#Ученичество. 2023. Вып. 3. С. 22-28. #Apprenticeship. 2023. Issue 3. P. 22-28.
Научная статья УДК 378.147:004
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-22-28
МИР ПРОФЕССИЙ
Чернышова Анастасия Владимировна Суворова Полина Сергеевна Ранкова Диана Валентиновна Сахно Лилия Сергеевна Толстоусова Виктория Евгеньевна
Аннотация: Проект посвящен формированию у школьников интереса к практическому изучению профессий различного рода. Для проведения воспитательного мероприятия разработан комплект цифровых образовательных ресурсов, который обеспечивает поддержку образовательного события при изучении мира профессий и особенностей различной трудовой деятельности. Представлены задания, позволяющие самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами.
Ключевые слова: профессия, труд, представление информации, схема, диаграмма.
Scientific Article
UDC 378.147:004
https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-22-28
THE WORLD OF PROFESSIONS
Chernyshova Anastasiya Vladimirovna Suvorova Polina Sergeyevna Rankova Diana Valentinovna Sakhno Liliya Sergeyevna Tolstousova Viktoriya Evgenyevna
Abstract. : The project focuses on the formation of students' interest in the practical study of various professions. For the educational event, the authors have developed a set of digital educational resources, which helps students to study the world of professions and the features of various work activities. The project presents tasks that allow you to independently choose the optimal form of information presentation and illustrate the solved problems with simple schemes and diagrams. Keywords: profession, work, information presentation, scheme diagram.
© Чернышова А. В., Суворова П. С., Ранкова Д. В., Сахно Л. С., Толстоусова В. Е., 2023 © Chernyshova A. V., Suvorova P. S., Rankova D. V., Sakhno L. S., Tolstousova V. E., 2023
Тульский педагогический колледж Команда мыслящих людей
Tula teacher training college Thinkers Team
Выбранные образовательные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЙ: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ: Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
Ссылка на материалы проекта:
http://project7843283.tilda.ws/page3Q67Q407.html
В соответствии с комплексным заданием (кейсом) был разработан цифровой портфель. Представим его общие характеристики и наполнение.
Разработанный цифровой портфель может быть использован для сопровождения внеурочного занятия по теме «Мир профессий». Целями образовательного события могут стать развитие мотивации школьников к овладению различными профессиями; формирование представлений о многообразии мира профессий и особенностях различной трудовой деятельности; развитие умений выбирать оптимальную форму представления информации в процессе решении задач с профессионально ориентированным содержанием.
Цифровой портфель нашей команды реализован в виде сайта с минималистичным, но эстетичным дизайном, он создан с помощью конструктора Tilda. Структура портфеля представлена пятью страницами (смысловыми блоками), соответствующими комплексному проектному заданию (кейсу). Навигация между компонентами портфеля (страницами) осуществляется посредством перемещения по ленте ресурса, компоненты представлены компактно и удобно для использования, все они работоспособны (переход к содержимому компонентов реализован гиперссылками) и предполагают возвращение к цифровому портфелю (рис. 1).
Рис. 1. Визуальное представление «цифрового портфеля» команды
Представим компоненты разработанного цифрового портфеля.
Промовидео мы реализовали, как разговор нашего маскота (хомяка Знайки) со школьниками. Знайка рассказывает ребятам о том, что такое профессия, перечисляет, какие бывают профессии, знакомит с основными видами деятельности, которые школьники смогут выполнить в ходе внеурочного мероприятия «Мир профессий», а именно: изучение различных видов профессий; составление схемы «Многообразие профессий»; выполнение интерактивных заданий; прохождение теста на определение будущей профессии.
Промовидео реализовано как файл с названием «Как понять, кем стать в будущем?», разработано нами самостоятельно и доступно в нашем «цифровом портфеле» как самостоятельный смысловой блок. Просмотр ролика может пробудить в школьниках мотивацию к активной учебной деятельности на данном образовательном событии: кому же может быть неинтересно, кем они смогут стать в будущем?
Рис. 2. Фрагменты промовидео
Инфогайд: данный компонент цифрового портфеля - это интерактивный плакат для обеспечения наглядности при изучении теории по теме образовательного события. Инфогайд разработан в онлайн-сервисе для подготовки интерактивного контента genial.ly. Доступ к нему предоставляется по ссылке. Плакат содержит информацию о профессиях будущего, перечислены: специалист по робототехнике, менеджер космического туризма, тайм-менеджер, специалист по преодолению экологических катастроф, парковый эколог. Кроме того, название каждой профессии с графическим представлением снабжено интерактивным элементом, при активации которого предоставляются сведения о данной профессии. Визуально инфогайд представлен на рис. 3.
Рис. 3. Инфогайд «Профессии будущего»
Цифровая папка материалов представлена двумя блоками: интерактивный контент и дополнительные материалы. Интерактивный контент в папке следующий: интерактивная схема «Многообразие профессий» и интерактивный рабочий лист для закрепления знаний. Схема «Многообразие профессий» визуально представляет классификацию профессий Е. А. Климова. Это интерактивный плакат позволяет узнать, что содержится за каждым блоком элемента схемы. Плакат разработан в онлайн-сервисе genial.ly. Доступ к нему предоставляется по ссылке (рис. 4).
Рис. 4. Интерактивный плакат в цифровой папке материалов
Интерактивный рабочий лист для закрепления знаний содержит разноуровневые задания по теме образовательного события, которые реализованы как рабочий лист для учащегося, но только в цифровом виде. Здесь школьник может его заполнить, т. е. выполнить задания и сразу отправить на проверку. Интерактивный рабочий лист выполнен в онлайн-сервисе ШБег.те, доступ к нему осуществляется по ссылке. Лист содержит два задания, которые направлены на достижение как личностного, так и метапредметного результатов, заявленных в образовательном событии (рис. 5).
1-1
I..I
Рис. 5. Интерактивный рабочий лист
Блок «дополнительные материалы» содержит интерактивное задание «Профессии будущего» и план внеурочного мероприятия. Задание направлено на закрепление материала по теме на первом уровне усвоения знаний, оно реализовано в онлайн-сервисе LeammgАpps. План внеурочного мероприятия - это ссылка на документ в социальной сети ВК, где содержится сценарий образовательного события «Мир профессий» (рис. 6).
Тайм-менеджер
9
Специалист по робототехнике
Парковый эколог
•
Занимается созданием и обслуживанием роботов для разных
•
Занимается озеленением общественных пространств: заселяет потными, или насе-
новых экологических проблем и ищет решения даже в условиях неопределённости.
•
Менеджер космического туризма
"Г
Помогает другим людям или целым коллективам оптимизировать личное бочее время; друет бизнес-цессы,кон-1рует руково-,ей и разраба-1 ывает стратегии по управлению временем.
Специалист по преодолению экологических катастроф
•
Составляет маршруты, предлагает путёвки, подбирает экскурсии, контролирует процесс на техническом уровне.
О
Рис. 6. Дополнительное интерактивное задание
Notebook (справочник материалов) реализован нами как перечень ресурсов с возможностью перехода к ним прямо на сайте (в цифровом портфеле). Все ссылки на источники актуальные и активные. Информация, представленная в NOTEBOOK, действительно может быть полезной для современных школьников для ориентации в мире профессий и выборе своей. Представим данный перечень.
2. 3456.
7-
Профессии для школьников: какие самые популярные и какую выбрать в итоге.
Шоу профессий.
Тест на профориентацию для младших школьников. Справочник профессий. Атлас новых профессий.
Готовые уроки по профориентации школьников.
Профориентационный мультсериал для дошкольников и учеников начальной школы «Приключения Бабахина и его друзей».
8. Игровая развивающая среда «Взросляндия».
9. «Россия - мои горизонты» - материалы для внеурочной деятельности по профориентации.
Цифровой пенал: данный компонент также реализован смысловым блоком на сайте (в цифровом портфеле) с названием «Цифровой пенал». Здесь перечислены следующие цифровые инструменты, необходимые для проведения внеурочного занятия: LeammgАpps, "^Бег.те, Genial.ly. Представление цифровых инструментов, организовано как переключение в границах смыслового блока от одного инструмента к другому и реализовано по следующему шаблону: графическое представление инструмента; название инструмента; функциональные возможности.
Рис. 7. Цифровой пенал
Мнение эксперта:
Сухоруков А. А., кандидат педагогических наук,
доцент Института инновационных образовательных практик
В соответствии с выбранными результатами командой была определена тема образовательного события «Мир профессий». Участники команды разработали все компоненты цифрового портфеля, содержание которых соответствует теме образовательного события (высшая оценка жюри). Ими было разработано внеурочное занятие по теме «Мир профессий». Отметим четкую формулировку целей образовательного события в соответствии с выбранными результатами.
Цифровой портфель реализован командой в виде сайта «Мир профессий» средствами конструктора Tilda в форме ленточного представления контента. Компоненты цифрового портфеля представлены четко выделенными смысловыми блоками с названиями, соответствующими проектному заданию. Можно говорить о структуре цифрового портфеля, оптимально соответствующей требованиям (высшая оценка жюри). Все составляющие портфеля доступны для использования, работоспособны и удобны. Сайт «Мир профессий» можно охарактеризовать как наилучшее комплексное цифровое методическое обеспечение для учителя, которым он может воспользоваться для проведения внеурочного занятия по данной теме. Охарактеризуем достоинства проекта по компонентам.
1. Промовидео четко демонстрирует важность изучения темы, раскрывает основные теоретические моменты по теме и представляет, что узнают и чему научатся школьники в ходе мероприятия. Главный персонаж видео - хомяк Знайка и содержание ролика способствуют активизации познавательного интереса школьников к занятию.
2. Интерактивный инфогайд, а также схема «Многообразие профессий» не только полно и четко описывают мир профессий, но и являются ярким примером современного «живого» средства наглядности.
3. Оптимальное количество разноуровневых интерактивных заданий для закрепления материала. Задания выполнены с использованием различных инструментов, одно из них - интерактивный рабочий лист.
4. Лучшее представление цифровых инструментов (высшая оценка жюри).
5. Хомяк Знайка - лучший маскот, которого многие захотят положить в свой цифровой портфель (высшая оценка жюри).
6. Удобный для использования с актуальной информацией справочник материалов.
Также выделим несущественные недостатки: в цифровом пенале перечислены не все инструменты, использованные в проекте; в цифровую папку материалов необходимо добавить средство контроля по данной теме.
Анализируя процесс защиты проекта командой, охарактеризуем защиту как лучшую на хакатоне. Так, высшую оценку жюри команда получила за структурирование материала, логичное и последовательное его изложение в ходе защиты, а также за высочайший уровень конструктивного взаимодействия участников команды с членами жюри во время защиты, всегда аргументированные и четкие ответы на их вопросы. По итогам оценивания команда получила 112 баллов из 130 возможных и стала победителем межрегионального педагогического хакатона «Цифровые инструменты в образовательной деятельности». Также по мнению членов жюри данной команде была присуждена победа в номинации «Еще один из команды» за лучший командный талисман.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2023 Одобрена после рецензирования: 20.11.2023 Принята к публикации: 29.11.2023
The article was submitted: 25.10.2023 Approved after reviewing: 20.11.2023 Accepted for publication: 29.11.2023