки качества профессиональных достижений учителя; обеспечить педагогическую поддержку и сопровождение становления и личностно-профессионального саморазвития будущего учителя на основе организации педагогического взаимодействия внутри Интернет-сообщества «ПЛПСУ».
Таблица 1
Тематический план курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя»
№ п/п Название темы Общее кол-во часов Лекции Практи- ческие работы Самост. работа
1 Теоретические основы профессионально-динамической системы саморазвития учителя 4 2 - 2
2 Сущность, принципы построения, особенности функционирования ПДССУ 8 2 2 4
3 Особенности модульно-рейтинговой оценки деятельности учителя, ее роль в профессиональном саморазвитии учителя 8 2 2 4
4 Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя 8 2 2 4
5 Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя 12 2 4 6
6 Творческая деятельность учителя - необходимое условие саморазвития школьников 8 2 2 4
7 Презентация опыта учителя-практика как результат профессионального взаимодействия членов Интернет-сообщества «ПЛПСУ» 14 1 6 7
8 Презентация авторских идей 14 1 6 7
9 Аутодиагностика личностно-профессиональных достижений будущего учителя 12 2 4 6
ИТОГО 88 16 28 44
Особенности реализации программы курса по выбору заключаются в организации различного рода педагогических взаимодействий, которые составляют практи-Благовещенского государственного педагогического университета http://www.bgpu. ги/р^и (руководитель проекта Л. М. Калнинш, программное обеспечение - Ю. Г. Вах-мянин) [7]. Ниже представлен тематический план (табл.1).
Перечень тем для практических занятий: разработка показателей модульнорейтинговой системы оценки достижений студента; организация педагогического взаимодействия с учителями-практиками; презентация опыта учителя-практика; разработка и презентация собственных идей решения школьных проблем преподавания предмета «Технология» в современных условиях; аутодиагностическое исследование личностно-профессиональных достижений будущего учителя.
Формы контроля. Контроль за деятельностью студентов при освоении курса
ческую часть программного материала и осуществляются на основе работы сайта, организованного при Интернет-ресурсе
по выбору проводится на основе совместно разработанной членами группы и преподавателем модульно-рейтинговой оценки достижений. Разработка критериев и показателей деятельности осуществляется на одном из первых занятий и заносится в технологическую карту.
Различные компоненты модульно-рейтинговой оценки, отвечающие за качественную характеристику показателей, принимаются и утверждаются всей группой студентов. Среди показателей могут быть качественные характеристики выполнения практических заданий, участие в конференциях, освоение тестов аутодиагностики и другие.
Таким образом, в статье представлены компоненты и содержание процессов профессионального саморазвития учителя, раскрыта сущность педагогической под-
держки как педагогического условия эффективного функционирования профессионально-динамической системы саморазвития учителя на этапе его становления, а также определены факторы, содействую-
щие организации творческого взаимодействия будущих учителей и учителей-прак-тиков с целью профессионального взаимо-развития всех участников педагогического сообщества.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. -297 с.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. - М., 1990. - 560 с.
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. -608 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2006. - 336 с.
5. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1991. - 398 с.
6. Калнинш Л. М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5. - С.99-103.
7. Калнинш Л. М. Положение об Интернет-сообществе учителей // Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя: сайт [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. bgpu. ru/plpsu/ (дата обращения 12.02.2009).
8. Куликова Л. Н. Теоретико-методологические основания саморазвития личности // Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции / Под общ. ред. Е.В. Шишмаковой. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 5-24.
9. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогич. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вен-та-Граф, 2005. - 368 с.
10. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 386 с.