СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗов МВД УКРАИНЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Несин А.Н., Петров С.В., Венжега Р. А., Сасик А.С.
Донецкий юридический институт Луганского государственного университета внутренних дел им.
Е.О.Дидоренко
Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования у курсантов учебных заведений МВД У краины определенных прикладных двигательных качеств, умений и навыков, способствующих объективной готовности к выполнению служебных обязанностей. Совершенствование координационных способностей курсантов оптимизирует процесс обучения двигательным умениям и навыкам, повышает уровень их профессионально-прикладной физической подготовленности Ключевые слова: подготовка направленность, качества, умения, навыки.
Анотація. Несін О.М., Петров С.В., Венжега Р.О., Сасік А.С. Вдосконалення координаційних здібностей як засіб формування прикладних навичок і вмінь при підготовці курсантів ВНЗ МВС України до професійної діяльності. В статті розглядається необхідність формування у курсантів навчальних закладів МВС України певних прикладних рухових якостей, умінь і навичок, сприяючих об’єктивної готовності до виконання службових обов’язків. У досконалювання координаційних здатностей курсантів оптимізує процес навчання руховим умінням і навичкам, підвищує рівень їх професійно-прикладної фізичної підготовленості Ключові слова: підготовка, спрямованість, здібності, уміння, навички.
Annotation. Nesin A.N., Petrov S.V., Venjega R.A., Sasik A.S. Perfection of co-ordination capabilities as a tool of forming of the applied skills and abilities at preparation students of educational establishments of Ministry of internal affairs of Ukraine to professional activity. The necessary forming of cadets skills and habits contributing to perform service cuties in MIA educational establishment of Ukraine. Perfecting of coordination abilities of cadets optimizes process of learning to motorial skills, raises the level their professional - applied physical readiness.
Keywords: preparation, directness, genialities, skills, habits.
Введение
Анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников милиции, свидетельствует о том, что профессионально-прикладная физическая подготовленность личного состава органов внутренних дел не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Многие сотрудники милиции не готовы эффективно применять физическую силу в целях пресечения противоправных действий, неумело действуют в экстремальных ситуациях, оказываются неспособными противостоять преступникам и уступают им в единоборствах.
Это объясняется как нерешительностью в применении табельного оружия, так и отсутствием навыков применения боевых приемов борьбы, слабой физической, технической и психологическойподготовленностью Деятельность сотрудникамилиции в ситуациях насильственного пресечения преступлений и правонарушений предъявляет высокие требования к его специальной работоспособности. В процессе поиска, преследования, силового задержания правонарушителей милиционеру необходимо выполнять своевременные и точные сложно-координационные двигательные действия в различных экстремальных условиях
Исследования служебной деятельности сотрудников милиции доказали необходимость повышенных требований к уровню развития двигательных, в том числе координационных способностей, умений и навыков. Поэтому высокий уровень координации движений - важнейший фактор, способствующий успешному выполнению сотрудником милиции задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, что доказывает необходимость повышенных требований к уровню развития двигательных, в том числе координационных, способностей, умений и навыков [5]/
Профессионально-прикладная физическая подготовка как одно из направлений системы физического воспитания, призвана формировать определенные прикладные знания, двигательные качества, умения и навыки, способствующие объективной готовности курсантов учебных заведений МВД Украины к эффективному выполнению ими служебных обязанностей в качестве сотрудниковорганов внутренних дел.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел им. Е.О.Дидоренко.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать педагогическую эффективность совершенствования координационных способностей курсантов
Результаты исследо ваний.
Содержание, характер, условия профессиональной деятельности сотрудников милиции, связанные с двигательными возможностями человека, в большинстве случаев существенно отличаются от других профессий. Учет этого обстоятельства приводит к необходимости профилирования физического воспитания при подготовке сотрудниковмилиции к служебной деятельности Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью находит свое воплощение в специализированной системе физического воспитания, которая носит название профессионально-прикладная физическая подготовка. Далее по тексту мы будем сокращенно называть ее ППФП.
Профессиональная направленность выражается в развитии профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков, а также в активном содействии в целом профессиональному становлению и развитию личности. Точка зрения представленная в работах (В.И. Ильинича 1978) определяет ППФП как одно из основных направлений системы физического воспитания, что предъявляет более широкие требования к её содержанию в учебных заведениях.
Помимо специализированной физической подготовки сюда включается обучение знаниям и навыкам проведения гигиенической производственной гимнастики, судейству соревнований, привитию знаний по врачебному контролю при занятиях спортом и др.[3]
Толковый словарь спортивных терминов (1993) трактует ППФП как направленное использование средств физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей (в том числе для военной службы).
Известный теоретик в области физического воспитания и спорта (Л.П. Матвеев 1991) под ППФП понимает процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность [4].
Применение средств физической культуры и спорта для профессиональной подготовки основано на явлении переноса тренированности [3]. При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения в других, которые специальной тренировке не подвергались. Задача заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательных координации.
Явление переноса тренированности распространяется как на двигательные качества, так и на двигательные умения и навыки. Однако природа этого явления для двигательных качеств и двигательных навыков различна. В первом случае большое значение имеет образование условнорефлекторных связей в центральной нервной системе.
Для воспитания физических качеств преимущественное значение имеют морфофункциональные и биохимические изменения в органах и тканях [1,2].
В спортивной литературе понятия "двигательный навык" и "физические качества" рассматриваются как два раздельно существующих хотя и тесно связанных явления. Овладение новым движением возможно только при наличии необходимогоуровня развития основных физических качеств. С другой стороны, совершенствуясь в навыках, можно повысить уровень развития физических качеств.
Поэтому говорят обычно о переносе качеств и навыков в целом. Различают три вида переноса тренированности:
1) Разнородный перенос - имеется в виду приспособление к микроклиматическим условиям и профессиональным вредностям. 2) Однородный перенос - в тех случаях, когда средства физической культурыи спорта положительно влияют на физические качества, необходимые в конкретной профессии
3) Перенос навыка - специальный перенос с заученного упражнения на освоение профессионального действия или операции.
Нет единства взглядов среди авторов на содержание и цели ППФП. Существует мнение, что ППФП имеет целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций [4].
На наш взгляд, такое расхождение в определении понятия ППФП и ее целях следует искать именно в различии содержания, условий и характера профессиональной деятельности
Например, существует ряд профессий, которые предъявляют повышенные требования к развитию физических качеств (летчик, пожарный, некоторые операторские профессии). В этом случае целесообразна и даже необходима "тренировка по максимуму". При подготовке кадров ряда массовых профессий достаточным условием будет определенный (не максимальный) уровень в воспитании требуемых качеств.
Специфические требования профессии к человеку обусловлены факторами и условиями труда -характером профессиональных двигательных действий и особыми внешними условиями профессиональной деятельности.
Под характером трудовых двигательных действий понимается содержание труда и особенности двигательного состава действий Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности обуславливает их специфические требования к определенным функциональным системам организма.
Особые внешние условия профессиональной деятельности- это сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса при отдельных видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Наиболее общей задачей ППФП является создание у будущихспециалистов предпосылок и готовности к следующему:
-ускорению профессионального обучение достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
-предупреждению профессиональных заболеваний, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий профессиональной деятельности, обеспечению профессионального долголетия; -использованию средств физической культуры и спорта для восстановления общей и профессиональной работоспособности;
- успешному выполнению профессиональных обязанностей в экстремальных условиях профессиональной деятельности [3].
Профессиональная работоспособность сотрудниковмилиции в большой степени зависит не только от степени сформированности психофизических, специальных и социальных качеств, но и от уровня развития ведущих для данной профессии способностей
Рассматривая непосредственно психофизиологические предпосылки производственного обучения и подготовки сотрудников милиции к служебной деятельности, следует отметить, что целенаправленное профессиональное формирование человека предполагает в процессе профессионального обучения активизацию способностей к вполне определенной деятельности по заранее спроектированной модели, составленной на основании изучения особенностей профессии, учета характера и условий служебной деятельности и индивидуальных особенностей каждого человека
Отсюда определяются конкретные задачи ППФП: приобретение прикладных знаний, развитие и совершенствование физических, психических и специальных качеств, формирование прикладных умений и навыков.
По нашему мнению одним из направлений решения этих задач является: а) целенаправленное осуществление процесса совершенствования специфических координационных способностей в соответствии с предполагаемой двигательной деятельностью курсантов; б) выявление и научное обоснование комплекса тестов, отражающих основные стороны координационнойподготовленностикурсантов; в) выявление наиболее эффективных средств и методов совершенствования координационных способностей обучающихся и оптимального их сочетания с другими видами подготовки (физической, технико-тактической).
Выводы
Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД Украины оптимизирует процесс обучения двигательным умениям и навыкам, повысит уровень их профессионально-прикладной физической подготовленности
В дальнейших исследованиях нами планируется продолжение изучения вопросов повышения уровня развития профессионально значимых двигательных координационных способностей, умений и навыков.
Литература
1. Бернштейн Н. А. О построении движений - М.: Медгиз, 1947. -225с.
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультураи спорт, 1991.-197 с.
3. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовкастудентоввузов. - М.: Высшая школа, 1978. - 161 с.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультураи спорт, 1991. - 543 с.
5. Непомнящий С. В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки работников ОВД: Автореф. дис. ... канд. пед. наук-М., 1987.-24 с.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.