изменяющемся мире: материалы III Науч.-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 1993. - С. 29.
5. Brahmachari D. The science of Yogo. - Bombay: Asia house, 1970. - 313 p.
6. Iyengar B.K.S. Light on Yoga. - L.: Allen und Unwin, 1973. - 342 p.
7. Swami Vishnu-devananda. The complete illustrated book of Yoga. - Bombay, 1967. - 218 p.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания ФФКСиТ БГУ, мастер спорта по лыжам. Тел. (8301-2) 216989. E-mail: galimov37@mail.ru
Кузьмин Владимир Андреевич, доцент военной кафедры Военно-инженерного института, доцент кафедры валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск. E-mail: atosn35@mail.ru
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск; e-mail: kumid@yandex.ru
Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт возрастной физиологии, г. Москва.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundations of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sports in skiing. Tel.: (8301-2) 216989 E-mail: galimov37@mail.ru.
Kuzmin Vladimir Andreevich, associate professor, military department, Military Engineering Institute, associate professor, department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk. E-mail: atosn35@mail.ru
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: kumid@yandex.ru, Krasnoyarsk; e-mail: kumid@yandex.ru
Kopylov Yuri Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, leading researcher, Russian Academy of Education, Institute of Developmental Physiology, Moscow.
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory physical culture, Buryat State University. Tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru
УДК 796:001
© А. Г. Галимова, В. М. Цинкер, А. А. Сахиулин ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье раскрывается развитие состояния проблемы научно-методического обеспечения и реализации профессиональной физической культуры в системе подготовки к профессиональной деятельности. Ключевые слова: адаптация, профессиональная физическая культура, профессиональный профиль.
A. G. Galimova, V. M. Tsinker, A. A. Sakhiulin
GENESIS AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE
This article reveals the development of the problem of scientific-methodological provision and implementation of professional physical culture in the system of training to professional activity. Keywords: adaptation, professional physical culture, professional profile.
Научные взгляды на возникновение физического воспитания связаны с утверждением о том, что потребности экономического развития общественных отношений, трудовая и военная деятельность послужили основой для воспитания подрастающего поколения. Н.И. Пономарев этот факт охарактеризовал так, что до сих пор
человечество не придумало ничего другого, кроме физической культуры, которая дает возможность готовить людей к производственной деятельности.
В производственной и трудовой деятельности человека спорт и физическая культура тесно связаны между собой. Метание копья, которое
давало возможность нашим предкам успешно добывать себе пищу и одежду, потеряло практическую значимость. Однако подобные виды физических упражнений нашли себе место в ряду новых форм трудовых действий.
Выдающийся швейцарский педагог И. Песта-лоцци (1746-1827) для облегчения и ускорения обучения детей, работающих на фабриках, в качестве средств физического воспитания предложил гимнастику суставов, чтобы они делали большое количество движений, приемлемых для данного сустава. Эту гимнастику суставов педагог пополнил «азбукой трудовых умений», которая учила тому, как лучше ударять, толкать, вертеть. В подобном обучении оценивалась подготовка людей к овладению специальностью.
В шведской системе гимнастики П. Линга (1776-1839) и его последователей Я. Линга, Брантинга развитие получили упражнения, представляющие собой элементарные, локализованные движения. Однако они не имели связи с трудовой деятельностью, а осуществляли общее воздействие на разные органы и системы человеческого тела.
Другой исследователь датчанин Н. Бук разработал и создал «основную» или подготовительную гимнастику, которая, по его мнению, служила подготовкой молодых людей для поступления на военную службу.
П.Ф. Лесгафт в 1891 г. ввел в профессиональную школу физическое воспитание, обеспечивающее освоение производственных профессий. Он утверждал, что, выполняя различные упражнения, человек формирует способность анализировать процессы действительности. А при подобном физическом образовании для управления своими действиями использовать методические приемы анализа и синтеза, индукции, дедукции.
К. Маркс постоянно обращал внимание на взаимосвязь физического воспитания и трудовой деятельности. Воспитание должно соединять производственный труд с обучением и гимнастикой, что позволит развить всесторонне развитую личность, сочетающую в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенствование.
Научно-техническая революция в обществе дала толчок освоению новых профессий, связанных с машинным трудом, соответственно, произошла утрата необходимости использования двигательных действий, разносторонне воздействующих на организм человека, для новых профессий были нужны уже узконаправленные, для совместного труда большого коллектива
людей, двигательные действия. Поэтому узконаправленные движения были отвергнуты физическим воспитанием.
Концепция профессионального профилирования физической культуры также выдвигалась В.В. Гориневским (1951). «Среди рабочих немалое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру... Это глубокое заблуждение... Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу - другие, почтальону - третьи, слесарю - четвертые и т.д. Поступить иначе - значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе» (с. 274-275).
Выдвинутая В.В. Гориневским концепция профессионального профилирования физического воспитания свое научное обоснование получила в советской системе физического воспитания.
В 20-е гг. прошлого столетия подобным вопросом занимались А.А. Зигмунд, 1922; З.Н. Короновский, 1924; Н.О. Семашко, 1925; Л.В. Геркан, 1925; Д.В. Ненюков, 1926 и др.
Делались первые попытки использования физических упражнений при подготовке молодежи к труду (Зигмунд А.А., Зигмунд А.И., 1923; Соколов И.А., 1923). Была предпринята попытка разработки программы физического воспитания и трудовых навыков пролетарской физической культуры, где физическому воспитанию отводилась профессионально-трудовая направленность. В содержание этой программы входили подготовительные упражнения к труду и движениям, связанных с ударом, нажимом, навалом, как главных компонентов трудовых операций. В структуре программ отводилось место физическим упражнениям, осуществляющим подготовку к боевым и коллективным действиям, включались элементы эстетического воспитания (ритмика, пластика).
Однако основным недостатком этих работ явилось то, что физические упражнения заменялись имитацией трудовых действий или рабочими позами или приемами. В связи с этим занятия по физическому воспитанию делились на две части - общую физическую подготовку и формирование производственных умений и навыков. Получалось так, что противопоставлялись друг другу ОФП и СФП.
В то же время делались первые попытки разрабатывать методики, касаясь вопросов профессиональной направленности физической подго-
товки. Для практического претворения трудовой прикладности физического воспитания И. Соколов (1922, 1923) предложил систему физических упражнений и назвал ее трудовой гимнастикой. Автор предлагал заменить физические упражнения обучением рабочих приемам и позам. Реализация этих задач исходила из задач и средств производственного обучения.
В Центральном институте труда (ЦИТ) занимались вопросами подготовки рабочих, была установлена взаимосвязь между трудовой и физической культурой - в целом это общая двигательная культура человека, которая подразделяется на трудовые движения и режимную гимнастику. Соответственно упражнения применительно к производственному обучению являются средним звеном между средствами производственного обучения.
ЦИТ отмечал, что общедвигательное воспитание должно представлять собой соединение трудового воспитания с физическим, что являлось прообразом производственной гимнастики.
Проблема обучения в технических вузах обусловливала, необходимость обеспечения высокой готовности будущих специалистов. Уже в 1931 г. в «Типовой программе и материалах по физической культуре для втузов, техникумов и рабфаков» В.В. Гориневский и Л.В. Геркан вводили набор физических упражнений, которые по характеру нервно-мышечных усилий и своей структуре походили на трудовые действия. В программе по физической культуре для сельскохозяйственных техникумов (1936) физические упражнения обеспечивали формирование конкретных навыков.
В 1967 г. В.В. Белинович сосредоточил внимание на том, что в содержание прикладной физической подготовки были включены физические упражнения и виды спорта в полном соответствии с поставленными задачами. Автор отмечал, что прикладная физическая подготовка должна быть составной частью общей программы физического воспитания и осуществляться в соответствии с общими задачами физического воспитания обучающихся.
В связи с научно-техническим прогрессом появились другие требования к подготовке молодых специалистов. Появилась необходимость приблизить систему обучения и воспитания к условиям жизни и труда.
В конце 20-го столетия появилось специальное направление для подготовки человека к конкретной профессиональной деятельности -профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). В «Изменениях и дополнениях
к программе по физическому воспитанию учащихся средних специальных учебных заведений» (1959) отмечается, что в учебной и спортивно-массовой работе необходимо принимать во внимание профиль выпускаемых специалистов для формирования у них физических навыков, которые дадут возможность овладеть профессиональной деятельностью.
В учебных программах физического воспитания для учащихся профессионально-технических училищ (1959, 1960, 1963) отмечается: физическое воспитание должно осуществляться с учетом трудовой деятельности будущих специалистов. Таким образом, профессионально-прикладная подготовка становится конкретным компонентом физического воспитания учащихся.
В нашей стране она стала развиваться двумя путями: как производственная гимнастика в процессе труда и как ППФП молодежи к труду. В 60-х годах прошлого столетия проводятся исследования в организационно-методическом решении задач для ряда профессий и специальностей. В новых государственных программах по физическому воспитанию у учащихся специальных учебных заведений учитывался профиль выпускаемых специалистов, для того чтобы у них воспитывать физические качества, необходимые для будущей работы по специальности.
В конце 60-х гг. XX в. по прикладной физической подготовке было выполнено несколько научных работ, которые имели следующие направления:
1) влияние физических упражнений на физическую подготовленность учащихся (Хайрова Ю.А., 1957);
2) двигательные возможности детей, которые начали обучение в профессиональных учебных заведениях (Васьковский Д.Н., 1968);
3) определение уровня физической работоспособности учащихся разных специальностей (Чубуков А.П., 1966);
4) влияние профессионально-прикладной подготовки на формирование профессиональных навыков (Бурок Я.В., 1969; Кабачков В.А., 1969).
Например, В.А. Кабачков (1969) эффективно использовал специфические физические упражнения для подготовки монтажников-высотников. С.А. Полиевский (1969) в своих исследованиях отмечал, что профиль спортивной подготовки значительно влияет на овладение профессиональным мастерством. Л.В. Бурок (1970) отмечает, что за более короткий срок можно добиться существенных результатов, ис-
пользуя специально направленные физические упражнения. При решении задач ППФП большое значение имели работы М.В. Мацкевича, М. Ниезова, И.П. Пустового, Р.Т. Раевского.
ППФП с 1991 г. была представлена в программах физического воспитания учащихся профтехобразования. При этом происходило более тесное соприкосновение физического воспитания с производственным трудом. Недостатком этого новшества явилось отсутствие контрольных нормативов для профтехучилищ с одногодичным сроком обучения.
В последующее время различные аспекты ППФП были разработаны в исследованиях Б.И. Загорского (1976), В.И. Ильинича (1978), Л.П. Матвеева (1993), В.А. Кабачкова, С.А. Топильского (1981-1982). В этих работах была установлена тесная взаимосвязь физического, трудового и профессионального образования.
Также были разработаны вопросы профессиональной подготовки станочников-металлистов (Парыгин ВС., 1974; Мацкевич М.В., 1977; Ионов П.Д., 1987), Г.П. Максарова (1972), А.П. Шелудьков (1972); Ю.П. Бобылев (1974), которые и предложили большое количество упражнений для тонких и точных ручных работ, строительных специальностей и специалистов горнодобывающей промышленности. Некоторые научные основные положения с успехом использовались в вооруженных силах, даже в хореографической подготовке детей (Пегань Ю.А., 1991; Иванов Н.Т., 1992; Балашова В.Ф., 1996).
Высокое обоснование ППФП получила в высших учебных заведениях. Исследования на примере сельскохозяйственных профессий В.И. Ильинича (1972-1990), А.А. Костина (1972), Г.П. Грибана (1990) позволили осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства. Особенности направленного использования физических упражнений отразили в своих работах В.И. Вар-навин (1970), М.Я. Виленский (1978-1987), Р.С. Сафин (1978-1980), Е.П. Гук (1988), Р.Т. Раевский (1985) и др.
К подготовке учащихся общеобразовательных школ большую работу в этом направлении вели Л.П. Матвеев (1991), А.А. Гужаловский
(1986), И.Н. Решетень (1973), Б.А. Ашмарин (1979) и др. Приемственность базового и профессионального образования с производственной деятельностью были четко использованы в работах Ю.Д. Железняка (1987), С.С. Солодкова
(1987), В.В. Степанова (1986), где были раскры-
ты вопросы функциональных возможностей ППФП для повышения самоопределения в получении профессии.
На базе этих достижений в 1985 году ППФП, являясь самостоятельным разделом, была включена в программу физического воспитания учащихся старших классов.
В 90-х годах 20-го столетия благодаря исследованиям В.И. Жолдока (1991), Я.Н. Нифонтовой (1993), Л.П. Матвеева было обосновано и представлено определение профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), вместо ППФП. Авторами было указано место и роль ППФК в подготовке учащейся молодежи, ее структурные компоненты, производственная физкультура (ПФК) и функциональные возможности ее направленности.
Л.Н. Нифонтова, А.Р. Якубовская (1993) производственную физическую культуру определяют, как «восстановление организма, профилактику профзаболеваний и психофизическую готовность к труду», то есть авторы указывают на то, что должно входить в содержание профессиональной деятельности.
В.И. Жолдак (1991) указывает, что ПФК обеспечивает возможность готовности к выполнению производственной деятельности на базе культурного роста, профессиональной адаптации, сформированности необходимых качеств для выполнения трудовых процессов.
В 1990-е гг. возникла проблема в разработке новых теоретико-методологических аспектов, которые позволили бы моделировать сложные системы обучения, развития и воспитания личности будущего специалиста. С.С. Коровин предлагает новое понятие «профессиональная физическая культура», понимая под этим комплекс социальных и личностных способностей и возможностей человека, которые соответствуют требованиям профессионального образования. В.П. Полянским (1990) обосновываются теоретико-методические основы прикладной физической культуры в новом обществе. С.Н. Зуев (2000) дает обоснование профессиональной психофизической готовности, а А.О. Егорычев (2005) разрабатывает аспекты реализации средств ПФК в системе непрерывного профессионального образования.
Одно из актуальных направлений ПФК личности в настоящее время, по мнению А.Э. Бурова (2007), - превентивно-коррекционное, изучающее возможности компетентного подхода, при формировании навыков производственной деятельности с различными формами социальных дезадаптаций учащихся образовательных
школ и школ-интернатов. А.Н. Шафранская считает, что ПФК необходимо использовать в медико-биологическом направлении при нормировании микроклиматических условий занятий физическими упражнениями.
Вхождение России в ВТО, соответствующее усложнение промышленных технологий непременно даст возможность раскрыть свои потенциальные возможности и новые направления ПФК как науки, имеющей большое практическое значение.
Литература
1. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся
в средних ПТУ: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 6-23.
2. Матвеев Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 17. - С. 42-47.
3. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 62 с.
4. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - 296 с.
Галимова Алена Геннадьевна, преподаватель кафедры физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД. Тел: (83012) 216989. E-mail: 89027602726@mail.ru
Цинкер Виталий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского государственного университета, тел: 49-84-17. E-mail: vita-tsina@mail.ru
Сахиулин Альфрит Амирович, доктор педагогических наук, доцент, директор Иркутского техникума физической культуры. Тел. 83952626259. E-mail: itfk@bk.ru
Galimova Alena Gennadevna, lecturer, department of physical training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs. Те1 (83012) 216989. E-mail: 89027602726@mail.ru
Tsinker Vitaly Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, department of sports medicine, Buryat state University. Tel: 49-84-17. E-mail: vita-tsina@mail.ru
Sakhiulin Alfrit Amirovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of Irkutsk Tekhnikum of Physical Culture. Те!. 83952626259. E-mail: itfk@bk.ru
УДК 796:612
© А. Г. Галимова, А. А. Сахиулин
ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ УПРАЖНЕНИЙ МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ
Результативность труда сотрудника ОВД непосредственно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями. Эта зависимость происходит от использования физических упражнений, в том числе многофункционального характера.
Ключевые слова: физическая подготовка, физические упражнения, физическая культура, тренировка.
A. G. Galimova, A. A. Sakhiulin
OPPORTUNITIES TO IMPROVE PHYSICAL FITNESS OF CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITY OF LAW ENFORCEMENT ON THE BASIS OF MAXIMUM POWER EXERCISES
The effectiveness of the OVD officer among other things directly depends on special physical preparation acquired previously by training regular physical exercises. This dependence comes from the use of physical exercises, including of multifunctional character.
Keywords: physical training, exercises, physical culture, training.
Ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики Российской Федерации является модернизация образования, которая
должна быть качественной и соответствовать мировым стандартам. Наиболее важным показателем подготовки специалиста должна быть яр-