8. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол. - 1990. - № 3. - С. 58-64.
9. Мухина Т.К. Мышление учителя // Вопр. психол. - 1990. - № 4. - С. 171-173.
10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
11. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей педагогов // Вопр. психол. - 2000. - № 1. - С. 143-149.
12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 800 с.
13. Чернобровшн В.М. Психолопя прийняття педагопчних ршень: монограф1я / В.М. Чернобровшн: Держ. закл. «Луган. нац. ун-т 1меш Тараса Шевченка».
- вид. друге, перероб. i доповн. - Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2010. - 448 с.
14. Чеонобровкин В.Н., Чернобровкина В.А. Диагностика фрустрационных реакцш педагогов. - К.: НПЦ Перспектива, 2000. - 73 с.
References
1. Anohin P.K. Problema prinjatija reshenija v psihlogii i fiziologii // Problemy prinjatija reshenija. - M.: Nauka, 1976. - S. 7-16.
2. Galam S., Moskovichi S. Teorija prinjatija kollektivnyh reshenij v ierarhicheskih i neierarhicheskih gruppah // Psihol. zhurn. - 1992. - Tom 13. - № 6. - S. 93104.
3. Kozeleckij Ju. Psihologicheskaja teorija reshenij.
- M.: Progress, 1979. - 503 s.
4. Kornilova T.V., Kamenev I.I., Stepanosova O.V. Motivacionnaja reguljacija prinjatija reshenij // Vopr. psihol. - 2001. - № 6. - S. 55-65.
5. Kornilova T.V. Psihologija riska i prinjatija reshenij: uchebnoe posobie dlja vuzov. M.: Aspekt Press, 2003. - 286 s.
6. Kuljutkin N.Ju. Tvorcheskoe myshlenie v professional'noj dejatel'nosti uchitelja // Voprosy psihologi. - 1986. - № 2. - S. 21-30.
7. Larichev O.I. Nauka i iskusstvo prinjatija reshenij. M.: Nauka, 1973.- 200 s.
8. Mitina L.M. Formirovanie professional'nogo samosoznanija uchitelja // Vopr. psihol. - 1990. - № 3. -S. 58-64.
9. Muhina T.K. Myshlenie uchitelja // Vopr. psihol.
- 1990. - № 4. - S. 171-173.
10. Rybakova M.M. Konflikt i vzaimodejstvie v pedagogicheskom processe: Kn. dlja uchitelja. - M.: Prosveshhenie, 1991. - 128 s.
11. Rjumshina L.I. Jempiricheskoe izuchenie stilej pedagogov // Vopr. psihol. - 2000. - № 1. - S. 143-149.
12. Slovar' prakticheskogo psihologa / Sost. S.Ju. Golovin. - Minsk: Harvest, M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. - 800 s.
13. Chernobrovkin V.M. Psihologija prijnjattja pedagogichnih rishen': monografija / V.M. Chernobrovkin: Derzh. zakl. «Lugan. nac. un-t imeni Tarasa Shevchenka».
- vid. druge, pererob. i dopovn. - Lugans'k: Vid-vo DZ «LNU imeni Tarasa Shevchenka», 2010. - 448 s.
14. Cheonobrovkin V.N., Chernobrovkina V.A. Diagnostika frustracionnyh reakcij pedagogov. - K.: NPC Perspektiva, 2000. - 73 s.
Стаценко Татьяна Михайловна
аспирантка кафедры возрастной и педагогической психологии Луганского национального университета имени Т. Шевченко
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Стаценко Тетяна Михайлгвна
астрантка кафедри вжовоХ та педагог1чно '1 психологи Луганського нащонального утверситету 1мет Т. Шевченка Statsenko T.M.
graduate department of developmental and educational psychology
Lugansk National University
named in the Taras Shevchenko
ПРИЙНЯТТЯ РШЕНЬ В ДОРОСЛОМУ В1Ц1
DICISIONS IN ADUL THOOD
Аннотация: Исследование процесса принятия решений в трудных жизненных ситуациях в разработанной нами анкете, которая состоит из трех серий. Первая серия исследует смысл наполнения респондентами каждой стимульной ситуации при первоначальном восприятии - эгоцентричный, деловой, личностный, ценностный или семейный. Во второй серии мы использовали критерий для анализа полученных данных, это позицию, которую отображает степень «присвоение» ситуации: идентификация, действенная, оценочная и отстраненная позиции. И в третьей серии мы выделили уровень постановки проблемы относительно трудной ситуации: выделение «общих мест» или их перечень; описание (изложение) событий, которые составляют условия ситуации; обобщение, то есть выделение главных, доминирующих аспектов в условиях ситуации и собственно проблематизацию.
Ключевые слова: процесс принятия решений, смысл ситуации, позиция присвоения ситуации, уровни постановки проблемы трудной ситуации.
Анотацгя: Дослгдження процесу прийняття ршень у важких життевих ситуацях в розроблетй нами анкетi, яка складаеться з трьох серш. Перша сер1я дослгджуе сенс наповнення респондентами кожноi стомлений ситуаци при первкному сприйняттi - егоцентричний, дшовий, особистiсний, цiннiсний або амейний.
У другш серН ми використовували критерш для анал1зу отриманих даних, це позицт, яку вiдображаe cmyniHb «привласнення» ситуаци: iдентифiкацiя, дтова, оцточна i вiдсторонена позици. I в третш серН' ми видшили рiвень постановки проблеми щодо важкш ситуаци : видшення «загальних м^ь» або ïx перелк; опис (виклад) подт, ят становлять умови ситуаци; узагальнення, тобто видшення головних, домiнуючиx аспектiв в умовах ситуаци i власне проблематiзацiю.
Ключовi слова: процес прийняття ршень, сенс ситуаци, позиця присвоення ситуаци, рiвнi постановки проблеми важко'1 ситуаци.
Summary: The study of decision-making in difficult situations in which we developed the questionnaire, which consists of three series. The first series explores the meaning of respondents filling each stimulus situation at initial perception - self-centered, business, personal, value or family. In the second series, we used the criteria for the analysis of received the data, it is a position that reflects the degree of «appropriation» of the situation: identification, effective, evaluation and removal position. In the third series we have identified the level of the problem regarding the difficult situation: the allocation of «common places», or a list of them; description (summary) of events that make up the conditions of the situation; generalization, that is, the allocation of the main, the dominant perspective in terms of the situation and the actual problematization.
Key words: decision-making process, the meaning of the situation, the position of assigning the situation, the levels of the problem difficult situation.
Постановка проблемы. Принятие решений в психологии рассматривается как центральный этап процесса переработки информации на всех уровнях психической регуляции в системе целенаправленной деятельности человека. Основные этапы процесса принятия решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру принятия решения — формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Процесс принятия решений связан с осознанными, целенаправленными действиями человека, его смысловым выбором. Решение о характере, направлении, интенсивности действий зависит от понимания и учета ситуации, от уровня интеллектуального развития, личностных
особенностей, возраста, опыта человека. В данной работе предпринята попытка изучить структуру и содержание процесса принятия решения трудных жизненных ситуаций в зрелом возрасте.
Анализ последних исследований и публикаций.
Принятие решений в психологии в широком смысле понимается как формирование действий и операций, которые снижают исходящую неопределенность проблемной ситуации. Этот процесс изучается в контексте различных видов деятельности человека, поэтому выделяют управленческие, творческие, познавательные решения. В зависимости от психологических процессов и механизмов выделяют волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения [2;6].
В отечественной психологии выделяют различные подходы к изучению принятия решений. Деятельностный подход (О. Леонтьев, С. Рубинштейн) базируется на существенной связи категорий субъекта, цели, потребностей, мотива, который раскрывает процессуальное и структурное строение целенаправленной активности человека. То есть процесс принятия решений рассматривается как процесс самоорганизации и саморегуляции деятельности субъекта в проблемных ситуациях [7]. Принятие решения как деятельностный процесс имеет структуру, в котором выделяют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и
правила выбора. Психологическое понимание принятия решения будет недостаточным без мотивации, которая должна быть удовлетворена. Мотивация является обязательным фактором, который обозначает и выбирает тип решения [1 с.9].
Процесс принятия решения может рассматриваться в контексте поступательного подхода, который содержит отдельные положения теории поступка М. Бахтиной. Принятие решения определяется как важный момент поступка человека. Ситуация, в которой принимается решение, характеризуется как своеобразный комплекс внешних и внутренних условий развертывания активности индивида, который складывается под воздействием как внешних факторов, так и внутреннего мира человека, и в определенный момент определяет характер его действий [3].
Подход, который рассматривает принятие решения как процесс, связанный с активностью личности. Каждый раз, когда человек стоит перед проблемой морального, ценностного,
смысложизненного самоопределения, выбирает поступок, он находится в ситуации принятия решения. В этом контексте принятие решения часто связывают с волевыми процессами [4].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы.
В настоящее время в психологии и акмеологии идет интенсивный поиск конструктов, характеризующих способность личности быть устойчивой к многочисленным жизненным проблемам и трудностям. Наша жизнь полна трудных, неопределенных, непредсказуемых ситуаций, в которых человеку необходимо сделать выбор, принять решение. Выбор позволяет снизить уровень неопределенности ситуации, так как способствует преобразованию ситуации неопределенности и делает ситуацию более предсказуемой.
Цель статьи. На основе полученных данных определить смысл наполнения респондентами трудной ситуации при первичном восприятии; позицию, которую отображает степень «присвоения» ситуации и уровни постановки проблемы относительно трудной жизненной ситуации.
Изложение основного материала.
Для исследования содержания процесса решения трудных ситуаций, нами была разработана методика на основе методики исследования принятия решения как деятельностного процесса "Проблемные ситуации педагогической деятельности" (ПСПД) В.Н. Чернобровкина. Стимульным материалом были выбраны именно проблемные ситуации, в которых требования по превращению исходных условий (то есть цель, на достижение которой должно быть направлено решение) не заданы. Этот процесс в общем виде состоит следующих этапов: понимание условий ситуации, постановка проблемы и определение требований к желаемому состоянию ситуации (постановка цели); выдвижение гипотез о возможных вариантах решения (способов действий по направлению к выбранной цели); выбор одной из сформулированных альтернативных гипотез; реализация решения и проверка его в действии [5].
На первом этапе процесса принятия решения осуществляется первоначальное схватывание содержания ситуации и придание ему определенного смыслового наполнения, происходит смысловая репрезентация условий ситуации в сознании респондента. То есть, нас интересует тот спектр проблематики, который разворачивается в сознании респондентов, когда они попадают в проблемные ситуации. Для выявления особенностей этого процесса мы использовали 1 серию методики, в которой и предлагалось предоставить первые мысли по поводу стимульных проблемных ситуаций.
В исследовании приняли участие 167 человек в возрасте от 25 до 65 лет. Анализ и интерпретация результатов данного этапа исследования были основаны на выделении нескольких категорий ответов респондентов.
Сначала определялось, каким смыслом наполняют респонденты каждую стимульную ситуацию при первоначальном восприятии -эгоцентричным, деловым, личностным, ценностным или семейным.
Результаты показали, что чаще всего сенс проблемных ситуаций репрезентуется в сознании респондентов в контексте деловой проблематики (92,60%). Самые высокие показатели у респондентов 50-65 лет (97,57%), а самые низкие у респондентов не достигших 30-ти летнего возраста (87,81%). Понимание условий ситуации и восприятие ее как деловой говорит о том, что у людей преобладают не собственные интересы, а интересы дела, взаимодействия, активизируется поиск дальнейших действий. Высокий выбор респондентами делового смысла в трудных ситуациях, на наш взгляд, говорит о том, что у субъекта сохраняется способность действовать целенаправленно и осознанно.
Вторую позицию по частоте занимает ценностный сенс ситуации (69,14%). Ситуации касаются сферы ценностных ориентаций субъекта, морального выбора. Выделение ценностного сенса в репрезентации содержания трудных ситуаций свидетельствует, на наш взгляд, о наличии устоявшихся ценностных ориентаций, зрелости человека как личности, которые субъект проявляет в
деятельности и поведении. Самые высокие показатели оказались у респондентов 25-30 лет (75,61%), а самые низкие у 40-50- летних респондентов (64,11%). Каждый человек входит в ситуацию со своим внутренним миром, системой ценностей, который предопределяют формы и содержание его действий. Как только человек становится главным объектом восприятия и оценки, тогда атрибуты его трудной ситуации исчезают. Ценностный сенс является своеобразным индикатором иерархий преимуществ, которые человек предоставляет материальным или духовным ценностям в процессе своей жизнедеятельности, определяет отношение человека к миру, воспринимает его с точки зрения социально-культурного значения. Обеспечивает устойчивость личности, определенность и устойчивость поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляя над смыслом и целью жизнедеятельности. Чаще всего ценностный сенс акцентируется в ситуациях морального выбора отношений в семье, реже - отношений с коллегами.
Третью позицию занимает семейный сенс ситуации (51,86%). Семья и семейные ценности - это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. Самые высокие показатели выбора семейного сенса ситуации проявляются у респондентов 30-40 лет (65,86%), а наименьший выбор семейного сенса у респондентов до 30 лет (26,83%). Это связано с тем, что в периоде зрелости и в периоде ранней зрелости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако если в ранней зрелости социальная ситуация развития включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Четвертую позицию занимает смысловая репрезентация содержания трудных ситуаций, которую мы обозначаем как личностную (37,03%). При этом рассмотрение трудной ситуации, которая носит личностный характер, мы связываем с ориентацией респондента на проблемы индивидуального развития. Это касается личностного развития, морального выбора, толерантности, зрелости личности. Высокие показатели личностного сенса представлены у категории 40-50 лет (43,58%), это свидетельствует о том, что респонденты не ограничивают себя в развитии как личности, развиваются эмоционально, занимаются
самопознанием и самосовершенствованием. В поисках смысла жизни и пути его достижения активно трудятся в профессиональной деятельности, нарабатывают опыт и стремятся к самореализации. Самые низкие показатели у 30-40 летних респондентов (31,70%). На этот возрастной период приходятся противоречия и
кризисы, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция, поиск себя как личности - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
И, наконец, небольшая часть трудных ситуаций рассматривается респондентами в контексте проблем эгоцентрического характера (14,81%). Это говорит о том, что лишь небольшая часть респондентов концентрируется на себе, своем имидже, действуют с позиции собственных интересов, чувства собственной значимости и эгоизма и не допускают посягательства на авторитет своей личности. Эгоцентрическая позиция рассматривается, как которая допускает получение человеком корысти и успеха для себя, относится к другому как способу достижения своих целей. В нашем исследовании эгоцентрическая доминанта больше всех проявляется (20,51%) у респондентов 40-50 лет, однако акцент в содержании трудных ситуаций проявляется в направленности человека на самозащиту и самооправдания в ситуациях взаимодействия в трудовом коллективе, межличностных взаимоотношениях и
взаимоотношений в семье.
Кроме этого, мы использовали еще один критерий для анализа полученных данных, это позиция, которую отображает степень «присвоение» ситуации. Мы выделили четыре позиции: идентификации, действенная, оценочная и отстраненная позиции.
Первый вариант - позиция идентификации -оказывается в полном присвоении ситуации, рассмотрении ее как «своей» (обнаружена в 26,54% случаев). Самые высокие показатели оказались у респондентов в возрастной категории 30-40лет -31,70%, а самые низкие у респондентов до 30 лет -17,07%.
Второй вариант - действующая позиция, которая проявляется в предоставлении готового варианта действия (87,04%). Здесь респонденты предлагают действовать определенным образом, выражая свое мнение. Самые высокие показатели оказались вновь у 30-40 летней возрастной категории (97,57 %), а самые низкие - в возрасте до 30 лет (75,61%). Действенную позицию можно рассматривать как некую разновидность позиции идентификации, поскольку для формулирования алгоритма действий необходимо сначала присвоить ситуацию, принять ее как задачу, в отношении которого и возникает определенный вариант решения. Однако, мы выделили эту категорию отдельно, поскольку здесь акцентируется момент действия, определяется способ решения, отличает ответы данной группы.
Третий вариант - позиция оценки - связана с высказыванием оценочных суждений относительно действий участников трудной ситуации (80,87%). Характерно, что чаще высказываются негативные, а не позитивные оценки. Самые высокие показатели оценочной позиции оказались у респондентов 50-65 лет (85,37%) - это свидетельствует о том, что со стороны прожитых лет и накопившегося жизненного опыта, респонденты охотнее оценивают действия участников трудных ситуаций и дают им как
негативную оценку, так и одобряют то, как они бы поступили в той или иной ситуации. Самые низкие показатели у респондентов в возрасте от 40до 50 лет (76,93%). Это не говорит о том, что у них нет достаточного жизненного опыта, однако эта категория наименее использовала в своих ответах оценочные суждения.
Четвертый вариант, который оказался в минимальном количестве ответов преспондентов - это отстраненная, дистанцирована позиция, при которой человек не принимает проблемную ситуацию как свою (20,98%). Это происходит либо в результате «переадресации» проблемной ситуации, либо за счет дистанцирования от нее, высказывания определенных обобщенных соображений. Отстраненная позиция в определенной степени схожа с позицией оценки, поскольку обе они базируются на дистанцировании от проблемной ситуации, занятии исследуемым позиции стороннего наблюдателя. Но отстраненная позиция не содержит оценочных суждений, высказывается в эмоционально-нейтральной форме, а потому и выделяется нами отдельно. Самые высокие показатели у респондентов 30-40 лет (29,26%), а самые низкие в возрасте до 30 лет (9, 75%).
Итак, среди всех названных вариантов преобладает действующая позиция респондентов. Это свидетельствует о том, что респонденты при встрече с трудными ситуациями, проблемами способны конструктивно подойти к их разрешению, готовы сформулировать свое виденье решения сложившихся ситуаций и найти наиболее оптимальный выход из них. Т.е. процесс принятия решения в сознании респондентов происходит в предоставлении гового варианта действия или алгоритма и готовых схем активности. Таким образом, возрастает вероятность проявления стереотипных, шаблонных подходов к решению проблемных ситуаций.
Далее, мы установили, что постановка проблемы относительно трудной жизненной ситуации может осуществляться на следующих уровнях: 1) выделение "общих мест" или их перечень; 2) описание (изложение) событий, которые составляют условия ситуации; 3) обобщение, то есть выделение главных, доминирующих аспектов в условиях ситуации и 4) собственно проблематизация.
Подобно предыдущей части исследования постановка проблемы в виде перечня "общих мест" (30,43 % случаев) ограничивается простым называнием событий, или даже перечнем действующих лиц. Почти в половине таких формулировок трудно было установить смысловую доминанту.
Самые высокие показатели у респондентов в возрасте 50-65 лет (39,02%), а самые низкие у 30-40 летних респондентов (19,51%). Характеристика условий стимульной ситуации при этом значительно сокращается, а ее исходный смысл теряется.
Этот уровень постановки проблемы может рассматриваться как, по сути, отсутствие проблематизации, поскольку проблема остается здесь определенной.
Постановка проблемы в виде описания (61,12 %) оказывается в более или менее подробном, "
близком к тексту" воспроизведении событий, из которых складываются условия трудной жизненной ситуации. Содержание ситуаций при этом сохраняется, но сам субъект у него не вносит своего видения или понимания.
На следующем уровне постановки проблемы -на уровне обобщения - педагоги осуществляют определенные трансформации с составляющими условий ситуации (93,21%). Они акцентируют более существенные признаки проблемной ситуации, предоставляя им определенную интерпретацию. Самые высокие показатели у 40-50 летних респондентов (94,88%), а у остальных возрастных категорий (92,69%). Такие интерпретации (обобщения) касаются оценки личностных свойств участников ситуации, их действий, отношений между ними или событий в целом. На этом уровне постановки проблемы признаки смысловой репрезентации содержания ситуаций отслеживаются достаточно четко.
И наконец, уровень проблематизации, обнаруженный в 70,30% случаев, характеризуется четким и точным прояснением смысла трудной жизненной ситуации, в котором содержится формулировка противоречия, составляет ее основу, а также связь инцидента с этим противоречием. Такой смысл, как и раньше, представляется в виде подчеркивания эгоцентрического, делового или личного содержания ситуации. Прояснения смысла происходит на основе определенной психологической (а не просто субъективной) интерпретации респондентами условий ситуации.
Выводы и предложения. Поиск своего пути, сознательного и ответственного самоопределения,
осознания своих возможностей и нахождение ресурсов, осуществления осознанного выбора и принятия решений, принятие ответственности, способности влиять на ход событий в собственной жизни, контролировать последствия собственных действий - все это вопрос выбора и воли самого человека как субъекта своей деятельности и своей жизни.
Литература
1 Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологи и физиологии // Проблемы принятия решения. -М.:Наука, 1976. - с. 7-16
2 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психол. - 1995. -№1. - с. 97-110
3 Манюха 1.П. Подолання конфлжтно! ситуацп в процеа прийняття ршення. Вибiр у критичнш ситуацп. Розвязання ситуацп у колi вчинкових моральних дiй // Основи психологи/ За ред.. О.В. Киричука, В.А. Роменця. - К: Либщь, 1995. - с 494-495
4 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 205с
5 Психолопя прийняття педагопчних ршень / В.М. Чернобровшн: - Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2010. - 448 с.
6 Тихомиров О.К. Принятие решения как психологическая проблема //Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976. - с. 77-82
7 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1989. - 328с.