2009 г. № 28. URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_ detale.php?id=6448.
7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал
2010 года: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 г. URL: http:// www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=7091.
8. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006—2010 гг. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5.
9. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. 6-е изд. М., 2010.
10. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.
11. Кальницкий В., Куряхова Т. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу возвращения уголовного дела в досудебное производство // Уголовный процесс. 2009. № 4.
12. Рябинина Т.К. Особенности принятия судом решения о возвращении уголовного дела прокурору по п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ // Доказывание и принятие решений в современном уголовном судопроизводстве: матер. междунар. науч.-практ. конф.М., 2011.
E-mail: [email protected]
108
Е.Н. ГРИГОРОВА,
адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Правовое регулирование страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел
В статье анализируется действующее законодательство и рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Жизнь, здоровье, сотрудники органов внутренних дел, обязательное государственное страхование, страховой случай, страховая сумма.
Центральное место среди основных прав и свобод человека и гражданина занимает право на жизнь и охрану здоровья (п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации) [1].
В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации законодателем жизнь и здоровье включены в перечень благ, принадлежащих человеку от рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ) [2].
Наиболее ценными благами для человека необходимо признавать жизнь и здоровье как одну из ее характеристик, отражающую полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [9].
Отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, ре-
* Ранее — старший юрисконсульт отдела правового обеспечения УВД по Липецкой области.
гулируется нормами, большая часть которых входит в состав гражданско-правовых институтов деликтных и страховых обязательств. Существенное значение для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в процессе осуществления им профессиональной деятельности и особенно опасной профессиональной деятельности, приобрел институт страховых обязательств, в частности, обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с риском для жизни, и опасность их гибели (смерти) или причинения вреда здоровью только возрастает. В силу специфики службы сотрудники органов внутренних дел не могут быть полностью защищены от негативных последствий своей профессиональной деятельности.
В связи с особенностями службы жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подлежит обязательному государственному страхованию, которое можно отнести к одному из способов защиты этих благ. В российском обществе обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел осуществляется через органы государственного страхования в соответствии с Гражданским кодексом Россий-
ской Федерации и законодательством Российской Федерации о страховании.
Пунктом 1 ст. 935 ГК РФ предусмотрены два вида обязательного страхования: страхование жизни, здоровья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; страхование риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договора с другими лицами.
Данные виды страхования могут быть возложены законом на указанных в нем лиц.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [4] (далее — Закон об обязательном страховании) регулирует первый из указанных видов страхования.
Закон об обязательном страховании стал существенным этапом совершенствования правового регулирования обязательного государственного страхования. Посредством данного закона отношения в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел обрели комплексное правовое регулирование.
Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел позволяет восполнить те потери, которые они несут при получении различного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих повседневных служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей.
В соответствии с Законом об обязательном страховании Правительством РФ принято постановление от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [7], которым утверждены Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая.
В соответствии с Законом об обязательном страховании и постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 издан приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» [8], который отменил ранее изданный приказ МВД России от 17 мая 1993 г. № 234 «Об обязательном государственном личном страховании в системе МВД России» и утвердил Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.
Следовательно, существует детальная система правового регулирования рассматриваемых отношений. Однако, как показывает практика и анализ нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, указанная система обладает рядом существенных недостатков, что, безусловно, снижает степень правовой защиты сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел и лица, потерявшие кормильца, все чаще прибегают к судебной защите своих прав, в частности права на получение страховых выплат, а также на компенсацию морального вреда. В свою очередь, ответчики (страховые компании, Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы внутренних дел), как правило, не признают заявленных требований. Одна из причин — отсутствие четкого правового регулирования как в специальном законодательстве, так и нерешенность этих вопросов в судебной практике.
Действующий до 1 января 2012 г. механизм установления страховых сумм можно отметить в качестве одного из недостатков. В
109
соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об обязательном страховании, утратившем силу с 1 января 2012 г. (Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3 [5]), размеры страховых сумм, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел (в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям), определялись, исходя из окладов месячного денежного содержания, включающих месячные оклады по занимаемой должности и специальному званию, установленные на день выплаты страховых сумм. Иными словами, при наличии одинаковых увечий, сотрудники получали совершенно разные по размеру страховые суммы, в зависимости от занимаемой должности и звания, что нельзя признать справедливым с точки зрения оценки человеческих ценностей.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 5 Закона «Об обязательном страховании» Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3, страховые суммы сотрудникам органов внутренних дел с 1 января 2012 г. выплачиваются в фиксированных размерах, что представляется целесообразным и устраняет неравенство между сотрудниками органов внутренних дел при наступлении страхового случая.
Данный механизм установления страховых сумм определен также в ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [6].
Отдельного внимания заслуживают трудности, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел и их родственники (выгодоприобретатели) при обращении в страховые компании. Во-первых, как показывает практика, получить страховые выплаты не всегда просто, и дело не только в явных, предусмотренных законом случаях, при которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы. Нередко страховые компании отказывают в производстве выплат, ссылаясь на ряд необоснованных причин, с целью избежать страховых выплат любого рода, и тем самым повысить свою прибыль. Во-вторых, это обеспечение преемственности договоров обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, исключение взаимной ссылки страховщиков на обязанности друг друга при наступлении страхового случая.
Одним из возможных решений отмеченных вопросов может стать участие в качестве субъекта страхового правоотношения — страховщика государственной страховой компании, что, кроме того, обеспечит экономное целевое расходование средств соответствующих бюджетов.
Действующее законодательство об обязательном государственном страховании жизни
и здоровья сотрудников органов внутренних дел характеризуется противоречивостью и незавершенностью и вызывает многочисленные вопросы и проблемы в правоприменительной практике.
Анализ совокупности нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, позволяет констатировать отсутствие единой концепции, определяющей развитие гражданского законодательства о страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, в частности об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Развитие института страхования жизни и здоровья позволит повысить уровень благосостояния сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, что, в свою очередь, поднимет их авторитет в обществе и эффективность исполнения ими своих служебных обязанностей.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.
4. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно -исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции: Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ РФ (в ред. от 8 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный за-
кон РФ от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6407.
6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № З-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов
налоговой полиции: постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 (в ред. от 29 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3900.
8. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России: приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 // Рос. газ. 1999.
9. Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., 1990.
E-mail: [email protected]
В.И. ДОЛИНКО,
адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения
В статье анализируются риски и угрозы в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях; автор предлагает методы к их снижению.
Материально-техническое снабжение, риски и угрозы, органы внутренних дел, особые условия.
Национальная безопасность России, в частности военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Важную роль среди них играют органы внутренних дел МВД России. В Стратегии национальной безопасности [2] определены принципы применения военной силы: только в случае необходимости отражения агрессии, когда все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными. Применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией [1] и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Проблемы материально-технического снабжения (далее — МТС) органов внутрен-
них дел, действующих в особых условиях, следует разделить на четыре больших блока: подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений органов внутренних дел в особых условиях; доставка сил и средств тыла в район действия подразделений органов внутренних дел, а также тыловое обеспечение в пути следования; тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях; эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений органов внутренних дел из района боевых действий (особых условий) в район постоянной дислокации.
Рассмотрим опыт организации МТС подразделений органов внутренних дел, участвовавших в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне. С начала 1995 г. в составе объединенных сил на территории Чечни был создан штаб тыла [5], в который входило четыре службы: продовольственная, вещевая, КЭС, медицинская. Личный состав штаба тыла был сформирован в основном из числа сотрудников Департамента тыла МВД России, и на него были возложены следующие задачи:
1) обеспечение всеми видами довольствия и материально-техническими средствами в соответствии с нормами и табелями положен-ности;