УДК 378.039.1
Т.А. Жукова, Ж.Н. Власова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
В статье рассматривается проблема физического воспитания студентов педагогического направления. В новых условиях элементы профессионально-прикладной физической подготовки выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства трудовых ресурсов.
Ключевые слова: студенты, профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции, педагогическое направление.
T.A. Zhukova, Zh.N. Vlasova
THE FEATURES OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS STUDYING ON PEDAGOGICAL DIRECTIONS
In the article the problem ofphysical training of students ofpedagogical direction is considered. Under new conditions the elements ofprofessional and applied physical training leave traditional frames offormation ofphysical qualities and training of motor movements, becoming a social factor of manpower reproduction.
Keywords: students, professional and applied physical training, competences, pedagogical direction.
Вхождение России в Болонскую конвенцию предусматривает реформирование отечественной системы образования, ее сближение с европейской, сохранение фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ системы образования.
Введение новых образовательных стандартов третьего поколения привело к переосмыслению роли и функций физической культуры, предусматривающих формирование человеческого потенциала будущего педагога. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов [4].
Физическое воспитание студентов вузов осуществляется с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержит в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), использует средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических и психических качеств [3, 5]. Темпы естественной физиологической адаптации молодого учителя любого школьного предмета уступают темпам и изменениям условий жизни при переходе от студенческой к трудовой деятельности. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит,
снижение работоспособности и возможное возникновение новых заболеваний.
При подготовке студентов к педагогической деятельности, важно научить их использовать в условиях трудовой деятельности приобретенный на занятиях физической культуры опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности педагога [1]. Изменение места и функциональной роли студента при переходе к профессиональной деятельности педагога требует его определенно направленной психофизической подготовки. Становление учителя в профессиональном плане в первые годы его трудовой деятельности особенно значимо в повышении ответственности за результаты своего труда.
Задачей ППФП студентов, обучающихся по педагогическому направлению, является формирование с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности педагога. В процессе физического воспитания будущих учителей решались следующие профессиональноприкладные задачи:
- воспитание социальной активности личности, глубокого интереса к профессии, физической культуре, воспитание высоких моральных качеств - преданности делу, добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности, правдивости, гуманного отношения и уважения к детям, трудолюбие;
- развитие навыков и умения различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и командных навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использование в прикладных целях физической культуры и спорта;
- укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний и прежде всего заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, формирование интегральных качеств личности -помехоустойчивости и коммуникативности.
Учитывая основные методические положения, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания обоснованно проводили направленный подбор видов спорта в целях решения проблемы ППФП студентов. В процессе ППФП студентов были использованы определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно избирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения, навыки, физические и специальные качества.
1. Совершенствование силы и быстроты движения. Физические упражнения отличаются направленностью на достижение максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуществляется в двух крайних вариантах. Первый - за счет совершенствования способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы, что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй
- путем максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).
2. Преимущественное совершенствование координации движений. Спортивная и художественная гимнастика, шейпинг, аэробика, акробатика. Упражнения развивают и совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприо-цептивный (двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве, способствуют развитию отдельных групп мышц.
3. Преимущественное достижение высокой скорости в циклических движениях, бег, бег на коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта - достижение высокой скорости передвижения; скорость передвижения по дистанции в каждом из видов зависит не только от совершенствования самих
циклических движений (техники), но и от способности преодолевать утомление.
4. Спортивные игры эффективно содействуют достижению высокого уровня функционирования и надежности нервной, сердечнососудистой и мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, а также таких необходимых качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движений, специфическая ловкость рук, пальцев, быстрота реакции, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость и инициативность.
5. Профессионально-прикладная подготовка во внеучебное время проводится в процессе всего обучения и преследует цель дополнить ППФП, осуществляемую на учебных занятиях, и конкретизировать ее с учетом индивидуального уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, их личностных физкультурных и спортивных интересов.
Рынок труда определяет потребность в разработке и внедрении программ ППФП, соответствующих потребностям будущих специали-стов-педагогов, и программ, способствующих не только компенсации недостатка двигательной активности современной молодежи, но и эффективному воздействию на профессионально важные двигательные функции. В основу разработанной и внедряемой программы ППФП, учитывающей особенности образовательного стандарта третьего поколения, были предложены средства физической культуры, направленные на развитие педагогических компетенций. Особенно возрастают требования в отношении устойчивости внимания, формирования психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений, которые в процессе регулярных занятий воспитывают не только необходимые физические качества, но и психологические свойства личности, которые способствуют адаптации молодых учителей в коллективе, выполнении в нем определенной роли. Также повышается уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений, врабаты-ваемость, способность к длительному сохранению оптимального темпа и работоспособность. Низкий уровень физической подготовленности обусловливает неблагоприятные ситуации и недостаточную профессиональную отдачу, что нередко приводит молодых учителей к вынужденной и неоправданной смене профессии. Основной акцент должен быть сделан на физические упражнения и виды спорта, способствую-
щие повышению уровня разносторонней общей физической подготовленности, выработке таких качеств, как общая и статистическая выносливость, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания: это оздоровительный фитнес и степ-аэробика, оздоровительный бег на тренажерных устройствах, комплексы прикладных упражнений и комплексы для повышения мышечного тонуса организма.
Методы и организация исследования. Программа введена на кафедре физического воспитания в 2010 г. на базе Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. В содержании учебных занятий был увеличен объем специальных упражнений, развивающих несколько качеств, необходимых будущим учителям (общая физическая подготовка, выносливость, внимание, координационные способности), и установлены соответствующие учебные нормативы. В эксперименте принимают участие студенты 1-го курса, обучающиеся по направлению «Педагогика», которые разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Занятия в КГ проходят на основе методов организации и проведения занятий по фитнес-аэробике, предложенных С.П. Ермоленко и применявшихся в физическом воспитании студенток университета на протяжении ряда лет. Основная цель программы, по которой занималась КГ, - это общая физическая подготовка, формирование основных двигательных навыков и умений, оздоровление организма. Занятия по дисциплине «Физическая культура» в ЭГ проводились по программе, в которой основное внимание уделялось воспитанию профессионально значимых физических и психических качеств школьного учителя (общей выносливости, статической выносливости мышц спины и пресса, познавательных процессов, объема, распределения и переключения внимания, коммуникативных и организаторских склонностей). Студентам были предложены следующие тесты для определения уровня физической подготовленности:
1. Силовые способности - сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи, угол сгибания рук в локтевом суставе 90 градусов, туловище прямое (оценивается по количеству раз); подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с, ноги согнуты в коленном суставе и разведены в стороны, руки в замке за головой, локти разведены в стороны (оценивается по количеству раз); жим на одной ноге (а) правой, (б) левой, свободная нога согнута в колен-
ном суставе, голень прижата к бедру (оценивается по количеству выполненных приседаний).
2. На гибкость - наклон вперед стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе (измеряется в сантиметрах расстояние от края гимнастической скамьи до кончиков пальцев); сед ноги вместе, наклон вперед, колени не сгибать (измеряется в сантиметрах расстояние от коленей до туловища).
3. Координационная способность - равновесие на одной ноге «ласточка», руки в стороны, удержание (оценивается по продолжительности удержания равновесия, секундомер включается в момент закрепления равновесия, останавливается в момент нарушения).
Констатирующий эксперимент будет проводиться на протяжении следующих трех лет обучения студентов. На первом году эксперимента применялись следующие методы - педагогическое наблюдение, тесты (по основам теории физической культуры, физических качеств, двигательной активности). ППФП осуществлялась с помощью непрерывного и строго регламентированного упражнения, игрового, кругового и наглядного воздействия. Основой разработанной нами оздоровительной комплексной программы ППФП явились занятия, предусматривающие соблюдение общепринятой схемы и принципов их проведения. Структура занятий носила общепринятый характер и состояла из подготовительной, основной (аэробный и силовой блоки) и заключительной частей занятия.
Опираясь на полученную информацию, мы разработали структуру учебно-тренировочного цикла профессионально-прикладной направленности для студентов, обучающихся по направлению «Педагогика». Учебно-тренировочный цикл делился на два периода, соответствующих 1-му и 2-му семестрам. Каждый период состоял из пяти мезоциклов продолжительностью 2 - 4 недели. Основой мезоциклов являлись недельные микроциклы, которые позволяли поэтапно решать задачи ППФП студентов. Каждому микроциклу соответствовали определенная направленность занятия, уровень нагрузки и вид подготовки, что позволяло наиболее рационально использовать средства физического воспитания для совершенствования профессионально значимых психофизиологических функций будущих учителей школы. Основной задачей втягивающих занятий первого периода являлось постепенное подведение студентов к эффективному выполнению задач последующих разделов занятий: общая физическая подготовка, повторение базовых шагов аэробики. Второй семестр
включал в себя теоретические (семинарские) и практические занятия, направленные на решение вопросов, связанных с правилами составления комплексов прикладной гимнастики, подбора упражнений и проведением комплекса. Изучалась терминология гимнастических упражнений.
Во время базово-развивающих занятий 1 -го семестра выполнялась работа, направленная в основном на повышение функциональных систем организма, развитие профессионально важных качеств будущих педагогов. Базоворазвивающие занятия 2-го семестра основываются на модификации ранее изученных комплексов степ-аэробики, повышении координационной сложности выполнения упражнений и объединений всех ранее изученных танцевальных связок в единый комплекс.
Целью базовых занятий 1-го семестра стало совершенствование достигнутого уровня развития техники выполнения элементов аэробики, конкретизированного развития профессионально значимых качеств будущих учителей. Отличительной особенностью базовых занятий 2-го семестра являлось самостоятельное проведение студентами отдельных частей занятия. В задачи студентов входила самостоятельная разработка и проведение комплекса прикладной гимнастики, разъяснение цели выполнения каждого упражнения.
Во время контрольных занятий осуществлялось тестирование студентов, выявлялся уровень развития профессионально важных физических и психических качеств. Восстановительный цикл характеризовался постепенным снижением нагрузки. На данном этапе подготовки ЧСС не превышала 130 уд/мин. На занятиях использовались комплексы, акцентированные на развитие гибкости.
Поэтапный контроль уровня развития профессионально важных физических и психических качеств осуществлялся в начале и конце каждого семестра. Оперативный контроль проводился на каждом занятии при помощи регистрации ЧСС, итоговый контроль - в октябре, по окончании занятий по легкой атлетике, и в мае, перед занятиями по легкой атлетике. Комплексные занятия включали упражнения на развитие силовой выносливости и силы мышц спины, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса и на развитие статической выносливости. Занятия избирательной направленности характеризовались воздействием на конкретные группы мышц и развитием определенного качества - силовой выносливости, силы или статической выносли-
вости. Нагрузка силового блока основной части занятия, в которую были включены специальные комплексы, увеличивалась на 10% относительно предшествующего цикла.
Развитие организационных и коммуникативных способностей осуществлялось главным образом за счет накопления инициативного поведения, опыта самостоятельной организации и проведения отдельных частей занятия. Развитию объема и распределения внимания способствовало одновременное выполнение нескольких действий (базовые и модифицированные шаги аэробики с изменением направления движения, добавлением движений рук и т. д.), при этом количество выполняемых действий постепенно увеличивалось, усложнялись сами движения. Умение переключать внимание формировалось в процессе переключения внимания студентов с одного движения на другое по предварительному сигналу преподавателя. В основе тренировки памяти лежит процесс заучивания, сохранения и воспроизведения полученной информации. При этом использовались все методы обучения - показ, описание и исполнение, что способствовало эффективности запоминания материала. Развитию логического мышления, необходимого для полноты представления об упражнении, способствовало его непосредственное выполнение студентами.
Следовательно, использование предложенных нами средств физического воспитания способствует наиболее эффективному развитию профессионально важных психофизических качеств будущих учителей: внимания и оперативной памяти, коммуникативных и организационных способностей, логического мышления. Предложенная комплексная программа ППФП будущих педагогов предусматривает избирательную направленность средств, специальную структуру занятий ППФП, включающую учебные занятия (избирательные, комплексные, профессионально-прикладные, восстановительные и контрольные), методико-практические занятия, позволяющие реализовать практические знания и умения, применять средства физкультурно-оздоровительной направленности в процессе профессиональной деятельности.
Литература
1. Астафьев B.C., Федорова М.Ю., Фетисов А.А. Производственная, профессионально-ориентированная практика студентов факультета физической культуры: учеб. пособие. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. 2009. - 180 с.
С.В. Задевалова, И.А. Коптева. Занятия туризмом как фактор формирования личности с социально-активной жизненной позицией
2. Ильинич В.И. Профессинально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Г арда-рики, 2003. - 448 с.
3. Лубышева Л.И. Новые технологии в сфере воспитания физических качеств студента // Теория и практика физ. воспитания учащейся молодежи: меж-вуз. сб. науч тр. Тульский гос. пединститут им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1993. - С. 19-24.
4. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры. Понятийные основы и их кон-
кретизация в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 7. - С. 42-47.
5. Полиевский С. А. Физическая культура и профессия. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -160 с.
6. Эммерт М.С., Шулятьев В.М. Содержание и структура профессионально-прикладной физической подготовки студенток, обучающихся специальности «управление персоналом» // Физическая культура. -2008. - № 3. - С. 29-34.
Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 672007, г. Чита, ул. Баля-бина, 30, кв. 87. Тел. (3022) 20-32-18. E-mail: taty. zhukova@mail. ru
Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education, N.G.Chernyshevsky Zabaikalsky Humanitarian Pedagogogical University. 672007, Chita, Balyabin str., 30, apt.87. tel. (3022) 20-32-18.
Власова Жанна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры физического воспитания ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. 672027, Чита, Смоленская, 51, кв. 4. Тел. (3022) 354107.
Vlasova Zhanna Nikolaevna, candidate of culture studies, associate professor, department of physical education, N.G.Chernyshevsky ZabSHPU. 672027, Chita, Smolenskaya str., 51. apt. 4. tel.(3022) 354107.
УДК 796.5 315
С.В. Задевалова, И.А. Коптева ЗАНЯТИЯ ТУРИЗМОМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ
В статье приводятся факты, которые позволяют рассматривать занятие туризмом в системе дополни-meльнozo образования как одно из средств влияния физической культуры на формирование личности с социально активной жизненной позицией; приводятся доказательства эффективности экспериментальных про-zpамм дonoлнumeлънozo образования, использующих средства физической культуры и туризма в развитии жизнеспособности и социально активной жизненной позиции личности.
Ключевые слова: социально активная жизненная позиция, самореализация, самоактуализация, жизнеспособность, функция uнmezpupoваннozo потенциала, uнmezpupoванная среда, образовательная среда, имеющая туристско-экологическую направленность.
S.V. Zadevalova, I.A. Kopteva TOURISM AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONALITY WITH A SOCIALLY ACTIVE LIFE POSITION
This article deals with the facts which allow to consider tourism in the system of extracurricular education as one of means of influence ofphysical education on the formation ofpersonality with a socially active life position; the data of effectiveness of extracurricular education experimental programs are provided, which use means of physical culture and tourism for the development of viability and socially active life position.
Keywords: socially active life position, self-realization, self-actualization, viability, function of integrated potential, integrative environment, educational environment with tourist and ecological direction.
Мир вступил в третье тысячелетие, в XXI в., который должен определить сущность бытия России в условиях цивилизационных изменений. В информационном обществе образованность и воспитанность являются необходимым условием его существования, поэтому сфера образовательно-воспитательного комплекса долж-
на стать приоритетной и ответственной за воспитание современной личности, способной формировать новую культуру информационного общества.
Воспитательное пространство (школы, улицы, вузы и т.д.) - не закрытая, статичная, а динамично развивающаяся открытая система,