^^■zmjzn 4- п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
проектирование системно-технологической организации учебно-познавательной деятельности в условиях освоения студентами гуманитарных дисциплин.
Литература:
1. Аболин Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности.- Казань: Карпол, 2002,-230 с.
2. Грёчаный В, В. Единство мировоззрения и науки как проблема теорети-ко-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика; Сборник научных трудов,- Иркутск: ИГУ, 1988 — С. 54-68.
3. Гудит Д. Мировоззрение; для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ТФ «Норд», 2001.- С.235-259.
112006
4. Масленникова В. Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: дисс. ... канд. пед. наук,-Казань: 1982,- 203 с.
5. Мухаметзянова Г. В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 2 / Г. В. Мухаметзянова,- Казань: Магарпф, 2005,- 447 с.
6. Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания дисциплин естественно-математического цикла: Сб. научных трудов / под ред. Л. А.ВоЛовнча,- М.: Изд-во АПН СССР, 1989." 94 е.
7. Шакуров P. X. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинами-кй).- Казань: Центр инновационных технологий, 2001,- 180 е.
8. Шуртакова Т. В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства / Т. В. ШуртаКова.- Казань: Издательство КГУ, 1987,- 109 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Р. Н. Наурызбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагатки Кзылордгтского Гуманитарного Университета,
Республика Казахстан
За последние 15 лет в социально-экономическом и духовном развитии Казахстана произошли глобальные перемены, повлекшие за собой изменения в ценностных ориентациях сознания и самосознания общества. В этих условиях возрастает необходимость педагогического исследования проблемы формирования национального самосознания личности. В современный период развития общества проблема формирования национального самосознания студенческой молодёжи становится актуальной в силу
ряда причин: важности интериориза-ции национальных духовных ценностей в процессе воспитания студента как личности и профессионала.
В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылордннского Гуманитарного университета идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания, взаимодействии и диалоге культур для развития творческого потенциала в формировании национального самосознания студентов.
Jour_2.p65
16.01.09, 12:49
Педагогика и психология профессионального образования
Культурная история набора символов, ясно провозглашающих появление независимого Казахстана (государственный флаг, гимн, центральный банк, войска самообороны, денежная единица, паспорта и другие формальные атрибуты государственности) заимствована из казахских традиций. Новый флаг, например, украшен полосой казахских орнаментальных мотивов и изображением степного орла, исстари являющегося у казахов помощником в охоте. Основными элементами национального герба стали крылатые кони из казахских мифов и деревянный потолочный круг с крестовиной в центре (шанырак). Национальные флаги голубого и Золотого цветов, символизируя небо и солнце, несут вселенский смысл и символизируют связь с древним казахским культом бога Неба-Тенгри.
Центральным для существующих представлений о национальном самосознании является смутное наследие кочевого образа жизни, которое оставило глубокий эмоциональный и психологический отпечаток в сознании казахского народа. Современные казахи отчетливо ощущают, что их этнические корни глубоко уходят в традицию, отличающуюся от образа их оседлых соседей. Кочевое наследие необходимо так же и для очерчивания метафорического национального пространства. Утверждается, что оно представляет собой уникальный центрально-евразийский феномен, не относящийся ни к западу, ни к востоку, хотя и связанный с ними культурными взаимосвязями, торговыми и транспортными сетями, интегрированный,
но независимый, являющийся точным отражением современной внешней политики.
Отличительная черта самосознания казахов - страстная привязанность к земле. Оседлые народы запечатлевают свою историю в нетленных рукотворных памятниках. Напротив, величайшим достижением кочевников стало стремление оставлять как можно меньше свидетельства своего существования. Сливаясь с окружающей средой, они стали почти невидимой частью естественного экологического цикла.
Географические достопримечательности, безусловно, играли и играют огромную роль в формировании менталитета казахского этноса.
Казахи, относящиеся к числу крупных этнических единиц, сегодня только начали процесс пересмотра истории и культуры, характеризующийся разрывами и неоднозначностью, большими достижениями, неизбежно связанными с огромными трагедиями [Ш. Акинер, 1998, с. 127].
Сейчас происходит фундаментальные изменения в обществе. Причины этих изменений коренятся не только в современных условиях, но и в историческом прошлом. Таким образом, будущее казахской нации, так и казахского государства в большой степени зависит от того, как пройдёт процесс усвоения уроков прошлого.
Научное исследование феномена «национальное самосознание» свидетельствует о том, что его роль, значение в развитии общества определяется, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями государства и качественными изменениями
Казанский педагогический журнал
в сознании людей, в формировании нового типа мышления.
Национальное самосознание невозможно понять, не изучив природы самосознания, его сущности. В «Философском словаре» понятие «самосознание» определяется как «выделение себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мысли, чувств, желаний и интересов».
Таким образом, если сознание традиционно воспринимается, как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности, то самосознание направлено на познание самого себя. Генезис проблемы самосознания восходит к трудам ученых и мыслителей античности и средневековья - Сократа, Аристотеля, Платона, Гегеля, Аль-Фа-раби, Кашкари, Баласагуни и др., а также просветителей Абая Кунанба-ева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина.
В трудах философов, психологов, Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, и др. проблема самосознания получила глубокую теоретическую разработку. В них отмечается, что самосознание появилось, КЭ.К объективная необходимость человека оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения этических и правовых норм. В сохранении самобытности этносов, формировании такого чипа национального самосознания, которое бы соответствовало модели гуманного, демократического общества, ведущую роль играет образование.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что большинство
16
112006
учёных основными структурными компонентами национального самосознания считают национальную идентификацию, представление личности о себе и своей общности, истории, языке, культуре и других национальных ценностях (познавательный компонент); эмоционально-психологические установки личности: национальные чувства, убеждения, взгляды, эмоции и т. д. (нравственно-эмоцио-нальный компонент); принятие национальных ценностей, осознанное отношение к ним, действия личности во внутриэтническпх связях с этносом (поведенческий компонент).
Национальное самосознание - это двуединый взаимосвязанный процесс нравственно-эмоционального осознания личностью этнической принадлежности, своего национального «я», приверженности к знаниями языка, истории, культуры, традиций, обычаев, норм, правил поведения своего этноса, также установку на национальные и общечеловеческие ценности, межнациональное сравнение и культуру межнационального общения [2. с. 10].
Выделяя три компонента структуры национального самосознания личности: познавательный, нравственно-эмоциональный и поведенческий, мы основываемся на трёх ведущих компонентах процесса воспитания: суммы знаний, набора навыков и установок реального поведения.
Сфера познавательного компонента национального самосознания - это знание языка, обычаев, традиций, истории, культуры, национального искусства, этнического воспитания, норм и правил национальной этики и др.
Педагогика и психология профессионального образования
В качестве познавательного компонента выступает также этнический стереотип, национальные интересы, этнокультурные потребности личности. Среди названных компонентов особая роль отводится языку, обычаям и традициям, религии, истории и этнокуль-туре народа как системообразующим компонентам национального самосознания, роль каждого из Них в формировании творческой личности чрезвычайно велика. Утеря родного языка влечёт за собой исчезновение нации, деградации культуры и духовных ценностей. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него отношений -это абстракция. Традиции вырабатываются в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности народа. Обычаи и традиции как средство выражения национального самосознания этноса выполняют функцию регулятора этнических и межэтнических взаимоотношений людей. Нравственно-эмоциональный компонент связан со сферой чувственного восприятия. К ней мы относим чувства, убеждения, волевые мотивы, взгляды, аффекты и т. д. И третий, поведенческий компонент - это, прежде всего, навыки и установки, действия, поступки по отношению к представителям своей и других национальностей, то есть психологическая готовность личности к реализации своих функции как представителя нации. Все функции реализуются в тесном диалектическом единстве в процессе формирования национального самосознания личности.
Процесс развития национального самосознания личности непрерывен и сложен; в нем возникают противоречия, он происходит под воздействием многих факторов и различных условий. К внешним факторам воздействия относятся среда, образователь-но-мотивационная сфера личности, наследственность, интересы. В основе взаимодействия внешних и внутренних факторов данного процесса лежит принцип детерменизма (внешние причины действуют только через внутренние условия).
В данном исследовании, учитывая природные качества личности, её индивидуальные психологические особенности, а также влияние множества других социальных факторов, мы выделяем воздействие народного искусства как определяющую основу формирования национального самосознания личности.
Народное, искусство, как социальная универсалия вбирает в себя все особенности формирования и развития общества и выдает нам результат для анализа. В решении проблемы формирования национального самосознания личности особая роль принадлежит народному искусству, так как компоненты национального самосознания имеют этнопедагогическое содержание; единство факторов и средств народного искусства свидетельствует о высоких потенциальных возможностях в формировании национального самосознания личности.
Народное искусство каждого народа несёт в себе общечеловеческие ценности - те ценности, которые определяют нашу причастность к истории
19
м i i m
4 п пжш
Казанский педагогический журнал
и культуре человечества в целом. Вместе с тем, исторический опыт каждого народа своеобразен, его специфика, определяемая природными условиями существования этноса, взаимоотношениями с соседними народами, особенностями социальной и культурной истории, предопределяет, главным образом, самобытность и индивидуальность национального искусства.
Национальная самобытность является началом национальной независимости. Насыщенная и плодотворная самобытность, корни которой расположены в глубоких слоях недр народного искусства, выступает выразителем традиций национального характера, темперамента, речи, художественного мышления.
Исполнять произведения народного искусства - также сложный творческий процесс: видение в художественных красках реальной действительности; вместе с тем новое слово, рожденное ИЗ накопленного опыта и саморазвитие собственного почерка, манеры и учёта исполнительских традиции. Народная поэзия сопровождала кочевника - степняка на протяжении всей его жизни, в ней отразились все важнейшие события: рождение и смерть, военные конфликты и мирный труд, праздники и перекочевки. Обрядовая поэзия сопутствовала человеку всю жизнь: при рождении ребенка пелись колыбельные песни, после смерти человека - скорбные плачи и причитания, утешительные песни. Каждому этапу свадебного обряда соответствовала особая песня. Тойбастар - открывала свадебные празднества, извещая родичей о радостном событии. В импровизирован-
20
112006
ном плаче сынсу невеста оплакивала свое беззаботное девичество при прощании с аулом, подругами, близкими. Песенный диалог жар-жар, исполняемый поочередно двумя хорами -джигитов и девушек, раскрывая два взгляда на женскую долю: шуточно-утешительной песне джигитов, представляющих сторону жениха, противопоставлялась грустная песня девушек.
Устное творчество представлено поэтами импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Коркыт Ата (VII в.), Шалкииз жырау (XVb.), Доспамбет жырау (XVIb.), Жиембет жырау(ХУПв.). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Ал-памыс», «Кобланды». Жырау - это вещий певец, прорицатель, знаток преданий и генеологии родов и племен. Отсюда его авторитет, постоянное пребывание в ставке хана пли аулах его ближайших сподвижников, право давать советы, выражать мнение народа, вдохновлять воинов перед битвой. Казахское устное народное творчество обладает богатым разнообразием. В этом фольклорным богатстве особое место Занимают легенды, предания, сказания. Они передавались из уст в уста, их рассказывали, их распевали. Хранителем этих произведений выступал народный сказитель - жырау, обладающим импровизаторским талантом, даром острословия и находчивости, человек высоких нравственных качеств, справедливый и добрый. Их имена хранились в памяти
Педагогика и психология профессионального образования
народной долгие годы. Это легендарные сказители: Коркыт ата, Асан кайгы, Жиренше шешен, Кетбуга жы-рау и т. п.
Коркыт (УПв.) - создатель кобыза (музыкальный инструмент, напоминающий скрипку), сказитель, композитор, покровитель музыкантов, баксы. Одним из действенных средств формирования национального самосознания является обращение к народному искусству. В качестве примера мы приводим легенду о творческой личности Коркыт. По легендам, Коркыт родился от Кырмаш (отец) и «светлоокой дочери дива». Его имя носит магический смысл. Коркыт произведено от слова корык - бояться, устрашать, что подразумевает одно из принципиальных состояний человеческого бытия. Согласно легендам, Коркыт смастерил кобыз, зарезав верблюда, он проводил заговоры, заклинания. Он искал для людей бессмертную жизнь, отправился в кругосветное путешествие и везде встречал смерть. По Коркыту люди должны оставаться людьми и сохранять человечность. Основным его другом в путешествиях была Желмая - верная верблюдица. По легендам, по просьбе самого Коркыт ата на его могилу был возложен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена.
Идет возрождение жанров народного искусства. Айтыс ~ своеобразный, импровизаторский спор в острословии на определенную тему, состязание поэтов в ораторском искусстве. Дар импровизации передается генетически, Без айтыса не обходилось ни одно торжество, празднество, ярмарка. Сотни и тысячи людей собирались на
эти творческие турниры, выступали ценителями и судьями опытных импровизаторов, слава которых разносилась по всей степи. Айтыс начинается со знакомства: акыны представляются друг другу, задают вопросы, определяя спор, его сюжетную линию.
Средства народного искусства любого этноса представляет собой безусловный интерес и для других народов, причем не только как историко-культурный опыт, но и как духовное сокровище, по которому можно судить о народе. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе изучения народного искусства. В этой связи особое значение приобретает образование, призванное творчески транслировать ценности народного искусства для национального самосознания студентов.
Народное искусство в системе культуры важнейшее средство приобщения ребенка, школьника, студента к общечеловеческим ценностям, формирования национального самосознания через вовлечение его собственного внутреннего опыта, эмоционального переживания. Основной двигатель формирования национального самосознания студента его собственное творчество. Студентам как социальной группе общества должны быть присущи определенные личностные уровни сформированности национального самосознания. В связи с этим мы определили критерии и показатели сформированности национального самосознания личности. Критерии сформированности национального самосознания (по компонентам):
21
Казанский педагогический журнал
1. Познавательный: этническая самоидентификация; стремление к познанию родного языка; приобщение к народному искусству.
Показатели сформированности национального самосознания личности: стабильные потребности, интересы и мотивы к знаниям о национальной и межнациональной сфере, глубокие знания истории и культуры своего и других народов. Свободное владение родным языком, освоение одного или нескольких видов народного искусства.
2. Нравственно-эмоциональный: национальные чувства (гордость, честь, достоинство); национальные убеждения; ответственность; сопереживание судьбе своего этноса, уважение к национальным чувствам представителей других этносов.
Показатели сформированности национального самосознания: наличие развитых национальных чувств, адекватных национальных убеждений, способность к сопереживанию судьбе своего этноса. Проявление глубокого уважения к национальным чувствам представителей других Этносов.
3. Поведенческий: участие в национально-культурных мероприятиях, кружках, секциях, семинарах, нацио-нально-культурных центрах и т.д.; проявление межэтнической толерантности.
Показатели сформированности национального самосознания; активная позиция, её реализация в поступках, действиях, творческая активность в сфере национальной культуры, народного искусства, освоение одним или нескольким видом народного искус-
22
112006
стна, Занятие художественно-творческой деятельности.
Результаты и анализ современного состояния учебно-воспитательной работы вуза указывают на необходимость определения системы принципов, педагогических условий по формированию национального самосознания студента. В работе применили как существенные следующие принципы: принцип системного, комплексного, личностно-деятельност-ного подходов к процессу формирования национального самосознания студентов; принцип учёта национально-региональных особенностей студенческого контингента; принцип активного взаимодействия в системе «преподаватель-студент» с опорой на национально-культурные элементы в воспитании и обучении; принцип равнозначного сочетания национального и инонационального в информационном поле учебных предметов; принцип учёта индивидуальных, возрастных, национальных и профессиональных особенностей студентов; принцип преемственности учебно-воспитательного процесса вуза; принцип опоры на положительное во взаимоотношениях представителей разных народностей и конфессий; принцип единства целей, задач, содержания форм и методов обучения и воспитания; принцип культурологической и этнопедагогической направленности учебно-воспитательного процесса вуза.
Поэтому необходимо создавать такие условия при обучении, чтобы студент постоянно занимался созидающей или исполнительской деятельностью. Гармоническое восприятие
Педагогика и психология профессионального образования
Национальной культуры немыслимо без целостного представления национального языка и культуры, искусства, фольклора, традиций и образа жизни народа [З.с.7].
В исследовании проблемы формирования национального самосознания студентов средствами народного искусства существенное значение имеют блоки: «Этнокультурное наследие»-, «Национальное самосознание современного этноса», «Национальное искусство», «Национальные традиции», «Национальный фольклор», «Этнокультурная самореализация».
Это объясняется тем, что реализация генеральной цели формирование национального самосознания личности происходит в конкретной среде и при определенных уровнях. Это не только сугубо педагогические условия, но и условия ближайшей социокультурной среды. Такого рода условия должны стать объектом педагогического управления, то есть специально создаваться, поддерживаться и контролироваться в учебно-воспитательном процессе.
Народное искусство является одним из средств формирования национального самосознания студентов. Воспитательный эффект взаимодействия народного искусства зависит не только от содержательной ценности, но и от того, насколько развиты художественные взгляды личности. Народное искусство формирует самосознание студента «втягивая» своих слушателей, читателей, зрителей в сходные с жизненными событиями взаимодействия, поиски и находки, заставляет испытывать радость и горе, чтобы таким путем обогатить их опы-
том многообразных отношений и ввести этот опыт в глубины человеческой личности. Личность раскрывается в своих отношениях не только к отдельным людям и отдельным фактам, но и значительным событиям общественной жизни. Многообразны и действия, в которых проявляются эти отношения.
Формирование национального самосознания студентов средствами народного искусства наиболее эффективно осуществляется каждым в соответствии с его индивидуальными особенностями. Педагог желающий видеть и развивать в каждом студенте уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех индивидуально? Возникает проблема: как организовать образование студентов по их собственным, но разным траекториям? Наиболее успешно решает эту проблему тот педагог, который знает и владеет набором смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразия образовательных траекторий студентов.
Эвристические приемы формирования национального самосознания студентов средствами народного искусства требует особой методики и технологии. Решать эту задачу предлагается следующими приемами. Первый прием - дифференциация обучения, согласно которому к каждому студенту предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Второй прием предполагает, что собственный путь обра-
23
Казанский педагогический журнал
зования выстраивается для каждого студента применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Каждому студенту предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин. Признавая важность результатов исследований, формирования национального самосознания студентов средствами народного искусства, отмечаем, что средства решения проблемы эврис-тичности учебной деятельности в инновационных образовательных программах отражены в современном содержании учебного материала лишь на проектировочном уровне.
Эвристические приемы формирования национального самосознания студентов средствами народного искусства направлены на снятие противоречий дидактического и личностного характера. Дидактические разработки В. Н. Пушкина, В. И. Андреева, А. В. Хуторского, В. Н. Соколова, Р. Т. Гареева основаны на часто фигурирующих в литературе по эвристике следующих методах обучения:
1. «Мозговая атака» А. Ф. Ос бориа.
В ней наряду с традиционными приемами изобретательства, связанными с замещением, переносом, объединением и разделением, отмечаются приемы, стимулирующие воображение: система сжатых сроков, обсуждение проблемы в свободной обстановке без критики, создание атмосферы состязательности, а также выдвижение шуточных предположений.
Массовая «мозговая атака», предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно уве-
24
112006
личить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек.
2. «Мозговой штурм».
Этот метод был предложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога заключается в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контр-идей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:
1 этап - формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;
2 этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;
3 этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);
4 этап - систематизация и классификация идей» и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;
5 этап - оценка на реализуемость в процессе «Мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена
Педагогика и психология профессионального образования
только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей;
б этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых целей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутых контридей.
Наиболее эффективные результаты достигаются в тех случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяются на: 1)группу генерирования идей; 2)группу анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3)группу генерирования контридей-
3. Метод эвристических вопросов.
Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи.
Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Метод эвристических вопросов базируется на следующих принципах:
1)проблемности и оптимальности (путём искусно поставленных вопросов проблемность задач снижается до оптимального уровня);
2)дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);
3)целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию ~ цель деятельности).
4, Метод инверсии.
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов учебно-творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположенных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
5. Метод эмпатии (метод личной аналогии).
Метод аналогии всегда был ным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть в свою очередь установлены по форме и по структуре, по функциям, процессу и т. д. Метод эмпатии применим к различной творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в процессе художественного творчества). В условиях применения эмпатии учащиеся, студенты как бы сливаются с объектом исследования, а это требует огромной фантазии, воображения; возникающие фантастические образы и представления приводят к снятию барьеров «здравого смысла» и отыскиванию оригиналь-
25
Казанский педагогический журнал
ных идей. Метод Эмпатии может широко использоваться не только в решении технических, но и, например, литературных задач, задач художественного творчества.
А. В. Хуторской применил известные оргформы, например, эвристические уроки, лекции, семинары, а также разработал новые - эвристическое погружение, творческая неделя, эвристическая олимпиада.
Эвристические уроки отличаются от традиционных тем, что включают в себя создание учениками собственных образовательных продуктов орг-деятельностного, когнитивного и креативного типов. Оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания, норма творчества, разработки и защиты индивидуальных образовательных программ; уроки рецензирования, самооценки, рефлексии. Уроки когнитивного типа: урок исследования объекта. Урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира). Урок работы с культурно-историческими аналогами, метапредметный урок, урок -концепт. Уроки креативного типа: урок - фантазия, поисковый урок. Урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического, образного и т.п.) творчества. Урок символотворчеетва, урок составления задач, урок «изменения» истории. Урок - эвристическая ситуация, прогностический урок, урок защиты творческих работ.
Наиболее результативными явились следующие виды эвристических лекции и семинаров: инструктивные лекции, лекция-диалог, лекция с науч-
26
112006
ной структурой, лекции теоретического конструирования, лекция по введению культурно-исторических аналогов, методологическая лекция, межпредметная лекция, вводный эвристический семинар, семинар с индивидуальной работой, с групповой работой, семинар в группах по выбору, генерация идей, семинар - «круглый стол», рефлексивный семинар.
Специфика применения эвристических методов состоит в том, что все они применяются в качестве особых технологий, осуществляемых помимо традиционной классно-урочной системы обучения с системами эвристических занятий, например, творческие недели проводятся в конце каждой учебной четверти, сменяя привычное классно-урочное обучение.
Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта (А. А. Ухтомский), обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью метапред-метного содержания и методов эвристического обучения.
Творческая неделя увеличивает продолжительность и качество творческих работ учеников, студентов над одной темой или проблемой. Система индивидуальных творческих работ обеспечивает комплексную самореализацию учеников, поскольку ориентирует педагогов на творческое осмысление своего предмета, разработку личностного и эвристически-ориентированных программ занятий, учитывающих индивидуальные особенности студентов.
Педагогика и психология профессионального образования
Перечислим методы, которые конкретизированы и модифицированы: метод смыслового, образного и символического видения, метод эвристического наблюдения, метод конструирования понятий, правил, теорий, метод гипотез, метод прогнозирования, методы создания образовательных программ, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, методы рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки [ 4» с . 51.
Один из способов активизации творческого потенциала студентов метод инсценировки - создание художественного студенческого театра, который наиболее ярко выражает идеалы народного искусства, где от костюмеров до режиссёра, являются сами студенты. Проигрывание эпоса, лирики, драмы, исполнение терме (народные напевы) приближает студентов к истокам народного искусства, способствует формированию национального самосознания.
Преподаватели кафедры педагогики Кзылординского Гуманитарного университета Республики Казахстан активно руководят театральной, музыкальной, литературной деятельностью студентов, которые участвуют в университетских творческих коллективах, являются лауреатами песенных и танцевальных конкурсов разного уровня.
В ходе каждого этапа исследования с помощью эвристических методов проводилось конструирование индивидуальных систем занятий, выбор студентом целей деятельности из предложенных преподавателем, составление плана действий для отдель-
ной операции, составление исследовательских планов, разработка проектов, определение способов деятельности и способы деятельности изучаемой дисциплине (например: нахождение способов определения видов народного Искусства, придумывание методов стихосложения), выявление своих результатов и способов их получения, эмоционально-образные способы рефлексии.
С целью формирования национального самосознания согласно разработанному нами учебно-методическо-му и воспитательному комплексу, который вводился в учебно-воспитательный процесс вуза поэтапно. На 1 -2 курсах были введены дополнения в содержание педагогических дисциплин «Педагогика», «История педагогики», на 3 курсе — дополнение к программам спецкурсов, «Основы педагогического мастерства», «Методика воспитательной работы», дополнения к программе курса «Казахская этно-педагогика» с использованием материалов народного искусства, на 4 курсе - спецкурс «Народное искусство». На 3-4 курсе были даны задания на педагогическую практику. С 1 по 4 курс творческий центр «Щамшырак» проводил цикл воспитательных мероприятий, нацеленных на формирование национального самосознания средствами народного искусства с использованием методов эвристики.
В ходе каждого этапа с помощью эвристических методов делались промежуточные срезы для выявления качества усвоения национально-культурных элементов, введенных в содержание учебно-воспитательного процесса вуза. В ходе констатирующего
27
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
эксперимента с помощью анкетного опроса был выявлен уровень сфор-мированностп национального самосознания студентов по критериям, соответствующим трем компонентам (познавательному, нравственно-эмоциональному, поведенческому). Результаты анкетного опроса показали, что причиной низкого уровня сформиро-ванности национального самосознания студентов как экспериментальной, так и контрольной группе являются слабое знание культуры, истории, отсутствие стремления к изучению родного языка, невысокий уровень культуры межнационального общения.
Эти недостатки устранялись на этапе формирующего эксперимента. Содержание вопросов теста № 1 касалось традиций, обычаев казахского, русского народов, терминов, исторических личностей, способствующих укреплению национального самосознания народа. Тестовый контроль дал положительные результаты: 60% студентов дали правильный ответ на все 30 вопросов, 30% дали правильный ответ на 13-18 вопросов и 10% ответили правильно на 8-10 вопросов. Устранение вышеназванных недостатков осуществлялось при помощи введения спецкурса «Народное искусство». Результаты тестирования свидетельствовали о том, что 73% студентов получили новые знания о нацио-
112006
нальной культуре своего и других народов. В ходе исследования были организованы: круглый стол, семинар для преподавателей и кураторов, по обсуждающейся проблеме «Педагогическая эффективность эвристических методов в формировании национального самосознания средствами искусства».
Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает педагогическую эффективность эвристических методов в формировании национального самосознания студентов средствами народного искусства.
Литература:
1. Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству.- Адматы: Гылым, 1998.
2. Мухтарова Ш. М. Формирование национального самосознания студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата Педагогических Наук по специальности 13.00.01 - Общая педагогика. Ш. М. Мухтарова,- Караганда, 2002,- 20 с.
3. Мудрик В. О. О воспитаний, старшеклассников. 2-е издание, М.: Педагогика, 1981,- 176 с.
4. Хуторской А. В. Эвристический тип образования; результаты научно-практического исследования / Центр дистанционного образования «Эйдос» // Интернет-журнал «Эидос»: http://www.eidos.ru/ ]оигпа1/2002/0423-1.Мт,- 2002,- 11 эл. с.