ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ФОРМЫ
НИНА ФЕДОРОВНА КУЗОВЛЕВА,
кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: nina-kuzovleva@yandex.ru ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА БЫКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: zima7327@yandex.ru Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: Е.И. Кузнецова, доктор экономических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены особенности обязательного социального страхования сотрудников ОВД применительно к объектам, субъектам, страховым случаям, источникам формирования страховых ресурсов, размерам и периодичности отчислений, величине страховых сумм. Сделан вывод о необходимости применения добровольного социального страхования как дополнительной меры социальной поддержки сотрудников ОВД при наступлении страховых случаев. Приводится определение, рассматриваются функции и особенности добровольного социального страхования сотрудников ОВД.
Ключевые слова: органы внутренних дел, обязательное социальное страхование, добровольное социальное страхование, социальная политика в МВД России, страховые случаи, страховые выплаты.
Annotation. Analyzed the features of compulsory social insurance enforcement officers in relation to objects, entities, insurance cases, the sources of insurance resources, size and frequency of payments, the value of the sum insured. Made the conclusion about the need for voluntary social insurance as additional measures of social support of law enforcement officers upon the occurrence of insured events. The definitions are considered functions and features of voluntary social insurance enforcement officers.
Keywords: bodies of internal affairs, compulsory social insurance, voluntary social insurance, social policy in the Russian Interior Ministry, insurance claims, insurance payments.
УДК 338.242 ББК 65.27
Государственная социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, является составной и неотъемлемой частью общегосударственной социальной политики. Ее развитие происходит под влиянием институциональных и социально-экономических преобразований, проводимых в России последние двадцать пять лет. Она имеет те же цели, задачи, тенденции и закономерности развития, которые имеет общегосударственная социальная политика. Наряду с этим, государственная социальная политика, проводимая в органах внутренних дел (далее — ОВД), имеет свои особенности и спец-
ифику. Одним из важнейших направлений государственной социальной политики, проводимой в МВД России, которое отражает специфику правоохранительной деятельности в органах внутренних дел, является социальное страхование.
Мировой опыт показывает, что система социального страхования — это один из основных институтов социальной политики в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в случае болезни, утраты трудоспособности, потери кормильца. Социальное страхование
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
действует во всех моделях социальном политики. Вместе с тем, его масштабы и формы, соотношение с другими мерами социальной поддержки, различаются.
В широком смысле оно рассматривается как система институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменений материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья, инвалидности, болезни, травмы, наступления старости. Социальное страхование, понимаемое в узком смысле, институционализировано в форму системы обязательного социального страхования1.
С социальных позиций, социальное страхование — это форма социальной защиты, позволяющая в случаях наступления социальных рисков сохранить стандарты уровня и качества жизни, а значит — и социальный статус работников2. Особенностью института социального страхования является выполнение им функции предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации.
С экономической точки зрения социальное страхование осуществляется следующим образом. Работники организаций формируют денежные (материальные) ресурсы для их целевого использования при наступлении неблагоприятных случаев, приводящих к потере материальных средств (в том числе, временная нетрудоспособность, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания и т.д.). Функция социального страхования заключается в том, чтобы защитить застрахованное лицо (работника и (или) его семью) от финансовых последствий наступления социального риска с помощью зарезервированных накоплений.
Важным аспектом при анализе социального страхования является форма страхования. В мировой практике сложились следующие основные формы: обязательное социальное страхование; добровольное страхование.
Каждая из этих форм играет определенную роль. Различия заключаются в их удельном весе, который различен для разных государств и для разных этапов развития социальной политики государства; круге защищаемых лиц; финансовых механизмах формирования страховых средств; источниках страховых выплат; организующих и управляющих органах.
Применительно к сотрудникам ОВД достаточно хорошо проработан механизм обязательного социального страхования. Вместе с тем, он имеет свою специфику.
1. Объектом обязательного социального страхования работников организаций принято считать доходы (заработки) вследствие потери трудоспо-собности3, т.е. имущественные интересы физических лиц4, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности, либо их смертью вследствие наступления несчастного случая на производстве или профессионального заболевания5. Объектом обязательного социального страхования сотрудников ОВД являются их жизнь, здоровье6 и имущество, принадлежащее сотруднику или его близким родственникам.
2. Существуют различия в субъектах обязательного социального страхования (табл. 1).
3. Имеются некоторые различия в видах страховых случаев по обязательному социальному страхованию, которые определяются законодательно как для работников организаций, так и для
Сравнительная характеристика субъектов обязательного социального страхования
Таблица 1
№ п/п Субъекты социально-страховых правоотношений Организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие отчисления в ФСС РФ МВД России
1. Страховщик ФСС РФ Страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования7
2. Страхователь Работодатели — юридические лица любой организационно-правовой формы либо индивидуальные предприниматели МВД России
3. Застрахованное лицо Физические лица, выполняющие работу на основании договора (контракта), заключенного со страхователем Военнослужащие внутренних войск МВД России, лица рядового и начальствующего состава ОВД
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
сотрудников ОВД, исходя из наиболее типичных и массовых рисков. Для работников организаций страховые случаи — это наступление инвалидности; потеря кормильца; заболевание; травма; несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание8. Для сотрудников ОВД страховые случаи, прежде всего, связаны со спецификой исполнения ими должностных обязанностей, в том числе:
смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы;
установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы; $ получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии);
вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей9.
4. Существуют различия в финансовых механизмах формирования страховых ресурсов и источниках финансирования страховых выплат по обязательному социальному страхованию. Формирование денежных средств для выплаты страховых сумм работникам организаций при наступлении страхового случая осуществляется путем ежемесячных отчислений определенных сумм работодателем (страхователем) с суммы выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (далее — оплата труда) в государственный внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) (т.е. путем предварительного и постепенного аккумулирования денежных средств). С денежного довольствия со-
трудников ОВД ежемесячных отчислений в ФСС РФ не производится. Между страхователем (МВД России) и страховщиком (страховая компания) заключается договор в пользу застрахованного лица (сотрудников). Денежные средства перечисляются страхователем страховщику из средств федерального бюджета, выделяемых страхователю. При наступлении страхового случая денежные средства выплачиваются застрахованному лицу (сотруднику) страховщиком (страховой компанией).
5. Имеются различия в размерах отчислений на обязательное социальное страхование. В настоящее время размер страховых взносов работников гражданских организаций на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 2,9% от фонда оплаты труда; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — от 0,2 до 8,5% фонда оплаты труда в зависимости от класса профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности организации. Размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию сотрудников органов внутренних дел определяется страховщиком по согласованию со страхователем. При этом размер страховой премии по обязательному государственному страхованию определяется на основании представленных страхователем статистических данных по группам риска, оценки страховщиком уровня расходов страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, а также с учетом финансовых показателей деятельности страховщика и результатов анализа страховщиком статистических данных страхователя 10.
6. Существуют различия в периодичности перечисления страховых взносов и страховых премий. Если в соответствии с действующим законодательством страховые взносы в ФСС РФ должны перечисляться ежемесячно, то периодичность внесения страхователем страховых премий по обязательному социальному страхованию сотрудников органов внутренних дел устанавливается договором страхования.
7. Имеются различия в размерах предоставляемых страховых выплат. Так, военнослужащим внутренних войск МВД России, гражданам, призванным на военные сборы во внутренние войска МВД России, лицам рядового и начальствующего
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 2
Размеры страховых сумм, выплачиваемых сотрудникам МВД России и родственникам (выгодоприобретателям)
погибших (умерших) сотрудников, с 1 января 2015 г.11
№ п/п Страховой случай / Выгодоприобретатели Сумма
1. В случае гибели или смерти застрахованного лица (сотрудника ОВД) в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы: - каждому выгодоприобретателю (члену семьи или лицу, имеющему право на получение страховых сумм) в равных долях Единовременно — 2 337 352,5 руб.
2. В случае гибели или смерти сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей: - супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД, в браке с ним и не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом; - родителям сотрудника или гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД, достигшим возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющимся инвалидами; - детям, не достигшим возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также детям, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; - лицам, находившимся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД. Ежемесячно — денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца
3. В случае установления застрахованному лицу (сотруднику ОВД) инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы выплачивается: - инвалиду I группы - инвалиду II группы - инвалиду III группы Единовременно — 1 753 014,38 руб. 1 168 676, 25 руб. 584 338,13 руб.
4. В случае получения застрахованным лицом (сотрудником) в период прохождения службы: - тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - легкого увечья (ранения, травмы, контузии) Единовременно — 233 735,25 руб. 58 433,81 руб.
Для сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции
5. В случае: 1) гибели или смерти сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции; 2) смерти гражданина РФ, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции. Единовременно — 3 506 028,75 руб.
6. При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции. Единовременно — 2 337 352,5 руб.
7. В случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Ежемесячно — денежная компенсация выплачивается в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности
8. В случае причинения вреда имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей Причиненный вред возмещается в полном объеме
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
состава органов внутренних дел при наступлении страховых случаев страховые суммы выплачиваются в следующих размерах (табл. 2).
Для сравнения приведем размеры выплат по обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Например, максимальный размер единовременной страховой выплаты при утрате застрахованным лицом профессиональной трудоспособности, установленный ФСС РФ на 2014 г., составляет 80 534,80 руб., на 2015 г. — 84 964,20 руб., на 2016 г. — 88 787,6 руб.. В случае смерти застрахованного лица размер единовременной страховой выплаты составляет 1 000 000 руб.12.
Таким образом, существуют принципиальные различия в системах обязательного социального страхования сотрудников органов внутренних дел и работников организаций. Это, прежде всего, зависит от того, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью, а также имуществу. Более того, следует отметить, что такая опасность значительно возросла в последнее время, в первую очередь, из-за существующей в нашем обществе социальной нестабильности и напряженности. Реалии повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов признаны как самые опасные и рискованные из всех существующих профессий России.
Вместе с этим, в отдельных случаях гражданам, здоровью и (или) имуществу которых причинен вред, выплачиваются суммы, соизмеримые суммам, выплачиваемым лицам, на которых распространяется действие законодательства об обязательном государственном страховании, в частности, сотрудникам органов внутренних дел.
Так, с 1 января 2012 г. действует обязательное (социальное) страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте13. Максимальные размеры страховых выплат по договору обязательного страхования следующие:
2 000 000 руб. — в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти потерпевшего (кормильца);
не более 2 000 000 руб. — в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего. В соответствии с 1 января 2013 г. запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована ФЗ14. За причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), пассажирам выплачиваются страховые суммы. Максимальные размеры страховых выплат следующие: за причинение вреда жизни потерпевшему — не менее чем 2 025 000 руб.; за причинение вреда здоровью потерпевшему — не менее чем 2 000 000 руб.
Таким образом, в Российской Федерации обязательное социальное страхование гарантировано государством. Добровольное же страхование может обеспечить дополнительную защиту сотрудников ОВД от социальных рисков путем заключения договоров добровольного личного и (или) имущественного страхования.
В этой связи вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки сотрудников ОВД при наступлении страховых случаев приобретают особую актуальность. Речь идет о добровольном социальном страховании, в том числе, добровольном индивидуальном социальном страховании и добровольном коллективном социальном страховании сотрудников ОВД.
Как экономическая категория добровольное социальное страхование сотрудников ОВД представляет собой экономические отношения, возникающие между страхователем (сотрудником ОВД или МВД России) и страховыми организациями, включающие формирование целевых фондов денежных средств путем уплаты страховых премий страхователями и их использование при наступлении страховых рисков, носящих социальный характер, в период прохождения службы или при выполнении сотрудником ОВД своих служебных обязанностей.
В соответствии с этим, под добровольным социальным страхованием в отношении сотрудников органов внутренних дел мы будем понимать
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
форму социальной защиты, дополнительную к обязательному государственному страхованию, от наступления рисков, связанных с гибелью (смертью) застрахованного лица, получением травмы, ранения, заболевания или инвалидности, произошедших или наступивших в период прохождения службы или при выполнении служебных обязанностей.
Добровольное социальное страхование выполняет следующие функции:
рисковая функция или функция покрытия риска, которая состоит в передаче финансовых последствий социальных рисков на страховую организацию;
аккумулирование денежных средств путем создания специализированного страхового фонда как платы за социальные риски, возмещение по которым берут на себя страховые компании, что обеспечивает стабильность и своевременность выплат;
возмещение страховщиками страхователям причиненного им социальными рисками ущерба и осуществление выплат страховых сумм; $ накопление или сбережение определенной денежной страховой суммы, которая образуется за счет взносов страхователей страховщику согласно договору добровольного социального страхования за определенный период времени;
инвестирование страховщиком временно свободных денежных средств страховых резервов с целью получения дополнительного дохода в интересах участников страхования; контрольная функция страхования, которая предполагает контроль за формированием и использованием средств страхового фонда строго по целевому назначению.
Добровольное социальное страхование имеет общие черты и черты различия с обязательным социальным страхованием сотрудников органов внутренних дел.
Добровольное социальное страхование, подобно обязательному социальному страхованию, обеспечивает страхование граждан от определенного социального риска, с которым они сталкиваются.
Различия заключаются в целях, которые преследуют обязательное и добровольное социальное
страхование. Основная цель обязательного социального страхования состоит в обеспечении минимальных страховых гарантий, независимо от социального положения, места работы, уровня доходов, пола, возраста, состояния здоровья, места жительства; для смягчения негативного воздействия различных социальных рисков. Цель добровольного социального страхования заключается в гарантии возмещения потерь при возникновении конкретного страхового случая, наступление которого и пределы страховой суммы обозначены в договоре страхования. Также различия существуют в источниках финансирования, механизмах индексации и размерах выплачиваемых страховых сумм, налогообложении и т.д. Кроме того, добровольное социальное страхование имеет некоторые преимущества по сравнению с обязательным социальным страхованием сотрудников ОВД:
позволяет почувствовать сотрудникам уверенность в будущем.
дает возможность более гибко реагировать на политические и экономические изменения в обществе.
$ способно дополнить собой обязательное социальное страхование, создавая единую систему социального страхования и помогая наиболее полно покрыть страховые риски. помогает мотивировать граждан заниматься определенными видами профессиональной деятельности, прежде всего, связанной с высокими рисками для жизни и здоровья. Вместе с тем, при любом добровольном страховании граждане обладают ограниченными возможностями адекватной оценки страховых рисков. Также существует очень высокая зависимость добровольного социального страхования от различных ситуаций: геополитической нестабильности, инфляции, финансового кризиса и т.д. Практика зарубежных стран показывает, что доступ к добровольному страхованию для граждан, входящих в группы риска, в силу того, что фактическая степень риска для них во многих случаях превышает средний уровень, а индивидуальные заработки не позволяют платить более высокую страховую премию, практически невысока.
В условиях российской действительности при осуществлении добровольного социального стра-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
хования представляется целесообразным использовать принципы и методы накопления капитала, заложенные в программе государственного софи-нансирования пенсий15, что позволит увеличить страховые выплаты благодаря добровольным перечислениям граждан и поступлениям из государственного бюджета.
Кроме того, добровольное социальное страхование, поскольку является долгосрочным, позволит создать дополнительный внутренний финансовый ресурс для инвестирования в экономику.
Таким образом, социальное страхование является неотъемлемой частью современной системы социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и одним из ключевых направлений государственной социальной политики, проводимой в МВД России. Решение социальных проблем сотрудников ОВД, в том числе в отношении страхования их жизни, здоровья, имущества, является одним из важнейших элементов механизма повышения эффективности правоохранительной деятельности. При этом программы добровольного социального страхования, не являясь альтернативой обязательному социальному страхованию, могут дополнять ряд государственных социальных программ.
1 Теория и методология исследования социальных проблем / отв. ред. Р.С. Гринберг, Т.В. Чубарова. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. М.: Наука, 2005.
2 Социальная политика / под. ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Кли-мантовой. М.: Издательство Юрайт, 2012.
3 Социальная политика / под. ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Кли-мантовой. М.: Издательство Юрайт, 2012.
4 В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объектами страхования жизни являются имущественные интересы.
5 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
6 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
7 Так, например, в 2013 г. МВД России заключило с ООО СК «ВТБ Страхование» Государственный контракт от 5 марта 2013 г. 31/28ГК. Срок действия Государственного контракта — с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. (Официальный сайт Компании ВТБ Страхование. URL: http://www.vtbins.ru/individual/ military/. (дата обращения: 23 января 2015 г.)).
8 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
9 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
10 Приказ Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 110н «Об утверждении Порядка определения размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе структуры страхового тарифа, порядка его применения при расчете страховой премии, перечня, порядка сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядка обмена такими данными между страхователем и страховщиком, порядка уведомления страховщиком федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, о заключении договора обязательного государственного страхования».
11 Размеры страховых сумм приведены с учетом из индексации с 1 января 2013 г. в 1,055 раза; с 1 января 2014 г. — в 1,05 раза; с 1 января 2015 г. — в 1,055 раза (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 333 «Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы»; Постановление Правительства РФ от 17 июня 2014 г. № 554 «Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1609 «Об индексации в 2015 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы»).
12 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
13 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
14 Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
15 Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».