раслевой системы подготовки кадров и рынка труда с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала каждого региона, с целью исследования закономерностей процессов, протекающих в отрасли и отраслевой системе подготовки кадров, степени опасностей, типологию проблем.
10. Необходимо повысить уровень координации в сфере дополнительного профессионального образования за счет создания суб-федеральных центров координации учебных программ и разветвленной сети независимых учебно-тренинговых площадок. Одной из функцией данных центров будет выдача единых для всей РФ сертификатов и свидетельств о прохождении переподготовки и повышении квалификации. На основе центров предлагается создать единую систему дополнительного профессионального образования, которая с одной стороны стандартизирует весь спектр программ переподготовки и повышения квалификации для индустрии туризма, а с другой реализует их в различных образовательных учреждениях на основе применения инновационных технологий и возможностей дистанционного образования. Центры должны обеспечить создание и функционирование единой системы подготовки профессорско-преподавательских кадров для ВУЗов индустрии туризма.
11. Разработать предложения по концентрации научно-практического потенциала индустрии туризма в ведущих инновационных центрах России. Необходимо создание научно-исследовательских центров индустрии туризма. Создание центров обусловлено необходимостью проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, как в области перспективных прогнозов, так и в текущей деятельности предприятий индустрии туризма. Работа центров позволит прогнозировать тенденции развития международного и отечественного рынков туризма, с большей эффективностью проводить инвестиционную политику в туризме, формировать и актуализировать отраслевой заказ на специалистов, развивать материально-техническую базу и инфраструктуру, профессиональный рынок труда.
12. Создать отраслевую службу занятости как элемент инфраструктуры рынка труда. Цель создания отраслевой службы занятости - организация многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий.
Объектом модернизации выступает отраслевая система подготовки кадров.
Предмет модернизации - содержание, процесс и формы образования системы подготовки кадров для индустрии туризма.
Субъектами модернизации отраслевой системы подготовки кадров выступают образовательные учреждения разных уровней, отраслевые предприятия, государственные учреждения, отраслевые научные центры, общественные профессиональные ассоциации и сообщества.
Процесс модернизации отраслевой системы подготовки кадров ля индустрии туризма вписывается в общую стратегию образовательной политики Российской Федерации на современном этапе, где ее главной задачей является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Литература:
1. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. с.12-16.
2. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. -№6. - с.123-128.
3. Полевая М.В. Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии // Транспортное дело России. - 2009. - №9. - с. 144-146.
4. Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма /
5. Полевая М.В. Концепция отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма // Ученые записки Российской Академии Предпринимательства. Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XXII. - 2010. - с. 167-174.
6. Полевая М.В. Модель влияния социально-экономических факторов на отраслевую систему подготовки кадров // Транспортное дело России. - 2009. - №12. - с. 130-134.
7. Полевая М.В. Модель оценки качества ресурсного обеспечения системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2010. - №2. - 135-139.
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Никитина Т.Е., профессор, Международный славянский институт
В статье рассмотрены сущность и значение маркетинговой политики повышения возможностей предприятия, предложена адаптированная классическая маркетинговая политика, основанная на 4P.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая политика, конкурентоспособность, эффективность, возможность
THE MARKETING POLICY OF INCREASE OF POSSIBILITIES OF THE ENTERPRISE
Nikitin T., Professor, International Slavic Institute
In article the essence and value of a marketing policy of increase ofpossibilities of the enterprise are considered, the adapted classical marketing policy based on 4P is offered.
Keywords: marketing, the marketing policy, competitiveness, efficiency, possibility
Не будет большой ошибкой сводить рыночные возможности предприятия к его конкурентоспособности. Тем более, «Европейский форум по проблемам управления» определил конкурентоспособность как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов»1.
Существует ряд методик оценки конкурентоспособности пред-приятия2. Однако, изначальная неопределенность с собственно понятием не дают возможности объективного применения матема-
тического или статистического аппарата на этом поприще. Все методики рассчитаны на использование экспертного мнения, следовательно, они страдают субъективизмом. Уточняющим показателем будет эффективность. На каждый вложенный рубль затрат -отдача вот такая-то. Этот показатель соизмеряется. Значит, увеличение эффективности влечет за собой увеличение конкурентоспособности. Таким образом, показатель эффективности - это косвенный показатель конкурентоспособности.
В основе конкурентоспособности лежат два базисных фактора. Это качество продукции или товара и его себестоимость. В дан-
бо TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
ном исследовании мы остановимся на факторе себестоимости, во многом определяющей конкурентоспособность.
А с чем связана себестоимость нам хорошо известно. Достаточно сказать, что в структуре затрат до 80% составляют материальные ресурсы. А это означает, что для снижения себестоимости необходимо умение экономить сырье и материалы, нормировать их, хранить в виде запасов, маневрировать ими в случае необходимости. Выходить на рынок не будучи подготовленным с точки зрения себестоимости (а значит и конкурентоспособности) по меньшей мере самоубийственно. Так что еще раз повторим, что политика обеспечения меньшей себестоимости (а значит конкурентоспособности и эффективности работы) - это политика, ориентированная непосредственно на возможности продавца предприятия. Так мы пришли к пониманию необходимости дополнения известных маркетинговых политик (4 Р -товарной, ценовой, продвижение, товародвижение) новой (по сути «старой») политикой «обеспечения возможностей».
Классические 4Р ориентированы на рынок, на потребителя. Product - выбирается товар, который востребуется на рынке, отнюдь не с точки зрения возможностей, пожеланий производства. Promotion - продвижение... опять-таки продвижение в сознании будущих покупателей. Place - обеспечение встречи товара и покупателя. Price - ничто иное, как учет финансовых возможностей покупателя. В стороне остается само производство. Возникает ощущение, что сделан не вполне оправданный перекос - мы нашли возможность устранить этот перекос введением пятого пи - Possibility
- возможности предприятия. Его можно рассматривать как обеспечение обратной связи в системе управления предприятие - рынок. Прежде всего возможности, связанные с увеличением конкурентоспособности. А как иначе? Можно все, что угодно делать правильно
- выбрать товар, нужный на рынке, можно обеспечить рекламой сопровождение этого товара, доведение до покупателя этого товара. Но, если ты расходуешь больше ресурсов - материальных, энергетических, трудовых, финансовых, то ты не конкурентоспособен, ты не получишь возможный доход. Ты получишь доход или меньший, или не получишь его вовсе, таким образом, можно считать нонсенсом, что до сих пор классики маркетинга не обратили внимание на пятое пи - возможности (possibility).
Для предприятия объективно необходима политика обеспечения конкурентоспособности. Эта политика должна быть организована не только с помощью внешних факторов - например цены, которую правильно или не правильно установил предприниматель по сравнению со своими конкурентами. Но и еще минимизация издержек, которые в свою очередь определят конкурентоспособную цену. Что важнее - удачный выбор рыночной цены или обеспечение возможности снижения себестоимости? Мы полагаем, второе. Поэтому считаем, что политику possibility в данном случае минимизации издержек первостепенной.
Если же рассматривать именно процесс минимизации издержек - то он многогранен. Первое с чего следует начать - это минимизация удельных расходов на единицу выпускаемой и предлагаемой рынку продукции в виде товара. Еще есть возможность повышения эффективности - это запуск в оборот остатков нереализованных материальных ресурсов, которые могут быть использованы при производстве параллельной продукции, могут реализовываться на сторону и т.д.
Не менее важную роль Possibility можно отметить в ее связи с совершенствованием организации управления, организацией деятельности предприятия. Одним из направлений такого совершенствования мы назвали направление, связанное с совершенствованием организационной структуры фирмы, в частности с задействованием оргструктуры с выделением центров ответственности, центров прибыли и центров издержек. Мы убеждены, что рывок западных экономик в своем развитии в 60-70-е годы прошлого века был связан с задействованием этой части Possibility в виде внедрения организационных структур.
Внедрение этой более совершенной организации повлиял и повлияет на эффективность производства. Эффективность проявится, т.к. соотношение затрат и доходов при внедрении сотовой организации будет более рельефно выглядеть. Дивизиональная структура организации очень серьезно ориентирована на использование элементов маркетинга - “4Р”. Выделение подразделений часто происходит по товарному признаку - подразделения отвечают за ка-
кой-то товар, его качество и количество на данном рынке - это влияние первого элемента программы маркетинга - “товара”. Элементы продвижения и товародвижения реализуются в использовании территориального и территориально-производственного признаков. Организация как бы доводит знание и представление о себе на конкретном территориальном рынке. Цены на изделия фирмы также подталкивают организацию ориентироваться как внутри ее самой, так и во внешних отношениях.
В самом общем виде цена определяется как величина, покрывающая издержки и ориентированная на получение приращения в виде прибыли. Отсюда и название - центры издержек и центры прибыли. Т.е., организация состоит, с одной стороны, из центров “добытчиков”, которые отвечают за добывание источников развития -дохода, прибыли, выручки и центров издержек (ЦИ), “проедающих” добытое - их затраты находятся всегда под пристальным вниманием со стороны и администрации фирмы, Совета директоров центров прибыли и самих же центров издержек.
Идея “кристаллической решетки” в организации фирмы весьма продуктивна. Фирма растет на подобии “улья”, растет его непотопляемость, выражаемая реализацией диверсификационных тенденций. Предприятие выступает как растущий организм, состоящий из относительно свободно движущихся атомов - работников и клеток - подразделений. Реакция на рыночные изменения в этой системе весьма быстра. Как электрический ток воздействует на полупроводник, организация получает импульс - раздражение (возмущение) со стороны рынка - неустойчивой среды и реагирует на него.
Понятно, что для существования предприятия как единого целого также необходимо какое-то количество бухгалтеров (даже если предприятие ничего не производит, баланс оно вынуждено сдавать в Налоговую инспекцию), какое-то количество уборщиц, охраны и т.д. Поэтому со стороны дирекции также идет заказ на сотрудников для обеспечения функционирования общих нужд предприятия.
Эти встречные заказы формируют численность некоторых ЦИ. Таким образом, общая численность предприятия оптимизируется. А это, в свою очередь, сказывается на сокращении издержек и определяет возможности снижения цены на выпускаемую продукцию. С таким предприятием на рынке конкурировать становится сложно. Отчасти это неприменение подобного рода структуры является во многом причиной того, что отечественные предприятия проигрывают своим зарубежным конкурентам.
Каждое подразделение в этой рыночной внутриорганизацион-ной системе использует свою стратегию и тактику маркетинга. Поэтому повышается конкурентоспособность подразделения и как следствие растет конкурентоспособность организации. Внедрение этой системы способствует сокращению затрат по организации в целом.
Выявленное нами РоввШШй не только связано со снижением себестоимости продукции, и не только с возможностями изменения организационной структуры предприятия, и не только с организацией нормирования и маневрирования материальными ресурсами, но и с максимизацией заинтересованности в работе, в организации персонала. Совершенно иначе относится к делу человек, когда он чувствует заинтересованность в доходе, который он будет получать. Руководители Центров прибыли и ответственности очень серьёзно относятся к получению дохода для своих подразделений.
Однако мотивация к труду, особенно в Российских условиях (это связано с российским менталитетом), не только связана с получением большого дохода, но, и может даже, что является важнее, связана с ощущением самостоятельности в принятии решений. Это даёт совершенно новую окраску в трудовой деятельности. Самостоятельность, права, ответственность делегируются сверху управленческой пирамиды на средний и низкий уровень. Отсюда происходит увеличение мотивированности труда. Система управления становится состязательной. В определённом смысле появится здоровая конкуренция между подразделениями и даже между работниками. Вводится соревновательность за лучшие результаты работы.
В результате пятое Р можно рассматривать как результат или последствия воплощения на практике научной организации труда и управления. Об этом у нас много публикаций выходило в 70-80-е годы прошлого столетия. Потом в 90-е годы о результатах этих исследований забыли, увлекшись проблемами макрорегулирования экономики.
1 http://u-pereslavl.botik.ru/~economics/reports_html/seleznev/seleznev.htm
2 http://vds1234.narod.ru/?22.html
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 61