Научная статья на тему 'Да разве сердце позабудет? (к 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Дулова)'

Да разве сердце позабудет? (к 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Дулова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER / SCIENTIST / MENTOR / SCIENTIFIC INTERESTS / TRADITIONS / MEMORY / SCHOOL OF THE YOUNG SCIENTIST / ALEXANDER IVANOVICH DULOV / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / УЧЁНЫЙ / НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ТРАДИЦИИ / ПАМЯТЬ / ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЁНОГО / АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ДУЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

Отечественная педагогическая наука славится именами не только выдающихся педагогов-исследователей, педагогов-ученых, педагогов-практиков Москвы и Санкт-Петербурга, действительно блистательными, общепризнанными. Сибирь тоже подарила немало талантливых педагогов-исследователей, учёных, творческий вклад которых значителен. К их числу 31 принадлежит Александр Иванович Дулов, сибирский учёный, замечательный педагог-просветитель, основатель и более 25 лет бессменный руководитель Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, памяти которого и посвящена эта статья. В памяти коллег и учеников он остался совершенно необыкновенным Учёным, Педагогом, талантливейшим пропагандистом педагогической теории и практики, мудрым наставником, вдохновенным и ярким руководителем «Школы молодого учёного».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES THE HEART FORGET IT? (THE 100th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF ALEXANDER IVANOVICH DULOV)

Russian pedagogical science is famous not only for outstanding scientists, teachers-researchers, teachers-practitioners of Moscow and St. Petersburg who are really spectacular and their names are recognized all over the world. Siberia also gave a lot of talented teachers, researchers, scientists, whose creative contribution is significant. One of them is Alexander Ivanovich Dulov, Siberian scientist, remarkable teacher and educator. He was the founder and the permanent director (for over 25 years) of the East Siberian Laboratory of Moral Education problems of the Research Institute of General problems of education of APS of the USSR. The article is devoted to his memory. For his colleagues and students, he remained an absolutely extraordinary Scientist, Teacher, talented propagandist of pedagogical theory and practice, wise mentor, inspired and bright leader of the «School of the Young Scientist».

Текст научной работы на тему «Да разве сердце позабудет? (к 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Дулова)»

Средняя дочь - Валентина Александровна Дулова - актриса, преподает в театральных учебных заведениях страны «Актёрское мастерство». Указом Президента России ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Младшая дочь - Татьяна Александровна Стефановская - доктор педагогических наук, профессор. Работала зав. кафедрой и проректором Иркутского государственного лингвистического университета. Награждена медалью К. Д. Ушинского.

Александр Иванович сумел по-мужски стойко перенести, выдержать, вытерпеть в жизни и драматические, и даже трагические испытания для него, для его супруги Ксении Алексеевны и для всей большой, дружной, замечательной семьи Дуловых. Он отличался несгибаемостью, твердостью духа и каким-то необыкновенным жизнелюбием практически до последнего своего дня. Несмотря на тяжелую болезнь, стремился наполнить жизнь смыслом и делом. Таким он и остался в памяти многих и очень многих людей, кто знал его, учился у него, работал с ним.

УДК 929

ББК 74.03

И212

Иванова Людмила Анатольевна,

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра дополнительного профессионального образования Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.

ДА РАЗВЕ СЕРДЦЕ ПОЗАБУДЕТ?

(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ДУЛОВА)

Отечественная педагогическая наука славится именами не только выдающихся педагогов-исследователей, педагогов-ученых, педагогов-практиков Москвы и Санкт-Петербурга, действительно блистательными, общепризнанными. Сибирь тоже подарила немало талантливых педагогов-исследователей, учёных, творческий вклад которых значителен. К их числу

31

принадлежит Александр Иванович Дулов, сибирский учёный, замечательный педагог-просветитель, основатель и более 25 лет бессменный руководитель Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, памяти которого и посвящена эта статья. В памяти коллег и учеников он остался совершенно необыкновенным Учёным, Педагогом, талантливейшим пропагандистом педагогической теории и практики, мудрым наставником, вдохновенным и ярким руководителем «Школы молодого учёного».

Ключевые слова: учитель, педагог, учёный, научные интересы, традиции, память, Школа молодого учёного, Александр Иванович Дулов.

L. A. Ivanova,

Irkutsk, Russia

DOES THE HEART FORGET IT?

(THE 100th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF ALEXANDER IVANOVICH DULOV)

Russian pedagogical science is famous not only for outstanding scientists, teachers-researchers, teachers-practitioners of Moscow and St. Petersburg who are really spectacular and their names are recognized all over the world. Siberia also gave a lot of talented teachers, researchers, scientists, whose creative contribution is significant. One of them is Alexander Ivanovich Dulov, Siberian scientist, remarkable teacher and educator. He was the founder and the permanent director (for over 25 years) of the East Siberian Laboratory of Moral Education problems of the Research Institute of General problems of education of APS of the USSR. The article is devoted to his memory. For his colleagues and students, he remained an absolutely extraordinary Scientist, Teacher, talented propagandist of pedagogical theory and practice, wise mentor, inspired and bright leader of the «School of the Young Scientist».

Keywords: teacher, scientist, mentor, scientific interests, traditions, memory, School of the young scientist, Alexander Ivanovich Dulov.

Ранее мне уже приходилось писать в своих статьях о жизненном пути известного ученого, основателя научной школы А. И. Дулова, к которой я имею честь принадлежать, о его профессиональной деятельности [Иванова, 2008, 2010, 2011, 2014]. Пытаясь вновь проследить годы жизни известного сибирского ученого, доктора педагогических наук, профессора А. И. Дулова, я обращаюсь к страницам собственных сочинений прошлых лет, дополняя их ранее не упомянутыми воспоминаниями. Сегодня хотелось бы вспомнить учебу в аспирантуре при кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», а именно, занятия в «Школе молодого учёного», руководителем которой был Александр Иванович Дулов. Попытаюсь рассказать о встречах и совместной работе с ним. И без

волнения приступить к написанию этой статьи невозможно.

* * *

В моем Дипломе кандидата наук КТ № 009156 записано - «решением диссертационного совета Иркутского государственного лингвистического университета от 26 мая 1999 г. Ивановой Людмиле Анатольевне присуждена учёная степень кандидата педагогических наук».

Сейчас на календаре лето 2018 г. Минуло 19 лет, как был получен Диплом, и более 20 лет, с тех пор, как я поступила в аспирантуру, более 40 лет прошло после первой встречи с А. И. Дуловым.

Годы спустя пытаюсь осмыслить прошлое.

Сразу же несколько предуведомлений. Во-первых, это воспоминания через более чем 40 лет - следовательно, неизбежны фактические ошибки. К сожалению, при подготовке статьи я не использовала архивы кафедры педагогики, так как Иркутского государственного лингвистического университета более нет. Исправить этот недостаток в будущем не представляется возможным. Во-вторых, эти воспоминания, как и любые воспоминания, очень субъективны. В-третьих, хочешь-не хочешь, но через 20 с лишним лет видишь все по-другому.

Имя известного педагога Александра Ивановича Дулова я услышала более 40 лет назад. Еще в студенческие годы занималась научно-исследовательской работой в секции «Проблемы нравственного воспитания в системе учебных и внеклассных занятий по иностранным

языкам» (руководителем этой секции была В. А. Шерстеникина) при Иркутской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Это было имя Учителя. И это первое знакомство оставило во мне неизгладимые следы. Меня всегда поражало, с каким чувством говорили об А. И. Дулове сотрудники Лаборатории и его ученики - Ольга Самойловна Богданова, доцент кафедры методики ИГПИ иностранных языков им. Хо Ши Мина, научный сотрудник лаборатории; Ольга Петровна Доменик, преподаватель ИГПИ иностранных языков им. Хо Ши Мина, научный сотрудник лаборатории; Лариса Борисовна Чепцова, ст. преподаватель кафедры методики ИГПИ иностранных языков им. Хо Ши Мина, научный сотрудник лаборатории и многие другие. Воздавали должное научным заслугам Александра Ивановича и масштабу его человеческой личности и Клара Лазаревна Мурай - проректор по учебной работе ИГПИ иностранных языков им. Хо Ши Мина, член совета лаборатории, руководитель секции «Воспитание в процессе обучения иностранным языкам» и Валентина Александровна Шерстеникина, ст. преподаватель кафедры методики ИГПИ иностранных языков им. Хо Ши Мина, научный сотрудник лаборатории, руководитель секции «Проблемы нравственного воспитания в системе учебных и внеклассных занятий по иностранным языкам». Сегодня Клары Лазаревны и Валентины Александровны тоже нет с нами. Я ни разу не слышала ни от кого из его учеников, чтобы его называли по имени без отчества. Для них и при жизни, и после смерти он всегда был только Александром Ивановичем, Учителем с большой буквы, хотя порой разница в возрасте между ними была совсем небольшой. Вот такое почитание Учителя.

Активное участие в работе секции «Проблемы нравственного воспитания в системе учебных и внеклассных занятий по иностранным языкам» в огромной степени помогло мне стать преподавателем, и в последующем поступить в аспирантуру. Занятия в секции - это был мой первый опыт, первая попытка самостоятельного исследования. Именно в студенческие годы, благодаря Александру Ивановичу я почувствовала первую радость от исследования, которое затягивало, увлекало, создавало предпосылки для дальнейшего моего научного развития.

Много, много лет спустя судьба вновь свела меня с А. И. Дуловым. 01.10.1996 года я была зачислена в очную целевую аспирантуру ИГЛУ сроком на три года. Александр Иванович, не представляющий себе жизни без аспирантской аудитории, руководил Школой молодого учёного, функционирующей на базе Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования, состоял членом совета по защите кандидатских диссертаций при Иркутском государственном лингвистическом университете. В эти же годы в Школе молодого учёного со мной занимались аспиранты, соискатели, сотрудники Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования, которую возглавляла Т. А. Стефа-новская, дочь и продолжательница идей А. И. Дулова, и просто преподаватели кафедры Педагогики (см. табл. 1) Таблица 1

«Школа» и её «Ученики»

№ ФИО Тема исследования/диссертации Настоящее место работы

1. Амосова О. В., к.п.н., доцент Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях. Канд. дисс., 1999 (научный руководитель Т. А. Сте-фановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва

2. Васкина Е.А., к.п.н., доцент Педагогические условия освоения приоритетных ценностей студентами педвуза, Канд. дисс., 2006 (научный руководитель Т. А. Сте-фановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). Федеральное Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», доцент кафедры иностранных языков и культуры речи

3. Душина Е. В., к.п.н., доцент Формирование интереса к педагогической науке у будущих учителей в процессе освоения педагогической афори-стики. Канд. дисс., 2001 (научный руководитель Т. А. Стефановская, Министерство образования и науки РФ, Москва

доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО).

4. Жамбалова Р. Г. Психолого-педагогические основы формирования студенческой субкультуры в вузе Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, факультет иностранных языков (Санкт-Петербург)

5. Змановская Н.В., к.п.н. Формирование медиа-образованности будущих учителей Канд. дисс., 2004 (научный руководи-тель Т. А. Стефанов-ская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). Центр образования №47 г. Иркутск, учитель английского языка

6. Иванова Л. А., к.п.н., доцент Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). Канд. дисс., 1999. (научный руководитель Т. А. Сте-фановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» Иркутский филиал, Иркутск, начальник ЦДПО, начальник отдела РИиНР

7. Каменяр И.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников на уроках иностранного языка ГОУ ДПО ИРО, руководитель центра оценки качества образования

8. Ковшарова Т.В., к.п.н Формирование ме-диаобразованности старшеклассников в эколого-информацион-ном педагогическом пространстве урока Канд. дисс., 2006 (научный руководитель Т. А. Стефановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). ФГБОУ ВО «Иркут-ский национальный исследовательский технический уни-верситет», Международный факультет (Иркутск)

9. Красноперова Т. В., к.п.н. Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №

Канд. дисс., 2007 (научный руководитель Т. А. Стефановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). 80», заместитель директора по научно-методической работе

10. Красноярова Е.В., к.п.н., доцент Педагогические условия социализации студентов в вузе Канд. дисс., 2003 (научный руководи-тель Т. А. Стефанов-ская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», кафедра правоведения

11. Кубенко Н. В. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Иркутский технологический колледж", преподаватель высшей квалификационной категории

12. Набиева Е. В., к.п.н., доцент Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме. Канд. дисс., 1999 (научный руководитель Т. А. Стефановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска, руководитель производственной практики

13. Рябинина А. А. Формирование гражданственности среди студентов ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», директор Центра дополнительного лингвистического образования (ЦДЛО)

14. Самойличенко Н. В., к.п.н., доцент Развитие идеи свободного воспитания педагогике XVII 1-ХХ вв. (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель). Канд. дисс., 1998 (научный руководитель Т. А. Стефановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). МКУ «ИМЦРО», преподаватель, методист по воспитательной работе

15. Сливинская Т. А., к.п.н., доцент Формирование нравственной позиции младших подростков в процессе обучения. Канд. дисс., 2006 (научный руководитель Т. А. Сте-фановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО). преподаватель

16. Смирякова А. Б. Развитие готовности учителя к научно-исследовательской работе (на примере проблемной педагогической лаборатории)» Иркутский техникум индустрии питания, преподаватель

17. Угренинова (Гладкая) О.В. Образовательная мобильность студентов вуза АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФАРМАСИНТЕЗ"

18. Чупрова О. Ф., к.п.н., доцент Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экс-пертно-аналитической деятельности. Канд. дисс., 2004 (научный руководитель Т. А. Сте-фановская, доктор пед. наук, профессор, Академик МАНПО).

19. Шестаков А.Д., к.п.н. Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Канд. дисс., 2000 (научный руководитель А.Е. Белоборо-дова, доктор пед. наук, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 10" города Иркутска, директор

20. и др.

Не все ученики Школы дошли до заветного Диплома. Просто не у каждого хватило сил, упорства, характера довести дело до конца, но знания, полученные в этой школе, стали фундаментом для профессиональной жизни. Этим багажом выпускники Школы пользуются в своей профессиональной деятельности. К сожалению, нет рядом с нами О. Ф. Чупровой, так

получилось, что она рано ушла из жизни, но продолжают её дело ученики. Ольга Федоровна подготовила двух кандидатов наук:

Жданко Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: спец. 13.00.01 / Т. А. Жданко; Иркутский государственный лингвистический университет; науч. рук. О. Ф. Чу-прова. - Чита, 2011. - 24 с.: ил.

Шумовская, Альфия Гамировна. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Шумовская Альфия Гамировна; [Место защиты: Забайк. гос. ун-т]. - Иркутск, 2013. - 208 с.

Как проходили наши занятия? Занятия для аспирантов нередко заканчивались аплодисментами, его встречи с аспирантами всегда были тщательно выстроены, его занятия были безупречно продуманы. Важно и то, что А. И. Дулов приобщал нас к Большой науке, научному творчеству, профессиональному поиску понимания педагогического процесса. Учил мировоззренческому подходу, видеть, как вписывается проблема исследования в большую Науку, а предмет в мир. Уводил от мелкотемья. Учил не бояться посмотреть по-новому на устоявшиеся мнения, ставшие догмами и аксиомами. И, наконец, учил технологии научной работы, стратегическому планированию опытно-экспериментальной работы и разработке, или, по крайней мере, аргументированным методикам эксперимента. Поражал и восхищал масштаб его человеческой личности. И какое счастье, что нам довелось знать его лично, а не просто по книгам.

Это был необыкновенно редкий человек, умный, оригинальный. Занятия были уникальные. Александру Ивановичу я обязана многим. «Школа молодого учёного» в большой степени предопределила мою судьбу. Не в последнюю очередь, благодаря «Школе молодого учёного» при кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», удалось всю жизнь заниматься тем, что интересно, интересно самой. Это редкая удача, а может быть даже и счастье.

Я все время находилась под впечатлением от того, как глубоко Александр Иванович вникал в наши проблемы исследования, непрерывно выдвигал новые идеи развития темы, новые гипотезы, новые оригинальные экспериментальные замыслы, и как щедро этим делился с нами. Эти идеи, гипотезы, замыслы потом воплощались на наших страницах диссертационных исследований. Меня до сих пор поражает необыкновенная щедрость, широта и размах личности. В науке это явление редкое, редко, кто щедро делится своими идеями. А он это делал легко и бескорыстно. И как часто мы забывали о том, кто подарил идеи, и благодаря кому работа приобрела такое содержание.

Меня всегда поражала необыкновенная, невиданная, редкостная работоспособность Александра Ивановича. Он не был кабинетным учёным, его мысли порой зарождались во время дискуссий на наших занятиях «Школы молодого учёного», он их шлифовал, уточнял и красиво формулировал на глазах, удивлённой, восхищающейся и даже аплодирующей аудитории учеников.

Когда мы представляли свои первые параграфы, главы, методологический аппарат исследования и т. д., удивляла большая душевная деликатность, ведь понятно, что наши первые научные пробы не всегда были удачными, он мог подолгу нам объяснять положения, которые мы не всегда понимали, с заботливостью, преисполненный внутренней мягкостью, но вместе с тем он был очень требователен к себе и к нам.

Наши занятия были для Александра Ивановича источником творческой радости, которая передавалась и нам. Теперь, по прошествии лет, с позиции моего теперешнего опыта, понимаю, как много он сделал для нас, увидев в каждом сильные и слабые стороны, протянув вовремя руку помощи, направив в нужное русло наши диссертационные, и не только, исследования. Ценил: проблески творчества, удачные формулировки, интересные, оригинальные мысли - всячески поддерживал личность начинающего исследователя.

Он нас подтолкнул, и инерции этого толчка хватает нам на продолжающуюся творческую жизнь.

И завершить мои воспоминания я хочу следующим. В качестве реликвии я бережно храню книгу, подаренную Учителем [Дулов, 1999. 241 с.], с дарственной мне подписью (Рис.

1). А в сердце хранятся его слова в день моей защиты, которые ободрили меня и подвели итог моей работы в Школе молодого Ученого. Вот эти слова: «У Вас была блестящая защита». Прошу прощение у читателей за нескромность - цитату, адресованную мне. Но она характеризует А. И Дулова как чуткого и внимательного Человека.

Рис. 1 Дарственная подпись А.И. Дулова

Библиографический список

1. Дулов А. И. Научно-педагогическая школа (25-летний опыт). Иркутск, 1999. 241 с.

2. Иванова Л. А. Взгляд в прошлое и настоящее кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета [Электронный ресурс] / Л. А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - № 3, URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_v_md_3_vypusk_02.10.11.pdf (3 п.л.).

3. Иванова Л. А. Кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета: история и современность [Текст] / Л. А. Иванова // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: История и современность: [Текст]: сборник научных статей /отв. ред. О. А. Лапина, Л. А. Иванова. - Иркутск: ИГЛУ, 2008. - С. 5-28.

4. Иванова Л. А. Кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета: прошлое и настоящее [Текст] / Л. А. Иванова // Великая Отечественная война и проблемы общественного развития: сборник статей / отв. ред. В. Л. Литвин. - Иркутск: ИГЛУ, 2010. - С. 89. - 112. (1,5 п.л.).

5. Иванова, Л. А. Рубрика «Золотые страницы истории» // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2014, № 1, URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/03/ivanova-stranitsy.pdf

6. Коноплев Н. С. Педагогика А. И. Дулова в свете реалий нашего времени: философский репортаж // Вопросы педагогического образования: Межвузовский сборник статей. Иркутск: ИГЛУ, 2001. С. 5-16.

7. Яговкин В. П. Иркутский государственный лингвистический университет (исторический очерк) / В. П. Яговкин, Н. М. Лаптев, Л. Г. Олтаржевская, А. М. Серебренников. - Иркутск: ИГЛУ, 1998. - 200 с.

References

1. Dulov A. I. (1999). Scientific and pedagogical school (25 years' experience). Irkutsk, 1999. 241 pages. (in Russian)

2. Ivanova L. A. (2011). Flashback and present of department of pedagogics of Irkutsk state linguistic university [An electronic resource] / L. A. Ivanova//Magister Dixit: electronic scientific and pedagogical magazine of Eastern Siberia. - 2011. - No. 3, URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_v_md_3_vypusk_02.10.11.pdf (3 items of l.). (in Russian)

3. Ivanova L. A. (2008). Branch of pedagogics of Irkutsk state linguistic university: history and present [Text] / L. A. Ivanova//Anniversary year. Department of pedagogics NEEDLE: History and present: [Text]: collection of scientific articles / отв. edition of O. A. Lapin, L. A. Ivanov. - Irkutsk: NEEDLE, 2008. - Page 5-28. (in Russian)

4. Ivanova L. A. (2010). Branch of pedagogics of Irkutsk state linguistic university: past and the present [Text] / l. A. Ivanova//Great Patriotic War and problems of social development: collection of articles / executive edition V. L. Litvin. - Irkutsk: NEEDLE, 2010. - Page 89. - 112. (1,5 items of l.). (in Russian)

5. Ivanova, L. A. (2014). Heading "Gold pages of history"// CredeExperto: transport, society, education, language. 2014, No. 1, URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/03/ivanova-stranitsy.pdf (in Russian)

6. Konoplev N. S. (2001). Pedagogics of A. I. Dulov in the light of realities of our time: philosophical re-porting//Questions of pedagogical education: Interuniversity collection of articles. Irkutsk: NEEDLE, 2001. Page 516. (in Russian)

7. Yagovkin V. P. (1998). Irkutsk state linguistic university (historical sketch) / V. P. Yagovkin, N. M. Laptev, L. G. Oltarzhevskaya, A. M. Serebrennikov. - Irkutsk: NEEDLE, 1998. - 200 pages. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.