Научная статья на тему 'Постпротестантская церковь как основная тенденция современного протестантизма США'

Постпротестантская церковь как основная тенденция современного протестантизма США Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПОСТПРОТЕСТАНТИЗМ / СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / CONTEMPORARY PROTESTANTISM / POSTPROTESTANTISM / MODERN RELIGIOUS PRACTICES / SECULARIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Евгения Анатольевна

В статье рассматривается постпротестантская церковь США как форма адаптации протестантизма к современному обществу, как способ служения церкви в XXI в. В качестве основных черт ППЦ выделяются:терапевтическое Евангелие, ориентированное на внедрение позитивной мотивации; отказ от чрезмерной традиционной требовательности в отношении к человеку; образ любящего, одаривающего Бога друга и помощника; в центре служения церкви потребности человека с акцентом на его позитивной природе; сведение теологии к обоснованию конкретной миссии местной общины; вытеснение христианских доктрин знаниями психологии, социологии, маркетинга и бизнеса; развитие новых организационных форм, модернизация религиозной практики и службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postprotestantic church as the main trend of modern Protestantism in U.S

Post protestant church is an accommodation of Protestantism to contemporary society. PPC is a method, approach to church ministry in the XXI century. Main features of PPC: positive, motivational therapeutic Gospel departure from negative language towards human; loving, giving God-friend and helper; felt needs placed in the center of ministry; accent on positive human nature; theology becomes a mission of local congregation; Christian doctrine replaced with psychology, sociology, marketing; emergence of new, diverse organizational forms, modified religious practice and contemporary worship.

Текст научной работы на тему «Постпротестантская церковь как основная тенденция современного протестантизма США»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 3

Е.А. Иванова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ПОСТПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА США

В статье рассматривается постпротестантская церковь США как форма адаптации протестантизма к современному обществу, как способ служения церкви в XXI в. В качестве основных черт ППЦ выделяются:"терапевтическое Евангелие", ориентированное на внедрение позитивной мотивации; отказ от чрезмерной традиционной требовательности в отношении к человеку; образ любящего, одаривающего Бога друга и помощника; в центре служения церкви — потребности человека с акцентом на его позитивной природе; сведение теологии к обоснованию конкретной миссии местной общины; вытеснение христианских доктрин знаниями психологии, социологии, маркетинга и бизнеса; развитие новых организационных форм, модернизация религиозной практики и службы.

Ключевые слова: современный протестантизм, постпротестантизм, современные религиозные практики, секуляризация.

Post protestant church is an accommodation of Protestantism to contemporary society. PPC is a method, approach to church ministry in the XXI century. Main features of PPC: positive, motivational "therapeutic Gospel" — departure from negative language towards human; loving, giving God-friend and helper; felt needs placed in the center of ministry; accent on positive human nature; theology becomes a mission of local congregation; Christian doctrine replaced with psychology, sociology, marketing; emergence of new, diverse organizational forms, modified religious practice and contemporary worship.

Key words: contemporary protestantism, postprotestantism, modern religious practices, secularization.

На протяжении всей своей истории протестантизм постоянно вступал в диалог с модернизирующимся миром, пытаясь быть понятным и нужным человеку. Лидеры протестантизма заявляли и заявляют о том, что форма проповеди Благой вести должна меняться вместе с развитием общества. В США, как известно, протестантизм оказал огромное влияние на развитие и формирование социально-политической системы страны, национального характера, на развитие необходимых для капиталистической системы индивидуальных и культурных характеристик. "Американцы приняли идею американского культурного согласия, построенную на

* Иванова Евгения Анатольевна, e-mail: evgenia.ivanovna@gmail.com

вере в Святую Троицу американской гражданской религии — демократию, капитализм и протестантизм"1. В Новом Свете протестантизм окончательно отбросил все атавизмы традиционной религии Европы, модернизируясь, проявляя исключительное новаторство, активно борясь за спасение душ переселенцев. Волны религиозных возрождений, зарождение американского протестантизма — евангелизма с его акцентом на свободе выбора человека в делах спасения, появление новых интерпретаций христианства, распространение либерального христианства, социального Евангелия, протестантского модернизма и другие религиозные инновации стали результатом предприимчивого духа протестантизма.

К концу XX — началу XXI в. в результате очередного переосмысления христианства под лозунгом "Инновация или смерть" формируется постпротестантская церковь (ППЦ), указывающая на необходимость модернизации религиозной практики, модификации традиционных функций церкви. Под инновациями понимаются "любые изменения в религиозной идеологии, организационной структуре, церковной деятельности, которые происходят под влиянием исторической действительности"2.

Американские исследователи, говоря о распространении ППЦ, утверждают, что "религиозная идентификация современного человека менее связана с традицией, с такой организационной формой, как деноминация и местная церковь"3. Наряду с модернизацией основных форм религиозной практики происходит процесс институциональной децентрализации, наблюдается "увеличение численности независимых конгрегаций, не связанных с деноминацией: в 1990 г. — 8 млн 73 тыс., в 2001 г. — 14 млн 190 тыс."4. Основные характеристики ППЦ "ассимилируются традиционными религиозными группами, постепенно изменяя лицо традиционной религии США"5.

По своей сути постпротестантизм — это движение в американском протестантизме конца XX — начала XXI в., которое: 1) стремится все дальше отойти от традиционного протестантизма (в теологии, учении, организационной структуре и практике); 2) является попыткой преодоления исторических противоречий американского протестантизма путем объединения всех теологических, культурных, социальных полюсов, предлагая в качестве объединяющего

1 Machacek D.W. Religious pluralism and civic culture // www.religion.ucsb.edu/ projects/newpluralism/Religious

2 Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., 1980. С. 10.

3 Roof W.C. A generation of seekers. San Francisco, 1994. P. 22.

4 Religious Identification survey. ARIS 2001 // http://www.gc.cuny.edu/faculty/research_ briefs/aris/key_findings.htm

5 Thumma S. Beyond mega-church myths. N.Y., 2007.

начала признание того, что "все традиции правы и не правы", а церковь нуждается в обновлении и ответе на вопрос, для чего существует церковь в современном мире. Частица "пост" указывает на то, что эта церковь формируется в постпротестантскую эру, когда традиционная религиозность общества премодерна утрачена и общество пропитано христианскими "культурными кодами", которые существуют вне религиозного контекста и используются как формы или платформы для секулярных идей. ППЦ разрушает структуру американской религиозной жизни — деноминациона-лизм6, являвшийся структурно образующим принципом американской религии, символизируя собой "смерть" традиционной организационной структуры религии. Если «теология, история определяли границы деноминаций, то главным отличительным вопросом религиозной организации является то, как она "делает церковь", для какой аудитории служит ("ищущих", молодых семей или одиноких). Именно эти вопросы определяют различие и споры между церквами»7. Ушли в прошлое споры фундаменталистов, либералов, пятидесятников, модернистов, социально-прогрессивных и консерваторов, акцент перешел на то, что каждая конкретная церковь может дать человеку. Традиционная религиозная практика, организационная структура, систематическая теология, вера, основанная на логико-рациональном усвоении догмы, пришли в упадок, верующих все больше привлекают неденоминаци-онные мега- или мини-церкви с их современной службой, неформальной атмосферой, в которых молитва и чтение Св. Писания сосуществуют с драматической постановкой, подтверждая мнение, что "в религиозных вопросах американцы предпочитают буфет религиозной практике духа (buffet of the spirit)"8. Проповедь ППЦ всегда посвящена конкретному вопросу, она "найдет вас там, где вы находитесь в жизни, она конкретна, не абстрактна, практична и не теологична", как, например, тема проповеди "Искусство принятия решений"9. Отмечается сдвиг от стабильной к подвижной религиозной идентификации, "прихожане меняют конгрегации под влиянием смены своих интересов"10. Об этих тенденциях говорят факторы развития конгрегаций, в которых приняты "радост-

6 Деноминационализм — структура существования основных протестантских церквей, разделение в рамках одной религии на отдельные группы, деноминации.

7 Wolfe A. The transformation of american religion. N.Y., 2003. P. 71—72.

8 Religion is less a birthright than a good ft. NYTIMES // http://www.nytimes. com/2008/03/02/weekinreview/02jennings.html

9 Howard S.K. Seeker churches: promoting traditional religion in a nontraditional way. New Brunswick, 2000. P. 18; Colson C. Welcome to McChurch // Christianity Today. 1990. 17 Dec. P. 53.

10 Pew forum religious landscape research // http://pewforum.org

ная служба, ясная цель существования, несколько служб на выходных днях и план роста"11.

Постпротестантская церковь как способ служения церкви включает различный спектр теологических течений, организационных форм и форм религиозной практики. К основным теологическим позициям ППЦ относятся: теология процветания, "оправдывающая зарабатывание денег и потребление как праведную христианскую жизнь"12; теология, позиция, ориентирующая церковь на адаптацию христианства к современной культуре; учение неоевангелистов и вновь рожденных, призывающих к непосредственным личным отношениям с Христом с обязательным опытом духовного преображения, а также гибридные учения прогрессивных консерваторов.

Потребителями ППЦ в основном являются молодые люди в возрасте 20—45 лет, мобильные жители городов и пригородов, занятые в современных организационных структурах, — "белые воротнички", студенты, члены молодых семей.

К организационным формам ППЦ относятся разнообразные мегацеркви, клеточные церкви, мультисайты, нишевые церкви, церкви-франчайзинги, квазиденоминационные сети дружественных конгрегаций. В качестве моделей функционирования ППЦ выделяется модель "привлекательной" церкви, церковь, "движимая целью", церковь "духовного поиска" и др.

К основным чертам ППЦ можно отнести следующие: аккомодацию протестантизма к постсекулярному обществу посредством формирования позитивного "Слова"; смену образа Бога как карающего, всемогущего, Бога-судьи в учении традиционного протестантизма на Бога-друга, помощника, психотерапевта; оптимистическое отношение к человеку, акцент на позитивной природе человека, вера в его потенциал, успех и преображение, "отказ от тем греха, наказания, покаяния, ада в пользу проповеди, призывающей человека к самореализации"13. Мир видится как арена, на которой человек может создать себе путь к успешной, наполненной жизни14. ППЦ использует различные стратегии приспособления

11 Faith Communities Today (FACT) is research report that provides key information on a range of subjects relating to congregational life in America: worship, conflict, leadership, growth, finances, technology // http://fact.hartsem.edu/products/FACT_Cong_ Growth.pdf

12 Lee S.B. Prosperity theology: T.D. Jakes and the gospel of the almighty dollar // www.thefreelibrary.com/Prosperity+theology:+T.D.+Jakes+and+the+gospel+of+the+ almighty+dollar.-a0168215076">

13 Witten M. All is forgiven: the secular message in American Protestantism. Princeton, 1998.

14 Witten M. Preaching about sin in contemporary Protestantism // http://theologyto-day.ptsem.edu/jul1993/v50-2-article7.htm

языка "терапевтического Евангелия", такие, как деперсонализация (высокий уровень обобщения), избирательность риторики, принижающей значимость тем греха, и др. Проповедь выступает как практическая рекомендация, мотивация, призыв: "Ты уникальный человек, в тебе есть потенциал, приходи к нам, ты все сможешь, стань чемпионом своей жизни"15. Постпротестантскую церковь можно отнести к сфере услуг, считать продуктом потребления. В центре служения — разрешение насущных потребностей человека, активное использование теории и практики церковного маркетинга.

Одной из целей ППЦ является модернизация религиозной практики — создание современной службы, ее ресимволизация, ре-сакрализация мира, введение в службу секулярных форм, современных средств коммуникации (драматическая постановка, мультимедиа). Характерной чертой службы является неформальная или экстатическая заряженная атмосфера — знак присутствия Бога и средство раскрытия потенциала прихожан, демократизация доступа к священному.

В ППЦ теология не признается необходимой составляющей служения церкви. Религиозный опыт переживания Божественного первичен по отношению к доктрине (посттеология). Теология сводится к миссии, цели служения конкретной конгрегации: "Мы призваны к созданию нового, к самовыражению, образованию и активности в мире!"16 Миссия и план ее реализации — основная движущая сила религиозной группы, а конгрегация существует как эффективная коммерческая организация. Деятельность ППЦ сфокусирована на внешней среде и "ищущих", что предполагает высокий уровень сотрудничества с миром, церковь рациональна. Религиозная практика оперирует терминами популярных психологических книг по самопомощи, а теологические вопросы сводятся к набору рациональных шагов, практик, выполнение которых приносит максимальное удовлетворение (ранее — "систематическая теология", сейчас — "7 шагов к успешной жизни"). Самые успешные ППЦ определяют себя как организации с "четкой миссией и готовые к новизне"17.

ППЦ — это еще и образовательная психотерапевтическая группа. ППЦ предлагает образовательные, консультирующие программы, тренинги, групповую психотерапию, малые группы встреч и т.д.

15 http://www.joelosteen.com/Pages/Index.aspx; http://www.youtube.com/watch?v= sHglKISyaKs&feature=fvst

16 http://middlechurch.org

17 Thumma S., Warren B. Changes in American megachurches: tracing eight years of growth and innovation in the nation's largest-attendance congregations // http://hirr. hartsem.edu/megachurch/megastoday2008_summaryreport.html

Так 84% мегацерквей18 включают малые группы встреч, "40% американцев регулярно участвуют в подобных группах поддержки"19. ППЦ формируется путем маркетинга миссии выверенной целевой аудитории и проповедует целевой группе.

Для ППЦ характерны приватизация учения, религиозный индивидуализм — интерпретация Писания каждым человеком, культивация личных отношений с Богом, основанных на опыте. Человек сам выделяет подходящие ему положения веры. Наконец, для ППЦ характерен антиинституционализм. Отрицание традиционной организационной структуры, формальных символов организованной религии как фальшивых и репрессирующих. Современный человек увлечен духовностью (опытом), а не религией (институтом). Организационная структура ППЦ гибкая, контекстуальная, а потому местная церковь оказывается в то же время центральной. Одна из успешных ППЦ, мегацерковь Willow Creek20, выделяет основные черты новой церкви, которые приведены в таблице (с. 253).

Таким образом, можно сделать вывод, что североамериканские ППЦ характеризуются такими признаками, как антилитургизм, готовность к течению жизни, индивидуализм, непочтительное отношение к авторитету и ненасытная жажда инноваций, субъективизм, практичность. Все эти черты выходят на первый план не только в секуляризированной культуре США, но и в современной христианской культуре. В качестве факторов, приведших к смене образа Бога и отношения церкви к человеку, выделяют: 1) экономический рост и распространение научного знания; 2) эрозию библейской религиозной традиции утилитарным, а позже экспрессивным индивидуализмом; 3) развитие психологии, социологии, культурную революцию 1960-х гг.; 4) распространение идеи того, что человек сам творит свою жизнь, а в основе неравенства лежат социально-психологические проблемы личности; 5) развитие культуры американизма с ее воспеванием человеческих потребностей, комфорта, "триумф и освящение материального, плотского"21; 6) смена языка американского протестантизма (заложена в нем самом как "культурном коде" (Р. Белла)). "Евангелизм с его акцентированием отношений между индивидом и Христом, принятием

18 Термин "мегацерковь" относится к любой протестантской конгрегации с еженедельной посещаемостью более 200 тыс. человек и наличием нескольких еженедельных служб.

19 Wuthnow R. Christianity in the twenty-first century. Sharing the journey: support groups and the quest for a new community. N.Y., 1996. P. 100.

20 The New Church Paradigm // http://www.willowcreek.com/wcanews/story.asp?id= WN05011996

21 Taylor C. Secular age. Harvard, 2007. Р. 22.

Вопрос Апостольская парадигма (I—III вв.) Парадигма христианского мира (середина IV — середина XX в.) Новая апостольская парадигма (конец XX — начало XXI в.)

Движущие силы Миссия, видение, ценности Традиция, лояльность, повиновение Миссия, убеждения, ценности

Миссия Фокус на внешней среде: стремление в мир Фокус на внутренней среде: миссия "удалена" Фокус на внешней среде: нево-церковленные, "ищущие"

Структура Простая, функциональная местная церковь центральна Сложная, иерархическая, бюрократически центрированная Гибкая, контекстуальная, местная церковь центральна

Отношения с Богом Личные, проживаются вне общины Социальные, групповые, институциональные Индивидуальные, основанные на опыте

Роль духовенства Учитель, тренер, готовящий учеников Быть священником, профессионалом Учитель, тренер, готовящий учеников

Роль мирян Активная. Миряне задействованы в реализации миссии Пассивная. Форма поведения мирян — повиновение Активная. Миряне реализуют миссию

Средства коммуникации Повествовательные истории Издания и прокламации, рациональные аргументы Повествовательные истории и мультимедиа

Уровень сотрудничества Высокий, неформальный Высокий, формализованный, деноминации Высокий, краткий для конкретной цели,сети

Христа как Бога-Спасителя становится целостным благочестием. При этом доктрина Бога-человека становится доктриной Человека-бога и происходит обожествление человека"22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Barna G. Marketing the church. N.Y, 1988.

Carter B. A new Christian paradigm: the making of post-protestant Christianity. N.Y., 1999.

Middleman U. The market-driven church: the worldly influence of modern culture on the church in America. N.Y., 2004.

Miller D. Reinventing american protestantism: christianity in the new millennium. San Francisco, 1997.

Rick W. The purpose driven church. N.Y., 1995.

22 Bellah R. The Robert Bellah reader. Duke, 2006. P. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.