УДК 159.9.072
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3
В. И. Маркелов
ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Развивающий эффект современных концепций, построенных в русле парадигм гуманистического и личностно-ориентированного образования, к которым апеллирует модернизация, предполагает учет индивидуальных особенностей студента.
В последнее время в научной литературе медицинской, психологической, социальной и педагогической направленности все большее распространение получает выражение «помогающие профессии» [1-4 и др.]. К помогающим профессиям авторы относят деятельность медицинского работника, психолога, социального работника, педагога, психотерапевта, консультанта и т. д. Все эти профессии объединяет то, что их работа заключается в непосредственном оказании помощи людям больным, неспособным найти свое место в жизни, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, потерявшим смысл жизни и т. п.
В помогающих профессиях важная роль отводится личности специалиста, так как в данном случае сама личность является инструментом и средством профессиональной деятельности. Личность психолога или социального работника имеет решающее значение в достижении конечного результата в работе с клиентом. Поэтому важнейшим условием для решения задач практической деятельности является специалист, активно самоактуализирующийся в профессиональной деятельности, в полной мере располагающий необходимыми личностными качествами, среди которых одним из важнейших является креативность. Самоактуализация выступает здесь важным фактором раскрытия и развития творческого потенциала будущего специалиста как основы его профессионально-личностного роста и становления профессионального мастерства. Результаты наших исследований показывают, что самоактуализация и психологическая устойчивость имеют прямую корреляционную связь [5], то есть чем выше уровень самоактуализации, тем выше психологическая устойчивость субъекта. Это важно для специалистов помогающих профессий, которым приходится часами погружаться в проблемы других людей, выслушивать и сопереживать им.
Вместе с тем необходимо отметить, что выбор помогающей профессии может быть свидетельством зрелости развития личности: лишь немногие люди испытывают желание сталкиваться лицом к лицу с человеческими несчастьями. Эти профессии требуют «жертвенности» и так называемого «здорового» мазохизма: способность выдерживать отрицательные эмоциональные состояния и менять комфорт на дискомфорт, когда этого требует практика профессиональной деятельности.
Уязвимость людей, занятых работой с чужими проблемами, еще и в том, что слушание — это активная работа, которая требует огромных затрат энергии. Как следствие, может быть истощение, как эмоциональное, так и физическое. В своей профессиональной деятельности они затрачивают больше душевных сил на эмпатию. Это делает специалистов помогающих профессий восприимчивыми к «психической инфекции» — психосоматическим заболеваниям. В значительной мере психосома-
© В. И. Маркелов, 2012
тические проявления обусловлены необходимостью выдерживать болезненные выпады со стороны внешнего мира, поскольку противостояние «агрессору» (клиенту) считается недопустимым по профессиональным и этическим соображениям. И если «разрядка» не происходит или не срабатывает защита, то психика проявляет себя соматически: поражение кожи, язвенный колит, проблемы пищеварения, мигрень, жалобы на боли в суставах и сердце и др. Чтобы исключить это необходимо уметь заботиться о себе и здесь главная цель — углубленное самопознание, индивидуальное развитие и рефлексия. Это еще одно из важнейших качеств специалиста помогающих профессий. Наши исследования самоактуализации студентов [6] (будущих специалистов социальной работы, психологов и студентов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование) выявили высокие показатели по блоку самовосприятия (шкалы: Sr — самоуважения и Sa — самопринятия), который показывает самооценку как показатель развития самосознания в структуре личности. Если специалист имеет способность и возможность пережить это чувство заботы о самом себе, он лучше подготовлен к тому, чтобы заботиться и поддерживать другого человека. Только аналитик, сохранивший связь с жизнью, может помочь клиентам восстановить утраченный контакт с реальностью — человек способен дать другим только то, что у него есть.
Особое значение самоактуализации для специалиста помогающих профессий в том, что его профессиональная деятельность должна рассматриваться и реализовы-ваться как профессионально-творческая, это позволяет выполнить главное назначение психолога и социального работника: обеспечить клиенту благоприятный выход из сложной жизненной ситуации, создать условия для самостоятельного и конструктивного постижения окружающего мира и себя.
Самоактуализация позволяет студенту проявлять, развивать и использовать в практической деятельности свою профессионально-творческую индивидуальность, личностные профессионально-значимые потребности, цели, ценности, способности и др. В свою очередь профессиональное творчество осуществляется исключительно на основе самоактуализации в будущем специалисте индивидуальности его субъекта. Исходя из этого, правомерной является постановка вопроса именно о профессионально-творческой самоактуализации как важнейшей составляющей профессиональной деятельности психолога и социального работника, обеспечивающей ее продуктивность и результативность.
Профессионально-творческая самоактуализация личности будущего специалиста рассматривается нами как специфическая деятельность по самоосуществлению его самости, разворачивающаяся в процессе обучения в вузе. В психологии до настоящего времени нет устоявшегося общепризнанного определения самости. В аспекте нашего исследования, мы придерживаемся определения самости, данного Хайцем Кохутом [7]. Самость (The Self) термин, относящийся к категориальному аппарату глубинной психологии и обозначающий сердцевину, ядро личности. Самость понимается как сложное образование, формирующееся в виде устойчивой конфигурации взаимодействующих врожденных качеств личности и влияний окружающей среды (воспитания, обучения, социализации). Самость представляет собой центр инициативности, хранилище впечатлений, область пересечения идеалов, эталонов поведения, притязаний и способностей индивида. Перечисленные свойства являются основой развертывания самости в качестве самостимулирующейся, самонаправляющейся, самоосознаваемой и самоподдерживающейся целостности, обеспечивающей личность основными це-
лями и смыслом жизни. Составляющими или секторами самости являются: 1) полюс базальных стремлений обладать силой и знаниями (полюс целей и притязаний); 2) полюс руководящих идеалов (полюс идеалов и норм); 3) дуга напряжения между обоими крайними полюсами активизирует потенциал индивида (рис. 1).
Рис. 1. Схема активации потенциала самости.
Основой для определения компонентов феномена самоактуализации личности студента помогающих профессий выступают представления о предметном содержании и структурной организации профессионально-творческой самоактуализации (ПТС). Охарактеризуем их.
Предметом ПТС личности психолога и социального работника выступает его потенциал как компонент самости. Отсюда ключевым вопросом для определения основных положений теории ПТС личности студента помогающих профессий является конкретизация представлений о том, что именно подразумевается под потенциалом будущего психолога и социального работника, каковы его слагаемые и содержание.
В общем виде, под потенциалом понимают «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [8, с. 1058] и «... Степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей; внутренние возможности. Духовный потенциал человека» [9].
Соотношение потенциального и актуального в проблеме сущности потенциала личности затрагивается в работах Б. Г. Ананьева, В. Г. Асеева, Т. И. Артемьевой, А. Мас-лоу, М. М. Муканова, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Э. Д. Шукуро-ва и др. Анализ позволяет сделать вывод, что нет единого научно обоснованного представления о сущности личностного потенциала, его структуре и содержании.
Маслоу делал акцент на врожденной «основной» природе, в которую включал потребности, способности и генетически обусловленное развитие человека [10].
Артемьева «природу человека» представляет в единстве общего, особенного и единичного. К общему автор относит социальные способности человека как представителя своего рода, к особенному — то типичное, что он приобретает в процессе своей жизни в конкретных социальных условиях, к единичному — индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого [11, с. 76].
Придерживаясь этих положений, вполне правомерно и обоснованно понимать под потенциалом личности в целом ее внутренние резервы, состоящие из совокупности родовых природных свойств, типичных характеристик личности, которые сложились в результате жизнедеятельности человека и его взаимодействия с культурой, а также индивидуальных особенностей.
По нашему мнению, отсутствие единого подхода ученых к проблеме потенциальности связано не только с определением ее параметров, но также и с различиями в понимании относительности потенциальности. Остро стоит вопрос — с какой позиции оценивать потенциальность, то есть относительно чего потенциальность потенциальна. В этом смысле мы выделили два подхода: 1) потенциальное относительно самого индивида (субъективно скрытые резервные свойства); 2) потенциальное относительно деятельности индивида (не реализуемые, а, следовательно, скрытые от деятельности свойства).
К субъективно скрытым могут быть отнесены какие-либо свойства, существующие во внутреннем плане субъекта, но не осознающиеся им, так как в силу объективных или субъективных причин еще не были востребованы. Для того чтобы эти свойства стали актуальными относительно сознания субъекта деятельности, необходимы определенные условия, активизирующие их проявление. Вследствие того, что свойства данного вида скрыты от самого их носителя, они, соответственно, не могут быть проявлены и в его деятельности, даже если их наличие весьма желательно для нее.
Не реализируемые потенциальные особенности представляют собой не функционирующие и не востребованные в деятельности, блокируемые какими-либо внешними или внутренними факторами свойства. Они явны для субъекта, осознаваемы им, но практически не используются в его жизнедеятельности.
Учитывая, что самоактуализация предполагает саморазвитие, можно выделить еще один вид потенциальных свойств — недостаточно развитые. Они уже субъективно проявлены, реализуемы, но пока недостаточно совершенны и отработаны для того, чтобы считаться полноценно актуализированными в деятельности.
К потенциалу могут быть отнесены не только способности, свойства и особенности, но и приобретенные личностью знания, навыки, умения и компетенции. Это обосновывается следующей научной теорией.
Превращение всеобщих родовых природных потенций в реальные актуальные свойства личности происходит с помощью механизма присвоения. В процессе исторического развития каждое новое поколение приходит в готовый мир, включающий в себя науку, культуру, производственный опыт, а также определенные общественные отношения, то есть в «человеческую действительность». Возможность использования людьми этих достижений реализуется посредством присвоения, распредмечивания их. Любое орудие, предмет человеческой культуры «содержит» в себе идеи, опыт предшествующих поколений, создавших их. Овладение орудиями и предметами предполагает необходимость усвоения знаний, навыков, идей, воплощенных в этих достижениях человеческой культуры.
Каждое поколение в своей общественно-преобразующей деятельности усваивает прошлый опыт, то есть по существу распредмечивает или присваивает совокупный человеческий труд, зафиксированный в достижениях науки и культуры. Этот процесс, свойственен не только поколению, но и каждой отдельной личности. Любой человек должен исходить из того уровня культуры, который выработан человечеством на
момент его вхождения в общество. Именно он, уровень культуры, определяет объем требований, предъявляющийся к развитию данной личности. Эти достижения человечества могут быть названы потенциальными по отношению к каждой отдельной личности. Присвоение этих творений человечества и есть начало развития личности [11, с. 76-77].
В зависимости от того какую выбрал деятельность человек, востребуются и актуализируются соответствующие ей конкретные свойства личности. С другой стороны, выбирает профессию только сам человек, исходя из своих способностей, интересов, наклонностей, то есть при наличии определенного исходного потенциала, имеющего тенденцию к дальнейшему развитию в процессе деятельности.
Соотношение творческих и саморазвивающих способностей личности отражены в исследованиях А. А. Деркача [12], О. Н. Зубовой [13], Е. В. Селезневой [14]. Деркач указывает на то, что развитие творческого потенциала во многом обусловлено развитием способности к рефлексии, как механизму переосмысления стереотипов сознания, поведения, общения и мышления [15]. Это положение подчеркивает важность формирования рефлексивной культуры, как механизма личностного и профессионального развития. Детальное рассмотрение соотношения творческих и саморазвивающих способностей личности приводит в своем исследовании Зубова, она приходит к выводу, что творческие и саморазвивающие способности имеют как специфическую, особенную структуру, так и общие компоненты, благодаря которым становится возможным преобразование творческих способностей в саморазвивающие. Соответственно, творческие способности являются источником для формирования саморазвивающих способностей, которые в свою очередь, представляют собой новообразования более высокого уровня. Таким образом, творческий потенциал личности может трансформироваться в ее личностно-развивающий потенциал, являющийся основой для профессионально-творческой самоактуализации личности.
Исходя из вышеизложенного, под профессионально-творческим потенциалом студентов помогающих профессий мы понимаем совокупность их внутриличностных возможностей и свойств, выступающих условием и средством продуктивного профессионального становления.
Требования к профессионально-творческому потенциалу будущего специалиста помогающих профессий определяется содержанием профессиональной деятельности. Профессионально важные качества этих профессий исследовались и описаны достаточно большим числом ученых: Н. А. Аминов, А. А. Бодалев, К. М. Гуревич, Т. А. Казанцева, Е. А. Климов, А. И. Красило, М. В. Молоканов, А. П. Новгородцев, Д. В. Оборина, В. Э. Пахальян, Н. С. Пряжников, К. А. Рамуль, Е. С. Романова, Е. В. Шатилова и др.
В результате наших исследований выделены основные структурные блоки профессионально-творческого потенциала студентов помогающих профессий: 1) блок способностей (общее); 2) содержательный блок (особенное, типичное); 3) личностный блок (единичное, индивидуальное) (рис. 2).
В блок способностей мы включаем: 1) внимание (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания; способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий;
Рис. 2. Схема потенциала профессионально-творческой самоактуализации.
2) память (хорошее развитие образной и словесно-логической памяти, долговременной и кратковременной памяти); 3) мышление (высокий уровень развития образного мышления, развитие логического мышления); 4) коммуникативность (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); 5) вербальность (умение говорить четко, ясно, выразительно, грамотно выражать мысли).
Содержательный блок составляют следующие компоненты: информационный (знания), операциональный (умения, компетенции) и эмпирический (практические навыки).
Особое место в профессионально-творческом потенциале будущего психолога и социального работника занимает его личностный блок, который включает совокупность личных качеств, мотивационно-ценностных, эмоционально-ценностных отношений к профессиональной деятельности.
Таким образом, потенциал профессионально-творческой самоактуализации личности студента, который составляют способности, свойства, особенности субъекта и приобретенные им знания, навыки, умения, компетенции, может раскрыться только под воздействием самости в результате ее активации и актуализации, сила которых зависит от значимости целей, амбициозности притязаний, подкрепленных высотой идеалов и нормативностью деятельности. Потенциалом ограничиваются возможности и степень выраженности профессионально-творческой самоактуализации студента, потенциал является отправной точкой развития самоактуализации и первым звеном создаваемой нами модели профессионально-творческой самоактуализации личности специалиста помогающих профессий.
Литература
1. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.
2. Данилова С. В. Самоактуализация специалистов помогающих профессий и профессиональные деформации личности [Электронный ресурс] // Socionom.ru: Информационно-образовательный портал «Соционом». Материалы конференции «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» 22-23 апреля 2010 г. URL: http://socionom.ru/ baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremen-nom-obshchestve-problemy-i-reshenija-22-i-23-aprelja-2010-goda/samoaktualizacija-specialistov-po-mogajushchikh-professii-i-professionalnye-defor-macii-lichnosti (дата обращения: 02.10.2011).
3. Кузнецова Ю. М. Психологические детерминанты предпочтения «помогающих» профессий // Психология и школа. 2008. № 4. С. 31-53.
4. Пахальян В. Э. Проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л. С. Выготского и К. Роджерса // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 106-113.
5. Маркелов В. И. Роль и место общения в самоактуализации личности // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту / под ред. В. А. Барабанщикова, В. Н. Но-суленко, Е. С. Самойленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. C. 259-265.
6. Маркелов В. И. Об уровнях самоактуализации и необходимости их выделения [Электронный ресурс] // Iashe.eu: сайт международного научного аналитического проекта. Украина, Одесса, 2011. URL: http://www.gisap.eu/ru/node/1397 (дата обращения: 28.02.2012).
7. Кохут Х. Анализ самости: Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности / пер. с англ. Л. М. Боковиковой. М.: «Когито-Центр», 2003. 308 с.
8. Советсткий энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд., испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
9. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Ozhegov. org: словарь Ожегова. М., 2007-2012. URL: http://www.ozegov.org/words/25962.shtml (дата обращения: 18.02.2012).
10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2011. 496 с.
11. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 67-87.
12. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. 752 с.
13. Зубова О. Н. Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих. М.: РАГС, 2004. 175 с.
14. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 260 с.
15. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: монография. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1999. 392 с.
Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.