Деятельность педагогов школы сфокусирована на личности ученика, на развитии его природных задатков и способностей, на создании обстановки социальной защищенности и отношений содружества и сотворчества Профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогические работники показывают, проводя открытые уроки и мероприятия для учителей республики и города, принимая активное участие , в работе городских методических объединений, семинаров, «круглых, столов», «дней открытых дверей» и др.
Таким образом, системная внутришкольная научно-методическая работа позволяет достигать высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
В связи с этим руководителю образовательного учреждения очень важно определить место научно-методической работы во внутришкольном управлении.
Библиографический список
1. Лебедев, В. В. Управление развитием образовательной деятельности учителя: Дис...канд. пед. наук. - М.,2003. - 201 с.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998, - 256 с.
3. Моисеева, А. М. Программно-целевое управление развитием образования - М., 2001. - 15 8 с.
4. Файоль, А. Общее промышленное управление. - М.: Книга, 1929. - 122 с.
5. Габдулин, Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. - М., 1987. - 186 с.
УДК 378.089
Р. Н. Наурызбаева
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО
ИСКУССТВА
Базовые программные идеи всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения, озвученные в Посланиях Президента страны
Н. А. Назарбаева народу «Казахстан - 2030», «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», получили государственную поддержку в Законе Республики Казахстан «Об образовании» и Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г. В этих основополагающих государственных документах определены перспективы развития национального образо-
вания, предполагающие создание условий для подготовки учителя новой формации и творческой самореализации учащихся.
В современный период развития общества проблема художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства становится актуальной в силу важности национальных духовных ценностей в процессе воспитания учащихся как творческой личности.
В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылординского гуманитарного университета идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания взаимодействии и диалоге культур для развития художественно-творческой деятельности средствами народного искусства эвристическими методами обучения.
У каждого народа имеется своя национальная система воспитания. Чувство народности сильно в каждом человеке и образовательная система определяется национально-неповторимыми методами. Осознание значимости народного искусства возможно в приобщении его к историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому для развития педагогической науки важно возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа. Особую роль в творческой самореализации школьника играет национально-культурный потенциал народного искусства, связанный с народными традициями, художественно-творческой, музыкальной и театральной деятельностью. Художественно-творческая деятельность учащихся средствами народного искусства обеспечивает её эффективное формирование на основе сотворчества педагога и ученика, самостоятельного поиска и максимальной реализации его творческих задатков.
Художественное развитие личности рассматривается как одна из самых актуальных проблем современной педагогики, системы воспитания и образования. В связи с этим на первый план выходит проблема использования произведений народного искусства для развития художественно-творческой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Народное искусство, традиции и обряды, фольклор эффективно воздействуют на воспитания трудолюбия, гуманности, гордости за свой народ.
Язык, память и культура - важная трилогия народного менталитета. Центральным звеном эстетического освоения действительности справедливо принято считать искусство. Искусство, являясь частью духовной культуры, сосредотачивает в себе главные смысловые идеи времени. Оно находит свое воплощение в оригинальных формах, созданных людьми, наделенными уникальной природной способностью, умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности: словом в литературе, цветом в живописи, интонацией в музыке, игрой актеров в театре и т. д. Искусство - это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности.
Искусство - это совокупность всех видов искусств и реально существующих (художественных) произведении [1, с. 285]. Художник чуток к тем изменениям, тенденциям, которые только зарождаются в обществе, он осмысливает то, что не замечается большинством или оценивается иначе. Художник многое ощущает, переживает и выражает острее, чем обычные люди.
Искусство выражает и закрепляет в художественных формах обществен- «■ ные идеалы, центральные проблемы мировоззренческого характера, поэтому можно сказать искусство создает автопортрет общества [1, с. 293].
В художественном творчестве присутствуют черты, роднящие его с наукой и изобретательством. С одной стороны, художник, подобно изобретателю, должен создать конкретную вещь - картину, поэму, художественные образы. Как ученый - художник должен проникнуть и в суть изображаемых событий. Художник - портретист стремится не только к внешнему сходству с моделью, его задача - изобразить через внешность человеческий характер, проникнуть в его глубину. Мысль об универсальном проявлении творческой деятельности содержатся в трудах многих современных исследований.
Л. С. Выготский чрезвычайно определенно высказался о том, «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [2, с. 29].
Народное искусство как социальная универсалия вбирает в себя все особенности формирования и развития общества и выдает нам результат для анализа. Народное искусство каждого народа несет в себе общечеловеческие ценности - те ценности, которые определяют нашу причастность к истории и культуре в целом. Вместе с тем, исторический опыт каждого народа своеобразен, его специфика, определяемая природными условиями существования этноса, взаимоотношениями с соседними народами, особенностями социальной и культурной истории, предопределяет, главным образом, самобытность и индивидуальность национального искусства. Национальная самобытность выступает выразителем традиций национального характера, темперамента, речи, художественного мышления. Народная поэзия сопровождала кочевника - степняка на протяжении всей его жизни, в ней отразились все её важнейшие события: рождение и смерть, военные конфликты и мирный труд, праздники и перекочевки. Древнейшим пластом казахской литературы являются жанры, связанные с первобытной магией и языческими обрядами: заклинания, заговоры, предсказания, проклятия. Обрядовая поэзия сопутствовала человека всю жизнь: при рождении ребенка пелись колыбельные песни, после смерти человека, на похоронах - скорбные плачи и причитания, утешительные песни. Каждому этапу свадебного обряда соответствовала особая песня. Тойбастар (песня) открывала свадьбу, извещала родичей о радостном событии. В импровизированном плаче «сын-су» невеста оплакивала свое беззаботное девичество при прощании с родным аулом, подругами и близкими. Песенный диалог жар-жар, исполняе-
мый поочередно двумя хорами - джигитов и девушек, раскрывал два взгляда на женскую долю: шуточно-утешительной песне джигитов, представляющих сторону жениха, противопоставлялась грустная песня девушек, оплакивающая утраты и разлуки. Обряд открывания лица невесты, завершавший свадебные торжества, сопровождался наставительной песней беташар, в которой акын (поэт) поучал невесту, делился опытом, давал советы, рисовал идеальный портрет невестки, переходя от назидания к шутке, от прозаических бытовых забот к поэзии и красоте любви и семейной жизни.
Более высокая ступень развития духовной культуры вызвала к жизни всеми любимый жанр сказок, в которых чисто эстетическая функция стала главенствующей, что открыло широкие возможности для художественного вымысла и безудержного полета фантазии. Персонажи сказок - животные и люди, герои и трусы, мудрецы и глупцы, богачи и бедняки, старцы и дети - воплотили в себе народные представления о плохом и хорошем, о справедливости и возмездии и счастливой жизни.
Значительны по объему и разнообразны по содержанию и форме дидактические жанры. К ним относятся басни, притчи, пословицы и поговорки, крылатые слова, загадки, назидательные речитативы (терме) и острословия (ше-шендик создер). Большинство произведений этих жанров содержит наставления, поучения, которые преподносятся слушателю в яркой и образной форме, облегчающей их запоминание и придающей им убедительность. Наличие рифмы и своеобразного ритма свойственно почти всем дидактическим жанрам, даже прозаические острословия заканчиваются рифмованной фразой. Помимо общих черт каждый из дидактических жанров обладает своими характерными особенностями. Так, назидательный речитатив терме (песни-назидания) состоит из цепочки наставлений, наблюдений, следующих друг за другом без строгого порядка и логической последовательности и объединенных общей рифмой и синтаксическим параллелизмом.
Большую роль в сохранении и передаче подрастающим поколениям опыта предков, накопленных или знаний об окружающей действительности, играют загадки. Они требуют от разгадывающего умения логически мыслить, воображения, знания жизни, большой культуры. Загадки отличаются смелой образностью и красочностью языка. Они входят составной частью в другие жанры фольклора: загадка - непременное композиционное звено во многих сказках, загадка придает остроту и содержательность айтыса (песенному состязанию). Как и загадки, очень популярны в народе пословицы и поговорки - древнейшие жанры дидактического фольклора. Они охватывают практически все стороны материальной и духовной жизни казахского народа, запечатлевая его исторический опыт в лаконичных, метких, образных выражениях. Об их значении говорит тот факт, что на протяжении веков они служили как бы сводом законов и правил в казахской степи. На них опирались судьи (бии) при решении самых сложных и запутанных конф-
ликтов. Меткое слово, проверенная жизнью истина нередко разрешали спор, подсказывали справедливое решение дела. Ценнейшей частью сокровищницы казахского народного искусства является героический эпос, который складывался в течение веков на основе древнетюркских эпических традиций. К огузским сказаниям восходит эпос об Алпамысе; к кипчакской эпической традиции, развивавшейся позже среди ногайских племен, восходят «Кобланды», «Ер Таргын», «Камбар» и другие. К героическим произведениям тесно примыкает социально-бытовой эпос, который не всегда отдален от первого строго границей: в героическом эпосе большое место занимают темы любви, женитьбы героя, его борьбы за семейный очаг, В социально-бытовом эпосе раскрываются темы мужества и подвига, борьбы с иноземными захватчиками. Центральное место по художественной значимости, объему и количеству произведений занимает героический эпос, воспевающий подвиги народных героев.
Анализ древнейших пластов героического эпоса показывает, что он зародился на основе реальных исторических событий минувших лет, отражает борьбу казахского народа против джунгарских, кокандских, хивинских завоевателей. В героическом эпосе разных народов есть много общего, поскольку типологически сходной была та стадия социально-экономического развития тех народов и обществ, которые ощутили глубинную потребность и получили возможность эпического восприятия и отражения действительности. Многие эпические произведения являются общим культурным достоянием близких друг к другу народов. Таковы предания о Коркыте, эпос об Алпамысе, песни о Кероглы. Их поют и рассказывают казахи и киргизы, туркмены и азербайджанцы, узбеки и каракалпаки.
Сказители, акыны и жырау (поэты-певцы) торжественно и величаво ведут повествование, чередуя речитатив с наигрышем на домбре, или же сочетают слово с пением без аккомпанемента. Напевно-речитативная форма исполнения казахского эпоса - результат органического слияния речевой и музыкальной интонации, стиха и напева. Крупнейшим произведением казахского эпоса является «Кобланды батыр», входящий в состав кипчакского - ногайлинского цикла. В основе сюжета - борьба кипчаков против кы-зылбасов, Эпос состоит из двух глав. Первая рассказывает о храбрости Кобланды, о его подвигах при защите родной земли, проводит идею объединения кипчакских племен для отпора захватчикам; вторая повествует о победах героя над ханами и внутренними врагами, нередко его врагами оказываются калмыки. Всего насчитываются 28 вариантов этого эпоса. Поэтика «Кобланды батыра» представляет собой образец воплощения всех художественных возможностей эпоса. Сокровище казахской устной поэзии создавались и передавались из века в век, из поколения в поколение талантливыми выходцами из народа Султанбай, Шоже, Кемпирбай - выдающиеся по-эты-импровизаторы, жившие и творившие в прошлом. Их искрометное твор-
чество впоследствии продолжили Жамбыл, Кулмамбет, Иса, Доскей, Нар-тай, Кенен. Их роизведения вошли золотой фонд народного искусства. В наше время осуществляется преемственность поколений, возрождается неординарное искусство народа.
Разработке вопросов, связанных художественно-творческой деятельностью учащихся средствами народного искусства уделяли внимание П. П. Блонский, С. И. Шацкий, А. С. Макаренко, А. К.Кунанбаев, Ы. Алтынсарин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев и др. Художественно-творческая деятельность является сутью, фундаментом и вершиной творчества. Изучая этот чрезвычайно интересный и уникальный предмет, можно понять самые сокровенные тайны бытия. Именно такими прозрениями славятся великие деятели искусства. Через изучения психологии художественного творчества можно понять, как следует гармонично развивать собственных детей, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути.
Наслаждение художественным творчеством достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слёзы сострадания и сочувствия. Все эти ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве» [3,6].
Вдохновение - внезапное понимание образов и их взаимосвязи. Оно как могучий поток уносит давящий груз сомнений, неуверенности, заторы прежних неудач, приносит новые свежие идеи, неожиданные решения. Все вдруг проясняет, делает понятным, достижимым, и невозможное становится понятным.
Вдохновенье является тем состоянием, когда с предельной мощью раскрывается все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя, друг друга [4, 297]. Состояние эти истощают духовные силы, но дарят просветление. Вдохновение и интуиция часто сопутствуют друг другу. В интуиции нет чего-то сверхразумного. Еще Декарт понимал интуицию не как беспорядочное воображение, а как «понятие ясного и внимательного ума». Интуиция тем ярче, её вмешательство в процессе творчества тем действеннее, чем большим опытом обладает творец, чем шире и глубже его знание мира.
Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное разрешение бессознательного - вот её наиболее вероятный ответ [5, 42]. Проблема «человек - человек» начинается с личности. Личность определяет психика, здоровье, интеллект, характер, отношение к окружающим, отношение к обществу. С другой стороны, принимаются во внимание развитие личности, её целостность, убеждения, самооценка, устойчивость, потребности вообще и осознанные потребности. Потребности
бывают низшие: витательные (питание, самосохранение, сексуальное влечение) и высшие: интеллектуальные, моральные, эстетические. По мере развития личности меняется её структура. От первого класса школы к вузу возрастает значение таких показателей, как волевые качества, отношение к себе, отношение к труду, способности, убеждения, относительно изменяются отношения к дисциплинам. Для пятиклассника очень важны его интересы и склонности и отношение к педагогам. В восьмом классе он больше дорожит мнением одноклассников, серьезно относится к общественным поручениям и жизненным планам. В старших классах бурно проявляются эмоциональнодинамические качества и вновь приобретают значение и склонности. Исходя из этого, мы отмечаем, в большинстве своем дети обыкновенные, но очень разные. И это разное нужно уметь видеть, уметь уважать и уметь раскрывать природные склонности. Нет неспособных детей, а есть те, кто учится не 110 способностям. За редким исключением, талант не раскрывается сам собой -его нужно распознать, развивать, подводя весь педагогический процесс к развитию.
Процесс творчества делят на три или четыре стадии: задумка сюжета (возникновение замысла), подготовительная стадия (вынашивание замысла, накопление материала), стадия открытия (в связи с ней рассматривается проблема вдохновения) и стадия проверки готового результата [6, с. 208]. В подготовительной стадии зреет образ, погруженный в общий жизненный опыт человека, в стадии реализации средствами народного искусства происходит длительный процесс, в котором часы, минуты вдохновенной работы сменяются периодами реального пересмотра созданного. Любое созданное произведение напоминает развивающий организм, требует к себе внимания, справедливой критики, похвалы, признания, принятия, заставляя артиста, певца, художника, поэта ставить себе новые задачи.
А. И. Лук (1976) выделяет таюке 5 стадий: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого умения и формулирования задачи. Четкая формулировка задачи - это половина решения; 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия. Период инкубации; 4) озарение или инсаит выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении; 5) верификация или проверка [9]. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданный данной культурой, он всегда опирается на то, что было сделано до него, в этом залог прогресса.
Произведение искусства - это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием художника [7, с. 733]. Ведь сам смысл творчества - доставить радость людям и себе. Радость успеха, ожидание удачи и признание людей - один из источников вдохновения.
В современной этнопедагогической мысли художественно-творческая деятельность средствами народного искусства является базисной в разработке педагогической системы эвристического обучения. Художественнотворческая деятельность средствами народного искусства является основой педагогических традиций великих цивилизаций. Она, на наш взгляд, основана на реликтовых формах восприятия, находивших свое выражение в складывании первичных (спонтанных и комплексных) протообразов, и возникших на их основе «способов и репрезентации информации в виде образов-символов, символических и образных средств, представления и оперирования информацией.
Она является закономерным этапом естественного развития мыслительной способности человека, все «она сохраняют свою значимость (хотя и в различной степени для различных культур) и продолжают функционировать в мышлении современного человека [8, с. 8].
Художественное развитие и саморазвитие личности рассматривается как одна из самых актуальных проблем педагогики. Использование народного искусства в организации художественно-творческой деятельности учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработка и внедрение курса изучения казахского народного искусства;
- проведение отбора произведений казахского народного искусства;
- определение видов народного искусства на основе учета возрастных особенностей учащихся;
- организация процесса обучения на основе учета специфики предлагаемого содержания учебного материала, определяющего выбор методов и форм обучения;
- проведение вариативных интегрированных уроков родного языка, литературы, музыки и истории Казахстана с использованием эвристических методов обучения;
Общий замысел исследования конкретизировался следующими задачами:
1. Раскрыть педагогический потенциал народного искусства в системе эвристического обучения художественно-творческой деятельности учащихся как средство развития и са*моразвития личности;
2. Разработать и апробировать программу и содержание курса художественно-творческой деятельности учащихся на основе народного искусства;
3. Разработать и обосновать критерии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства с применением эвристических методов обучения.
На занятиях художественного творчества эвристическими методами обучения формируются литературные понятия:
- тема и идея художественного произведения;
- сказки, виды сказок (про животных, бытовая, волшебная); рассказы, стихотворения, басни, легенды, мифы, героические эпосы, былинные сказы, притчи, загадки, пословицы, айтысы, терме и др.
- пейзаж, обстановка в литературном произведении,
- портрет, характер героя,
- монолог, диалог,
- присказка, зачин, придумывание концовки сказок;
Прежде чем приступить к уроку по народному искусству, мы провели подготовительную работу. Провели анкетный опрос по определению уровни знания по видам народного искусства, дали предварительные задания по выбору исполнение песен, терме (назидательные напевы), выразительное чтение наиболее понравившиеся отрывки из героических эпосов. Были подготовлены и проведены тесты по видам народного искусства. Краткие объяснения по теме: Традиции и обряды казахов: Айга бата беру - оказание ритуальных почестей луне. Новолуние было символом продолжения и развития жизни. Поэтому, увидев в ночном небе новую луну, согнутую в серп, каждый казах читал молитву. По расположению новой луны казахи определяли и прогнозировали погоду текущего месяца. Так, если луна лежит на спине, то ожидается ненастная, дождливая погода, неблагоприятная для хозяйства, если же серп луны расположен вертикально, то, наоборот, погода будет хорошей. При прогнозировании погоды в счёт принимались все фазы: новолуние, полнолуние и междолуние - олиара, темные ночи.
Сказки, легенды, шежире (история народностей в поэтическом исполнении) и дастаны (поэмы) рассказывались с большим мастерством, с учётом уровня развития и саморазвития воображения, творческого мышления, с использованием эвристических методов в сочетании с образным, выразительным языком. В арсенале народного искусства имелись эвристические методы и приёмы развития и саморазвития кочевников: благословение, клятва, напутствие, метод эвристического диалога Сократа, метод свободных ассоциаций, метод выдвижения гипотез, развивали дискуссионные умения перед аудиторией, способствовали художественно-творческой деятельности с раннего детства.
Изучение и анализ научно-педагогической литературы и практики по вопросам художественно-творческой деятельности средствами народного искусства как условие развития и саморазвитие позволили сделать вывод, что теоретические и практические аспекты данной проблемы достаточно исследованы. Вместе с тем наблюдается недостаточная научная разработанность системы приобщения детей к народному искусству, способствующих художественной деятельности как условие развития и саморазвития личности.
Для обеспечения саморазвития учащихся, как основы развития его способностей необходимо:
- привитие учащимся высокой самооценки, уверенности в своих способностях;
- создание эмоционально-доброжелательного климата, радостное отношение к художественно-творческой деятельности;
- своевременные позитивные анализы результатов индивидуального творческого продукта деятельности;
- оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, как урочной, так и во внеурочной деятельности.
Нами была разработана целостная модель управления процессом приобщения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства. Спроектированная нами модель процесса приобщения базируется на системном подходе и включает в себя цель, педагогические условия использования средства народного искусства для художественно -творческой деятельности учащихся.
1. Целевой компонент: Развитие и саморазвитие художественнотворческой деятельности учащихся средствами народного искусства.
Задачи: Развитие умений и навыков творческой деятельности, выбор видов содержания народного искусства, выбор видов художественнотворческой деятельности.
2. Организационно-педагогический компонент:
- обоснование организационно-педагогических условий;
- отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов народного искусства в педагогический процесс: целенаправленное направление художественно-творческой деятельности учащихся;
- создание художественно-творческой среды;
- организация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с деятелями народного искусства: певцами, артистами, акынами (поэтами), писателями, художниками и др.
- вовлечение родителей, меценатов в активные формы совместной деятельности с детьми;
- разработка экспериментальной образовательно-воспитательной программы «Художественно—творческая деятельность учащихся средствами искусства».
3. Содержательно - деятельностный компонент:
- Этнопедагогизация системы художественно-творческой деятельности учащихся по программе «Народное искусство»;
- Этнопедагогизация учебной деятельности путем внедрения компонентов народного искусства в программное содержание учебных предметов;
- организация познавательной, развлекательно-познавательной, творческой видов деятельности;
- интеграция видов народного искусства в учебный процесс;
4. Результат: формирование целостного знания содержания народного искусства, усвоение навыков художественно-творческой деятельности личности.
Эффективность реализации данной модели связана с разработкой программы «Народное искусство» и перспективного плана совместной деятельности педагогов и учащихся, которые направлены на решение задач развития и саморазвития художественно-творческой деятельности личности средствами искусства.
Степень сформированности знаний учащихся определяется через педагогическое наблюдение, анализ проведенных и наблюдаемых праздников, конкурсов, викторин, игр, изучение и анализ продуктов деятельности детей, анкетирование, проведение групповой беседы. По итогам исследований издавался сборник творческих работ учащихся с предисловием и напутствием авторитетных представителей народного искусства, победители творческих конкурсов награждались грамотами, путевками на участие путешествии по историческим местам.
Воспитательные возможности казахского народного искусства дает основание утверждать, что осуществление духовной преемственности поколений способствует художественно-творческой деятельности учащихся, обеспечивая развитие и саморазвитие личности в современном социуме.
Библиографический список
1. Оганов, А. А. Теория культуры / А. А. Оганов, И. Г. Хангелдиева. Учебное пособие. - М;.2003. - 403 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: В 6т. Т.4. Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Отто, Ранк. Эстетика и психология художественного творчества. // Психология художественного творчества. Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999.-752 с.
4. Гончаренко, Н. В. Вдохновение и интуиция / Н. В. Гончаренко // Психология художественного творчества. Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 752 с.
5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский - М., 1986. -С.91-110.
6. Волков, Н. Процесс изобразительного искусства и проблема «обратных связей. / Н. Волков //Психология художественного творчества. Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999.
7. Рудольф, Арнхеим. Искусство как терапия. // Психология худ. творчества. Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест. 1999. - 752 с.
8. Бескова, И. А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова. - М., 1993.- 198 с.
9. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. -141 с.