6. Titova E. V. Methods of risk identification interaction business processes in agroindustrial complex / E. V. Titova, N. And. Pijikova, A. E. Mashneva // International scientific researches. - 2015. - No. 4. - P. 15-18. - 0,18 p.
УДК 378
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Максимов Никита Васильевич
2 год обучения адъюнктуры очного обучения ФГКОУ ВО Пермский военный институт войск национальной гвардии
Россия, г. Пермь
Аннотация: В статье автор раскрывает вопросы формирования правовой культуры курсантов военных вузов посредствам системно-деятельностного подхода. Особое внимание автор отмечает, что использование данного подхода обеспечивает рост творческого потенциала курсанта в сфере права, тренирует коммуникативные способности, создаёт основу для самостоятельной успешной адаптации в военном социуме.
Ключевые слова: Системно-деятельностный подход, правовая культура, курсант, общество, воспитание, образование, вуз
SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN LEGAL CULTURE OF CADETS OF MILITARY
HIGH SCHOOLS
Maksimov Nikita Vasilevich
2 year postgraduate training full-time study Perm Military Institute of National Guard troops, Russia Russia, Perm
Annotation: The author reveals the issues of formation of legal culture of cadets of military high schools through system-activity approach. Special attention the author notes that the use of this approach ensures the growth of the cadet of creativity in the field of law, trains communication skills, creates the foundation for a successful self-adaptation in the military society.
Keywords: System-activity approach, legal culture, student, society, education, education, university
В настоящее время, в условиях активизации процесса реорганизации современного образования перед представителями отечественной системы остро встает вопрос поиска удобного, инновационного и эффективного подхода к решению текущих проблем в области получения образования гражданами страны. Прогрессивное общество, во всех сферах человеческой деятельности напрямую зависит от эффективности образовательных институтов. Современная образовательная система, представляет собой платформу формирования политического, экономического, духовно-нравственного общества.
53
Система образования - это сфера, где реализуются одно из основных конституционных прав человека - право на образование, где человек осознаёт, что он личность.[1] Основным регулятором, реализующим образовательную политику социума, является государство. На него ложится роль в развитии системы образования, в целях воспитания человека, знающего, уважающего историю и традиции своей страны, духовно-нравственную личность, имеющего в качестве приоритетов принципы демократии и патриотизма. Быть ответственным за совершенные поступки, человека, любящего свою Родину, готового к милосердию и созиданию. [2]
Ориентированное на воспитание человека гуманитарное образование предполагает формировать правовую культуру как систему ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, и правовых традиций. [3]На сегодняшний день, нет сомнения, что правовой нигилизм наблюдается в любых отраслях деятельности человека. Под воздействием происходящих преобразований, упадка духовности и моральных ценностных установок, социально-правовые нормы населения нивелируются, что и приводит к противоправному поведению последних. Особенно настораживает пагубное влияние правовой деформации сознания, которое проявляется в отношении людей к своим профессиональным обязанностям. Более опасен прогрессирующий, его паразитный характер в условия прохождения военной службы. В местах, кузницах офицерских кадров - военных учебных заведениях, от состояния которых зависит национальная безопасность государства, нельзя допустить расползание профессиональной деформации будущих защитников Отечества. Неустойчивое сознание, уязвимое для переформатирования является молодое пополнение - курсанты, вчерашние школьники, не имеющие достаточной мудрости, выстраданного жизненного опыта, находящиеся в постоянном поиске информации, ориентирующиеся на саморазвитие правосознания. Подобные категории учащихся, нравственно и духовно неокрепшие, как ни кто другой нуждаются в системном подходе к воспитанию правовой культуры, со стороны всех социальных институтов государства.
Развитием системного подхода в образовании занимались отечественные учёные с 80 - х годов прошлого столетия, учёными Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым. Повышая уровень правовой культуры и правосознания, позволит решить проблемы преступности и совершения правонарушений, более того она приводит к популяризации законопослушного образа жизни, что поможет более осознано освоить профессию стража порядка. Формирование правовой культуры личности с помощью правового воспитания способствует формированию правосознания и, как результат, правовой культуры общества. [4]
Основной акцент современного образования подразумевает формирование общеучебных умений, способности самостоятельно принимать решения личной учебной деятельности. Это отвечает задачам, стоящим перед современным образованием - создать условия, в которых учащийся обретёт желание и способность получать знания настолько насколько позволяет воля курсанта, отведенное для этой цели время, а также правильно выбранный метод. Для решения этой задачи удобно использовать деятельностный подход. Суть данного подхода разрабатывалось Элькониным Д.Б.,Занковым Л.В., Давыдовым В.В., Выготским Л.С. Научная мысль пришла к выводу, что результатом образовательной деятельности учащихся должен стать такой уровень развития личности, в котором объект познания воспринимает готовые знания, в процессе поиска новой информации, в процессе работы открытия новых знаний. Не секрет, что становится возможным работа подхода в совместной деятельности субъектов образования - обучаемого и обучающегося. Используя разработанные технологии деятельностного подхода, курсанта вовлекают в специально созданные условия, в которых он, как носитель полученных знаний, приобретенного личного опыта, интуитивно, самостоятельно, обнаруживает и решает поставленную учебную проблему. Не правильно считать, что любая применяемая
технология является решением проблем обучения, универсальным средством воспитания, общезначимой формулой получения знаний, навыков, умений. Технология важна, но не малая роль принадлежит самому педагогу, который применяет совокупность приемов в обучение и воспитание учащихся. Основной принцип работы преподавателя в деятельностном подходе проявляется в сотрудничестве обучаемого - обучающегося, путём повышения их совместной мотивация к познавательной активности, согласованность действий в целях достижения задач обучения проектной и исследовательских областях.
Рассмотренный подход, несомненно, эффективен, и занимает важное место в педагогической теории. Все же мир развивается, меняются и требования к современному образованию, методы обучения. Так, деятельный подход сменил более емкий системно-деятельный подход, сформулированный ещё в 30-е годы прошлого столетия Выготским Л.С., в котором лежит принцип саморазвивающегося обучения. Его позднее развитие, в 60-90-е годы, позволило современному образованию расширить представления о способах развития личности обучающегося. Повторяя слова великого французского мыслителя XVII века «Среди множества боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Что характерно, в системно-деятельностном подходе личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется содержанием, правильно применяемой технологии, способами организации образовательной деятельности, решая тем самым дидактические цели. Нельзя считать, что системно-деятельностный подход отвечает исключительно образовательным целям, поскольку воспитание как процесс, в ходе которого организуются разные виды деятельности, воспитанник находит свой смысл, преобразуя тем самым свою ценностно-смысловую сферу - формирование правовой культуры.
Развитие правовой культуры представляет собой систему мер по овладению субъектами образования необходимых правовых знаний, которые в процессе обучения конвертируются в умения и навыки правомерного поведения и лично-критической оценки правовой действительности. Смещение вектора от стихийности воспитывающей повседневной деятельности к целенаправленному воспитанию правовой культуры вуза, системно-деятельностный подход меняет общее представление о правовом воспитании в сторону построения целевой системы с учетом стимулирующего воздействия образовательного учреждения. Учитывая возрастные периоды развития курсанта, особенности прохождения военной службы, ограничения к доступу открытой информации, управления своей образовательной деятельности, виды служебной деятельности её сменяемость, невозможно представить нормальный образовательный процесс без выработки у курсантов нравственной культуры. До тех пор, пока индивид не воспринимает другого человека как субъекта обладающего равными с ними правами, благополучное существование, комфорт, реализацию личных стремлений, он не будет ориентирован на выполнение требований правовой культуры.[5]
В целях повышения правовой грамотности и культуры современные военные вузы, используя многообразие форм организации деятельности курсантов, уделяют внимание повышению правовой культуры, но, как показывает анализ состояния правовой грамотности, не достаточно эффективно. Можно утверждать, что с текущим положением вещей уровень правовой культуры у преобладающего большинства курсантов находится на критическом уровне, и никак не соответствует современным требования общества. В связи с этим, необходимо:
- пересмотреть содержание, критично изучить формы и методы доведения до курсантов правовой информации, составляющих основу их правового обучения.
- внедрение и использование проектного метода, который позволит, повысит качество правового обучения курсантов.
- создание системы анализа и постоянного повышения уровня правовой культуры педагогов, непосредственных командиров, родителей и курсантов.
- разработать методические рекомендации, пособия по обучению решения острых в области права, регламентирующие типичное поведение воспитанника на службе, на отдыхе, при выполнении обязанностей внутренней службы, предпосылки проявления правовой деформации.
Таким образом, воспитание у курсантов высокого уровня правовой культуры является достаточно трудоёмким процессом. Показателем сформированности правовой культуры является сознательное и добровольное принятие нормативно-правовых актов на основе духовного согласия с теми позитивными и правильными результатами, которые возникают при их реализации в жизни. Использование системно-деятельностного подхода для формирования правовой культуры, оправдано, поскольку нацелено на развитие личности, на процесс нравственного обогащения. духовно - нравственного развития учащихся.
Список литературы:
1. Пашенцев Д.А, Право на образование и проблемы его реализации // Вестник Московского государственного городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2014. - №2. - Стр.8.
2. Бойченко Л.В., Взаимоотношения советского государства и творческой интеллегенции до начала 1930 годов // Евразийский юридический журнал. - 2013.- №8. -Стр. 107.
3. Дорская, А.А., Эволюция правовых ценностей в правовой культуре России // Правовые культуры. Жидковские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. Морсква, 25 марта 2011 года / под редакцией Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. - Москва: РУДН, 2012. - Стр.156.
4. Пашенцев Д.Д, Современные подходы к изучению правовой культуры // Образование и право. - 2015. - №4. - Стр.138.
5. Терехина С.Ю., Правовая культура учащихся: Дисс по соц., к.соц.н., Екатеринбург, 2009, стр. 156