3. Ozhegov, S.I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. M.: Azbukovnik. 1999. 944 s.
4. Lebedeva, L.D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatij / L.D. Lebedeva. SPb.: Rech, 2008. 256 s.
5. Orlova, E.N. Pochemu deti lgut? Gde lozh, a gde fantaziya /E.N. Orlova. SPb.: Piter, 2011.
192s.
6. Ekman, P. Pochemu deti lgut / P. Ekman. M. : Pedagogika-press, 2004. 272 s.
7. Kiseleva, M.B. Art-terapiya v rabote s detmi: Rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, pedagogov, vrachej i spetsialistov, rabotayuschikh s detmi / M.B. Kiseleva. SPb.: Rech, 2006. 160 s.
8. Nikolaeva, E.I. Kak i pochemu lgut deti? Psikhologiya detskoj lzhi / E.I. Nikolaeva. SPb.: Piter, 2012. 176 s.
Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: irgitel@mail.ru
Кальсина Светлана Павловна - педагог-психолог МБОУ СОШ № 11, г.
Кызыла.
Irgit Elena - Ph.D., assistant professor of Pedagogy, Kyzyl Pedagogical Institute of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: irgitel@mail.ru
Kalsina Svetlana - educational psychologist, School № 11, Kyzyl.
УДК 15 + 152.32
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ): СТРУКТУРА, СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Миронова Г.В.
Астраханский филиал Московского финансово-промышленного университета, Астрахань
THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (Ages 15-20): STRUCTURE, CHARACTERISTICS AND REGULARITIES
Mironova G.
Astrakhan branch of the Moscow Financial-Industrial University, Astrakhan
Статья посвящена психолого-акмеологическому анализу нового понимания понятия «развития личности в период ранней юности (15-20 лет)», обоснованы сущность и содержание этого понятия, предложены структура и компоненты развития личности в период ранней юности, закономерности и механизмы данного процесса. В работе продемонстрировано применение акмеологического подхода к развитию личности в период ранней юности.
Ключевые слова: развитие личности в период ранней юности, структура, сущность, содержание, закономерности и механизмы развития личности в период ранней юности.
The article is devoted to the psychological and acmeological analysis of a new understanding of the notion of «the development of personality in early adolescence (Ages 15 -20). The article justifies the essence and the content of the concept, proposes the structure and components of the development of personality in early adolescence as well as the regularities and mechanisms of that process. The application of acmeological approach to the development of personality in early adolescence is demonstrated in this paper.
Key words: the development of personality in early adolescence, the structure, essence, content, regularities and mechanisms of the development of personality in early adolescence
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, отражаются на всех социальных группах, в том числе на молодежи. Поведение молодежи обусловлено как ее общественным положением, так и характерными качествами, свойственными данной группе: психической подвижностью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком. Вопросы социально-психологической регуляции поведения, усвоения социальных и формирования личностных норм молодых людей имеют особую значимость, так как именно молодежь представляет ближайшее будущее общества, наиболее ярко выражает как его возможности, так и проблемы. Более того, проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2011) прямо ставит задачу социального и государственного заказа: качество образования выступает комплексной характеристикой образования, выражающей степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.
В этих условиях предельно важным становится, во-первых, отслеживание в рамках психологических исследований основных тенденций развития личности в период ранней юности (15-20 лет). Юношеский возраст - один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей (Г.С. Абрамова, В.А. Алексеев, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Б.С. Круглов, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.И. Савенков, В.А. Сафин, А.В. Толстых, Д.И.Фельдштейн, Э. Шпрангер и др.). Большинство исследователей считают, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период проблема развития юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков, юношей и девушек, в частности особенностей мировоззрения, ценностей, самоопределения, формирования поиска смысла жизни и других проблем развития личности.
Во-вторых, эффективное использование ресурсов акмеологии и психологии в процессах формирования и развития личности, предупреждение негативных сценариев развития личности в период ранней юности, в том числе
распространения ценностей асоциальных видов молодежных субкультур, уменьшение их негативного воздействия на молодежь, согласование интересов молодых людей - носителей разных субкультур. Современный этап развития мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Проблема личностно-профессионального развития работников различного профиля и возраста привлекает все большее внимание исследователей в области акмеологии. (А.А. Деркач [1], А.В. Гагарин [2-3], В.Г. Зазыкин [4], Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, О.В. Москаленко [5-6], Э.В. Сайко [7-8], И.Н.Семенов, Ю.В. Синягин и др.). Это связано с общей тенденцией гуманизации наук о человеке и смене приоритетов в акмеологической парадигме. Исследовательский интерес направлен в первую очередь на человека, а не на профессиональное сообщество в целом. Личность является субъектом своего развития как в профессиональном плане, так и в личностном, что невозможно представить без процессов самореализации, самоактуализации, саморегуляции и самосовершенствования личности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, О.Д. Ковшуро, Д.М. Логунцова, Е.А. Науменко, С.Л. Рубинштейн, И.В. Тарасова и др.).
В-третьих, оптимизация процесса развития личности в период ранней юности как развития нового социокультурного поля российского общества в целом. Отход от тоталитарного общества и переход к демократичному укладу жизни требует пересмотра многих аспектов окружающей действительности. Особенно важно научиться новым способам развития личности в социуме (С.В. Алексеев, А.Г. Асмолов, И.В. Вачков, М.Г. Дмитриев, О.Б. Качанова, В.В. Колбанов, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов, В.Ю. Рыбников и др.).
Анализ работ отечественных и зарубежных учёных, предпринятый автором, выявил, что как явление развитие личности существует в реальной образовательной практике, однако используется не в полной мере и в основном применительно только к взрослой личности. При этом до сих пор целостно не раскрыты содержание и сущностная характеристика понятия «развитие личности в период ранней юности (15-20 лет)». Недостаточно полно разработаны деятельностная и технологическая характеристики развития личности, отражающие практическую направленность данного процесса, и практически совсем отсутствуют исследования в области его эффективности. Между тем без такого научного исследования невозможна полная разработанность этой проблемы.
В настоящий момент перед психологией и педагогикой впервые за все время существования мировой системы образования во всей полноте ставится задача оптимального развития личности в период ранней юности, совершенствования комплекса личностных и социально-профессиональных компетентностей будущих специалистов в период их обучения в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования.
Эта задача высвечивает основное противоречие между стремлением общества и самой системы образования реализовать цели гуманистической образовательной парадигмы, рассматривающей личность как центр собственного самосозидания, и прагматически обусловленными ориентирами акмеологического подхода в общем и профессиональном образовании практически без учета развития личности в период ранней юности.
В плане развития личности в период ранней юности названное противоречие усиливается рядом более частных противоречий:
• между актуальностью развития личности в период ранней юности и методологической неразработанностью этого психолого-акмеологического феномена;
• между необходимостью для будущего профессионала обладать опытом ценностного самоопределения, самореализации, самоидентификации и саморазвития и преимущественной направленностью методов традиционного обучения и воспитания будущих специалистов в учреждениях среднего общего, профессионального и высшего образования на формальное освоение научных и практико-ориентированных знаний;
• между требованиями современного общества креативности, творческой смелости, самостоятельности и ответственности личности и сохранением «субъект-объектных» отношений в процессе ее образования;
• между необходимостью овладения будущим специалистом основными компонентами развития личности в период ранней юности и отсутствием комплексной системы, программы и технологии развития личности в данный период.
• между исследованиями развития личности в период ранней юности и целостной концепцией развития личности в данный период.
Необходимость разрешения этих противоречий и обусловливает актуальность исследования. В связи с отмеченными противоречиями существует проблема исследования, которая состоит в необходимости концепции развития личности в период ранней юности, с помощью которой можно одновременно обеспечить реализацию акмеологического подхода, а по сути - интегрирующего личностно-ориентированный, гуманистический, компетентностный и прагматический подходы в системе среднего и высшего образования, их содержательную интеграцию в плане развития личности в период ранней юности. В противном случае развитие личности в период ранней юности может привести к непредвиденным результатам.
В исследовании под развитием личности в ранней юности понимается особый самостоятельный процесс, образующее процесса онтогенеза, многоступенчатая поуровневая самореализация личности в учебно-профессиональной деятельности, в которой происходит одновременно зарождение потребности новой (изменяющейся по структуре, содержанию, по степени выраженности и обеспеченности) самореализации, что приводит к
появлению новообразования - готовности к самораскрытию личности как самоосознание собственного Я (самопознание, самоопределение, самооценка, самовосприятие, самоотношение), самопредставление своего Я, самовыражение, самопрезентация.
Процесс развития личности в период ранней юности происходит в процессе взаимодействия школьников, студентов и учителей, преподавателей, воспитателей, родителей и других его субъектов. Смысл такого развития личности в период ранней юности заключается в реализации приобретаемого, накапливаемого человеческого потенциала как результата психического развития этой личности, ее субъектного багажа в многоплановой активной творческой деятельности, презентующей человека социуму как деятельного субъекта, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации. В этом плане самореализация представляет такую сущностно определяющую характеристику личности в период ранней юности, как его ценностное развитие -саморазвитие с открытыми границами, как системное выполнение определенной целостности, где полюс саморазвития, который постоянно «уравновешивается» полюсом самореализации в разной степени выраженности, вплоть до высшего уровня ее — акме в данный возрастной период. При этом вокруг самореализации происходит развитие-саморазвитие всех процессов самости личности, вплоть до смены юношеской субкультуры, самореализация выступает центральным новообразованием развития.
Структурное представление о развитии личности в ранней юности заключается в следующем. Первый компонент развития личности в ранней юности - это готовность к самораскрытию личности, которая раскрывается как самоосознание собственного Я (самопознания, самоопределения, самооценки, самовосприятия, самоотношения), самопредставление своего Я, самовыражение, самопрезентация; особая роль принадлежит самоактуализации, самоосуществлению, самореализации, которые вышли в центр познания развития личности в ранней юности и приобретают особый смысл, прежде всего, в контексте акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении в данный возрастной период. Второй компонент развития личности в ранней юности - это потребность в самореализации, которая выражается на разном уровне на этом этапе онтогенеза, в разных формах и соотнесении со способностью, возможностью, необходимостью ее осуществления личностью в ранней юности, уровень которой связан с возрастными особенностями развития в период ранней юности. При этом субъектность выступает как основание и условие самореализации в процессе развития личности в ранней юности. Так же потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации личности в ранней юности возможны до уровня способности самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме в данном возрастном этапе. Особенностью компонентов развития личности выступает то, что в рассматриваемый возраст ранней юности феномены
Тувинский государственный университет
самореализации, самоосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны между собой единством принципов обусловленности, значимости, характером функциональной нагрузки, но и полагают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды их развертывания и проявления - самоутверждения, самовыражения, самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления: самовыражения, самопрезентации, самоутверждения и т. д., образующие связь накопленного потенциала самости и цели его реализации. Это позволяет развивающейся личности выработать методы и формы, содержание «самостояния» применительно к жизненным условиям, социуму и т.д. и т.п. При этом важно учесть учебно-профессиональную деятельность как основание развития субъекта в период ранней юности, так как существует реально тесная связь способности к самореализации с уровнем и структурами осуществления социализации, индивидуализации и идентификации при любой степени выраженности такой потребности в ней на этапе ранней юности, в рамках которых происходит формирование субъектной позиции индивида.
Сущностными характеристиками развития личности в ранней юности в исследовании принимаются:
♦♦♦ во-первых, субъектность, выступающая как новое ценностное образование, основание и условие самореализации в процессе развития личности в ранней юности;
♦ во-вторых, особая роль самоактуализации, самоосуществления, самореализации, которые вышли в центр познания развития личности в ранней юности и приобретают особый смысл, прежде всего, в контексте акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении в данный возрастной период, что позволяет личности в период ранней юности пересмотреть свои ценностные образования и с их помощью выбрать новую юношескую субкультуру;
♦ в-третьих, важность рассмотрения учебно-профессиональной деятельности как основания развития субъекта в период ранней юности, так как она способствует формированию субъектной позиции индивида;
♦♦ в-четвертых, потребность в самореализации (потребность состояться) как центральное новообразование данного возрастного этапа развития личности выражается на разном уровне, в разных формах и соотносится со способностью, возможностью, необходимостью ее осуществления личностью в ранней юности;
♦ в-пятых, в рассматриваемом возрасте феномены самореализации, самоосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны между собой единством принципов обусловленности, значимости, характером функциональной нагрузки, но и полагают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды их развертывания и проявления: самоутверждение, самовыражение, самопознание, самоопределение и
самоидентификация, самооценка, самовосприятие, самоотношение, самопредставление: самовыражение, самопрезентация, самоутверждение и т.д., образующие связь накопленного потенциала самости и цели его реализации;
♦♦♦ в-шестых, тесная связь способности к самореализации с уровнем и структурами осуществления социализации, индивидуализации и идентификации при любой степени выраженности такой потребности в ней на этапе ранней юности реальна и позволяет личности в период ранней юности пересмотреть свои ценностные образования и с их помощью выбрать новую юношескую субкультуру;
♦ в-седьмых, уровень проявления потребности и способности самоосуществления и самореализации связан с возрастными особенностями развития в период ранней юности;
♦ в-восьмых, самореализация в процессе осуществления на данном возрастном этапе - ранней юности - полагает на разных этапах соответствующую представленность уровневой развитости компонентов самости, т.е. полагает определенную развитость свойств человека; потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации личности в ранней юности до уровня способности самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме на данном возрастном этапе.
Предложенное в исследовании понимание сущности и содержания развития личности в период ранней юности (15-20 лет), структуры этого понятия позволило представить значимость результатов исследования как в теоретическом плане, так и с практической точки зрения.
В первом случае значимость выполненного исследования заключается в систематизации психолого-акмеологических критериев развития личности в ранней юности и дифференциации уровней этого процесса; создании психолого-акмеологической концепции развития личности в период ранней юности, разработки интегрированной системы развития личности в период ранней юности и авторской программы развития личности в ранней юности, выявлении и доказательстве системы закономерностей и механизмов развития личности в ранней юности.
В плане практики исследование позволило создать научную базу для разработки концепции развития личности в период ранней юности в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования. Выявленные закономерности и методы развития личности в период ранней юности могут иметь широкий спектр применения: от индивидуальной практики педагогического психодиагностического консультирования и психокоррекции до разработки и проведения тренинговых занятий с группой по предварительно выявленным половозрастным, социально-демографическим, функционально-ролевым признакам.
Тувинский государственный университет
Важно, что выявлены акмеологические закономерности акмеологического развития личности в период ранней юности: психолого-педагогические, личностные и социально-культурные.
Психолого-педагогические закономерности отражают связь целей, содержания, эффективности методов, динамики и управления процессом акмеологического развития личности в период ранней юности. Установлено, что рост акмеологического развития личности в период ранней юности определяется адекватностью ценностей, выявленных целей, содержанием образования и образовательных технологий. Изменение ценностей, целей, содержания, образовательных технологий и управления образовательным процессом в школе обязательно вызывает изменение уровня понимания у личности значимости образования как главной человеческой ценности, рост потребности участия родителей в жизни школы и непосредственно в определении индивидуального маршрута своего ребенка, его интеллектуального и физического развития. Участие руководителя образовательного учреждения также обязательно.
К личностным закономерностям акмеологического развития личности в период ранней юности отнесены следующие: установлена взаимозависимость акмеологического развития личности в период ранней юности и развития самоэффективности всех сфер личности; нашло подтверждение предположение о том, что высокий уровень самочувствия, активности, настроения личности в период ранней юности связан с высоким уровнем акмеологического развития личности; выявлена взаимосвязь между эстетическими, гностическими эмоциями и высоким уровнем акмеологического развития личности в период ранней юности.
Социально-культурные закономерности отражают взаимосвязь акмеологического развития личности в период ранней юности с развитием готовности к сотрудничеству учеников, студентов и преподавателей, учителей. Также установлена взаимозависимость акмеологического развития личности в период ранней юности и развития самоэффективности всех субъектов этого процесса.
Личностные закономерности процесса акмеологического развития личности в период ранней юности также отражают взаимосвязь данного процесса с развитием их рефлексии и субъектности с учетом социальной ситуации и состояния здоровья личности. Акмеологическое развитие личности в 15-20 лет определяет успешность их социализации и активного включения в социальные отношения, предполагает основанное на приобретении опыта самореализации обучение в специфических условиях инновационной деятельности, способствующих становлению новообразований личности, социальной успешности и профессиональной мобильности, оптимизации готовности преподавателей, учителей и воспитателей к реализации акмеологического подхода к образованию личности в период ранней юности.
Закономерности взаимосвязаны с механизмами акмеологического развития личности. Адаптационные механизмы обеспечивают акмеологическое развитие личности в период ранней юности за счет создания такой педагогической системы, которая реализует акмеологический подход к обучению и использует акмеологические, психолого-педагогические технологии акмеологического развития личности в период ранней юности. Саморазвивающие механизмы доказывают, что формирование креативных и когнитивных способностей личности в период ранней юности является основой самопознания и развития компонентов акмеологического развития личности - готовности к самораскрытию и потребности в самореализации личности. Данные механизмы формируют самомотивацию, самодеятельность, самостоятельность личности. Обнаружено, что эти механизмы обеспечивают акмеологическое развитие личности в период ранней юности за счет формирования особенностей возрастного развития психики личности, при этом учитываются неодинаковость, неоднородность и различный темп развития компонентов акмеологического развития личности. Учет возрастных особенностей данного процесса, с одной стороны, ведет к прогнозируемой динамике акмеологического развития личности в период ранней юности на разных стратах этого возрастного этапа. С другой стороны, возрастные механизмы позволяют определить направления педагогической деятельности, способствующей этому процессу: формирование специально организованной учебно-профессиональной деятельности на испытательной начальной страте (15-16 лет), саморазвивающейся деятельности на стабильной консолидирующей страте (17-18 лет) и начальной профессиональной деятельности на заключительной страте (19-20 лет), развитие мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, самости ф<0,01 во всех случаях). Это позволяет оптимизировать процесс акмеологического развития личности в ранней юности. Саморазвивающие механизмы акмеологического развития личности в период ранней юности - это совокупность явлений и процессов, посредством которых осуществляется акмеологическое развитие личности в период ранней юности в субъект-субъектном взаимодействии. Механизмы акмеологического развития личности необходимо учитывать при построении акмеологических и психолого-педагогических технологий акмеологического развития личности в период ранней юности.
Социально-средовые механизмы обеспечивают акмеологическое развитие личности в период ранней юности за счет формирования личности как представителя социума в определенных пространственно-временных условиях, в общении, которое выступает как обмен ценностями между членами общества с учетом социальной ситуации развития личности. При изучении социокультурных механизмов была показана достоверная взаимосвязь среды и акмеологического развития личности в период ранней юности.
Сущность, закономерности и механизмы акмеологического развития личности в период ранней юности позволяют разработать оптимизацию данного процесса, под которой понимается целостная система взаимосвязанных условий
Тувинский государственный университет
и факторов, образующих и обеспечивающих целостный процесс реализации акмеологических и психолого-педагогических технологий данного процесса в рамках существующей системы образования в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования. Стратегиями оптимизации данного процесса являются: разработка концепции акмеологического сопровождения акмеологического развития личности в период ранней юности; мониторинг в ходе данного сопровождения; реализация коррекционно-развивающих мероприятий в процессе развития личности в период ранней юности и деятельности с преподавателями, учителями, воспитателями, администрацией, родителями и другими субъектами данного процесса; разработка индивидуальных программ акмеологического развития личности.
Система сопровождения акмеологического развития личности в период ранней юности включает следующее: определение и разработку содержания процесса акмеологического развития и подготовку всех субъектов этого процесса; разработку и внедрение оптимальной модели систематической психолого-акмеологической помощи личности в период ранней юности и другим субъектам этого процесса в виде мониторингового акмеологического контроля; индивидуальные консультации; акмеологическое обеспечение деятельности в ходе развивающих тренингов; выбор методических средств и способов оценивания параметров и показателей процесса акмеологического развития личности в период ранней юности. Доказано, что система акмеологического сопровождения определяется как комплекс взаимосвязанных акмеологических и психолого-педагогических технологий акмеологического развития личности в период ранней юности.
Библиографический список
1. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология, 2012, №4. С. 1117.
2. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология, 2012, №3. С. 31-37.
3. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология, 2013, №3. С. 54-59.
4. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмеологического объекта и работы с ним// Акмеология, 2012, №3. С. 20-26.
5. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии// Акмеология, 2012, №4. С. 26 -29.
6. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста. // Акмеология, Спец. Вып. №2 (2012). С. 110-112.
7. Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза (в соавт. с А.А. Деркачом) //Мир психологии. 2007. № 2(50). С.43-54.
8. Сайко Э.В Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы егосубъектного самоосуществления (в соавт. с А.А. Деркачом) //Мир психологии. 2008. № 3(55) С. 205-219.
9. Миронова Г.В., Москаленко О.В. Основы исследования акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет). М.: АПКиППРО. 2009. 228 с.
10. Миронова Г.В. Основные направления акмеологического развития личности (15-20 лет). Германия. Изд-во Lambert Academic Publishing, 2011. 209 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Derkach A.A. Psikhologo-akmeologicheskie osnovaniya i sredstva optimizatsii lichnostno-professionalnogo razvitiya konkurentosposobnogo spetsialista // Akmeologiya, 2012, №4. S. 11-17.
2. Gagarin A.V. Deyatelnost lichnosti v informatsionno-obrazovatelnoj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologiya, 2012, №3. S. 31-37.
3. Gagarin A.V. Obrazovatelnaya refleksiya v professionalnoj podgotovke bakalavrov psikhologii // Akmeologiya, 2013, №3. S. 54-59.
4. Zazykin V.G. Osobennosti izucheniya akmeologicheskogo obekta i raboty s nim// Akmeologiya, 2012, №3. S. 20-26.
5. Moskalenko O.V. Problema planirovaniya karery studentov v predmetnom pole akmeologii// Akmeologiya, 2012, №4. S. 26 -29.
6. Moskalenko O.V. Professionalnoe samosoznanie kak generalnaya kategoriya lichnostno-professionalnogo razvitiya spetsialista. // Akmeologiya, spets. Vyp. №2 (2012). S. 110-112.
7. Sajko E.V. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza (v soavt. s A.A. Derkachom) //Mir psikhologii. 2007. № 2(50). S. 43-54.
8. Sajko E.V Subektnost subekta v akmeologicheskom razvitii i problemy egosubektnogo samoosuschestvleniya (v soavt. s A.A. Derkachom) //Mir psikhologii. 2008. № 3(55) S. 205-219.
9. Mironova G.V., Moskalenko O.V. Osnovy issledovaniya akmeologicheskogo razvitiya lichnosti v period rannej yunosti (15-20 let). M.: Apkippro. 2009. 228 s.
10. Mironova G.V. Osnovnye napravleniya akmeologicheskogo razvitiya lichnosti (15-20 let). Germaniya. Izd-vo Lambert Academic Publishing, 2011. 209 s.
Миронова Галина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой психологии Астраханского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия», г. Астрахань, E-mail: galamir51 @mail.ru
Mironova Galina - Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Psychology of the Astrakhan branch of the Moscow Financial-Industrial University, Astrakhan, E-mail: galamir51 @mail.ru