#Ученичество. 2023. Вып. 3. С. 49-53. #Apprenticeship. 2023. Issue 3. P. 49-53.
Научная статья УДК 378.147:004
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-49-53
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ VR
Рядов Никита Алексеевич Оренбургский государстм^ьш
_ _ педагогический университет
Проскурякова Ольга Евгеньевна " ^
^ Команда «Физико-математический
Камчатная Ксения Алексеевна факультет» (ФМФ)_
Аннотация: Разработанный проект посвящен использованию VR-технологий в образовательном пространстве школы. Перечислены особенности VR-технологий, указаны направления их использования в образовательном процессе, представлены примеры их применения.
Ключевые слова: VR-технология, правила безопасности, мотивация, логическое мышление.
Scientific Article
UDC 378.147:004
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-49-53
RULES OF SAFE BEHAVIOR IN THE VR ENVIRONMENT
Ryadov Nikita Alekseyevich oskuryakova Olga Yevgenyev Kamchatnaya Kseniya Alekseyevna
„ , , /-mi,- Orenburg State Pedagogical University
Proskuryakova Olga Yevgenyevna 6.. , n, ■ r>
J is ts j Mathematics and Physics Department team
Abstract.: ^e project deals with the use of VR-technologies in the school educational space. The authors list the features of VR-technologies, indicate the directions of their use in the educational process, and present examples of their application
Keywords: VR-technology, safety rules, motivation, logical thinking.
© Рядов Н. А., Проскурякова О. Е., Камчатная К. А., 2023 © Ryadov N. A., Proskuryakova O. Y., Kamchatnaya K. A., 2023
Выбранные образовательные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЙ: соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ: установление существенного признака классификации, основания для обобщения и сравнения, критериев проводимого анализа
Ссылка на материалы проекта: clck.ru/368nJD
В соответствии с комплексным заданием (кейсом) нашей командой был разработан цифровой портфель - набор цифровых ресурсов для достижения школьниками указанных результатов в ходе образовательного события (урока или внеурочного мероприятия). Представим общие характеристики портфеля и его наполнение.
Разработанный цифровой портфель может сопровождать различные мероприятия по использованию VR-технологий в образовании. Целями образовательных событий могут быть повышение мотивации к учебной деятельности, улучшение качества усвоения знаний, развитие мыслительных и коммуникативных действий за счет использования VR-технологий в создании интерактивных сценариев обучения и др.
Цифровой портфель нашей команды реализован как набор папок в сервисе хранения файлов GoogleDrive. Структура представлена как перечень папок с названиями соответственно комплексному проектному заданию (кейсу). Навигация между объектами проекта проста и удобна. Каждый объект цифрового портфеля работоспособен. Дизайн - минималистичный, отвечающий подходам компании Google, кроме того, портфель украшен маскотом команды, соответствующим тематике проекта. Визуальное представление цифрового портфеля команды демонстрирует рисунок 1.
Правила безопасного... • j В Цифровой пенал I В Справочник с матери... : 13 Цифровая папка мате.
Й Инфогайд • В Проморолик |
в Маскот-JPG
Рис. 1. Структура проекта команды ФМФ Опишем компоненты разработанного цифрового портфеля.
Промовидео: сюжетная линия выстроена вокруг возможностей VR-технологий в образовании, перечислены особенности VR-технологий, направления использования в образовательном процессе, представлены конкретные примеры использования. Видеоролик выполнен как ряд видео- и графических объектов с музыкальным и звуковым рядом. Звуковое сопровождение - компьютерный голос.
Видеоролик побуждает зрителей узнать, что такое VR-технологии и оценить их функциональность.
Рис. 2. Фрагмент промовидео команды ФМФ
Инфогайд: данный компонент выполнен в форме плаката. Содержательное наполнение ресурса: перечислены преимущества использования VR-технологии в образовании, приведены примеры (направления) использования VR-технологий в образовательном процессе. Информация представлена структурировано, плакат украшен маскотом команды.
Цифровая папка материалов: данный компонент представляет собой текстовый документ, который содержит перечень ресурсов сети Интернет, содержащих разнообразные интерактивные задания и игры, направленные на развитие логического мышления школьников, которые могут быть использованы как в классе, так и дома. В папке описаны: LogicLike (ЛогикЛайк) - международная образовательная онлайн-платформа по развитию логики и мышления (https://logiclike.com/); Matific - программа по математике с доказанным эффектом в улучшении успеваемости учащихся на 34 % (https://www.matific.com/rus/ru/home/); BlocklyGames - ресурс с коллекцией игр, созданных на основе инструмента программирования Blockly. Здесь представлены головоломки, задания на логическое мышление и навыки программирования (https://blockly.games/). Задания не разрабатывались нашей командой самостоятельно, они подобраны из готовых материалов.
NOTEBOOK (справочник материалов) реализован текстовым документом с названием «Сборник игр». Данный компонент содержит перечень актуальных игр для VR, которые можно скачать по ссылке на платформе Steam (необходимо иметь аккаунт). Перечень представлен четырьмя играми, по каждой из них имеется краткое описание, графический образ, ссылка. В список входят следующие игры.
1. TheLab в VR-варианте лаборатории Valve - это игра по математике «Slingshot». Она помогает игрокам изучать физику и геометрию через активное взаимодействие с разными предметами
https://store.steampowered.com/app/450.4Q0/The Lab/?l=russian
https://store.steampowered.com/app/3862Q0/Kumoon
3. NumberHunt VR - игра, в которой игрокам нужно искать и собирать числа, решая при этом различные математические задачи https://store.steampowered.eom/app/8.51770/Number Hunt/?l=russian.
4. MathClassroomChallenge - это игра, в которой нужно решать математические задачи на разные математические операции, такие, как сложение, вычитание, умножение и деление.
https://store.steampowered.eom/app/85QQ70/Math Classroom Challenge/.
Цифровой пенал: данный компонент представлен плакатом, где описано некоторое аппаратно-техническое оборудование, необходимое для реализации VR-технологий в образовании (рис. 4).
Виртуальная реальность (VR) является одной иэ самых I щи опционных технологий, которая имс?1 о:ромп.чи ПОТСНЦКАЛ для применении н образовании
& А
Преимуществ» испо п.ювапин VR в обра шпанки!
1, Улучшает екх.приятно информации
2. Повышает мотивацию и заинтересованность 1 Развивоет практические навыки А, Предоставляет доступ к недоступным временам и местам
npn\te [1 ы не но ль ш на м н и VR в образовании
1. Исторические экскурсии
2. Медицинский тренинг
3. Обучение языкам
4, Профессиональная
.. IIB е подготовка
Использование VH в образовании имеет
огромный потенциал лля улучшения
обучения и развития учащихся. Она
предоставляет уникальные обучающие
опыты и возможность развивать навыки
в безопасной и интерактивной среде»
Рис. 3. Инфогайд проекта
Рис. 4. Цифровой пенал проекта
о К X о
н
Мнение эксперта
Ситникова Л. Д., кандидат педагогических наук,
доцент Института инновационных образовательных практик
В соответствии с отобранными результатами командой ФМФ была определена тема образовательного события - «Правила безопасного поведения в условиях VR». Участники команды разработали все компоненты цифрового портфеля. Можно говорить о высокой работоспособности компонентов проекта, удобной навигации, продуманной структуре и маскоте с интересным дизайном, соответствующим содержанию. Однако результат выполненного задания обладает следующими недостатками (опишем их в соответствии с критериями оценки проектного задания). Участники не указали вид образовательного события, для которого разработан цифровой портфель, да и цели этого события определены не четко. Тема и содержание компонентов цифрового портфеля не соответствуют целям (отобранным результатам). Так, промовидео, имея прекрасное исполнение, содержательно не включает сведений о безопасном поведении и его правилах.
Основное требование к инфогайду - насколько содержательно и понятно раскрыта тема образовательного события, при этом разработанный командой инфогайд содержит только общие сведения об особенностях использования VR-технологий в образовательном процессе, тема безопасного поведения в условиях VR в нем не раскрыта. В цифровой папке материалов отсутствуют самостоятельно разработанные интерактивные задания и тесты по теме, а цифровой пенал не содержит перечня использованных инструментов (имеются только общие сведения об аппаратно-техническом VR-обеспечении). Notebook (справочные материалы) содержит сборник игр для VR на платформе Steam, но не информационные источники по теме образовательного события. В проекте содержится презентация, где указаны правила безопасного поведения в условиях VR, но данная презентация никак не соотносится сдругими компонентами комплексного проектного задания хакатона.
Анализируя процесс защиты проектного задания командой, выделим высокий уровень конструктивного взаимодействия участников команды с членами жюри, но при этом не всегда аргументированные ответы на их вопросы. Отметим средний уровень подготовленной презентации защиты, но при этом один из лучших маскотов. По итогам оценивания команда получила 77 баллов из 130 возможных. По мнению членов жюри, данной команде была присуждена победа в номинации «Красота в деталях» за лучшую визуализацию информации.
Статья поступила в редакцию: 24.10.2023 Одобрена после рецензирования: 26.10.2023 Принята к публикации: 29.11.2023
The article was submitted: 24.10.2023 Approved after reviewing: 26.10.2023 Accepted for publication: 29.11.2023