Научная статья на тему 'Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости'

Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / COPING STRATEGIES / HARDINESS / EARLY ADULTHOOD / BOYS / GIRLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Наталья Эдуардовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого анализу соотношения жизнестойкости и стратегий совладения с трудными жизненными ситуациями у юношей и девушек в период ранней взрослости. Девушки и юноши с высокими показателями жизнестойкости обладают большим разнообразием действий в трудных жизненных ситуациях, что подтверждается более широким спектром используемых стратегий совладания. Вне зависимости от уровня жизнестойкости, для девушек характерен социотропный стиль совладания, в то время как юноши склонны обращаться к стилю активного социального взаимодействия. При высоких показателях жизнестойкости выраженность различий при выборе стратегий совладания между юношами и девушками значительно выше, чем при низких показателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of coping strategies in boys and girls at different levels of hardiness

The article presents the results of an empirical study on the analysis of the relationship between hardiness and coping strategies in students in early adulthood. Both girls and boys at high level of hardiness can use a wide variety of techniques or algorithms of action in difficult situations, due to having a wider range of coping strategies. Regardless of the level of hardiness, girls are characterised by a sociotropic style of coping, while boys tend to turn to the style of active social interaction. Differences in coping strategies between boys and girls are much more evident at high level of hardiness than in the case of low level of hardiness.

Текст научной работы на тему «Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости»

УДК 159.922.8

Волкова Наталья Эдуардовна

Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

nats29@mail.ru

ВАРИАТИВНОСТЬ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу соотношения жизнестойкости и стратегий совладения с трудными жизненными ситуациями у юношей и девушек в период ранней взрослости. Девушки и юноши с высокими показателями жизнестойкости обладают большим разнообразием действий в трудных жизненных ситуациях, что подтверждается более широким спектром используемых стратегий совладания. Вне зависимости от уровня жизнестойкости, для девушек характерен социотропный стиль совлада-ния, в то время как юноши склонны обращаться к стилю активного социального взаимодействия. При высоких показателях жизнестойкости выраженность различий при выборе стратегий совладания между юношами и девушками значительно выше, чем при низких показателях.

Ключевые слова: стратегии совладания, трудные жизненные ситуации, жизнестойкость, ранняя взрослость, юноши, девушки.

Введение

Отличительной особенностью нашего времени является высокая скорость экономических, технологических и информационных изменений, обусловливающих турбулентное развитие общества, поэтому все больший интерес среди исследователей приобретает вопрос жизнестойкости человека. Жизнестойкость, в терминах С. Мадди, «психологическая живучесть», «расширенная эффективность», - это интегральное свойство личности, обеспечивающее оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях [11, с. 87].

Отечественными и зарубежными психологами ведется активное изучение феномена жизнестойкости у людей различных возрастов [6], профессий [18; 10; 3], социального статуса [14; 5; 12]. Во многих исследованиях жизнестойкость рассматривается в контексте адаптации/дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем человека [9]. Однако понятие жизнестойкость не тождественно понятию совла-дающего поведения. Так, стратегия совладания представляет собой прием действия в трудной ситуации, который привычен и соответствует личностным и индивидуальным особенностям человека, а жизнестойкость - это личностная установка, мобилизующая психику на преодоление этой сложной жизненной ситуации [15]. Развитие личностных установок позитивного мироощущения, повышения качества жизни может превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития, стать внутренним ресурсом человека, который он может изменить и переосмыслить. Такая установка придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья [11, с. 87].

Когда человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, его поведение меняется. Главной целью, которую он

ставит перед собой, - преодоление этой трудной ситуации. Такое изменение поведения называется совладающим. Оно позволяет субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуациям, справиться со стрессом или трудностями. Это сознательное поведение, направленное на активное изменение ситуации или приспособление к ней, в случае если ситуация не поддается контролю. Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его здоровья и продуктивной жизнедеятельности [8, с. 5].

В зарубежной психологии наиболее популярны три подхода к раскрытию феномена совладающе-го поведения: первый - диспозиционный, направленный на поиск и исследование определенных личностных качеств, способствующих успешному совладанию с трудностями; второй - ситуационный или динамический подход, направленный на изучение процесса совладания и изучение специфических стратегий, которые изменяются в соответствии с изменением конкретных ситуаций; третий - интегративный. Согласно Т. Л. Крюковой, в последнее время в научной литературе наметился новый подход к проблеме. Человек рассматривается не как пассивный объект разнообразных воздействий и ситуаций, а как субъект, активно противостоящий этим воздействиям [7].

В исследовании, проведенным американскими учеными П.Г. Вильямс и Д.Ж. Вибе, посвященном взаимосвязи между психологическим качеством жизнестойкости и здоровьем, было обнаружено, что качество жизнестойкости имеет прямую зависимость от адаптивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. Согласно эмпирическим данным Вибе, жизнестойкость воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности и может выступать буфером против стресса, а низкая стрессоустойчивость, отсутствие личностно-значимых целей и смыслов жизни, низкая коммуникативная компетентность делают человека особо чувствительным к жизнен-

© Волкова Н.Э., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

89

ным трудностям и могут означать низкий уровень жизнестойкости [19, с. 238].

Результат преодоления сложных жизненных ситуаций напрямую зависит от выбора адекватного способа поведения в данной ситуации. Так, в исследованиях Н.Е. Водопьяновой показано, что более успешные субъекты отличаются от менее успешных большим разнообразием моделей со-владающего поведения, выбором продуктивных моделей совладания, что выражалось в стремлении к социальным контактам, уверенности в себе, поиске социальной поддержки и низких показателях агрессивного и асоциального поведения. Они рассматривают кризисные ситуации как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной деятельности. Менее успешные наиболее часто прибегают к непродуктивным стратегиям поведения, таким как избегание решения проблем, осторожные действия или агрессивные действия [4, с. 311].

В эмпирическом исследовании личностных детерминант оценки трудных жизненных событий у молодых людей с высоким уровнем жизнестойкости выявлено предпочтение использования стратегий, направленных на разрешение ситуации, в то время как у студентов с низкими показателями жизнестойкости - предпочтение эмоционально-ориентированных стратегий совладания [1]. Девушки в трудных жизненных ситуациях отдают предпочтение стратегии Поиск Социальной Поддержки, которая подразумевает обращение за помощью (эмоциональной, информационной, действенной), а юноши - стратегии Активный отдых [1; 2; 8; 20].

Несмотря на то, что уже накоплен значительный материал, посвященный исследованию специфики совладающего поведения в зависимости от пола, еще недостаточно представлена проблема вариативности стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости.

Целью данного исследования является выявление специфики совладания у юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости.

Организация и методика исследования

В эмпирическом исследовании участвовало 408 студентов российских ВУЗов гуманитарных факультетов городов Москвы, Таганрога, Перми, Пензы, Костромы (специальности «Психология», «Иностранные языки», «Начальное образование» и т.д.) из них 323 девушки и 85 юноши в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст выборки 19,32±1,48).

Методы исследования:

- для диагностики личностных особенностей «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [9, с. 63];

- для диагностики стратегий совладающего поведения (Юношеская копинг-шкала в адаптации Т. Л. Крюковой) [7, с. 93].

М.А. Холодная на основе кластеризации эмпирических результатов методики «Юношеская копинг-шкала, выделила семь стилей совладания, объединяющих близкие по своему психологическому содержанию стратегии:

- «социотропный стиль» (Социальная Поддержка, Друзья, Принадлежность и Отвлечение);

- «проблемно-ориентированный стиль» (Решение Проблем и Работа и Достижения);

- «стиль интернализации» (Беспокойство и Самообвинение);

- «стиль эмоционального реагирования» (Надежда на Чудо, Несовладание, Разрядка и Религиозная поддержка);

- «стиль активного социального взаимодействия» (Общественные Действия и Профессиональная Помощь);

- «стиль отстранения» (Игнорирование и Уход в Себя);

- «стиль мобилизации» (Позитивный Фокус и Активный отдых) [16].

В нашем исследовании использовались следующие показатели: 1) мера выраженности каждой из 18-ти стратегий совладания, в баллах; 2) мера выраженности стилей совладания, в баллах (в виде суммы баллов по стратегиям, входящим в соответствующие стили).

Статистическая обработка данных

Статистические методы обработки эмпирических данных включали дискриптивный анализ (среднее, стандартное отклонение), метод выявления различий (Т-критерий Стьюдента), методы выявления связей (иерархическая кластеризация с предварительным факториальным анализом (Ward Method)). Использовался программный пакет IBM SPSS. Statistics 22.0.

Результаты и их обсуждение

Для выяснения сопряженности жизнестойкости со стратегиями и стилями совладания обратимся к результатам кластерного анализа (метод Ward) позволившего выделить две однородные подгруппы респондентов с высокими и низкими показателями жизнестойкости одновременно по трем шкалам теста жизнестойкости.

Как можно видеть из таблицы 1, кластер 1 характеризуется максимальными показателями суммы всех трех показателей жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска), кластер 2 - минимальными показателями всех трех показателей жизнестойкости.

Согласно данным, представленным в таблице 2, в зависимости от уровня жизнестойкости наблюдается четкая дифференциация предпочтений в выборе стратегий и стилей совладания. Респонденты с высоким уровнем жизнестойкости позитивно смотрят на мир, сохраняя бодрость духа

Таблица 1

Результаты кластеризации переменных по показателям жизнестойкости

Показатели Средние значения показателей T- критерий Стьюдента

Подгруппа 1 (высокий уровень жизнестойкости) Подгруппа 2 (низкий уровень жизнестойкости)

N 243 165

Вовлеченность 40,72±4,88 24,93±4,63 33,08***

Контроль 32,91±6,34 22,91±6,04 16,08***

Принятие риска 19,80±4,39 14,53±4,5 11 71***

Примечание: *** - р < 0,001.

Таблица 2

Средние значения показателей стратегий и стилей совладания в группах с высокими и низкими показателями жизнестойкости

Стратегии и стили соваладания Средние значения показателей T- критерий Стьюдента

Кластер 1 (N=243) «высокий уровень жизнестойкости» Кластер 2 (N=165) «низкий уровень жизнестойкости»

Стратегии совладания

Решение проблемы 77,89±10,52 73,69±11,12 3,83***

Работа и Достижение 75,07±9,91 69,62±10,22 5,35***

Друзья 69,84±12,72 60,87±13,48 6,75***

Чудо 62,99±13,96 71,47±21,69 -4,43***

Несовладание 41,41±9,69 53,87±11,79 -11,23***

Разрядка 43,90±12,01 50,58±13,71 -5,07***

Игнорирование 45,49±12,89 52,37±13,19 -5,21***

Самообвинение 60,58±16,63 73,33±16,43 -7,66***

Уход в себя 53,23±12,71 62,00±14,68 -6,25***

Религиозная поддержка 48,31±19,14 43,54±19,39 2,45*

Позитивный фокус 68,77±13,59 64,30±13,26 3,30**

Активный отдых 71,49±18,74 57,65±17,51 7,62***

Стили совладания

Социотропный 274,97±35,82 261,06±36,97 3 77***

Проблемно-ориентированный 152,96±18,26 143,31±18,02 5,28***

Интернализации 131,24±26,26 146,28±25,48 -5 78***

Эмоционального реагирования 196,67±36,29 219,47±37,56 -6,08***

Отстранения 98,72±19,49 114,3636±22,54510 -7,26***

Мобилизации 140,26±24,26 121,96±23,05 7 71***

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

и тела. Они в трудных жизненных ситуациях стремятся найти решение проблемы, учитывая мнения близких друзей, упорно работая над устранением причины, вызвавшей эту трудную ситуацию.

Что касается респондентов с низким уровнем жизнестойкости, то в трудных жизненных ситуациях они часто надеются на чудо. Часто начинают винить себя во всех бедах, нередко вымещая свои неудачи на других и/или прибегая к психотропным средствам (наркотики, алкоголь, сигареты и т.д.). Если облегчение не приходит, они замыкаются в себе, делая вид, что проблемы не существует.

Таким образом, респонденты с высокими показателями жизнестойкости используют преимущественно социотропный стиль совладания, одновре-

менно обращаясь к проблемно-ориентрированному стилю и стилю мобилизации. В то время как респонденты с низкими показателями жизнестойкости чаще обращаются к стилям эмоционального реагирования, отстранения и интернализации.

Вместе с тем возникает вопрос, имеются ли различия в стратегиях и стилях совладания с трудными жизненными ситуациями между юношами и девушками на разных уровнях жизнестойкости. Для ответа на данный вопрос обратимся к более детальному анализу показателей, представленных в таблицах 3 и 4.

Девушки с высокими показателями жизнестойкости при столкновении с трудной жизненной ситуацией, для снятия напряжения, стараются от-

Таблица 3

Средние значения показателей стратегий и стилей совладания в группах с высокими показателями жизнестойкости у девушек и юношей

Стратегии и стили соваладания Средние значения показателей Т-критерий

девушки (N=192) юноши (N=51)

Стратегии совладания

Соц. поддержка 67,50±11,85 62,23±10,35 3,11**

Друзья 70,79±12,97 66,27±11,12 2,49**

Чудо 64,42±13,86 57,65±13,17 3,23**

Несовладание 42,22±9,92 38,35±8,13 2,85**

Разрядка 44,96±11,33 39,92±13,71 2,41**

Общ.действия 35,35±13,27 42,65±14,77 -3,21**

Проф.помощь 43,75±15,17 50,98±14,56 -3,12**

Отвлечение 73,17±12,11 70,69±14,02 1,16**

Активныйотдых 69,59±17,52 78,65±21,49 -2,77**

Стили совладания

Социотропный 278,07±35,71 263,31±34,16 2,72**

Эмоционального реагирования 201,72±34,98 177,78±35,13 4,33***

Активного социального взаимодействия 79,09±25,01 93,63±23,81 -3,83***

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Средние значения показателей стратегий и стилей совладания в группах с низкими показателями жизнестойкости у девушек и юношей

Стратегии и стили соваладания Средние значения показателей Т- критерий

девушки (N=131) юноши (N=34)

Стратегии совладания

Друзья 62,66±12,99 54,00±13,33 3 39***

Общ. действия 33,70±12,07 40,00±16,38 -2,09*

Стили совалдания

Социотропный 264,47±35,40 247,95±40,38 2,18*

Активного социального взаимодействия 76,412±24,46 86,76±28,63 -1,93*

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

влечься от проблемы, читая книги, посещая места массовых культурных мероприятий, обсуждая свои проблемы с друзьями. Если трудная ситуация не изменяется, то стремясь решить проблему, они используют слезы, крики, психотропные средства или вообще отказываются от ее решения, надеясь, что она сама собой разрешится.

Юноши с высокими показателями жизнестойкости в трудных жизненных ситуациях снимают стресс, занимаясь спортом. Для разрешения трудной ситуации они объединяются с другими людьми со сходными проблемами или обращаются к профессионалам.

Согласно представленным данным, в трудных жизненных ситуациях девушки с высокими показателями жизнестойкости тяготеют к социотропно-му стилю и стилю эмоционального реагирования, в то время как юноши предпочитают использование стиля активного социального взаимодействия.

Обращает на себя внимание тот факт, что в выборках с низким уровнем жизнестойкости разли-

чий между юношами и девушками значительно меньше. Так, сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, девушки с низким уровнем жизнестойкости ищут поддержку в кругу близких друзей, в то время как юноши предпочитают совместные групповые действия с другими людьми со сходными проблемами. Более того, различия сводятся исключительно к одному типу совладания - социальным стратегиям и стилям.

Сопоставляя данные таблиц 3 и 4, можно отметить, что для юношей, независимо от уровня жизнестойкости, характерен такой стиль совладания с трудными жизненными ситуациями, как активное социальное взаимодействие, а для девушек -социотропный стиль. Особенно примечательным фактом является не выраженность одного из самых сильных инструментов совладания с трудными жизненными ситуациями у девушек с низкими показателями жизнестойкости - стиля эмоционального реагирования, позволяющего решать собственные проблемы за счёт внешних ресурсов.

Обсуждение

Совладание с трудной жизненной ситуацией заставляет человека мобилизовать всевозможные ресурсы, которыми он обладает. Результат совладания зачастую зависит от количества и качества этих ресурсов. Проведенное эмпирическое исследование, направленное на исследование ресурсной роли жизнестойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций как у юношей, так и у девушек позволяет нам сделать следующие выводы:

- В зависимости от уровня жизнестойкости наблюдается четкая дифференциация предпочтений в выборе стилей и стратегий совладания, а именно, высокий уровень жизнестойкости характеризуется большим спектром стилей и стратегий совладания, по сравнению с низким вне зависимости от пола респондента.

- Девушки с высокими показателями жизнестойкости при столкновении с трудной жизненной ситуацией отдают предпочтение таким стратегиям, как «Отвлечение», «Друзья» и «Социальная поддержка» или социотропному стилю совладания.

- Юноши с высокими показателями жизнестойкости в трудных жизненных ситуациях выбирают такие стратегии, как «Активный отдых», «Общественные действия» и «Профессиональная помощь» или стиль активного социального взаимодействия.

- Вне зависимости от уровня жизнестойкости юноши отдают предпочтение стилю активное социальное взаимодействие, что согласуется с исследованиями Е.А. Анненковой, а девушки - со-циотропному, что в полной мере согласуется с исследованиями Т.Г. Бохан.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень жизнестойкости является тем ментальным инструментом, который позволяет активизировать ресурсы человека в трудных жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Анненкова Е.А. Способы совладания юношей и девушек с трудными жизненными событиями разного типа // Актуальные проблемы психологии активности личности: Материалы Всерос. (заоч.) науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Краснодар: Куб -ГУ 2008. - С. 9-14.

2. Бохан Т.Г. Гендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях подростков и юношей Сибири / Т.Г. Бохан, Г.В. Залевский, Э.И. Мещерякова // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 286. - C. 50-55.

3. Ванакова Г.В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: дис. ... д-ра психол. наук. - Биробиджан, 2014. - 462 с.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессио-

нальной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 311-329.

5. Дробинина Л.В. Взаимосвязь жизнестойкости, удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия у жителей региона Сибири // Материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» / отв. ред. И. А. Алешковский, П.Н. Костылев. - М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

6. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 191 с.

7. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. -С. 93-112.

8. Крюкова T.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. -С. 5-15.

9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

10. Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 225 с.

11. Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6. - С. 87-10.

12. Медведева Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов // Будущее клинической психологии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27 марта 2008 г.) / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд. - Пермь, 2008. - Вып. 2 - С. 172-177.

13. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании / О.В. Борисенко, Т.А. Матерова, О.А. Ховалкина, М.В. Шамардина; ред. Ю.Н. Денисов. - Барнаул, 2014. - 184 с.

14. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии // Известия ТРТУ - 2005. - № 7. - С. 124-126.

15. ФоминоваА.Н. Жизнестойкость личности. -М.: МПГУ, 2012. - 152 с.

16. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 143-156.

17. Холодная М.А. Стили совладающего поведения: к вопросу о конструктивной валидности опросника « Юношеская копинг-шкала» // Психоло-

гия совладающего поведения: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С. 124-126.

18. Юдина Е.В. Исследование жизнестойкости психологов-консультантов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 105-109.

19. Deborah J. Wiebe and Paula G. Williams. Hardiness and Health: A Social Psychophysiological Perspective on Stress and Adaptation // Journal of Socialand Clinical Psychology. - 1992. - Vol. 11. -No. 3. - Pp. 238-262.

20. Frydenberg E. Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. Ruothledge. - London-New-York, 1997.

References

1. Annenkova E.A. Sposoby sovladaniya yunoshej i devushek s trudnymi zhiznennymi sobytiyami raznogo tipa // Aktual'nye problemy psihologii aktivnosti lichnosti: Materialy Vseros. (zaoch.) nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Krasnodar: Kub-GU, 2008. - S. 9-14.

2. Bohan T.G. Gendernye i vozrastnye razlichiya v koping-strategiyah podrostkov i yunoshej Sibiri / T.G. Bohan, G.V. Zalevskij, EH.I. Meshcheryakova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. -2005. - № 286. - C. 50-55.

3. Vanakova G.V. Psihologicheskaya podderzhka razvitiya zhiznestojkosti studentov: dis. ... d-ra psihol. nauk. - Birobidzhan, 2014. - 462 s.

4. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Strategii i modeli preodolevayushchego povedeniya // Praktikum po psihologii menedzhmenta i professional'noj deyatel'nosti / pod red. G.S. Nikiforova, M.A. Dmitrievoj, V.M. Snetkova. - SPb.: Rech', 2003. - S. 311-329.

5. Drobinina L.V Vzaimosvyaz' zhiznestojkosti, udovletvoryonnosti zhizn'yu i sub"ektivnogo blagopoluchiya u zhitelej regiona Sibiri // Materialy dokl. XIV Mezhdunar. konf. studentov, aspirantov i molodyh uchyonyh «Lomonosov» / otv. red. I.A. Aleshkovskij, P.N. Kostylev. - M.: Izdatel'skij centr Fakul'teta zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova, 2007.

6. Knizhnikova S.V Pedagogicheskaya profilaktika suicidal'nogo povedeniya na osnove formirovaniya zhiznestojkosti podrostkov v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnodar, 2005. - 191 s.

7. Kryukova T.L., Kuftyak E.V Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 2007. - № 3. - S. 93-112.

8. Kryukova T.L. Vozrastnye i krosskul'turnye razlichiya v strategiyah sovladayushchego povedeniya // Psihologicheskij zhurnal. - 2005. -T. 26. - № 2. - S. 5-15.

9. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. - M.: Smysl, 2006. - 63 s.

10. Loginova M.V Psihologicheskoe soderzhanie zhiznestojkosti lichnosti studentov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2010. - 225 s.

11. Maddi Sal'vadore R. Smysloobrazovanie v processe prinyatiya reshenij // Psihologicheskij zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 6. - S. 87-10.

12. Medvedeva E.V. Vzaimosvyaz' cennostno-smyslovyh orientacij i zhiznestojkosti invalidov // Budushchee klinicheskoj psihologii: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (27 marta 2008 g.) / pod red. E.V. Levchenko, A.YU. Bergfel'd. - Perm', 2008. -Vyp. 2 - S. 172-177.

13. Osobennosti formirovaniya zhiznestojkosti i sovladaniya s trudnymi zhiznennymi i stressovymi situaciyami nesovershennoletnih v obrazovanii / O.V. Borisenko, T.A. Materova, O.A. Hovalkina, M.V. SHamardina; red. YU.N. Denisov. - Barnaul, 2014. - 184 s.

14. Rasskazova E.I. ZHiznestojkost' i vybor budushchego v processe reabilitacii // Gumanitarnye problemy sovremennoj psihologii // Izvestiya TRTU. -2005. - № 7. - S. 124-126.

15. Fominova A.N. ZHiznestojkost' lichnosti. -M.: MPGU, 2012. - 152 s.

16. Holodnaya M.A., Berestneva O.G., Muratova E.A. Struktura strategij sovladaniya v yunosheskom vozraste (k probleme validnosti oprosnika «YUnosheskaya koping-shkala») // Voprosy psihologii. - 2007. - № 4. - S. 143-156.

17. Holodnaya M.A. Stili sovladayushchego povedeniya: k voprosu o konstruktivnoj validnosti oprosnika «YUnosheskaya koping-shkala» // Psihologiya sovladayushchego povedeniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red.: E.A. Sergienko, T.L. Kryukova. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2007. - S. 124-126.

18. YUdina E.V. Issledovanie zhiznestojkosti psihologov-konsul'tantov // Vestnik MGGU im. M.A. SHolohova. Seriya: Pedagogika i psihologiya. - 2011. - № 3. - S. 105-109.

19. Deborah J. Wiebe and Paula G. Williams. Hardiness and Health: A Social Psychophysiological Perspective on Stress and Adaptation // Journal of Socialand Clinical Psychology. - 1992. - Vol. 11. -No. 3. - Pp. 238-262.

20. Frydenberg E. Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. Ruothledge. - London-New-York, 1997.

Вестник КГУ Л 2018

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.