Научная статья на тему 'Концептуальные основания этнокультурного образования'

Концептуальные основания этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNICITY / NATION / TRADITIONS / CULTURE / UPBRINGING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновская Светлана Михайловна

В статье сформулированы теоретические основания развития этнокультурного образования. Концептуальная база этнокультурного образования рассматривается в категориях «этнос нация»; «культура воспитание образование». Этнопедагогика представлена как механизм формирования национального самосознания. Анализируется состояние и изменение в этнокультурном образовании на севере Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article formulates theoretical grounds of ethnocultural education development. The conceptual basis of ethnocultural education is considered in the categories ethnicity nation; culture upbringing education. Enthnopedagogy is represented as mechanisms of national self-consciousness formation. The article analyzes the condition and changes in ethnocultural education in the north of Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания этнокультурного образования»

УДК 37.013.43 (571.16)

С.М. Малиновская

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образовательных систем РАО

Исследование проблем развития современного российского образования привело к появлению различных концепций поликультурного, этнокультурного, национально-регионального и глобального образования.

В разработку данной проблемы и функционирование национально-региональных образовательных систем внесли значительный вклад российские ученые: Е.В. Бондаревская, В.А. Вакаев, Г.Н. Волков, И.Л. Набок, М.Ю. Новицкая, А.Б. Афанасьева, А.Б. Панькин и др.

А.Б. Афанасьева рассматривает этнокультурное образование как целостный процесс изучения и практического освоения ценностей этнокультуры во всем их многообразии, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту. Термин «этнокультурное образование» применяется по отношению к малочисленным народам, понимается как национальное в конкретном регионе [1, с. 443; 2].

Теоретические основания национальной системы образования разработаны В. А. Вакаевым и рассматриваются в категориях «культура», «этнос», «нация», «образование», «воспитание», «традиции», «этническое самосознание», «этническая идентификация», «этническая картина мира», «поведенческие модели этноса», «этническая психология». Ключевой идеей при раскрытии вышеперечисленных понятий является соотношение пар категорий «этнос» - «нация» и «воспитание» - «образование», в контексте культуры рассмотрены остальные термины.

Опираясь на общепринятое определение, предложенное Ю.В. Бромлеем, этносом является «исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований» [3, с. 60]. Функционирование этноса обеспечивается двумя типами информационных связей: синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени). Первый тип обеспечивает территориальные границы, а второй - этническую преемственность. В соответствии с этими типами связей принято выделять две формы этноса: этникос, в основе которого лежит

передача этнокультурной информации от поколения к поколению (диахронные связи), и этносоциальный организм, базирующийся, помимо этнических (культурных), на территориальных, политических, экономических, социальных связях.

Сторонники подобного подхода рассматривают этнос как социальную общность: «Что касается основных свойств этноса, то такие свойства проявляются, прежде всего, в специфических чертах создаваемой его членами культуры, а также в их этническом самосознании» [3, с. 28].

В развитии этноса как социального организма выделяются его основные формы существования: род, племя, народность, нация [3, с. 49; 4, с. 619].

Ранней формой этнической общности является род - кровно-родственное объединение людей, связанных коллективным трудом, общностью языка, нравов, традиций. В результате объединения нескольких родов появляется племя - тип этносоциального организма доклассового общества, характеризующийся общей территорией, экономической общностью, общностью языка, происхождения, кровнородственными связями. По мере дальнейшего развития этнических объединений на базе рабовладельческого и феодального способов производства сложилась экономическая, языковая, территориальная и культурная общность - народность, которая характеризуется заменой прежних кровнородственных связей территориальными [4, с. 225].

С развитием капиталистических отношений усиливаются экономические и культурные связи; начинает формироваться национальный рынок, в результате различные части народности сплачиваются в одно целое - образуются нации.

Приступая к характеристике существенных признаков, определяющих нацию, отметим, что существует множество теорий, интерпретирующих происхождение и сущность нации как социального явления; эти теории условно можно разделить на историко-идеалистические и историко-материалистические. Их анализ не является задачей нашего исследования, поэтому в качестве рабочего мы взяли историко-материалистическое определение, принятое в отечественной философской науке: «Нацией можно назвать историческую, устойчивую общность людей, которая складывается в ходе формирования экономических территориальных

связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера» [3, с. 49; 4, с. 325].

Условия, влияющие на формирование и развитие нации, можно разделить на объективные, отражающие территориальные, политические, экономические и социальные связи, и субъективные, отражающие культурные отношения. Данное деление весьма условно, оно базируется на выделении в этносоциальном организме (нации) двух компонентов: этнического и социально-экономического. Поэтому, говоря о субъективных условиях, будем иметь в виду не гигантский пласт духовной сферы жизни общества, пронизывающий все без исключения компоненты нации, но лишь этническую культуру.

В первой группе одним из важнейших условий является территория, т.е. «вся совокупность природных условий, включая климатические особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и др.». Большое значение имеет принадлежность к одному государству: «Только тогда, когда группа индивидов принадлежит одному государству, - она действительно образует нацию» [3, с. 50; 4, с. 512]. Третьим из объективных условий является совместное производство материальной жизни, т.е. экономические условия, формирование общенационального рынка, региональное разделение труда, отношения в связи с производством, распределением, потреблением материальных благ и связанное с этим процессом производство социальной жизни.

Вторую группу составляют субъективные условия, связанные с культурой.

Культура - понятие широкое, всеобъемлющее. Термин «культура» включает множество феноменов, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому попытки свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказались безуспешными. В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание» [5, с.73].

Культура этнической общности представляет определенную целостность, состоящую из ряда компонентов (язык, обычаи, религии, традиции, нормы поведения, устное творчество и т.д.). Каждый из компонентов является системой и подсистемой взаимосвязанных и взаимопроникающих элементов. Это позволяет национальной культуре сопротивляться внешним воздействиям и восстанавливаться, когда какая-либо ее часть оказывается разрушенной [3, с. 30; 4, с. 186].

Трансляция этнокультурной информации осуществляется различными способами через артефакты материальной и духовной культуры, посредством вербального и невербального общения. Главной же формой передачи культуры является

язык, который обладает функциями сохранения этноса. Язык выступает главным средством интеграции и хранения культуры этноса, важнейшим условием межпоколенной культурной преемственности [6, с. 73-74].

Для отражения наиболее устойчивых компонентов культуры применяется термин «традиция»: «Традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Традиции пронизывают все сферы общественной жизни. Именно благодаря их существованию происходит воспроизводство культурного наследия этноса» [7, с. 596; 4, с. 578].

Тесно связана с понятием «традиция» категория «обычай», которая является более узкой и обозначает традиции в соционормативной сфере культуры (определенные устойчивые образцы, общепринятые нормы социального поведения) [7, с. 395].

Характеризуя культуру этносоциальной общности с позиций историко-материалистической концепции развития общества, способ производства материальных благ рассматривается в качестве определяющего все компоненты культуры и признается, что уровень духовной культуры в решающей степени зависит от материальных условий. Но в то же время считается, что далеко не все элементы культуры жестко детерминированы экономическим базисом.

Следующим элементом группы субъективных факторов служит психический склад этноса, или этническая психология, который не следует отождествлять с культурой. Дать определение этим категориям весьма сложно, поскольку довольно часто в науке ставится под сомнение правомерность изучения психики этнических общностей. Однако ряд ученых считает возможным изучение национального характера как особой социально-философской категории с оговоркой, что недопустима абсолютизация характера отдельных этнических общностей, так как большинство определяющих черт психического склада является общечеловеческими (трудолюбие, храбрость, целеустремленность, аккуратность, патриотизм т.д.). Видимо, вопрос можно ставить лишь о формах и оттенках их проявления.

Следующим шагом является сопоставление рассмотренных выше понятий «этнос» и «нация» с категориями «образование» и «воспитание». С точки зрения философии, понятие «образование» представляется рядоположенным по отношению к понятию «воспитание», которое трактуется как «целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объектив-

ное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т.е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах.

В более узком смысле, с точки зрения педагогики, воспитание понимается как функция человеческого общества, осуществляющая передачу новым поколениям ранее накопленных ценностей: знаний, морали, трудового опыта, опыта владения материальными богатствами и их увеличения как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды [4, с. 53; 11].

Воспитание имеет огромное значение в генезисе, развитии этноса и высшего его типа - нации, в сохранении культуры, самобытности - особенностей, отличающих его от других этнических общностей.

В процессе воспитания осуществляются преемственность и воспроизводство социального опыта в двух планах:

1) воспроизведение отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука);

2) воспроизведение социальной структуры общества и его «элементарной» базы, т.е. индивидов и их отношений.

Передача социального опыта в двух планах играет ведущую роль во всех сферах жизнедеятельности нации, так как позволяет воспроизводить совместную материальную жизнь нации, увеличивать ее материальные богатства, сохранять и развивать государственность [7, с. 73].

Сделанный вывод о значимости воспитания в большей степени присущ второй группе признаков нации, которые, в силу своей субъективности, полностью зависят от содержания и организационных форм образования, способа передачи.

Изучение социально-философских проблем национального образования требует выработки определенного подхода. К. Д. Ушинский определяет народность как один из подходов к национальному воспитанию, обуславливая это тем, что существует общая для всех этносов природная наклонность [8, с. 122]. Ушинский говорит, что именно природа является носителем национальных свойств. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что «нынешние поколения, утратившие социально-историческую память, живут на основе информационного багажа этногенетических представлений тех далеких эпох. Это в генах наших предков была закодирована большая часть наших современных задатков» [8]. Однако это заявление относится лишь к психологическим особенностям индивида, а через него -

этноса: «... это они, наши далекие предки, так властно заставляют нас сегодня поддаваться радости светлого дня и бояться ночи, цепенеть от страха и ликовать по причине удачи» [9, с. 53].

Можно привести множество примеров того, что дети определенного этноса, по каким-либо причинам воспитывавшиеся людьми другой национальности, приобретали все этнические признаки приемных родителей.

По мнению исследователей всех эпох, под национальной системой образования понимается система, транслирующая национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке и обеспечивающая их национальную идентификацию [10, с. 78].

Таким образом, можно утверждать, что существование всех типов этносоциальных общностей напрямую зависит от понимания закономерности, механизмов и условий передачи этнического опыта, что нашло свое отражение в этнопедагогике.

В понятии «этнопедагогика» выделяют два плана:

- содержание, система приемов, методов, обучение и воспитание; морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности, выработанные на протяжении всей истории народа и предназначенные для целенаправленного воспроизводства в образовании знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса [11, с. 71];

- наука, изучающая этническую систему образования.

В качестве синонима «этнопедагогика» употребляются термины «народная педагогика», «народное воспитание», «народные традиции воспитания».

Перспективы изучения этнопедагогики тесно связаны, прежде всего, с рассмотрением ее роли в формировании национального самосознания и преодоления отчуждения, а также возможностей ее использования в современной социально-педагогической практике.

Ответственность за моральное состояние общества лежит на школе. Личные и профессиональные качества педагога - эта основа равновесия взаимоотношений школы и семьи. Важнейшие качества такого педагога - не только глубокое знание своего курса, методическое мастерство, тонкое понимание индивидуальных особенностей ребенка и возрастной психологии, но и качества социолога, правоведа, краеведа, а главное, высоконравственного человека [2, с. 58].

В период организации учебного процесса, с учетом всего комплекса проблем и отношений с семьями учеников, педагоги реализуют цели, обусловленные как методологией преподавания, учеб-

ными технологиями, подготовкой к аттестационным экзаменам, так и моральной ответственностью человека перед человеком, педагога перед ребенком, его социальной ролью в обществе, моральным и физическим здоровьем.

Выполнение краеведческого, этнопедагогичес-кого подхода требует от педагога сохранения определенной методологической и структурной преемственности, воспроизводства педагогической традиции, личного сердечного, творческого участия в жизни учеников, так как основа педагогической деятельности заключается в необходимости духовнокультурного творчества. Только сотворчество всех педагогов в этом направлении, от первого до последнего урока, во внеурочном пространстве может дать возможность рассматривать ребенка в учебном заведении как целостное явление. Целесообразно вовлекать большую группу людей в духовно-культурное творчество, способствующее формированию, с одной стороны, другого типа философско-методологической научности, с другой - возрождению России. Однако духовно-культурное творчество может иметь место только с условием приобщения личности к традиции. Вне этой связи творчество невозможно. Итак, с целью решения задачи развития личности на основе образования следует, на наш взгляд, объединить два взаимно противоречивых процесса: создать жестко технологизи-рованную и функционализированную систему и вырастить сообщество педагогов, которое способно решать задачи воспроизводства, трансляции культурно-исторического содержания в традиции и развитии ее как таковой.

Основываясь на сформулированных этномето-дологических принципах, сделаем попытку проанализировать национальное образование на севере Томской области, его состояние и происходившие изменения. В революционный период на севере Томской области существовали специализированные стационарные или передвижные остяцкие школы первой ступени, в которых работали учителя, владеющие местными языками и диалектами. Позднее, в 20-е годы, были открыты школы-интернаты для детей севера, а также подготавливались национальные педкадры в остяцком педтехникуме (г. Колпашево) и других учебных заведениях города Томска и страны.

Во второй половине XX в. открытие на севере Томской области нефтегазоносных месторождений, развитие лесопромышленного комплекса дали толчок к значительному притоку населения из других регионов страны. Администрации северных районов стали обращать значительное внимание на удовлетворение интересов переселенцев, нужды народов Севера при этом отступали на второй план.

В народном образовании это сказалось на количестве школ-интернатов. Ранее было прекращено обучение детей коренных народов на родном языке.

На всей территории томского севера работает лишь одна национально-профилированная школа в этническом центре селькупов - поселке Иванкино Колпашевского района, где изучается родной язык (диалект) и ведется трудовое обучение детей в плане подготовки их к хозяйственно-промысловой деятельности: охота, рыболовство и собирательство. В начальной школе занятия ведет выпускница отделения института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург) Наталья Платоновна Иженбина.

В 2006/07 учебном году Н.П. Иженбина организовала кружок в г. Колпашево по изучению культуры и языка селькупов, куда съезжаются дети из близрасположенных поселков. В с. Парабель Пара-бельского района выпускница остяцкого отделения Колпашевского педучилища Ирина Анатольевна Коробейникова, закончившая факультет начальных классов Томского педагогического университета, на протяжении десяти лет ведет кружок по изучению языка и культуры селькупов в Парабельском доме творчества детей. На протяжении последних лет она представляет поделки детей на областной конкурс детского творчества, получившие награды и дипломы жюри.

Создание национальных сельских (поселковых) общин этнотерриториальных групп северных народов в местах компактного проживания, оформление этнических территорий приоритетного природопользования, находящихся в ведении этих общин, создание хозяйственных организаций (кооперативов) для освоения природных запасов таежной зоны томского севера требуют радикальной перестройки системы народного образования в регионе.

История российского образования богата оригинальностью идей, обилием смелых проектов и международных программ. Однако перспективы развития системы образования связаны не только с разработкой нового содержания образования и научно-методического обеспечения реформации в образовательной практике, но и с глубоким осмыслением, научным обоснованием и сравнительным анализом отечественного и зарубежного опыта.

Современное образование впитывает в себя многие традиции мировой и отечественной педагогической мысли и культуры. Этнокультурная специфика учитывается в самых разнообразных аспектах и рассматривается как эффективное средство создания новых и развития действующих в регионе образовательных систем, как условие развития человека поликультуры. Поэтому являются актуальными исследования, ориентированные на

систематизацию культурно-образовательных традиций региона и поиск условий их использования в широкой практике образования и подготовке специалистов для его сферы.

Думается, особая ценность усилий ученых заключается в систематизации традиций во взаимосвязи «образование - культура», «образование - наука», «образование - природа», «образование -человек» [13].

Центральная фигура в практическом реформировании современного образования - педагог. Изменение практики подготовки специалистов для сферы образования - это один из ведущих механизмов развития образования в целом [12].

Нам представляется, что взаимосвязь систем образования регионов Сибири перспективна, если охватывает весь комплекс современных проблем, учитывая как общее, так и особенное, преемственность между историей и современностью, отражая широкое разнообразие и альтернативность в выборе типа образования. Накопление банка научно-методических материалов, образовательных технологий позволит определить приоритеты в средствах и путях получения образования в условиях севера Сибири, а также раскрыть в полной мере его научно-образовательный потенциал. В этих целях важно раскрыть новые возможности для интеграции академического, университетского и педагогического научного потенциала в регионе в целях расширения и укрепления научных связей.

В сложившейся этнолингвистической ситуации необходимо акцентировать внимание на поиске содержания и технологий подготовки специалистов, выполняющих образовательную и эколого-куль-

турную функции. Значимость и актуальность подготовки таких специалистов объясняются формированием сознания у молодого поколения, лишенного крайностей этноцентризма, ориентированного на диалог, взаимодействие, взаимообогащаю-щие контакты, что является одним из путей преодоления межэтнической и межнациональной напряженности.

Следует подчеркнуть, что научно-исследовательские разработки подобной ориентации приобретают политологический смысл в свете теоретико-практической апробации развиваемых современными политиками и теоретиками идей [12].

Этнокультурное образование рассматривается как диалектическое единство обучения и воспитания, создающее условия для развития личности; его природа интегративна в соответствии с многосоставной и синергетической природой этнокуль-туры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры [1, с. 446].

Образование по своей сути не может не быть международным, не ориентированным на общие ценности экономической, культурно-образовательной кооперации и интеграции усилий регионов Сибири в решении глобальных и приоритетных для региона проблем. Такое образование развивает ответственность у молодого поколения за события, происходящие не только в стране, но и во всем мире, толерантность, уважительное отношение к другой культуре, истории, языку. Свободное владение национальными языками позволит расширить возможности для культурной интеграции народов, проживающих в этом регионе.

Поступила в редакцию 06.06.2008

Литература

1. Афанасьева А.Б. Реализация структурной модели этнокультуры в современном российском этнокультурном образовании // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов. Мат-лы IX Междунар. научно-практ. конф. / Под науч. рук. П.Л. Набока. СПб., 2007.

2. С.М. Малиновская Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве / Под науч. рук. В.А. Дмитриенко. Томск, 2007.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998.

5. Махмутов Ю.М., Махмутов М.М. Роль национальной среды в подготовке будущего специалиста // Воспитательный потенциал национальной культуры: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Казань, 2007. Ч. I.

6. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 2003.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Рапацевич Е.С. Минск, 2005.

8. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т. 1.

9. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост. вступ. ст. С.П. Егорова. М., 2000.

10. Валиахметова Н.Р. Вопросы национального образования и воспитания в истории отечественной педагогической мысли // Воспитательный потенциал национальной культуры: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». Казань, 2007. Ч. I.

11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.

12. Малиновский И.В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования на материалах Томской области: Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2004.

13. Кулемзин В.М. Взаимодействие культур в образовательном процессе // Этнопедагогика Сибирского севера: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Г.В. Залевский. Томск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.