Научная статья на тему 'Проблема развития творческой личности педагога в теории и практике педагогического образования'

Проблема развития творческой личности педагога в теории и практике педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE PERSONALITY / PEDAGOGUE / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE ORIENTATION / CREATIVE ABILITIES / CREATIVITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартишина Нина Васильевна

В статье представлены взгляды отечественных ученых, педагогов-практиков, государственных и общественных деятелей на проблемы просвещения и педагогического образования, рассматривается образ творческого педагога, а также ряд аспектов его профессионально-личностного развития в историко-педагогической ретроспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGUES’ CREATIVITY IN THE THEORY AND PRACTICE OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The author depicts the image of a creative pedagogue and analyzes some aspects of pedagogues’ professional and personal development in retrospect. The paper presents the views of Russian scholars, pedagogues, statesmen, and public figures on the issues of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Проблема развития творческой личности педагога в теории и практике педагогического образования»

УДК 378.147 Н.В. Мартишина

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены взгляды отечественных ученых, педагогов-практиков, государственных и общественных деятелей на проблемы просвещения и педагогического образования, рассматривается образ творческого педагога, а также ряд аспектов его профессионально-личностного развития в историко-педагогической ретроспекции.

творческая личность педагога, творческий потенциал, творческая направленность, творческие способности, креативность, профессионально-личностное развитие.

Одной из ключевых проблем XXI века становится все более отчетливо обозначаемое упрощенное представление о предназначении человека и сущности человеческого «Я», которое, по мнению В.Ю. Даренского, «определяется примитивизацией смыслового содержания самой жизни, ныне уже достигающей своего © Мартишина Н.В., 2014 ведливо подчеркивает данный исследователь, императив «образование» на всех его уровнях и состоит в преодолении сложившегося положения вещей. «Императив преображения человека является именно таким универсальным смыслом, который <...> может быть смысловой основой стратегии современного образования при условиях достаточной активности людей, работающих в этой сфере, а также создания соответствующих организационных форм» 2. В связи с этим актуальным становится вопрос о личности самого педагога - ключевой фигуры, чьи активные действия и делают возможной реализацию заявленной стратегической задачи и ее развитии.

Сегодня, оценивая специалиста в любой сфере деятельности, при этом образование не является исключением, принято говорить о компетентности. Согласно точке зрения Л.Г. Паршиной, компетентность «заключается в готовности и способности целесообразно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, а также в самооценивании результатов деятельности» 3. Исследования, про-

1 Даренский В.Ю. Восстановление «образа человека» как стратегическая задача современного образования // Психолого-педагогический поиск . 2012. № 2/22. С. 7-18. С. 9.

2 Там же. С. 17.

3 Паршина Л.Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2008. 20 с. С. 17.

водимые в разных странах, в том числе и у нас, убедительно доказывают, что при осмыслении сущности и оценивании степени сформированности профессиональной компетентности педагога следует учитывать творческие параметры (знание специфики педагогического творчества, творческие способности, умения и навыки, опыт творческой деятельности). Неслучайно утверждение, что только творческий педагог может справиться с непростым вызовом времени, о котором было сказано выше, и сформировать новую творческую личность, способную к позитивному творческому преобразованию действительности.

Помимо названных характеристик, творческую личность педагога отличает богатый творческий потенциал и ярко выраженная творческая направленность. Составляя портрет творческого педагога, всегда интересно узнать мнение тех, кто постоянно в том или ином качестве включен в образовательный процесс. На протяжении многих лет мы интересовались этим вопросом у учащихся школ, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, представителей администраций образовательных учреждений, родителей, преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, студентов. Среди респондентов были участники, призеры и победители различных конкурсов педагогического мастерства и творчества, педагогических фестивалей и марафонов. Детализируя образ творческой личности учителя, педагога, они отмечали его творческую самостоятельность, способность к самосовершенствованию и творческому обновлению, творческую активность, умение стимулировать активную, творческую деятельность учащихся, знание и владение творческими образовательными технологиями. Завершая краткое представление творческой личности современного педагога, еще раз подчеркнем очевидное требование времени - сегодня творчество неоспоримо является неотъемлемой составляющей профессионализма специалиста, работающего в области образования.

В настоящей статье предложен краткий историко-педагогический анализ исследуемого вопроса, что позволит точнее определить сегодняшнее состояние проблемы и увидеть перспективы ее развития. При этом необходимо сразу оговориться, что сознательно сделанный в работе акцент на отечественную педагогическую науку и практику не означает того, что в других странах данному вопросу не уделялось внимания или уделялось недостаточно. Зарубежные научно-педагогические школы накопили серьезный и интересный теоретический и эмпирический материал в данной сфере. Более того, в различные периоды истории российские, советские теоретики и практики педагогики самым серьезным образом взаимодействовали с представителями этих школ. Анализ и осмысление такого взаимодействия может стать предметом самостоятельного исследования, что для настоящей статьи не является приоритетом.

Кроме того, следует сразу обозначить и то, что в статье ограничены и те временные рамки, в которых происходит рассмотрение проблемы, вынесенной в ее заголовок. Оно начинается с конца XVII века - первой четверти XVIII века - периода, который в истории России нередко называют эпохой Петра Великого (16721725). Ее важнейшей составляющей стали реформы ключевых областей жизни и деятельности государства. К числу значимых преобразований культурной сферы

ученые относят реформу образования, которая специалистами оценивается неоднозначно. В работе известного исследователя петровских преобразований X. Баггера «Реформы Петра Великого. Обзор исследований» подчеркивается: «...скептическое отношение многих историков к образованию в Петровскую эпоху объясняется, очевидно, тем, что они не воспринимают школьное дело первой четверти XVIII века как органично выстроенную образовательную систему, но лишь как конгломерат, состоявший из ряда специальных школ, в основном с техническим уклоном, целью которых было готовить людей для исполнения определенных функций в государстве и которые были утверждены спонтанно, по мере того как возникали конкретные практические потребности» 4 Вместе с тем следует отметить, что это не единственная точка зрения на петровские реформы. В частности, А. Архангельский, М.Т. Белявский, С.И. Вавилов и другие отмечают, что проводимые преобразования содействовали всеобщему культурному подъему и изменению отношения народа к образованию и школьному делу, заложили основу будущей российской образовательной политики. Если оценивать XVIII столетие в целом, то можно заметить, что именно тогда утвердились новые идеалы, ценности, изменилось восприятие самого педагогического труда. В этот период определились основные направления развития профессионального творчества педагогов: участие в реорганизации самой системы образования, разработка новых учебных планов, программ и т. д., творческое совершенствование методики преподавания, научно-исследова-тельская работа, внедрение в широкую образовательную практику идей и наработок ученых. Каждое такое направление позволяло педагогу раскрыть новые грани своего таланта, проявить свои потенциальные возможности.

Важным системообразующим элементом становления и развития системы образования в России стало открытие Академии наук (основана в январе 1724 года Указом Петра I, начала работать в декабре 1725 года), способствовавшей переходу от всеобщей бесплановости, спонтанности в области образования к систематической его разработанности. Деятельность Академии серьезно повлияла на развитие профессионализма педагогов того времени, на осознание ими себя как творческих личностей, на стремление развивать свой творческий потенциал. В Указе Петра I от 28 января 1724 года «Об учреждении Академии» говорится: «Должность академиков: 1) все, что в науках уже учинено, разыскать, что к исправлению или приращению оных потребно есть, производить. 2) Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать, тако ему легко будет экстракты из оных сочинять; сие экстракты с прочими изобретениями и рассуждениями имеют от академии в назначенные времена в печать отданы быть. 3) Понеже академия не что иное есть, токмо социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг друга помогать имеют; того ради весьма надобно, чтоб каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии

4 Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований / пер. с дат. М. : Прогресс, 1985. 199 с. С. 134.

всех членов поверять может. 4) Каждый академикус обязан систему или курс в науке своей пользу учащихся младых людей изготовить; а потом оные имеют на императорском иждивении на латинском языке печатаны быть» 5. Как видим, каждому члену Академии предписывалось изучать и анализировать передовой научный и педагогический опыт того времени и обмениваться собственными идеями и наработками с целью профессионального саморазвития, заботиться о научной смене. Изученный и проанализированный опыт, совокупность знаний, почерпнутых в научных дискуссиях и обсуждениях, владение новыми подходами, формами и методами обучения становились неотъемлемой частью их творческого потенциала.

Этот вывод справедлив и для характеристики личности профессоров Московского университета, открытого в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова, и старших учителей разночинной гимназии, бывшей при нем своего рода педагогическим отделением.

Интересен взгляд на профессию учителя и его важнейшие профессионально значимые характеристики одного из организаторов народного просвещения в России Ф.И. Янковича де Мириево (1741-1814). По его мнению, мало иметь задатки к данному делу, необходимо неустанно совершенствовать себя. «Прилежен тот, кто над тем, к чему он по должности своей обязан, трудится неутомимо и с величайшим тщанием, не ослабевая ни от каких препятствий или трудностей...» 6. В учителе Ф.И. Янкович де Мириево видел, прежде всего, незаурядную, творческую личность, готовую и способную к постоянному обновлению своего профессионального потенциала, к самореализации, к самостоятельному решению образовательных задач.

Важнейшей вехой в развитии школы и педагогики в России стал XIX век. Наиболее значительные изменения пришлись на его вторую половину - время важных социальных реформ, ознаменованное расцветом национальной русской педагогики. Крупнейший теоретик, основатель русской гуманистической педагогики К.Д. Ушинский (1824-1870) видел в учителе-воспитателе профессионала, мастера и творца. Труд учителя-наставника он сравнивал с творчеством художника. Если художник и скульптор отражают жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор - в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека: «.ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества» 7. Ученый признавал, что стремление к творчеству, присущее самой профессии, должно

5 Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И.А. Соловков. М. : Педагогика, 1985. 480 с. С. 32.

6 Антология педагогической мысли России XVIII в. С. 251.

7 Ушинский К.Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии» // Избр. пед. соч. М. : Просвещение, 1968. 557 с. С. 351-383. С. 351.

подвигать педагогов к постоянному творческому самосовершенствованию, немыслимому без обновления собственного профессионально-личностного потенциала.

Не менее значимыми являются педагогические взгляды Н.И. Пирогова (1810-1881), уделявшего серьезное внимание самопознанию. Особое место в его трудах занимала идея нравственного воспитания, в процессе которого и происходит осознание человеком своего «Я» и окружающего мира, формирование убеждений, идеалов, характера, творческого отношения к жизни. Ученый обращал внимание и на особенности преподавания в разных типах образовательных учреждений, особо подчеркивая тот факт, что только творческое отношение преподавателя к своему делу поможет раскрыть внутренний мир учащихся: «Приемы и способы изложения предметов у каждого сколько-нибудь дельного учителя самостоятельны. Если учитель будет слепо руководствоваться способами и приемами другого, то учение его будет мертво и не возбудит в учениках охоты к занятиям» 8.

Среди педагогов-гуманистов XIX века особое место занимает великий писатель, мыслитель, Л.Н. Толстой (1828-1910), всей силой своего таланта изображавший положение в российской школе: «То странное психологическое состояние, которое я назову школьным состоянием души, которое мы все, к несчастью, так хорошо знаем, состоит в том, что все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям - произносить звуки независимо от воображения, считать числа сряду: 1, 2, 3, 4, 5, воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы; одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием, - страха, напряжения памяти и внимания» 9. Л.Н. Толстой ждал от учителей стремления в корне изменить данную ситуацию. Помочь этому, по мнению великого писателя и педагога, могло именно постоянное творчество учителя, его творческое самосовершенствование, предполагающее расширение знаний о творческом «Я» человека, развитие воображения, фантазии, способностей, умений, способов воспитания и обучения. Важна для него была и та ценностная основа, на которой педагог строит свою профессиональную деятельность, при этом следует подчеркнуть, что творчество, как ценность, являлось ее неотъемлемой частью.

Яркой фигурой в российском образовании того периода был Д.И. Тихомиров (1844-1915). Как отмечает Н.П. Щетинина, «размышляя о задачах школы, Д.И. Тихомиров высказал новую для того времени идею, что школа не только создает условия для удовлетворения жизненных идеалов, но и должна идти впереди жизни, определять новые идеалы, возможно, и отдаленные в плане их осу-

8 Пирогов Н.И. О разрешении учителям использовать при преподавании составленные ими учебники и учебные руководства // Избр. пед. соч. / сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М. : Педагогика, 1985. С. 214.

9 Толстой Л.Н. О народном образовании // Пед. соч. / сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М. : Педагогика, 1989. С. 54-70. С. 62.

ществления» 10. Одной из черт идеала человека нового времени, о чем в той или иной форме говорил Д.И. Тихомиров, являлась его способность к творчеству, развивать которую можно было, по его мнению, самыми разными способами. Например, освоением новых форм педагогической деятельности, насыщенной творчеством, профессиональным общением, активной работой на педагогических курсах, творчески ориентированным самообразованием и саморазвитием. Он сам выступал для педагогов того времени примером такого совершенствования. Н.П. Щетинина приводит слова учительницы А.К. Гущиной, которая назвала занятия Д.И. Тихомирова «уроками «ваяния души человеческой», а самого Тихомирова - «талантливым педагогом - мастером своего дела», «великим скульптором души будущего человека и гражданина», «создателем своей мастерской» 11.

Российское образование в конце XIX - начале ХХ века отличают количественные и качественные изменения На фоне серьезных социальных потрясений, в условиях обострения классовой борьбы, идеологической полемики, революционных взрывов и военных столкновений пересматривался сам характер школы, подходы к организации обучения и воспитания. Вместе с тем именно на эти годы приходится расцвет отечественной философии. Ряд идей, высказанных философами, нашел свое преломление в образовательной теории и практике. Так, рассматривая феномен духовности, они предложили принцип самостроительства творческой личности, подчеркивая тем самым открытость личности к новым творческим ценностям, в качестве одной из которых выступала свобода. В этом плане интересна мысль Н.А. Бердяева: «В жизни духовной должно утверждать максимум свободы. Отсюда вытекают субъективные права человеческой личности: свобода совести, свобода мысли, свобода творчества, достоинство всякого человека как свободного духа» 12. Такая позиция сопряжена с идеями ценностного отношения к творчеству, понимания человека как творца собственной жизни, восприятия им самого себя как субъекта творчества и т. д.

В российском образовании первой трети ХХ столетия стараниями представителей педагогической психологии и экспериментальной педагогики (М.К. Барсов, Н.П. Гундобин, Н.Е. Румянцев и др.) значительное место заняла педология. В своей деятельности педологи опирались не только на исследования психологов, но и на труды физиологов, нейрофизиологов и медиков (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др.), в работах которых подчеркивалось, что для всякого творчества необходима одаренность и собственное воспитание, созидающее навыки в работе, благодаря чему в результате возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности 13. Именно эти

10 Щетинина Н.П. Проблемы народной школы и профессионального развития учителей в выступлениях Д.И. Тихомирова на земских педагогических курсах (90-е годы XIX века) // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 11/30 : Педагогические и психологические науки. С. 255-261. С. 257.

11 Там же. С. 259.

12 Бердяев Н.А. О назначении человека. М. : Республика, 1993. 383 с. С. 260.

13 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М. : Педагогика, 1976. 280 с. С. 25.

природные дарования и эту тягу и предлагалось всемерно развивать в каждом воспитаннике, и в первую очередь в самом учителе.

Акценты на творчество, творческие характеристики личности педагога и способы их развития находим в педагогическом наследии П.П. Блон-ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. Это было неслучайно, так как только такая личность могла воспитать человека-творца, являющегося во многом идеалом нового времени. А.С. Макаренко (18881939) в труде «Из опыта работы» отмечал, что цель воспитания заключается в воспитании «человека-творца, человека-гражданина 14 Он писал: «Никакое дело не требует от работника такой оперативной гибкости, как работа учителя. Какие бы то ни было шаблоны по отношению к отдельному ученику совершенно недопустимы» 15.

Двадцатый век был богат на педагогические таланты. Одним из самых ярких представителей отечественной педагогической школы являлся В.А. Сухом-линский (1818-1970), отстаивавший позицию, согласно которой творчество следует рассматривать не как некую сумму знаний, а как особую связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности, открывающей духовный мир человека. По его мнению, школа и учитель должны раскрывать перед учащимся «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда» 16. Говоря о самом учителе, павлышский педагог отмечал многогранность личности учителя, постоянную нацеленность на развитие и творчество, на обогащение творческой лаборатории, которая не только определяет уровень технологии педагогического труда, но и влияет на профессиональную культуру.

В контексте историко-педагогического анализа проблемы нельзя не затронуть ситуацию второй половины 80-х годов XX века. В сфере образования это время, как и в других сферах жизнедеятельности, характеризуется попытками отойти от привычных схем, шаблонов в профессии, развитием творческого начала в человеке. Именно тогда мощно и ярко проявило себя движение педагогов-новаторов. На Всесоюзном съезде работников образования (1988 г.) были поддержаны идеи гуманизации и демократизации системы образования, выдвигаемые педагогами-новаторами, а также подчеркивалось, что инновационные ресурсы данной системы заключены в творчестве учителей. В самой учительской среде преобладало стремление к переменам, желание поддерживать новые, творческие проекты. Во многом это было связано с тем, что средства массовой информации сделали достоянием широкой общественности достижения таких

14 Макаренко А.С. Из опыта работы // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М. : Педагогика, 1977. Т. 1. С. 161-173. С. 164.

15 Макаренко А.С. Воспитание характера в школе // Там же. С. 49-52. С. 50.

16 Сухомлинский В.А. Моя педагогическая система // Радяньска школа. 1988. № 6. С. 3-36.

С. 28.

педагогов, как В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысен-кова, И.П. Волков, В.А. Караковский и др.

В 1986 году в «Учительской газете» был опубликован отчет о встрече учителей-экспериментаторов, который носил название «Педагогика сотрудничества». В нем нашли отражение ключевые идеи, определяющие новые направления педагогической практики и новый образ учителя: идея трудной цели, идея учения без принуждения, идея свободного выбора, идея формирования новой системы отношений всех участников образовательного процесса, идея творчества в профессии. В 1987 году прошла очередная подобная встреча, отчет о которой под названием «Демократизация личности» был также опубликован в «Учительской газете». Через год материал о третьей встрече журналисты представили под заголовком «Методика обновления», особо отметив ориентацию на творческое преобразование педагогического труда и на реализацию творческого начала каждого ученика и учителя. Во многих работах педагогов-новаторов подчеркивалась необходимость верить в безграничные способности своего воспитанника и самого себя. Авторы призывали педагогов раскрывать эти способности в педагогическом процессе, включая себя и других в постоянное творчество и обновление. Ш.А. Амонашвили, один из наиболее ярких и творческих представителей этой плеяды, в «Клятве учителя» записал: «Клянусь постоянно повышать свой профессиональный уровень, в своей педагогической деятельности использовать достижения науки, передовой опыт коллег, проявлять творчество; бороться против косности, рутины и бездушия в школе» 17. Педагоги-новаторы особо отмечали значимость развития творческого «Я» каждого участника образовательного процесса. В этом они видели предназначение педагогического труда. Один из талантливых представителей данного направления И.П. Волков в работе «Учим творчеству» обратил внимание читателей на то, что «обучающая творческая деятельность рассматривается нами в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т. д.» 18. Xотя И.П. Волков писал о творческих чертах и характеристиках ребенка, школьника, которые следует развивать в образовательном процессе, но этот перечень с полным основанием можно применить и к определению творческой личности самого педагога, которую следует развивать с неменьшим энтузиазмом и тщательностью.

Как отмечали и продолжают отмечать многие педагоги-практики, восприятие идей педагогики сотрудничества, среди которых идея творчества за-

17 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск : Университетское, 1990. 560 с. С. 558.

18 Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. М. : Педагогика, 1987. С. 101-140. С. 110.

нимала одну из ведущих позиций, серьезно обогащало их собственное творческое «Я».

Середина и вторая половина 80-х годов прошлого века определены в истории нашего государства как время перестройки. К сожалению, большинство надежд не оправдалось, возникла ситуация жесточайшего кризиса, в обществе стала проявляться бездуховность, голый практицизм и т. п. Учительство, оказавшись на грани социального бедствия, больше задумывалось о выживании, чем о творчестве. Однако было бы ошибочным утверждать, что это определяло действия всех представителей педагогической профессии. Как отдельные педагоги, так и целые коллективы школ, вузов продолжали реализовывать в профессиональной деятельности идеи творчества и сотворчества, демократизма и индивидуального подхода, создавали оптимальные условия для гармоничного и творческого развития личности.

В 90-е годы XX века в России был организован конкурс профессионального мастерства и творчества «Учитель года», открывший много неординарных, самобытных педагогических талантов. Одним из ключевых параметров деятельности участников данного конкурса является осознание необходимости творческого преобразования своего «Я», окружающей действительности и реализация этого знания на практике. Победитель конкурса 1995 года учитель начальных классов лицея № 4 города Рязани З.В. Климентовская в книге «И приходит поэзия прежде, чем свет.» пишет о своей работе: «Одним из важнейших принципов работы является принцип активного деятельностного творчества учащихся... Делая ученика соучастником творчества поэта, поэзия развивает способность к творчеству... На уроке царит атмосфера сотрудничества и сотворчества... Учитель побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску, учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации» 19. Подобный творческий подход к делу, стремление реализовать потенциальные возможности своих учеников и самого себя отличает всех лауреатов и участников данного смотра-конкурса. На всех своих уроках и воспитательных мероприятиях они создают условия для творческого поиска, стимулируют развитие творческих способностей учащихся, показывают им перспективы их личностного роста и совершенствования, в конкурсных материалах, а главное в практической деятельности, отстаивают приоритет высоких профессиональных идеалов, творчества в профессии, обращение ко всем позитивным силам человеческого «Я». Работая над творческим развитием своего воспитанника, они одномоментно работают над творческим развитием самих себя.

Обращение к историко-педагогическому наследию убедительно доказывает, что творчество справедливо отнесено к числу тех знаковых ценностей, осмысление которых происходит с разных позиций - созидательной, образовательной, духовно-нравственной и др. В этой связи естественным будет с ценностью творчества связать слова выдающегося писателя XX века А.И. Солжени-

19 Климентовская З.В. «И приходит поэзия прежде, чем свет.» : методическое пособие для учителей начальных классов. Рязань : Узорочье, 2000. 80 с. С. 6-7.

цына: «Без устойчивой системы духовно-нравственных ценностей не устоит ни село, ни город, ни Земля наша» 20. Именно творческий человек с внутренней установкой на созидание готов и способен сохранять и преумножать богатства своего народа. И именно человек с такими личностными характеристиками преимущественно выступал ценностью-целью воспитания в отечественной педагогической традиции прошлого столетия.

Следует отметить, что в начале XXI века востребовано большинство идей педагогики творчества, наработанных предшествующими поколениями учителей, что в первую очередь связано с тем, что современному педагогу приходится решать огромное число не только типовых, но и нестандартных задач. В качестве одной из наиболее значимых задач подобного рода выступает развитие творческой личности, включая личность самого педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст]. - Минск : Университетское, 1990. - 560 с.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст] / сост. И.А. Солов-ков. - М. : Педагогика, 1985. - 480 с. ; ил.

3. Баггер, X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований [Текст] / пер. с дат. -М. : Прогресс, 1985. - 199 с.

4. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]. - М. : Республика, 1993. - 383 с.

5. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. - М. : Педагогика, 1987. - С. 101-140.

6. Даренский, В.Ю. Восстановление «образа человека» как стратегическая задача современного образования [Текст] // Психолого-педагогический поиск. - Рязань, 2012. -№ 2/22. - С. 7-18.

7. Климентовская, З.В. «И приходит поэзия прежде, чем свет.» [Текст] : методическое пособие для учителей начальных классов. - Рязань : Узорочье, 2000. - 80 с.

8. Макаренко, А.С. Воспитание характера в школе [Текст] // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. - М. : Педагогика, 1977. - Т. 1. - С. 49-52.

9. Макаренко, А.С. Из опыта работы [Текст] // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. - М. : Педагогика, 1977. - Т. 1. - С. 161-173.

10. Паршина, Л.Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2008. - 20 с.

11. Пирогов, Н.И. О разрешении учителям использовать при преподавании составленные ими учебники и учебные руководства [Текст] // Избр. пед. соч. / сост. А.Н. Алек-сюк, Г.Г. Савенок. - М. : Педагогика, 1985.

12. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст]. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.

20 Щетинина Н.П. Духовно-нравственный потенциал литературного наследия А.И. Солженицына // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2013. № 3/40. С. 23-29. С. 28.

13. Сухомлинский, В.А. Моя педагогическая система // Радяньска школа. - 1988. -№ 6. - С. 3-36.

14. Толстой, Л.Н. О народном образовании [Текст] // Пед. соч. / сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). - М. : Педагогика, 1989. - С. 54-70.

15. Ушинский, К.Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии» // Избр. пед. соч. - М. : Просвещение, 1968. - 557 с. - С. 351-383.

16. Щетинина Н.П. Духовно-нравственный потенциал литературного наследия А.И. Солженицына [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2013. - № 3/40. - С. 23-29.

17. Щетинина, Н.П. Проблемы народной школы и профессионального развития учителей в выступлениях Д.И. Тихомирова на земских педагогических курсах (90-е годы XIX века) [Текст] // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 11/30 : Педагогические и психологические науки. -С. 255-261.

REFERENCES

1. Amonashvili, SH.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo protsessa [Personality-human basis of the pedagogical process] [Text]. - Minsk : Academic, 1990. - 560 p.

2. Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII veka [Anthology of Russian pedagogical thought of the 18th century] [Text] / compiled by I. A. Solovkov. - Moscow : Pedagogics, 1985. - 480 p.

3. Bagger, CH. Reformy Petra Velokogo. Obzor issledovaniy [Peter the Great's reforms. Review of research ] [Text] / per. s dat. - Moscow : Progress, 1985. - 199 p.

4. Berdyayev, N.A. O naznachenii cheloveka. [On man's destination] [Text].- Moscow : Republic, 1993. - 383 p.

5. Volkov, I.P. Uchim tvorhestvu [Learning the creativity] [Text] // Pedagogical search / compiled by I.N. Bazhenova. - Moscow : Pedagogics, 1987. - P. 101-140.

6. Darenskiy, Yu.V. Vosstanovleniye "obraza cheloveka" kak strategicheskaya zadacha sovremennogo obrazovaniya [Restoration of the «man's image» as a strategic goal of modern education] [Text] // Psychological-pedagogical search. - Ryazan, 2012. - N 2/22. - P. 7-18.

7. Klimentovskaya, Z.V. "I prichodit poeziya prezhde, chem svet..." ["And the poetry comes before the light"] [Text] : Methodological guide for primary school teachers. - Ryazan : Uzoroch'ye, 2000. - 80 p.

8. Makarenko, A.S. Vospitaniye charaktera v shkole [Education of character in school] [Text] // Selected pedagogical works : in 2 vols. / ed. by I.A. Kairova. - Moscow : Pedagogics, 1977. - Vol. 1 - P. 49-52.

9. Makarenko, A.S. Iz opyta raboty [Of work experience] [Text] // Selected pedagogical works : in 2 Vols. / ed. by I.A. Kairova. - Moscow : Pedagogics, 1977. - Vol. 1. - P. 161-173.

10. Parshina, L.G. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya kompetentsiy studentov pedvuza v protsesse osvoyeniya mul'timedia [pedagogical conditions of formation of competencies of students of pedagogical high school in multimedia development] [Text] : dis. ... for degree of candidate of pedagogical sciences. - Saransk, 2008. - 20 p.

11. Pirogov, N.I. O razreshenii uchitelyam ispol'zovat' pri prepodavanii sostavlennyye imi uchebniki I uchebnyye rukovodstva [On teachers' permission to use compiled themselves textbooks and manuals in teaching ] [Text] // Izbrp. ped. soch. / compiled by A.N. Aleksyuk, G.G. Savenok. -Moscow : Pedagogics, 1985.

12. Ponomarev, Ya.A. Psichilogiya tvorchestva I pedagogika [Psychology of creativity and pedagogics] [Text]. - Moscow : Pedagogics, 1976. - 280 p.

13. Suchomlinskiy, V.A. Moya pedagogicheskaya sistema [My pedagogical system] [Text] // Radyan'ska school. - 1988. - N 6. - P. 3-36.

14. Tolstoy, L.N. O narodnom obrazovanii [On Public Education] [Text] // Pedagogical works / compiled by N.V. Veykshan (Kudryavaya). - Moscow : Pedagogics, 1989. - P. 54-70.

15. Ushinskiy, K.D. Predisloviye k 1 tomu "Pedagogicheskoy antropologii" [Preface to the 1st Volume of "Educational anthropology" [Text] // Selected pedagogical works. - Moscow : Education, 1968. - 557 p. - P. 351-383.

16. Schetinina, N.P. Duchovno-nravstvennyy potentsial literaturnogo naslediya A.I. Solzhe-nitsina [Spiritual and moral potential of the literary heritage of A.I. Solzhenitsyn] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of the Ryazan State University named after S.A. Yessenin. - 2013. - N 3/40. - P. 23-29.

17. Schetinina, N.P. Problemy narodnoy shkoly I professional'nogo razvitiya uchiteley v vystupleniyach D.I. Tichomirova na zemskich pedagogicheskich kursach (90-е годы XIX века) [The problems of public school and teachers' professional development in D.I. Tichomirov's speeches on zemsky pedagogical courses] [Text] // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - Bulletin of the Vladimir State Humanitarian University - 2011. -N 11/30 : Pedagogics and psychology. - P. 255-261.

N.V. Martishina

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGUES' CREATIVITY IN THE THEORY AND PRACTICE OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The author depicts the image of a creative pedagogue and analyzes some aspects of pedagogues' professional and personal development in retrospect. The paper presents the views of Russian scholars, pedagogues, statesmen, and public figures on the issues of pedagogical education.

Creative personality, pedagogue, creative potential, creative orientation, creative abilities, creativity, personal and professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.