ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКАМ Маюров Н.П.
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Бялт В.С.
7.2. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: mayurov2010@mail.ru
Бялт Виктор Сергеевич, кю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: victorkwr@mail.ru
Аннотация: В статье проводится анализ основных элементов института социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, исследуются проблемы нормативного правового обеспечения в указанной области. Авторами сформулированы и обоснованы предложения, направленные на совершенствование механизма реализации социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
Ключевые слова: социальные гарантии; денежное довольствие; страховые выплаты; органы внутренних дел.
INSTITUTE OF SOCIAL GUARANTEES FOR EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AT THE PRESENT STAGE OF REFORMING THE SYSTEM OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of Russian Federation, police colonel. Position: Head of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru
Bjalt Victor Sergeevich, PhD at law, police major. Position: Lecturer of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: victorkwr@mail.ru
Annotation: The article analyses the main elements of the Institute of social guarantees for employees of internal Affairs bodies, analyses the problems of the normative legal security in the region. Authors formulated and substantiated proposals aimed at improvement of mechanism of realization of social guarantees for employees of bodies of internal Affairs.
Keywords: social guarantees; salaries; insurance payments; the bodies of internal Affairs.
В настоящее время проблемы, социальной защиты личности имеют весьма актуальное значение. В соответствии с этим формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации социальных прав различных категорий граждан объективно необходимо.
Особое место среди субъектов социальной защиты занимают сотрудники органов внутренних дел. Это обусловлено характером выполняемых ими задач и функций. В этой связи государство определило специальные меры социальной защиты и поддержки сотрудников органов внутренних дел, но утверждать, что административно-правовой механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел работает оптимально, а меры социальной защиты в полной мере достигают своей цели, пока, к сожалению, невозможно. Безусловно, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Предполагается, что меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками далеко не в полном объеме. Подобное положение не может в необходимой степени стимулировать служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с этим можно констатировать, что формирование правового, организационного и финансового механизма реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, бесспорно, будет способствовать повышению престижности службы и обеспечению законности в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел'.
Рассмотрим и попытаемся проанализировать некоторые элементы института социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день, является Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты2.
1 См. подробнее: Михайлюк П.А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 3.
2 См.: п. 3. Ст. 2. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
181
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКАМ Маюров Н.П.
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Бялт В.С.
Размеры должностных окладов сотрудников установлены ведомственным приказом3, который принят во исполнение нормативного правового акта Правительства Российской Федерации4. Анализ приказа МВД России, устанавливающего размеры должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел, позволяет утверждать, что указанные оклады с 1 января 2012 года увеличились существенным образом. В данном приказе подробно расписаны должностные оклады сотрудников в зависимости от органа, подразделения или учреждения, в котором они проходят службу. Новшеством обозначенного приказа является то, что теперь должностной оклад фиксирован по конкретной должности, то есть отсутствуют так называемые минимальный, средний и максимальный оклады по каждой должности, которые имели место быть ранее. По нашему мнению данное обстоятельство является вполне логичным и приемлемым для современной системы МВД России, поскольку способствует реализации принципа объективности при оплате труда сотрудникам органов внутренних дел именно в зависимости от объема и характера выполняемых ими задач, а не от зачастую субъективного отношения руководителя к конкретному сотруднику, выражающегося в установлении ему либо минимального, либо максимального должностного оклада.
Одним из видов дополнительных выплат сотрудникам органов внутренних дел является премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей. Порядок выплаты указанной премии установлен приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1257. Хотелось бы обратить внимание на перечень обстоятельств, при которых данная премия сотрудникам органов внутренних дел не выплачивается. Это происходит в следующих случаях:
- нахождение сотрудника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- временное отстранение сотрудника от выполнения им служебных обязанностей по одному из установленных федеральным законодательством оснований;
- наличие у сотрудника такого дисциплинарного взысканий как «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии» или «перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дл»5.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что если, у сотрудника имеется дисциплинарное взыскание, например, в виде выговора, то ему в соответствии с отмеченным приказом будет выплачиваться премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей. Мы полагаем, что это не вполне укладывается в рамки понятий «премия» и «добросовестное исполнение служебных обязанностей». Такая выплата как премия должна реализовываться именно тогда, когда сотрудник не просто выполнил свои должностные обязанности, а добился каких-либо конкретных полезных результатов либо проявил себя как добросовестный и образцовый сотрудник. Если же у сотрудника имеется действующее дисциплинарное взыскание, то о каком добросовестном отношении к службе может идти речь? С нашей точки зрения подпункт «в» пункта 7 Порядка выплаты за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1257, необходимо сформулировать в следующей редакции: «имеющим дисциплинарное взыскание, объявленное в письменной форме». Данная редакция как нам представляется, будет наиболее полно, объективно и справедливо отражать обоснованность осуществления такой дополнительной выплаты сотрудникам органов внутренних дел как премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
В области страхования сотрудников органов внутренних дел действуют следующие основные нормативные правовые акты: Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья ...», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья ...» и Приказ МВД России от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России».
Указанный федеральный закон определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования; обозначенное постановление Правительства устанавливает перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, а также перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким; ведомственный приказ конкретизирует правовые нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, и утверждает порядок проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Следует отметить, что после принятия Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.» с 1 января 2012 года размеры страховых сумм, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел при наступлении страховых случаев, существенно увеличились по сравнению с ранее установленными. Так в случае гибели (смерти) застрахованного лица выгодоприобретателям в равных долях выплачивается 2000000 рублей, в случае установления застрахованному лицу инвалидности выплачивается 1500000 рублей (инвалиду I группы), 1000000 рублей (инвалиду II группы), 500000 рублей (инвалиду III группы), в случае получения застрахованным лицом увечья (ранения, травму, контузии) выплачивается 200000 рублей (тяжелого) и 50000
3 См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2011 года № 1192 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5 См.: п. 7. Порядок выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1257.
181
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
рублей (легкого)6.
Нормативно определен следующий перечень случаев, при наступлении которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию:
- страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
- страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
- страховой случай является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Однако, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на службе7.
Вместе с тем в Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования сказано, что «страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на службе не менее двух лет»8.
Как мы видим на лицо определенная коллизия нормативных правовых актов. На практике правоприменитель, конечно должен руководствоваться нормами федерального закона, как нормативного правового акта с большей юридической силой, чем ведомственный приказ, тем не менее, по нашему мнению следует устранить данную коллизию посредством правотворчества и привести ведомственный приказ в соответствие с федеральным законодательством. Часть пятую пункта 13 Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 16 декабря 1998 года № 825, логично представить в следующей редакции: «страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на службе».
Вопросы, связанные с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статьи 4 и 7) и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Обозначенный выше федеральный закон прописывает условия, при которых единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, определяет перечень лиц, являющихся членами семьи сотрудника, а также устанавливает нормы предоставления площади жилого помещения, исходя из которых, определяется размер единовременной социальной выплаты. Указанное постановление Правительства РФ определяет порядок и условия предоставления данной выплаты.
В рамках исследования условий и порядка предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения нам бы хотелось остановиться на трех моментах.
Первое. В соответствии с федеральным законодательством, регулирующим вопросы социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел, одними из членов семьи сотрудников являются «лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»9.
Признание лица иждивенцем осуществляется органами социального обеспечения или судом. В рамках судебного порядка признания лица иждивенцем, по нашему мнению, существует объективная возможность, когда суд, опираясь на предоставленные доказательства со стороны сотрудника органов внутренних дел, по формальным признакам может вынести решение о признании юридического факта нахождения лица на иждивении сотрудника. Мы, конечно, понимаем, что решения органов судебной власти не подлежат
6 См.: ст. 5 Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
7 См.: ст. 10 Там же.
8 П. 13 Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России: утверждена Приказом МВД России от 16 декабря 1998 года № 825.
9 См. подробнее: п. 3. ч. 2. ст. 1. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
181
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКАМ Маюров Н.П.
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Бялт В.С.
обсуждению, а должны строго и неуклонно выполняться, но все же, с нашей точки зрения, было бы целесообразно в правоприменительной деятельности, связанной с предоставлением сотрудникам рассматриваемой выплаты, предусмотреть определенный комплекс мероприятий, направленный на выявление действительного факта нахождения лица на иждивении сотрудника. Указанные мероприятия позволили бы достоверно выяснить получает ли лицо, признанное в установленном порядке иждивенцем, от сотрудника помощь, являющуюся для него постоянным и основным источником средств к существованию, или факт признания его иждивенцем является формальным и обусловлен желанием сотрудника получить выплату в повышенном объеме.
Второе. Сотрудник органов внутренних дел, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий10. Установленный срок пять лет соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, но, тем не менее, мы полагаем, что при таких условиях объективно существует возможность у сотрудников намерено ухудшить свои жилищные условия с одной лишь целью - в недалеком будущем обратно их улучшить, но уже полностью за счет государственных средств. Как нам представляется, данный вопрос требует тщательной проработки и один из путей его разрешения мы видим в том, чтобы каждый такой случай рассматривать более подробно с выяснением конкретных мотивов сотрудника по ухудшению своих жилищных условий. Кроме этого было бы целесообразным статью 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнить частью 8 следующего содержания: «Преимущество при получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники, не ухудшавшие свои жилищные условия, по сравнению с сотрудниками, намеренно их ухудшившими».
Третье. Сотрудники органов внутренних дел, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров, а при определении размера единовременной социальной выплаты данным сотрудникам учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров11.
Из смысла данной нормы можно предположить, что наличие права у указанных сотрудников на дополнительную площадь может быть обусловлено их профессиональной деятельностью, связанной с научной или педагогической работой (например, необходимость отдельной комнаты под кабинет или библиотеку). Однако вполне возможны случаи когда сотрудник к примеру защищает диссертацию, но по роду своей служебной деятельности далек от педагогического процесса или научных изысканий. Тем не менее, с защитой диссертации у него появляется право на дополнительную площадь. Это на наш взгляд может послужить поводом для написания и защиты диссертационной работы по вполне корыстным мотивам -получение повышенной единовременной социальной выплаты. По нашему мнению следует часть 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уволенные со службы в органах внутренних дел в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, при условии, что они занимают должности профессорско-преподавательского состава или научных работников в учебных и научно-исследовательских заведениях системы МВД России, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров».
В сфере социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в связи с выполнением ими служебных обязанностей на сегодняшний день действуют следующие основные нормативные правовые акты: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (статья 68), Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (статья 20), Федеральный закон от 3 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (статья 43) и Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденная Приказом МВД России от 18 июня 2012 года № 590.
Следует отметить, что теперь федеральное законодательство наконец-то четко определяет перечень случаев, когда сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности12.
Сотруднику органов внутренних дел как должностному лицу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, погибшему или получившему телесные повреждения (вред здоровью) в связи с его
10 См.: ч. 7. ст. 4. Там же.
11 См.: ч. 3, 4. ст. 7. Там же.
12 См. подробнее: ст. 68. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
181
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
служебной деятельностью или его наследникам выплачиваются следующие суммы:
- 180-кратный размер среднемесячного денежного содержания сотрудника - в случае гибели (смерти) сотрудника;
- 36-кратный размер среднемесячного денежного содержания сотрудника - в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;
- 12-кратный размер среднемесячного денежного содержания сотрудника - в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься профессиональной деятельностью13.
Сотруднику полиции, погибшему или получившему увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, или его членам семьи выплачивается единовременное пособие в следующих размерах:
- три миллиона рублей - в случае гибели (смерти) сотрудника;
- два миллиона рублей - в случае причинения увечья или иного вреда здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции14.
Таким образом, можно констатировать, что сотрудникам органов внутренних дел, имеющих специальное звание полиции, страховые выплаты в связи с выполнением ими служебных обязанностей предусмотрены как минимум двумя федеральными законами. В этих же законах сказано, что при одновременном возникновении нескольких оснований для получения указанных выплат, выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя15.
Вследствие этого на практике может сложиться следующая ситуация. Сотруднику полиции или его членам семьи, при наступлении обозначенных выше случаев, в зависимости от размера среднемесячного денежного содержания сотрудника в одном случае целесообразнее будет получать выплаты по одному закону, а в другом - по другому. Так, например, при размере среднемесячного денежного содержания сотрудника полиции в 40 тысяч рублей, 180-кратный размер среднемесячного денежного содержания составит 7200000 рублей (это больше чем 3000000 рублей), а 3б-кратный размер среднемесячного денежного содержания составит 1440000 рублей (это меньше чем 2000000 рублей). То есть на лицо явное «преимущество» одного закона над другим в одном случае и, наоборот - в другом случае.
Мы полагаем, что размеры рассматриваемых страховых выплат в связи с исполнением сотрудниками полиции своих служебных обязанностей нуждаются в унификации, поскольку это будет способствовать более полному осуществлению принципов объективности и справедливости при реализации прав сотрудников полиции на получение указанных выплат.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
- институт социальных гарантий является одним из важнейших элементов прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел, позволяющий конкретизировать их правовой статус в аспекте защищенности со стороны государства, а также служащий одним из мотивов при поступлении на службу в органы внутренних дел;
- анализ проводимой реформы системы МВД России позволяет утверждать, что она направлена помимо оптимизации структуры органов внутренних дел и совершенствования оперативно-служебной деятельности также на повышение уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел;
- по нашему мнению следует предусмотреть следующие меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения института социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел: 1) расширить основание для отказа в выплате премии сотрудникам за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 2) привести ведомственную нормативную правовую базу в сфере обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел в соответствие федеральному законодательству; 3) внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее вопросы в области предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, солгано которым право на дополнительную жилую площадь сотрудникам, имеющим ученые степени или звания, было бы тесно увязано с их профессиональной педагогической или научной деятельностью; 4) унифицировать размеры страховых выплат, установленные различным федеральным законодательством, сотрудникам полиции в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Список литературы:
Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной
13 См.: ст. 20. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
14 См.: ст. 43. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № Э-ФЗ «О полиции».
15 См.: ч. 3. ст. 20. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов», ч. 9 ст. 43. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» 181
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКАМ Маюров Н.П.
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Бялт В.С.
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе мВд России».
Приказ МВД России от 1 декабря 2011 года № 1192 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 19 декабря 2011 года № 1257 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 18 июня 2012 года № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам».
Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. - СПб., 2012.
Кикоть В.Я., Рыбин В.А. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. и др. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.
Организация работы с личным составом органов внутренних дел: Аннотированный справочник нормативных правовых актов МВД России / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.
Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Н.П. Маюрова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.
Рождествина А.А., Каменская Е.В. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: постатейный комментарий к Федеральному закону. - М.: КноРус, 2012.
Рецензия
на статью начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Маюрова Н.П. и преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Бялт В.С. «Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России»
Развитие России, как демократического правового государства, связано с реформированием системы ее правоохранительных органов, прежде всего, органов внутренних дел. По их практической работе можно оценить степень признания государством незыблемости прав человека, а также определить серьезность его обеспокоенности проблемой личной безопасности граждан. Государственная защита личности, ее прав и свобод гарантирована Конституцией Российской Федерации. Сотрудники правоохранительных органов государства ежедневно вступают в противодействие с криминально активной, агрессивной частью населения. К сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом возрастает число погибших и раненых при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел. Такое положение можно объяснить многими причинами, в частности, недостаточной социальной защитой личного состава, крайне неэффективной практикой реализации социальных гарантий, которая, в свою очередь, обусловлена отсутствием четкого механизма защиты данной категории граждан и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, как составной части социальной защиты личности в Российской Федерации. В результате выше перечисленных обстоятельств исследование института социальной защиты сотрудников органов внутренних дел представляется весьма актуальным.
В рецензируемой статье авторы предприняли попытку проанализировать некоторые проблемные вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием реализации сотрудниками органов внутренних дел предусмотренных социальных гарантий. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ гарантий сотрудникам ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные выводы по рассматриваемым вопросам.
Сообразно с этим, можно констатировать, что сформулированные в статье предложения, направленные на совершенствование нормативного правового обеспечения института социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, позволяют в определенной мере решить некоторые проблемные вопросы в исследуемой авторами области.
Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.В. Бугель