Смородина В. А., Миронкина О. Н. О некоторых аспектах проведения проверки по факту получения сотрудником... УДК 364 В
т
В. А. Смородина, О. Н. Миронкина Н
к
СМОРОДИНА Виктория Анатольевна С
Доцент кафедры кадровой и воспитательной работы а
учебно-научного комплекса исследования проблем кадрово-воспитательной работы к
и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (921) 965-30-02 E-mail: [email protected] б
MIRONKINA Oxana Nikolaevna
Lecturer of the department of personnel and educational work of educational and scientific complex
of researching problems of employment and educational work, moral and psychological support
of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Ph.: +7 (911) 725-58-55 E-mail: [email protected]
О некоторых аспектах проведения проверки по факту получения сотрудником органов внутренних дел увечья (ранения, травмы, контузии), либо гибели (смерти) сотрудника
н
о\ у
о
SMORODINA Victoria Anatolyevna
Senior lecturer of the department of personnel and educational work of educational and scientific complex K
of researching problems of employment and educational work, moral and psychological support r
of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences y
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 H
Ph.: +7 (921) 965-30-02 E-mail: [email protected] B
s
МИРОНКИНА Оксана Николаевна
Преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы е
учебно-научного комплекса исследования проблем кадрово-воспитательной работы а
и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел м
Санкт-Петербургского университета МВД России щ
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 &
Тел.: 8 (911) 725-58-55 E-mail: [email protected] о
о
About some aspects of the conducting of inspection upon receipt by the employee of internal affairs bodies injures (wound, infraction, blast injury) or inspection upon external force death (death) of the employee
В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие при проведении служебных проверок по факту получения сотрудником ОВД увечья (ранения, травмы, контузии), а также гибели (смерти) сотрудника. Выводы такой проверки имеют важное значение для получения сотрудником ОВД и членами его семьи предусмотренных законодательством выплат и социальных гарантий.
Ключевые слова: проверка, увечье, ранение, травма, контузия, гибель, сотрудник органов внутренних дел, причинно-следственная связь, члены семьи сотрудника, социальное страхование, страховые выплаты, единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация.
Topical issues that arise when conducting internal inspection upon receipt by the employee of internal affairs bodies injuries (wounds, infraction, blast injury), as well as external force death (death) of the employee are considered in the article. Summary of this inspection are essential for police officers and family members and very important for receiving of statutory payments and social guarantees.
Keywords: inspection, injury, wounds, infraction, blast injury, external force death, employee, cause and effect relationship, family members of the employee, social insurance, insurance payments, one-time payment and monthly cash compensation.
Эффективность работы полиции напрямую связана с надлежащим обеспечением социальной защиты её сотрудников. Формирование достойного «социального пакета» для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей является обязательным условием совершенствования не только кадрового обеспечения органов внутренних дел, но и повышения уровня их антикоррупционной защищённости.
Меры социальной защиты сотрудников должны компенсировать сложность и напряжённость службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в их деятельности.
Многие проблемы, связанные с неудовлетворительной социальной защитой сотрудников органов внутренних дел, кроются в неэффективном административно-правовом регулировании социальной защиты данной категории граждан. На настоящий момент нормативно закреплённые социальные гарантии используются сотрудниками далеко не в полном объёме, и зачастую причина этого кроется в отсутствии чёткой нормативной регламентации механизма реализации этих гарантий.
Гл. 8 Федерального закона «О полиции» [1] предусматривает ряд социальных гарантий для сотрудников, в т.ч. обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника, возможность получения единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации самим сотрудником или членами его семьи (лицами, находившимися на его иждивении) в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, а также смерти гражданина, наступившей в течение одного года после его увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы, а также при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.
Для получения этих выплат, а также для получения других социальных гарантий и компенсаций, положенных
Административное право и административная деяте;
^ сотруднику ОВД, получившему инвалидность в период о прохождения службы, необходимо установить причинно-^ следственную связь полученного сотрудником заболевания сС (ранения, травмы, контузии) с исполнением служебных ^ обязанностей. С этой целью в органах внутренних дел про-^ водится соответствующая проверка.
В настоящее время порядок проведения проверки по § факту получения сотрудником ОВД травмы, увечья, иного о вреда здоровью, либо гибели сотрудника должным образом ^ нормативно не урегулирован.
ЧД Если положения действовавшей ранее Инструкции
Щ о порядке организации и проведения служебных проверок в органах внутренних дел, утвержденной Приказом МВД ^ России от 24 декабря 2008 г. № 1140, регламентировали в ^ т.ч. и порядок проведения служебной проверки при исследовании обстоятельств гибели сотрудника, получения им ^ ранений, травм, применения и использования оружия, то 8 положения нового Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства
2 внутренних дел Российской Федерации [12] на указанный § вид служебных проверок не распространяется. Кроме того, й в нормативных документах последнего времени [10; 11]
такая процедура называется уже не служебной проверкой, ^ а проверкой обстоятельств получения сотрудником увечья ^ (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти).
Отдельные положения, касающиеся проведения про-^ верки по факту получения сотрудником травмы (гибели), ^ содержатся в различных нормативно-правовых актах, реей гулирующих вопросы социальных гарантий сотрудников ^ ОВД. Обобщив их, сформулируем основные требования
3 к проведению такой проверки в органах внутренних дел.
н Срок проведения проверки обстоятельств получения
си увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) -10 дней с момента получения сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) сотрудника - установлен п. 4 Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, утверждённой приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 [10]. Данный срок не продлевается.
Необходимо обратить внимание на то, что утверждённая приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, устанавливает другой срок проведения такой проверки: «В случае гибели (смерти) сотрудника, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, причинения вреда имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, кадровым подразделением органа (организации, подразделения) в течение 30 календарных дней проводится проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей и о её результатах уведомляются заинтересованные лица. При исчислении сроков, не учитывается время производства по уголовному делу (делу об административном правонарушении), решение по которому имеет значение для оформления результатов проверки и для принятия решения о соответствующей выплате» [11, п. 4].
Если обратиться к аналогичным нормам трудового законодательства, то ст. 229.1 ТК РФ [3] устанавливает следующие сроки расследования несчастных случаев: при лёгком повреждении здоровья - в течение трёх дней, при тяжёлом повреждении здоровья, либо при несчастном случае со смертельным исходом - в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в ст. 229.1 сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осущест-
вляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учётом принятых ими решений.
Исходя из этих положений, представляется более правильным в каждом конкретном случае срок проверки согласовать с юридической службой и вышестоящим подразделением, предоставляющим статистические данные в МВД России.
Цели проведения служебной проверки, исходя из вышеуказанных Инструкций [10; 11], - проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением сотрудником служебных обязанностей, а также выявление круга лиц, имеющих право на получение страховых сумм. Однако думается, что цели проведения такой проверки должны включать также решение следующих вопросов, предусмотренных трудовым законодательством [3, ст. 229.2], а именно:
- установление обстоятельств и причин несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
- установление факта наличия (отсутствия) грубой неосторожности сотрудника, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причинённого его здоровью;
- выработка предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- квалификация происшествия как несчастного случая на производстве (на службе) или как несчастного случая, не связанного с производством (со службой).
Кроме того, необходимо выяснить, есть ли вина третьих лиц в получении сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии) или в гибели (смерти) сотрудника.
Должностное лицо, которое принимает решение о проведении проверки, - начальник подразделения центрального аппарата МВД России, руководитель (начальник) территориального органа МВД России, начальник образовательной, научной, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел [10, п. 4]. Основанием проведения проверки является поручение (указание) соответствующего руководителя, обладающего правом назначения служебной проверки, на документе, содержащем информацию, свидетельствующую о необходимости проведения служебной проверки. Указание оформляется в письменной форме в виде резолюции, содержащей чёткое предписание о проведении проверки, исполнителе и сроках её проведения.
Лица, которым может быть поручено проведение проверки, оговорены тем же приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 - это сотрудники кадрового подразделения (подразделения по работе с личным составом) органа внутренних дел Российской Федерации [10].
Основаниями назначения проверки являются фактические данные о получении сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии) или о гибели (смерти) сотрудника. Они могут содержаться в рапорте (заявлении) сотрудника органа внутренних дел либо в рапорте руководителя, в информации, поступившей в дежурную часть, от свидетелей (очевидцев), от медицинских работников, из иных источников; в первичном донесении; в сообщении средств массовой информации и др.
Обстоятельства, подлежащие установлению при проведении проверки:
- данные о пострадавшем или погибшем сотруднике: фамилия, имя, отчество, год рождения, специальное звание, должность, подразделение, стаж службы в ОВД, личный номер [8, прил. № 2, 3 к Инструкции];
- обстоятельства случившегося (обстоятельства получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) сотрудника ОВД) и их причинно-следственная связь с выполнением служебных обязанностей [11, п. 4];
Смородина В. А., Миронкина О. Н. О некоторых аспектах проведения проверки по факту получения сотрудником.
- в служебное или в неслужебное время произошло событие, повлёкшее увечье (ранение, травма, контузия), гибель (смерть) сотрудника органов внутренних дел;
- связано ли получение увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) сотрудника ОВД с исполнением им служебных обязанностей;
- в связи с какими обстоятельствами сотрудник ОВД находился на месте происшествия во время получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти);
- факт обращения сотрудника за первой медицинской помощью, с установлением, при необходимости, срока, в течение которого имело место обращение, с учётом требований Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 [8, разд. II];
- время и медицинская организация, в которую обратился сотрудник за первой медицинской помощью, характер полученных повреждений, диагноз, состояние здоровья [8; прил. № 2, 3 к Инструкции];
- наименование, адрес, отделение, телефон учреждения госпитализации [8, прил. № 2, 3 к Инструкции];
- правомерность действий самого сотрудника ОВД, а также сведения от компетентных органов в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения сотрудником ОВД общественно опасных действий, в результате которых он получил травму (увечье, контузию), погиб (умер) [4, ч. 1 ст. 10]. Полагаем, что в случае возбуждения уголовного дела необходимо применять сроки проведения служебной проверки, установленные приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 [11, п. 4];
- наличие или отсутствие состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у сотрудника в момент получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) [4, ст.10];
- не является ли полученная сотрудником травма (контузия, увечье), либо гибель (смерть) сотрудника результатом умышленного причинения сотрудником вреда своему здоровью;
- обстоятельства происшествия, которые могут быть важны для рассмотрения вопроса о причинной связи увечья, заболевания с прохождением службы в ОВД;
- круг лиц, имеющих право на получение страховых сумм и социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации [10, п. 4];
- в случае гибели сотрудника - состав его семьи, жилищные условия семьи, нуждаемость в их улучшении [8, прил. № 2 к Инструкции];
- причины и условия, способствовавшие получению сотрудником травмы (контузии, увечья), либо гибели (смерти) сотрудника.
Документы, приобщаемые к проверке:
- медицинские документы, составленные на момент получения увечья, заболевания (подтверждённое обращение к врачу в первые трое суток с момента получения травмы), с указанием наличия или отсутствия алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения [7, абз. 1 разд. II Перечня увечий];
- объяснение сотрудника, получившего увечье (ранение, травму, контузию) - если есть возможность его получить по состоянию здоровья;
- объяснение очевидцев и свидетелей факта получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) сотрудника ОВД;
- объяснение непосредственного руководителя сотрудника, получившего увечье (ранение, травму, контузию), погибшего (умершего) сотрудника ОВД, его коллег и сослуживцев, которые обладают сведениями, необходимыми к установлению в рамках проводимой проверки;
- документы, которые были запрошены в других органах или организациях, либо получены от опрашиваемых лиц;
- другие документы, содержащие сведения, подлежащие установлению в рамках проводимой проверки.
При этом нужно иметь в виду, что проверка ведётся гласными методами при условии соблюдения требований сохранения государственной и служебной тайны. Также недопустимо разглашать сведения личного характера и персональные данные сотрудников и граждан, выявленные в процессе проверки [5; 14].
Заключение проверки составляется по её окончании. и В нём отражаются выводы, основанные на объективных С данных, полученных в ходе её проведения. Заключение Н проверки (по аналогии со служебной проверкой) состоит к из вводной, описательной и резолютивной частей. ^
Во вводной части заключения указывается день, ме- н сяц, год его составления; населенный пункт, где заключение т составлено; должность, звание и фамилия сотрудника, про- П водившего служебную проверку, основания её назначения. е
Описательная часть должна содержать в себе изложение р конкретных фактических обстоятельств получения сотруд- б ником травмы (контузии, увечья), либо гибели (смерти) со- р трудника, обосновывающих вывод о признании полученных о сотрудником травмы, увечья, гибели (смерти) сотрудника о полученными в служебное или неслужебное время, в состоя- о нии алкогольного опьянения или без такового, связанными с ^ исполнением служебных обязанностей или нет; а также причи- Я ны и условия, способствовавшие происшествию, в результате р которого сотрудник получил травму, увечье или погиб (умер). и
В резолютивной части заключения указываются вы- е воды и предложения: а
- о признании полученных сотрудником травмы, м увечья, гибели (смерти) сотрудника, полученными в слу- щ жебное или неслужебное время, в состоянии алкогольного опьянения или без такового, связанными с исполнением о служебных обязанностей или нет; о
- о направлении сотрудника на военно-врачебную и комиссию; №
- об установлении членов семьи сотрудника и об о иных лицах, имеющих право на получение страховых сумм ( и социальных гарантий в соответствии с законодательством 5 Российской Федерации [11, пп. «в» п. 20 Инструкции]; 2
- об оформлении документов для получения соот- 1 ветствующих выплат родственникам погибшего (умершего) ^ сотрудника;
- о наличии (отсутствии) имевших место нарушений охраны труда, приведших к несчастному случаю, и, при необходимости решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, - о выделении материалов по данному факту в отдельную служебную проверку [10];
- о направлении материалов в органы предварительного следствия, в следственный комитет, прокуратуру, суд и другие правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или административного производства - в случае установления в ходе проверки признаков преступления или административного правонарушения в действиях самого сотрудника, иных должностных лиц или граждан;
- о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- иные предложения.
Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, и утверждается должностным лицом, назначившим проведение проверки, либо вышестоящим руководителем. Целесообразно перед утверждением согласовать заключение с сотрудниками юридической службы.
При установлении в ходе проверки признаков преступления или административного правонарушения в деянии сотрудника, по поводу получения ранения травмы, увечья, гибели (смерти) которого она проводится, либо в деяниях иных лиц сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан сообщить об этом в компетентные органы, а также направить им соответствующие материалы служебной проверки для решения вопроса в установленном порядке.
Также нужно иметь ввиду, что страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
- наступил вследствие совершения сотрудником ОВД деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
- находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением сотрудника ОВД;
- является результатом доказанного судом умышленного причинения сотрудником ОВД вреда своему здоровью [4, ст. 10].
Административное право и административная деятельность
^ Страховщик не освобождается от выплаты страховой донесение о сотрудниках, погибших и пострадавших при о суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть выполнении служебных обязанностей, с указанием времени, последнего наступила вследствие самоубийства, независимо места и обстоятельств гибели сотрудника или о получении от срока нахождения сотрудника на службе в ОВД [4, ст. 10]. сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии), заболеваем На основании материалов проведённой проверки в ния, а также о составе его семьи и её социальном положении ^ справке о травме [9, прил. 10 к Инструкции] указываются в ДГСК МВД России и в Департамент по материально-тех-обстоятельства, при которых сотрудник получил увечье, ническому и медицинскому обеспечению Министерства и их связь с исполнением служебных обязанностей. Для внутренних дел Российской Федерации [8, п. 10 прил. № 1].
о определения причинной связи увечья, заболевания, при- Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод
^ ведшего к гибели (смерти) сотрудника, в военно-врачебную о том, что процедура проведения проверки по факту полу-
ЧД комиссию представляется в числе прочих материалов также чения сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии),
Щ заключение проверки по факту и обстоятельствам получе- заболевания, по факту гибели (смерти) сотрудника на на-
св ния гражданином в период службы увечий, заболеваний, стоящий момент нуждается в четкой правовой регламента-
^ приведших к смерти. ции. Необходим нормативный документ (приказ), который н
получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболева- для сотрудников, но также формирование правового, ор-ния, проходил службу сотрудник, обязаны в течение 3 часов ганизационного и финансового механизма их реализации, с момента произошедшего события направить первичное дающее возможность эффективно применять нормы закона.
Копия заключения проверки приобщается к личному бы устранил имеющиеся в настоящее время разногласия в
делу сотрудника, получившего ранение, травму или увечье, данном вопросе и установил чёткую процедуру проведения
д погибшего (умершего). В дальнейшем выводы этой проверки такой проверки, основанную прежде всего на положениях
8 могут понадобиться для разрешения различных ситуаций, федерального законодательства.
связанных с получением самим сотрудником или членами Для повышения престижности службы в ОВД и обе-
2 его семьи предусмотренных законом социальных гарантий. спечения законности в административной, процессуальной
§ Руководители (начальники) органов, организаций, и оперативно-розыскной деятельности органов необходимо
2 подразделений МВД России, в которых на день гибели или не только нормативное закрепление социальных гарантий Рч
>2 Список литературы
® 1. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. -
О Ст. 900.
« 2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
Я акты Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 343-ФЗ // Со-о брание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.
вд 3. Трудовой кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законо-
дательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 3.
4. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1474.
5. О персональных данных : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3451.
6. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе : Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 28. - Ст. 3831.
7. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» : Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3900.
8. Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы : приказ МВД России от 24 сентября 2007 г. № 824 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : приказ МВД России от 14 июля 2010 г. № 523 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России : приказ МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам : приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. № 590 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России : приказ МВД России от 29 декабря 2016 № 925 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Смородина В. А., Миронкина О. Н., 2017