Научная статья на тему 'Проблема теоретического обоснования системы профессионально- прикладной физической подготовки обучающихся'

Проблема теоретического обоснования системы профессионально- прикладной физической подготовки обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырёв Сергей Александрович

Приоритетные задачи, которые ставятся перед системой физкультурного образования, предполагают обеспечение развития жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний. При правильной организации занятий физическими упражнениями, как отмечается в статье, они способствуют достижению объективной готовности человека к трудовой деятельности. Это осуществляется за счет повышения функциональных возможностей, создания физиологических резервов организма, расширения двигательного опыта занимающихся. Таким образом, реализуется принцип прикладности физического воспитания, его связи с трудовой деятельностью человека. В последнее время это направление системы физического воспитания широко изучается и получило свое определение как профессионально-прикладная физическая подготовка. Эти вопросы являются предметом изучения в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырёв Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема теоретического обоснования системы профессионально- прикладной физической подготовки обучающихся»

были бы решены, а занятия носили бы оздоровительно-профилактический характер. Присутствие врача позволило бы часть нагрузок перенести в зону риска, без чего невозможно по-настоящему прогрессировать. Врач вправе консультировать по специальным вопросам заболеваний. Подводя итоги, следует выделить два аспекта: изменения, которые должны произойти со студентами, занимающимися постоянно физической культурой; изменения, которые должны произойти с преподавателями. Если студенты должны будут перейти к сознательному выбору формы занятий и начнут задумываться о своих физических кондициях, т.е. станут активным элементом системы обучения, то в отношении преподавателей возникают другие проблемы. Во-первых, произойдет резкое улучшение эффективности оздоровительной работы кафедр и работа преподавателей станет носить творческий характер: между педагогом-консультантом и тренером в своем виде спорта. Во-вторых, выявятся популярные и непопулярные виды спорта (специализации) и преподаватели. Это заставит их совершенно по-другому подходить к работе и искать пути к каждому студенту. Возникает масса организационных вопросов. Но очевидно, что это нормальный педагогический процесс. В заключение можно выделить следующие пункты, характеризующие новизну подхода: обязательные медицинские осмотры студентов для определения группы здоровья. На первом курсе студенты занимаются по расписанию и с помощью преподавателей выбирают свой вид спорта, систему физических упражнений, а на втором-четвертом курсах занимаются самостоятельно по расписанию работы секций под контролем преподавателей кафедры и тренеров спортивного клуба. Этого достаточно для получения информации о состоянии здоровья человека. Каждый семестр сдают зачеты по контрольным нормативам комплекса ГТО. Эти тесты и характеризуют уровень специальной подготовленности и двигательной компетенции студентов.

Такой подход делает студента активным участником образовательного процесса.

©Р.Р. Батыркаев, В.Д. Паначев, 2015

УДК 378.1

Богатырёв Сергей Александрович

аспирант кафедры педагогики УралГУФК

г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Приоритетные задачи, которые ставятся перед системой физкультурного образования, предполагают обеспечение развития жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний. При правильной организации занятий физическими упражнениями, как отмечается в статье, они способствуют достижению объективной готовности человека к трудовой деятельности. Это осуществляется за счет повышения функциональных возможностей, создания физиологических резервов организма, расширения двигательного опыта занимающихся. Таким образом, реализуется принцип прикладности физического воспитания, его связи с трудовой деятельностью человека. В последнее время это направление системы физического воспитания широко изучается и получило свое определение как профессионально-прикладная физическая подготовка. Эти вопросы являются предметом изучения в данной статье.

Ключевые слова

Проблема. Теоретическое обоснование. Система. Физическая культура. Профессиональная прикладность.

Подготовка. Обучающиеся.

Многие вопросы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся раскрыты в работах А. Б. Борисова [1], И. Д. Карцева и С. А. Полиевского [7], В. Л. Марущик [11], В. М. Менщикова [13], Р. Т. Раевского [18] и др. Однако проблема теоретического обоснования системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся требует дальнейшего теоретического осмысления [1; 2; 21]. Отдельные положения профессионально-прикладной физической подготовки целесообразно рассматривать, по мнению П. П. Пархоменко, путем сопоставления с богатой практикой физической подготовки военнослужащих, где специальная направленность физических упражнений на обеспечение успеха в военно-профессиональной деятельности является непременным элементом ее планирования и организации [15, с. 51-52].

Многими исследованиями [1-21] показано, что в основе механизма влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результаты овладения навыками и умениями в новых сферах. Этот перенос может осуществляться как в близких по структуре действиях, например, между различными физическими упражнениями, так и в достаточно далеких. В ряде исследований был зафиксирован перенос физических качеств, развиваемых акробатическими упражнениями, на результаты приема радиосигналов на слух [4; 8; 11]. Теория переноса достаточно широко разработана в психологии и педагогике [1; 3; 8; 16]. На ней построены многие приемы школьного и профессионального обучения. Обычно в науке разделяют перенос двух видов [6; 11; 19]:

1) перенос при обучении, т.е. влияние уже имеющихся навыков и умений в одной деятельности на овладение навыками в другой деятельности;

2) перенос при функционировании, т.е. влияние вновь приобретенных навыков на результаты выполнения другой деятельности, ранее хорошо освоенной.

В случае облегчения или улучшения одной деятельности под влиянием изменений в другой, как считает Р. Т. Раевский, говорят о положительном переносе, а в случае затруднений или ухудшения - об отрицательном [18, с. 23-26]. Мерой переноса обычно служит величина изменений количественных и качественных показателей. При обосновании значения профессионально-прикладной физической подготовки следует сопоставить изменения в уровне физической подготовленности, развития двигательных навыков с показателями количества допускаемых ошибок, скорости профессиональных действий и других параметров работы специалистов при выполнении стандартных производственных заданий [13, с. 18].

Важным аспектом теоретического обоснования системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся является определение необходимой меры сходства двигательных навыков, вырабатываемых в ходе профессионально-прикладной физической подготовки и требуемых в профессиональной деятельности. Конечно, перенос можно считать более успешным, если в физических упражнениях содержатся элементы, тождественные по своей структуре элементам производственных операций. Занятия автоспортом напрямую воздействуют на совершенствование навыков вождения профессионального водителя. Это крайний случай.

Однако такое сходство не обязательно. Явление переноса, как считает В. Л. Марищук, может осуществляться и в том случае, если наличие сходства будет хотя бы в характере сигнальных раздражителей на начало физических упражнений. Выполнение упражнения по сигналу, сходному с сигналом на пульте управления, также будет способствовать становлению профессиональных навыков [12, с. 109-113].

Отметим и то, что в отличии от психологии, применительно к физическому воспитанию явление переноса может наблюдаться относительно не только навыков, но и физических качеств. Следует сразу же

оговориться, что наблюдать перенос физических качеств или двигательных навыков в «чистом виде» практически невозможно, так как они присутствуют в единстве при выполнении любого упражнения, и результат тренировки зависит от развития как навыка, так и физического качества. Поэтому при объяснении явлений переноса физической подготовленности на профессиональную деятельность спортсменов, нельзя ограничиваться только анализом структуры двигательных навыков. Во многих случаях явление переноса связано с общностью морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме под влиянием упражнений в развитии качеств. Эти теоретические положения нами учитывались при организации опытно-экспериментальной работы. На этом, в частности, основаны и физиологические критерии профессиональной пригодности подростков профтехучилищ, колледжа к различным профессиям, сформулированные И. Д. Карцевым с соавт. [7, с. 11-16].

При планировании явлений переноса постоянно возникает практический вопрос о том, на каком уровне развития физических качеств и двигательных навыков возможно их положительное влияние на другие формы деятельности.

Анализ корреляционных зависимостей между результатами выполнения физических упражнений, в нашей опытно-экспериментальной работе, дал основание сформулировать некоторые закономерности переноса. По-видимому, наиболее вероятно, что перенос физической подготовленности на профессиональные навыки легче всего осуществляется на первых этапах формирования двигательных умений и навыков в обоих видах деятельности. По мере овладения навыками выполнения физических упражнений и профессиональных действий связи между ними постепенно «размываются» и сходят на нет. Это можно проследить на примере анализа взаимосвязи между самими физическими упражнениями. Так, у новичков коэффициент связи между результатами в беге на 100 м. и прыжками в длину с разбегу примерно 0,8, а у спортсменов, показывающих мастерские результаты в обоих упражнениях, этот коэффициент корреляции снижается до 0,1.

Здесь уместно отметить и то, что исходным моментом в теоретическом обосновании системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся служит профессиограмма типичных действий курсантов вузов, позволяющая определить группы мышц, на которые ложится основная нагрузка. Ими оказались сгибатели и разгибатели туловища, разгибатели ног, сгибатели предплечья. Наиболее типичный режим трудовой деятельности курсанта можно охарактеризовать как скоростно-силовой, позволяющий проявлять мощные усилия в короткий промежуток времени. При этом высокие требования предъявляются к мышечной выносливости, которая проявляется как способность сохранять в течение длительного времени высокую мощность рабочих операций с реализацией высокой подвижности в перемещениях, близкой к экстремальной деятельности [4, с. 362].

Можно предположить, что в любой области деятельности по мере профессионального становления у каждого человека складывается свое специфичное сочетание компонентов навыка, и это затрудняет реализацию явлений переноса этого навыка в другие сферы. На нижних ступенях профессионального становления, когда специфика навыка еще не закрепилась, имеется больше возможностей для достижения успеха за счет «запуска» сходных механизмов обеспечения других спортивных и профессиональных действий. При этом, как полагает С. В. Темников, различия в физической подготовленности скажутся и на протекании процессов восстановления после напряженной периодов работы [21, с. 13-14]. Если в ходе выполнения производственных заданий за счет сознательных волевых усилий работоспособность специалистов с высокой выучкой и низкой физической подготовленностью еще может сохраняться, то ликвидация явлений утомления у них будет затягиваться, сдвиги в функциональном состоянии могут быть более значительными. Неполное восстановление в свою очередь способствует коммуляции утомления.

Изучая проблему теоретического обоснования системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся, можно сделать вывод о том, что применительно к целям профессионально-

прикладной физической подготовки явление переноса следует рассматривать в следующих аспектах [3; 6; 10; 19]:

• каким образом различный, уже имеющийся у учащихся уровень развития физических качеств и владения двигательными навыками влияет на результаты профессиональной деятельности;

• в каком направлении и в какой степени повышение уровня развития физических качеств и совершенствование двигательных навыков в процессе профессионально-прикладной физической подготовки влияет на овладение производственными умениями и навыками;

• в каком направлении и в какой степени повышение уровня развития физических качеств и совершенствование двигательных навыков в процессе профессионально-прикладной физической подготовки влияет на выполнение производственных заданий и действий.

Анализируя проблему обоснования системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся в теории и практике, следует отметить и другое, важным вопросом является и определение необходимости включения в систему физического воспитания специалистов различных категорий подсистемы профессионально-прикладной физической подготовки. Если исходить из положений, которые развиваются многими авторами, то профессионально-прикладная физическая подготовка должна включаться в систему физического воспитания на этапе профессионального обучения практически каждого специалиста, независимо от специфики умений и навыков, которыми он должен обладать при выполнении профессиональных заданий.

Для обоснования такого подхода методом профессиографического исследования выявляются ведущие психомоторные, психофизиологические качества и специальные двигательные навыки и на этой основе строятся рекомендации по подбору физических упражнений.

Для решения задач профессионально-прикладной подготовки в экспериментальной группе были использованы легкоатлетические упражнения спринтерской подготовки, прыжковые и беговые упражнения по песку, в гору, упражнения на тренажерах, позволяющие повысить силой и скоростно-силовой потенциал мышечных групп, включенных в процесс профессиональной деятельности. Как отмечают многие исследователи [2; 7; 10; 14; 17; 21], положительное воздействие тренажеров заключается в том, что с их помощью можно получить нормированную порцию нагрузок с акцентированным силовым напряжением и адресным локальным воздействием на опорно-двигательный аппарат. Использование локальных силовых упражнений в физической подготовке обучающихся содействует развитию мышечных компонентов выносливости, столь необходимой работникам любых профессий. Такие упражнения выполняются в различных силовых режимах, как в изометрическом режиме без изменения длины мышц в статическом напряжении, так и в динамических режимах при уменьшении длины мышц с моментами активного силового напряжения и расслабления. При этом локальные силовые упражнения развивают и моделируют силовое усилие, сходное с трудовым профессиональным напряжением, и именно в тех мышечных группах, которые задействованы [21, с. 13-14].

Из положений теории переноса навыков следует, что на первоначальном этапе обучения или тренировки развитие физических качеств достаточно тесно взаимосвязано [5, с. 119-120]. И поэтому, независимо от акцентов в направленности тренировки, развитие физических качеств до определенного уровня будет происходить достаточно равномерно. Поэтому, если специфика будущей профессиональной деятельности не требует высокого уровня развития того или иного качества, то введение профессионально-прикладной физической подготовки, как верно считает В. И. Ильинич, не всегда оправдано [5, с. 39].

Подтверждением данного положения служат многочисленные факты больших различий в степени профессиональной обученности испытуемых при сопоставлении их по критерию общей физической подготовленности, чем по уровню развития отдельных физических качеств. Это особенно характерно, как пишет группа ученых А. А. Покровский, К. А. Лоричева и Н. И. Ялова, на этапе первоначального обучения,

когда облегчен перенос развиваемых умений и навыков, и при невысоких требованиях к самому уровню профессионально важных физических и психических качеств [16, с. 15-22].

Выводы. Обобщая анализ проблемы теоретического обоснования системы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся можно отметить, что профессионально-прикладная физическая подготовка должна проектироваться на базе хорошей общей физической подготовленности обучающихся. При достаточных сроках профессионального обучения и значительном времени, отводимом на организованные формы физического воспитания, многие специальные задачи могут успешно решаться в ходе обычного построения тренировочных занятий.

Значение профессионально-прикладной физической подготовки будет повышаться при сокращенных сроках профессионального обучения, когда ведущую роль начинает играть не систематичность воздействия организованных форм физического воспитания, а ускоренное развитие ведущих физических качеств и двигательных навыков. Задача повышения общей физической подготовленности, как показывает наш опыт, может быть решена за счет включения требований к уровню развития физических качеств в систему профессионального отбора. Это позволит выделить больше времени на профессионально-прикладную физическую подготовку.

Список использованной литературы

1. Борисов, А. Б. Физическая подготовленность курсантов колледжа как компонент профессионально-прикладной физической подготовки / А. Б Борисов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». -2011. - № 9 (76). - С. 37-42.

2. Джамгаров, Т. Т. Опыт объективной оценки волевых качеств кандидатов в курсанты ВВАУЛ / Т. Т. Джамгаров, Ю. К. Демьяненко // Тезисы докладов научной конференции по итогам НИР Военного факультета физической культуры и спорта за 1965 г. - Л., 1965. - С. 58-59.

3. Зациорский, В. М. Исследование переноса тренированности в циклических локомоциях : автореф. фис. ... канд. пед. наук / В. М. Зациорский. - М., 1961. - 23 с.

4. Зациорский, В. М. Кибернетика, математика, спорт / В. М. Зациорский. - М. : Сов. спорт, 1998. - 402 с.

5. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. -М. : МГПУ, 2011. - 196 с.

6. Кабанова-Меллер, Е. Н. Роль обобщения в переносе / Е. Н. Кабанова-Меллер // Вопросы психологии. -1996. - № 4. - С. 73-78.

7. Карцев, И. Д. О группировке профессий для прикладной физической подготовки / И. Д. Карцев, С. А. Полиевский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 11-16.

8. Карцев, И. Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И. Д. Карцев, А. Ф. Халдеева, К. Э. Павлович. - М. : МГТУ, 2006. - 108 с.

9. Лентавий, А. А. Приспособительные реакции организма в условиях профессионального труда / А. А. Лентавий // Вестник Академ. науки СССР. - 1962. - № 4. - С. 44-50.

10. Лисина, М. М. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов / М. М. Лисина // Вопросы психологии. - 1960. - № 5. - С. 153-161.

11.Марищук, В. Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки : автореф. дис. ... канд. псих. наук / В. Л. Марищук. - Л., 1964. - 23 с.

12. Марищук, В. Л. Оценка некоторых двигательных и психических качеств с помощью физических упражнений и методами наблюдения / В. Л. Марищук, Н. К. Меньшиков. - СПб. : ВИФК, 2007. - С. 109-113.

13. Меньшиков, В. М. Развитие профессиональных способностей средствами физической подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. М. Меньшиков. - М., 1975. - 42 с.

14.Остапенко, Ю. А. Профессионально-значимые качества личности при реализации программы профессионально-прикладной физической культуры студентов / Ю. А. Остапенко // Уральская академия физической культуры. - Сумы : Педагогика и психология, 2010. - С. 34-39.

15. Пархоменко, П. П. Совершенствование внимания курсантов-летчиков в сокращенные сроки / П. П. Пархоменко // Материалы итоговой научной конференции Военного факультета физической культуры и спорта за 1968 г. - Л., 1969. - С. 51-52.

16. Покровский, А. А. Питание и спорт / А. А. Покровский, К. А. Ларичева, Н. И. Яловая // Вестник Академии наук ССР. - 1978. - № 3. - С. 15-22.

17.Полиевский, С. А. Гигиенические основы физической подготовки подростков в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / С. А. Полиевский. - М., 1974. - 43 с.

18.Раевский, Р. Т.О профессиональной направленности физического воспитания / Р. Т. Раевский // Среднее специальное образование. - 2006. - № 7. - С. 29-34.

19. Раевский, Р. Т. Методические основы профессионально-прикладной физической подготовки работников хлопкоочистительных предприятий / Р. Т. Раевский, А. И. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 23-26.

20.Сухарева, А. Нужен ли профотбор для массовых профессий? / А. Сухарева, Е. Борисова, Л. Солдатова // Проф.-техн. образование. - 1972. - № 11. - С. 59-61.

21. Темников, С. В. Профессионально-прикладная физическая культура как средство повышения компетентности студентов вуза : методич. рекомендации / С. В. Темников. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 38 с.

© С.А. Богатырёв, 2015

УДК 336

Вареницина Галина Геннадьевна

Заведующий МБУ ДС №120 «Сказочный» г. Тольятти, Самарская область udalova83@gmail .com

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы организации коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ с детьми с синдромом Дауна. Обосновывается необходимость внедрения инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеразвивающих группах детского сада. В статье автор прописывает особенности развития детей с синдромом Дауна. Автор статьи приходит к выводу о необходимости организации коррекционно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды и психолого-педагогической поддержке родителей воспитывающих детей с ОВЗ.

Ключевые слова

Коррекционно-образовательный процесс, синдром Дауна, инклюзия, толерантность.

Дети с синдромом Дауна развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети. Формированием у детей с синдромом Дауна социально-коммуникативных качеств личности занимаются квалифицированные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.