ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
УДК 159.95
Сапоровская Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНАЯ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
В статье представлены результаты серии исследований специфики совладающего поведения субъектов в зависимости от содержания и интенсивности трудных жизненных ситуаций на различных этапах онтогенеза. Выделены категориальные признаки ситуаций Несправедливости, Неразделенной любви, Страхов, Развода родителей. Обобщены возрастные и половые закономерности в контекстуальном контекте.
Ключевые слова: совладающее поведение субъекта, трудные жизненные ситуации, саморегуляция, защитная активность личности.
Расширение представлений о диспозицион-ном факторе совладающего поведения, выделение общих характеристик ситуаций, связанных со спецификой копинга, выявление возрастных и половых закономерностей в контекстуальном аспекте - важные задачи исследования, направленного на изучение динамики совладающего поведения индивидуального субъекта. Решение этих задач вносит заметный вклад в научную разработку проблемы субъектной регуляции стресса и совла-дающего поведения субъекта.
Как показали наши исследования ситуации Несправедливости, Неразделенной любви, Развода родителей и Страхов имеют высокий стрессогенный потенциал [1; 2; 3; 4; 5; 6]. При этом, ситуация Несправедливости является актуальной как для людей зрелого возраста, активно занимающихся профессиональной деятельность, так и для людей юношеского возраста. Стресс, связанный с неразделенной любовью, характерен для юношества. Страхи в качестве мощного регулятива социального поведения личности выступают в детском и зрелом возрасте. Ситуация развода родителей для подростков имеет отсроченные последствия, продолжительное время оценивается личностью как жизненная проблема и оказывает специфическое влияние в целом на защитную активность подростков.
Ситуация несправедливости. По данным исследования [5] категориальными признаками ситуации несправедливости как стрессора являются:
- ее высокая субъективная значимость;
- объемные затраты ресурсов совладания, риск их истощения (нередко, невозможность их восстановления);
- субъективное переживание потери значимой ценности;
- несоответствие реальных результатов разрешения ситуации первоначальным ожиданиям, дисбаланс между представлением о собственном вкладе и исходом ситуации;
- ослабление субъективного контроля над «трудными» обстоятельствами жизнедеятельности, негативный эмоциональный фон.
Важным для понимания закономерностей совла-дания в этом контексте является то, что данный вид ситуации связан главным образом с деятельностью: в юношеском возрасте (17-18 лет) - с учебной деятельностью; в молодости (25-30 лет) и зрелости (3550 лет) - с профессиональной деятельностью. Однако, существует и возрастная специфика восприятия ситуации несправедливости. В молодости часто ситуация несправедливости включена в контекст романтических отношений с партнером, а в зрелости - вообще в сферу межличностных отношений. Кроме того в зрелости, часто ощущение несправедливости связано со здоровьем.
«Почему именно я заболела, а другие нет, ведь я так заботилась о себе, вела правильный образ жизни... » Из интервью жен. 46лет.
Субъективные представления о реакциях на ситуацию несправедливости у респондентов разных возрастных групп не имеют существенных различий -респонденты юношеского и зрелого возраста отмечают преобладание эмоциональных и поведенческих реакций, в то время как молодые люди отмечают
о преобладании поведенческих реакций. Подключение измерительных методов позволило зафиксировать содержательное наполнение отмеченных реакций. Респонденты юношеского возраста в данном ситуационном контексте предпочитают Конфронтативный копинг, Самоконтроль, Поиск социальной поддержки, Бегство-избегание. Следовательно, в ситуации несправедливости юноши и девушки склонны проявлять активные усилия, направленные изменение данной ситуации, прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей. Как показывают результаты контент-анализа интервью респондентов, ситуация несправедливости является для них личностно значимой, характеризуется большей неопределенностью.
Молодые люди так же склонны проявлять агрессивные усилия по изменению ситуации (Конфро-тативный копинг) и усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей (Поиск социальной поддержки). Они не стремятся дистанцироваться от ситуации, но к саморегуляции состояний, к принятию собственной ответственности в разрешении данной ситуации они не склонны. Это снижает ощущение субъективного контроля над ситуацией, что повышает уровень ее потенциальной стрессогенности.
Респонденты зрелого возраста демонстрируют аналогичный копинг. Отличие заключается в том, что, имея немалый опыт переживания ситуаций несправедливости в разных сферах жизнедеятельности, они предвосхищают ее появление и стремятся ее избежать.
Таким образом, с наращиванием опыта данных ситуаций у человека ослабевает ощущение субъективного контроля над ситуацией несправедливости, снижаются возможности саморегуляции психических состояний, формируются установки на перенос ответственности во вне, а, следовательно, ослабевает убежденность в своей вовлеченности в ситуацию и возможности собственного влияния на результат и исход данной ситуации. Человек перестает извлекать позитивный опыт из ситуации несправедливости, минимизирует активные действия, избегает ситуаций подобного типа. В совокупности это делает человека уязвимым, сверхчувствительным к ситуациям несправедливости, которые неизбежно сопровождают выполнение любой деятельности, что повышает уровень повседневного стресса [5].
Ситуация неразделенной любви. Субъективно ситуация неразделенной любви воспринимает респондентами юношеского возраста как отсутствие взаимного положительного чувства со стороны значимого партнера. При этом, ситуация неразделенной любви воспринимает как стрессор только в том случае, если человек сам испытывает чувства любви и привязанности по отношению к партнеру, который не проявляет ответных чувств. Если сам респондент становится объектом романтических чувств другого человека, а сам не испытывает ответных чувств, ситуация не воспринимается им как трудная. Таким образом, эмпатийный компонент в данном контексте отсутствует, а ситуация воспринимает как трудная только в том случае, когда человек является субъектом, а не объектом неразделенных чувств.
При столкновении с данной ситуацией доминирующим стрессогенным фактором является совокупность крайне негативных переживаний, таких как:
- острая душевная боль;
- разочарование в людях противоположного пола;
- субъективное переживание отверженности и одиночества;
- снижение самооценки, переживание собственной «неполноценности».
Таким образом, в структуре факторов, определяющих стрессогенный характер ситуации неразделенной любви, эмоциональный фактор (переживание) является наиболее значимым. Выявлены различия в когнитивной оценке ситуации неразделенной любви между юношами и девушками. Девушки оценивают эту ситуацию как крайне тяжелую, пережить и совладать, с которой очень трудно. Юноши оценивают эту ситуацию как трудную, но среднего уровня тяжести стресса, совладать с которой вполне возможно.
В данном ситуационном контексте наиболее эффективным, с точки зрения респондентов (и юношей, и девушек), оказался копинг Положительная переоценка, т.е. склонность искать хорошее в плохом, создавать положительный смысл ситуации, концентрироваться на росте собственной личности. Однако у девушек этот копинг сочетается с непродуктивной стратегией Бегство-Избегание (принятие алкоголя, никотина, дополнительная еда, сон). Эта стратегия призвана для регуляции, уравновешивания, минимизации остроты эмоционального состояния. Таким образом, у девушек положительная переоценка ситуации и стремление к регуляции эмоционального состояния происходит на фоне ослабления внутреннего контроля, что только снижает способность к саморегуляции поведенческих реакций и минимизирует вероятность эффективного совладания с ситуацией. У юношей сочетание копинг-стратегий иное. Положительная переоценка ситуации происходит на фоне проблемно-сфокусированных усилий, направленных на изменение ситуации и включающих аналитический подход к решению проблемы. Эффективной, усиливающей положительный эффект копинга, так же оказывается стратегия, направленная получение социальной поддержки. Таким образом, у юношей положительная переоценка ситуации неразделенной любви происходит на фоне активизации когнитивных процессов и подключения социальных ресурсов, что способствует лучшей саморегуляции состояний,
а, следовательно, усиливает субъектность. Именно поэтому данная ситуация воспринимается и переживается молодыми людьми легче, чем девушками. Кроме того, девушки чаше, чем юноши повторно сталкиваются с ситуацией неразделенной любви [3; 6].
Ситуации, связанные со страхами. В современных источниках страхи категоризируются как препятствие нормальному функционированию организма и в целом жизнедеятельности человека. При этом совладание со страхами рассматривается современными психологами в качестве естественного способа развития личности, т.к. страх сопровождает человека на протяжении всей жизни. Это
нормальная реакция организма на стимул, субъективно оцениваемый как угроза, искажения проявлений которой, могут привести к различным аномалиям. Практически во всех сферах деятельности человека страх может служить серьезным препятствием к ее осуществлению, а в профессиональном плане - к срыву деятельности. Выборку данного исследования составили 110 человек, активно занимающихся профессиональной деятельностью, 60 женщин (средний возраст 39 лет) и 50 мужчин (средний возраст 41 год).
Оказалось, что интенсивность страхов в целом у женщин выше, чем у мужчин, что можно объяснить как половыми различиями, так и актуализацией полоролевых стереотипов в группе мужчин. Как у мужчин, так и у женщин наиболее актуальными являются Финансовые страхи, что вероятнее всего связанно с неустойчивыми условиями жизни современного общества. Наименее актуальным у женщин (32%) и у мужчин (28%) является Страх экстремальных ситуаций, мистические страхи, т.е. страх перед природными катаклизмами, дорожнотранспортными происшествиями и т.д. Однако, не смотря на видимое сходство содержательных компонентов страхов мужчин и женщин, удалось выявить и их специфику. В результате факторного анализа (метод главных осей Principal components с вращением факторов Varimax raw) в группе женщин Финансовые страхи относятся к фактору, объединяющему Медицинские страхи (0,85), Страх потери контроля над ситуацией (0,84), Страх экстремальных ситуаций (0,78), Экзистенциальные страхи (0,78). Данный фактор объясняет 27% случаев. В группе мужчин Финансовые страхи (0,77) объединяются в фактор с Экзистенциальными страхами (0,88), к которым относится, например, страх смерти. Данный фактор объясняет 32% случаев. Таким образом, у женщин финансовые страхи в большей степени связаны со страхами, ограничивающими контроль над жизненными ситуациями, а у мужчин финансовые страхи связаны с прямой угрозой жизни.
Удалось выявить и особенности совладающего поведения в ситуации преобладающих страхов в группе мужчин и женщин. Оказалось, что женщины, совладая с актуальными страхами (к которым относятся Финансовые страхи) предпочитают использовать копинг-стратегии, направленные на поиск социальной поддержки. Это согласуется с данными представленными в источниках (Т. Л. Крюкова, 2004-2009). Стратегии совладающего поведения мужчин имеют особенность. Мужчины для совла-дания с финансовыми страхами, которые воспринимаются как угроза жизни, используют копинг-стратегии, ориентированные на избегание. Факторный анализ продемонстрировал, что в группе женщин копинг Поиск социальной поддержки (0,94)
связан с копингом Планирование решения проблемы (0,83); Положительная переоценка (0,72); Принятие ответственности (0,64). Данный фактор объясняет 31% случаев. Это означает, что совлада-ющее поведение женщин в ситуации актуальных страхов ориентировано, главным образом, на усиление субъективного контроля над ситуацией. У мужчин предпочтительный копинг, ориентированный на избегание, связан со стратегией Дистанцирование. Данный фактор объясняет 29% случаев. Следовательно, совладание мужчин с типичными страхами, в отличие от женщин, наоборот ориентировано на ослабление субъективного контроля над ситуацией и отдаление от нее, что, снижает адаптивный потенциал в ситуациях, связанных с актуализацией страхов, особенно финансовых [4].
Развод родителей. Развод рассматривается нами как поворотное событие в жизни семьи и каждого из ее членов. Чрезвычайно уязвимыми к влиянию стрессогенного фактора в ситуации развода родителей оказываются подростки, т.к. детско-родительские отношения по-прежнему остаются важным средовым фактором их психического развития. В исследовании нами были сконструированы две эмпирические группы эквивалентные друг другу по критерию высоких показателей социально-психологической адаптированности испытуемых (эти показатели были соотнесены с внешними критериями -высокой успеваемостью, нормативностью поведения по данным экспертных оценок). Первую эмпирическую группу составили подростки 14-15 лет, пережившие развод родителей 3-4 года назад, а во вторую эмпирическую группу вошли их сверстники из полных, условно благополучных семей. Сравнительный анализ характеристик совладающего поведения подростков из двух эмпирических групп позволили нам выявить копинг-характеристики, связанные с эффективностью социально-психологической адаптации подростков, переживших развод родителей.
Оказалось, что девочки, пережившие развод родителей чаще, чем мальчики этой группы используют стратегии копинг-поведения, ориентированного на Решение проблемы (и=14 прир = 0,03), Самообвинение (и=14 при р = 0,03), Позитивный фокус (и=13 при р = 0,03). Такое сочетание стилевых характеристик копинга в группе девочек направлено на анализ сложившейся ситуации с рефлексией своего вклада в ее появление. Это позволяет усилить субъективное ощущение контроля над ситуацией и возможности воздействия на нее. В соответствии с этим происходит переоценка ситуации как новой возможности проявить свои положительные качества, что побуждает их к активным социально одобряемым действиям. В целом, копинг девочек, переживших развод родителей, активный и проблемно-сфокусированный.
Мы не получили данных о специфике совладаю-щего поведения мальчиков из разведенных семей. В целом же по выборке (без дифференциации по полу) подростки из полных семей чаще используют копинг Решение проблемы (и = 88, при р = 0,05) и Принадлежность к группе (и = 61, прир = 0,00). Для подростков из разведенных семей более характерным является копинг Самообвинение (и = 88,5 при р = 0,05). В данном случае стратегия Самообвинение выполняет особую функцию, усиливает стремление подростков к социальным достижениям, что и объясняет высокие показатели их социально-психологической адаптированности.
Мы выявили, что копинг-стратегия Самообвинение, типичная для подростков из неполных семей, формируется под влиянием защитного механизма Интеллектуализация, который предполагает особое истолкование событий таким образом, позволяющим сохранить чувство субъективного контроля над ситуацией (в = 0,7 при р = 0,00). Скорее всего, подросток убеждает себя в том, что ситуация (в том числе и внутрисемейного конфликта) была ему подконтрольна, но он совершил ошибку, что и привело к негативным последствиям. Поэтому, если ее исправить, то ситуация изменится к лучшему и проблема, возможно, будет решена. В целом следует отметить, что высокие социальные достижения у подростков из полных и неполных семей связаны с разными психологическими механизмами. У подростков из полных семей это достигается за счет ориентации на решение проблемы и социальной поддержки. А у подростков, переживших развод родителей, психологической «ценой» достижений является усиление субъективного контроля над ситуацией (что, возможно, ослабляет их индивидуальную систему ресурсов) [1; 2].
Таким образом, анализ ситуационного контекста совладающего поведения на разных этапах психического развития приводит нас к следующим обобщениям:
1. В совладании с ситуациями различных типов (и с преобладанием когнитивного компонента, и с преобладанием эмоционального компонента) особую, наиболее заметную роль выполняют ко-пинг-стратегии, связанные с субъективным контролем человека над стрессовой ситуацией. Субъективный контроль личности одна из основных функций ее саморегуляции, которая осуществляется на основе самонаблюдения, рефлексии, произвольности, целью которой является изменение собственной активности, контроль и коррекция результатов совла-дания. Самоконтроль позволяет осуществляется последующий выбор поведенческих реакций и копинг-стратегий, что обеспечивает эффективное совлада-ние или предвосхищение и избегание нежелательных ситуаций.
2. Влияние фактора пола на специфику совлада-ющего поведения опосредовано его взаимодействием с ситуационным фактором. В ситуациях с преобладанием эмоционального компонента мужчины более ориентированы на саморегуляцию, анализ и контроль ситуации. При этом в ситуациях с преобладанием когнитивного компонента у мужчин актуализируются пассивные копинг-стратегии, ориентированные на избегание и отвлечение. Женщины же, наоборот, в аналогичных ситуациях ориентированы на активный и рациональный копинг, направленный на усиление субъективного контроля. Следовательно в ситуациях с преобладанием когнитивного компонента копинг мужчин приобретает характеристики моделей женского копинга, а совладание женщин
- характеристики моделей мужского копинга.
3. Одним из показателей эффективности копинга является усиление чувства субъективного контроля либо над ситуацией, либо над собой в определенном ситуационном контексте. Это позволяет нам говорить о разной направленности копинга - либо на усиление субъектности (активности, вовлеченности и т.д.), либо на ее ослабление. Высокая степень субъектности отражается в том, что человек может управлять, воздействовать как на стрессор, так и на себя в условиях стресса. Низкая степень субъектности отражается в переживании собственного бессилия, невозможности воздействовать и управлять обстоятельствами и собой, что усиливает позицию «жертвы» и снижает адаптационный потенциал личности.
4. Между процессом саморегуляции и совлада-ющим поведением существует сложная двухсторонняя связь. С одной стороны, способность личности к саморегуляции опосредует выбор копинг-страте-гий, сочетание которых является копинг-характери-стикой. С другой стороны, исход копинга, одним из показателей эффективности которого является усиление или ослабление чувства субъективного контроля, оказывает влияние на способность человека к саморегуляции.
5. В стрессовых ситуациях, в которых преобладает когнитивный компонент, женщины более, чем мужчины, ориентированы на усиление субъективного контроля над ситуацией. В ситуациях с преобладанием эмоционального компонента мужчины оказываются более компетентными и демонстрируют способность к высокой саморегуляции и управлению стрессовой ситуацией.
В завершении необходимо отметить особую актуальность данной проблематики для практических целей - в качестве разработки оснований для создания методик, тренингов, технологий и т.п., крайне необходимых для гармонизации психической сферы человека в трудных и неустойчивых условиях социальной жизни современного общества.
Библиографический список
1. Сапоровская М.В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод родителей как предиктор защитного и совладающего поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч II / отв. ред. А.В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. -С. 252-255.
2. Сапоровская М.В. Психологические проблемы подростков из разведенных семей с высоким уровнем внутрисемейного конфликта // На пороге взросления: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конфер. по психологии развития. - М.: МГППУ, 2011. - С. 158-162.
3. Батунова Ю. С. Особенности стиля любви и типа привязанности в стрессогенном опыте неразделенной любви // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 31-34.
4. Шакирова М.Р. Особенности страхов и совла-дающего поведения в зрелом возрасте // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 506-508.
5. КалининаА.В. Совладающее поведение в ситуации несправедливости: Квалификационная работа. - Кострома, 2011.
6. Батунова Ю. С. Совладающее поведение в ситуации неразделенной любви: Курсовая работа. -Кострома, 2011.
УДК 159
Ковальская Ольга Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ЛИЧНОСТЬ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Приводятся и анализируются результаты определения особенностей ценнос-то-смысловой сферы личности в период ранней юности. Обосновывается специфика совладающего поведения: неси-стематичность, незрелость, противоречивость.
Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смысловая саморегуляция, совладающее поведение, продуктивные и непродуктивные стратегии совладания, субъектно-деятельностный подход, диспо-зиционный подход, интраиндивидуальные методы исследования.
Исследование особенностей ценностносмысловых ориентаций и их влияния на поведение в сложных жизненных ситуациях является актуальным именно в ранней юности (15-17 лет) в связи с тем, что в этот период происходит активное самоопределение, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, поведение личности становится устойчивым. Как любое поведение, совладание с жизненными трудностями предполагает опору на ресурсы личности, в первую очередь на то, как она понимает окружающий мир. Таким образом, система ценностей и смыслов личности, связывая в единое целое различные части индивидуального мира, выступает базой, ориентиром ее поведения в трудных жизненных ситуациях.
Проблема соотношения ценностей и смыслов является актуальной в современной психологической науке. Мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, который определяет ценности «огромным составляющим внутреннего мира человека», как «ядерные» смысловые структуры, составляющие ядро человеческой личности. Нельзя не согласиться и с тем, что, выступая источником устойчивых смыслов значимых объектов и явлений, они обеспечива-
ют устойчивость поведения человека в изменяющейся действительности [4].
Таким образом, ценность, представляя собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности. Не вызывает сомнения тот факт, что ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Следовательно, ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности и выделять в структуре ценностно-смысловой сферы в качестве равноценных образований ценности и смысложизненные ориентации.
Зависимой переменной в нашем исследовании выступает совладающее поведение, которое мы рассматриваем с точки зрения субъектно-деятельностного подхода. В связи с этим существенными признаками совладающего поведения являются осознанность, целенаправленность и активность: изме-