Научная статья на тему 'Харизматическое движение в Католической Церкви'

Харизматическое движение в Католической Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1324
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Католическая Церковь / Второй Ватиканский собор / харизматическое движение / пятидесятники. / Catholic Church / the Second Vatican Council / charismatic movement / Pentecos- tals.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Е А. Кляченков

В статье рассматривается такое явление как харизматическое движение в Католической церкви, возникшее после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Проанализированы истоки данного явления, показана сущность харизматического движения в современной Католической церкви; выявлено отношение к движению со стороны Ватикана. Сделан вывод о том, что движение харизматического обновления занимает значительное место в рамках Католической Церкви. Во многом это стало возможным благодаря известной гибкости конструкции современного католицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARISMATIC MOVEMENT WITHIN THE CATHOLIC CHURCH

The article examines such a religious phenomenon as the charismatic movement within the Catholic Church that emerged after the Second Vatican Council (1962-1965). The sources of this phenomenon are analyzed, the essence of the charismatic movement in modern Catholic Church is shown; the attitude of the Vatican to the movement is revealed. The conclusion is drawn that the charismatic movement takes an important place within Catholic Church. It became possible due to the certain organizational flexibility of modern Catholicism.

Текст научной работы на тему «Харизматическое движение в Католической Церкви»

ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Е.А. Кляченков, канд. ист. наук, старший преподаватель

Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Брянск)

OI: 10.24411/2500-1000-2019-10755

Аннотация. В статье рассматривается такое явление как харизматическое движение в Католической церкви, возникшее после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Проанализированы истоки данного явления, показана сущность харизматического движения в современной Католической церкви; выявлено отношение к движению со стороны Ватикана. Сделан вывод о том, что движение харизматического обновления занимает значительное место в рамках Католической Церкви. Во многом это стало возможным благодаря известной гибкости конструкции современного католицизма.

Ключевые слова: Католическая Церковь, Второй Ватиканский собор, харизматическое движение, пятидесятники.

Современные исследователи утверждают, что одним из наиболее быстро растущих и динамично развивающихся сегментов общемирового христианства является пятидесятническо-харизматическое движение. Его распространение и влияние в христианском мире стало настолько широко, что, по мнению Сэма Стормса, можно говорить о «третьей великой эпохе церковной истории», которая следует за эпохой католицизма и эпохой протестантской реформации [1]. Действительно, по последним подсчетам на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 279 миллионов пятидесятников и 305 миллионов ха-ризматов, что составляет больше четверти общемирового христианства [2]. Эти цифры показывают, что пятидесятническо-харизматическое движение в рамках протестантской конфессии является вторым по численности направлением в христианстве после католицизма.

Согласно популярной классификации, предложенной Ч. Питером Вагнером, в истории пятидесятническо-харизматического движения можно выделить три так называемые «волны» [3, 4]. Так, «первая волна» была связана с началом пятидесятни-ческого движения, начавшегося в начале XX века в США, следствием которого стало образование отдельных деноминаций пятидесятников. Ко «второй волне» отно-

сят появление харизматического движения в рамках традиционных протестантских конфессий и исторических церквей в начале 1960-х годов. «Третья волна», которую называют неохаризматизмом, набрала силу в 1970-е гг. Представители этого движения вышли из среды евангельских христиан и восприняли некоторые особенности, характерные для двух предшествующих направлений.

Все эти движения объединяет сходная теология и религиозные практики. В отличие от других христиан, приверженцы пя-тидесятническо-харизматического движения делают акцент на действиях Святого Духа в жизни человека. Они полагают, что дары Святого Духа, которые имели место в истории раннехристианской общины, не покинули церковь со смертью апостолов, но продолжают пребывать в ней. К таким дарам относят проявления Святого Духа, описанные, например, в Первом послании к коринфянам святого апостола Павла: дары исцеления, пророчества, различения духов, глоссолалии и другие.

В данной статье мы обратим свое внимание на «вторую волну» движения, связанную с харизматическим обновлением в рамках исторических церквей. В частности, нас интересует появление этого феномена внутри Католической Церкви, как самой крупной христианской конфессии,

число последователей которой насчитывает на данный момент около 1,3 млрд. человек [5]. Что интересно, в 2017 г. на официальном уровне был отмечен «Золотой юбилей» католического харизматического обновления [6].

Харизматическое движение в Католической Церкви (или католическое харизматическое обновление) за редким исключением пока еще не стало предметом специальных исследований на русском языке [7]. Некоторую фактическую информацию по этой теме можно почерпнуть из публикаций, посвященных пятидесятниче-ско-харизматическому движению в целом [8, 9]. Однако, часть этих работ можно отнести скорее к апологетическому направлению, нежели к научному [10, 11]. Кроме того, католическому харизматическому обновлению была посвящена отдельная статья в пятом томе русскоязычной католической энциклопедии [12]. Большинство же работ, раскрывающих особенности данного феномена, опубликованы на западе. Как видим, об этом явлении в Католической Церкви в отечественной научной среде известно совсем немного. Таким образом, цель данной статьи заключается в том, чтобы дать краткую характеристику харизматическому движению в Католической Церкви, тема самым восполнив этот пробел.

Без преувеличения следует отметить, что пятидесятническо-харизматическое движение, оказавшее влияние на Католическую Церковь, весьма сильно изменило и карту современного христианского мира. Поэтому пытаясь разобраться с феноменом католического харизматического обновления, первоначально необходимо увидеть истоки этого явления, как такового.

Общепринято, что основания пятиде-сятничества, которое предшествовало появлению христиан харизматов, были заложены еще в XVIII веке, так называемым ривайвелистским движением. Участники этого направления в протестантизме ставили своей целью обновление церкви. Однако видели они это не столько в догматическом обновлении веры, сколько в изменении повседневной христианской жизни и практики. Во многом это была реакция

на обмирщение протестантских церквей и превращение христианства в некий набор морально-этических норм. Видным деятелем ривайвелистского движения стал основатель методизма Джон Уэсли (17031791). Он получил образование в Оксфорде, где и преподавал в течение нескольких лет. Впоследствии брат Дж. Уэсли и некоторые его друзья организовали «Святой Клуб» и были названы методистами за их акцент на методическое изучении Библии и стремление к святости. Именно взгляды Уэсли на мгновенное «совершенное освящение», как поворотную точку в жизни христианина, в наибольшей степени способствовали в дальнейшем оформлению доктрины христиан пятидесятников [1]. Кроме того, заметное влияние на ривайве-лизм оказала деятельность американского проповедника Чарльза Финнея (17921875). Он описал духовное переживание, уже известное в методизме под термином «совершенное освящение», и назвал его «крещением Духом» [1].

Другим важным источником пятиде-сятничества можно считать «движение святости», возникшее в США в середине XIX в. Оно вышло из американского методизма и охватило большое количество евангельских церквей. В проповедях последователей этого движения все больше превалировала тема «крещения Духом». Во второй половине XIX столетия произошла институализация «движения святости», в ходе которой возник целый ряд независимых общин [13, с. 366]. Исследователи полагают, что пятидесятническое движение появилось и развивалось как обособившееся радикальное крыло «движения святости». Тем не менее, возникнув в его лоне, пятидесятники были отвергнуты основными представителями этого движения, которые нередко обвиняли последних в одержимости и психической неустойчивости [14, с. 948].

Основателем пятидесятнического движения называют бывшего методистского проповедника Чарльза Пархэма (18731929). Он работал преподавателем в библейской школе «Вефиль» и готовил своих учеников к будущей миссионерской деятельности. Ч. Пархэм пришел к выводу,

что библейским свидетельством «крещения Духом» является глоссолалия - произнесение похожих на речь звуков в состоянии религиозного экстаза. После чего, в результате поста и ночной молитвы в январе 1901 г., он и его ученики впервые получили этот духовный опыт. Через несколько лет уже несколько тысяч человек заявили о «крещении Духом» в новом движении Ч. Пархэма, известном как «Апостольская вера» [15, с. 90]. Стоит заметить, что именно благодаря этому движению произошел определенный сдвиг в теологии пятидесятничества, которая сделала акцент на глоссолалии как главном свидетельстве «крещения Духом». Однако более широкое распространение пятиде-сятническое движение начинает получать в связи с деятельностью ученика Ч. Пархэма - Уильяма Сеймура (18701922). В 1906 г. он стал пастором церкви на улице Азус в Лос-Анджелесе, где вскоре стали происходить массовые «крещения Духом» и практиковалась «молитва на языках». Именно события, происходившие в церкви на улице Азус, получили широкий резонанс и привлекли к себе большое внимание со стороны других христиан [15, с.91]. Вскоре небольшая церковь в Лос-Анджелесе превратилась в важный центр распространения пятидесятничества не только в США, но в Европе, Латинской Америке и Африке, куда отправлялись проповедовать ее миссионеры [16].

Вместе с ростом численности сторонников пятидесятнического движения начался процесс его институализации. В результате чего стали появляться различные ассоциации церквей. С каждым годом движение принимало все более организованные формы, которые соответствовали стандартным протестантским нормам. Несмотря на определенный кризис пятиде-сятничества в 1920-1930-х гг., во многом связанный с уходом из жизни его ярких представителей, число последних в мире к 1950 году составило порядка 50 миллионов человек, что являлось весьма внушительной цифрой [8, с. 111].

Важной предпосылкой для начала второй «волны» движения, связанной с появлением и распространением харизматиче-

ского феномена внутри других церквей, должно было стать изменение отношения к этому явлению со стороны этих конфессий. Религиозная практика пятидесятников, связанная с глоссолалиями, нередко вызывала осуждение у других евангельских христиан. Однако в послевоенные годы негативный образ пятидесятников в христианской среде стал постепенно меняться. Так, во многом этому способствовала деятельность «Ассоциации деловых людей Полного Евангелия», основанной пятидесятником и крупным бизнесменом Демосом Шакарьяном (1913-1993). Ассоциация внесла вклад в распространение пятидесятнической теологии среди американских бизнес кругов. Многие христиане, обратившиеся впоследствии к пятидесят-ническо-харизматическому движению, впервые познакомились с пятидесятниче-ством через эту организацию.

Еще более важную роль в распространении идеи «крещения Духом» среди христиан сыграл пятидесятнический проповедник из ЮАР Давид дю Плесси (19051986). Он начал активную работу в рамках Всемирного Совета Церквей - международной экуменической организаций, образованной в 1948 г. В 1954 году дю Плесси был приглашен в штаб Конференции второго всеобщего собрания Всемирного Совета Церквей с целью поговорить о Святом Духе «с каждым служителем, будь он епископ, архиепископ или кто-либо другой» [10]. Вместе с этим, в 1958 г. из-под пера пятидесятника Дэвида Вилкерсона вышла книга «Крест и нож», которая была переведена на множество языков мира и сразу стала бестселлером. Следует заметить, что две последние главы книги как раз описывали опыт «крещения Духом».

Кроме того, определенное значение в создании положительной репутации пяти-десятническо-харизматического движения сыграл известный американский проповедник Билли Грэм. Так, в 1962 г. выступив на международной конференции «Ассоциации деловых людей Полного Евангелия», он высоко оценил харизматическое движение [17].

Таким образом, можно полагать, что к моменту появления харизматического фе-

номена в других конфессиях, уже была подготовлена определенная почва для этого движения. Само же начало харизматического движения в рамках исторических церквей обычно связывают с именем пастора англиканской церкви Св. Марка в США Деннисом Беннетом (1917-1991). В апреле 1960 г. он выступил с кафедры перед своими прихожанами и вместо воскресной проповеди рассказал о том, что ему удалось пережить личную пятидесятницу и «крещение Святым Духом». После неоднозначной реакции прихожан на это заявление, Д. Беннету пришлось покинуть должность пастора церкви Св. Марка. Между тем, это событие было широко растиражировано средствами массовой информации и вызвало большой общественный резонанс. Следует заметить, что Д. Беннет общался с уже упомянутым нами дю Плесси. По словам последнего, он уговаривал Д. Беннета не покидать свою конфессию, а развивать харизматическое движение в рамках своей деноминации. По сути, был заложен новый принцип - для «крещения Святым Духом» не обязательно становиться раскольником [7, с. 123].

Подъем харизматического движения среди протестантских церквей, знавших как периоды религиозного пробуждения, так и спада, не был в известном смысле новым явлением. Однако подобные феномены обычно не наблюдались в Католической Церкви. Поэтому начало харизматического движения в католицизме стало неожиданностью. Вместе с тем, серьезная почва для нового явления была уже заложена. В большей степени, как нам думается, это было связано не с развитием этого феномена в остальном христианском мире в предшествующий период, а с радикальными изменениями, произошедшими внутри Католической Церкви.

Основные причины движения харизматического обновления в Католической Церкви следует искать в одном из важнейших религиозных событий христианского мира в XX веке, а именно во Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Значение Второго Ватиканского собора было столь важным, что нередко можно встретить тезис о дособорном и послесоборном като-

лицизме [18, с. 221]. Перед собором стояла задача открыть Католическую Церковь современному миру и его проблемам, для чего было необходимо избавиться от настороженного и даже враждебного отношения к нему. В ходе собора католичество пришло к осознанию своей ответственности в мире, пониманию, что Церковь должна не властвовать над миром, а служить ему. Поэтому неслучайно, что Второй Ватиканский собор был назван папой Иоанном XXIII «собором aggiomamento». Это слово можно перевести на русский язык как «осовременивание» или «обновление». «Aggiornamento» стало общим указателем направления - куда собор должен вести Церковь. Понятие включало в себя одновременно верность традиции и пророческое обновление, а чтение «знамений времен» современного мира должно было стать важным элементом жизни Церкви [19, с. 729-730].

Важным моментом в работе Второго Ватиканского собора стало то, что Церковь сделала шаг навстречу мирянам. В частности, это было закреплено в декрете Apostolicam actuositatem. Как отмечается в декрете, «миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Бо-жия» [20, с. 303]. Это дало возможность харизматическому движению существовать, как движению мирян в рамках Католической Церкви. Кроме того, важным для существования харизматического движения стало положение о том, что «Святой Дух, освящающий народ Божий через служения и таинства, также наделяет верных и особыми дарами, «разделяя каждому особо, как Ему угодно», чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили». «Приняв эти харизмы, отмечается в декрете, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви» [20, с. 304].

Вместе с этим, в догматической конституции о Церкви Lumen gentium говорится о возможности пророческого служения как одного из даров Святого Духа. «Святой

народ Божий, указывается в Lumen Gentium, участвует также в пророческом служении Христа, распространяя живое свидетельство о Нем, особенно через жизнь веры и любви, и принося Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Его имя» [20, с. 87]. То, что в пункте 12 догматической конституции упоминается «плод уст», как особый дар Святого Духа, воспринимается последователями харизматического обновления как непосредственное указание на глоссолалии. Между тем, в документе подчеркивалось, что суждение о подлинности и правильном употреблении тех или иных даров Святого Духа принадлежит исключительно тем, кто предстоит в Церкви [20, с.87]. Таким образом, эти и некоторые другие установки Второго Ватиканского собора, прочитанные сторонниками харизматического обновления в соответствующем ключе, во многом стали основанием для нового движения. Так, один из католиков-харизматов впоследствии отметил, что Церковь через документы Второго Ватиканского собора ясно ему сказала, что его опыт Святого Духа был истинным, несмотря на неодобрительные взгляды других верующих христиан [7, с.122].

Начало харизматическому обновлению в Католической Церкви было положено в католическом Дуквенском университете в городе Питсбург. В поисках живого духовного опыта профессора университета Ральф Кейфер и Билл Стори посетили в августе 1966 г. конгресс католического движения «Курсильо». Во время работы конгресса они познакомились с известным бестселлером Д. Вилкерсона «Крест и нож», в которой описывался опыт «крещения Святым Духом». Эта книга стала центром их исследований и побудила их молиться об обретении живого опыта общения со Святым Духом. В январе 1967 года профессора Ральф Кейфер и Патрик Буржуа приняли участие в молитвенном собрании, на котором им удалось принять крещение Святым Духом. На следующей неделе опыт «крещения Духом» приобрел ряд других профессоров университета. Эти события даже скорректировали университетскую программу - теперь студентам

предлагалось изучать книгу Д. Вилкерсона и первые главы книги Деяний. Вскоре опыт «новой пятидесятницы» был получен и самими студентами католического университета. Так, 17 февраля 1967 г. несколько десятков студентов Дуквенского университета вместе с преподавателями собрались для молитвы о сошествии Святого Духа. На следующий день католических верующих навестила представительница харизматической группы «Молитвенная гора» с проповедью на тему второй главы книги Деяний. Вечером того же дня студенты, независимо друг от друга, получили опыт «крещения Святым Духом», сопровождающийся глоссолалией. В результате этих событий 17-19 февраля «крещение Святым Духом» пережили около 25 студентов Дуквенского университета [21].

Вскоре данный опыт получил широкое распространение в других университетах США. В частности, католический университет Нотр-Дам в г. Саусбенде даже стал своего рода центром католического харизматического обновления в США. Так, в апреле 1969 г. в Нотр-Даме прошла первая встреча представителей движения харизматического обновления в Католической Церкви, на которой присутствовало порядка 450 участников. Спустя 5 лет в США было зарегистрировано уже более 500 католических харизматических молитвенных групп, в которых сотрудничали многие священники и члены монашеских орденов [10]. Конференции движения католического харизматического обновления к началу 1980-х гг. собирали тысячи людей на стадионах США.

Вместе с тем, движение католического харизматического обновления быстро распространилось не только в США, но и в таких странах, как Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия и Новая Зеландия. Затем оно получило развитие в странах Латинской Америки и в Европе (Франция, Бельгия, Швейцария, Германия, Испания, Италия, Венгрия, Польша), а позднее и в Азии (Индия, Япония, Южная Корея и Филиппины) [12, с.17]. В разных регионах распространение нового движения имело свою специфику и особенности. По состоянию на 2013 г. католическое ха-

ризматическое движение существовало в более чем 230 странах и насчитывало около 160 млн. человек по всему миру [22].

Подобная волна харизматического обновления внутри Католической Церкви не могла остаться незамеченной со стороны Ватикана. Первоначально реакция церковной иерархии была осторожной, но и обнадеживающей. В 1969 г. по просьбе Национальной конференции епископов США Конгрегация вероучения провела анализ нового явления и пришла к выводу, что возникшие движения имеют серьезные библейские и богословские основания, для чего было необходимо обеспечить им поддержку [12, с.17]. В частности, в докладе комиссии говорилось следующее: «Ученая комиссия пришла к выводу, что данное движение в его сегодняшнем состоянии следует не сдерживать, а позволить ему развиваться дальше... Нам следует опасаться того, чтобы это движение не повторило ошибок пятидесятнического движения. Нужно отдавать себе отчет в том, что в нашей культуре существует тенденция заменять религиозное учение религиозным опытом. Конкретно же мы рекомендуем епископам ввести в это движение осмотрительных священников для того, чтобы те присоединились к нему» [10].

Вслед за появлением инструкции Конгрегации вероучения, в 1972 г. был создан специальный центр управления католическим харизматическим движением - «Международное бюро коммуникаций» (ICO -International Communications Office) под руководством Ральфа Мартина. Куратором движения со стороны Ватикана был назначен кардинал Лео Йозеф Сюненс, который еще во время проведения Второго Ватиканского собора (т.е. еще до начала католического харизматического движения) поднимал вопрос о харизмах и об отношении к ним в современной Церкви [23]. В 1975 г. лидеры движения несколько раз встречались с Папой Павлом VI, получив от него одобрение и поддержку со своей стороны.

Основной задачей «Международного бюро коммуникаций» стало сохранение единства среди различных католических харизматических групп и движений и

обеспечение над ними контроля со стороны церковной иерархии. В 1978 г. деятельность бюро приобрела более официальный характер с преобразованием его в «Международный офис католического харизматического обновления» (ICCRO -International Catholic Charismatic Renewal Office). В 1993 г. организация была переименована в «Международные служения католического харизматического обновления» (ICCRS - International Catholic Charismatic Renewal Services) и получила официальное признание со стороны Ватикана, обретя утвержденный устав [24]. На данный момент ICCRS координирует работу с лидерами католического харизматического обновления и руководителями общин католиков-харизматов, способствуя распространению опыта «крещения Святым Духом». Кроме того, руководство ICCRS регулярно проводит встречи со Святым Престолом для получения указаний и консультаций, а также информирует его о росте международного католического харизматического обновления.

Нужно отметить, что руководство Католической Церкви, взяв под свой контроль движение харизматического обновления, обеспечило его серьезным теологическим обоснованием. Так, в 1974 г. международной группой теологов и мирян-лидеров движения под руководством кардинала Лео Сюненса был выработан ряд документов, заложивших богословские основания новому движению. Эти фундаментальные теологические выкладки вошли в историю под общим названием «Малинские документы». В частности, в Первом Малинском документе была сформулирована богословская оценка харизматическому обновлению и даны ду-шепастырские рекомендации его участникам в ответ на наиболее часто задаваемые вопросы о движении. В тексте особо подчеркивалась связь нового движения с католической традицией, «которая вызвала к жизни странствующих пророков ранней Церкви, апостольство проповедников нищенствующих монашеских орденов Средневековья, духовные упражнения святого Игнатия Лойолы...». Интересно заметить, что в документе «харизма глоссолалии»

была названа «самой скромной из всех», поскольку, по мнению авторов текста, она менее всех остальных направлена непосредственно на созидание общины [25]. Это был явный контраст с теологией «первой волны» пятидесятническо-харизматического движения, последователи которой ставили дар говорения на языках как исключительное доказательство «крещения Святым Духом».

Следует сказать, что имея официальное признание со стороны Ватикана, обладая единым координационным центром, католическое харизматическое обновление, тем не менее, не является единым международным движением. У него нет ни духовного лидера-основателя или группы основателей, как у многих других движений. Кроме того, харизматическое движение не имеет официального реестра его участников, как какие-либо другие организации Католической Церкви. По сути, это совокупность людей, молитвенных групп, обновленных приходов, школ, конференций, направлений деятельности. Все они совершенно независимы друг от друга и весьма отличаются между собой. Главное, что объединяет участников движения - это наличие общего духовного опыта «крещения Святым Духом» и схожие цели их деятельности.

Нельзя не заметить, что Ватикан, занимавший всегда очень осторожную позицию в отношении новых и неоднозначных явлений в жизни Церкви, благосклонно отнесся к феномену католического харизматического обновления, которое довольно скоро обрело его официальное признание. Три предшествующих понтифика неоднократно оказывали поддержку движению. Так, в своей речи в Совете ICCRO от 14 марта 1992 г. Папа Иоанн Павел II отметил, что начало харизматического обновления после Второго Ватиканского Собора стало особым даром Святого Духа Церкви. По его мнению, харизматическое обновление должно сыграть «значительную роль в защите христианской жизни в тех обществах, где секуляризм и материализм ослабили способность многих людей реагировать на Дух и слышать зов Божий любви» [26]. Папа Франциск также про-

должил политику своих предшественников в этом направлении. В частности, по его инициативе ICCRS и Католическое братство организовали совместное празднование «Золотого юбилея» Католического харизматического обновления, которое завершилось 4 июня 2017 г. проведением пятидесятнической мессы, на которой присутствовал сам понтифик и представители протестантских церквей. Впрочем, интересно заметить, что первоначально Франциск, будучи отцом-иезуитом в Аргентине, был первым скептиком по отношению к харизматам. «Еще в конце 1970-х и начале 1980-х годов у меня не было времени на «харизматику», - отмечал Папа репортерам, - «Однажды, говоря о них, я сказал: «Эти люди путают литургический праздник с уроками самбы!» [27].

Думается, что причины такого особого статуса движения кроются с одной стороны в общих изменениях, которые произошли в Католической Церкви после Второго Ватиканского собора, но в большей степени в экуменическом потенциале самого харизматического обновления. Действительно, одна из целей ICCRS, состоит в том, чтобы устанавливать «диалог и сердечные отношения» с общинами и церквями других христианских конфессий [28]. В особенности, это касается диалога с представителями пятидесятническо-харизматического движения, который активизировался во время понтификата Франциска [29, 30]. В этом ключе движение католического харизматического обновления является своеобразным мостом между Католической церковью и протестантским сообществом. Другой момент, который, как нам представляется, также имеет немаловажное значение - это рост численности евангельских деноминаций в регионах, которые традиционно являлись католическими. Так, в Латинской Америке число приверженцев Католической Церкви падает: с 1995 года снижение составило 13%, и, по прогнозам социологов, в ближайшие два десятилетия ожидается сокращение на ту же долю [31]. Для Католической Церкви данная тенденция является серьезным вызовом. Поэтому противовесом в этой ситуации вполне может быть

движение католического харизматическо- который позволяет сочетать в себе как ие-го обновления, которое имеет весьма рархическую вертикаль с Папой Римским сильные позиции в Латинской Америке. во главе, так и разнообразный и относи-

Итак, можно говорить о том, что дви- тельно автономный от высшей церковной жение харизматического обновления, ко- иерархии горизонтальный уровень. Одна-торое существует уже чуть больше полу- ко в большой степени, как нам думается, века, заняло видное место в Католической это связано с важной ролью, которая отво-Церкви. В какой-то степени это стало воз- дится движению в рамках Католической можным благодаря известной гибкости Церкви ее предстоятелями. конструкции современного католицизма,

Библиографический список

1. Storms S. History of the Pentecostal-Charismatic Movements [электронный ресурс] // Персональный блог Сэма Стормса. Режим доступа: https://www.samstorms.com/all-articles/post/history-of-the-pentecostal-charismatic-movements (дата обращения: 17.03.19).

2. Global Christianity. A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population. Pew Research Center's Forum on Religion and Public Life. Washington, D.C. 2011. P. 17. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2011/12/Christianity-fullreport-web.pdf (дата обращения: 17.03.19).

3. Stetzer E. The Third Wave: The Continualist Movement Continues. What is the Third Wave Charismatic Movement? [Электронный ресурс] // Christianity Today. 23.10.2013. Режим доступа: https://www.christianitytoday.com/edstetzer/2013/october/third-wave.html (дата обращения: 19.03.19).

4. Bartos E. The Three Waves of Spiritual Renewal of the Pentecostal-Charismatic Movement [Электронный ресурс] // Review of Ecumenical Studies Sibiu. 2015. Vol. 7. Issue 1. P. 20-42. Режим доступа: https://www.degruyter.com/downloadpdf/j/ress.2015.7.issue-1/ress-2015-0003/ress-2015-0003.pdf (дата обращения: 19.03.19).

5. Dossier for World Mission Day: the number of Catholics in the world is increasing [Электронный ресурс] // Agenzia Fides. 20.10.2017. Режим доступа: http://www.fides.org/en/stats/63096-

VATICAN_Dossier_for_World_Mission_Day_the_number_of_Catholics_in_the_world_is_incr easing#.We27lKAY5Xg (дата обращения: 19.03.19).

6. Папа Франциск совершил совместную молитву со ста протестантскими лидерами [Электронный ресурс] // Седмицами. 3.06.2017. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/7243066.html (дата обращения: 19.03.19).

7. Смирнов М.М. Харизматическое движение как лик aggiornamento (некоторые заметки к юбилею Обновления в Римской Католической Церкви) // Христианское чтение. 2017. №2. С. 112-126.

8. Письменюк И.Н. Пятидесятническое и харизматическое движения в западных христианских конфессиях // Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15-16 октября 2013 г. - М., 2014. С. 104-132.

9. Уильямс Р. Дж. Харизматическое движение // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С.1312-1316.

10. Бюнне В. Игра с огнем [электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-ognem/ (дата обращения: 21.03.19).

11. Эбертсхойзер Р. Пятидесятническо-харизматическое движение. Штайнхаген: Samenkorn, 2013. - 158 с.

12. Харизматическое движение в Католической Церкви // Католическая энциклопедия в 5 тт. / Т.5. М.: Издательство Францисканцев, 2013. С. 17-18.

13. Пьерар Р.В. Движение святости в Америке // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С. 365-368.

14. Синан В. Пятидесятничество // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М. Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. С. 947951.

15. Anderson A. The Pentecostal and Charismatic movements // The Cambridge history of Christianity. 1914-2000. / Ed. by McLeod H. New York, 2006. P.89-106.

16. Anderson A. To All Points of the Compass: the Azusa Street Revival and Global Pente-costalism [электронный ресурс] // Enrichment journal. Режим доступа: http://enrichmentjoumal.ag.org/200602/200602_164_allpoints.cfm (дата обращения: 21.03.19).

17. Cloud D.V. Evangelicalism and the Charismatic Movement [электронный ресурс] // Портал Way of Life Literature. Режим доступа: https://www.wayoflife.org/reports/evangelicalism_and_charismatic_movement.html (дата обращения: 22.03.19).

18. Бинцаровский Д. История современного богословия. Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. - 512 с.

19. История II Ватиканского собора. Т. V: Собор - поворотный момент в истории Церкви / Общ. ред. Дж. Альбериго, А. Бодров, А. Зубов (Серия «История церкви»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 882 c.

20. Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. - 710 с.

21. Воспоминания Пэтти Гэллахер Мэнсфилд, свидетельницы рождения Католического Харизматического Обновления [электронный ресурс] // Портал Обновление в Святом Духе в Католической Церкви. Режим доступа: http://www.obnovlenie.vm.ru/Svidetelstvo_Patti_Mansfield.html (дата обращения: 25.03.19).

22. Nucci A. The Charismatic Renewal and the Catholic Church [электронный ресурс] // The catholic world report. 18.05.2013. Режим доступа: https://www.catholicworldreport.com/2013/05/18/the-charismatic-renewal-and-the-catholic-church/ (дата обращения: 25.03.19).

23. Smith B. The humble beginnings of ICCRS [электронный ресурс] // Портал ICCRS. Режим доступа: http://www.iccrs.org/en/about-iccrs/#Brian_Smith (дата обращения: 25.03.19).

24. Recognition by the Holy See [электронный ресурс] // Портал ICCRS. Режим доступа: http://www.iccrs.org/en/about-iccrs/#Recognition (дата обращения: 25.03.19).

25. Первый Малинский документ. Харизматическое обновление: теологические и душе-пастырские рекомендации [электронный ресурс] // Портал Обновление в Святом Духе в Католической Церкви. Режим доступа: http://www.obnovlenie.vrn.ru/malin1.html (дата обращения: 25.03.19).

26. Messages from the Popes [электронный ресурс] // Портал ICCRS. Режим доступа: http://www.iccrs.org/en/the-ccr/#Messages (дата обращения: 25.03.19).

27. Rocca F.X. Pope Francis discovers charismatic movement a gift to the whole church [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.catholicsun.org/2013/08/09/pope-francis-discovers-charismatic-movement-a-gift-to-the-whole-church (дата обращения: 25.03.19).

28. What is ICCRS? /электронный ресурс] // Портал ICCRS. Режим доступа: http://www.iccrs.org/en/about-iccrs/ (дата обращения: 25.03.19).

29. Fournier K. Spiritual Ecumenism: Pope Francis Visits Evangelical/Pentecostal Church in Caserta Italy // Режим доступа: https://www.catholic.org/news/international/europe/story.php?id=56343&wf=rsscol (дата обращения: 27.03.19).

30. Coppen L. The Pope's great Evangelical gamble [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://catholicherald.co.uk/issues/july-24th-2015/the-popes-great-evangelical-gamble/ (дата обращения: 27.03.19).

31. Гашков И. Ватикан теряет Латинскую Америку [электронный ресурс] // Независимая газета. 18.06.2014. Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2014-06-18/5_latin_america.html (дата обращения: 27.03.19).

THE CHARISMATIC MOVEMENT WITHIN THE CATHOLIC CHURCH E.A. Klyachenkov, candidate of historical sciences, senior lecturer

Bryansk branch of the Russian Presidential academy of National economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Bryansk)

Abstract. The article examines such a religious phenomenon as the charismatic movement within the Catholic Church that emerged after the Second Vatican Council (1962-1965). The sources of this phenomenon are analyzed, the essence of the charismatic movement in modern Catholic Church is shown; the attitude of the Vatican to the movement is revealed. The conclusion is drawn that the charismatic movement takes an important place within Catholic Church. It became possible due to the certain organizational flexibility of modern Catholicism.

Keywords: Catholic Church, the Second Vatican Council, charismatic movement, Pentecostals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.