УДК 375.8
Р. Н. Наурызбаева
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЭТИЧЕСКОГО СОСТЯЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Система традиционного народного воспитания представляет интерес для углубленного изучения особенностей психологии человека, его мироощущения, мышления. Национальные черты формируются по мере усвоения ребенком культурно-исторического опыта своего народа. Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов, вносит лепту в общечеловеческую культуру. Традиции - это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поко -ления к поколению. В основе традиции лежит нравственная идея жизни каждой нации, смысл ее существования. Искусство как «код» и «самосознание» культуры (М. С. Каган).
Кзылординский Гуманитарный университет Республики Казахстан является важным образовательным учреждением социализации и осуществляет воспитательные направления, способствующие развитию художественнотворческой деятельности личности средствами народного искусства.
Обращение к одному из продуктивных видов народного искусства - ай-тысу (песенное состязание поэтов), наиболее приобщает учащихся к творческому образовательному пространству, прививает чувство единства с по-этами-импровизаторами. Также способствует воспитанию и развитию художественно-творческой деятельности учащихся.
Одним из самых популярных и широко распространенных жанров казахской литературы является айтыс - поэтическое состязание акынов, в ко -тором нашло наиболее яркое отражение богатое искусство импровизации казахского народа. Именно айтыс определял степень зрелости таланта акына, только победа в нем приносила ему признание и славу. Без айтыса не обходилось ни одно торжество, празднество, ярмарка. Сотни и тысячи людей собирались на эти творческие турниры, являлись ценителями и судьями опытных импровизаторов, слава которых разносилась по всей степи, и мало кому известных начинающих, которым предстояло переломить отношения публики и завоевать симпатии слушателей. Традиция айтыса уходит в далекое прошлое и коренится в обрядовой поэзии. Одним из его древних предшественников можно считать жар-жар - свадебный песенный диалог между девушками и джигитами. Диалогическую форму имела и древняя зак-линательная песня - бадик, с помощью которой изгонялась болезнь, пора-
зившая скот. Ее также пели два хора: мужской и женский. С утратой магической функции бадик приобрел чисто игровой характер, утратил связь с обрядом и стал служить формой иносказания для молодежи при объяснении в любви. Так был подготовлен жанр каим-айтыса, шуточного песенного состязания джигитов и девушек, включавшего в себя загадки, эпиграммы, вопросы и ответы, перебранки и т. п. Тесно связана традиция айтыса и с народным ораторским искусством, хотя айтыс - жанр более зрелый, богатый и разносторонний, не скованный деловыми функциями, свободный от дидактики. Главной темой айтыса долгое время было прославление акынами достижения своих родов и племен. Каждый из них восхвалял именитых людей и героев своего рода, племени, пел о табунах, стадах, пастбищах и других богатствах сородичей, всячески хулил род соперника, принижал и высмеивал все, что тот восхвалял. Для победы акыну нужно было знать историю и современное положение родов, племен, их взаимоотношений, имена и биографии видных представителей родов, знати, их характеры и дела, т. е. акын должен быть всесторонне осведомленным, чтобы рассчитывать на успех. Поэтому акыны готовились к айтысу задолго: ездили по аулам, собирали различные сведения о людях и их жизни, чтобы потом использовать все эти факты в поэтическом споре. Иногда айтысы возникали неожиданно; нередко выдающиеся акыны сами искали встречи с прославленными будущими соперниками: Биржан специально приезжал из далекого Кокчетава в Семиречье, чтобы состязаться с Сарой, а Шоже разыскал Балту и Кемпир-бая в Каркаралинском округе. В большинстве случаев айтысы организовались на торжествах и празднествах: так, Жамбыл был приглашен на той (пир) специально для состязания с Кулмамбетом, Тезек устраивал айты-сы известных акынов Суюмбая, Тубека, Майкота. Айтыс скрашивал содержание праздника, придавал эмоциональную окраску, играл воспитательную роль в обществе, старались не попасть на репертуар певцов-акынов, их меткая реплика имела больше действия, чем остриё кинжала.
Айтыс начинается со знакомства: акыны представляются друг другу, задают вопросы, определяя спор, его сюжетную линию. Затем они переходят к восхвалению своего рода и унижению рода противника, тем самым акыны защищали честь и интересы своего рода. Однако темой рода айтыс не ограничивался, на нем затрагивались и острые проблемы социального неравенства, свободы женщины. В айтысах-загадках (жумбак-айтыс) освещались темы происхождения жизни, мироздания, истории. Помимо перечисленных видов айтыса, существуют и такие виды айтыса, как тура-айтыс, суре-ай-тыс, жазба-айтыс, басенный айтыс и другие. Одни отличаются краткостью и шутливым настроем, связаны с повседневным бытом (тура-айтыс), другие отличает философичность, социальная проблема (суре-айтыс), третьи представляют в диалогической форме традиционные жанры фольклора (айтыс-загадка, айтыс-басня и т. п.).
Айтысы имели важные социальные и педагогические значения в жизни казахского народа, стимулировали развитие художественно-творческой деятельности детей и молодежи.
Примером яркого песенного состязания могут служить айтысы Биржана и Сары. Творчество этих акынов отличается высоким художественным и социальным содержанием. Известна одноименная опера М. Тулебаева, написанная на реальной основе айтыса «Биржан и Сара»
Сокровище казахской устной поэзии создавались и передавались из века в век, из поколения в поколение талантливыми выходцами из народа. Сул-танбай, Шоже, Кемпирбай - выдающиеся поэты-импровизаторы, жившие и творившие в прошлом. Их искрометное творчество впоследствии продолжили Жамбыл, Кулмамбет, Иса, Доскей, Нартай, Кенен. Их произведения вошли в золотой фонд народного искусства.
В наше время традицию айтыса продолжают и совершенствуют современные акыны-импровизаторы: Асия, Аселхан, Альфия, Баянгали, Коныс-бай и многие другие. Особенно актуален оригинальный жанр народного искусства - айтыс среди молодежи.
Импровизация как первотворчество, как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии -все это знакомо разным видам искусства. Этимология настаивает на внезапности, как на определяющем признаке импровизации [1. с. 626].
Импровизация должна гарантировать максимальную непосредственность развития художественной мысли автора, она как творчество без подготовки, этим она имеет преимущество перед другими формами творения. Это умение сфокусировать в нужный момент все силы души и ума, волю, воображение на одной задаче.
Увлечение оригинальным жанром начинается с младших школьников. Устраиваются внутришкольные, междушкольные, городские айтысы. Победители выходят на более высокую ступень организации айтыса. Также состязаются девушки и парни, представители из различных регионов, у каждого из них свой стиль, язык передачи мысли. Возрождению и возрастанию интереса к жанру айтыса способствует образовательная Концепция Республики Казахстана (1994 г.): «... необходимо критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив все ценное, реформировать ее в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории».
Есть определенные условия в проведении айтыса, оно должно наполнятся богатым содержанием, оригинальной подачей материала, сохраняя требования поэтического произведения, молниеносную импровизацию. Немаловажное значение имеет этика исполнения, в процессе импровизации рождаются крылатые слова, новые словосочетания, которые обогащают словарный запас художественного слова. Иногда возникают непредсказуемые си-
туации, мастерство состязателя заключается, метким словом охладить пыл разгорячившихся болельщиков. Строгие, объективные судьи определяют победителя и одаривают ценными подарками.
Возрождая древнее искусство, происходит обогащение содержания, усовершенствуется форма, язык, но остается специфичность айтыса - его импровизация исполнения, вооружаясь современными техническими средствами, своевременно выполняется запись.
Художественно-творческая деятельность выступает как аналог жизнедеятельности человека, где главной функцией является одухотворяющее его общение с окружающим миром, общение, в котором он видит, переживает и т. п. Работа педагога - это творение человеческого поведения в целом. При общении с представителями народного искусства должно происходить живое, непосредственное общение человека с человеком, общение как изменяющееся взаимодействие людей. Эффективность обучающего и воспитательного взаимодействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве педагогического процесса, способствующей художественно-творческой деятельности учащихся. Отношение учащихся к народному искусству реализуется в трех видах художественной деятельности: знакомство с произведениями народного искусства, приобретение искусствоведческих знаний, собственное творчество.
Эмоционально - логически воспринимаемая информация - основа восприятия объекта художественно-творческой деятельности, и усилия педагога - руководителя должны быть направлены, прежде всего, на его активизацию взаимодействия.
В основе развития художественно-творческих способностей личности лежать объективные закономерности, связанные с его общим развитием в процессе роста и деятельности. Художественно-творческие возможности есть результат совместной деятельности, суммарной активности всего мозга и в первую очередь нервных центров, находящихся в коре больших полушарий. Оттого, насколько активно они функционируют в тесной взаимосвязи, а также от уровня их развития зависит творческое качество мышления и действия личности, способствующей к творческой деятельности.
«Художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. Изучая этот чрезвычайно интересный и увлекательный предмет, можно понять самые сокровенные тайны бытия. Именно такими прозрениями славятся великие деятели искусства» [2, с. 3].
Творческие способности, развиваясь в одном виде деятельности, стимулируют творческое отношение к другим видам деятельности. Способность есть суть развития индивидуальных психологических свойств человека.
Все многообразие способностей человека выступают и действуют, как правило, в комплексе, единстве, существенно дополняя друг друга. Развитие одной из них влечет изменение и совершенствование другой. На это ука-
зывает Б. М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий»: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени других способностей» [3. с. 17].
Истинное человеческое счастье состоит в восприятии красоты и проистекающем из него созидании прекрасного. Природа творит по законам красоты. Художник лишь в меру своих способностей стремится подражать творчеству природы. Истинное творчество по определению интуитивно, ибо в художественно-творческой деятельности человек черпает смыслы, формы и содержания, таящиеся в неведомых глубинах его собственной души. Художественно-творческой деятельности нельзя научить, но ему можно позволить раскрыться и утвердиться, способствовать пробуждению и развитию творческого потенциала.
Преподавателю на уроках искусства необходимо выстраивать индивидуальную траекторию развития, максимально сокращая путь от простого потребления искусства к художественно-творческой деятельности, созданию собственных произведений, акцентируя внимание на импровизаторскую деятельность, в процессе которого рождается новое, ценностное, личностно-эстетическое отношение человека к окружающему миру. Происходит связь с истоками народного искусства, возрождается, усовершенствуется редчайший вид искусства айтыс - импровизированное песенное состязание.
Воспитательный потенциал поэтического состязания заключается в обеспечении преемственности прошлого, настоящего с будущим. Особенностью художественно-творческой деятельности является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей. Огромную роль в подготовке современных представителей народного искусства, способных поднять на новый уровень импровизаторского искусства - айтыс, играет общение. Через общение осуществляется связь между произведениями искусства и публикой. Непрерывный процесс общения, начиная с семьи, закладывает основу приобщения художественно-творческой деятельности.
Создание творческой среды, творческой атмосферы, где могут шлифовать свое мастерство, общаться на языке искусства, встречаться с профессионалами, воспитывать художественные вкусы ценителей народного искусства, радоваться успехам единомышленников, добиваться признания, поддержки окружения стимулирует создание собственных произведений и возвышает самосознание личности.
Среди научных направлений и подходов наиболее концептуально близкими к исследуемой нами проблеме являются антропологический и деятельностный подходы, базирующиеся на интерпретации народного искусства как способа художественно-творческой деятельности и развития личности. Художественно-творческая деятельность личности представляет собой деятельность человека по художественно-образному отображению мира во всем его многообразии, его проектированию и воплощению в новой реаль-
ности. К функциям художественно-творческой деятельности соотносим приобщение к духовной культуре как способу передачи общечеловеческих ценностей, восприятие и воспроизведение нравственного саморазвития личности, обновление искусства, реализацию творческих способностей.
В непрерывной педагогической практике по авторской программе, утвержденной отделом образования, методическим советом школы были созданы группы для реализации содержания авторского курса «Искусство».
Для решения этой проблемы нами была разработана и реализована программа интегрированного курса «Искусство», основной целью которой является активизация процесса и механизмов: развития и саморазвития художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства. Программа направлена на развитие более глубокого, осмысленного духовного мира, основанного на укрепление преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа, развитие эстетического вкуса через комплексное взаимодействие различных видов искусства (фольклор, музыки, изобразительного искусства, хореографии).
Для этого выделены соответствующие задачи:
- создание творческой среды, условий, для естественного, радостного общения детей, для осознания важности своей деятельности;
- комплексный подход к освоению разных видов народного искусства, с правом выбора для углубленного занятия тем или иным видом искусства;
- системный и целенаправленный характер формирования стремления учащихся к авторству идей и ее самостоятельной реализации, созданию произведений обновленных видов народного искусства;
- выполнение коллективных работ путем сотворчества, гармоничное выполнение необходимых творческих работ.
В нашей работе мы использовали эвристические методы обучения, раскрывающий воспитательный потенциал песенного состязания - айтыс, где наиболее ярко проявляется дарование личности в импровизации, в котором требуется яркое восприятие, острый ум, мудрая логика. Процесс творческой деятельности включает четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения, реализацию цели. Конечная цель: создание собственных художественно-творческих произведений.
Комплексность предметов искусства, используемая на занятиях, оказывает воздействие на эстетическое чувство учащихся, которая позволяет включать все формы чувственного восприятия (зрительные, слуховые, эмоциональные, двигательные) в активную деятельность. На уроке искусства, знакомясь с отдельными видами искусства, учащиеся во взаимодействии с педагогами делают обобщение:
- разные виды искусства «сообщают» своим языком красоту и гармонию жизни, пробуждает в человеке стремление к прекрасному, стимулирует раскрытию творческих задатков в каждом из них;
- мелодия в музыкальных произведениях гармонизирует с поэтическими строками, дополняя, обогащая содержания продукта искусства;
- изобразительное искусство передает смысл, настроение, эмоцию красками;
- ритм, темп, динамика имеет ведущее место в каждом из видов искусства.
В результате проделанной, прочувствованной работы учащиеся начинают осознавать, что в искусстве заложено активная созидательная сила, направленная на воспитание чувств, на развитие художественного воображения, образного мышления, способности к восприятию нового.
В авторскую программу были привлечены педагоги по изобразительному искусству, хореографии, музыки. Были составлены программы интегрированных уроков по искусству в целом, где каждый преподаватель вложил частицу своей души и знания.
Мотивационно-ценностный компонент содержания работы предполагает активно-положительное отношение к выполняемой деятельности и проявляется в личностной ориентации на использование средств народного искусства при руководстве художественно-творческой деятельностью учащихся. Содержание теоретического компонента представлено совокупностью психолого-педагогических, методических и художественно-творческих знаний, обеспечивающих возможность осознанного выбора видов народного искусства при занятии художественно-творческой деятельностью учащихся. Практический компонент отражает комплекс профессиональных умений, позволяющих педагогически-целесообразно использовать средства народного искусства при руководстве художественно-творческой деятельностью учащихся.
Учебно-тематический план программы имеет общие и конкретные темы занятий.
Общие темы: «Народное воспитание и преемственность поколений», «Основные идеи народной педагогики», «Творческий подход к усовершенствованию народных традиций», «Народное искусство - источник радости».
Раздел «Виды народного искусства» включает в себя темы: Представители устно-народного творчества, представленные поэтами импровизаторами
- акынами, сказителями - жырау. Творчество Коркыт Ата, Шалкииз жырау, Доспамбет жырау, Жиембет жырау. Эпические произведения: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». Социально-бытовые поэмы: «Козы Кор-пеш - Баян Сулу», «Кыз Жибек». «Казахские сказки и мифы», «Терме- назидания в поэтической форме», «Шешендик создер» (Ораторское искусство казахов), «Айтыс - вершина импровизаторского мастерства» и т. п.
Раздел «Живопись» включает в себя темы: «Природа родного края», «Доспехи батыров», «Казахские ювелирные украшения», «Национальные одежды», «Сцены схватки батыров с врагами» и «Казахские просторы», «Я и моя земля», «Казахская юрта - дом без углов», А. Кастеев: «Внутренний вид юрты», «Доение кобылиц» и т. п.
Раздел «Музыка моего народа» включает в себя темы: «Музыкальные народные инструменты», «Музыкальные произведения народных композиторов», «Курмангазы Сагырбаев», «Дина Нурпейсова», «Акан-сере Корам-саулы», «Даулеткерей», «Казангап», «Балуан Шолак» и т. п.
Опыт обращения к народному искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества, вариативности, импровизации позволяет учащимся понять национальное и общечеловеческое в культуре своего народа на занятиях: «Традиции нашего народа», «Аукцион народной мудрости», «Образы красавиц в эпосах», «Жемчужины народной мудрости» и т. п.
Не осталось без внимания изучение содержания и проведение народных праздников: «Шилдехана», «Бесик той», «Тусау кесу», «Пишпе той», «Тила-шар», «Мушел той», «Тойбастар», «Церемония сватовства», «Наурыз» и т. п.
И все это служило материалом для создания произведения искусства, в частности предметом для песенного состязания, для отражения эмоционально-насыщенной жизни народа, служило мерилом этики, морали.
Особенное значение имело проведение народного праздника «Наурыз», существенную роль играет подготовка к празднику, поисковая работа: сбор информации, легенд, сказаний, традиций, обрядов, пословиц и поговорок, названия специальных угощений и т. п. Также организационная группа отвечает за содержательное проведение мероприятия. Праздник как можно больше охватывает участников, отличается насыщенностью и разнообразностью программы.
Приводим легенду о происхождении и названии Наурыза. Так, по одной из них, Наурыз - имя предка казахов, у него не было детей. Перед смертью Наурыз обратился Абдраиму (пророку) со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика, Абдраим дал имя Наурыз-коже. Наурыз - день рождения и смерти этого старика. В этот день готовят жертвенную трапезу, читают молитвы из Корана в память о своих предках. Согласно другой версии, Наурыз - имя нищего. Перед смертью он обратился к старикам, что ему некому оставить свое имя. Старики обещали ежегодно готовить Наурыз коже и читать молитвы из Корана. «У ряда народов, в том числе и у казахов, представления о Наурызе связывались с мифическим представлением, его образ явно связывается с традицией почитания предков» [4, с. 260] .
Составляется план проведения праздника Наурыз:
1. Разработка композиции сценария, написание сценария: «Здравствуй, Наурыз!».
2. Приготовление праздничного блюда Наурыз коже.
3. Составление праздничной программы, назначение ведущих в роли Алдар косе, Ходжа Насреддин, Тазша бала, Карашаш Сулу.
4. Проведение церемонии встречи нового года с мифическими персонажами: Кыдыр Ата, Камбар Ата, Зенги Баба, Шопан Ата, Ойсыл кара (покровители скотов) и др.
5. Определение состава необходимых технических оборудований, реквизитов, средств, условий, места, массовость.
6. Распределение ролей, действующих лиц.
7. Проведение песенного состязания айтыс.
8. Реализация сценария.
9. Подведение итогов, оценка художественно-творческих, исполнительских, организаторских способностей учащихся.
Лучшие работы учащихся публиковались в литературно-педагогических газетах и журналах «Устаз уни», «Балдырган», «Балакан», в сборниках для литературного чтения. Знания, достигнутые на уроках и внеклассных мероприятиях, помогают самостоятельно выбирать художественные средства выразительности в собственном творчестве.
Помогая детям осознания перспективы создания собственных художественных произведений, участия в песенном состязании, индивидуальных эстетических ценностей, мы логически построили свою программу так, чтобы у учащихся появился целенаправленный интерес к активному общению к народному искусству, творческий подход к любому делу
Библиографический список
1. Рунин, Б. М. О психологии импровизации / Хрестоматия: Сост. Сельченок К. В. Психология художественного творчества. Мн.: Харвест. 1999, - 752 с.
2. Сельченок, К. В. Художество нашей жизни. / Хрестоматия: Сост. Сельченок К. В. Психология художественного творчества. - Мн.: Харвест. 1999, - 752 с.
3. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий: Избр.работы. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.
4. Калыбекова, А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. - Алматы: Баур. 2005. - 363 с.
5. Скрябина И. Л. Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 112 - 126
Приводим фрагменты айтыса
Песенное состязание учащихся
1-й ученик: Много уроков пропускаешь,
Смысл жизни упускаешь.
Время вспять убегает,
Что твоя душа желает?
2-й ученик:
А я занят более важным делом,
Чемпионом мечтаю стать смело.
Буду ездить по разным странам, И добьюсь больших высот.
1-й ученик:
Занимайся, чем хочешь, Посещай спортзалы.
За тебя будем рады, Учиться тоже надо.
2-й ученик:
Ты мне мораль читаешь,
А сам в облаках витаешь.
В классе много отстающих, А как ты им помогаешь?
1-й ученик:
Алия:
Арман:
Алия:
Арман:
Слов нет, нужна победа,
К славе стремится надо.
Мы подтянемся в учебе,
Ты будешь плести за нами.
Песенное состязание Алии с Арманом
Мы одногодки, красивы, молоды, Многое предстоит нам достичь.
Как представляешь наши традиции,
Что ты знаешь о празднике Наурыз?
Наурыз - великий день для народа,
В этот день наступает теплая погода. Наурыз нам дарит прекрасные настроения, Процветают божественные творения.
Ты прав мы молоды, красивы, умны,
И не пропадут проделанные труды.
Я с родителями вырастил сад,
Горжусь за это и очень рад.
Мы одногодки, красивы, молоды,
Наши традиции нам очень дороги.
На празднике Наурыз много песен спою, Думаю, тебя я легко перепою.
Раньше времени не хвались,
Лучше как я трудись.
Джигит:
Девушка:
Биржан:
Сара:
Кулмамбет:
Жамбыл:
Тогда у нас в ауле зацветут сады,
И стар и млад нам будут рады.
Песенное состязание девушки и джигита
Родители нарекли тебя именем Еркин, Празднества красотой украшаешь ты. Своим обаянием обвораживаешь всех, Прекрасней тебя среди девушек нет.
Да меня нарекли именем Еркин,
И краса моя достойна похвалы.
Не успев поздороваться, восхищаешься, Мое обаяние вскружило тебе голову.
Фрагменты айтыса Биржана и Сары
К вам путь проложил издалека,
Твоим талантам преклоняюсь я.
Уважаю свободолюбивого нрава,
В Вашем лице приобретаю друга.
Я тоже наслышана про твое дарованье, Победы в айтысах достойны уваженья. Убавь свой пыл, отдохни, оглянись, Посмешишь - насмешишь, есть верованье.
Фрагменты айтыса Жамбыла и Кулмамбета
Меня нарекли именем Кулмамбет,
С божьей помощью я поэт.
Меня благословляли Албан и Дулат,
В острословии равных меня нет.
Люди хвалят Жамбыла в красноречии,
А он важничает как баран.
Если он поэт-импровизатор,
Почему не выходит на состязание?
Скакун не останавливается на полпути, Оратору в жизни почет и награда.
О, Карасай! Поддержи покровитель род, В сражении на айтысе достичь побед.
Я, Жамбыл, любимец народа,
Своим дарованием ублажаю слух.
За справедливость готов сражаться, Простолюдину поднимаю дух.
УДК 374.04
Е. В. Седова
ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Полноценное взаимодействие старшего школьника с миром искусства возможно лишь при условии разносторонней и гармоничной развитости его личности, предполагающей динамические соотношения широкого культурно-мировоззренческого фона, духовно-психологической активности индивида и высокой самоорганизации творческого «Я». Гармоничность мира художественных ценностей необходимо предполагает гармоничность человека, с ним соприкасающегося [2, 56]. Именно поэтому целью проведения Смоленских областных сборов творческой молодежи (профильного лагеря старшеклассников) является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, носителя общечеловеческих, национальных и духовно-нравственных ценностей.
В данном случае под духовно-нравственными ценностями нами понимается общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры и нормы морали, личностно значимые и регулирующие поведение личности, запечатленные в нравственном облике человека, в культурных образцах жизни, в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и способах педагогической деятельности и поведения [3, с. 8].
Ссылаясь на работы психолога А. Адлера, отметим, что человек строит свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладает благодаря наследственности и влиянию окружающей среды. Но именно от человека зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что и создает основу его стиля жизни. А это значит, что человек способен сознательно влиять на формирование собственной личности [7, с. 449].
В ходе педагогического процесса на сборах происходит взаимодействие