5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-24-30 УДК: 323.39 ГРНТИ: 11.07 EDN: QWSNHW
Применение системной методологии для исследования политических процессов
А.Г. Лихоносов1, а ©, Н.А. Васецкий1, b ©, Ю.Ф. Пивоваров2, c ©
1 Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
2 Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В исследовании предложена методология системного подходя для исследования политических процессов, происходящих в политической систем. Политическая система государства должна быть основана на научно-теоретической базе, на основании исполнения нормативно-правовых актов, а также на идеологии мобилизующей нравственные силы народа на общее дело страны. Устойчивость политических систем достигается усилением связи или увеличением количества связей между различными административными, экономическими, нормативными, общественными, религиозными, элементами политической системы. Жизнеустойчивость политических систем сильнее при наличии в системе политического «люфта». Отмена института «замполита», как некого люфта в жестких системах привели к всплеску преступлений, связанных с превышением своих полномочий командирами, особенно тактического звена. Подчиненные, которые раньше находили правду у замполита, в настоящее время идут сразу в прокуратуру и суды. Не говоря уже о роли и значимости данного института власти для кадрового фильтра. Задача формулирования обобщающей цели, как идеи для всех, должна сводиться к задаче уменьшения энтропии, где энтропия - мера хаоса, связанная с информацией, так как информация приводит или к порядку (устранению неоднозначности, неопределенности, неясности) или к беспорядку (избыточная, ложная информация), являющаяся губительной для политической системы.
Ключевые слова: система государства, закон синергии, целеобразование, идеология, демография, свобода, энтропия, системная методология, либерализм, централизованное управление, иерархия
Благодарности. Статья финансируется АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского».
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Лихоносов А.Г., Васецкий Н.А., Пивоваров Ю.Ф. Применение системной методологии для исследования политических процессов // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 5. С. 24-30. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-24-30. EDN: QWSNHW
V_/
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Лихоносов А.Г., Васецкий Н.А., Пивоваров Ю.Ф. -
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-24-30
Application of a Systematic Methodology for the Study of Political Processes
A.G. Likhonosov1, 3 ©, N.A. Vasetsky1, b ©, Yu.F. Pivovarov2, c ©
1 Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
2 Scientific Research Institute (Military History) of the Military Academy
of the General Staff of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The study proposes a methodology for a systematic approach to the study of political processes occurring in political systems. The political system of the state should be based on a scientific and theoretical basis, on the basis of the implementation of normative legal acts, as well as on an ideology that mobilizes the moral forces of the people for the common cause of the country. The stability of political systems is achieved by strengthening the connection or increasing the number of connections between various administrative, economic, regulatory, social, religious, and elements of the political system. The resilience of political systems is stronger if there is a political backlash in the system. The abolition of the institute of "zampolit", as a kind of backlash in rigid systems, led to an upsurge in crimes related to the abuse of their powers by commanders, especially the tactical level. Subordinates who used to find the truth from the deputy chairman, now go directly to the prosecutor's office and the courts. Not to mention the role and importance of this institution of power for the personnel filter. The task of formulating a generalizing goal, as an idea for everyone, should be reduced to the task of reducing entropy, where entropy is a measure of chaos and is associated with information, since information leads either to order (elimination of ambiguity, uncertainty, ambiguity) or to disorder (excessive, false information), which is detrimental to the political system.
Key words: state system, law of synergy, goal formation, ideology, demography, freedom, entropy, system methodology, liberalism, centralized management, hierarchy
Acknowledgments. The article finance of Zhirinovsky University of World Civilizations.
FOR CITATION: Likhonosov A.G., Vasetsky N.A., Pivovarov Yu.F. Application of a Systematic Methodology for the Study of Political Processes. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 24-30. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-524-30. EDN: QWSNHW
ВВЕДЕНИЕ
Политология, как наука обладает своей самодостаточной теорией и относится к гуманитарным наукам, взявшим лучшее из теорий философии, социологии, истории и других наук. Научные методы политологии позволяют исследовать проявление законов и закономерностей в наиболее сложной отрасли человеческой деятельности, а именно в управлении, в строительстве и совершенствовании государства. Но стоит отметить, что политология является сравнительно молодой и развивающейся наукой. Стоит констатировать, что на стыках различных научных методов, научных дисциплин происходят новые открытия в науках. Использование системной методологии (системного подхода), ее законов и закономерностей для исследования политических процессов в политологии является научным
направлением. Данная статья откроет список ряда публикаций, посвященных применению теории системной методологии для исследования политических процессов, где под «политическим процессом» будем понимать последовательность приемов и способов, мер и методов субъектов политики по функционированию и развитию политической системы государства. Также за основу возьмем тезис, что в системах различной природы, будь то технической, социальной, политической или любой другой системе, действуют одни и те же системные законы и закономерности исходя из складывающихся условий и факторов. Например, любая техническая система будет иметь на выходе сходные функциональные показатели при наличии той же совокупности элементов, связей между ними и условиями функционирования. Ничего не напоминает? Правильно, в науке, особенно в математике и, как ни странно,
в истории, такая «похожесть» получила название экстраполяции. Любое серьезное научно-историческое исследование изобилует примерами аналогичных событий, которые при схожих современных условиях приводят к аналогичному результату. Часто результаты даже проявляются внешне практически одинаково. Отсюда, исследователи прошлого из истории приводят примеры успешного или неудачного опыта государств, отдельных исторических событий и даже цивилизаций, оказавшихся в тех или иных условиях, когда факторы приводили к тем или иным результатам. Классические примеры эффективности или неэффективности власти историки и политологи связывают со структурой системы власти, которую чаще называют иерархией. В частности, иерархия власти в кризисных условиях должна быть достаточно и даже жестко централизована. Схематично централизованная политическая власть в государстве представляет пирамиду. Такая вертикаль характерна для абсолютных монархий, тоталитарных или авторитарных режимов. Преимущество данной структуры управления заключается в оперативной реализации любого решения, начиная от планирования руководства до конкретного исполнения политической воли на самом низком уровне. Поэтому, «пирамида» управления наиболее характерна для силовых ведомств в государстве, а именно в армии, полиции, гвардии и других ведомствах. Во время войны может создаваться еще более жесткая вертикаль власти, наподобие Государственного комитета обороны в Советском Союзе. Когда практически все первые лица министерств (наркоматов) и ведомств были в данном комитете нацелены на обеспечение потребностей фронта и победы над врагом, а решение комитета было обязательным для всех без исключения государственных органов. Стоит отметить, что учеными замечено, что «пирамида» естественна для политических систем власти, социальных систем и вообще материального (живого и неживого) мира в целом. Такая общемировая гармония.
Цель исследования - развитие методов системного анализа и синтеза для исследования политических процессов.
Задачи исследования:
• применение системных законов и закономерностей для оценки и прогнозирования политических процессов;
• обоснование применения системных категорий и понятий для гуманитарных наук;
• объяснение логики проявления системных законов и закономерностей для социально-политических систем.
Новизна исследования состоит в том, что показана методологическая взаимосвязь естественных и гуманитарных наук.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют теория и методология системного подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В идеале политическая система власти эффективна, когда первое лицо государства обладает всеми качествами, знаниями и способностями управленца. Первое лицо государства знает куда ведет вверенную
ему страну, умеет искусно ее защищать в случае угрозы, и успешно развивать на фоне геополитических конкурентов. К сожалению, на практике это не всегда так, поэтому человечество выработало систему сдер-жек и противовесов для жесткой централизации власти, особенно здесь отличились США. Соединенные штаты Америки создавались политической элитой с либеральными взглядами, в условиях практического отсутствия внешних угроз, когда государство не воевало с внешними врагами (внутренние противоречия, разрешенные гражданской войной не в счет, так как это и не война вовсе в научном понимании), так как страна находится на отдельном континенте, закрытом океанами. Обладая достаточными внутренними ресурсами государство продолжило, и продолжает до сих пор, англосакскую политику колониализма. Данные геополитические условия способствовали государству на протяжении всего своего существования накапливать капиталы, развивать экономику и, в конце второй мировой войны навязать всему миру свои деньги в качестве мировой валюты. США, воюя на чужой территории и чаще не своими руками, за свои национальные интересы, достигли такого уровня политической наглости, что без зазрения совести диктуют свою волю всем государствам мира. С другой стороны, почему бы им не диктовать свои условия другим государствам. США крупная держава, обладающая всем набором политических, экономических, сырьевых, производственных, демографических и финансовых элементов, что быть самодостаточной, независимой, сильной державой. Применение грубой военной, политической или другой любой силы стали визитной карточкой внешней политики США. Кто не согласен с таким геополитически раскладом, пожалуйста развивайтесь, качайте свои мышцы и противодействуйте мировому хулигану. Действительно, возможно ли в сложившихся условиях противодействовать зарвавшемуся государству-наглецу?
Чтобы найти ответ на данный вопрос, рассмотрим пример проявления в политических процессах закона из системной методологии под названием «закон синергии». Не вдаваясь в подробности этимологии слова «синергия» и его проявлений1 в других научных дисциплинах, отметим, что под синергией в политологии будем понимать появление в политических системах новых свойств, ранее отсутствующих в ней, при включении новых элементов или связей в данную политическую систему. Можно в научной литературе найти, что появление новых свойств у элементов в системе или новых свойств самой системы называется эмер-джентностью, но мы будем говорить об увеличении полезных свойств или увеличении энергии системы, что подразумевает именно синергия. В политологии проявлением закона синергии объясняется причина организации многих политических союзов, союзных государств, коалиций, федераций, конфедераций, содружеств, империй и других объединений. Достижение синергетического эффекта в процессе объединения государств, является политической, экономической или
1 Достаточно привести пример синергетического эффекта реактивного самолета, когда сумма веса, разобранного по деталям самолета будет весить столько же сколько и собранный самолет. Разница лишь в том, что груда деталей самолета никогда не взлетит. Синергия - это дословно увеличение энергии.
Лихоносов А.Г., Васецкий Н.А., Пивоваров Ю.Ф.
любой другой целью и служит различным задачам государств, таким как завоевание мирового господства, противостояние агрессору, создание экономических противовесов или осуществления политики баланса сил для обеспечения политической стабильности. Все мировые центры силы (США, Китай, Евросоюз, Россия), так и будущие мировые центры силы (Индия, Бразилия) имеют необходимый набор элементов, позволяющий проявиться синергетическому эффекту в геополитике, а именно: финансово-экономические, военные, производственные, природные, географические, демографические, научно-образовательные и другие ресурсы и потенциалы.
Отсутствие или утрата какого-либо из элементов, в том числе и политический суверенитет приводит уже к другому эффекту. Например, распад Советского Союза сделал Россию на многие годы региональной державой. Как бы банально это ни звучало, но присоединение Крыма, укрепление союза России и Белоруссии, а также суверенная политика вернули России статус мирового центра силы. Отсюда, как и любой центр силы становиться притяжением для других менее развитых государств. Объединяясь в союзы, происходит усиление объединившихся государств, в соответствии с теорией систем каждый элемент улучшает качества системы в целом. Например, одна страна, как элемент системы, улучшает экономическую логистику союза, другая страна улучшает геополитическое положение союза из-за нахождения на береговой морской линии, третья страна обеспечивает союз необходимыми природными ресурсами, а четвертая страна промышленными товарами из-за развитого производства и т.д. Ничего не напоминает? Правильно, Советский Союз, а в настоящем Европейский Союз создавались именно по данному принципу. «Разделение труда» между странами было в СССР, есть в Евросоюзе, но связи и отношения в союзах основанные на общей денежной единице, отсутствии границ, общем языке общения и единых стандартах образования делали и делают союзы намного сильнее политически и экономически. Исторически любые союзы объединялись по разным причинам. Например, Московия вынуждена была оберегать себя от очень беспокойных соседей, и с этой целью была вынуждена постоянно расширять свои границы. Лучше всего у Московии получилось расшириться на Восток, аж до Тихого океана. Здесь еще способствовали десятки тысяч рек, речек и речушек, ставшими естественными дорогами на Восток. Расширение на Запад, также было вынужденным, в основном стало ответом на войны пришедшие к нам от западных соседей. Как например, присоединение прибалтийских государств стало результатом победы Петра Первого над Швецией. Причем, утрата данных территорий, и вообще выход республик из союза в конце двадцатого века для России стала сильнейшим геополитическим ударом, о чем кстати неоднократно говорил президент В.В. Путин: «Мы практически заперты на Прибалтике в рамках Калининградской области, заперты в Черном море, но благодаря присоединению Крыма, мы можем что-то, но это мелочи без портов Одессы и верфей Николаева».
На Юге и в Центральной Азии мы также ограничены, особенно потенциальными угрозами многотысяч-
ной открытой границы с Казахстаном. Самое гнусное в этой ситуации, что вышедшие из союза республики тут же попали под «колпак» нашего западного геополитического коллективного противника. Распад Советского Союза политический пример обратной синергии, напомню, что синергия увеличивает энергию целого, а разъединение всегда ведет к уменьшению энергии. Здесь вскрывается вся подлая ложь якобы «выгоды» от выхода экономически развитых республик, и России в частности, от того, что выход освобождает богатых от бремени кормить бедные республики. После распада СССР «богатые» республики достаточно быстро проели свой накопившийся потенциал, разрушили производство, так как товары этого производства оказались никому не нужны, территория на десятилетия погрязла в межгосударственные и внутренние вооруженные конфликты, а оставшееся население в лучшем случае вспоминает с ностальгией прошлое или бежит в страны где лучше. Именно поэтому, в Россию едут мигранты с Центральной Азии, а не потому, что у нас неправильная миграционная политика, им просто ехать некуда больше. При демографическом росте в республиках Центральной Азии, отсутствии реального сектора производства, за исключением сельскохозяйственного, упадка светской культуры и росте фундаментального исламизма эта территория становиться взрывоопасной. Так, что эта тема отдельного исследования.
Для проявления синергии необходимы не только территории, ресурсы, производство, но также и человеческий потенциал, в том числе профессиональная политическая элита. «Действия каждого отдельного человека могут влиять на макроскопические процессы, на макросоциальные образцы поведения, в том числе приводить к смене макросоциальных структур. Отсюда вытекает необходимость осознания огромной ответственности каждого отдельного человека за судьбу всей системы, всего общества» [4: 170]. В этой связи, говоря об обратной синергии при распаде Советского Союза приведем цитату из книги В. Крючкова: «у основных действующих лиц перестроечного процесса - Горбачева, Яковлева - действительно не было четкой программы перемен, совершенствования, развития. Их действия носили импульсивный характер, несли разрушение, не содержали понятных людям созидательных целей, к чему это привело, мы знаем» [5:7].
Любые государства и союзы государств постоянно находятся между состоянием крепких, надежных связей и слабеющих, ослабленных (аддитивных) связей, так как на целостность системы постоянно оказываются многие факторы, как внешние, так и внутренние. Для оценки тех или иных тенденций А. Холл ввел две сопряженные закономерности: «закономерность прогрессирующей факторизацией - стремлением системы к состоянию с все более независимыми элементами, и закономерность прогрессирующей систематизацией - стремлением системы к уменьшению самостоятельности элементов, т.е. к большей целостности» [10].
В философии данные системные закономерности получили развитие в науке значительно раньше, например, стремление элементов к независимости в формулировке закона диалектики «Единства и борьбы противоположностей», а проявление синергетиче-ского эффекта описывается диалектическим законом
«Перехода количественных изменений в качественные». Но, тем не менее это не уменьшает научность системной методологии, а лишь подчеркивает ее универсальность. Количество и качество связей элементов в системе характеризует степень целостности и взаимозависимости. Для государства это может быть показателем устойчивости и степени централизации и децентрализации управления. Большая устойчивость политических систем, таких как государство и союзы государств, достигается или усилением связи, например, ужесточением норм права и законодательства, или увеличением количества связей, например, различных отношений от административных, экономических, нормативных, общественных, религиозных и т.д. Исторический опыт показывает большую жизне-устойчивость политических систем, у которых остается в организационной структуре место для политического «люфта», т.е. некоторой свободы (свобода рынка, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.) [1; 2; 7].
Например, для централизованной государственной системы вводятся неформальные (общественные) механизмы-противовесы такие как «Гражданский контроль», «Общественные палаты», «Народные фронты» и т.п. В условиях цифровизации социально-экономического пространства формируются устойчивые коммуникации властных структур с населением в социальных сетях, которые, помимо повышения оперативности решения текущих задач, расширяют потенциал политических манипуляций общественным мнением [6].
Мудрые руководители государства стремятся выбрать промежуточное состояние, которое бы обеспечило и целостные, системные свойства так и сохранение демократических принципов, свобод в государстве, так как это позволяет снять напряженность внутри общества, так сказать «выпустить пар», по сути это принцип сдержек и противовесов. В этой связи, также здесь стоит обратить внимание на такой факт, на который в настоящее время мало кто обращает внимание, но все ищут выход из сложившейся ситуации, а именно наличие в обществе, особенно в силовых структурах власти института «замполита». Замполит, это не только заместитель руководителя по политической части, эта та ветвь власти, на всех уровнях управления от роты до министерства, которая была тем самым противовесом и сдерживанием особо «ретивых» управленцев. Отмена данного института власти привели к всплеску преступлений, связанных с превышением своих полномочий командирами, особенно тактического звена. Подчиненные, которые раньше находили правду у замполита, в настоящее время идут сразу в прокуратуру и суды. Не говоря уже о роли и значимости данного института власти для кадрового фильтра. Также общеизвестный факт, что именно эта ветвь власти позволяла решать те вопросы в государстве, которые административным путем решить было невозможно, именно это не позволяло развиться коррупции и злоупотреблениям. Дискредитация и уменьшение статуса данного института власти на руку были только наши врагам. Возвращение данного, пусть сильно трансформированного института власти возможно лишь при наличии четкой, ясной государственной политики России, выраженной в ее идеологии, а это уже связано с целью государства, как системы.
Важнейшим шагом в анализе политических процессов является целеобразование системы, т.е. формулирование цели государства. Именно цель определяет, какая будет структура власти, какие будут элементы власти и связи между ними в государстве. В политических системах цель системы, как правило отражается в идеологии государства. Цель государства может сдвигаться по шкале приоритетов от левой до правой идеологии, при этом необходимо учитывать, условия и факторы, влияющие на государство. Например, для империй характерна жесткая централизованная власть, в противном случае будут усиливаться факторы, разрушающие целостность империи. Империя обязана быть носителем идеологии, в противном случае нет общей, привлекательной, в том числе и для других государств, идеи.
США являются носителем либеральной идеологии и пропагандируют данную идею по всему миру, а кто не согласен, тогда США навязывают свою идеологию силой. Китай никогда не отказывался от коммунистической идеологии, иногда только подстраивая идею под сложившиеся условия. Догма сама по себе, это гибель системы. Система, если хочет выжить и развиваться должна подстраиваться по внешние и внутренние условия и факторы, но стержень в системе должен оставаться. Таким стержнем может быть религия, нация, общий враг, общие интересы в целом и т.д. [3; 8; 9; 11]. Когда жизнедеятельность государства и его развитие происходит в условиях устоявшихся национально-этнических и культурно-религиозных отношений внутри страны, то такие страны значительно отличаются от других (например, современные исламские государства). Данные страны имеют значительный прирост населения, и главное, что никакие достижения цивилизации не способны разрушить устоявшиеся традиции в данных странах. Как совсем недавно нас убеждали, что развитие цивилизации влечет к убыли и сокращению населения, но очевидно, что соблюдение традиций, если хотите общей идеологии исламскими странами ведет к их устойчивости, прочности, жизнеспособности и выносливости, а благоприятствует этому постоянный прирост народонаселения.
ВЫВОДЫ
В современном мире, в большинстве государств происходит естественная социально-политическая диффузия населения в странах. При этом совсем необязательно захватывать или оккупировать какую-либо страну, в случае нарастания определенной критической национально-этнической или культурно-религиозной общественной массы в том или ином государстве, то население само «распахивает двери», и социум сливается с той идентичностью, которая ему наиболее близка по сущности и содержанию. Ярким примером здесь является народ Украины, который настолько себя посчитал единым с европейскими народами, что потерял свою идентичность, для этого даже придумал себе новую историю. Это своего рода культурная экспансия, можно даже констатировать, что вся история человечества есть нечто иное как появление новых или разрушение старых государств по причине именно данной социально-политической диффузии, а точнее
Лихоносов А.Г., Васецкий Н.А., Пивоваров Ю.Ф. -
потеря духовного суверенитета, народов. Задача формулирования обобщающей цели, как идеи для всех, должна сводиться к задаче уменьшения энтропии, где энтропия мера хаоса и связана с информацией, так как информация приводит или к порядку (устранению неоднозначности, неопределенности, неясности) или к беспорядку (избыточная, ложная информация), являющаяся губительной для политической системы. Недавнее прошлое России, казалось бы, навсегда «подвергло анафеме» само понятие идеология. Это можно объяснить только «болезнью роста» нового государства. Настоящее и прошлое любого государства невозмож-
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов А.А. Наука об общественном сознании: краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. 3-е изд. Пг.; М.: Книгоизд. т-во «Книга», 1923. 313 с.
2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Дугин А.Г. Основы геополитики. Основы геополитики: геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. 599 с.
4. Князева Е.Н., Кудюмов С.П. Основания синергетики. Режим с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Але-тейя, 2002.414 с.
5. КрючковВ.А. На краю пропасти. М.: Эксмо, 2003.445 с.
6. Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях//Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 3 (91). С. 1001-1013.
7. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. / пер. с др.-греч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.:Мысль, 1994. 654 с.
8. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. В. Наумов. М.: Ад Маргинем Пресс, сор., 2016. 383 с.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина. M.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. 588 с.
10. Холл А. Опыт методологии для системотехники. М.: Сов. радио, 1975.
11. Fromm Е. Flight from freedom. In: Fet AI Collection of translations. Philosophical archive, 2016. 232 p.
но без идеологии, в России она по-настоящему только формируется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, политическая система государства должна быть основана не только на научно-теоретической базе общесистемных законов, не только на основании исполнения нормативно-правовых актов, но и на идеологии (цели) мобилизующей нравственные силы народа на общее дело страны, что называется це-леобразование политической системы.
REFERENCES
1. Bogdanov А.А. Science of public consciousness: A short course of ideological science in questions and answers. 3rd ed. Petrograd; Moscow: Publishing House "The Book", 1923.313 p.
2. Weber M. The meaning of "freedom from evaluation" in sociological and economic science. In: Weber M. Selected works. Moscow, 1990.
3. Dugin A.G. Fundamentals of geopolitics. Fundamentals of geopolitics: Geo-politics the future of Russia. Moscow: Arktogeya, 1997. 599 p.
4. Knyazeva E.N., Kudyumov S.P. The foundations of synergetics. Mode with aggravation, self-organization, tempo of the world. St. Petersburg: Aleteya, 2002.414 p.
5. Kryuchkov V.A. On the edge of the abyss. Moscow: Eksmo, 2003.445 p.
6. Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.)
7. Plato. Collected works. In 4 vols. Vol. 3. Transl. from Ancient Greek. A.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Takho-Godi (gen. eds.). A.F. Losev (author of the introductory arts, and arts, in the note). A.A. Takho-Godi (note). Moscow: Thought, 1994.654 p.
8. FoucaultM. To supervise and punish. The birth of the prison. V. Naumov (transl.). Moscow: Ad Marginem Press, cop., 2016. 383 p.
9. Fukuyama F. The end of history and the last man. M.B. Levin (transl. from the English). Moscow: ACT: Polygraphizdat, 2010.588 р.
10. Hall A. The experience of methodology for system engineering. Moscow: SovietRadio, 1975.
11. Fromm E. Flight from freedom. In: Fet AI Collection of translations. Philosophical archive, 2016. 232 p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 93,32%
Рецензент: Болгов Н.В., доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Рецензент: Слатинов В.Б., доктор политических наук, доцент; заведующий, кафедра государственного и муниципального управления; Курский государственный университет
Статья поступила в редакцию 24.08.2024, принята к публикации 21.09.2024 The article was received on 24.08.2024, accepted for publication 21.09.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лихоносов Александр Геронтьевич, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 1256152; SPIN-код: 8065-7770; E-mail: lihonosovl968@ mail.ru
Васецкий Николай Александрович, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 285527; SPIN-код: 6441-1800; E-mail: socirmsu@ gmail.com
Пивоваров Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор; старший научный сотрудник; Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 501839; SPIN-код: 16776468; E-mail: [email protected]
ВКЛАД АВТОРОВ
А.Г. Лихоносов - научное руководство, концепция исследования
Ю.Ф. Пивоваров - написание исходного текста Н.А. Васецкий - доработка текста, итоговые выводы
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
ABOUT THE AUTHORS
Alexander G. Likhonosov, Dr. Sci. (Polit.), Professor; leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 1256152; SPIN-code: 8065-7770; E-mail: [email protected]
Nikolay A. Vasetsky, Dr. Sci. (Hist.), Professor; leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 285527; SPIN-code: 6441-1800; E-mail: [email protected]
Yuri F. Pivovarov, Dr. Sci. (Hist.), Professor; senior researcher; Scientific Research Institute (Military History) of the Military Academy of the General Staff of the Ministry of Defense of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 501839; SPIN-code: 16776468; E-mail: [email protected]
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS A.G. Likhonosov - scientific guidance, research concept Yu.F. Pivovarov - writing the source text N.A. Vasetsky - revision ofthe text, final conclusions
The authors declare that there is no conflict of interest