Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
экология / активная позиция / публичная защита / защита окружающей среды / ecology / activism / public protection / environmental protection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратов Василий Максимович, Новикова Виктория Андреевна, Зиновьева Диана Александровна, Радишевский Эдгар Фридхельмович, Андреянова Елизавета Александровна

Проект посвящен экологическим проблемам и способам их решения. Представлено содержание воспитательных мероприятий, посвященных этому. Для проведения данных мероприятий разработаны цифровые образовательные ресурсы, которые не только раскрывают проблемные темы (загрязнение воздуха, избыточное потребление водных ресурсов, иссякаемые природные ресурсы, утилизация, сортировка отходов, исчезающие виды животных), но и способствуют формированию активной позиции неприятия действий, приносящих вред окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратов Василий Максимович, Новикова Виктория Андреевна, Зиновьева Диана Александровна, Радишевский Эдгар Фридхельмович, Андреянова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT AND FUTURE ENVIRONMENTAL CHALLENGES

The project focuses on environmental problems, ways of solving them and presents educational activities relevant to the theme. For these activities, the authors offer digital educational resources developed by them. The resources not only reveal problematic topics (air pollution, excessive consumption of water resources, exhaustible natural resources, utilization, waste sorting, endangered species of animals), but also contribute to the formation of an active position of rejection of actions harmful to the environment.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

#Ученичество. 2023. Вып. 3. С. 43-48. #Apprenticeship. 2023. Issue 3. P. 43-48.

Научная статья УДК 378.147:004

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-43-48

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Кондратов Василий Максимович Новикова Виктория Андреевна Зиновьева Диана Александровна Радишевский Эдгар Фридхельмович Андреянова Елизавета Александровна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Команда «Магистры педагогического культа»

Аннотация: Проект посвящен экологическим проблемам и способам их решения. Представлено содержание воспитательных мероприятий, посвященных этому. Для проведения данных мероприятий разработаны цифровые образовательные ресурсы, которые не только раскрывают проблемные темы (загрязнение воздуха, избыточное потребление водных ресурсов, иссякаемые природные ресурсы, утилизация, сортировка отходов, исчезающие виды животных), но и способствуют формированию активной позиции неприятия действий, приносящих вред окружающей среде.

Ключевые слова: экология, активная позиция, публичная защита, защита окружающей среды.

Scientific Article

UDC 378.147:004

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-3-43-48

CURRENT AND FUTURE ENVIRONMENTAL CHALLENGES

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Masters of Teaching Cult

Kondratov Vasiliy Maksimovich Novikova Viktoriya Andreyevna Zinovyeva Diana Aleksandrovna Radishevskiy Edgar Fridkhelmovich Andreyanova Elizaveta Aleksandrovna _

Abstract: The project focuses on environmental problems, ways of solving them and presents educational activities relevant to the theme. For these activities, the authors offer digital educational resources developed by them. The resources not only reveal problematic topics (air pollution, excessive consumption of water resources, exhaustible natural resources, utilization, waste sorting, endangered species of animals), but also contribute to the formation of an active position of rejection of actions harmful to the environment.

Keywords: ecology, activism, public protection, environmental protection.

' Кондратов В. М., Новикова В. А., Зиновьева Д. А., Радишевский Э. Ф., Андреянова Е. А., 2023 ' Kondratov V. M., Novikova V. A., Zinovyeva D. A., Radishevskiy E. F., Andreyanova E. A., 2023

Выбранные образовательные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЙ: активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ: публичное представление результатов выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Ссылка на материалы проекта: clck.ru/368pAD

В соответствии с комплексным заданием (кейсом) нашей командой был разработан набор цифровых ресурсов для достижения выбранных образовательных результатов.

Разработанные материалы могут быть использованы для сопровождения системы внеклассных мероприятий по теме «Экологические проблемы настоящего и будущего». Цель: сформировать у школьников активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; научить школьников публично представлять результаты своих исследований, опытов и проектов.

Цифровой портфель нашей команды реализован как набор папок и файлов в сервисе хранения файлов Google Drive. Доступ к цифровому портфелю можно получить, открыв общую папку с названием «Цифровой портфель. Магистры педагогического культа». Структура представлена как перечень папок и Google-файлов с названиями, соответствующими проектному заданию. Навигация между объектами цифрового портфеля проста и удобна. Все его объекты работоспособны. Дизайн минималистичный - в соответствии с подходами компании Google. Портфель украшен обаятельным маскотом команды: ежиком с зелеными иголками, соответствующим тематике проекта. Визуальное представление «цифрового портфеля» представлено ниже на рисунке 1.

Рис. 1. Структура «цифрового портфеля»

Промовидео. Ролик демонстрирует глобальные экологические проблемы как всего человечества, так и нашей страны. Сюжет промовидео выстроен таким образом, чтобы вызвать чувства боли у зрителя за горы мусора, столбы дыма и гари, горящие леса и погибающих животных, и эти чувства становятся сильнее, потому что все ужасное в ролике представлено после потрясающих видов живой природы: благоухающих цветами лугов, фантастических обитателей морских глубин, невероятных животных юга и севера. Ролик выполнен как ряд видеообъектов с музыкальным сопровождением и титрами. Для создания ролика нами была подобрана высококачественная мультимедиаинформация. По нашему мнению, данный видеоролик должен мотивировать учащихся не только к активности на

нашем образовательном мероприятии, но и пробуждать желание что-то делать, решать ужасные экологические проблемы.

Рис. 2. Фрагмент промовидео

Инфогайд: данный компонент цифрового портфеля реализован подборкой инфографики по проблемам экологии. Нами создана единая папка. В ней содержатся три плаката с визуально выстроенной информацией: плакат по проблемам бытовых отходов, плакат с информацией по решению проблем загрязнения окружающей среды нефтью нефтедобывающими предприятиями, плакат с законодательными документами РФ по защите окружающей среды.

Пути отходов

КОЛИЧЕСТВО БЫТОВОГО МУСОРА ВО ВСЕМ МИРЕ РАСТЕТ ПОСТОЯННО. ЛЮДИ ПОКА НЕ НАУЧИЛИСЬ МЕНЬШЕ ВЫБРАСЫВАТЬ, БОЛЬШЕ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ И ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Рис. 3. Плакат из комплекта инфогайда цифрового портфеля

Кроме того, в папке содержится текстовый Google-документ с дополнительными материалами, представленными как список информационных блоков с подборкой ссылок на информационные источники в соответствии с названием блока: загрязнение воздуха, избыточное потребление водных ресурсов, иссякаемые природные ресурсы, утилизация, сортировка отходов, исчезающие виды животных. Доступ к каждому блоку мы организовали по самостоятельно разработанным QR-кодам с маскотом. Покажем, как в дополнительных материалах реализован один из информационных блоков. В качестве примера рассмотрим информационный блок с названием «Загрязнение воздуха».

l. Загрязнение воздуха

Рис. 4. Доступ к информационному блоку дополнительных материалов

из комплекта инфогайда

После перехода по QR-коду мы попадаем на текстовый Google - документ с названием информационного блока.

Загрязнение воздуха

1. https://ecoportal.info/atmosfernoe-zagrvaznenie-zemli/ - о загрязнении воздуха;

2. https://www.iqair.com/ru/russia - мониторинг качества воздуха по России;

3. https://www.aqi.in/ru/dashboard/russia - индекс качества воздуха по России.

Таким образом представляется дополнительная информация по данной

тематике. Данная информация может быть использована школьниками, интересующимися экологическими проблемы.

Цифровая папка материалов: данный компонент мы реализовали папкой, содержащей два графических объекта, представляющие собой QR-коды с маскотом. В папке размещены интерактивное задание, выполненное в онлайн-сервисе Wordwall (игра «Сортировка мусора»), и диагностическое задание в виде образовательного квиза по экологии (тест «Экологика»), выполненное в онлайн-сервисе myQuiz.

Notebook был реализован текстовым Google-документом. Наш notebook - это полноценный справочник материалов, содержащий перечень 30 актуальных источников. Здесь представлены нормативные документы, интернет-журналы, интернет-ресурсы, а также коллекция видео по проблемам экологии в мире и России.

Приведем некоторые примеры:

1. Кравченко Р. Атмосферное загрязнение воздуха // ECOPORTAL : сайт. URL: https://ecoportal.info/atmosfernoe-zagryaznenie-zemli/ .

2. Качество воздуха в России : [онлайн-мониторинг] // IQAir : сайт. URL: https://www.iqair.com/ru/russia .

3. Индекс качества воздуха в России в режиме реального времени // AQI : сайт. URL: https://www.aqi.in/ru/dashboard/russia .

4. Пресная вода - на всех не хватит? // Три Колодца : сайт. URL: https://tri-kolodtsa.ru/news/presnaya-voda-na-vseh-ne-hvatit.html .

5. Кравченко Р. Истощение водных ресурсов // ECOPORTAL : сайт. URL: https://ecoportal.info/istoshhenie-vodnyx-resursov/ .

Цифровой пенал: данный компонент мы реализовали в виде Google-презентации, выполненной в едином стиле. На слайдах представлен графический образ цифрового инструмента с гиперссылкой на официальный сайт сервиса и кратко описан его функционал. Так, цифровыми инструментами, которые мы использовали для разработки и реализации цифрового портфеля стали: MyQuiz, Google Drive, QRCode Monkey, Wordwall, YouCut, Рандомус, Asana, AhaSlides. Так выглядит представление одного инструмента в цифровом пенале:

YouCut - приложение для видеомонтажа. Приложение позволяет редактировать видео напрямую из YouTube или других социальных сетей

Рис. 5. Цифровой инструмент YouCut из цифрового пенала

Мнение эксперта.

Белянкова Е. И., кандидат педагогических наук,

директор Института инновационных образовательных практик, доцент

В соответствии с выбранными результатами командой «Магистры педагогического культа» была определена тема образовательного события «Экологические проблемы настоящего и будущего». Участники команды разработали все компоненты цифрового портфеля. Отметим четкую формулировку целей в соответствии с выбранными результатами, работоспособность компонентов проекта, удобную навигацию, продуманную структуру и милый маскот, соответствующий содержанию. Данный проект интересен тем, что он позволяет реализовать не одно образовательное событие, а целую систему внеклассных мероприятий, можно говорить о возможности разработки программы внеурочной деятельности по данной тематике в будущем. Охарактеризуем достоинства данного проекта по компонентам.

1. Продуманный сценарий, содержательный контент и высокое качество мультимедиа информации в промовидео, такой ролик мотивирует зрителей не только на обучение, но и на активную деятельность по решению экологических проблем.

2. Содержательное наполнение дополнительных материалов в инфогайде, самостоятельно разработанный QR-код с маскотом.

3. Прекрасно оформленный, содержательный и актуальный Notebook (высшая оценка жюри).

4. Продуманный, лаконичный в хорошем исполнении «цифровой пенал», содержащий набор инструментов, необходимый для эффективного проведения образовательного события.

5. Один из лучших маскотов, действительно обаятельный «экологический» ежик.

Отметим некоторые недостатки проекта. При однозначном соответствии содержания всех компонентов цифрового портфеля выбранному личностному результату этого нельзя сказать про метапредметный результат: для его достижения необходимо было бы предусмотреть иные методы, формы и средства. Кроме того, цифровая папка инструментов содержит всего лишь два задания. Хотя для их разработки и использованы разные цифровые инструменты, тем не менее представленного количества интерактивных заданий недостаточно для закрепления знаний по теме образовательного события на различных уровнях. Отсутствуют задания, связанные с достижением метапредметного результата.

Анализируя процесс защиты цифрового портфеля командой, отметим высокий уровень разработанной презентации по структурированию материала, логичное и последовательное изложение (высшая оценка жюри). При ответе на вопросы жюри команда продемонстрировала хорошее знание теоретического материала как в тематической области проекта, так и педагогики, и цифровизации образования. По итогам оценивания команда «Магистры педагогического культа» получила 96 баллов из 130 возможных. Решением жюри данной команде была присуждена победа в номинации «Двоичная отличная» - за лучшее владение информационными технологиями.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2023 Одобрена после рецензирования: 30.10.2023 Принята к публикации: 29.11.2023

The article was submitted: 24.10.2023 Approved after reviewing: 30.10.2023 Accepted for publication: 29.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.