ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № 4
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В. И. Маркелов
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ «САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ТЕСТА»
У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
В статье анализируется структура профессионально-творческой самоактуализации (ПТС) студентов. Приводятся результаты эксперимента по стимулированию процесса ПТС у студентов помогающих профессий. По результатам выполнения респондентами (N=126) «Самоактуализаци-онного теста» (САТ) до и после эксперимента обнаружена эффективность лекционно-практической формы подачи стимулирующего материала; выявлены изменения в двух жизненных сферах личности — ценностной и самопринятии; между студентами очной и заочной форм обучения отмечены различия в независимости поведения и поступков от воздействия извне, в стремлении руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
Ключевые слова: самоактуализация, развитие личности, помогающие профессии, стимулирование, «Самоактуализационный тест» (САТ), студенты очной и заочной форм обучения.
In article the structure of professional and creative self-updating (PCS) of students of future experts of helping professions is analyzed. Results of experiment on stimulation of process of PCS of students (N=126) helping professions are given. By results of performance by respondents “Self-actualization Test” (SAT) before experiment found efficiency of a lecture and practical form of giving of a stimulating material; changes in two vital spheres of the personality — valuable and self-acceptance are revealed; distinctions in independence of behavior and acts of influence from the outside, in aspiration to be guided in life by own purposes, belief, installations and principles between students of internal and correspondence forms of education are noted.
Key words: self-actualization, development of the person, helping professions, stimulation, “Self-actualization Test” (SAT), students of internal and correspondence forms of education.
Маркелов Владимир Иванович — аспирант кафедры психологии и социальной работы ф-та права и социальных коммуникаций Российского гос. ун-та туризма и сервиса (Москва). E-mail: [email protected]
Работа выполнена под руководством канд. психол. наук В.А. Каращан.
148
Теоретический контекст исследования
Для психологов, педагогов, воспитателей, врачей, социальных работников и для других специалистов, чья трудовая деятельность непосредственно связана с оказанием помощи людям, высокую значимость имеют такие характеристики, как способность взять на себя ответственность, креативность, рефлексивность, умение работать в коллективе, готовность к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию (Маркелов, Каращан, 2011). Эти качества наиболее полно проявляются у личности, полностью раскрывшей свой внутренний потенциал, — самоактуализирующейся личности.
По мнению ученых (Маслоу, 2011; Роджерс, 1994; Селевко, 1998; Цукерман, 1997, 2010 и др.), процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако существует возможность его стимулирования, поддержки, сопровождения. Мы полагаем, что обучению в высшей школе принадлежит ведущая роль в создании условий, позволяющих студентам помогающих профессий наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал и благоприятствующих их самоактуализации. Работа по созданию таких условий должна базироваться на понимании структуры профессионально-творческой самоактуализации (ПТС). Под структурой ПТС в широком смысле мы понимаем протекание процесса в целом, в логически организованной последовательности этапов, а в узком — совокупность соответствующих действий на каждом этапе.
Обратимся к вопросу развития процесса ПТС. К. Роджерс (1994) определил структуру самоактуализации в процессе развития личности как осознание (ее необходимости) — адекватность (конгруэнтность актуализации организма и личности) — активность (индивида). Этой структуры придерживаются многие ученые. В частности, Г.К. Чернявская, по-своему уточняя развитие самореализации, выстраивает следующую логическую цепочку: самопознание самосознание самомодель самосовершенствование саморегуляция (см.: Коростылева, 1997, с. 10). Данная последовательность раскрывает протекание самореализации личности в жизнедеятельности вообще, а концепция самоактуализации гораздо уже понятия самореализации (Леонтьев, 1997, 2000). И если применение понятия самореализации ничем не ограничено, то понятие самоактуализации привязано к определенной теоретической парадигме. По мнению Д.А. Леонтьева, самоактуализация предполагает наличие врожденного потенциала специфических психологических свойств и характеристик, который должен при определенных условиях разворачиваться и переходить в актуальную форму.
Представители гуманистической психологии (Бьюдженталь, 2001, 2007; Маслоу, 2011; Роджерс, 1994; Шостром, 2008 и др.) вы-
149
делили аспекты личностного развития на пути, ведущем к самоактуализации. В обобщенном виде это — самоосознание, самоотдача, самоприятие.
Несмотря на расхождения мнений ученых гуманистического направления, все они признают, что главное условие включения личности в процесс самоактуализации — это прохождение ее через осознание своего Я, своей сущности и предназначения. По нашему мнению, общая логика развития процесса ПТС представлена взаимосвязанной последовательностью четырех этапов: самоактивации, самодиагностики, саморазвития и самоосуществления. Следует отметить, что содержательное и технологическое наполнение этих этапов будет значительно различаться в зависимости от того, что именно актуализируется — та или иная способность, какой-либо элемент профессионально-творческого опыта, личностно-ценностное отношение к явлениям действительности. В представленном виде ПТС будет протекать при спонтанной самоактуализации. Для формирования потребности в последней необходима подготовительная стадия, в которой выделяются следующие этапы: осознание, смысловое оформление, самоподготовка. Подготовительная стадия нацелена главным образом на создание необходимых внутриличностных условий для успешного развития ПТС. Знания о концепции самоактуализации помогают осознать ее необходимость и важность как условия личностного роста, наполнения смыслом своего жизненного пути. Активное участие в семинарах, тренингах, круглых столах помогает студентам провести определенную самоподготовку по осмыслению путей, ведущих к самоактуализации, и обходу препятствий, мешающих ее осуществлению.
Гипотеза, цель, предмет исследования
Гипотеза: знания о концепции самоактуализации, ее необходимости и важности как условия личностного и профессионального роста, активное участие в семинарах, тренингах, круглых столах помогает студентам провести определенную самоподготовку по осмыслению путей, ведущих к самоактуализации, и обходу препятствий, мешающих ее осуществлению, что способствует усилению выраженности самоактуализации. Цель: проверить гипотезу о возможности влияния на процесс самоактуализации. Предмет исследования: изменения в выраженности показателей самоактуализации в результате специально организованного стимулирования.
Методика
Для студентов очной формы обучения стимулирующим материалом служил специальный курс, состоящий из теоретической и практической частей (6 часов). Теоретическая часть (лекция, 2 часа)
150
включала основные положения гуманистической психологии, мотивационную теорию А. Маслоу, выделение положительных и отрицательных сторон самоактуализации, личностных характеристик самоактуализирующихся людей, препятствий на пути самоактуализации. Практическая: круглый стол (2 часа) по обсуждению лекционного материала и психологический тренинг (2 часа) по формированию адекватного самосознания и повышению компетентности в межличностных отношениях. Со студентами заочной формы обучения через 2—3 дня после тестирования проводилось индивидуальное собеседование по его результатам. В процессе собеседования разъяснялось значение самоактуализации, подробно обсуждались ее показатели, измерявшиеся в процессе тестирования, их значение в жизнедеятельности. Подобная форма воздействия на испытуемых приведена в отчете группы разработчиков «Самоактуализационно-го теста» (САТ) (Алешина и др. [эл. ресурс]), созданного на основе методики Э. Шострома “Personal Orientation Inventory (POI)”. Авторы указанной публикации отметили, что сам факт выполнения теста вызывает у испытуемого своеобразный психотерапевтический эффект, создает положительную установку на дальнейшее преобразование личности, формирует потребность обсудить с психологом вопросы о природе человека, своем месте в мире, мировоззрении, проблемах взаимодействия с окружающими.
Выборку составили студенты I—IV курсов кафедры психологии и социальной работы РГУ туризма и сервиса, обучающиеся по специальностям «психология» и «социальная работа» — всего 126 респондентов, из них 56 очной формы обучения и 70 — заочной; 23 мужчины и 103 женщины; средний возраст 20 лет — очное обучение, 29 лет — заочное. Студенты заочной формы обучения имели среднее профессиональное медицинское образование.
Процедура. Организация эксперимента проводилась на основе линейной схемы, сравнивались результаты обследования до и после воздействия стимулирующим материалом. Респонденты дневной формы обучения были разделены на 3 группы по 20 человек для прохождения спецкурса, группы образовывались в зависимости от периода обучения: начальный (I—II курсы), средний (III курс), старший (IV курс). С каждой группой спецкурс проводился в течение недели — 3 занятия по 2 часа. Временной интервал между констатирующим и контролирующим тестированием составил: для респондентов очной формы обучения 2—2,5 месяца, для респондентов заочной формы 3—4 месяца.
Изменения в выраженности показателей самоактуализации регистрировались с помощью методики САТ (см.: Алешина и др., 1987); статистическая обработка данных проводилась с помощью программ SPSS Statistics 17.0 и Excel из пакета Microsoft Office 2010.
151
Результаты
На основании полученных эмпирических данных были составлены две объединенные базовые шкалы САТ — до (N=126; М=49.54; о=8.62) и после (N=126; М=50.83; о=9.15) эксперимента (обоснование и подсчет объединенных базовых шкал САТ см.: Маркелов, 2011). Распределение данных по образованным шкалам не отличалось от нормального. Значения одновыборочного критерия Колмогорова— Смирнова следующие: шкала до эксперимента — z=0.794; р=0.553; после — z=0.819; р=0.514. С помощью 1-критерия Стьюдента для парных выборок выявлен сдвиг (1=-2.221; /=125) в эмпирических показателях объединенных базовых шкал до и после эксперимента на достоверном уровне статистической значимости (р=0.028), при сильной корреляционной связи по критерию Пирсона между выборками (г=0.734) на очень высоком уровне статистической значимости (р<0.001). По данным объединенных базовых шкал до и после эксперимента респонденты были разделены по выраженности самоактуализации на три группы: самоактуализирующиеся (СА) > 55 Т-баллов, среднестатистическая (СС) 45^54 Т-баллов, рубежная (Р) < 44 Т-баллов (табл. 1).
Исследование статистической значимости сдвига в показателях для каждой сформированной группы невозможно, так как группы различаются по количеству и составу респондентов до и после эксперимента, поэтому сдвиг показателей САТ определялся раздельно для респондентов в группах, образованных по результатам констатирующего и контролирующего исследований. Результаты вычислений представлены в табл. 2 и 3.
Далее исследовалось влияние эксперимента на показатели дополнительных шкал САТ. T-критерий Стьюдента определил значимый сдвиг в показателях по трем дополнительным шкалам:
— ценностных ориентаций (SAV) N=126, Мдо=48.32; Мпосле=50.73; адо=9.46; опосле=9.19; р=0.001; r=0.668; измеряет, в какой степени принимаются и разделяются ценности присущие самоактуализирующейся личности;
Таблица 1
Групповые статистики до и после эксперимента
Группа До эксперимента После эксперимента
N М а N М а
СА 35 59.66 4.49 43 60.40 4.43
СС 54 49.90 3.13 53 50.19 2.83
Р 37 39.46 4.48 30 38.25 4.27
152
Таблица 2
Статистики групп, образованных по выраженности самоактуализации до эксперимента
Группа N М до эксперимента М после эксперимента 0 до/после Критерий t парных выборок, значимость р Корреляция г Пирсона/ значимость р
СА 35 59.66 57.56 4.49/7.66 0.070 0.507/0.002
СС 54 49.90 52.12 3.13/6.18 О О К) 0.213/0.123
Р 37 39.46 42.58 4.48/7.92 0.002** 0.736/<0.001
Примечание. ** — высокий уровень статистической значимости; * — значимый статистический уровень.
Таблица 3
Статистики групп, образованных по выраженности самоактуализации после эксперимента
Группа N М до эксперимента М после эксперимента О до/после Критерий t парных выборок, значимость р Корреляция г Пирсона/ значимость р
СА 43 55.47 60.40 7.66/4.43 < 0.001*** 0.477/0.001
СС 53 49.73 50.19 5.04/2.83 0.488 0.360/0.008
Р 30 40.73 38.25 7.54/4.27 0.036* 0.573/0.001
Примечание. *** — очень высокий уровень статистической значимости; ** — высокий уровень статистической значимости; * — значимый статистический уровень
— самоуважения (Fr) N=126, Мдо=49.25; Мпосле=50.98; адо=9.57; апосле=10.02; р=0.021; r=0.635; оценивает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера и уважать себя за них;
— самопринятия (Sa) N=126, Мдо=49.30; Мпосле=51.30; адо=9.,36; апосле=10.13; р=0.003; r=0.707; определяет степень принятия человеком себя независимо от достоинств и недостатков.
Две последние шкалы дополняют друг друга и составляют блок самовосприятия, оценивающий адекватное отношение человека к самому себе.
Влияние на самоактуализацию различных условий проведения эксперимента для респондентов очной и заочной форм обучения изучалось в ходе сравнительного анализа средних значений по всем шкалам САТ, включая объединенную базовую шкалу, разделенных по форме обучения. Дескриптивные статистики по шкалам САТ, в которых выявлен значимый сдвиг, приведены в табл. 4.
153
Таблица 4
Дескриптивные статистики по формам обучения (О — очная, 56 респондентов; З — заочная, 70 респондентов) до и после эксперимента
Шка- лы САТ Фор- ма обу- чения Сред- нее до Сред- нее после Стд. отклонение до/после Стд. ошибка среднего до/после Критерий t значимость р(2-сто-ронняя) Корреляция Пирсона г/ значимость р
ОБ О 48.59 50.27 1.28/1.33 1.28/1.33 0.049* 0.793/<0.001
З 50.31 51.28 7.75/8.53 0.93/1.02 0.229 0.666/<0.001
I О 47.70 49.66 9.93/10.31 1.33/1.38 0.043* 0.755/<0.001
З 48.31 49.59 8.62/9.17 1.03/1.10 0.105 0.737/<0.001
SAV О 46.91 50.23 10.17/9.80 1.36/1.31 0.003** 0.688/<0.001
З 49.44 51.13 8.76/8.73 1.05/1.04 0.059 0.648/<0.001
Ex О 50.54 53.86 10.98/11.50 1.47/1.54 0.019* 0.584/<0.001
З 51.04 50.53 9.95/11.54 1.19/1.38 0.662 0.593/<0.001
Sr О 48.55 51.02 10.23/10.92 1.37/1.46 0.015* 0.762/<0.001
З 49.80 50.96 9.04/9.32 1.08/1.14 0.293 0.504/<0.001
Sa О 48.96 50.96 9.63/10.38 129/1.39 0.024* 0.795/<0.001
З 49.57 51.47 9.21/9.99 1.10/1.19 0.047* 0.630/<0.001
Примечание. ** — высокий уровень статистической значимости; * — значимый статистический уровень.
Обсуждение
Эксперимент вызвал положительный сдвиг в выраженности самоактуализации на достоверном уровне статистической значимости, т.е. с помощью специального воздействия на испытуемых имеется возможность управлять уровнем самоактуализации.
Анализ динамики в группах респондентов, образованных по значениям объединенной базовой шкалы (ОБ) САТ до эксперимента (см. табл. 2), выявил наиболее значимый положительный сдвиг в показателях Р-группы: у 40% респондентов на контрольном тестировании результаты соответствовали группам более высокого уровня (30% — СС; 10% — СА). Т-критерий Стьюдента для парных выборок определил динамику переменных в группе Р на высоком
154
уровне статистической значимости. В группе СС динамика изменений не столь значительна, так как у 28% респондентов показатели возросли и соответствуют группе СА, но при этом 11% респондентов ухудшили свои значения до уровня группы Р, в итоге сдвиг в показателях имеет статистически значимый уровень. В группе СА статистически значимого сдвига не выявлено, что вполне логично, так как респонденты этой группы уже находились в зоне самоактуализации до эксперимента, но на контрольном тестировании 30% показали результаты, соответствующие группе СС, что отразилось на величине среднего значения по группе — оно понизилось. Таким образом, показатели САТ после эксперимента выросли в двух группах с низким и средним уровнем, причем в группе Р показатели повысились наиболее значимо.
В группах, образованных по показателям ОВ САТ, после эксперимента произошли иные изменения (см. табл. 3). Наибольшая динамика — в группе СА: статистическая значимость сдвига очень высокая, так как 42% состава группы до эксперимента находились в низших группах (СС — 32%; Р — 10%), в группе СС статистически значимых изменений не выявлено. В группе Р сдвиг произошел на статистически значимом уровне, но имеет отрицательное значение, т.е. среднее по группе понизилось вследствие того, что до эксперимента у 27% респондентов этой группы были более высокие показатели (7% — СА; 20% — СС).
Статистический анализ подтвердил неслучайность возрастания выраженности самоактуализации респондентов после эксперимента. БОльшая часть обследуемых (86%) повысила значения по ОВ САТ из них 66% остались в исходной группе и 20% перешли в более высокую. 14% респондентов показали результаты ниже, чем до эксперимента, из них 10% опустились в низшую группу.
На какие жизненные сферы (шкалы САТ) наиболее значимо оказал влияние эксперимент?
Наиболее выраженные изменения зафиксированы в сфере ценностных ориентаций (SAV) респондентов, т.е. в результате эксперимента большее количество респондентов стали разделять такие ценности, присущие самоактуализирующейся личности, как правда, истина, красота, цельность, совершенство, доброта, уникальность, простота, справедливость, порядок, завершенность и самодостаточность. Статистически значимые изменения произошли в показателях, определяющих самовосприятие личности: принятие человеком себя (Sa) вне зависимости от своих достоинств и недостатков, самоуважение (Sr) как способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера. Таким образом, в результате эксперимента у
155
большей части респондентов произошли положительные изменения в ценностной сфере личности и самовосприятии, способствующие адекватному отношению к себе.
Сравнительный анализ результатов эксперимента в зависимости от формы обучения (см. табл. 4) позволяет сделать заключение о том, что положительный сдвиг в выраженности самоактуализации на достаточном уровне статистической значимости отмечается у респондентов очной формы обучения (N=56; р=0.049). У респондентов заочной формы обучения f-критерий Стьюдента не выявил различий в выраженности самоактуализации до и после эксперимента (N=70; р=0.229). Это свидетельствует о том, что спецкурс воздействует на самоактуализацию испытуемых более эффективно, чем собеседование.
Сравнивая показатели дополнительных шкал САТ до и после эксперимента по формам обучения (см. табл. 4), мы выяснили, что статистически значимые сдвиги у респондентов очной формы обучения выявлены по тем же дополнительным шкалам, что и для выборки в целом: ценностных ориентаций (SAV); самоуважения (Sr); самопринятия (Sa) и шкале гибкости поведения (Ex). Показатели шкалы Ex анализируются и интерпретируются вместе с показателями шкалы SAV, так как эти шкалы составляют блок ценностей и каждая из них измеряет: SAV — отношение к самим ценностям, Ex — особенности их реализации в поведении. Кроме того, шкала гибкости поведения (Ех) измеряет способность субъекта быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, мобильность и гибкость реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми. Наши исследования позволяют сделать заключение, что у респондентов очной формы обучения в результате эксперимента значимые изменения произошли в двух жизненных сферах личности — ценностной и самовосприятии. Именно положительные сдвиги в этих сферах обеспечили статистически значимое возрастание самоактуализации у респондентов этой формы обучения.
Выше мы указывали, что эксперимент не вызвал значимых изменений в показателях самоактуализации у респондентов заочной формы обучения, однако статистически значимый сдвиг определен по шкале самопринятия (Sa), которая показывает адекватность самооценки и принятия своих достоинств и недостатков в равной степени. Проведенный эксперимент не повлиял на значимые изменения в показателях респондентов заочной формы обучения, но оказал положительное влияние на личностное самовосприятие обследуемых. Таким образом, собеседование и обсуждение результатов САТ детерминировало преобразования в сфере личностного восприятия, сделав его более цельным и позитивным.
156
Выводы
1. Экспериментально доказана возможность влияния на выраженность самоактуализации.
2. Результаты исследования показали эффективность лекционнопрактической формы подачи стимулирующего материала и малую эффективность собеседования.
3. Под воздействием эксперимента произошли изменения в двух жизненных сферах личности — ценностной и самопринятии. Респонденты, улучшившие свои показатели по САТ в результате эксперимента, не только приняли ценности самоактуализации, но и намерены их реализовывать в своих поступках, в общении с окружающими. Они стали адекватно воспринимать свои чувства и состояния, более цельно относиться к своей индивидуальности.
4. В результате эксперимента уровень самоактуализации значимо повысился у респондентов очной формы обучения. Положительный сдвиг обеспечили изменения в двух жизненных сферах — ценностном компоненте личности и способности адекватно воспринимать и оценивать себя.
5. У респондентов заочной формы обучения не выявлено статистически значимых сдвигов в выраженности самоактуализации, но эксперимент положительно повлиял на личностную самооценку, позволяющую позитивно воспринимать не только свои достоинства, но и недостатки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Под ред. Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской. М., 1987. С. 91—114.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В. «Самоактуализационный тест» (CAT) // Psyperm.narod.ru: «Психология. Пермь» научно-познавательный журнал для психологов и педагогов. Пермь, 2003—2011. URL: http://www. psyperm.narod.ru/T40.htm (дата обращения: 30.06.2011).
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.
Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М., 2007.
Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. С. 3—19.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психологи с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 156—176.
157
Леонтьев Д.А. Самореализация // Человек: философско-энциклопедический словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2000. С. 322—324.
Маркелов В.И., Каращан В.А. Креативность как фактор самоактуализации специалиста // Психология и социальная работа: дискуссия поколений / Под ред. Е.А. Сигиды. М., 2011. С. 160—173.
Маркелов В.И. Об уровнях самоактуализации и необходимости их выделения // «Актуальные проблемы и современные тенденции развития психологии и педагогики»: сб. мат-лов XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Киев, Лондон, 24—28 ноября 2011 г.). Одесса, 2011. С. 162—164.
Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.,
2011.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. 2-е изд., доп. М., 1997.
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.,
2010.
Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М., 2008.
Поступила в редакцию 29.02.12