УДК З71.1З: З78.01З
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И. В. Гравова, Ж. С. Максимова, Т. М. Чурекова
AXIOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL MAJORS
I. V. Gravova, Zh. S. Maksimova, T. M. Churekova
В статье обосновывается необходимость аксиологической подготовки студентов педагогических специальностей. Рассматриваются вопросы организации спецкурса «Педагогическая аксиология», его структура и содержание. Анализируются возможности социального проектирования в формировании общечеловеческих ценностей у будущих педагогов.
This article proves the necessity of axiological training of students of pedagogical majors. Issues of the introducing special course "Pedagogical axiology", its structure and content are discussed here. The article analyzes the potential of social project planning in the universal values formation offuture pedagogues.
Ключевые слова: аксиология, педагогическая аксиология, аксиологическая подготовка, ценности общечеловеческие и педагогические, социальное проектирование.
Keywords: axiology, pedagogical axiology, axiological training, universal and pedagogical values, social project planning.
Требования к специалистам педагогического профиля предполагают, что выпускник обладает гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, чувством профессионального достоинства и социальной ответственности за качество и результат педагогического труда, проявляет внимание и заботливое отношением к детям, осознает самоценность детского возраста как основы развития личности и формирования жизнеспособности человека.
Однако в процессе изучения психологопедагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла студенты получают профессионально необходимые знания, но при этом недостаточное внимание уделяется решению задач духовнонравственного воспитания студентов, приобщению их к общечеловеческим ценностям и подготовке к соответствующей работе со школьниками. Еще А. Дистервег подчеркивал, что возможность качественного выполнения образовательных задач, поставленных перед педагогом, зависит во многом от системы профессиональных ценностей. Педагог определил спектр ценностей, без которых невозможно представить личность учителя: «Вся деятельность педагога должна служить примером организованности, точности, добросовестного выполнения своих обязанностей». А. Дистервег подчеркивает при этом необходимость интериоризации этой системы ценностей, их «присвоения», преобразования учительским сознанием в некий внутренний стандарт человеческого поведения и отношений. Для выполнения своих обязанностей учителю необходимо признавать их своими, внутренне быть с ними согласным [3, с. 317 - 318].
В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С. Л. Рубинштейн, «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем»[5, с. 409
- 410]. А живем мы ради самого ценного в жизни -наших детей, принимающих в качестве ведущих личных ценностей, прежде всего те, которые со-
ставляют ядро ценностной системы их воспитателей. Система ценностей педагога - это его внутренний мир, возникающий в наибольшей степени как результат процесса профессионально-педагогической подготовки. Можно утверждать, что в центре того или иного воспитательного подхода всегда обнаруживается ценностное основание, предусматривающее приведение жизни человека в соответствие с определенной системой ценностей и отношений.
В структуре профессионально-педагогической подготовки ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты системы. Они выступают как духовные феномены, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами человеческого поведения и формирования жизненных и профессиональных установок студентов, будущих учителей-воспитателей подрастающего поколения. Духовно - нравственное развитие личности будущего педагога осуществляется качественнее и основательнее в условиях, когда приоритетным в содержании профессиональнопедагогической подготовки является аксиологический компонент, содержащий в своей основе:
— необходимость приобщения к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях, их природе;
— механизмы развития ценностей и способы их функционирования;
— профессионально-педагогических ценности, характеризующие профессиональное становление и самосовершенствование личности современного педагога.
Несмотря на то, что аксиологические основы знаний рассматриваются в процессе изучения таких дисциплин, как «Философия», «Педагогика», «Психология» и др., они не ориентированы в полной мере на знакомство студентов с категориальным аппаратом аксиологии как науки, ее течениями и направлениями. А главное - не готовят практически к работе со школьниками по приобщению их к веч-
ным аксиологическим приоритетам общечеловеческого и национального характера. Изучение спецкурса «Педагогическая аксиология», интегрирующего определенный круг знаний по философии, общей аксиологии, педагогике, философии и истории образования, даст возможность более углубленной и целенаправленной подготовки студентов по важнейшим аксиологическим проблемам. В этой связи изучение его целесообразно на выпускных курсах, когда студентами достаточно изучены важнейшие проблемы философских и педагогических наук, предусмотренные Государственными образовательными стандартами педагогического образования. Изучение предлагаемого спецкурса способствует осмыслению проблем образования с точки зрения педагогической аксиологии на качественно новом уровне, что существенно дополняет и обогащает общетеоретическую и, в частности, философскую подготовку будущего педагога.
Методологическую основу спецкурса «Педагогическая аксиология» составляют работы философов по проблемам духовных ценностей, классическое отечественное и зарубежное педагогическое наследие как компонент общечеловеческих и национальных аксиологических приоритетов. В основу построения спецкурса положены концептуальные идеи, согласно которым: система ценностей исторична, в каждую конкретную эпоху она обогащается аксиологическими ориентирами, соответствующими духу времени; общечеловеческие и национальные ценности находятся в неразрывном единстве, взаи-модополняя и обогащая друг друга; в системе общечеловеческих аксиологических приоритетов выделяется особая группа ценностей образовательных или специфически педагогических. Основополагающими принципами построения курса являются следующие: субъектности, ценностного отношения к Человеку, диалогизма, акцентуации нравственного начала, актуализации ситуации успеха.
Исходя из сказанного, целесообразно в содержание спецкурса «Педагогическая аксиология» включить следующие темы:
— становление отечественной аксиологии как науки - теории ценностей, разработанные
О. Г. Дробницким, А. Г. Здравомысловым, М. С. Каганом, В. П. Тугариновым и др.;
— психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б. И. Додоновым, Г. Е. Залесским, А. Н. Леонтьевым, В. А. Ядовым и др.;
— гуманистическая педагогика К. Роджерса и
А. Маслоу;
— аксиологические приоритеты сферы образования советского периода;
— гуманистические системы воспитания в опыте отечественной школы как важнейший ее ценностный компонент;
— ценностные основания «педагогики сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин,
В. А. Караковский, С. Н. Лысенко, М. П., Щетинин, Е. Я. Ямбург и др.);
— педагогическое творчество и новаторство как ценности профессионально-педагогической деятельности;
— разрешение и профилактика конфликтных ситуаций как условие гуманизации педагогического взаимодействия;
— реализация принципов демократизации, гуманизации, сотрудничества - основные задачи образования XXI века и др.
Работа со студентами по приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям и подготовке к соответствующей воспитательно-образовательной деятельности со школьниками осуществляется в несколько этапов:
1) изучение теоретической и методологической основы аксиологии как науки, аксиологических проблем в истории отечественного образования в их развитии;
2) на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения детей к духовным общечеловеческим ценностям;
3) использование полученных знаний и умений в ходе педагогической практики, их анализ, коррекция и дальнейшее совершенствование.
Работа по ориентации студентов на духовные общечеловеческие ценности осуществляется в ходе лекций и самостоятельной работы студентов, обеспечивающих теоретическую подготовку; семинарских, практических, индивидуальных занятий, а также педагогической практики, в ходе которых студенты готовятся к изучению духовного мира ребенка на разных возрастных этапах и работе с ними по приобщению к общечеловеческим ценностям.
В процессе лекционных занятий акцентируется внимание студентов на сравнении различных аксиологических течений и направлений, сложившихся в зарубежной и отечественной аксиологии. Расширение и углубление приоритетных проблемных направлений теории ценностей осуществляется на семинарских и практических занятиях, предоставляющих более широкие возможности для работы с первоисточниками, направленной на сравнение взглядов педагогов по изучаемой аксиологической проблематике.
На вводном занятии целесообразно предложить студентам составить индивидуальную иерархию системы ценностных ориентаций педагога:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание
детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
5) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
Показательно, что только треть из студентов, планирующих после окончания вуза заниматься педагогической деятельностью, на первые места ставят ценности под номерами 2, 3, 4.
Результаты данной работы показывают, что, несмотря на определенную подготовленность аудитории, ответы нередко формулируются на уровне житейских представлений о ценностях. Среди вечных аксиологических приоритетов выделяются такие, как Любовь, Красота, Добро, Мир, Дружба между народами, Свобода, Справедливость, указывается, что они «существуют во все времена». Некоторая часть студентов, которая обычно невелика (1 - 2 %), важными считают только успехи в личной жизни, материальную обеспеченность, пренебрегая духовными ценностями, во многом обусловливающими личное счастье и благополучие людей. Вызывает трудность у студентов и формулирование самого понятия «ценность».
В процессе занятий и педагогической практики студент овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей является показателем личностно-профессиональной развитости, как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее).
Н. А. Асташова, рассматривая процесс интерио-ризации ценностей, выделяет следующую последовательность действий: предъявление ценностей
личности; вызов эмоционально положительной реакции; фиксация этой реакции; генерализация отношения; осознание ценности; коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности [2, с. 24].
Таким образом, факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся, на основе психолого-педагогических знаний, результат собственной деятельности (что возможно только в процессе педагогической практики) и сопоставления ее с деятельностью других,
обобщенный образ в индивидуальном педагогическом сознании.
Важным средством формирования устойчивых ценностных ориентаций студентов служит создание на семинарских занятиях мировоззренческих ситуаций, т. е. выдвижение и обсуждение проблем с выходом на мировоззренческие идеи и необходимость для обучающихся формулировать, защищать и пропагандировать свои взгляды. Аналогично строится работа и по созданию социально значимых ситуаций, в том числе путем имитации ценностноориентационной деятельности [1, с. 180 - 185].
Семинарские занятия спецкурса «Педагогическая аксиология» зачастую посвящаются анализу материалов исследований, проведенных в процессе педагогической практики, которая, несомненно, должна выполнять аксиологическую функцию. Педагогическая практика, в процессе которой студенты, на основе изученных аксиологических проблем (философия, педагогика, психология), организуют работу с детьми по приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям, является одним из важных критериев успешности освоения содержания спецкурса «Педагогическая аксиология» и одним из обязательных условий аксиологизации педагогического образования, развития аксиологического потенциала личности будущего учителя. Наряду с общеизвестными задачами педагогической практики, на которую направляют основные усилия ее руководители, следует учитывать и аксиологическую функцию, суть которой заключается в том, чтобы:
— студент ощутил уверенность в правильном выборе профессии, произошла актуализация приобретенных предметных специальных знаний, окрепла познавательная самостоятельность студента в поиске новых знаний, необходимых в подготовке к уроку;
— закрепилось ощущение успеха, самореализации в реальной, а не моделирующей в аудиториях вуза педагогической деятельности;
— студент встретил эталонный образ-образец учителя, приобрел собирательный или реальный профессиональный идеал;
— сформировалось ценностное отношение к школе, учащимся, к будущей деятельности на основе рефлексии прожитого периода жизнедеятельности.
Аксиологический диапазон педагогической практики не ограничивается подготовкой студентов к организации и осуществлению учебной и воспитательной работы с учащимися. Общение с будущими коллегами, освоение коммуникативного и управленческого поля жизнедеятельности школы дополняется проблемой выстраивания взаимодействия с родителями.
В аксиологической концепции педпрактики подчёркивается, что современная социальная ситуация ставит перед учителем такие новые сложные проблемы, как низкая мотивация учения и невысокий уровень знаний школьников, разрыв между обученностью и воспитанностью, бедность духов-
ных интересов, средовая дезадаптация детей и другие. Следовательно, в дальнейшнй подготовке спе-циалиста-педагога особо актуальным становится вопрос о формировании четких ценностных ориентаций как принципов его индивидуальной деятельности на основе выбора альтернатив в решении повседневных профессиональных и личностных задач. Анализ на занятиях аудио-, видео-, текстовых записей уроков и воспитательных мероприятий, проведенных учителями и студентами в процессе педагогической практики, помогают выработать представление о себе как субъекте педагогической деятельности, выявить особенности своего стиля педагогической деятельности, коммуникативного поведения, сильные стороны и ресурс развития, определить основные направления индивидуальной работы по профессиональному самовоспитанию.
Для плодотворного усвоения и принятия будущими педагогами в качестве ведущих идеалов, норм и установок будущей педагогической деятельности гуманистических педагогических ценностей образования, включающих общечеловеческие и национальные ценностные приоритеты, необходимо проживать и переживать, отстаивать и утверждать указанные ценности в социально полезной и продуктивной творческой деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки [4, с. 175 - 178]. В связи с этим особое значение в преподавании спецкурса приобретает внеаудиторная деятельность по социальному проектированию и реализации этих проектов. Социальное проектирование имеет непосредственное отношение не только к развитию социальной сферы, к преодолению разнообразных социальных проблем, но и позволяет поставить студента в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют у студентов понимание того, что от их действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Социальные проекты в зависимости от содержания и направленности оказывают деятельное влияние на становление жизненных ценностей. Проекты гражданско-патриотической направленности (Вахта памяти», «Памятник герою», «Музей славы», «Малая Родина» и др.) актуализируют проблему познания и осознания студентами своей Родины, активизируют работу волонтеров, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают им чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления («Стадион», «Умей сказать нет!», «В
здоровом теле - здоровый дух» и др.) развивают инфраструктуру здорового отдыха, содействуют здоровому образу жизни, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления («Школа третьего тысячелетия», «Урок мечты», «Клуб интеллектуалов» и др.) модернизируют образовательный процесс, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде как особой ценности, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т. д. В данном случае интерес представляют проекты «Трудовой десант», «Город мастеров», «Чтобы наступило завтра...» и др. Разработка и реализация этих и многих других проектов целенаправленно влияет на осознание и принятие студентами таких общечеловеческих ценностей, как Отечество, Здоровье, Знания, Культура, Труд и т. д.
Таким образом, сочетание теоретической аксиологической подготовки с практикой и деятельностью по социальному проектированию в процессе изучения спецкурса «Педагогическая аксиология» позволяет успешно решать задачи аксиологической подготовки будущих педагогов.
Литература
1. Адакин, Е. Е. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи [Текст] / Е. Е. Адакин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева // Ползуновский вестник. -2004. - № 3.
2. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н. А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8.
3. Дистервег, А. Избр. пед. соч. [Текст] / А. Дистервег. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967.
4. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя [Текст] / Г. А. Мелекесов: дис... д-ра пед. наук. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2003.
5. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.) [Текст] / под ред. З. И. Равки-на. - М.: ИТОиП РАО, 1997.
6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] /
С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. -2-е издание. - М., 1976.