Научная статья на тему 'Маркетинговая политика повышения возможностей предприятия'

Маркетинговая политика повышения возможностей предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВОЗМОЖНОСТЬ / MARKETING / THE MARKETING POLICY / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / POSSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Т. Е.

В статье рассмотрены сущность и значение маркетинговой политики повышения возможностей предприятия, предложена адаптированная классическая маркетинговая политика, основанная на 4P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKETING POLICY OF INCREASE OF POSSIBILITIES OF THE ENTERPRISE

In article the essence and value of a marketing policy of increase of possibilities of the enterprise are considered, the adapted classical marketing policy based on 4P is offered.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая политика повышения возможностей предприятия»

раслевой системы подготовки кадров и рынка труда с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала каждого региона, с целью исследования закономерностей процессов, протекающих в отрасли и отраслевой системе подготовки кадров, степени опасностей, типологию проблем.

10. Необходимо повысить уровень координации в сфере дополнительного профессионального образования за счет создания суб-федеральных центров координации учебных программ и разветвленной сети независимых учебно-тренинговых площадок. Одной из функцией данных центров будет выдача единых для всей РФ сертификатов и свидетельств о прохождении переподготовки и повышении квалификации. На основе центров предлагается создать единую систему дополнительного профессионального образования, которая с одной стороны стандартизирует весь спектр программ переподготовки и повышения квалификации для индустрии туризма, а с другой реализует их в различных образовательных учреждениях на основе применения инновационных технологий и возможностей дистанционного образования. Центры должны обеспечить создание и функционирование единой системы подготовки профессорско-преподавательских кадров для ВУЗов индустрии туризма.

11. Разработать предложения по концентрации научно-практического потенциала индустрии туризма в ведущих инновационных центрах России. Необходимо создание научно-исследовательских центров индустрии туризма. Создание центров обусловлено необходимостью проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, как в области перспективных прогнозов, так и в текущей деятельности предприятий индустрии туризма. Работа центров позволит прогнозировать тенденции развития международного и отечественного рынков туризма, с большей эффективностью проводить инвестиционную политику в туризме, формировать и актуализировать отраслевой заказ на специалистов, развивать материально-техническую базу и инфраструктуру, профессиональный рынок труда.

12. Создать отраслевую службу занятости как элемент инфраструктуры рынка труда. Цель создания отраслевой службы занятости - организация многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий.

Объектом модернизации выступает отраслевая система подготовки кадров.

Предмет модернизации - содержание, процесс и формы образования системы подготовки кадров для индустрии туризма.

Субъектами модернизации отраслевой системы подготовки кадров выступают образовательные учреждения разных уровней, отраслевые предприятия, государственные учреждения, отраслевые научные центры, общественные профессиональные ассоциации и сообщества.

Процесс модернизации отраслевой системы подготовки кадров ля индустрии туризма вписывается в общую стратегию образовательной политики Российской Федерации на современном этапе, где ее главной задачей является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Литература:

1. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. с.12-16.

2. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. -№6. - с.123-128.

3. Полевая М.В. Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии // Транспортное дело России. - 2009. - №9. - с. 144-146.

4. Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма /

5. Полевая М.В. Концепция отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма // Ученые записки Российской Академии Предпринимательства. Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXII. - 2010. - с. 167-174.

6. Полевая М.В. Модель влияния социально-экономических факторов на отраслевую систему подготовки кадров // Транспортное дело России. - 2009. - №12. - с. 130-134.

7. Полевая М.В. Модель оценки качества ресурсного обеспечения системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2010. - №2. - 135-139.

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Никитина Т.Е., профессор, Международный славянский институт

В статье рассмотрены сущность и значение маркетинговой политики повышения возможностей предприятия, предложена адаптированная классическая маркетинговая политика, основанная на 4P.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая политика, конкурентоспособность, эффективность, возможность

THE MARKETING POLICY OF INCREASE OF POSSIBILITIES OF THE ENTERPRISE

Nikitin T., Professor, International Slavic Institute

In article the essence and value of a marketing policy of increase ofpossibilities of the enterprise are considered, the adapted classical marketing policy based on 4P is offered.

Keywords: marketing, the marketing policy, competitiveness, efficiency, possibility

Не будет большой ошибкой сводить рыночные возможности предприятия к его конкурентоспособности. Тем более, «Европейский форум по проблемам управления» определил конкурентоспособность как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов»1.

Существует ряд методик оценки конкурентоспособности пред-приятия2. Однако, изначальная неопределенность с собственно понятием не дают возможности объективного применения матема-

тического или статистического аппарата на этом поприще. Все методики рассчитаны на использование экспертного мнения, следовательно, они страдают субъективизмом. Уточняющим показателем будет эффективность. На каждый вложенный рубль затрат -отдача вот такая-то. Этот показатель соизмеряется. Значит, увеличение эффективности влечет за собой увеличение конкурентоспособности. Таким образом, показатель эффективности - это косвенный показатель конкурентоспособности.

В основе конкурентоспособности лежат два базисных фактора. Это качество продукции или товара и его себестоимость. В дан-

бо TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

ном исследовании мы остановимся на факторе себестоимости, во многом определяющей конкурентоспособность.

А с чем связана себестоимость нам хорошо известно. Достаточно сказать, что в структуре затрат до 80% составляют материальные ресурсы. А это означает, что для снижения себестоимости необходимо умение экономить сырье и материалы, нормировать их, хранить в виде запасов, маневрировать ими в случае необходимости. Выходить на рынок не будучи подготовленным с точки зрения себестоимости (а значит и конкурентоспособности) по меньшей мере самоубийственно. Так что еще раз повторим, что политика обеспечения меньшей себестоимости (а значит конкурентоспособности и эффективности работы) - это политика, ориентированная непосредственно на возможности продавца предприятия. Так мы пришли к пониманию необходимости дополнения известных маркетинговых политик (4 Р -товарной, ценовой, продвижение, товародвижение) новой (по сути «старой») политикой «обеспечения возможностей».

Классические 4Р ориентированы на рынок, на потребителя. Product - выбирается товар, который востребуется на рынке, отнюдь не с точки зрения возможностей, пожеланий производства. Promotion - продвижение... опять-таки продвижение в сознании будущих покупателей. Place - обеспечение встречи товара и покупателя. Price - ничто иное, как учет финансовых возможностей покупателя. В стороне остается само производство. Возникает ощущение, что сделан не вполне оправданный перекос - мы нашли возможность устранить этот перекос введением пятого пи - Possibility

- возможности предприятия. Его можно рассматривать как обеспечение обратной связи в системе управления предприятие - рынок. Прежде всего возможности, связанные с увеличением конкурентоспособности. А как иначе? Можно все, что угодно делать правильно

- выбрать товар, нужный на рынке, можно обеспечить рекламой сопровождение этого товара, доведение до покупателя этого товара. Но, если ты расходуешь больше ресурсов - материальных, энергетических, трудовых, финансовых, то ты не конкурентоспособен, ты не получишь возможный доход. Ты получишь доход или меньший, или не получишь его вовсе, таким образом, можно считать нонсенсом, что до сих пор классики маркетинга не обратили внимание на пятое пи - возможности (possibility).

Для предприятия объективно необходима политика обеспечения конкурентоспособности. Эта политика должна быть организована не только с помощью внешних факторов - например цены, которую правильно или не правильно установил предприниматель по сравнению со своими конкурентами. Но и еще минимизация издержек, которые в свою очередь определят конкурентоспособную цену. Что важнее - удачный выбор рыночной цены или обеспечение возможности снижения себестоимости? Мы полагаем, второе. Поэтому считаем, что политику possibility в данном случае минимизации издержек первостепенной.

Если же рассматривать именно процесс минимизации издержек - то он многогранен. Первое с чего следует начать - это минимизация удельных расходов на единицу выпускаемой и предлагаемой рынку продукции в виде товара. Еще есть возможность повышения эффективности - это запуск в оборот остатков нереализованных материальных ресурсов, которые могут быть использованы при производстве параллельной продукции, могут реализовываться на сторону и т.д.

Не менее важную роль Possibility можно отметить в ее связи с совершенствованием организации управления, организацией деятельности предприятия. Одним из направлений такого совершенствования мы назвали направление, связанное с совершенствованием организационной структуры фирмы, в частности с задействованием оргструктуры с выделением центров ответственности, центров прибыли и центров издержек. Мы убеждены, что рывок западных экономик в своем развитии в 60-70-е годы прошлого века был связан с задействованием этой части Possibility в виде внедрения организационных структур.

Внедрение этой более совершенной организации повлиял и повлияет на эффективность производства. Эффективность проявится, т.к. соотношение затрат и доходов при внедрении сотовой организации будет более рельефно выглядеть. Дивизиональная структура организации очень серьезно ориентирована на использование элементов маркетинга - “4Р”. Выделение подразделений часто происходит по товарному признаку - подразделения отвечают за ка-

кой-то товар, его качество и количество на данном рынке - это влияние первого элемента программы маркетинга - “товара”. Элементы продвижения и товародвижения реализуются в использовании территориального и территориально-производственного признаков. Организация как бы доводит знание и представление о себе на конкретном территориальном рынке. Цены на изделия фирмы также подталкивают организацию ориентироваться как внутри ее самой, так и во внешних отношениях.

В самом общем виде цена определяется как величина, покрывающая издержки и ориентированная на получение приращения в виде прибыли. Отсюда и название - центры издержек и центры прибыли. Т.е., организация состоит, с одной стороны, из центров “добытчиков”, которые отвечают за добывание источников развития -дохода, прибыли, выручки и центров издержек (ЦИ), “проедающих” добытое - их затраты находятся всегда под пристальным вниманием со стороны и администрации фирмы, Совета директоров центров прибыли и самих же центров издержек.

Идея “кристаллической решетки” в организации фирмы весьма продуктивна. Фирма растет на подобии “улья”, растет его непотопляемость, выражаемая реализацией диверсификационных тенденций. Предприятие выступает как растущий организм, состоящий из относительно свободно движущихся атомов - работников и клеток - подразделений. Реакция на рыночные изменения в этой системе весьма быстра. Как электрический ток воздействует на полупроводник, организация получает импульс - раздражение (возмущение) со стороны рынка - неустойчивой среды и реагирует на него.

Понятно, что для существования предприятия как единого целого также необходимо какое-то количество бухгалтеров (даже если предприятие ничего не производит, баланс оно вынуждено сдавать в Налоговую инспекцию), какое-то количество уборщиц, охраны и т.д. Поэтому со стороны дирекции также идет заказ на сотрудников для обеспечения функционирования общих нужд предприятия.

Эти встречные заказы формируют численность некоторых ЦИ. Таким образом, общая численность предприятия оптимизируется. А это, в свою очередь, сказывается на сокращении издержек и определяет возможности снижения цены на выпускаемую продукцию. С таким предприятием на рынке конкурировать становится сложно. Отчасти это неприменение подобного рода структуры является во многом причиной того, что отечественные предприятия проигрывают своим зарубежным конкурентам.

Каждое подразделение в этой рыночной внутриорганизацион-ной системе использует свою стратегию и тактику маркетинга. Поэтому повышается конкурентоспособность подразделения и как следствие растет конкурентоспособность организации. Внедрение этой системы способствует сокращению затрат по организации в целом.

Выявленное нами РоввШШй не только связано со снижением себестоимости продукции, и не только с возможностями изменения организационной структуры предприятия, и не только с организацией нормирования и маневрирования материальными ресурсами, но и с максимизацией заинтересованности в работе, в организации персонала. Совершенно иначе относится к делу человек, когда он чувствует заинтересованность в доходе, который он будет получать. Руководители Центров прибыли и ответственности очень серьёзно относятся к получению дохода для своих подразделений.

Однако мотивация к труду, особенно в Российских условиях (это связано с российским менталитетом), не только связана с получением большого дохода, но, и может даже, что является важнее, связана с ощущением самостоятельности в принятии решений. Это даёт совершенно новую окраску в трудовой деятельности. Самостоятельность, права, ответственность делегируются сверху управленческой пирамиды на средний и низкий уровень. Отсюда происходит увеличение мотивированности труда. Система управления становится состязательной. В определённом смысле появится здоровая конкуренция между подразделениями и даже между работниками. Вводится соревновательность за лучшие результаты работы.

В результате пятое Р можно рассматривать как результат или последствия воплощения на практике научной организации труда и управления. Об этом у нас много публикаций выходило в 70-80-е годы прошлого столетия. Потом в 90-е годы о результатах этих исследований забыли, увлекшись проблемами макрорегулирования экономики.

1 http://u-pereslavl.botik.ru/~economics/reports_html/seleznev/seleznev.htm

2 http://vds1234.narod.ru/?22.html

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.