Научная статья на тему 'Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств'

Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY DEPARTMENTS / PROFESSIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурков Денис Александрович, Капилевич Леонид Владимирович

Обучение в вузах силовых ведомств имеет свою специфику, что объясняется необходимостью подготовки специалистов, профессиональная компетентность которых непосредственно обусловливается качеством их физической подготовленности и психической устойчивости. Для их успешной профессиональной деятельности также необходим оптимальный уровень состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, координации и быстроты действий, особенно в экстремальной ситуации. Работнику системы исполнения наказаний нужно, на наш взгляд, преимущественное развитие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливости, формирование готовности к рукопашной схватке с заключёнными, развитие и совершенствование стойкости к неблагоприятному воздействию ограниченной двигательной активности и поддержание работоспособности при выполнении служебных обязанностей, а также воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических и психических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурков Денис Александрович, Капилевич Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in high schools of military departments has the specificity due to the necessity of preparation of experts whose professional competence is directly caused by the quality of their physical shape and mental stability. The optimum level of cardiovascular, respiratory and muscular systems conditions, coordination and speed of actions, especially in extreme situations are also essential for their successful professional work. Students of many military high schools are confined to barracks (except females and seniors in some educational institutions), which includes residing at a hostel, and observing an accurate daily routine. Besides, in similar high schools a considerable portion of time is occupied with obligatory official activity works in campus, internal duties, much time is given to drilling cadets. Obligatory time, besides actual studies, is spent on self-education, including independent physical training. For example, high school of the Ministry of Internal Affairs a specific educational institution focused not only on actual development of the profession, for example, a lawyer, but also on getting special training necessary for the employee of law-enforcement bodies, therefore cadets should take the bases of professionally applied physical training, including their independent trainings. The main objective of physical education in high schools of similar profile is maintenance of the necessary level of development of physical and mental qualities of trainees (including the special skills caused by the specificity of the future job), strengthening of somatic health, resistibility increase to negative factors during official duties performance. Activity in extreme conditions demands a high level of development of various kinds of motor reaction from the employee. The important role is thus played by the following kinds of reactions: simple motor reaction a prompt reply with a learnt movement on a signal; distinction reaction a fast choice of the necessary motor answer to a number of possible signals; reaction of switching an ability to quickly and precisely switch from one motor reply to another. Good reaction especially at urgent tasks performing is one of the indicators of high qualification of employees of the criminal-executive system. The worker of the penitentiary system needs, in our opinion, primary development of dexterity, speed, force, power endurance, formation of preparedness for hand-to-hand fight with prisoners, development and mastering of firmness in an adverse effect of the limited motor activity and working capacity maintenance at official duties performance, and education of unity and perfection of skills of collective actions against big physical and mental loads.

Текст научной работы на тему «Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств»

Д.А. Сурков, Л.В. Капилевич

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Обучение в вузах силовых ведомств имеет свою специфику, что объясняется необходимостью подготовки специалистов, профессиональная компетентность которых непосредственно обусловливается качеством их физической подготовленности и психической устойчивости. Для их успешной профессиональной деятельности также необходим оптимальный уровень состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, координации и быстроты действий, особенно в экстремальной ситуации. Работнику системы исполнения наказаний нужно, на наш взгляд, преимущественное развитие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливости, формирование готовности к рукопашной схватке с заключёнными, развитие и совершенствование стойкости к неблагоприятному воздействию ограниченной двигательной активности и поддержание работоспособности при выполнении служебных обязанностей, а также воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических и психических нагрузок.

Ключевые слова: силовые ведомства; подготовка кадров; физическое воспитание.

Профессиональная деятельность сотрудников системы исполнения наказаний связана с их длительным нахождением в местах, где отбывают наказание в виде лишения свободы. В их обязанности входит проведение воспитательной работы с заключёнными, осуществление контроля во время и после трудового дня, выявление нарушителей внутреннего распорядка. Стрессовые ситуации, зачастую возникающие в местах лишения свободы, требуют от сотрудников способности управлять своими чувствами, а также выдержки и самообладания. Специалист должен обладать оперативным мышлением, уметь быстро анализировать поступающую информацию, выбирать правильное решение и также быстро его реализовать [1].

Кроме того, деятельность работников уголовноисполнительной системы (УИС) связана с осуществлением в любых погодно-климатических условиях охраны заключенных, обеспечения безопасности, принятия мер конвоирования, а в необходимых случаях - задержания и преследования правонарушителей и преступников. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исправительной системы, является их способность постоянного максимального проявления своей физической подготовленности и психической устойчивости.

Для работы многих сотрудников правоохранительных органов характерно чередование периодов деятельности с незначительной физической нагрузкой и периодов достаточно высокой двигательной активности. Большой объём разнообразных действий, включающих в работу более 2/3 мышечных групп, имеет место в экстремальных ситуациях при задержании преступников, обороне при внезапном нападении заключенного и т.п. Это требует от сотрудников хорошей силовой подготовленности и в то же время умения быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой (сенсомо-торной координации, способности быстро овладевать навыками движения).

В содержание профессиональной деятельности сотрудников часто включаются действия с применением табельного оружия и спецсредств. Это требует от сотрудника способности выполнять быстро точные и экономичные движения, ловкости и координации рук и пальцев, а также точности поражения цели. При возникновении опасных и экстремальных ситуаций, когда сотрудник должен совершать двигательные действия в

минимальный отрезок времени, от него требуется в считанные доли секунды включить энергосистему, дав ей «сигнал тревоги».

Деятельность в экстремальной обстановке требует от сотрудника высокого уровня развития различных видов двигательной реакции. Важную роль при этом играют следующие виды реакций: простая двигательная реакция - быстрый ответ заранее известным движением на сигнал; реакция различения - быстрый выбор нужного двигательного ответа на ряд возможных сигналов; реакция переключения - способность быстро и точно переключаться с одного двигательного ответа на другой. Хорошая реакция, особенно при выполнении боевых задач, является одним из показателей высокой квалификации сотрудника УИС [1].

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное развить физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие формированию готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности. Профессионально важные физические качества целенаправленно формируются в рамках занятий физической культурой в высшем учебном заведении, а также в процессе тренировок при посещении спортивных секций.

Впервые подобные проблемы стали подниматься в 30-е гг. XX в. в учебных программах по физической культуре для вузов, поскольку помимо оздоровительных целей физкультура должна была реализовывать и цели военной и трудовой подготовки студентов. После введения в 1932 г. комплекса ГТО - «Готов к труду и обороне» - была поставлена задача: физическая культура в вузе должна содействовать подготовке в первую очередь всесторонне развитых и физически работоспособных кадров, полноценно готовых к трудовой деятельности и обороне СССР [2].

Рассмотрим подробнее понятие «прикладная физическая подготовка». Как отмечают Л.П. Матвеев и С. А. Полянский, «понятие прикладность обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл - и широкий и узкий» [3. С. 42]. В широком смысле под «прикладно-стью» физической культуры подразумевается факт ее пригодности и полезности в деле подготовки человека к будущей жизни и профессиональной деятельности.

В отечественной системе физического воспитания такая «прикладность» была выражена связью физкуль-

турного движения с трудовой и оборонной практикой и получила развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе ГТО, который просуществовал с 1932 по 1992 г.

Узкое понимание «прикладности» физической культуры возникло как отражение практики избирательного использования ее определенных факторов, пригодных в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности (что именуется профессионально-прикладной физической подготовкой), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности (что было названо производственной физической культурой, или производственной гимнастикой).

Многие специалисты не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственного прикладного эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра. Так, Б.И. Загорский на первый план выдвигает «воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда» [4. С. 16]. Р.Т. Раевский основной задачей ППФП считает «формирование профессионально важных свойств и качеств личности» [5. С. 35]. В.И. Ильинич отмечает в качестве важной функции ускорение профессионального обучения, а также «выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе» [6. С. 110]. Исследователи В. А. Кабачков и С. А. Полиевский важное место отводят такой задаче, как «сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности» [7. С. 9].

Таким образом, целью ППФП является психофизическая готовность к успешной, в том числе и безопасной профессиональной деятельности.

Исследователи обобщенно формулируют основные задачи ППФП следующим образом:

«...- направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

- воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

- формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

- повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и

др.);

- сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности» [8. С. 306].

Названные задачи конкретизируются в соответствии с будущей профессией обучаемых, соответственно, оптимальное содержание прикладной физической подготовки может быть определено, если известны объективные требования профессии к будущему специалисту. В связи со сказанным научному обоснованию ППФП должно предшествовать исследование факторов и условий профессиональной деятельности.

К подобным факторам Б.И. Загорский [9] относит:

- особенности информационного обеспечения деятельности;

- характер основных рабочих движений;

- особые внешние условия деятельности.

Кратко охарактеризуем вышеназванные факторы.

Профессиональная деятельность всегда сопряжена с

получением информации и ее аналитической обработкой, особую роль в этом процессе играют память, внимание, мышление и т.п. При этом важны объем поступающей информации, скорость ее восприятия, наличие помех и другие факторы. Изучение данных признаков будет способствовать уточнению конкретных требований к психическим и двигательным качествам специалиста.

Следующий фактор, определяющий ППФП, - характер рабочих движений. Его можно выявить посредством анализа двигательной деятельности в процессе труда, поскольку практически для каждой профессии характерен набор повторяющихся действий, составляющих ее содержание.

Третьим фактором являются особые внешние условия, сопровождающие профессиональную деятельность, к примеру, неудобная поза, гипокинезия, неблагоприятный микроклимат в помещении и др. Отрицательно воздействующие условия дополнительно влияют на характер рабочих движений, а в ряде случаев имеют и экстремальный характер, вызывают стрессы, требуют мобилизации всех функций организма.

Основными средствами ППФП считаются физические упражнения, соответствующие специфике той или иной профессиональной деятельности. Данные средства распределяются по группам в зависимости от их направленности:

- способствующие развитию профессионально важных физических качеств;

- содействующие воспитанию волевых и других психических качеств;

- обеспечивающие формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

- формирующие устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

В зависимости от того, каким образом определена специальная направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов (курсантов) любого вуза, как построен процесс ее реализации, такой и будет физическая готовность выпускников различных факультетов к их будущей профессиональной деятельности.

Охарактеризуем в общем специфику ППФП в вузе, готовящем будущих специалистов УИС (на примере Кузбасского института ФСИН России).

Общеизвестно, что повседневная профессиональная деятельность работников УИС связана с осуществле-

нием в любых погодно-климатических условиях охраны заключенных, обеспечения безопасности, принятия мер конвоирования, а в необходимых случаях - задержания и преследования правонарушителей и преступников. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исправительной системы, является их способность постоянного максимального проявления своей физической подготовленности и психической устойчивости. Таким образом, специфика будущей профессии курсантов, обучающихся в Кузбасском институте ФСИН России, связана с необходимостью постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность.

Однако, как свидетельствуют результаты исследований, «только каждый пятый принимаемый на службу сотрудник <...> полностью соответствует существующим нормативным требованиям» [10. С. 24-27]. Становится ясным, что назрела необходимость обсуждения существующих проблем, причем еще в системе вузовской подготовки будущих сотрудников.

Процесс физического воспитания курсантов вуза данного профиля предполагает, во-первых, воспитание физических качеств, в целом положительно влияющих на формирование компетентности будущих сотрудников УИС, эффективность их профессиональной деятельности. Во-вторых, важную роль играет овладение специализированными сложными двигательными навыками (к примеру, отработка приемов борьбы, задержания и пр.). Состав средств ППФП во втором случае, разумеется, наиболее специфичен.

Следует отметить, что занятия физической подготовкой - это составная часть профессиональной подготовленности работников УИС. На занятиях предусмотрена отработка «упражнений, направленных не только на совершенствование основных физических качеств (выносливость, сила, быстрота, ловкость и др.), но и на выполнение профессиональных двигательных действий работников органов уголовно-исполнительной системы (боевые приемы борьбы, преследование, спасение утопающего на воде и т.д.). Этими упражнениями воспитываются также профессионально важные психические качества (настойчивость, инициативность, коммуникабельность и проч.)» [11. С. 37-41].

Так, к примеру, в целях воспитания двигательнокоординационных способностей, необходимых в разных видах профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС, в процессе ППФП используют широкий круг разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости - аэробный бег, лыжную подготовку, преодоление полосы препятствий и другие упражнения циклического характера. ППФП в таких случаях практически «сливается» с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в профессиональном аспекте.

Таким образом, профессиональному становлению специалиста с высшим образованием во многом способствует ППФП, обеспечивая условия для формирования специфических двигательных умений и навыков, необходимых представителю той или иной профессии. Однако разработке комплекса физических упражнений, имеющих прикладной характер, должен предшествовать тщательный предварительный анализ объектив-

ных требований профессии к будущему специалисту. То есть научному обоснованию ППФП должно предшествовать исследование факторов и условий профессиональной деятельности.

Проанализировав в целом специфику организации обучения (и физической подготовки в том числе) в вузах силовых ведомств, мы пришли к выводу, что подготовка будущих сотрудников в данных учебных заведениях имеет достаточно много схожих особенностей. Кратко остановимся на них.

Во многих силовых вузах обучаемые находятся на казарменном положении (исключение в некоторых учебных заведениях составляют девушки-курсанты либо все обучающиеся старших курсов), что включает в себя проживание в общежитии, а также соблюдение четкого распорядка дня.

Кроме того, в подобных вузах значительный объем занимает общеобязательная служебная деятельность -хозяйственные работы, внутренние наряды, много времени уделяется строевой подготовке курсантов. Обязательное время, помимо собственно учебных занятий, отводится на самоподготовку к обучению, в том числе и самостоятельные занятия физической культурой. К примеру, вуз МВД - специфическое учебное заведение, ориентированное не только на собственно освоение профессии, например юриста, но и на получение специальной подготовки, необходимой для сотрудника органов внутренних дел, поэтому курсанты должны овладеть основами ППФП, в том числе и в ходе самостоятельных тренировок.

Основной целью физической подготовки в вузах подобного профиля является обеспечение необходимого уровня развития физических и психических качеств обучаемых (включая специальные умения и навыки, обусловленные спецификой будущей профессии), укрепление соматического здоровья, повышение сопротивляемости негативным факторам в ходе выполнения служебных обязанностей.

Так, для будущих сотрудников УИС Ф.М. Зезюлин в качестве главных задач физической подготовки называет следующие:

1. Развитие и совершенствование физических качеств (силы, быстроты, ловкости и др.).

2. Совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психического напряжения.

3. Воспитание уверенности в себе, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов в ходе служебно-боевой деятельности.

4. Вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта.

5. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями [1. С. 64].

Основные формы занятий по физической подготовке - групповые и индивидуальные практические занятия под руководством преподавателя, массовые спортивные и оздоровительные мероприятия, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями, физкультурные паузы.

В целях совершенствования общей физической подготовленности используются:

- силовые виды спорта: тяжелая атлетика, гиревой спорт, подтягивания на перекладине и т.д. для развития силы;

- бег на средние и длинные дистанции, лыжная подготовка, марш-броски и др. с целью развития выносливости;

- бег на короткие дистанции, прыжки на одной и двух ногах для развития быстроты;

- игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол), гимнастические упражнения с целью развития ловкости и координации движений.

Для развития специальной физической подготовленности используются:

- преодоление полосы препятствий различными способами;

- занятия различными видами спорта (спортивные единоборства, регби).

Для совершенствования специальных умений и навыков применяются:

- практические занятия по отработке специальных приемов защиты и нападения в различных ситуациях (один против одного, двух нападающих, действия на ограниченной площади, приемы использования оружия и спецсредств, применение приемов в различной форме одежды и разных погодных условиях, отработка приемов взаимопомощи);

- занятия по контактным видам спорта: самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс и др.;

- групповые упражнения по силовому пресечению противоправных действий с использованием спецсредств (щита, резиновой палки, наручников), отработка защиты от ударов блоками, уходами, ответными ударами и бросками, по задержанию правонарушителя;

- ситуации, требующие напряжения воли - повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок, использование помех (шум, топанье, звуки стрельбы), неожиданность «нападения» «правонарушителя», увеличение количества нападающих и пр.;

- усложнение условий выполнения известных упражнений, связанные с ситуациями риска (повышение высоты снарядов, необходимость прыжков с большой высоты, подъемов по пожарной лестнице, кувырки, сальто), занятия в различных незнакомых местах (подъезд, квартира, подвал), выполнение упражнений в обстановке состязания.

Столь многоплановая и интенсивная физическая подготовка объясняется необходимостью решить ряд назревших проблем, которые отмечаются в некоторых научных источниках.

Основными недостатками сложившейся системы работы, по мнению А.В. Алдошина [12], являются:

- несоответствие применяемых средств и методов физической тренировки задачам служебно-боевой деятельности выпускников в условиях локальных конфликтов;

- отсутствие научно обоснованных методик, направленных на обеспечение физической и психологической готовности выпускников вузов МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях;

- недостаточно эффективное использование всех форм физической подготовки в интересах повышения профессиональной подготовленности;

- отсутствие объективных критериев и тестов, определяющих степень физической и психологической готовности выпускников к выполнению служебнобоевых задач в условиях локальных конфликтов.

Ю.А. Червяков в этой связи подчеркивает, что «падает уровень профессиональной подготовки офицеров. Значительная часть выпускников вузов связи испытывает серьезные затруднения в освоении своих служебных обязанностей, не удовлетворена службой в ВС РФ и готова уволиться при первой возможности. Происходит снижение уровня развития профессионально важных качеств курсантов, что сказывается на их отношении к служебным обязанностям. Снижение уровня развития профессионально важных качеств курсантов связано с изменениями в развитии их профессиональной “Я-концепции”, падением престижа военной профессии и, в частности, специальности военного связиста» [13. С. 40].

Таким образом, обучение в вузах силовых ведомств имеет свою специфику, в отличие от вузов гражданских, что объясняется необходимостью подготовки специалистов, профессиональная компетентность которых непосредственно обусловливается качеством их физической подготовленности и психической устойчивости. Для их успешной профессиональной деятельности также необходим оптимальный уровень состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, координации и быстроты действий, особенно в экстремальной ситуации. Поскольку наиболее частотными профессиональными заболеваниями сотрудников системы исполнения наказания являются травмы различных частей тела, болезни дыхательной и сердечнососудистой системы, подготовленность этих систем и качеств организма определяется в основном уровнем их психофизического состояния и оказывает значительное влияние на эффективность их профессиональной деятельности [14].

В связи с этим работнику системы исполнения наказаний нужно, на наш взгляд, преимущественное развитие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливости, формирование готовности к рукопашной схватке с заключёнными, развитие и совершенствование стойкости к неблагоприятному воздействию ограниченной двигательной активности и поддержание работоспособности при выполнении служебных обязанностей, а также воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических и психических нагрузок.

В настоящее время идет формирование системы подготовки специалистов для УИС, однако критерии компетентности сотрудника в области физического воспитания как неотъемлемая часть системы подготовки сотрудников УИС детально не разработаны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зезюлин Ф.М. Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы. Владимир, 2006.

2. Шувалов Ф.П. Методика физического воспитания в средней и высшей школе. М., 1938. Ч. 2. С. 160-168.

3. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях //

Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.

4. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. М., 1981.

5. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., 1985.

6. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М., 1978.

7. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М., 1991.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Ака-

демия, 2000.

9. Загорский Б.И. О содержании основных понятий, теории и методики ППФП // Теория и практика физической культуры. 1984. № 9. С. 44^6.

10. Желтов Р. Физическая подготовка как фактор повышения эффективности служебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной

системы. 2008 № 8.

11. Ранцев Г. Требования к физической подготовленности сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 12.

12. Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки. 2008. № 9 (43). С. 29-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Червяков Ю.А. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 208 с.

14. Сурков Д.А., Капилевич Л.В. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 28 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.