9. Matveev V. A. Rossijskaja identichnost' musul'man Severnogo Kavkaza: istoricheskie osoberinosti formirovanija i projavlenija v krizisnyh uslovijah ria rubezhe XIX - nachala XX vv. (Russian identity of the Muslims of the Northern Caucasus: historical features of formation and manifestation in the crisis conditions at the turn of XIX- beginning of XX century). Rostov-on-Don: SFU publ., 2015. 158 p. (In Russian).
10. Narody Dagestana (The Peoples Of Dagestan). Moscow: Nauka, 2002. 588 p. (In Russian).
11. Panesh A. D. Mjuridizm i bor'ba adygov Severo-Zapadnogo Kavkaza za nezavisimost' (1829-1864 gg.) (Muridism and the fight of the Adyghe people in the Northwest Caucasus for independence (1829-1864). Majkop: OAO «Poligrafizdat «Adygeja», 2008. 128 p. (In Russian).
12. Severnyj Kavkaz v sostave Rossijskoj imperii (The North Caucasus in the Russian Empire). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2007. 460 p. (In Russian).
13. Severnyj Kavkaz s drevnih vremjon do nachala XX stoletija (istoriko-jetnograficheskie ocherki). (The North Caucasus from ancient times till the beginning of the twentieth century (historical-ethnographic essays). Pjatigorsk: PSLU publ., 2010. 318 p. (In Russian).
14. Skorik A. P., otec Andrej (Nemykin). Pravoslavie i islam: dialog kul'tur i jestafeta cennostej (Orthodoxy and Islam: a dialogue of cultures and a relay of values) // Pravoslavie v istoricheskih sud'bah Juga Rossii (Orthodoxy in the historical destinies of the South of Russia). Juzhnorossijskoe obozrenie. No 16. Rostov-on-Don: North-Caucasus Scientific Center of Higher School publ., 2003. P. 157-179. (In Russian).
УДК 94(73):284
E. В. Галкина
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА (30-е гг. XVII-XVIII вв.)
Статья посвящена особенностям протестантизма в Америке, начиная с заселения северо-восточных колоний переселенцами из Англии. Проведен анализ особенностей религиозной доктрины американского проте-стантизма и его различных деноминаций. В ней определены, как исключительно новые характеристики, приобретенные из опыта жизни колонистов в Новом Свете, так и привезенные из метрополии. Значи-
тельное место в статье занимает вопрос о первом евангелическом движении в Северной Америке «Великом Пробуждении» 1720-1760-х гг., связанном с религиозным обновлением в обществе и церкви.
Ключевые слова: протестантизм, доктрина, Северная Америка, Новый Свет, «Великое Пробуждение», церковь, государственная власть.
Е. V. Са1к1па
DISTINCTIVE FEATURES OF AMERICAN PROTESTANTISM (30s OF THE XVII-XVIII CENTURIES)
The article is devoted to the peculiarities of Protestantism in America since settlement of north-eastern colonies settlers from England. The analysis of characteristics typical of religious doctrine of American Protestantism and its various denominations is represented. It specifies both new features acquired from the experience of the life of the colonists in the New World and the ones brought
from the mother country. The study focuses on the «Great Awakening», the first evangelical movement in North America in 1720-1760 related to religious renewal in society and the church.
Key words: Protestantism, the doctrine, North America, the New World, «The Great Awakening», church, state power.
Актуальная и в прошлом, и в настоящее время концепция «американской исключительности» возникла из особенностей американской прозы XVII в. Поэтому, современными историками не случайно уделяется определенное внимание истокам этой «американской исклю-
чительности» (American uniqueness), которые лежат в основе американского протестантизма, отличавшегося от традиционного пуританизма.
Среди источников американских протестантов в отдельную группу мы относим сочинения пуритан, включающие в себя их речи, литера-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
турные сочинения, трактаты, поэзию, а также их журналы и памфлеты [10].
Еще одну значительную группу источников составляют проповеди. Особенность этих источников заключается в целенаправленности усилий их авторов собрать всю совокупность возможной информации о церковной службе новоанглийских конгрегаций. Проповеди помогали решать верующим насущные жизненные проблемы в сфере духа. Это подтверждает анализ проповедей знаменитых (в протестантском движении) квакеров Дж. Фокса (родоначальника квакерского движения), Дж. Вулмана, М. Фелл и др. [1; 6; 11].
Огромный сервер крупнейшей библиотеки Америки - Библиотеки Конгресса США постоянно пополняет коллекцию исторических текстов. В коллекции редких книг Библиотеки Конгресса широко представлены тексты редких рукописей, памфлетов, книг от 1774-1790 гг. до 1930-х гг. На этом же сервере можно познакомиться с различными выставками. Так, материалы о религии и основании американской государственности содержатся на сайте Библиотеки Конгресса США. В собрании «Американская память» имеются источниковые коллекции о Томасе Джефферсоне (собрания его писем, полная его биография), Бенджамине Франклине и многих других деятелях революционной эпохи.
Исключительно полезными для историков-американистов являются сайты крупнейших университетов Америки,которые ведут фундаментальные исследования в новых отраслях знаний. Это домашние страницы Гарвардского, Браунского Университетов, Канзасского университета и др.
Обратимся к истокам американского протестантизма. В сентябре 1620 г. группа пуритан-сепаратистов, одержимая религиозными гонениями на родине, отбыла в Америку на корабле «Мэйфлауэр» по договору с Плимутской компанией и в конце года высадилась на побережье нынешнего штата Массачусетс, где основала поселение Новый Плимут, который положил начало Новой Англии.
Протестантизм был религиозной основой переселенцев в Новый Свет в северо-восточные американские колонии, начиная с 1630-х гг. [5, с. 29-37].
При анализе религиозной жизни в новоанглийских колониях в XVII - начале XVIII вв. необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, в подавляющем большинстве протестантское население колоний. В начале XVIII в. среди 2,5 миллионов человек только 25 тысяч были католиками и 2 тысячи - иудея-
ми. Во-вторых, в середине XVIII в. в Северной Америке был определенный процент приезжих (формально верующих), не посещающих ни одну церковь. И таких колонистов было гораздо больше, чем в какой-либо европейской стране [12, р. 79].
Неудовлетворенность англиканской церковью, гонения со стороны британских властей объединяло всех пуритан, которые стремились к моральному совершенствованию в повседневной жизни, а также к стремлению упростить религиозные обряды и культы. На практике это выражалось в желании улучшить «качество» самих священников, ограничить авторитет и богатство епископата, применять самые строгие принципы своей морали к церкви, обществу, государству.
Важнейшим элементом мировоззренческой и жизненно-практической ориентации эмигранта в Америку стал принцип свободы выбора. Гонения, или, по крайней мере, притеснения, радикальных пуритан в Европе не заставили их долго колебаться в вопросе о переселении. Разочарованные в погрязшей в грехе Европе, они двинулись за океан строить свой чистый, истинно христианский, по их представлениям мир.
Американский протестантизм имел множество деноминаций: американские англикане, пресвитерианцы, конгрегационалисты, квакеры, баптисты, методисты и др.
Обратимся к квакерам, которые известны своими пацифистскими настроениями. Их проповедь была направлена на мирное сосуществование народов, неучастие в военных действиях, жизнь без насилия и пролития крови, без принуждения участвовать в войнах и вооруженной борьбе. Они категорически отказывались брать в руки оружие. Их пацифистская доктрина легла в основу миротворчества в эпоху нового и новейшего времени [3, с. 52-54].
Религиозные догмы квакеров отличались от других протестантских деноминаций особой насыщенностью образов из Библии, самим построением проповеди [1; 6; 11; 14].
Квакерство отвергало всякое внешнее выражение религиозности, церковные обряды, таинства (даже крещение) и институт священников. В молитвенных домах квакеров отсутствовали какие-либо религиозные символы, не допускались пение и музыка. Сущность религии квакеры видели в озарении Св. Духом, который нисходил на каждого верующего человека и направлял его к нравственному совершенству.
Появление первых квакеров на американской земле совпало с периодом Английской революции XVII в. Квакеры отделились от англиканства в 1689 г., и возникло их самоназва-
ние «Общество друзей», по библейскому выражению: «Вы мне друзья, если соблюдаете заповеди мои» [10, с. 303].
Джон Вулман - один из идейных лидеров квакеров писал: «Члены квакерского Общества называли друг друга Друзьями и писали это слово с большой буквы» [1, с. 316].
Кальвинистскую доктрину о предопределении и божественном спасении избранных квакеры всячески не принимали, утверждая, что И. Христос пожертвовал своей жизнью во имя спасения всех людей, и божественное озарение есть в каждом человеке.
За радикальные взгляды «Друзей» преследовали в метрополии, применяя достаточно жестокие наказания (например, отрезание пальцев, ушей, бичевание, заключение в тюрьмы) за их религиозную приверженность собственным толкованиям протестантских доктрин [4, с. 99-102].
Маргарет Фелл, верная последовательница идей Дж. Фокса, впоследствии ставшая его женой, составила в 1660 г. «Декларацию Божьих людей, именуемых квакерами», которую подписали, кроме нее, еще 13 «Друзей» (сам Дж. Фокс, Р. Хаберторн, С. Фишер, Дж. Стеббс и др.). В ней в частности говорилось: «Мы -люди, которые следуют принципам, ведущим к миру, любви и единству; мы желаем, чтобы и другие шли таким же путем, и мы отвергаем и свидетельствуем против всякой борьбы, войн и раздоров... Наше оружие не плотское, но духовное» [6, с. 45-46].
Оппозиционность квакеров в Англии заставила их отправиться искать лучшую долю в Новый Свет. Они были категорически против как государственной власти, так и англиканских порядков. Вследствие этого, на родине их жестоко преследовали как государственные власти, так и церковные [13, р. 51-53]. Позиции властей в американских новоанглийских колониях не так сильно опирались на церковь, как в метрополии, и квакерам в Новом Свете были предоставлены большие религиозные и политические свободы. Так ими заселялись Пенсильвания (названная в честь квакера У. Пенна), Нью-Джерси, Массачусетс, Род-Айленд, Виргиния, Нью-Йорк и др., где они образовали значительные общины [3, с. 55-56].
Множественные протестантские течения в Новом Свете (англиканство, квакерство, пресвитерианство, баптизм, методизм, конгрегационализм и т.д.), имея свой взгляд на религиозные догмы, все-таки пришли осознанно «к признанию человека как части мироздания, свободного от вмешательства каких бы то ни
было сверхъестественных сил, а также принципов рационализма с его идеей свободы человеческой воли. Поэтому не удивительно, что по своим религиозным убеждениям значительная часть американцев к середине XVIII в. была привержена так называемой «естественной религии» и «сверхъестественному рационализму», согласно которым, человеческий разум в состоянии определить основы «естественной религии», существование Бога, моральный долг и божественную систему поощрений и наказаний» [5, с. 103].
Постепенное усиление влияния протестантского рационализма к середине XVIII в. способствовало утверждению идей, в которых значительно смягчалась зависимость человека от воли абсолютного суверенного Бога, который, избирая людей для спасения исключительно по своему усмотрению, не принимал во внимание их устремления и заслуги.
История ранней Америки - это, прежде всего, адаптация традиционного социокультурного опыта поселенцев к условиям Нового Света. Религиозные представления, нормы и ценности иммигрантов способствовали их выживанию в новой среде. Различные протестантские течения действовали в обществе, в определенных условиях американской реальности XVII—XVI11 вв. Сама атмосфера в колониях вынуждала религию становиться более приемлемой для американцев, отвечать новым общественно-политическим и духовным запросам населения, формировать американское национальное сознание.
Представляется, что конфессиональная мо-заичность в Америке способствовала смятению религиозных конфликтов в обществе. Разные ветви протестантизма быстрее находили точки соприкосновения, так как у них были единые противники - мощная католическая церковь, а также государственная церковь Англии, против которых успешно можно было бороться только общими усилиями. Поскольку среди иммигрантов были представители из разных стран, то они не принимали все английское, в том числе и религию.
Еще одной отличительной особенностью американского протестантизма в Америке 1720-1760-х гг. является Первое «Великое Пробуждение». Это евангелическое движение, которое не имеет аналогий в других ветвях христианства [9, с. 51].
«Великое Пробуждение» развернулось в 2040-е гг. XVIII столетия сначала в Новой Англии, а во второй половине XVIII в. распространилось на запад и юг Америки. Оно, по мнению
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
отечественного историка А. А. Кисловой, было «реакцией на авторитарный режим пуританской олигархии Массачусетса и представляло собой массовое народное движение против английских порядков в колониях и борьбу за демократизацию социально-политических институтов» [7, с. 47-48]. Это придавало известную силу и религиозному «оживленческому» движению, которое развивалось в форме волны ривайве-лов (религиозных «обновлений») [8, с. 18].
Представляется, что «постепенно ривайве-лы начали принимать массовый характер, а проповедники, «специализировавшиеся» на их проведении, позже стали называть себя евангелистами. Центр идейной борьбы был перенесен из церквей на улицы, под открытое небо, на массовые собрания верующих. Внешне ри-вайвелы представляли собой собрание (позже своего рода митинги), где местный, а чаще приезжий проповедник произносил эмоциональную проповедь, призывая слушателей покаяться в совершенных грехах, очиститься от них и, переродившись, изменить свою жизнь, стать настоящими христианами» [2, с. 288-289].
Отметим, что ривайвелы в раннеамерикан-ском протестантизме отличались в желании проповедников активизировать религиозную жизнь у верующих, а не сводить её к формальным отправлениям культа, как это было зачастую на северо-востоке США в новоанглийских колониях.
«Великое Пробуждение» вовлекало в себя религиозных лидеров различных вероисповеданий (конечно, преимущественно протестантских, например, деятельность голландского проповедника Т. Фрелингюйзена в «срединных» колониях Америки - Нью-Джерси, Нью-Йорке, Пенсильвании, проповеди Дж. Эдвардса в Массачусетсе, огромное значение необходимо отдать основателям методизма братьям Уэсли в рамках ривайвелистского движения) и стремилось к ортодоксальности (фундаментализму).
Анализ показывает, что «религиозный фундаментализм включает эсхатологический подход к миру, вытекающий из буквалистского толкования Библии и базирующийся на принципе бескомпромиссного дуалистического разделения участников «драмы истории» на божественные силы добра, ассоциируемые с Америкой, и дья-
вольские силы зла, ассоциируемые со всеми теми, кто безоговорочно и на все 100 процентов не принимает Америку. Это был один из способов сказать «нет» секуляризации мира. Ривай-велизм вновь обострил проблему понимания библейских «чудес», доказывая, что их необходимо толковать не символически, а однозначно текстуально» [5, с. 135].
Таким образом, в Новом Свете сформировался свой особый тип протестантизма -американский, со многими специфическими особенностями. Американское общество характеризовалось одной из главных черт - религиозным плюрализмом. Американский протестантизм представляет комплекс множества церковных деноминаций с собственными догмами и организационными принципами. На новой земле протестантизм усвоил все уроки системы гибких компромиссов. Общие трудности сплачивали переселенцев и отодвигали на второй план религиозные и национальные противоречия. Англиканская церковь в колониях являлась достаточно слабой структурой. Хотя она и поддерживалась колониальными властями, тем не менее, даже к середине XVIII столетия у нее не было четкой системы управления, и соответственно, того влияния на население, как в метрополии. При сложившихся благоприятных обстоятельствах в Новом Свете были все условия для развития множественных протестантских течений: пресвитерианства, конгрегационализма, квакерства, методизма, баптизма и др.
В американских условиях протестантские деноминации модифицировались, исходя из более благоприятных религиозных, социально-экономических и политических условий жизни верующих. Стремление привлечь в свои ряды новых верующих не покидала протестантов и в Новом Свете, во многом в силу этого протестантизм стал доминирующей религией в США в рассматриваемый период времени. Добавим, что многочисленное разделение по конфессиям не ослабило протестантизм в целом, а лишь адаптировало его к культурно-этническому разнообразию на новой земле. Политический плюрализм в США дополнялся религиозным, что обогащало жизнь простых верующих, способствовало развитию демократических традиций в Новом Свете.
Источники и литература
1. Вулман Дж. Дневник: Ходатайство о бедных. / пер., вступ. ст. и коммент. Павловой Т. А. / под ред. Спасенко Н. М. М.: Наука, 1995. 335 с.
2. Галкина Е. В. «Великое Пробуждение» как первое евангелическое движение в Северной Америке // Европейский журнал социальных наук (European Social Science Journal). М.: Международный исследовательский институт, 2014. № 8. Т. 3. С. 285-291.
3. Галкина Е. В. Место и роль квакерства в формировании американского общества //Американский ежегодник, 2003. / отв. ред. Н. Н. Болховитинов. М.: Наука, 2005. С. 52-74.
4. Галкина Е. В. Основные тенденции развития протестантских течений в колониальной Америке //'Американский ежегодник, 2000. М.: Наука, 2002. С. 98-117.
5. Галкина Е. В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-е - 1760-е гг.): дисс... канд. ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2002. 278 с.
6. Говорит сам Джордж Фокс / ред. Хью Мак-Грегор Росс, пер. и вступ. статья Т. А. Павловой. М.: ИВИ РАН, 2000. 192 с.
7.Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900-1917 гг.). М.: Наука, 1969. 199 с.
8. Нитобург Э. Л. Церковь афроамериканцев в США. М.: Наука, 1995. 268 с.
9. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981. 256 с.
10. Хроника христианства. / пер. с нем. В. Годфрида. М.: TEPPA, 1999. 464 с.
11. Friend's Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.
12. Gruver R. B. An American History. 4th ed. N.Y.: Knoph, 1985. 933 p.
13. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin's Press, 1985. 184 p.
References
1. Vulman Dzh. Dnevnik: Hodatajstvo о bednyh (Diary: Application for the poor) I translated by Pavlova T. A. / ed. by Spasenko N. M. Moscow: Nauka, 1995. 335 p. (in Russian).
2. Galkina E. V. «Velikoe Probuzhdenie» kak pervoe evangelicheskoe dvizhenie v Severnoi Amerike («The Great Awakening» as the first evangelical movement in North America) // Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk (European Social Science Journal). Moscow: International Research Institute publ., 2014. No. 8. Vol. 3. P. 285-291. (In Russian).
3. Galkina E. V. Mesto i rol' kvakerstva v formirovanii amerikanskogo obshhestva (The place and role of Quakerism in the formation of American society is natural) // Amerikanskij ezhegodnik, 2003. (American Yearbook, 2003 / Institute of. World History, RAS) / ed. By Bolkhovitinov N.N. Moscow: Nauka, 2005. P. 52-74. (In Russian).
4. Galkina E. V. Osnovnye tendencii razvitija protestantskih techenij v kolonial'noj Amerike (The main trends in the development of Protestant movements in colonial America) // Amerikanskij ezhegodnik, 2000. (American Yearbook, 2000). Moscow: Nauka, 2002. P. 98-117. (In Russian).
5. Galkina E, V. Stanovlenie protestantizma v anglijskih kolonijah Severnoj Ameriki (1630-e - 1760-e gg.) (Formation of Protestantism in the English colonies of North America (1630's - 1760-s.): thesis: Stavropol: SSU publ., 2002. 29 p. (In Russian).
6. Govorit sam Dzhordzh Foks (He says himself, George Fox) / ed. by Hugh McGregor Ross / translated by T. A. Pavlova. Moscow: IWH RAS publ., 2000. 192 p. (In Russian).
7. Kislova A. A. Ideologiya i politika amerikanskoi baptistskoi tserkvi (1900-1917 gg.). (Ideology and politics of the American Baptist Church (1900-1917). Moscow: Nauka. 1969. 199 p. (In Russian).
8. Nitoburg E. L. Tserkov' afroamerikantsev v SShA. (Church of blacks in the United States). Moscow: Nauka, 1995. 268 p. (In Russian).
9. Furman D. E. Religiya i sotsial'nye konflikty v SShA. (Religion and social conflict in the United States). Moscow: Nauka, 1981. 256 p. (In Russian).
10. Hronika hristianstva (Chronicle Christianity) / translated by V. Godfrid. Moscow: TERRA, 1999. 464 p. (In Russian).
11. Friend's Library. Ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.
12. Gruver R. B. An American History. 4th / ed. by N.Y.: Knoph, 1985. 933 p.
13. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin's Press, 1985. 184 p.