Научная статья на тему 'Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов на основе акмеологического подхода'

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов на основе акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ACMEOLOGICAL APPROACH / LINGUO-SOCIOCULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL COOPERATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Лидия Петровна

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза с позиций акмеологического подхода. Автор убедительно показывает, что в студенческие годы в контексте лингвосоциокультурной компетентности осуществляется формирование жизненной стратегии, которая в зрелом возрасте приводит к профессиональной самореализации и самоактуализации в условиях межкультурного взаимодействия. Подчеркивается особая значимость и востребованность акмеологического подхода в условиях позитивных изменений в обществе, в системе образования, а также в конкретном вузе, которые способствуют профессиональному росту личности, создают дополнительные возможности для ее самореализации. Рассмотрены пути и средства активизации естественного стремления студентов к «вершине» («акме»), к собственному уникальному развитию в образовательной среде гуманитарного вуза. Проанализирован процесс формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в ракурсе самоактуализации личности как субъекта межкультурного профессионального взаимодействия. Статья базируется на теоретических воззрениях основоположников теории самоактуализации личности К. Гольдштейна, А. Маслоу, а также основателей акмеологии Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, которые определяют самоактуализацию как одно из центральных понятий акмеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS’ LINGUO-SOCIOCULTURAL COMPETENCE WITHIN THE FRAMES OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH

The paper centers on the formation of linguo-sociocultural competence in students of humanitarian higher educational institutions. It treats the issue through the prism of the acmeological approach. The author proves that the formation of linguo-sociocultural competence in students is responsible for the formation of life strategy, which allows further professional self-realization and self-actualization in the context of intercultural communication. The author maintains that the use of the acmeological approach enhances positive social and educational changes and promotes continual professional development providing favorable conditions for professional self-realization. The paper treats the ways and means of encouraging students’ natural desire to achieve the acme of self-development within the framework of higher education. The paper analyzes the process of linguo-sociocultural competence formation in students of humanitarian higher educational institutions through the prism of self-actualization in intercultural professional cooperation. The paper rests on the fundamental works within the field of the theory of self-actualization (K. Goldstein, A. Maslow), akmeology (B.G. Ananyev, A.A. Bodalev, A.A. Derkach) which define selfactualization as one of the central notions of acmeology.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов на основе акмеологического подхода»

УДК 378

Л.П. Костикова

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза с позиций акмеологического подхода. Автор убедительно показывает, что в студенческие годы в контексте лингвосоциокультурной компетентности осуществляется формирование жизненной стратегии, которая в зрелом возрасте приводит к профессиональной самореализации и самоактуализации в условиях межкультурного взаимодействия. Подчеркивается особая значимость и востребованность акмеологического подхода в условиях позитивных изменений в обществе, в системе образования, а также в конкретном вузе, которые способствуют профессиональному росту личности, создают дополнительные возможности для ее самореализации. Рассмотрены пути и средства активизации естественного стремления студентов к «вершине» («акме»), к собственному уникальному развитию в образовательной среде гуманитарного вуза. Проанализирован процесс формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в ракурсе самоактуализации личности как субъекта межкультурного профессионального взаимодействия. Статья базируется на теоретических воззрениях основоположников теории самоактуализации личности К. Гольдштейна, А. Маслоу, а также основателей акмеологии Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, которые определяют самоактуализацию как одно из центральных понятий акмеологии.

акмеологический подход, лингвосоциокультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, самоактуализация, самореализация.

В начале третьего тысячелетия в условиях глобализации, основанной на интеграции интеллектуального потенциала и человеческих ресурсов, происходящие в мировом образовании многочисленные изменения характеризуются разнонаправленными векторами. С одной стороны, процесс глобализации привел к экономиче-

—й ------------------------—----------------------------- а с другой стороны -

© Косзикова Л.П., 2°14 р [вающих в них наро-

дов. Вхождение России в Болонский процесс делает еще более актуальной задачу подготовки будущих конкурентоспособных специалистов, готовых к межкультур-ному взаимодействию в условиях глобализации.

Сегодня остро стоит проблема о необходимости обращения к гуманистическим ценностям, национально-культурной идентичности, к профессиональному взаимодействию в рамках глобального социума. Целью данной статьи является рассмотрение возможностей формирования лингвосоциокультурной компе-

тентности студентов гуманитарного вуза с использованием преимуществ акмеологического подхода.

Лингвосоциокультурная компетентность - это способность и готовность личности к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению ее реалий, морали, ценностей и прочих слагаемых компонентов сквозь призму собственной культуры, а также умение эффективно функционировать в условиях иной социокультурной среды с использованием иностранного языка в частичном или полном объеме 1.

Данная компетентность имеет сложную интегративную структуру, которая проявляется во взаимосвязи пяти ее слагающих компонентов: ценностносмыслового, эмоционально-волевого, когнитивного, деятельностного и мотивационного. Рассматриваемая компетентность представляет собой социальный феномен, поскольку она формируется, проявляется и функционирует в социуме, характеризует межкультурное взаимодействие человека с обществом и с другими людьми.

Акмеологическому осмыслению феномена лингвосоциокультурной компетентности личности послужили идеи педагогической акмеологии (Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Е.И. Степанова), акмеоло-гический подход к образованию и акмеологические принципы формирования личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.).

Реализация данного подхода в теории и практике педагогики, справедливо замечает Е.В. Андриенко, востребована в зависимости от социально-экономического развития всего общества и состояния образования в частности. Позитивные изменения в обществе, которые способствуют профессиональному росту личности, усиливают внимание к акмеологическому подходу. В кризисных, сложных условиях, когда человек нацелен больше на выживание и приспособление, а не на самореализацию, данный подход несколько утрачивает свою актуальность и значимость 2.

Акмеологический подход позволяет изучить возможности образовательного пространства гуманитарного вуза по формированию лингвосоциокультурной компетентности студента как субъекта межкультурного взаимодействия. Кроме того, данный методологический подход способствует рассмотрению путей самореализации студентом собственного интеллектуального и творческого потенциала, его непрерывного самосовершенствования и саморазвития на протяжении всего времени обучения в вузе, а также и в дальнейшей жизни, вплоть до достижения личностной, профессиональной самоактуализации в условиях межкультурного диалога.

При формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществляется развитие внутреннего стремления обучающихся

1 Костикова Л.П. Личностная направленность лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза // Психолого-педагогический поиск. Рязань, 2010. № 4/16. С. 92-93.

2 Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм : моногр. Новосибирск : НГПУ, 2011.

С. 31.

к совершенствованию знаний, умений и личностных качеств. Это естественное стремление студентов к «вершине» («акме»), к собственному уникальному развитию целенаправленно активизируется в образовательной среде гуманитарного вуза. На первый план в данном случае выходит профессионально-личностное формирование человека в условиях межкультурного взаимодействия. В этой связи проблема формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза априори становится проблемой самоактуализации личности как субъекта межкуль-турного профессионального взаимодействия.

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студента гуманитарного вуза - это такой период, когда личность сосредоточивает внимание на себе, активизируются процессы самопознания, самооценки, саморегуляции. В результате интериоризации происходит переоценка ценностей, обусловленная принятием национальных ценностей других культур, их большая дифференциация и при грамотно выстроенном образовательном процессе создаются новые возможности для самоактуализации личности 3.

Основоположники акмеологии Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач определяют самоактуализацию в качестве одного из центральных понятий и трактуют его как результат полной реализации потенциала человека в период его зрелости, как «вершинное» проявление природы здоровой зрелой личности, в частности, личности профессионала.

Концептуальное оформление идея самоактуализации впервые получила в трудах К. Гольдштейна. В 1939 году известный немецкий психотерапевт писал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к реализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей К. Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни 4

Феномен самоактуализации был в дальнейшем изучен учеником К. Гольдштейна А. Маслоу. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация - это желание человека стать большим, чем он является; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же является и путем к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. 5

Процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако при создании благоприятных педагогических условий, по нашему мнению, возможно осуществление стимулирования, поддержки, педагогического сопровождения данного процесса. Вследствие этого появляется потребность в организации об-

3 Костикова Л.П. Аксиологические основания формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 2/35. С. 12.

4 Goldstein K. The Organism: A Holistic Approach to Biology Derived from Pathological Data in Man. N.Y. : American Book Company, 1939.

5 Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2004.

разовательно-воспитательного процесса вуза, способствующего самоактуализации будущих специалистов.

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студента предполагает на предшествующем зрелости этапе возрастного развития, по сути, формирование стратегии его жизни, реализация которой позволила бы ему достичь вершин на ступени зрелости и внести свой вклад в обогащение гуманистических ценностей жизни и культуры. В акмеологии самоактуализация понимается как результат полной реализации своего потенциала, как «вершинное» проявление природы здоровой зрелой личности, в частности, личности специалиста.

Ключевое направление разработки акмеологической теории формирования личности - профессиональная самореализация, самоактуализация личности, ее профессионализм, личность профессионала. Важным направлением образовательной деятельности по формированию лингвосоциокультурной компетентности является подготовка студентов к самоактуализации и самореализации, что приобретает в наше время особую актуальность.

Исследуя психическое здоровье самоактуализирующихся людей, А. Маслоу эмоционально заявляет: «Несомненно, самоактуализирующиеся люди, те, кто достиг высокого уровня развития, здоровья и самореализации, могут научить нас столь многому, что иногда они кажутся людьми иной породы» 6 .

На основе изучения жизни успешных людей, как своих современников, так и известных людей прошлого (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн,

Э. Рузвельт и др.), добившихся в жизни полной самореализации, А. Маслоу провел исследование, по результатам которого им были выделены свойственные самоактуализирующимся людям характеристики: восприятие реальности, принятие, спонтанность, центрирование на проблеме, склонность к уединению, автономия, свежесть восприятия, пиковые переживания, человеческое родство, скромность и уважение к окружающим, чувство юмора, креативность, сопротивление к приобщению к культурным нормам, несовершенства, ценности и др. А. Маслоу выявил, что потребность в самоактуализации человек начинает ощущать только после удовлетворения потребностей нижележащего уровня 7. В связи с этим становится понятно, что естественное стремление студентов к собственному уникальному развитию может в определенной мере направляться и активизироваться профессиональным педагогом или психологом.

Интересными нам видятся идеи А. Маслоу о взаимодействии личности и окружающей среды. Индивид, по его мнению, может быть гораздо более здоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует. Это возможно, полагает А. Маслоу, в первую очередь, благодаря способности людей стоять особняком по отношению к своему окружению; можно сказать, что они живут по своим собственным внутренним законам, не подчиняясь давлению извне. Такой человек, по мнению исследователя, обладает внутренней свободой. А. Маслоу подытоживает, что, «несмотря на то, что благоприятные условия взращивают

6 Maslow А.Н. Toward a Psychology of Being. 2-nd ed. N.Y. : Van Nostrand, 1968. Р. 71.

7 Маслоу А. Мотивация и личность : пер с англ. 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. С. 186-212.

достойную личность, эта взаимосвязь не является абсолютной» 8. Следовательно, образовательная среда гуманитарного вуза, а также гуманистически направленное образование в целом могут оказать решающую роль в формировании личности студента, что особенно важно в современных условиях глобализации.

При формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза необходимо развивать внутреннее стремление обучающихся к дальнейшему совершенствованию своих знаний, умений и личностных качеств. Обнаружив потребность самоактуализирующихся людей в самосовершенствовании, А. Маслоу приходит к выводу, что человечество подошло к такому моменту своей биологической истории, когда люди сами начинают нести ответственность за свою эволюцию. Эволюция означает отбор, а следовательно, выбор, принятие решения и оценку 9. Это доказывает, на наш взгляд, важность воспитания у студентов самостоятельности, умения аргументированно отстаивать собственную точку зрения в вопросах, требующих профессионального осмысления.

Большой популярностью среди студентов факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина пользуются такие формы диалога или даже полилога, как дискуссии, диспуты, дебаты и круглые столы. Наши студенты активно участвуют в работе круглых столов, которые организуют преподаватели Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации с приглашением сотрудников посольств Великобритании, США, Италии в качестве независимых экспертов. Наибольший интерес вызывают дискуссии о взаимоотношениях России и Украины, стран Запада, вопросы ядерного разоружения. Студенты проявляют себя по-разному: одни умеют хорошо говорить, но не умеют слушать собеседника, понимать его интересы, рефлексировать; другие хорошо слушают, обладают развитым чувством эмпатии и саморегуляции, но не всегда охотно вступают в разговор. Вся группа студентов и преподаватели получают, как правило, огромный эмоциональный заряд, поскольку, кроме всего прочего, происходит профессиональный диалог, укрепляется сотрудничество между нашим университетом и Дипломатической академией.

Среди новых образовательных технологий, нацеленных на успешное выполнение задач коренной перестройки традиционного учебного процесса, особая роль отводится игровым технологиям, позволяющим реализовать задачи формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, а также развить идеи интеграции, вариативности, открытости, субъектности в познавательной деятельности, усилить ее эмоционально-ценностный компонент. Очевидно, что формирование эмоционально-волевой регуляции личности в контексте ее лингвосоциокультурной компетентности способствует воспитанию толерантно-

8 Маслоу А. Мотивация и личность. С. 182.

9 Maslow А.Н. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth : Penguin, 1976. Р. 11.

сти студентов, их эмпатических способностей, развивает умение проявлять гуманность и гуманизм в условиях межкультурной коммуникации 10.

Еще одним направлением учебно-воспитательной работы является организация встреч студентов с носителями иной культуры. Подобный способ вовлечения обучаемых в ситуации межкультурного взаимодействия стимулирует их культурную рефлексию и кросскультурное сопоставление. Осуществляется организация регулярных встреч со студентами-иностранцами в рамках круглых столов, семинаров и студенческих конференций, подготовленных преподавателями кафедры, привлеченными к работе научно-образовательного центра «Язык, культура, социум» при факультете истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Практика студентов и дальнейшая работа в министерстве внешнеэкономических связей Рязанской области и аналогичных муниципальных подразделениях являются существенным стимулом к формированию знаний, умений и навыков, слагающих лингвосоциокультурную компетентность наших обучаемых. Более того, примеры выпускников отделения истории и международных отношений, работающих в посольствах Австралии, Конго, Ливии и иных мировых держав, стали отчетливым мотивационным фактором в ходе освоения студентами учебного материала и их участия во внеурочных видах деятельности, которые проводятся нами в рамках процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности. Встречи с действующими дипломатами, являющимися выпускниками одного с ними отделения, осуществляются на регулярной основе и включены в план мероприятий факультета.

Высокий уровень сформированности лингвосоциокультурной компетентности студентов позволяет им добиваться успеха в международных программах, с интересом обучаться в зарубежных вузах, побеждать в конкурсах, ярко и интересно выступать на международных студенческих конференциях по вопросам языков и культур, что способствует лишь активной подготовке личности к самоактуализации.

Полная самоактуализация сопряжена, по нашему мнению, с периодом профессиональной зрелости личности и наступает на более позднем этапе жизни, после завершения обучения в вузе. В связи с этим, как справедливо утверждает Е.В. Андриенко, акмеологичность профессионала как его способность достигать вершин развития характеризуется в процессе самосовершенствования личности и ее профессиональной социализации 11.

Мы говорим о самоактуализации наших выпускников, прошедших обучение по разработанной нами технологии: Ярослав Еремин - атташе по культуре в посольстве в Австралии и в Туркмении; Наталья Михайлова - в посольстве России в Ливии, Игорь Баранов - в посольстве России в Конго, Андрей Алексеев - в посольстве России в Панаме. Ирина Эрлихсон, защитившая в 28 лет докторскую диссертацию, в которой рассматриваются вопросы

10 Костикова Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе межкультурной коммуникации // Современная коммуникативистика. 2012. № 1. С. 35.

11 Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. С. 31.

истории, культуры и литературы Англии XVII века 12, являющаяся одним из организаторов крупных научных форумов 13; Андрей Минаев, защитивший сначала кандидатскую 14, а затем докторскую диссертацию 15, один из ведущих специалистов в современной исторической науке по британскому парламентаризму 16; Александр Селиванов, советник ректора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина по реализации молодежных и международных проектов, внештатный советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи, руководитель центра молодежных и международных проектов университета 17, член Программного комитета Совета Европы по молодежи от Российской Федерации (назначен 22 апреля 2013 года министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым письмом министру иностранных дел С.В. Лаврову), руководитель рабочей группы по молодежи Совета государств Балтийского моря (сентябрь 2012 -июль 2013), член Всемирной ассоциации волонтерских усилий (IAVE), постоянный член Комиссии по международной деятельности Федерального агентства по делам молодежи, национальный координатор по подготовке Международного молодежного форума ЭСКАТО (агентство ООН) во Владивостоке и «Молодежной двадцатки» (G20) в Санкт-Петербурге, эксперт каналов Russia Today (английская и арабская редакции 18 и российское бизнес-телевидение 19), на которых ведется круглосуточное вещание на английском языке и отражается российская позиция по главным вопросам международной политики.

Обобщив все вышесказанное, можно заключить, что рассмотрение феномена лингвосоциокультурной компетентности с позиций акмеологического подхода позволяет разработать систему педагогического сопровождения, обеспечивающую студенту помощь в формировании стратегии его жизни, реализация которой могла бы

12 Эрлихсон И.М. Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII в. : дис. ... д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2009.

13 Эрлихсон И.М. Всероссийская научно-практическая конференция «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. № 4/37. С. 181-184 ; Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 29 ноября 2012 года / под ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосева. Рязань, 2012.

14 Минаев А.И. Развитие британского парламентаризма и общественно-политическая мысль России второй половины XIX - начала ХХ в. : дис. ... канд. ист. наук / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - М., 1998.

15 Минаев А.И. Британский парламентаризм и его влияние на развитие государственноправовых институтов России. Конец XVIII - начало XX в. : дис. ... д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2009.

16 Минаев А.И. Британский внутриполитический опыт и развитие российской государственности во второй половине XVIII - начале XIX в. // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2011. № 30. С.62-78 ; Минаев А.И. Британский парламентаризм и радикальная политическая мысль России середины XIX в. // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 36. С. 88-110.

17 ЦКЪ : http://www.rsu.edu.ru/event/otkrytie-tsentra-molodezhnykh-i-mezhdunarodnykh-proektov

18 ЦЯЬ : http://rt.com/search/everywhere/term/aleksandr+selivanov/

19 ШЬ : http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/562949988867956.shtml

позволить ему достичь вершин на ступени зрелости. Лингвосоциокультурная компетентность студента может рассматриваться как часть общей профессиональной компетентности, связанная с профессиональной самореализацией и самоактуализацией личности в условиях межкультурного взаимодействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмеологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.

2. Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм [Текст] : моногр. / Ново-сиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2011. - 188 с.

3. Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 29 ноября 2012 г. / под ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосева. -Рязань, 2012.

4. Костикова, Л.П. Аксиологические основания формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2012. - № 2/35. - С. 5-13.

5. Костикова, Л.П. Личностная направленность лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст] // Психолого-педагогический поиск. -Рязань, 2010. - № 4/16. - С. 92-93.

6. Костикова, Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе межкультурной коммуникации [Текст] // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2012. - № 1. - С. 32-35.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] : моногр. : пер с англ. - 3-е изд. -СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

8. Минаев, А.И. Развитие британского парламентаризма и общественно-политическая мысль России второй половины XIX - начала ХХ в. [Текст]: дис. ... канд. ист. наук / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - М., 1998.

9. Минаев, А.И. Британский парламентаризм и его влияние на развитие государственно-правовых институтов России. Конец XVIII - начало XX в. [Текст] : дис. ... д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2009.

10. Минаев, А.И. Британский внутриполитический опыт и развитие российской государственности во второй половине XVIII - начале XIX в. [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2011. - № 30. - С. 62-78.

11. Минаев, А.И. Британский парламентаризм и радикальная политическая мысль России середины XIX в. [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2012. - № 36. - С. 88-110.

12. Эрлихсон, И.М. Всероссийская научно-практическая конференция «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты» [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2012. - № 4/37. - С. 181-184.

13. Эрлихсон, И.М. Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII в [Текст] : дис. . д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2009.

14. Goldstein, K. The organism: a holistic approach to biology derived from pathological data in man [Text] : monogr. - N.Y. : American Book Company, 1939. - 534 р.

15. Maslow, А.Н. The Farther Reaches of Human Nature [Text] : monogr. - Har-mondsworth : Penguin, 1976. - XXII + 407 p.

16. Maslow, A.H. Toward a Psychology of Being [Text] : monogr. - 2-nd ed. - N.Y. : Van Nostrand, 1968. - XVI + 240 p.

REFERENCES

1. Derkach, A.A. Akmeologicheskiy slovar' [Acmeological dictionary] [Text]. - M. : RASS Publishing House, 2004. - 161 p.

2. Andriyenko, Ye.V. Pedagogicheskiy professionalizm [Pedagogical professionalism] [Text]. - Novosibirsk : NSPU, 2011. - 188 p.

3. Yevropa, Rossiya, Aziya: sotrudnichestvo, protivorechiya, konflikty : materialy Vse-ros. nauch.-prakt. konf., 29 noyabrya 2012 g. [Europe, Russia, Asia : Cooperation , contradictions, conflicts : Materials all-Russian scientific-practical conference] [Text] / ed by. I.M. Er-likhson, YU.I. Losev. - Ryazan, 2012.

4. Kostikova, L.P. Aksiologicheskiye osnovaniya formirovaniya lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti studentov gumanitarnogo vuza [Axiological bases of formation linguo-socio-cultural competence of a liberal arts college students] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin. - 2012. - No. 2/35. - P. 5-13.

5. Kostikova, L.P. Lichnostnaya napravlennost' lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti studentov gumanitarnogo vuza [Personal orientation linguo-socio-cultural competence of students in the humanitarian college] [Text] // Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. - Psychological and pedagogical search. - 2010. - No. 4/16. - P. 92-93.

6. Kostikova, L.P. Emotsional'no-volevaya regulyatsiya lichnosti v protsesse mezh-kul'turnoy kommunikatsii [Emotional-volitional regulation of the individual in the process of intercultural communication] [Text] // Nauchnyye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. - Research and development Modern communications studies. - 2012. -No. 1. - P. 32-35.

7. Maslou, A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality] [Text]. - Saint-Petersburg : Peter, 2008. - 352 p.

8. Minayev, A.I. Razvitiye britanskogo parlamentarizma i obshchestvenno-politicheskaya mysl' Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX v. [Development of British parliamentary system and Russian political thought in the second half of 19 - early 20th century] [Text]. - M., 1998.

9. Minayev, A.I. Britanskiy parlamentarizm i yego vliyaniye na razvitiye gosudarstven-no-pravovykh institutov Rossii. Konets XVIII - nachalo XX v. [British parliamentary system and its influence on the development of state and legal institutions in Russia. The end of the 18th - beginning of 20th century] [Text]. - M., 2009.

10. Minayev, A.I. Britanskiy vnutripoliticheskiy opyt i razvitiye rossiyskoy gosudar-stvennosti vo vtoroy polovine XVIII - nachale XIX v. [British internal political experience and the development of Russian statehood in the second half of the XVIII - beginning of XIX century] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. -Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin. - 2011. - No. 30. - P. 62-78.

11. Minayev, A.I. Britanskiy parlamentarizm i radikal'naya politicheskaya mysl' Rossii serediny XIX v. [British parliamentary system and radical political thought in Russia in the middle of the 19th century] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni

S.A. Yesenina. - Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin. - 2012. -No. 36. - P. 88-110.

12. Erlikhson, I.M. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Yevropa, Rossiya, Aziya: sotrudnichestvo, protivorechiya, konflikty» [International Scientific and Practical Conference on «Europe, Russia, Asia: Cooperation, contradictions, conflicts»] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin. - 2012. - No. 4/37. - P. 181-184.

13. Erlikhson, I.M. Genezis idey sotsial'noy utopii v angliyskoy obshchestvennoy mysli vtoroy poloviny XVII - nachala XVIII v [The origin of social utopia ideas in English social thought in the second half of 17th - beginning of 18th centuries] [Text]. - M. 2009.

14. Goldstein, K. The organism: a holistic approach to biology derived from pathological data in man[Text]. - N.Y. : American book company, 1939. - 534 р.

15. Maslow, A.R The Farther Reaches of Human Nature [Text]. - Harmondsworth : Penguin, 197б. - XXII + 407 p.

16. Maslow, A.R Toward a Psychology of Being [Text]. - 2-nd ed. - N.Y. : Van Nostrand, 19б8. - 240 p.

L.P. Kostikova

THE FORMATION OF STUDENTS’ LINGUO-SOCIOCULTURAL COMPETENCE WITHIN THE FRAMES OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH

The paper centers on the formation of linguo-sociocultural competence in students of humanitarian higher educational institutions. It treats the issue through the prism of the acmeological approach. The author proves that the formation of linguo-sociocultural competence in students is responsible for the formation of life strategy, which allows further professional self-realization and selfactualization in the context of intercultural communication. The author maintains that the use of the acmeological approach enhances positive social and educational changes and promotes continual professional development providing favorable conditions for professional self-realization. The paper treats the ways and means of encouraging students’ natural desire to achieve the acme of self-development within the framework of higher education. The paper analyzes the process of linguo-sociocultural competence formation in students of humanitarian higher educational institutions through the prism of self-actualization in intercultural professional cooperation. The paper rests on the fundamental works within the field of the theory of self-actualization (K. Goldstein, A. Maslow), akmeology (B.G. Ananyev, A.A. Bodalev, A.A. Derkach) which define selfactualization as one of the central notions of acmeology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acmeological approach, linguo-sociocultural competence, intercultural cooperation, selfactualization, self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.