РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 37.8.001
Р. Н. Наурызбаева
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
Статус независимости Республики Казахстан вызвал необходимость преобразований всех сфер общества, в том числе и сферы образования. Закон Республики Казахстан «Об образовании» в качестве главной задачи определяет «формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [1]. Возникла острая необходимость создания собственной национальной модели образования, ориентированной на сохранение государственной идентичности через формирование национального самосознания подрастающего поколения. Задачи использования богатого наследия народа в образовании также находят свое отражение в Государственной программе развития образования на 2005-2010 гг.
Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты не только через систему непрерывного образования, но и путем художественно-творческого взаимодействия учителей и учащихся средствами народного искусства, народных традиции. Поэтому возникает необходимость применение современных эвристических методов в подготовке и развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций.
В научной литературе пока не получили должного освещения аспекты этнохудожественного, этнокультурного образования в соответствии с тенденциями развития современных эстетических потребностей учащихся. Одним из качеств, способствующим многогранному развитию личности в концепции называется обладание ярким художественно-эстетическим сознанием. Оно предполагает развитое воображение, утонченные чувства, стремление к прекрасному, способность ценить красоту, художественный вкус, умение разбираться в произведениях искусства, развитое художественное сознание, собственная художественно-творческая деятельность позволяет учащимся ощутить личную причастность к культуре своего народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску. Направляющим
ориентиром могут стать высказывание самим К. Д. Ушинским о том, что «воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2, с. 201].
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений - это абстракция. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные и духовные ценности. Каждым новым поколением все это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.
Традиции, являясь социальными отношениями, т. е. родовой сущностью человека, проявляющейся в многообразных, конкретных формах в поведении людей, в их взаимных отношениях между собой, имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. Традиции не довлеют над людьми как некие формы, чуждые им. В жизни казахского народа традиции заменяли, по существу, не только образовательно-воспитательные процессы, но и правовые нормы.
Одной из характерных черт устной казахской поэзии является создание художественных произведений путем импровизации. Поэт-акын был мастером импровизации, и казахи признавали его акыном в том случае, если он без затруднения и без подготовки мог слагать стихотворные формы на любую тему Акыны с домброй в руках странствовали по степи, исполняя свои песни перед народом в часы отдыха и на больших празднествах. Вступали между собой в песенные состязания, которые и называются айтысом.
Ни одно из народных торжеств не проходило без участия поэтов-импро-визаторов. Естественно, что они пользовались всеобщей любовью и большим авторитетом среди народа. Темы их песен были самыми разнообразными: и события повседневной жизни, и история, и поэтический рассказ о чувствах, настроениях, чаяниях простых людей. Айтысы имели важное социальное и морально-психологическое значение в жизни казахского народа. В них, помимо сказанного, поднимались острые социальные проблемы, открыто критиковались недостатки и негативные явления, происходящие в жизни людей и в процессах управления народом.
Примером яркого песенного состязания могут служить айтысы Биржана и Сары. Отрадно отметить, традиции песенного состязания айтыс, возрождаясь, выходит на новый уровень импровизации, применяя эвристические приемы в состязании. Разнообразны виды и формы айтысов: состязание девушки и джигита, состязание поэтов, состязание в разгадывании загадок, басенные состязания и т. д.
В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылординского гуманитарного университета идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания, взаимодействия и применение народных традиций для развития художественно-творческой деятельности эвристическими методами обучения. Традиции казахского народа происходили и развивались на протяжении веков, в процессе становления и развития самого человека. Знания народных традиций, обычаев, этноэтикета дают возможность использовать истоки духовной культуры казахского народа, бережно сохранять самобытность казахского быта, обычаев, обрядов, поскольку в народных празднованиях, в повседневной жизни наиболее полно отражена сущность всех сфер жизни. В них содержатся наставления, нормы поведения, представление о красоте, воспитании детей, о навыках трудовой деятельности.
Художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. Изучая этот чрезвычайно интересный и увлекательный предмет, можно понять самые сокровенные тайны бытия. Именно такими произведениями славятся великие деятели искусства. Искусство как проявление истинно прекрасного, т. е. внутренней истины и чистоты внутреннего видения, является величайшей творческой силой. Народное искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознание ребенка, расширения «объема» его души.
Таким образом, возрождение национального самосознания, способствующее художественно-творческой деятельности учащихся средствами национальных традиций приобретает в настоящее время особую актуальность. Она определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует развитию и саморазвитию гармоничной и конкурентоспособной личности. Среди основополагающих условий, оказывающих наиболее продуктивное влияние на подрастающее поколение мы опирались на следующие:
- преимущественно художественно-творческая ориентация учащихся, последовательное включение в целостную систему воспитания на идеях народных традиций с раннего возраста;
- выявление и развитие художественно-творческих задатков с применением эвристических методов в процессе народных традиций;
- развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме, создание творческой образовательной среды;
- взаимодействие с мастерами своего дела, умельцами, носителями народного искусства: акынами, жырауами (поэты-певцы, носители фольклора), творческими деятелями, способствующие стимулированию творческой инициативы, творческого потенциала, самоактуализации, выявлению и развитию художественно-творческих задатков, развитию художественно-творческой деятельности через мотивацию достижения на успех и признания, позволяющий осознать свой мотивационный и личностный потенциал;
- учет возрастных особенностей и уровня развития детских коллективов.
Данные педагогические условия при решении задач развития художественно-творческой деятельности учащихся с применением эвристических методов обучения обеспечивают целостность, систематичность и непрерывность взаимодействия. Использование ценностей народных традиций в воспитании молодого поколения определяются следующими достижениями:
1. социальный статус (народное искусство - это эффективное средство для развития художественно-творческой деятельности учащихся);
2. психологические (народное искусство, в силу его близости к детско -му, художественному творчеству, способствует гармоничному развитию задатков, воображения, фантазии, художественно-творческой способностей);
3. эстетические (воспитание стремления к добру, правде, красоте, способствует создание художественно-творческих произведений);
4. развитие чувства гордости за принадлежность своему этносу (казахские народные традиции способствуют приобщению молодежи к культурному наследию своего народа, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Педагогический потенциал казахских народных традиций заключается в том, что они формируют у обучаемых художественно-образное мышление, как основу развития творческой личности, её эстетических вкусов, морального облика, воспитывают активное эстетическое отношение к действительности, собственной творческой деятельности, пробуждают и развивают чувство национального достоинства и гордости за свой народ.
Включение национальной культуры в систему художественно-творческой деятельности и соответствующее проектирование интеграционных процессов должно осуществляться через использование в учебно-воспитательном процессе педагогического потенциала элементов национальной культуры -языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных обрядов, народных песен, народных танцев.
Сущность социализации личности на основе народных традиций заключается в следующем:
- народная традиция является областью для самосовершенствования, саморазвития личности. Ребенок, впитывая истоки народных традиций, живя в орбите национальной образовательной системе, может в полном объеме
проявить свое «Я, инициативу, самодеятельность, личностную позицию по отношению к труду, учебе, обществу, коллективу;
- творческая личность выступает как субъект национальной культуры, участник культурно-исторического процесса. Личность не только усваивает опыт предшествующих поколений, но и воспроизводит его, вносит свой вклад в развитие, что способствует более корректной адаптации в обществе;
- творческая личность играет значимую роль в развитии национальной культуры, проявляет свою активную позицию, использует её в своей профессиональной деятельности, становится лидером и продолжателем национальных традиций.
В младшем школьном возрасте ребенок особенно восприимчив к внешним воздействиям. Он активно реагирует на краски, звуки, форму окружающего мира. Этот возраст наиболее сензитивен для восприятия. В этом возрасте ребенок располагает огромными возможностями для развития художественно-творческих способностей. Потребность к самовыражению побуждает ребенка к созданию собственных творческих продуктов: придумывают сказки, сочиняют стихи, загадки, считалки, завершают текст, рассказ и т. д. Здесь уместен метод эмпатии (вживания), «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь - «вселение» в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселится» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой [5, с. 333]. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственно переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
К началу подросткового возраста, когда накоплен некоторый опыт, у детей возникает необходимость в систематизации и критическом осмыслении своих жизненных впечатлений. Подростки способны не только понимать, но и анализировать окружающую действительность, делать обобщения, высказывать критические суждения, утверждать и отстаивать собственные мнения. Вместе с тем, учитываются особенности подросткового возраста, проявляющиеся в противоречивом поведении, обостренном восприятии окружающего. Стремление к самоутверждению нередко подталкивает детей к скоропалительным решениям, возникает интерес к потребительскому искусству. Корректировке эстетического вкуса подростков способствуют на-
родные традиции. Чувство взрослости старших учащихся проявляется в жажде практической деятельности, в стремлении иметь обязанности, поручения, собственную ответственную деятельность.
В процессе развития художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиции также учитывается роль групповых и индивидуальных форм работы. Младших подростков привлекают коллективные формы работы: экскурсии на природу, посещение музеев, выставок, посещение театра, организация постановок, театрализованные представления силами учащихся на народные мотивы, участие в народных праздниках, спортивных состязаниях, народных играх и т. д.
Старшие подростки стремятся к укреплению самостоятельности, самоактуализации. При подготовке и проведении народных праздников, включенность в творческий процесс учащихся, насыщение художественно-творческой деятельностью в духе народных традиций, способствуют каждому участнику «найти себя», свое место в жизни, определить жанры народного искусства в себе, найти созвучие себе.
Развитие художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций находит свое выражение в обычаях, обрядах, праздниках, также в народном, художественном творчестве. Каждый казахский праздник сопровождается песнями, танцами, играми, в которых отражены идеи народной педагогики, её дидактические принципы. Каждое произведение: песня, кюй (музыкальное произведение) или поэма насыщены национальным колоритом, несут в себе большое количество информации. Это коллективный ум народа, который зашифрован и может интерпретироваться в различных вариантах.
В рамках художественно-педагогического подхода образовательный процесс приобретает эмоционально-образный, ассоциативно-субъектный характер, что позволяет сочетать понимание и чувствование, расширяя границы познания для ученика. Если суть научной информации - преимущественно в предмете её анализа - жизненной действительности, то суть информации художественной - в проявлении отношения к реальности. Одна из традиционных целей педагогического труда - «трансляция» культуры - трансформируется в приближение ученика к самому себе, в формирования им своего образа и органичное вписывание его в образ мира [3, с. 53]. Необходимо взволновать, увлечь учащихся народными достояниями, искусно подвести к определенным выводам. Содержание материала, способы и приемы их презентации, умение учителя ярко выражать свое отношение к изучаемому материалу, предпочтение эвристическим методам работы, стиль общения с учениками, положительные эмоциональные реакции на поведение учащихся, импровизации на уроке, красота решений и поиска, радость успеха на любом уроке и вне его способствуют художественно-творческой деятельности учащихся. Для создания художественно-творческой атмосферы урока
художественно-творческий процесс выстраивается с учетом закономерностей развития художественного замысла как драматургический. На занятиях преобладают разнообразные виды работ, способствующие глубокому осознанию черт художественного произведения: урок-спектакль, урок-концерт, урок-диалог. Учащимся распределяются соответствующие обязанности и роли. Содержание занятия выражается в эмоционально-образной форме, происходит процесс образотворчества и смыслотворчества.
В. И. Андреев предложил многомерную модель классификации методов воспитания (преподавания) и самовоспитания (учения), в которой существенное место отвел эвристическим методам учебно-творческой деятельности. Автор делит методы решения творческих задач на две большие группы: логические и эвристические. В своем исследовании В. И. Андреев разработал и систематизировал эвристические правила деятельности для известных методов обучения: прямой и массовой мозговой атаки, метода эмпатии, метода синектики, метода эвристической игры [4, с. 167-207].
Когнитивные методы, или методы учебного познания, делятся на методы науки, методы учебных предметов и метапредметные. Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креативным методам: «мозговой штурм», «метод эмпатии», педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и др. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.
Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель - создать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.
Педагоги Кзылординского гуманитарного университета как являясь руководители непрерывной педагогической практики составили интегрированную программу «Народные традиции» по проведению занятия в школах, на которых возрожденные идеи народной педагогики выступали как средство развития художественно-творческой деятельности учащихся.
Организация поэтапного проведения интегрированного занятия включала:
1. согласование, обоснование темы, определение целей, ожидаемые результаты;
2. формирование лидерской группы;
3. разработка композиции сценария;
4. определение состава необходимых средств, предметов для декорации, инструментов, условий, места проведения, времени с учетом непредвиденных обстоятельств;
5. распределение ролей, обязанностей;
6. процесс подготовки;
7. реализация сценария;
8. подведение итогов, рефлексия, реальная оценка проведенного занятия, поощрение, планы на будущее, предложения.
Художественные произведения, созданные учениками, после рецензирования специалистов в этой области публикуются в педагогических, литературных газетах, журналах, сборниках.
Структура алгоритма организации коллективных, массовых мероприятий следующая:
1. создание организационно-лидерских групп с учетом желаний и способностей учащихся по организации намеченного дела, вовлечения в работу всех, кто может обогатить содержание праздника, мероприятия;
2. определение темы и содержания мероприятия с применением эвристических методов обучения. Основная задача «мозгового штурма» - сбор как можно большего числа идей; освобождение участников от инерции мышления и стереотипов. Начинается мозговой штурм с разминки - быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем ещё раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения и - старт. Определена задача: подготовить и провести народный праздник «Наурыз». Из множества идей предложенных учащимся выбрали наиболее реальные предложения:
- провести конкурс на лучший национальный костюм по номинациям: девочки и мальчика, девушки и джигита, молодоженов, дедушки и бабушки;
- конкурс на лучшее исполнение песен «Напевы Наурыза»;
- определение номинации на лучшие стихи, рассказы, сочинения на тему весны;
- приглашение носителей народного искусства: жырау (поэт-певец), куюши (музыкальный исполнитель тематического произведения);
- организация народных игр, спортивных состязаний: «Казахша ку-рес» - казахская борьба, «Кыз куу» - конное состязание «Догони девушку»;
- приготовление традиционного «Наурыз коже» - ритуальное блюдо, в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов, своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.
3. составление списка дел, определение обязанностей, выбор и назначение ответственных;
4. рабочая подготовка. Включение в процесс подготовки и подведения праздника взрослых и детей;
5. непосредственное проведение самого мероприятия. Поддерживание праздничного настроя.
Проведение праздника «Наурыз» приобретает массовый характер. Особую роль играет информационная обеспеченность. Учащиеся транслируют по школьному радиовещанию информацию о ходе подготовки к празднику,
осуществляют сбор информации по проведению праздника, тексты «Бата» (благословения). Сказочные персонажи: Кыдыр Ата (Старец-мудрец), Таз-ша бала (Маленький-хитрец), Ходжа Насреддин, Алдар Косе (Хитрец-без-бородый), Жиренше-шешен (Оратор-Жиренше) и его умнейшая супруга Карашаш готовятся к своим ролям, вживаются в образ.
День 22 марта - это день, когда уравниваются Великий день и ночь, для народов Востока считается началом нового года. В этот день искусство переплетаются с реальной жизнью. На больших площадках ставятся самые красивые юрты, устанавливается сцена, с утра звучит народная музыка. В этот день два молодых джигита должны объезжать всю площадь, где собрался народ, и петь специальные песни - «Жарамазан». Женщины в национальной одежде приглашают гостей в юрту отведать угощение с праздничного стола. Затем семь «священных матерей» выходят из юрты с чашей с молоком и разливая приговаривают: «Пусть будет изобилие!» После этого из юрт выходят почтенные старцы-аксакалы в сопровождении детей. Женщины поклоняются, в ответ аксакалы произносят благодарственные слова. Аксакалы с детьми сажают деревья, чистят родник, чтобы вода била ключом (можно подготовить сценку, заранее подготовив атрибуты). Ритуал угощения «Наурыз коже» - специфическое блюдо, приготовленное из семи компонентов. И праздник продолжается...
Ежегодно кафедра педагогики гуманитарного университета организует творческую неделю на тему: «Народное искусство». В программе:
1 день. Торжественное открытие творческой недели с участием носителей народного искусства: акынов, певцов.
Выставка из творческих работ студентов и учащихся: стенные газеты, картины, ребусы, кроссворды, схемы, таблицы, компьютерные игры и т. д.
2 день. Выставка художественно-творческих работ учащихся и студентов, опубликованные стихи, рассказы, повести, сценарии и т. д.
Публичная лекция - дискуссия «Место народного искусства в моей жизни» с последующим обсуждением.
3 день. Лекция-демонстрация: «Современный национальный костюм» - проблемы и перспективы. Встреча с писателями и поэтами, презентация книг авторов.
4 день. Знакомьтесь: молодые таланты! Круглый стол с представителями средств массовой информации на тему: «Вклад творческих работников для возрождения народного искусства».
5 день. Конкурс: Знатоки народного искусства!
6 день. Айтыс - импровизированное состязание поэтов - певцов в острословии с участием учащихся и студентов. Подведение итогов, вручение призов. Автор статьи, являясь одновременно редактором детской газеты «Ба-лакан» публикует лучшие работы учащихся и студентов.
Таким образом, применение эвристических методов обучения в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций обеспечивает формирование:
способностей самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками;
умения понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
умения самостоятельно выделять в художественном произведении главную мысль, необходимую при выполнении работы.
Библиографический список
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». - Астана, 2004.
2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский: в 6 т. - М.: Педагогика. -1990. - Т. 2. - 201 с.
3. Булатова, О. С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // О. С. Булатова // Педагогика.- 2005. - N° 3. - С. 53-60.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань, 1988.
5. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика, Т еория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд. Московского университета, 2003. - 416 с.
6. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184 - 191
7. Болсохоева, Н. Д. Тибетские медицинские иллюстрации в системе традиционного медицинского образования бурятского этноса // Сибирский педагогический журнал. - 2006- № 2. - с. 178 - 183.
УДК 34.1
О. Н. Марченко
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ТАЙМЫРА)
Философы современности, педагогические деятели единодушно признают, что наступила новая эпоха в жизни человеческого сообщества. «Человечество уже достаточно давно - где-то двадцать-двадцать пять лет тому назад - перешло в принципиально иную эпоху своего существования.., эта новая эпоха требует совсем иной, чем было до того, организации общества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования», - констатирует доктор педагогических наук А. М. Новиков в своей публицистической монографии «Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития». «Сегодня отечественное образование, мучительно ищет новые пути преодоления кризиса», -продолжает ученый, и с ним нельзя не согласиться. Причины кризиса, ут-