Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / культура / экономика / развитие / политические риски / диалектическая парадигма / state / culture / principle of division of power / development / dialectical paradigm

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — К М. Панеш

Предметом рассмотрения в настоящей статье являются решения органов государственной власти, принимаемые руководством страны в условиях политических рисков. В настоящее время очевидно прослеживается взаимосвязь внутренней и внешней политики, понимание общей картины мира в общественном сознании граждан страны. Выявляется противоречие между сложившейся системой политико-правового развития государства и экономической формой государственного устройства, а также влияние общественных институтов на формирование политических рисков при реализации принимаемых решений органами государственной власти. Законы развития в диалектической парадигме мироустройства определяются целями, экономическими потенциалами, технологическим развитием в реализации намеченных планов, а также отношением мирового сообщества. Принципы принятия политических решений должны основываться на законах диалектики — законах развития, которые не противоречат естественному ходу развития мировых процессов и способствуют развитию государственных институтов власти. По результатам анализа выявлены риски организационного и правового регулирования, требующие на государственном уровне устранения негативных факторов, влияющих на их возникновение. Вносятся предложения о совершенствовании системы взаимодействия ветвей власти на современном этапе развития России, ее правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала. Реальную угрозу для государства может представлять совокупность условий и факторов, которые порождают противоречия в обществе, осознающем социальную несправедливость в распределении материальных благ и социальной перспективы для граждан, участвующих в создании этих благ. Целесообразно проводить анализ принимаемых решений органами государственной власти с учетом негативных последствий политических рисков, строящихся на принципах развития политических систем. Политические риски оказывают существенное влияние на стратегию обеспечения безопасности, а также на развитие экономики, что обусловливает необходимость наличия нескольких вариантов развития планируемых мероприятий. Принятие и реализация политического решения — основные системообразующие категории достижения политических целей, в условиях риска должны иметь альтернативные варианты эффективности достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DECISION-MAKING BY AUTHORITIES OF MODERN RUSSIA IN CONDITIONS OF POLITICAL RISKS

The subject of consideration in this article is decisions of state authorities taken by the country’s leadership in the conditions of political risks. At present, the relationship between domestic and foreign policies, understanding of the general picture of the world in the public consciousness of citizens of the country is clearly traced. The contradiction between the existing system of political and legal development of the state and the economic form of government is revealed, as well as the influence of public institutions on the formation of political risks in the implementation of decisions taken by state authorities. The laws of development in the dialectical paradigm of the world order are determined by the goals, economic potentials, technological development in the implementation of the planned activities, as well as the attitude of the world community. The principles of making a political decision should be based on the laws of dialectics — the laws of development that do not contradict the natural course of development of world processes and contribute to the development of state institutions of power. Based on the results of the analysis, the risks of organizational and legal regulation were identified, requiring the elimination of negative factors influencing their occurrence at the state level. Proposals are made to improve the system of interaction between the branches of government at the present stage of Russia’s development, its legal support, and the use of the existing potential. A real threat to the state may be a combination of conditions and factors that generate contradictions in a society that is aware of social injustice in the distribution of material goods and the social prospects for citizens participating in the creation of these goods. It is advisable to analyze decisions made by government bodies taking into account the negative consequences of political risks based on the principles of development of political systems. Political risks have a significant impact on the strategy of ensuring security, as well as on the development of the economy, which necessitates the presence of several options for the development of planned activities. The adoption and implementation of a political decision are the main system-forming categories for achieving political goals; in conditions of risk, they must have alternative options for the effectiveness of achieving the set goals

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ»

УДК 323 УДК

К.М. Панеш

кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

K.M. Panesh

PhD in Economic Sciences, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

E-mail: [email protected]

SOME ASPECTS OF DECISION-MAKING BY AUTHORITIES OF MODERN RUSSIA IN CONDITIONS OF POLITICAL RISKS

Аннотация. Предметом рассмотрения в настоящей статье являются решения органов государственной власти, принимаемые руководством страны в условиях политических рисков. В настоящее время очевидно прослеживается взаимосвязь внутренней и внешней политики, понимание общей картины мира в общественном сознании граждан страны. Выявляется противоречие между сложившейся системой политико-правового развития государства и экономической формой государственного устройства, а также влияние общественных институтов на формирование политических рисков при реализации принимаемых решений органами государственной власти. Законы развития в диалектической парадигме мироустройства определяются целями, экономическими потенциалами, технологическим развитием в реализации намеченных планов, а также отношением мирового сообщества. Принципы принятия политических решений должны основываться на законах диалектики — законах развития, которые не противоречат естественному ходу развития мировых процессов и способствуют развитию государственных институтов власти. По результатам анализа выявлены риски организационного и правового регулирования, требующие на государственном уровне устранения негативных факторов, влияющих на их возникновение. Вносятся предложения о совершенствовании системы взаимодействия ветвей власти на современном этапе развития России, ее правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала. Реальную угрозу для государства может представлять совокупность условий и факторов, которые порождают противоречия в обществе, осознающем социальную несправедливость в распределении материальных благ и социальной перспективы для граждан, участвующих в создании этих благ. Целесообразно проводить анализ принимаемых решений органами государственной власти с учетом негативных последствий политических рисков, строящихся на принципах развития политических систем. Политические риски оказывают существенное влияние на стратегию обеспечения безопасности, а также на развитие экономики, что обусловливает необходимость наличия нескольких вариантов развития планируемых мероприятий. Принятие и реализация политического решения — основные системообразующие категории достижения политических целей, в условиях риска должны иметь альтернативные варианты эффективности достижения поставленных целей.

Ключевые слова: государство, культура, экономика, развитие, политические риски, диалектическая парадигма.

Abstract. The subject of consideration in this article is decisions of state authorities taken by the country's leadership in the conditions of political risks. At present, the relationship between domestic and foreign policies, understanding of the general picture of the world in the public consciousness of citizens of the country is clearly traced. The contradiction between the existing system of political and legal development of the state and the economic form of government is revealed, as well as the influence of public institutions on the formation of political risks in the implementation of decisions taken by state authorities. The laws of development in the dialectical paradigm of the world order

are determined by the goals, economic potentials, technological development in the implementation of the planned activities, as well as the attitude of the world community. The principles of making a political decision should be based on the laws of dialectics — the laws of development that do not contradict the natural course of development of world processes and contribute to the development of state institutions of power. Based on the results of the analysis, the risks of organizational and legal regulation were identified, requiring the elimination of negative factors influencing their occurrence at the state level. Proposals are made to improve the system of interaction between the branches of government at the present stage of Russia's development, its legal support, and the use of the existing potential. A real threat to the state may be a combination of conditions and factors that generate contradictions in a society that is aware of social injustice in the distribution of material goods and the social prospects for citizens participating in the creation of these goods. It is advisable to analyze decisions made by government bodies taking into account the negative consequences of political risks based on the principles of development of political systems. Political risks have a significant impact on the strategy of ensuring security, as well as on the development of the economy, which necessitates the presence of several options for the development of planned activities. The adoption and implementation of a political decision are the main system-forming categories for achieving political goals; in conditions of risk, they must have alternative options for the effectiveness of achieving the set goals.

Key words: state, culture, principle of division of power, development, dialectical paradigm.

В современной политической мысли сформировалось четкое представление о процессе принятия политического решения, основанного на эмпирическом подходе к разрешению возникающих проблем. Между тем, политологическая школа опирается на научное прогнозирование последствий принимаемых политических решений при минимизации рисков, в том числе принятием заградительных барьеров реализации политических решений в условиях неопределенности для стабильного функционирования политических систем [1-3]. Данные принципы опираются на глубокие теоретические исследования в области государственного управления и социального устройства при принятии политических решений [8; 9]. Основой использования политических технологий для формирования общественного мнения является поддержка населением выбранного курса страны, политико-правового развития государства и экономической формы государственного устройства [7; 10]. При этом влияние общественных институтов на формирование политических рисков при реализации принимаемых решений носит абстрактный характер [4-6].

Подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) вторглись в Курскую область 6 августа 2024 года, поощрение террористических действий, в частности в Курской области, свидетельствует о прямом

вовлечении западных союзников киевского режима. Неспособность Запада достичь поставленных целей военными методами, реализуемыми в рамках вооруженного противостояния с Украиной, обусловливает проведение подрывной деятельности в сфере социального и экономического благополучия России. Под действием пропаганды происходит формирование западных ценностей в цивилизационном развитии нашего государства, ее воздействие на российское общество и на его систему ценностей, на мировоззрение и основы православной цивилизации способствует созданию маргинальных норм поведения. Россия реагирует на данные вызовы и противодействует распространению деструктивных общественных норм поведения и ценностных ориентиров.

В настоящее время западными полит-технологами реализуются задачи по геополитическому противоборству с целью воздействия на суверенитет и территориальную целостность России. В результате проводимой политики коллективного Запада осуществляются мероприятия по дестабилизации внутриполитической обстановки, усиливается давление США на мировое сообщество с целью демониза-ции России и ее экономической изоляции.

Внешнеэкономические условия для России, помимо не самой благоприятной ситуации на значительной части сырье-

вых рынков, кроме рынка золота, где прибыли компаний в 2024 году существенно выросли, ухудшались в связи с действием санкций. Один из главных санкционных акцентов был связан с сырьевым сектором и созданием дополнительных проблем для его работы на внешних рынках. Новые санкционные ограничения со стороны США затронули российскую энергетическую отрасль, горнодобывающий сектор (угольные и металлургические компании) и нацелены на осложнение работы на внешних рынках угольных компаний, которые и без того испытывают трудности на китайском рынке, ставшем для них основным.

Основная часть нового санкционного пакета является очередным недружественным шагом по отношению к Китаю — потребителю российских энергоресурсов. В результате такого давления Китай все чаще отказывается от прямых транзакций с Россией, а транзакции через третьи страны становятся ненадежными. Под запрет международных транзакций попала и российская компания «Центр финансовых технологий — ЦФТ». В августе 2024 года банки ОАЭ начали блокировать платежи российских компаний за китайскую электронику. Также Минфин США предупредил о введении санкций против иностранных банков, которые, следуя новому законодательству России, откроют в России свои филиалы.

Замедление роста инфляции происходит на основе скоординированной политики Правительства и Центробанка России, направленной на стабилизацию экономики, однако цены продолжают расти. Согласно данным Росстата, с начала августа 2024 года рост цен составил 0,12%, с начала 2024 года — 5,19% (в 2023 году рост инфляции в августе составил 0,28%, с начала года — 3,7%)1. Годовая инфляция замедлилась до 9,01% после 9,04%, но остается достаточно высокой.

Данные обстоятельства могут вести к росту социальной напряженности в российском обществе. Согласно исследованию

ФОМ (опросы проводились 16-18 августа 2024 г.), количество тех, у кого преобладает спокойное настроение, сравнялось с количеством тех, у кого преобладает тревожное настроение (45%), что произошло впервые за 2024 год2. В целом состояние общественного мнения выглядит заметно хуже и в сравнении с 2023 годом, когда общество постепенно адаптировалось к обстоятельствам, вызванными событиями 2022 года.

Запад атакой на Курскую область пытался отвлечь Россию от наступления на Донбассе, но у него ничего не получилось, заявил на пленарной сессии Восточного экономического форума Президент России В.В. Путин. Был опубликован список поручений президента РФ В.В. Путина по итогам проведенного 22 августа 2024 года совещания о ситуации в приграничных районах России, которые призваны решить проблемы, возникшие после вторжения ВСУ в Курскую область. Правительству России вместе с исполнительными органами Курской, Брянской и Белгородской областей было поручено:

— обеспечить финансирование за счет средств федерального бюджета подразделений территориальной обороны регионов;

— обеспечить предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов регионам на компенсацию ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям в ходе проведения контртеррористической операции и деятельности ВСУ;

— рассмотреть вопрос о дополнительной потребности в специальном транспорте и при необходимости организовать его поставку;

— выработать механизмы, предусматривающие очное обучение детей, эвакуированных с пострадавших территорий, в образовательных организациях других субъектов РФ;

— обеспечить беззаявительный характер оказания единовременной

1 Об оценке индекса потребительских цен // Росстат. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/133_28-08-2024.html (дата обращения: 04.09.2024).

2 Тревожная масса // ФОМ. — URL: https://fom.ru/Nastroeniya/10171?ysclid=m0wrh3yg 4m347092328 (дата обращения: 04.09.2024).

материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно поручениям Президента России, правительство и исполнительные органы Курской, Брянской и Белгородской областей должны будут рассмотреть вопросы:

— касающиеся порядка использования государственных жилищных сертификатов на территориях этих регионов и строительства на их территории нового жилья взамен полностью утраченного с сохранением ранее оформленного права собственности на земельные участки;

— обеспечения зачисления на обучение за счет средств бюджета с предоставлением права проживания в общежитиях без взимания платы на период эвакуации для эвакуированных граждан, ранее проходивших обучение на территориях приграничных регионов;

— оказания поддержки в подготовке к отопительному сезону;

— обеспечения содействия в трудоустройстве эвакуированных граждан и др.

Кроме того, Правительству России поручено установить особенности реализации национальных проектов и государственных программ России на территориях проведения контртеррористической операции. Поддержка Курской области неизбежно стала приоритетным вопросом и для органов исполнительной власти, которые, в частности, выделили очередной транш в размере 15,5 млрд рублей на помощь региону и его жителям, оказавшимся в критическом положении3.

Также политические риски возникают в борьбе с терроризмом в учреждениях российской пенитенциарной системы. Первое происшествие случилось летом в СИЗО Ростовской области, второе произошло в исправительной колонии № 19 УФСИН России по Волгоградской области в городе Суровикино. Заключенные взяли в заложники нескольких сотрудников учреждения, некоторые из которых затем погибли,

захватчики заявляли о своей принадлежности к «Исламскому государству» (запрещенная в России террористическая организация). Рост проявлений экстремизма в местах заключения может стать негативной тенденцией на ближайшую перспективу. Подобные происшествия указывают на существующие серьезные проблемы в российской уголовно-исполнительной системе, которые позволяют таким событиям происходить: в частности, это коррупция, а также низкий уровень дисциплины и системы безопасности, дефицит кадров.

Таким образом, в современных условиях традиционная интерпретация принятия политического решения как способа преодоления неопределенности требует корректировки и комплексного рассмотрения разрешаемой проблемы. В настоящее время становится очевидной взаимосвязь внутренней и внешней политики, а также процессов, происходящих в общественном сознании. Целесообразно проводить анализ принимаемых решений органами государственной власти с учетом негативных последствий политических рисков, которые оказывают существенное влияние на стратегию обеспечения безопасности, а также на развитие экономики, что обусловливает необходимость наличия нескольких вариантов развития планируемых мероприятий. Принятие и реализация политического решения — основные системообразующие категории достижения политических целей, в условиях риска должны иметь альтернативные варианты эффективного достижения поставленных целей. Принципы принятия политического решения должны основываться на законах диалектики — законах развития, которые не противоречат естественному ходу развития мировых процессов и способствуют развитию государственных институтов власти. При этом целенаправленное воздействие на объекты управления может рассматриваться как политическая деятельность, направленная на успешное достижение целей с минимизацией политических рисков в принятии и реализации решений.

3 Кабмин выделил дополнительно 15,5 млрд рублей на помощь жителям Курской области // URL: https://chr.mk.ru/social/2024/08/29/kabmin-vydelil-dopolnitelno-155-mlrd-rubley-na-pomoshh-zhitelyam-kurskoy-oblasti.html?ysclid=m0wsj8mo8w932382971 (дата обращения: 08.09.2024).

Список литературы

1. Бичехвост А.Ф. Политическая мысль Античности (ч. 1) // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. — № 4. — С. 70-77.

2. Гаськов Д.В. Разделение властей и институты власти // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11-3 (65). — С. 60-62.

3. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2010. — № 11. — С. 116-120.

4. Дондоков Ц.С., Кужиков ДА. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. — 2014. — № 7. — С.148-154.

5. Осетров СА. Разделение власти: испытание временем // Вестник СамГУ. — 2014. — № 11-1 (122). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razdelenie-vlasti-ispytanie-vremenem (дата обращения: 24.06.2024).

6. Павлов К.В. Переосмысляя греков: к вопросу об анализе античной государственности в политической теории Никколо Макиавелли // Studia Humanitatis. — 2023. — № 3. — С. 10.

7. Плотников В.В., Плотников В.В. Диалектическая взаимосвязь феноменов естественного и позитивного права // Общество и право. — 2022. — № 3 (81). — С. 63-67.

8. Пляшник АА. Принятие государственных решений в условиях политических конфликтов // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 8 (109). — С. 235-237.

9. Симоненко ЮД, Вершицкая Е.Р. Принятие государственных управленческих решений в условиях политических и экономических санкций // Актуальные проблемы учета, контроля и государственного управления в системе обеспечения устойчивого развития экономики. Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Министерство науки и высшего образования РФ; ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»; Институт экономики и управления, Кафедра учёта, анализа и аудита, Кафедра государственного и муниципального управления. — 2021. — С. 548-550.

10. Тхабисимова ЛА. Оптимизация системы государственной власти: принцип разделения властей // Юристъ-Правоведъ. — 2007. — № 1 (20). — С. 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.