Научная статья на тему 'Исследование особенностей процесса самоактуализации студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью'

Исследование особенностей процесса самоактуализации студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Н. А.

В статье приведены результаты диагностического исследования по выявлению психологических особенностей процесса самоактуализации личности студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Автором выявлены структурные составляющие модели самоактуализации и составлен психологический портрет данного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on Peculiarities of Self-actualization Process of Students Conducting Scientific Research

The article gives the results of the diagnostic research on exposure the psychological peculiarities of the process of self-actualization of students' personalities who do scientific research. The structural constituents of self-actualization model were discovered and a psychological portrait of the student was made

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей процесса самоактуализации студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью»

Наблюдалось также некоторое сближение смыслового определения заданных понятий и степени коннотативной оценки, характерных для второй группы пациентов стационара по результатам на момент выписки, с оценкой заданных понятий группой здоровых испытуемых. Следовательно, можно говорить о динамике семантических структур сознания, происшедшей в процессе проведенного терапевтического лечения.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

1. В процессе лечения соматических заболеваний (в условиях пребывания в стационаре) у больных происходят количественные и качественные изменения структурных составляющих семантических пространств.

2. Динамика изменения семантических пространств заданных понятий у ис-

пытуемых пациентов стационара выражается в преобразовании их смысловой ориентации относительно выделенных осей-факторов, формирующих индивидуальные семантические пространства.

3. Изменение семантических пространств, происходящее в процессе лечения, может служить одним из критериев комплексной оценки эффективности лечения, а также характеризовать особенности формирования внутренней картины болезни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М., 2003.

1 Зейгарник Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. С. Мазур П Психол. журн. 1989. Т. 10, №2. С. 122.

% См.: Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лу-рия. М., 1979.

Поступила 31.10.06.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Н. А. Гордеева, доцент кафедры психологии МГУ им. Н. 77. Огарева

В статье приведены результаты диагностического исследования по выявлению психологических особенностей процесса самоактуализации личности студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Автором выявлены структурные составляющие модели самоактуализации и составлен психологический портрет данного студента.

Студенческая научная работа становится в последние годы объектом различных педагогических и психологических исследований. Сложность и многогранность данного объекта, а также сравнительно небольшой период его исследования (от 16 до 21 года) порождают множество малоизученных и неизученных проблем. Исследование этой проблематики, особенно разработка ее прикладного аспекта, является важным условием решения основной задачи современного вуза, заключающейся в развитии творческого потенциала студентов. В сложившейся ситуации усилива-

ется значимость научно-исследовательской деятельности (НИД) студентов как важнейшего фактора формирования творческого специалиста, способного к саморазвитию.

Образование, ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости», в том числе самоактуализацию, — вот формула новой, только зарождающейся сегодня, педагогики высшей школы. Приходится удивляться, что эти идеи многие годы были не востребованы при разработке дидактических систем. Очевидно, что в процессе развития высшего образования в

© Н. А. Гордеева, 2006

России принцип творческого саморазвития должен стать одним из приоритетных и системообразующих, открыть новые педагогические стратегии.

Долгое время процессы «самости» в становлении развивающейся личности считались прерогативой философии и психологии. Педагогика рассматривала эти процессы как не заслуживающие внимания и не была готова дать по поводу них какие-либо рекомендации. Между тем подлинное развитие личности возможно только в процессе ее самоактуализации посредством интеграции ее противоположных полюсов (сильных и слабых сторон ее натуры), когда студент становится и педагогом, и психологом для самого себя.

Студенческий возраст можно определить как сенситивный для самоактуализации личности будущего творческого специалиста. Именно в это время проявляется способность к рефлексии — знанию о границах собственного знания и умению выходить за них. Преобразующая активность студента протекает в виде умственных действий, поиска наиболее рациональных и эффективных способов достижения намечаемых результатов.

В процессе самоактуализации происходит максимально возможное сближение «реального Я» и «идеального Я», т. е., по Л. С. Выготскому, пропадает ощущение дисгармонии от внутренней несогласованности того, чем человек является, с тем, чем он хочет быть. В этом узловом моменте отражается гармоничная связь моральной составляющей гуманистической психологии и педагогики с ее собственно психолого-педагогичес-ким и социальным базисом.

Проведенное нами в 2003—2004 гг психолого-педагогическое исследование проходило в контексте негомеостатической модели функционирования личности, основу которой составляет развитие личности, что, в свою очередь, выступает основным показателем ее самоактуализации. Объектами исследования стали студенты Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Результаты проведенного со студентами «Самоактуализационного теста» (САМОАЛ) были проанализированы и представлены графически. При этом группу А составили студенты, занимающиеся НИД, группу В — студенты, не занимающиеся ею (обычные).

Кол-во человек

■ ■ группа А ----группа В

Общее стремление к самоактуализации студентов (по результатам САМОАЛ)

Нами была выявлена значительная разница в стремлении к самоактуализации у студентов двух групп: средний балл общего стремления к самоактуализации у студентов группы А был равен 68; у студентов группы В — 45. В процентном соотношении это выглядит так: группа А — 30,6, группа В — 20,2 %,

Для студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и обладающих признаками самоактуализи-рующейся личности, характерны такие качества, как спонтанность, индивидуальность, воображение, доверие к себе,

открытость опыту и знание опыта, независимость, автономность, тенденции создавать немногочисленные, но глубокие дружеские отношения, «философское» чувство юмора, тенденции противостояния внешнему давлению и общего превосходства над окружением.

Проведенное исследование позволяет предположить, что педагогическое стимулирование процесса самоактуализации личности студента есть фактор психолого-педагогического воздействия на эффективность научно-исследовательской деятельности.

Поступила 13.11.06.

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕГЕНТНОСТНОГО И АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ

Ю. В, Андреева, доцент кафедры теории и практики электронных СМИ Казанского государственного университета

В статье отражены результаты исследований по проблеме интеграции компетентностного и акмео-логического подходов в профессиональном обучении и саморазвитии конкурентоспособности студен-тов-журналистов. Выделены соответствующие педагогические условия и этапы указанной интеграции.

Для педагогической системы профессионального обучения журналистов, ориентированной на саморазвитие конкурентоспособности, важна интеграция компетентностного и акмеологического подходов. Каждый из них имеет свою концептуальную базу и технологическую составляющую, особенную практику применения в профессиональном обучении. Ориентация на формирование ключевых, базовых, профессиональных компетенций должна подразумевать развитие у студентов стремления к наивысшим профессиональным достижениям, которое стимулирует непрерывность процесса развития и саморазвития профессиональной компетентности. Как полагает А. А. Деркач, в центре акмеологических исследований находится прогрессивно развивающаяся зрелая личность, кото-

рая самореализуется, главным образом, в профессиональных достижениях.

В разные годы проблемами акмеоло-гии занимались такие выдающиеся ученые, как Б. Г. Ананьев, К. А. Абульхано-ва-Славская, О. С. Анисимов, А. А. Асеев, А. А. Бодалев, А. К. Маркова, Н. Н. Зазыкин, И. Н. Степанов, Е. А. Яб-локова и др. Известный российский ученый А. А. Бодалев определяет «акме»-уровень с позиции условных временных характеристик как высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким образом, что он добивается наивысшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как субъект деятельности.

Наши исследования показывают, что профессионально-творческие компетен-

© Ю. В. Андреева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.