Научная статья на тему 'Новые стратегии современного американского протестантизма'

Новые стратегии современного американского протестантизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
559
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПОСТПРОТЕСТАНТИЗМ / РЫНОЧНАЯ ("ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ К ВЗЫСКУЮЩЕМУ") ЦЕРКОВЬ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА / MARKET DRIVEN ("SEEKER SENSITIVE") CHURCH / CONTEMPORARY PROTESTANTISM / POSTPROTESTANTISM / SECULARIZATION / PSYCHOLOGY IN CHRISTINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Евгения Анатольевна

В статье дается характеристика основной модели функционирования современных протестантских церквей США рыночной церкви. Основная цель рыночной или чувствительной к взыскующему церкви это привлечение религиозного потребителя. В своем служении рыночная церковь уделяет большее внимание стратегиям бизнеса, психологическим методикам, маркетинговым исследованиям, сближению с современной культурой. Можно говорить о том, что в учении рыночной церкви происходит замещение христианских доктрин знаниями психологии и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New strategies of contemporary American Protestantism

The market driven church is the main operational model of American Protestantism. The main focus of the market driven or seeker sensitive church is attracting religious consumers; consequently Christine doctrine has been replaced with business strategies, psychological techniques, marketing and modern culture.

Текст научной работы на тему «Новые стратегии современного американского протестантизма»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 4

ПРОБА ПЕРА. СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ

Е.А. Иванова, асп. кафедры теории и истории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

НОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА

В статье дается характеристика основной модели функционирования современных протестантских церквей США — рыночной церкви. Основная цель "рыночной" или "чувствительной к взыскующему" церкви — это привлечение религиозного потребителя. В своем служении рыночная церковь уделяет большее внимание стратегиям бизнеса, психологическим методикам, маркетинговым исследованиям, сближению с современной культурой. Можно говорить о том, что в учении рыночной церкви происходит замещение христианских доктрин знаниями психологии и бизнеса.

Ключевые слова: современный протестантизм, постпротестантизм, рыночная ("чувствительная к взыскующему") церковь, секуляризация, психологизация христианства.

The market driven church is the main operational model of American Protestantism. The main focus of the "market driven" or "seeker sensitive" church is attracting religious consumers; consequently Christine doctrine has been replaced with business strategies, psychological techniques, marketing and modern culture.

Key words: contemporary Protestantism, postprotestantism, market driven ("seeker sensitive") church, secularization, psychology in Christine.

На сегодняшний день в качестве основной модели существования современных протестантских церквей выделяется "рыночная" (market driven) или "чувствительная к взыскующему" ("seeker sensitive") церковь. Основная цель служения рыночной церкви — это привлечение «"религиозного" потребителя». По мнению критиков, "чувствительной к взыскующему" церкви, она уделяет куда большее внимание стратегиям бизнеса, психологическим методикам, маркетинговым исследованиям, сближению с современной культурой, нежели положениям Нового Завета1.

Лидеры протестантских церквей, оправдывая появление данной парадигмы, отмечают, что за последние 30 лет традиционная протестантская церковь стала неадекватной современному обществу, отдалилась от проблем современного человека. Церковь осталась позади бизнеса и психологии в понимании нужд и потребностей современного человека, а также путей и необходимости эффектив-

* Иванова Евгения Анатольевна, e-mail: evgenia.ivanova@gmail.com

1 http://222.godtube.com/view_video.php?viewkey=fc88fb383ffcdcd377d6

ной коммуникации в обществе с капиталистической идеологией. Инноваторы американского протестантизма заявляют, что "...церковь обязана научиться у бизнеса путям и формам эффективной коммуникации с человеком, погруженным в капиталистическую среду"2. Делается вывод о необходимости обновления церкви, а в качестве пути, позволяющего церкви войти в область борьбы за сердце и сознание прихожанина, признается модернизация религиозной практики и обращение к потребностям индивида. "Церковь должна понимать капиталистическую систему бизнеса и применять ее для своего блага. В данном отношении у церкви нет выбора!"3 — пишет профессор семинарии Объединенной методистской церкви Кристофер Лезер. Для возрождения и модернизации церкви активно используются технологии церковного маркетинга (реклама и продвижение продукта на рынке по аналогии с бизнесом). Например, РЯ-кампания пятидесятников, церкви "Ассамблеи Бога" называется "Нет ничего трудного для Бога! "

Данная рекламная кампания привлекает потенциального религиозного потребителя путем обещания удовлетворения семи его фундаментальных чувств и потребностей: прощения, одиночества, отношений, болезней, страха, финансов и зависимостей4. Агентства церковного маркетинга утверждают, что "такая реклама спасет кого-то для вечности".

Структура служения рыночной церкви

В основе служения церкви — мирская философия потребностей человека. Выявляются основные человеческие проблемы (счастье, одиночество)

Обращение к методологии рынка. Маркетинговые технологии привлечения прихожан

Терапевтическое Евангелие. Психологизация, "подстраивание" Евангелия под нужды человека, современного общества

Уход от доктрин. Церковь не учит теологии, историческим христианским ценностям, теология становится миссией/брендом

Психологизация американского протестантизма

В результате проникновения в теологию идей прагматизма и индивидуализма, а главное, стремления протестантизма к рациональной и эффективной деятельности человека по преобразованию

2 Ibid. P. 5.

3 Lesear C. Marketing the church back to its self: new paradigm for renewal in the UMC // http://www.wesleyseminary.edu/academics/id.397/default.asp

4 Ассамблеи Бога. Рекламная кампания // http://www.nothingstoohardforgod-campaign.ag.org

мира гуманистическая и рационально-когнитивная поведенческая психология ассимилировались в американском протестантизме, став его неотъемлемой составляющей. Современная протестантская церковь проповедует языком популярной рациональной психологии в стремлении оснастить человека инструментами для решения его проблем. Современная протестантская церковь стремится сообщить миру, что она "...существует, для удовлетворения духовных, физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных нужд человека"5. Ориентация церкви на удовлетворение потребностей человека — это больше, чем маркетинговый ход, современные протестантские лидеры, оправдывая данную позицию, говорят о теологическом факте: "Бог явил себя человеку согласно нашим потребностям"6.

Роберт Шуллер, министр реформированной церкви в Америке, телеевангелист, основатель первой церкви новой психологической парадигмы, в 1955 г. писал: "Секрет завоевания сердец невоцер-ковленных людей очень прост: узнайте, что заинтересует людей в вашем районе, а потом предложите им это"7. Церковь психологической парадигмы обратилась к гуманистической психологии, к ее базовым принципам рассмотрения человека как уникальной неповторимой личности, стремящейся к самоактуализации. Основные положения так называемого "человекоцентрированного подхода" гуманистической психологии состоят в признании позитивной, конструктивной и социальной природы (сущности) человека. Задача психотерапевта (пастора протестантской церкви) — создать атмосферу безусловного принятия, понимания человека, такое обращение к человеку актуализирует и усиливает его позитивную природу (потенциал), что ведет к его оздоровлению и развитию. Находясь под влиянием гуманистической психологии А. Франкла, К. Рождерса и А. Маслоу, Р. Шуллер начал проповедовать модифицированное Евангелие, нацеленное на эмоциональные психологические потребности людей, делая акцент на позитивных аспектах Христианства. В 1982 г. в своей книге "Самооценка: новая Реформация" Р. Шуллер говорил о необходимости радикальных изменений в служении Церкви, перехода от служения Богу к удовлетворению человеческих потребностей. Работа была написана с верой в позитивную природу человека и установкой на то, что главной целью служения церкви является разрешение психологического дискомфорта и самореализация человека. Р. Шуллер8 объявил основной потребностью человека выработку не травмирующей его са-

5 Warren R. The Purpose-Driven Church // Zondervan. 2000. N 3. P. 220.

6 Ibid. P. 295.

7 Pritchard G. Willow Creek Seeker Services // Zondervan. 2003. N 3. P. 51.

8 Crystal Cathedral // www.crystalcathedral.org

13 ВМУ, социология и политология, № 4

193

мооценки, он основал "Академию достижений"9, обещал "открыть в каждом чемпиона и реализовать его мечты!" В своем учении Р. Шуллер заместил негативное обращение к человеку (принятое в традиционном протестантизме) позитивным, в котором грех стал рассматриваться просто как неэффективная самооценка.

Идеи Р. Шуллера были развиты, и к концу XX в. пастор одной из самых успешных мегацерквей США (Willow Creek Community church10), Питер Хайбелс, вторя американской Конституции, заявил что «...не самооценка, а личная удовлетворенность, достижение счастья (pursuit of happiness) — вот основная потребность человека. За потребностью в достижении счастья следует потребность в идентификации, дружбе, семье, снижении стресса, смысле и "моральном компасе"»11, удовлетворение которых и является подлинным служением церкви.

Говоря о психологии в современном протестантизме, стоит также сказать о рационально-поведенческой психологии А. Бэка и А. Элисса. Если гуманистическая психология ставит своей целью помощь в самоактуализации потенциала человека, то рационально-когнитивная психология пытается помочь человеку избавится от психологического дискомфорта путем коррекции ошибочных, иррациональных когнитивных установок (убеждений, мыслей), видя именно в содержании мысли причину эмоционального дискомфорта.

Становится очевидным, что в погоне за самосовершенствованием и смыслом человек ХХ в. обратился к источникам вне христианской традиции. Практики психотерапии, психологизированный подход к человеку проникли во все теологические спектры американского протестантизма, в том числе и в консервативные круги американских евангелистов. Исследования показывают, что более половины прихожан США приходят в церковь, поскольку "это хорошо для тебя", а 25% приходят за "внутренним покоем, духовным и психическим здоровьем". Большинство людей с помощью религии ищут внутренний смысл, удовлетворение субъективных потребностей, ищут не спасения, не благочестия, а помощи и поддержки. В результате язык спасения становится трудноотличим от языка популярных брошюр психологической самопомощи. Современная рыночная церковь стремится создать терапевтическую атмосферу, в которой человек сможет самореализоваться, почувствовать наполненность, получить детальный план действия в виде вдохновляющей практической проповеди.

9 Academy of Achievement // www.achievement.org

10 Willow Creek Community church // www.willowcreek.org/home1.aspx

11 Gilley G. Market Driven Church // www.svchapel.org/resources/articles/21-church-trends/512-the-market-driven-church-part-3

В результате общего процесса психологизации американского протестантизма были созданы "Общество христианской психологии"12, "Американская ассоциация пасторского консультирования"13, курсы по психологии и психоконсультированию стали неотъемлемой частью программы всех учебных заведений, готовящих служителей различных протестантских церквей. Каждая успешная современная протестантская церковь организует свой центр психологического консультирования, который оказывает услуги по психореабилитации различных групп прихожан, предлагая индивидуальную, семейную, групповую психотерапию, а также огромное количество различных тренингов и выработки социально-психологических навыков14. Содержание образовательных, реабилитационных программ, язык проповедей, книги пасторов основываются по преимуществу на рациональной, когнитивно-поведенческой психологии с включением элементов сверхъестественного. Например, книга пастора мегацеркви Грефло Доллара "Восемь шагов, чтобы создать жизнь, какую ты хочешь: анатомия успеха"15 предлагает стратегию коррекции иррациональных, неэффективных установок, мешающих достижению успеха (реализации Божественного плана о Вас), закрепляя позитивные корректные мысли определенными моделями поведения. Проповеди, книги предлагают рациональный план обретения жизненного смысла, процветания, их основной посыл — "Бог тебя любит, делай то-то, думай так-то и все получится", предлагаются шаги, план, мысли для успешной жизни.

Пример использования психологии и маркетинга рыночной церковью16 — реклама в вагоне нью-йоркского метро рядом с рекламой других услуг: "Учите английский!"; "Лечение ступней!"; "Церковь Мидл коллиджит (Middle collegiate church): музыка... еда, любовь, поддержка... а также отличные проповеди!"17

"Идеальный" религиозный потребитель рыночной церкви — это невоцерковленные "Гари и Мэри", "ни во что не верующие скептики, ищущие чувства удовлетворения, а не смысла в карьере и жизни"18. В результате идеальным типом потенциального прихожанина становится "духовный/религиозный потребитель" — но-

12 American association of Christian counselors // www.aacc.net

13 American association of pastoral counselors // http://www.aapc.org/

14 Описание центра психологической помощи церкви "The Riverside church counseling center" // theriversidechurchny.org/renewal/?counseling.

15 Dollar C. 8 Steps to create the life you want: the anatomy of a successful lufe. N.Y., 2003.

16 Middle collegiate church // www.middlechurch.org/outside-middle/collegiate-church

17 Рекламная кампания в метро и на улицах Нью-Йорка // collegiatechurch.org

18 Strobell L. Inside the mind of unchurched Harry and Mary // Zondervan. 1993. N 2. P. 57.

ситель секулярного прагматического сознания, продукт релятивизма и постмодерна. У современных "духовных взыскующих" "Гари и Мэри" сохраняются тоска по смыслу и стремление к интеграции своего фрагментированного Я, поиску морального маяка, но Бог существует для них только как путь удовлетворения потребностей. "Гари" приходит к Христу от пустоты, одиночества, в поисках обещанного рекламой счастья. Традиционные христианские темы ада и греха не понятны, смешны секулярному человеку, воспринимаются им как суеверия. Он не доверяет традиции, которая является опасностью, потерей индивидуальности и свободы, человек живет в бесконечной инерции деятельности, потерявшей былой сакральный смысл. "Взыскующему Гари", не интересны поиск абсолютной истины или его будущее (рай или ад), он хочет быть довольным собой, своей жизнью. "Гари и Мэри" погружены в свои проблемы: дружбу, карьеру, одиночество. Современная рыночная церковь обещает разрешить проблемы "Гари" путем создания атмосферы, способной породить интенсивный катарсический опыт "священного", а также групповой и индивидуальной психологической удовлетворенности. «Рыночная церковь рассматривает "Гари" как дружественного Богу, но отошедшего от Бога из-за устаревших методов церкви»19.

В русле тенденций последнего времени многие современные протестантские конгрегации проводят свои службы в подвалах жилых домов, аудиториях школ, колледжей, конференц-залах, кинотеатрах, помещениях других церквей и конфессий (например, синагог). Домашние или "клеточные" церкви встречаются в квартирах, домах верующих или общественных местах (библиотеки, бары, кафе). Современные протестантские конгрегации строят, покупают, модернизируют огромные помещения: фабрики, стадионы, склады, супермаркеты. Современная архитектура и внутреннее убранство новой церкви крайне минималистичны, отсутствуют религиозная символика: просторные открытые светлые помещения с огромными окнами, современным оборудованием. Человек попадает в большие фойе с направляющими знаками, информационными стендами, напоминающими площадку торгового центра с закусками, прохладительными напитками и кофе, магазинами, салонами красоты, тренажерными залами. Святилища напоминают просторные аудитории, с комфортабельными театральными креслами и большой сценой. "Архитектура современной протестантской конгрегации сообщает: религия не что-то далекое от повседневности, а сакральность, доступная всем. Проповедь читается с прозрачного стеклянного передвигающегося подиума, она пере-

19 Gilley G. Лекция по современным проблема церкви // www.svc.org

дает одновременно практичное, не догматическое послание, говорящее, что религия не должна быть отделена от повседневности"20.

Если ранее религия как система религиозных символов связывала человека прежде всего с конечными условиями его существования, то теперь она связывает человека с посюсторонним миром, стремится осчастливить его, угодить ему. Рыночная церковь представляет собой гибрид религиозных идей, науки, философии и практической деятельности людей (психологии, социологии, бизнеса). За модернизацией учения, религиозной практики, внедрения гуманистической, рациональной психологии стоит попытка осмыслить, оправдать жизнь отчужденного от себя и от общества человека культуры постмодерна, но уже не путем противопоставления себя этой культуре (фундаментализм, неоортодоксия), а путем слияния с ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Loveland A., Wheeler B. Meetinghouse to megachurch: a material and cultural history. Missouri, 2003.

Miller D. Reinventing American Protestantism. Los Angeles, 1997.

Middleman U. The Market-Driven Church. N.Y., 2004.

20 Loveland A., Wheeler B. Meetinghouse to megachurch: a material and cultural history. Missouri, 2003; A sense of the sacred: theological foundations of Christian architecture and art. N.Y., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.