Научная статья на тему 'Политические риски реализации власти в Российской Федерации: организационный аспект'

Политические риски реализации власти в Российской Федерации: организационный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политики / власть / решения / конфликты / риски / геополитика / международные отношения / politics / power / decisions / conflicts / risks / geopolitics / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панеш Каплан Мугдинович

В исследовании рассматриваются политические риски в условия реализации власти, а также возникновение негативных последствий. Определяются изменения в структуре государственной власти, что позволяет реализовать организационно-правовую трансформацию сложной системы отношений между носителями власти и обществом и делает возможным рассмотрение вопроса о факторах политического риска в противовес обобщающим универсальным суждениям. Властные полномочия осуществляются через конкретные решения людей, их авторитет и знания, решительность и твердость, умение подчинить других своей воле. При этом носители власти, не обладающие этими качествами, входят в зону политических рисков. Они естественным образом прекращают свою деятельность, теряют власть в процессе возникновения противоречий. Процесс накопления последних на стадии перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяет основы трансформационных рисков, с которыми сталкивается государственная власть в результате значимых общественных и культурных сдвигов. Автор делает выводы, что политические риски на современном этапе развития страны влияют на политическую обстановку, их минимизация является жизненно важным приоритетом в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Risks of Exercising Power in the Russian Federation: Organizational Aspect

The study examines political risks in the conditions of the exercise of power, as well as the emergence of negative consequences. Changes in the structure of state power are defined, which allows to realize the organizational and legal transformation of the complex system of relations between the bearers of power and society and makes it possible to consider the issue of political risk factors as opposed to generalizing universal judgments. Power is exercised through specific decisions of people, their authority and knowledge, determination and firmness, ability to subordinate others to their will. At the same time, the bearers of power who do not possess these qualities enter the zone of political risks. They naturally cease their activities, lose power in the process of contradictions. The process of accumulation of the latter at the stage of transition from one socio-economic formation to another determines the foundations of transformational risks faced by the state power as a result of significant social and cultural shifts. The author concludes that political risks at the present stage of Russia’s development affect the political situation, their minimization is a vital priority in ensuring the national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Политические риски реализации власти в Российской Федерации: организационный аспект»

Научная статья УДК 321.01

https://doi.org/10.24158/pep.2024.11.8

Политические риски реализации власти в Российской Федерации: организационный аспект

Каплан Мугдинович Панеш

Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В исследовании рассматриваются политические риски в условия реализации власти, а также возникновение негативных последствий. Определяются изменения в структуре государственной власти, что позволяет реализовать организационно-правовую трансформацию сложной системы отношений между носителями власти и обществом и делает возможным рассмотрение вопроса о факторах политического риска в противовес обобщающим универсальным суждениям. Властные полномочия осуществляются через конкретные решения людей, их авторитет и знания, решительность и твердость, умение подчинить других своей воле. При этом носители власти, не обладающие этими качествами, входят в зону политических рисков. Они естественным образом прекращают свою деятельность, теряют власть в процессе возникновения противоречий. Процесс накопления последних на стадии перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяет основы трансформационных рисков, с которыми сталкивается государственная власть в результате значимых общественных и культурных сдвигов. Автор делает выводы, что политические риски на современном этапе развития страны влияют на политическую обстановку, их минимизация является жизненно важным приоритетом в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: политики, власть, решения, конфликты, риски, геополитика, международные отношения

Финансирование: статья выполнена за счет средств АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского».

Для цитирования: Панеш К.М. Политические риски реализации власти в Российской Федерации: организационный аспект // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 11. С. 66-72. https://doi.org/10.24158/pep.2024.11.8.

Original article

Political Risks of Exercising Power in the Russian Federation: Organizational Aspect

Kaplan M. Panesh

Independent Researcher, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The study examines political risks in the conditions of the exercise of power, as well as the emergence of negative consequences. Changes in the structure of state power are defined, which allows to realize the organizational and legal transformation of the complex system of relations between the bearers of power and society and makes it possible to consider the issue of political risk factors as opposed to generalizing universal judgments. Power is exercised through specific decisions of people, their authority and knowledge, determination and firmness, ability to subordinate others to their will. At the same time, the bearers of power who do not possess these qualities enter the zone of political risks. They naturally cease their activities, lose power in the process of contradictions. The process of accumulation of the latter at the stage of transition from one socio-economic formation to another determines the foundations of transformational risks faced by the state power as a result of significant social and cultural shifts. The author concludes that political risks at the present stage of Russia's development affect the political situation, their minimization is a vital priority in ensuring the national security of the Russian Federation.

Keywords: politics, power, decisions, conflicts, risks, geopolitics, international relations

Funding: The article was carried out at the expense of the funds of the ANO VO "V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations".

For citation: Panesh, K.M. (2024) Political Risks of Exercising Power in the Russian Federation: Organizational Aspect. Society: Politics, Economics, Law. (11), 66-72. Available from: doi:10.24158/pep.2024.11.8 (In Russian).

Введение. Политические решения обязательно связаны с властью в любых формах ее проявления. Власть же выступает определяющей формой политических отношений. Именно через управление и определяемые им отношения реализуются политические решения, влияющие на

© Панеш К.М., 2024

жизнь общества, государства, класса, конкретной социальной группы. Политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. У ученых нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений. С одной стороны, власть, безусловно, представляет собой способ осуществления политики. Но с другой - когда происходит борьба за власть, весь процесс овладения ею (речь идет о мирных демократических выборах, законных основаниях назначения на должность) представляет собой последовательные этапы политических акций. В условиях трансформации власть в государственно-правовом понимании необходимо рассматривать как определенного субъекта (президента, парламента, судебных органов, правительства и т.д.), наделенного рядом полномочий по принятию политических решений, а также несущего ответственность за их последствия (Самофалов, 2023). При этом процесс наделения государственных органов или отдельных лиц властвующими полномочиями осуществляется в рамках политических отношений. В конечном счете именно политика формирует органы власти и управления, и они сами наделяются властными полномочиями. Руководители государственных органов через созданные аппараты управления, канцелярии, всю бюрократическую систему в дальнейшем совершенствуют политические отношения, чтобы укрепить свою власть, оградить ее от случайностей и рисков отдельных политиков, отстраненных от власти.

Степень научной разработанности проблемы политических рисков через трансформацию реальности позволяет определить нераскрытые проблемы в современных условиях, касающиеся новых форм взаимодействия власти и общества, в которых формируются целевые ориентиры акторов на фоне новых вызовов. Ситуация разрешения научной проблемы не поддается однозначной оценке в силу того, что имеет место ряд параллельно действующих и различающихся по вектору своего развития процессов и социальных механизмов, определяющих как активизацию отдельных социально-значимых прикладных исследований, так и обострение проблем формализации науки, приводящих к замещению реальных исследований «производством исчислимых результатов», оцениваемых в соответствии с современными наукометрическими показателями. Это порождает многообразный характер освещения ситуации в науке: от констатации тенденций развития отдельных направлений научной деятельности до признания кризиса. При этом, несмотря на значимые направления данного исследования на текущем этапе, можно определить научную проблему политических рисков реализации власти в Российской Федерации. Она раскрывается в работах А.В. Царева, В.В. Крупенкова, Т.К. Миненко, И.В. Киреевой, А.В. Петрова, С.Ю. Ивановой, Ю.Н. Полтавской (Царев и др., 2014; Киреева, 2021; Петров, 2015; Иванова, 2016; Полтавская, 2012).

Цель настоящего исследования - определить организационный аспект политических рисков в условиях реализации власти.

Задачами работы являются следующие:

- определить изменения в структуре государственной власти;

- раскрыть особенности трансформационных рисков, с которыми сталкивается государственная власть в результате значимых общественных и культурных сдвигов;

- внести предложения о механизмах социального управления, основанного на принципах общественной справедливости, в том числе в контексте политических рисков;

- обосновать связь между объектом политических рисков и единством социально-политической системы.

Новизна исследования состоит в определении политических рисков и их влияния на изменения в структуре государственной власти, что позволяет реализовать организационно-правовую трансформацию сложной системы отношений между носителями власти и обществом и делает возможным рассмотрение вопроса о факторах политического риска в противовес обобщающим универсальным суждениям.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет метод исторической аналогии, который позволяет перенести принимаемые в прошлом политические решения и возникшие при этом риски на сегодняшние тенденции развития. Используемая теория рационального выбора применяется для изучения политических рисков принимаемых решений, которые необходимо минимизировать.

Результаты исследования. Особенностью прогрессивного развития государства и общества являются временные циклы властных полномочий, приносящие обновление системе управления, при этом основная форма укрепления власти - это выработка цивилизованных, правовых механизмов ее получения и передачи. Но подобный механизм запускается политиками и работает благодаря политическим отношениям.

Власть точно так же, как и политика, представляет собой феномен не только государственно-правовых отношений. Она присутствует во всех сферах человеческих отношений в любой значимой для членов общества деятельности, при этом характеризуется правом и возможностью реа-лизовывать полномочия. В этом смысле данный феномен универсален по своей природе. Можно говорить о власти отца или матери в семье, власти общепризнанного лидера, при этом управленческий аспект ее многим отличается от юридического представления о нем. В реальности

повседневной жизни их нередко приходится рассматривать в неразрывном единстве. Например, авторитет в одном из своих значений - это форма осуществления власти. Авторитет власти и власть авторитета - понятия, характеризующие:

- зависимость власти от авторитета ее носителя;

- признание решающей роли авторитета в формировании подлинной власти.

Принято говорить об авторитете политическом, авторитете руководителя, наряду с авторитетом научным, моральным, религиозным и т.д. Власть в общем смысле означает возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей (в политически организованном обществе) посредством воли, авторитета, моральных и правовых предписаний, что ближе к понятию управления. Но вместе с тем она означает политическое господство, систему государственных органов (Власенко, 2021).

Сущность любой власти - это отношения подчинения, где воля предполагает способность к выбору форм и методов деятельности, принятию решения (акт выбора). Без твердой политической воли любая власть становится неустойчивой, легко уязвимой. Принято говорить о воле правящей партии, общественного движения, господствующего класса, выраженной в законах и иных властных актах, о государственной воле и воле его народа, о волеизъявлении как реальных проводниках власти.

Таким образом, понятия «власть», «воля», «авторитет» в одинаковой мере выполняют функцию научных категорий как в области управленческих, так и политических, а также правовых отношений. Принятие политических решений в любой области общественной жизни одновременно означает не что иное, как управление соответствующими социальными процессами через установленные правовые нормы, обеспечивающие признанный обязательным порядок, меру должного. Функционирование любого человеческого сообщества возможно в рамках нормативного установления. Процесс формирования социальных норм происходит непрерывно, являясь реакцией на запросы, интересы и потребности людей. Они исторически формировались при развитии цивилизаций в виде определенных правил поведения в семье, совместной добычи пищи, строительства жилья, других общественных работ (Власенко, 2021). Эти нормы-правила были естественны и необходимы в борьбе с природными стихиями, и поэтому они постепенно обретали характер обычаев и традиций.

Право постоянно является предметом широких дискуссий, споров, интересов разнообразного круга людей - управленцев, юристов, философов, социологов, врачей, педагогов, экологов и др. Оно представляет собой глобальный социальный феномен, компонент власти в практической деятельности. Поэтому естественным является довольно широкий спектр мнений относительно властно-управленческой роли права. Можно привести не один порядок его определений, и в каждом из них названные признаки не будут повторяться.

В то же время право нуждается в единообразном понимании, что обеспечит законность принимаемых политических решений. Это нечто усредненное между свободой и рамками, ограничивающими управление (Грачев, 2011). Право является как бы следствием признания органической связи свободы и необходимости, их примирения. Право и есть осознанная необходимость.

Что означает нормативное понимание права? Нормативность - отнюдь не сугубо правовое явление. Норма - это мера должного и возможного, условие существования чего-либо в различных ситуациях; то, чего должно быть ни больше, ни меньше. Все нормы как инструменты политических решений в управлении обществом являются обязательными для исполнения. Но если такие из них, как обычаи, традиции, правила нравственности, религиозные каноны, заповеди, предписания обязательны только для отдельных социальных групп, то право представляет собой единственную систему норм, действие которой распространяется на всех членов общества (Терехов, 2021).

Право регулирует решения людей, их поведение, но оно бессильно перед образом их мыслей, не может предписать определенную идеологию, систему духовных ценностей, веру. В этом его отличие от политики и идеологии. Право не более чем фикция, абстракция, если отсутствует механизм его действия. Осуществление права и свободы, провозглашенных в Конституции РФ1, лишь тогда реальны, когда они обеспечены механизмом их реализации. Любой закон (всякая норма) представляет собой меру должного и возможного и в этом смысле характеризуется как идеальная (абстрактная) модель принятия политического решения, всех субъектов управления. Процесс перехода от идеального, возможного, должного к действительному осуществляется через нормы права. Политические решения, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, необходимо рассматривать через норму права ст. 71 Конституции РФ2, а

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями на 04.10.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 22.10.2024).

2 Там же.

типологию политических рисков - провести в соответствии со сферами деятельности, закрепленной в этой норме, при этом уйти от классической типологизации политических рисков по критерию локализации источника.

Между тем управленческие решения осуществляются через конкретных людей, их авторитет и знания, решительность и твердость, умение подчинить других своей воле, несущие политические риски, как следствие, определяющие возможность возникновения негативных последствий. Должностные лица, принимающие политические решения, провоцирующие возникновение рисков, не соответствующие этим требованиям, обязаны нести правовую ответственность и освобождаться от должности. Назначение руководителей должно происходить не по преданности, а по компетенциям, при этом сильные личности - твердые и настойчивые - должны быть в приоритете. Они и формируют подлинные отношения власти и управления. Но если политика не переходит в фазу конкретного управления, практических решений, носитель ее естественным образом создает политические риски и прекращает свою деятельность, теряет власть (Булавина, Новосельский, 2023).

В настоящее время можно провести прямую аналогию назначения политических деятелей, принимающих решения, где круг обязанностей связан с выполнением прямых и непосредственных поручений президента. Должность определяет стратегический уровень принимаемых политических решений, при этом руководитель находится в тени авторитетного политического лидера. С уходом с политической арены тех или иных акторов вместе с ними перестают работать связанные с их деятельностью организационные структуры управления и должностные лица, а принятые решения теряют актуальность. Это позволяет нам предположить, что последние носят идеалистический и субъективный характер, при этом не личности формируют общество, а общество формирует личность и делает из него авторитета (Баграмян, 2023; Шах, 2023). В этом контексте необходимо ориентироваться на политические элиты, которые определяют личности и формируют общественное сознание, влияющее на оценку принимаемых политических решений, несущих риски (Новосельский и др., 2023). Эти рассуждения ведут нас к ряду выводов:

- властные полномочия позволяют должностным лицам принимать политические решения, которые в соответствии с теорией выбора несут риски, при этом негативные последствия определяются показателями по критериям в сфере деятельности;

- создание структур управления для принятия политического решения вызвано соображениями минимизировать риски.

Огромная власть, сосредоточенная в руках субъекта управления, определяет ее распределение не только по сферам государственной деятельности (производство, экология, культура и пр.), но и в отдельных случаях, исходя из близости, например, к президенту тех или иных политиков, путем подбора для них подобающей должности в структурах управления. Если же готовой должности нет, то она создается волевым решением с набором необходимых функций. Так, в начале 1990-х гг. с введением в России поста президента шел интенсивный поиск энергичных сильных людей, способных возглавить управление страной. Одним из них был признан близкий к тогдашнему Председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину политик Г.Э. Бурбулис. Для него была специально создана должность Государственного секретаря.

Между тем отношение к власти, создание управленческих структур и должностей во многом зависит от представлений о будущем общества, его государственном устройстве, основанном на культурном и образованном населении, позволяющем обществу и государству развиваться, конкурируя с другими цивилизациями и странами. В период политической нестабильности укрепление власти происходит путем назначения на должности конкретных политиков. Это имеет решающее значение, в том числе для обороны, безопасности и экономики страны (Васи-левич, 2023; Мартынова, 2020). В последующем с возрождением экономики, улучшением всей социальной инфраструктуры общественная жизнь все больше и больше будет реализовываться во власти и политике, сосредоточиваясь на решении управленческих и технологических проблем.

Осуществление политической и экономической деятельности в условиях проведения специальной военной операции и санкционного давления Запада - это, по существу, совершенствование политических отношений в целях выработки и реализации новых форм и методов социального и государственного управления. Поскольку политические решения принимаются в рамках соответствующих отношений, принято говорить об экономической, социальной, экологической, национальной, военной, правовой (юридической), кадровой политике и т. п. Принятые решения действуют в специфической области социальной жизни, связанной с функционированием государственно-правовой надстройки. Она предполагает определение видов воздействия на соответствующие виды общественных отношений, планирование законодательной деятельности, выработку основных направлений правового воспитания населения, определение задач и методов деятельности государственных учреждений, разработку оптимальных систем организации деятельности государственных органов и т. д.

Выводы. Актуальность и значимость определения политических рисков в сфере деятельности Российской Федерации зависит от того, насколько полно и всесторонне учтены объективные условия (они же - объективные ограничения), влияющие на состояние принимаемых решений, правильное или ошибочное - будет определяться возможными рисками (Болгов, 2020). И здесь решающее значение имеет компетентность субъекта управления, его кругозор, масштабность мышления, воля и авторитет. Именно эти качества руководителя позволяют с меньшими издержками обнаружить наиболее острые проблемы и принимать решения независимо от того, является ли он руководителем федерального или регионального уровня. Между тем традиционно принимаемые решения и соответствующие отношения управления предопределяются местом субъекта в иерархической структуре управления. И сегодня не персонифицированный авторитет, не знания и воля как таковые, не право, а власть вышестоящего субъекта управления устанавливает уровень компетентности, способность принимать политические решения и определять взаимоотношения в сфере управления (Юткина, 2015).

Одно из негативных последствий обострения политических рисков привело к распаду Советского Союза, при этом кризис марксистско-ленинской идеологии объясняется наличием в ней догматических положений, ложных стереотипов, использовавшихся при принятии политических решений. Если эти риски не учитываются, то должен быть создан механизм, предотвращающий наступление негативных последствий. Привлекательность идеологии для людей имела существенное влияние, поскольку основу ее составляли идеи выражения интересов большинства человечества в социальной справедливости. Однако наряду с марксизмом имеют право на существование и другие политические, правовые, философские, религиозные, этические учения и школы. Множественность идеологий приводит к разнообразию объектов политических рисков. Общество, таким образом, освобождается от монополизма одной идеологии, от ее диктата как единственной, а потому всегда правящей.

Заключение. Таким образом, в настоящее время политическая власть продолжает оказывать существенное влияние на принятие решений без оценки политических рисков. Их минимизация является жизненно важным приоритетом в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Политические решения, требующие устранения негативных факторов деятельности во внутренней и внешней политике на современном этапе развития, помогут стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз, обеспечив тем самым развитие государства и общества. Теория рационального выбора позволяет нам минимизировать политические риски принимаемых решений. Четко выстроенная система власти и консолидация общества способствуют построению и развитию парадигмы обеспечения национальной безопасности. Решение проблем экономических кризисов, радикализации религиозных объединений, расслоения общества на классы, отчуждения его от процесса принятия политических решений будет способствовать консолидации общества в борьбе с коллективным Западом, поможет найти общие точки соприкосновения в развитии мира и стабильности.

В настоящее время в Российской Федерации сложились условия для эффективного управления политическими рисками, что непосредственно связано с носителями власти - политической элитой, которая сформировалась на переломе эпох, и формой системных связей, определяемых на уровне действующих институтов власти. С учетом современных вызовов, обусловленных внешнеполитическим и экономическим давлением на власть через общество, в силу социально-экономических трудностей процесс принятия решений требует обоснованного научно-прогностического сценария для минимизации негативных последствий.

Проведенное исследование дает реальную картину мира, при этом политические риски реализации власти в Российской Федерации определяются минимальными негативными последствиям принятых решений. Наиболее важным направлением деятельности является сохранение социального единства общества на основе обеспечения высокого качества жизни населения России, укрепления и приумножения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей.

Список источников:

Баграмян А.Ю. Специфика принятия управленческих решений в государственном управлении // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Брянск, 2023. С. 203-208.

Болгов Н.В. Приоритеты развития государственной политики в сфере деятельности войск национальной гвардии // Стратегическая стабильность. 2020. № 2 (91). С. 25-29.

Булавина М.А., Новосельский С.О. Перспективы военной безопасности России в существующей геополитической конъюнктуре // Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 105-112.

Василевич Г.А. Органы представительной и исполнительной власти как субъекты конституционного контроля // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2023. Т. 68, № 3. С. 248-254. https://doi.org/10.29235/2524-2369-2023-68-3-248-254.

Власенко Н.А. Отклоняющееся государство: учение Аристотеля и постсоветская реальность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 25, № 3. С. 479-505. https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021 -25-3-479-505.

Грачев М.Н. Власть как форма социальной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2011. № 1. С. 106-113.

Иванова С.Ю. Межэтническая интеграция в поликультурном социуме // Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 99-102.

Киреева И.В. Структура механизма укрепления доверия власти: теоретико-методологический анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 3 (284). С. 72-77. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-3-284-72-77.

Мартынова Е.В. Влияние общественного мнения на принятие политических решений с помощью социальных сетей // Государство, общество, бизнес в условиях цифровизации. Саратов, 2020. С. 126-128.

Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 3 (91). С. 1001-1013. https://doi.Org/10.35775/PSI.2023.91.3.011. Петров А.В. Межэтнические конфликты и толерантность // Евразийский союз ученых. 2015. № 2-3 (11). С. 97-98. Полтавская Ю.Н. Радикализм и экстремизм в современной России: политические смыслы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, № 2. С. 104-107.

Самофалов С.П. Власть права и власть конституции в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации: 30 лет со дня принятия. Пермь, 2023. С. 104-106.

Терехов Е.М. Интерпретационные нормы: понятие и правовая природа // Правовая парадигма. 2021. Т. 20, № 1. С. 73-78. https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2021.1.11.

Царев А.В., Крупенков В.В., Миненко Т.К. Проблема доверия к власти в России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 4. С. 118-121.

Шах М.Ю. Проблема принятия политических решений в условиях ресурсных ограничений // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. М., 2023. С. 773-779.

Юткина С.М. О сущности государственного принуждения // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1 (68). С. 130-133.

References:

Bagramyan, A. Y. (2023) The Specifics of Managerial Decision-Making in Public Administration. In: Aktual'nye problemy sovremennoi nauki: vzglyad molodykh uchenykh. Bryansk, рр. 203-208. (In Russian)

Bolgov, N. (2020) Priorities for the Development of State Policy in the Field of Activity of the National Guard Forces. Strate-gicheskaya stabil'nost'. (2 (91)), 25-29. (In Russian)

Bulavina, M. A. & Novosel'skii, S. O. (2023) Perspektivy voennoi bezopasnosti Rossii v sushchestvuyushchei geopolitich-eskoi kon"yunkture [Prospects for Russia's military security in the current geopolitical conjuncture]. In: Mezhgosudarstvennoe protivoborstvo v usloviyakh globalizatsii i ego vliyanie na upravlenie natsional'noi oboronoi Rossiiskoi Federatsii. Moscow, рр. 105-112. (In Russian)

Grachev, M. N. (2011) Power as a Form of Social Communication. RUDN Journal of Political Science. (1), 106-113. (In Russian) Ivanova, S. Yu. (2016) Mezhetnicheskaya integratsiya v polikul'turnom sotsiume [Interethnic integration in a multicultural society]. Nauka i obrazovanie segodnya. (9 (10)), 99-102. (In Russian)

Kireeva, I. V. (2021) The Structure of the Mechanism for Strengthening the Trust of the Authorities: Theoretical and Methodological Analysis. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurispru-dentsiya, politologiya, kul'turologiya. (3 (284)), 72-77. Available from: doi:10.53598/2410-3691-2021-3-284-72-77. (In Russian)

Martynova, E. V. (2020) Vliyanie obshchestvennogo mneniya na prinyatie politicheskikh reshenii s pomoshch'yu sotsial'nykh setei [The influence of public opinion on political decision-making through social networks]. In: Gosudarstvo, obshchestvo, biznes v usloviyakh tsifrovizatsii. Saratov, рр. 126-128. (In Russian)

Novoselsky, S. O., Moiseeva, O. A. & Filippova, O. A. (2023) Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Voprosy Politologii. 13 (3 (91)), 1001-1013. Available from: doi:10.35775/PSI.2023.91.3.011. (In Russian) Petrov, A. V. (2015) Ethnic Conflicts and Tolerance. Evraziiskii soyuz uchenykh. (2-3 (11)), 97-98. (In Russian) Poltavskaya, Yu. N. (2012) Radikalizm i ekstremizm v sovremennoi Rossii: politicheskie smysly [Radicalism and extremism in modern Russia: political meanings]. Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology. 12 (2), 104-107. (In Russian)

Samofalov, S. P. (2023) Vlast' prava i vlast' konstitutsii v Rossiiskoi Federatsii [The power of law and the power of the Constitution in the Russian Federation]. In: Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: 30 let so dnya prinyatiya. Perm, рр. 104-106. (In Russian)

Shah, M. Y. (2023) The Problem of Political Decision-Making under Resource Constraints. In: Granikul'tury: aktual'nye problemy istorii i sovremennosti. Moscow, рр. 773-779. (In Russian)

Terekhov, E. M. (2021) Interpretative Norms: the Concept and Legal Nature. Legal Concept. 20 (1), 73-79. Available from: doi:10.15688/lc.jvolsu.2021.1.11. (In Russian)

Tsarev, A. V., Krupenkov, V. V. & Minenko, T. K. (2014) Problem of Trust to Power in Russia. Ekonomika, statistika iinformatika. Vestnik UMO. (4), 118-121. (In Russian)

Vasilevich, G. A. (2023) Bodies of Representative and Executive Power as Subjects of Constitutional Control. Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus. Humanitarian Series. 68 (3), 248-254. Available from: doi:10.29235/2524-2369-2023-68-3-248-254. (In Russian)

Vlasenko, N. A. (2021) The Declining State: Aristotle Teachings and Post-Soviet Reality. RUDN Journal of Law. 25 (3), 479505. Available from: doi:10.22363/2313-2337-2021-25-3-479-505. (In Russian)

Yutkina, S. M. (2015) On the Essence of State Coercion. Yurist"-Pravoved". (1 (68)), 130-133. (In Russian)

Информация об авторе К.М. Панеш - независимый исследователь, кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197711

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author K.M. Panesh - Independent Researcher, PhD in Economics, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197711

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.09.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.10.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 19.11.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.