Научная статья на тему 'Приоритетные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма'

Приоритетные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / MODERNIZATION / BRANCH SYSTEM OF A PROFESSIONAL TRAINING / THE INDUSTRY OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая М. В.

В статье проанализированы основные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. Рассмотрены цели и задачи модернизации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS FOR MODERNIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING SYSTEM FOR THE TOURISM INDUSTRY

In article the basic directions of modernization of branch system of a professional training for the industry of tourism are analysed. The purposes and problems of modernization at the present stage are considered.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма»

персоналу, способных убедить высшее руководство компаний в необходимости систематической работы в этой области. Не менее важным является рекрутинг (подбор), профессиональная подготовка и переподготовка менеджеров среднего звена, непосредственно управляющих большими и малыми коллективами. Необходимы благоприятные условия для создания специализированных центров, корпоративных университетов, учебно-консультационных центров для обеспечения непрерывного процесса подготовки и повышения квалификации кадров, их вербовки и отбора. Такие центры могут создаваться отдельными крупными организациями, отраслевыми группами предприятий города (региона) или группами вертикально интегрированных компаний на долевой основе и при участии образовательных учреждений. Таким образом, все это вместе взятое создает необходимые условия для обеспечения растущих потребностей России в высококвалифицированных кадрах, с од-

нои стороны, определяемых задачами экономического роста, а с другой - определяющих его темпы в XXI веке.

Литература:

Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

Кибанов А.Я. Управление персоналом. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2008.

Ковалев С. Управление качеством работы персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2009.

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 3-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Дело, 2008.

Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом. - М.: Вершина, 2009.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Полевая М.В., к.пс.н., доцент, заведующая кафедрой психологии управления, Московский государственный институт индустрии туризма

В статье проанализированы основные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. Рассмотрены цели и задачи модернизации на современном этапе.

Ключевые слова: модернизация, отраслевая система подготовки кадров, индустрия туризма.

PRIORITY AREAS FOR MODERNIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING SYSTEM FOR THE TOURISM INDUSTRY

Polevaya M., candidate of psychological sciences, an assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism

In article the basic directions of modernization of branch system of a professional training for the industry of tourism are analysed. The purposes and problems of modernization at the present stage are considered.

Keywords: modernization, branch system of a professional training, the industry of tourism.

В настоящее время в РФ отсутствует единая концепция непрерывной подготовки кадров, которая охватывала бы все уровни подготовки специалистов туристской отрасли. Актуальность повышения эффективности отраслевой системы подготовки кадров, подтверждается важной ролью этой системы в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающих потребностей индустрии туризма. Традиционное проектирование отраслевой системы подготовки кадров в ходе ее диверсификации посредством освоения соответствующего социального опыта для сферы туризма в настоящий момент оказывается малопродуктивным. Так как в российском профессиональном туристском образовании еще не накоплен достаточный опыт подготовки высоко квалифицированных кадров. Слепое копирование зарубежного опыт нецелесообразно, так как отраслевые системы подготовки в развитых странах направлены на решение задач развития мирового туристского рынка, на котором Россия исполняет роль потребителя.

Модернизация современной системы образования, продиктованная темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает проблему реорганизации и развития системы подготовки кадров, в том числе, индустрии туризма в число первоочередных задач.

Под модернизацией, принято понимать - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам.

Модернизацию образования Лубышева Л.И. и Магин В.А. рассматривают как форму преодоления разрыва между содержанием образования и уровнем развития науки и социально-педагогической практики. Если специалист не удовлетворяет запросам социальной жизни, то возникает напряжение или кризисная ситуация, которая влечет за собой реформы преобразования или модернизацию в системе образования [1].

Мы несколько уточняем данное определение для модернизации системы подготовки кадров в индустрии туризма. Модернизацию системы подготовки кадров для индустрии туризма мы предлагаем рассматривать как процесс преодоления разрыва между содержанием профессионального туристского образования и уровнем требований к образованию со стороны обучающихся, работодате-

лей, научных учреждений, профессиональных ассоциаций, сообществ и государственных учреждений.

Цель модернизации отраслевой системы подготовки кадров -создание устойчивой системы для подготовки конкурентоспособного, высокопрофессионального специалиста, соответствующего запросам личности, общества и государства.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи, представленные на рис. 1.

1. Выделить наиболее существенные противоречия отечественной системы подготовки кадров для индустрии туризма [2]. Противоречия на современном этапе затронули все функциональные области профессиональной подготовки кадров:

- в экономической области: между потребностями рынка труда в компетентных специалистах различных квалификационных уровней и количеством выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования для индустрии туризма;

- в социально-педагогической области: между возрастающими в современных сложных условиях жизнедеятельности человека требованиями к специалистам индустрии туризма и качеством подготовки специалистов;

- в учебно-методической области: между необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и уровнем учебно-методического обеспечения реализации этого процесса;

- в научно-методологической области: между востребованностью интегративной профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма и существующими научными основами теории и методики профессионального образования.

2. Необходимо конкретизировать достоинства и недостатки наиболее распространенных зарубежных моделей подготовки кадров для их использования в процессе модернизации системы подготовки кадров для российской индустрии туризма [3]. Наиболее признанны в мире европейская и американская модели подготовки кадров для индустрии туризма. Однако в каждой модели есть свои достоинства и недостатки, которые нельзя слепо копировать, в связи с различными социально-экономическими и психологическими аспектами.

Обоснование создания субфедеральных центров координации учебных программ и разветвленной сети учебно-тренинговых площадок

Обоснование создания отраслевой службы занятости

Анализ существующей ОСПК Анализ зарубежных моделей

в РФ ОСПК

Обоснование создания научно-исследовательских центров индустрии туризма

Разработка рекомендаций по совершенствованию социальноэкономических механизмов ОСПК

Разработка концепции развития ОСПК

Обоснование состава и структуры ОСПК

Разработка комплексной системы показателей для оценки и мониторинга ОСПК

Разработка рекомендаций по управлению качеством образования в ОСПК

Разработка математических моделей для оценки и прогнозирования состояния ОСПК

Разработка рекомендаций по проведению мониторинга ОСПК и рынка труда

которые необходимо решить в ходе модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма

Рис. 1. Задачи,

3. Обосновать состав и структуру отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма [4]. Система подготовки кадров для индустрии туризма должна представлять собой динамическую адаптивную социально-экономическую систему, действующую на основе взаимосвязи следующих подсистем:

- индустрии туризма;

- отраслевой образовательной среды;

- факторов, влияющие на первые две подсистемы вместе и по отдельности.

4. Разработать наиболее важные элементы концепции развития отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. Цель концепции развития отраслевой системы подготовки кадров - это формирование единой системы непрерывной подготовки кадров на основе направлений и тенденций современного образования, с учётом условий социально-экономического развития Российской Федерации. [5].

5. Разработать комплексную систему показателей для анализа текущего состояния и прогнозирования предстоящих изменений в отраслевой системе подготовки кадров. Система показателей необходима для проведения мониторинга отраслевой системы подготовки кадров и выявления направлений модернизации. Критерием включения показателей в данную систему является уровень их принадлежности к двум взаимосвязанным множествам:

1) показатели состояния рынка труда;

2) показатели состояния образовательной среды индустрии туризма.

Необходимо использовать количественные и качественные показатели, которые могут быть объемными, структурными и динамическими, например:

- отношение объема выпускников по отраслевым специальностям к общему объему работающих в отрасли;

- доля обучающихся на разных уровнях отраслевой подготовки (начальной, средней, высшей, послевузовской) к общему числу обучающихся;

- динамика удовлетворённости спроса на рынке труда;

- изменение количества выпускников начального, среднего и

высшего профессионального образования, устроившихся на работу по специальности в течение первого года после конца обучения и др.

6. Проанализировать существующие и разработать новые математические модели для оценки и прогнозирования состояния ресурсного обеспечения системы подготовки, потребности в кадрах для туристской индустрии, влияния различных социально-экономических факторов на деятельность отраслевой системы подготовки кадров и т.д. [6, 7].

7. Разработать рекомендации по совершенствованию социально-экономических механизмов, ориентированных на решение задач достижения высокого качества обучения в отраслевой системе подготовки кадров. К этим механизмам можно отнести механизмы:

- научного;

- правового;

- учебно-методического;

- информационно-аналитического;

организационного обеспечения подготовки кадров индустрии туризма.

8. Разработать рекомендации по управлению качеством образования в индустрии туризма на основе расширенной и адаптированной системы показателей оценки подготовленности специалиста отрасли. В частности, наиболее важными направлениями разработки рекомендаций на наш взгляд являются:

- создание эффективной системы управления качеством образования и

механизма управления качеством образования в индустрии туризма;

- разработка групп показателей (функциональная и личностная компетентности) для оценки подготовленности кадров в единой системе мониторинга;

- создание единой системы мониторинга качества специалистов;

- разработка профессионального паспорта специалиста и входящих в него документов.

9. Разработать рекомендации по проведению мониторинга от-

раслевой системы подготовки кадров и рынка труда с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала каждого региона, с целью исследования закономерностей процессов, протекающих в отрасли и отраслевой системе подготовки кадров, степени опасностей, типологию проблем.

10. Необходимо повысить уровень координации в сфере дополнительного профессионального образования за счет создания суб-федеральных центров координации учебных программ и разветвленной сети независимых учебно-тренинговых площадок. Одной из функцией данных центров будет выдача единых для всей РФ сертификатов и свидетельств о прохождении переподготовки и повышении квалификации. На основе центров предлагается создать единую систему дополнительного профессионального образования, которая с одной стороны стандартизирует весь спектр программ переподготовки и повышения квалификации для индустрии туризма, а с другой реализует их в различных образовательных учреждениях на основе применения инновационных технологий и возможностей дистанционного образования. Центры должны обеспечить создание и функционирование единой системы подготовки профессорско-преподавательских кадров для ВУЗов индустрии туризма.

11. Разработать предложения по концентрации научно-практического потенциала индустрии туризма в ведущих инновационных центрах России. Необходимо создание научно-исследовательских центров индустрии туризма. Создание центров обусловлено необходимостью проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, как в области перспективных прогнозов, так и в текущей деятельности предприятий индустрии туризма. Работа центров позволит прогнозировать тенденции развития международного и отечественного рынков туризма, с большей эффективностью проводить инвестиционную политику в туризме, формировать и актуализировать отраслевой заказ на специалистов, развивать материально-техническую базу и инфраструктуру, профессиональный рынок труда.

12. Создать отраслевую службу занятости как элемент инфраструктуры рынка труда. Цель создания отраслевой службы занятости - организация многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий.

Объектом модернизации выступает отраслевая система подготовки кадров.

Предмет модернизации - содержание, процесс и формы образования системы подготовки кадров для индустрии туризма.

Субъектами модернизации отраслевой системы подготовки кадров выступают образовательные учреждения разных уровней, отраслевые предприятия, государственные учреждения, отраслевые научные центры, общественные профессиональные ассоциации и сообщества.

Процесс модернизации отраслевой системы подготовки кадров ля индустрии туризма вписывается в общую стратегию образовательной политики Российской Федерации на современном этапе, где ее главной задачей является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Литература:

1. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. с.12-16.

2. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. -№6. - с.123-128.

3. Полевая М.В. Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии // Транспортное дело России. - 2009. - №9. - с. 144-146.

4. Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма /

5. Полевая М.В. Концепция отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма // Ученые записки Российской Академии Предпринимательства. Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXII. - 2010. - с. 167-174.

6. Полевая М.В. Модель влияния социально-экономических факторов на отраслевую систему подготовки кадров // Транспортное дело России. - 2009. - №12. - с. 130-134.

7. Полевая М.В. Модель оценки качества ресурсного обеспечения системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2010. - №2. - 135-139.

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Никитина Т.Е., профессор, Международный славянский институт

В статье рассмотрены сущность и значение маркетинговой политики повышения возможностей предприятия, предложена адаптированная классическая маркетинговая политика, основанная на 4P.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая политика, конкурентоспособность, эффективность, возможность

THE MARKETING POLICY OF INCREASE OF POSSIBILITIES OF THE ENTERPRISE

Nikitin T., Professor, International Slavic Institute

In article the essence and value of a marketing policy of increase ofpossibilities of the enterprise are considered, the adapted classical marketing policy based on 4P is offered.

Keywords: marketing, the marketing policy, competitiveness, efficiency, possibility

Не будет большой ошибкой сводить рыночные возможности предприятия к его конкурентоспособности. Тем более, «Европейский форум по проблемам управления» определил конкурентоспособность как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов»1.

Существует ряд методик оценки конкурентоспособности пред-приятия2. Однако, изначальная неопределенность с собственно понятием не дают возможности объективного применения матема-

тического или статистического аппарата на этом поприще. Все методики рассчитаны на использование экспертного мнения, следовательно, они страдают субъективизмом. Уточняющим показателем будет эффективность. На каждый вложенный рубль затрат -отдача вот такая-то. Этот показатель соизмеряется. Значит, увеличение эффективности влечет за собой увеличение конкурентоспособности. Таким образом, показатель эффективности - это косвенный показатель конкурентоспособности.

В основе конкурентоспособности лежат два базисных фактора. Это качество продукции или товара и его себестоимость. В дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.