учного обеспечения выше достаточного, но ниже необходимого. Уровень обеспечения кадровым составом находился ниже достаточного уровня, что подтверждается низким процентом педагогов-практиков, специалистов в области туризма в образовательных учреждениях. Решение этой задачи на настоящий момент осуществляется привлечением специалистов из других отраслей, что, несомненно, отрицательно сказывается на качестве подготовки. Однако данные условия выглядят намного предпочтительнее по сравнению с ситуацией, которая складывалась с обеспечением ОСПК в 2002 г. На рассматриваемый момент времени ниже достаточного уровня находились следующие механизмы обеспечения: учебно-методический, материально-технический, кадровый. Данный пример показывает возможность влияния на механизмы обеспечения ОСПК со стороны руководства индустрии туризма и бизнес-сообщества и возможности его коррекции.
Разработанная семантико-математическая модель позволяет провести комплексную оценку текущего состояния и прогнозирования ресурсного обеспечения отраслевой системы подготовки кадров. Выделены основные механизмы обеспечения функционирования системы: нормативно-правовой, материально-технический, учебно-методический, финансовый, кадровый и научный. Для каждого из механизмов предложены показатели его реализующие и граничные значения его состояния, по которым оценивается степень реализации данного механизма в системе ресурсного обеспечения ОСПК.
На основе проведенных исследований нами разработаны приоритетные направления модернизации существующей ОСПК для индустрии туризма в РФ. Для модернизации системы необходимо трансформировать организационную среду за счет создания системы многоуровневого мониторинга и региональной сети отраслевой службы занятости. В соответствии с требованиями современной экономики разработать рекомендации по модернизации отдельных элементов существующей системы подготовки кадров. Организовать и проводить многоуровневый мониторинг по ключевым показателям. Мониторинг ОСПК и рынка труда необходимо проводить с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социальноэкономического потенциала региона, он должен быть нацелен на
исследование закономерности процессов, протекающих в отрасли и отраслевой системе подготовки кадров, степени опасностей, типологию проблем.
Необходимо создать отраслевую службу занятости как элемент инфраструктуры рынка труда в сфере туризма. Цель создания отраслевой службы занятости - организация многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами, с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий. Отраслевая служба занятости организуется при региональных государственных учреждениях индустрии туризма. Служба должна быть хозрасчетной и функционировать на деньги предприятий, которые она обеспечивает специалистами. Основные функции отраслевой службы занятости:
а) Формирование информационного поля с устойчивыми каналами поиска возможности трудоустройства и замещения вакантных должностей.
б) Мониторинг ОСПК по предложенным нами показателям;
в) Формирование периодически обновляемой информационной базы о вакансиях на предприятиях, потребностях региональной экономики в кадрах различной квалификации;
г) Формирование периодически обновляемой информационной базы специалистов различного профессионально-квалификационного уровня.
Литература:
1. О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы. Постановление Правительства Москвы 27.12.2006г. №1054-ПП
2. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2009. - №11. - 0,5 п.л.
3. Полевая М.В. Проблемы профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии и пути их решения // Транспортное дело России. - 2009. - №10. - 0,6 п.л.
СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОТРАСЛЕВОМ КЛАСТЕРЕ
Полютов А.А., кандидат химических наук, доцент
В статье рассмотрено понятие «кластер», критические условия формирования кластеров в мезоэкономике а также особенности создания рыночной инфраструктуры в отраслевом кластере.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, территориальный промышленный кластер, отрасль
CREATING A MARKET INFRASTRUCTURE IN INDUSTRIAL CLUSTER
Polutov A., Cand.Chem.Sci., the senior lecturer
In article the concept «cluster», critical conditions offormation cluster in mesoeconomy and also feature of creation of a market infrastructure in branch cluster is considered.
Keywords: economic safety, region, territorial industrial cluster, branch
Политика экономического развития на основе отраслевых кластеров в последнее время становится альтернативной стратегией экономического планирования. Кластерный подход отражает окончательный переход от традиционных программ развития экономики, сфокусированных на отдельном предприятии, к планированию прямых и косвенных связей предприятий и отраслей. Повышенный интерес со стороны как государственного, так и частного секторов к стратегии инновационного экономического развития повлек расширение дискуссии по данной тематике в зарубежной экономической литературе.
Однако у разных авторов существуют значительные расхождения как в трактовках понятия «отраслевой кластер», так и в объяснении факторов развития кластера. Кроме того, многие авторы, рассматривая понятие отраслевого кластера, упускают важный момент, а именно, каким образом существующая терминология и понятийный аппарат «кластера» трансформируется в методологическую базу для идентификации потенциальных кластеров.
Основные авторы используют различные определения термина
54 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
«кластер», приводя в качестве иллюстрации понятия описание выявленных кластеров в разных странах мира. Примеры кластеров разнообразны: от небольшого кластера по производству чулочного трикотажа в Северной Каролине (США) или успешного кластера по производству одежды и чулочного трикотажа в Северной Италии до Силиконовой Долины (США), целого региона компьютерных и электронных фирм. Следующий вопрос, раскрываемый в зарубежной научной литературе, это определение термина «кластер», которому дают неоднозначную трактовку. Третий аспект кластерной тематики, обсуждаемый в литературе, относится к кластерной политике, и ее развитию в системе экономического развития стран.
Если обратиться к термину «кластер» как экономического явления, то по-нашему мнению, наиболее обобщенное определение дают американские исследователи Дорингер и Теркла, которые определяют его как «географические концентрации отраслей, получающие преимущества в показателях развития благодаря взаимному расположе-нию»1. Такое понятие отраслевого кластера, по существу, схоже с оп-
ределением экономик агломерации, хотя последние и являются лишь разновидностью отраслевых кластеров. Помимо данного поверхностного определения обобщенных понятий совокупности хозяйствующих объектов, существует крайне мало трактовок самого понятия «отраслевой кластер».
Так, в работе «Конкурентные преимущества стран» Портера можно найти модель четырех факторов для оценки конкурентоспособности фирмы или отрасли, модель «алмаз». Четыре вершины кристалла «алмаза» представлены условиями внешней среды, условиями спроса, конкуренцией на уровне отрасли и поддерживающими или смежными отраслями. Он использует такую модель для описания основных условий, определяющих конкурентные преимущества, концентрируя внимание на одной из вершин «ромба», а именно, на поддерживающих отраслях (фирмах). Именно последний аспект стал поводом для обсуждения и дальнейшего развития кластеров в промышленности и разработки кластерного подхода к размещению производства. Хотя в работе Портер использует модель применительно к странам в целом, но признает, что активность на уровне отрасли возрастает с каждым годом. Его идеи нашли применение в разработке стратегий конкурентоспособности предприятий и отраслей. Портер ограничивается простыми определениями двух типов кластеров: вертикальных и горизонтальных. Принадлежность тех или иных кластеров к одному из типов основана на наличии вертикальной или горизонтальной интеграции между участниками кластера.
Однако такое определение не дает нам достаточных оснований для выделения кластера из множества изученных в экономической литературе объединений на основе кооперации (вертикально- и горизонтально -интегрированные корпорации). Первые объединены в кластер на основе отношений по схеме покупатель-поставщик. Горизонтальные, в свою очередь, связывают предприятия разных отраслей, имеющих один сбытовой рынок для конечных продуктов, использующих общую технологию, либо потребляющие для производства продукции одинаковые природные ресурсы2.
В отличие от Портера американские исследователи Якобе и де Ман представляют более глубокое исследование различных дефиниций термина «отраслевой кластер», хотя также основывают свои определения на упомянутой классификации вертикальных и горизонтальных кластеров. Якобе и де Ман заявляют, что «не существует единого правильного определения... интерес представляют различные трактовки понятия»3. Авторы рассматривают понятие кластера, восходя от вертикальной и горизонтальной интеграции как классификационного признака кластеров, к поиску основных измерений данного объекта, в том числе:
• географическая или пространственная кластеризация экономики;
• горизонтальные и вертикальные связи между отраслями промышленности;
• использование общей технологии производства;
• присутствие «центрального игрока» (крупного предприятия, научно-исследовательского центра и прочее);
• качество долгосрочного сотрудничества между фирмами.
В дополнение к вертикальным и горизонтальным связям Розен-фельд4 вводит критерии определения кластера, включая в его характеристику размер, экономическую и стратегическую значимость, ассортимент выпускаемой продукции или предоставляемых услуг и использование общих источников сырья. Предложенная Розенфельдом классификация не сводится только к определению размеров отраслей-участников или уровней занятости, подчеркивая, что множество высокоэффективных кластеров отыскиваются в небольших взаимосвязанных отраслях с более, чем средними показателями занятости. Подобное определение дает основание для выделения двух критических условий формирования кластеров в мезоэкономике.
Во-первых, отраслевые кластеры представляют собой географические территории с относительно большим числом фирм и высоким уровнем занятости в рамках нескольких отраслей экономики, то есть кластеры выделяются относительно узкой специализацией по нескольким отраслям. Аналогичное определение отражается и в более обобщенной точке зрения о том, что экономическая, предпринимательская и технологическая деятельность в определенных отраслях промышленности имеют тенденцию к территориальному скоплению5.
Во-вторых, хотя фирмы-участники кластера могут сотрудничать с другими фирмами, научно-исследовательскими институтами вне рамок
Во-вторых, большая часть признанных определений термина использует аспект географической близости как основополагающий для
выделения кластеров, хотя при наличии географической близости между участниками кластера упускается из внимания важный момент о сущности географической концентрации6. Третий важный аспект, обсуждаемый в литературе, выражен в обязательном осмыслении границ предприятий и отрасли в кластере. Предполагается, что рассматривая кластер, нельзя ограничиваться отдельной отраслью, а каждое предприятие рассматривать через призму отрасли, к которой оно принадлежит.
Многие исследователи обращаются к расширенному определению кластера с обязательным наличием как вертикальной, так и горизонтальной кооперации, и прямых и непрямых связей внутри кластера. В действительности, на практике многие специалисты используют понятие кластера для описания зон с высокой занятостью в отдельной отрасли. В источниках указывается, что такое определение попросту описывает отраслевую концентрацию (локализацию), игнорируя функциональные взаимоотношения между отраслями и динамику взаимодействия предприятий, которые и выделяют кластер в ряду остальных концентраций внутри отрасли7.
Другим наиболее часто обсуждаемым в экономической литературе предметом является идентификация факторов, способствующих росту отраслевых кластеров. На практике месторасположение предприятия в рыночной экономике в любом случае будет выбрано неслучайно, на его локализацию влияют как наибольшая эффективность производства, так и высокие объемы продаж, которые может обеспечить данное место. Эти факторы, в принципе, перекликаются с факторами, способствующими росту городской или территориальной агломерации. Как утверждают Дорингер и Теркла: «Наличие положительных внешних условий объясняет процесс кластеризации, тогда как определенное территориальное месторасположение каждого кластера зависит либо от «исторического случая», либо от экономии на затратах благодаря недвижимым ресурсам, вокруг которых надстраиваются фирмы, образуя кластер»9.
Хотя многие исследователи соглашаются с тем, что наличие преимуществ в конкретном местоположении привлекает компании, которые затем образуют кластер, но по вопросу, какие факторы способствуют этому процессу, ведутся многочисленные споры. Так, М. Портер выдвигает предположение, что основным фактором разрастания кластеров служит конкуренция между предприятиями. Поскольку кластеризация является по своей природе динамичным процессом, то успех одной фирмы неоспоримо влечет спрос на продукцию соседних и смежных отраслей. То есть кластер представляет собой саморазвива-ющуюся систему, в которой преимущества перераспределяются между всеми участниками кластера. Как утверждает М. Портер, наличие конкуренции между соперничающими фирмами способствует созданию кластера благодаря постоянному повышению инновационного роста, в результате чего активно разрастается бизнес всех участников, увеличиваются вложения в научно-исследовательские работы, что ведет к появлению новых технологий и методов производства. Далее единый рынок рабочей силы для всех участников кластера порождает свободный переток трудовых ресурсов от одного участника кластера к другому, способствуя передаче знаний, что опять же ведет к росту инноваций.
Подобный рост может привести к усилению вертикальной интеграции внутри кластера, либо к горизонтальной. Вертикальная интеграция кластера возникает при повышении специализации труда, горизонтальная - при внедрении новых технологий и знаний в различные отрасли. Примером горизонтальной интеграции внутри кластера, по словам Портера, может служить Силиконовая долина с ее высоким уровнем конкуренции.
Помимо конкуренции в литературе исследуется также два других фактора развития кластеров. Дорингер и Теркла, например, выделяют экономики агломераций как один из факторов развития кластеров10. Территориальная близость предприятий снижает издержки производств и транспортировки, облегчает выход на рынки квалифицированной рабочей силы. Агломерации также способствуют активизации конкуренции, вследствие чего увеличивается информационный, научный и технологический обмен между предприятиями. В результате происходит всплеск внутри какой-либо отрасли, что ведет к росту кластера в целом.
Вторым критическим фактором развития кластеров исследователи выделяют личные взаимосвязи, которые особенно важны для небольших гибких предприятий, удовлетворяющих потребности новых рыночных сегментов11 . Сотрудничество между фирмами, в процессе которого они взаимодействуют по всем направлениям, включая дист-рибыоторские сети, сеть поставщиков, конечных потребителей, про-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 55
Сотрудничество, конкуренция, связи между поставщиками и покупателями способствуют росту инновации и эффективности
Экспортноориентированные отрасли
Связанные отрасли (поставщики сырья, комплектующих, материалов)
Секторы экономики, подвергающиеся влиянию (рынок труда, НиР, инфраструктуры, налоговая система, капиталовложения, уровень жизни)
Социальная инфраструктура (торговые организации, центры повышения квалификации / профобразование)
Рис. 1. Взаимосвязь элементов рыночной инфраструктуры в отраслевом кластере8
изводственный процесс, выступая основой для внедрения новых технологий и всеобщего повышения эффективности деятельности12.
Таким образом, развитие кластеров зависит от множества факторов, ключевыми из которых являются обмен технологиями, знаниями, рост квалификации среди трудовых ресурсов в смежных отраслях, преимущества агломераций и социальная инфраструктура. Однако исследователи расходятся во мнениях относительно путей воздействия данных факторов на развитие кластера. Так, Портер утверждает, что именно конкуренция является стимулом для развития кластеров в эко-номике13 . Другие исследователи останавливаются на аспекте сотрудничества между смежными отраслями и предприятиями, возникающего в результате личных контактов.
Как известно, традиционная политика экономического развития ориентировалась на индивидуальные нужды отдельных фирм и отраслей. Кластерная концепция экономической политики рассматривает фирмы и отрасли как неделимую систему. Последователи кластерной теории экономического развития считают, что данный подход может быть использован как основа стратегии эффективного размещения ограниченных ресурсов как для отраслевого, так и для регионального экономического развития, выступает как инструмент для повышения занятости в отрасли и активизации процессов диверсификации на отраслевой основе. В условиях ограниченности ресурсной базы для экономического развития обязательным условием планирования становится выбор наиболее эффективного пути развития существующих и новых отраслей. Путем выявления потенциальных кластеров с учетом специфики нужд (например, инфраструктура или потребность в трудовых ресурсах) отраслей внутри кластеров, в процессе планирования специалисты могут разработать стратегию развития отрасли на
основе существующих преимуществ и с учетом специфичных условий. Это прямо противоположно широко распространенной практике привлечения ресурсов в те отрасли, которые планируют развивать независимо от наличия конкурентных преимуществ14.
Политика создания отраслевых кластеров может служить инструментом направления отрасли и повышения отраслевой занятости. После выявления отраслевого кластера становятся очевидны разрывы в общем производственном процессе. При планировании кластеров необходимо использовать данное свойство с целью заполнения сегментов с низкой занятостью внутри отрасли для обеспечения непрерывности и бесперебойности производственного процесса. Помимо роста занятости кластеризация может стимулировать конкуренцию на региональном уровне, что в итоге повысит экономический рост отрасли.
Другим положительным результатом создания кластеров является диверсификация отраслей на экономической основе путем развития сети поставщиков или смежных производства, обеспечивающих нужды крупных фирм и лидеров кластера. Последний аргумент в пользу кластерной политики промышленного развития связан с экономической устойчивостью такой структуры, что является результатом горизонтальной или вертикальной интеграции, повышающей восприимчивость к изменениям экономической среды15 .
Несмотря на очевидные преимущества кластерной промышленной политики, во многих развитых странах мира, таких как США, кластеры только начинают фигурировать в отраслевых программах развития как основной инструмент повышения конкурентоспособности отрасли Чаще всего процесс выявления кластеров используется для идентификации уровня экономической активности в отрасли 16 .
1 Doeringer, P. B., and D. G. Terkla«Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
2 Porter M. The competitive advantage of nations. - N.Y.: Free press, 1990.
3 Jacobs, Deny and Ard-Pieter De Man Clusters? Industrial Policy and Firm Strategy: A Menu Approach. Technofogy Analysis and Strategic Management, 1999. - №8(4).
4 Rosenfeld. S. A. The social imperatives of clusters / Regional technology strategies, - November, 2003.
5 Regional clusters in Europe. / Observatory of European SMEs, 2002. - № 3. - Luxembourg: Office for Official Publication of European Communities. 2002.; Maknberg. A, O. SSvell and L Zander. Spatial clustering, local accumulation of knowledge and fom compedlwmess. // GeogiafiskaAnnafcr, 1996. - 78B.
6 Jacobs. Dany and Mark W. De Jong. Industrial Clusters and the Competitiveness of the Netherlands. // De Economist, 1992. - 140.
7 Rosenfeld. S. A. The social imperatives of clusters / Regional technology strategies, - November, 2003.
8 Murray Matthew, Dowel Paula. Examining supply gaps and surpluses in the automotive cluster in Tennessee // Center of Business and Economic Research of the University of Tennessee. - 1999. - May.; Doeringer, P. B., and D. G. Terkla.; «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
9 Doeringer, P. B., and D. G. Terkla «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
10 Doeringer, P. B., and D. G. Terkla «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
11 Doeringer, P. B., and D. G. Terkla «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
12 Rosenfeld. S. A. The social imperatives of clusters / Regional technology strategies, 2003. - November.
13 Porter M. The competitive advantage of nations. - N.Y.: Free press, 1990.
14 Doeringer, P. B., and D. G. Terkla «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.
15 Rosenfeld. S. A. The social imperatives of clusters. / Regional technology strategies, 2003. - November; Doeringer, P. B., and D. G. Terkla «Business strategy and cross-industry clusters. - Economic Development Quarterly, 1995. - №9. - P. 225-37.; Henton. Douglas, John Melvile, and Kimberly Walsh. Grassroots Leaders for a New Economy: How Civic Entrepreneurs are Building Prosperous Communities. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1997.
16 Rosenfeld Stuart A Overachievers, Business Clusters that Work: Prospects for Regional Development. - Chapel Hill, NC: Regional Technology Strategies, 1996.
56 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA