строительства объектов, а также определена методика распределения средств по районам и городам республики. На наш взгляд, следует постепенно создавать и развивать устойчивые объекты производственной и социальной инфраструктуры, последовательно охватывать все более сложные и новые инфраструктурные услуги малым предприятиям.
Основным инструментом поддержки предпринимательства является создание специальной устойчивой инфраструктуры. Именно в этих целях в регионе создан и успешно функционирует Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства. В настоящее время действуют маркетинговый, учетный, консалтин-
говый центры. Предоставляемые средства расходуются по четырём приоритетным направлениям, а именно: на развитие фонда микрофинансирования, фонда содействия кредитованию; на поддержку начинающих и молодых предпринимателей; на субсидирование процентной ставки привлечённым кредитам.
Следовательно, повышение эффективности функционирования малого бизнеса - одна из важнейших экономических проблем, от решения которых зависит рост уровня жизни населения региона, его продовольственный аспект, внедрение в практику инновационных разработок науки будет способствовать повышению эффективности малого и среднего предпринимательства.
ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Полевая М.В., к.пс.н., доц., заведующая кафедрой психологии управления, Московский государственный институт индустрии туризма
В статье рассмотрены проблемы современной подготовки кадров для индустрии туризма в г.Москве. Предлагается разработанная автором отраслевая система подготовки кадров; выделены основные особенности системы и требования к ней.
Ключевые слова: система, концепция, подготовка кадров, индустрия туризма
BRANCH SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNEL’S FOR INDUSTRY OF TOURISM
Polevaya M., andidate of psychological sciences, an assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism
In the article the problems of the modern training of personnel’s are considered for industry of tourism in to Moscow. The branch system of training ofpersonnel’s worked out by an author is offered; the basic features of the system and requirement are distinguished to her.
Keywords: system, conception, training of personnel’s, industry of tourism
Сегодня индустрия туризма - одна из самых быстро развивающихся отраслей во всем мире. Однако, одной из проблем является то, что уровень подготовки кадров для сферы туризма еще не отвечает мировым стандартам.
На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существующая система подготовки кадров не отвечает требованиям рынка труда ни по количественному, ни по качественному составу работников отрасли. [8; 9.]. В Москве подготовку специалистов с начальным и средним профессиональном образованием осуществляют более 50 образовательных учреждений. Анализ динамики выпуска этих заведений за 2008 г. показал, что количество выпускников составляет около 20-30% от спроса рынка труда. Подготовку кадров с высшим профессиональным образованием осуществляют более 100 вузов по 10 специальностям, при этом, только 10% вузов являются отраслевыми, что, несомненно, влияет на качество подготовки выпускников и их дальнейшее трудоустройство.
Существующая система дополнительного профессионального образования не совсем отвечает требованиям работодателей. Значительная текучесть молодых специалистов часто связана с тем, что работодатели избавляются от слабо квалифицированных работников, вместо того, чтобы повысить их квалификацию, используя курсы повышения квалификации. Одной из важных проблем отраслевой системы подготовки кадров является отсутствие тренинговых отраслевых предприятий (гостиниц, турфирм, ресторанов) где студенты получали бы практические умения, а также чрезвычайно низкую долю часов в учебных планах, отводимых на практические занятия (15-20% по сравнению с 50-70% за рубежом). [1; 2; 3; 6; 7; 10].
Существующее положение позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время подготовка кадров для индустрии туризма оторвана от потребностей отрасли, отсутствует единая отраслевая система непрерывной подготовки кадров. На сегодняшний день система подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса г.Москва объективно нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической и экономической науками, концепциями теории и практики туризма.
На наш взгляд, отраслевая система подготовки кадров должна отвечать требованиями, предъявляемыми к ней со стороны государства, общества (предприятий и организаций отрасли) и обучающихся. Государство заинтересовано в создании системы непрерывной профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма, способной осуществлять подготовку специалистов, которые смогут эффективно решать государственные задачи в процессе по-
вышения роли туризма в формировании эффективной экономики страны.
Общество (макросреда) - заинтересовано в том, чтобы в процессе профессионального образования осуществлялась подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, хорошо владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [4; 5].
Обучающиеся (микросреда) - заинтересованы в практической реализации идей демократизации и гуманизации профессиональной подготовки, в создании в процессе подготовки условий для максимального раскрытия творческого потенциала личности, для формирования профессиональных и личностных компетенций.
При формировании отраслевой системы подготовки кадров (далее - ОСПК) следует акцентировать внимание на три принципиальные особенности, а именно:
Необходимость формирования единой интеллектуальной среды индустрии туризма.
Обеспечение тесной интеграции обучения со всеми производственными процессами.
Повышение интеллектуально-креативного потенциала, управленческой составляющей образовательных учреждений.
ОСПК для индустрии туризма будет эффективно выполнять свои функции, если она, как минимум будет удовлетворять следующим требованиям:
- полноты состава действий (необходимых и достаточных для достижения поставленных целей);
- целостности, скоординированности, синхронизации отдельных элементов. ОСПК должна функционировать как целостная система, органично увязывающая спрос населения и рынка труда на образовательные услуги по профессиональному обучению, организацию обучения через сеть образовательных учреждений.
- сбалансированности по всем ресурсам (финансовым, учебнометодическим, кадровым, научным, материально-техническим и т.д.)
- контролируемости (определяемой операциональностью промежуточных целей);
- чувствительности к сбоям (определяемой свойством своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей);
- преемственность уровней, этапов, модулей обучения в рам-
- управляемое воздействие;
- неуправляемое воздействие.
Рис. 1. Блок схема ОСПК.
ках избранного человеком профессионального поля деятельности;
- открытость процесса подготовки кадров на принципах демократизма: доступ к каждой ступени образования, академическая мобильность обучающихся и преподавателей, академическая преемственность обучения на разных уровнях;
- социальное партнерство между всеми агентами системы профессиональной подготовки обеспечивающее ее многосторонние интеграционные связи, включенность в социально-экономические отношения.
В результате проведенного нами исследования предлагается в состав ОСПК включать индустрию туризма, которая взаимосвязана с образовательной средой и три группы факторов, которые на них влияют:
во-первых, общие факторы, которые влияют на все элементы системы;
во-вторых, факторы, влияющие на индустрию туризма; в-третьих, факторы, влияющие на образовательную среду индустрии туризма. Блок-схема ОСПК, с учетом взаимосвязей между ними, представлена на рисунке 1.
При этом необходимо четко представлять, что взаимосвязь между элементами обоюдная, т.е. присутствуют управляемые и неуправляемые воздействия как прямого, так и обратного влияния. Основу ОСПК составляют два основных элемента: индустрия туризма и образовательная среда индустрии туризма. Их состав и структура представлены на рисунке 2.
Индустрия туризма является не только потребителем, но и за-
Рис. 2. Структура и состав индустрии туризма и образовательной среды индустрии туризма
казчиком образовательных услуг для образовательных учреждений. В нее входят как структурные элементы отраслевые предприятия и организации, государственные организации, общественно-профессиональные ассоциации, научно-исследовательские центры.
Специалист индустрии туризма может подниматься вверх по служебной лестнице в зависимости от своей квалификаций и уровня образования, а может продолжать работать в своей профессиональной квалификационной группе, периодически не менее один раз в пять лет проходя повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности.
Все элементы индустрии туризма проводят оценку подготовленности кадров, которые предоставляет им образовательная среда индустрии туризма. В результате исследования предлагается данную систему мониторинга сделать единой для отрасли.
Образовательная среда индустрии туризма состоит из трех блоков:
Профессиональная подготовка, в которую входит:
Довузовская (школьная профильная) подготовка (школы, профильные классы, лицеи)
Начальная профессиональная подготовка (училища, предприятия)
Средняя профессиональная подготовка (училища, колледжи)
Высшая профессиональная подготовка (институты, университеты, академии)
Послевузовская профессиональная подготовка (аспирантура, докторантура).
Дополнительная профессиональная подготовка - программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки всех уровней квалификации. (Институты повышения квалификации; факультеты переподготовки и повышения квалификации отраслевых вузов; семинары, тренинги; стажировки; внутрифирменная подготовка).
Самообразование. Данный блок подготовки должен присутствовать в течении всей жизнедеятельности специалиста. Он является синтезирующим звеном между блоками профессиональной подготовки и дополнительной профессиональной подготовки, при этом необходимо заметить, что его объем и продолжительность, тем больше, чем выше уровень образования и положение на должностной лестнице специалиста индустрии туризма.
Взаимосвязи индустрии туризма и образовательной среды индустрии туризма представлены на рисунке 3. Они включают как факторы влияния индустрии туризма на образовательную среду, так и обратные факторы.
Рассмотрим группу основных факторов, которые влияют на все остальные элементы системы.
Влияние социальной среды, политическая и финансово-экономическая обстановка в регионе и в мире.
Деятельность федеральных и региональных организаций управления и регулирования (необходимо отметить, что в рамках данной деятельности может и должен осуществляться мониторинг деятельности ОСПК в целом).
С учетом влияния индустрии туризма формируются социально-экономические механизмы обеспечения ОСПК:
- нормативно-правовые, которые регулируют нормативное обеспечение ОСПК;
- финансовые, кадровые и материально-технические механизмы которые позволяют решать вопросы, связанные с финансированием, кадровым и ресурсным обеспечением образовательных учреждений;
- учебно-методические и научные механизмы, направленные на разработку и реализацию современных учебно-методических и научно-технических инновационных проектов и их внедрение в подготовку кадров;
- информационные и инновационные механизмы, предназначены для получения оперативной информации по проблемам подготовки кадров и внесения в систему подготовки новых современных технологий, методов и приемов.
Факторами, влияющими на индустрию туризма, являются индустрия туризма зарубежных стран, будущее состояние рынка труда и его потребностей, сформированные на основе туристских потоков. Благодаря этим факторам индустрии туризма формируются требования рынка труда к качеству подготовки кадров и специалистов.
Факторы, влияющие на образовательную среду индустрии туризма являются:
Заказ на создание научно-технической продукции
Административно-финансовое управление а
Инновационные технологии 5 со К
Требования к специалистам и их модели Q > ь
Требования к качеству подготовки кадров 5 S
со НИР * н о
Ci > Педагогические кадры ч X
0? Управленческие кадры СЗ ч
Студенты ВО, СПО, НО о о
> 4 Слушатели ДПО ОС св X
s Научные кадры П (U
Научно-техническая продукция сЗ CQ
Креативно-инновационные разработки СО СЗ
Объекты интеллектуальной собственности Ю О
и другие ...
Рис. 3. Взаимосвязь индустрии туризма и образовательной среды индустрии туризма
- система образования РФ;
- образовательная среда индустрии туризма за рубежом;
- образовательные технологии.
Таким образом, ОСПК для индустрии туризма представляет собой экономико-педагогическую систему, действующую на основе взаимосвязи всех элементов. Это открытая, гибкая и развивающаяся система, представляющая возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу, повысить социокультурную компетентность, гражданскую и нравственную зрелость, что обеспечивается преемственностью всех образовательных уровней и структурных элементов системы.
Литераткра:
1. Административно-управленческий портал. http://www.aup.ru
2. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования. Дис. ... док. пед. наук. - М., 2001.
3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М., 2008.
4. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат дис д.п.наук.- М., 2006.
5. Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Автореферат дис.д.эк.наук.- М., 2009.
6. Минзов А.С. Профессиональное высшее и корпоративное образование: образовательные модели и механизмы их реализации. Дубна: Междунар.ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2008.
7. О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы. Постановление Правительства Москвы 27.12.2006г. №1054-ПП
8. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2009.
- №11. - 0,5 п.л.
9. Полевая М.В. Проблемы профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии и пути их решения // Транспортное дело России. - 2009. - №10. - 0,6 п.л.
10. Статистическое обозрение - 2008 г. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_06.