Научная статья УДК 321
https://doi.Org/10.24158/pep.2024.12.6
Политический риск: опыт операционализации понятия Каплан Мугдинович Панеш
Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Риск является составляющим элементом любой управленческой деятельности и с неизбежностью связан с ее политической разновидностью. Стремление избежать этого или свести риск до минимума порождает осторожность и выжидательность; готовность не считаться с ним выливается в бесшабашность. Антиподами риска являются нерешительность в одном случае, авантюризм - в другом. И то, и другое снижает эффективность управления. Задача, следовательно, состоит в соединении риска с трезвым расчетом. В статье предпринята попытка операционализировать это понятие. Обращается внимание на многозначность и внутреннюю противоречивость политического риска, который может стать как фактором прорывного успеха, так и причиной сокрушительного провала. Выявлены субъекты и объекты политического риска, определены основные его факторы и причины, приведены основные методы его оценки. Рассматриваются существующие подходы к классификации рисков. Выясняются причины возникновения сопряженной с ним ситуации: неопределенность, необходимость выбора, недостаток информации и времени для ее обработки. Рассмотрено прикладное значение понятия политический риск: оно выступает методологической основой формирования осознанного отношения к риску и пониманию необходимости управления им.
Ключевые слова: риск, политический риск, факторы риска, неопределенность, выбор, управление рисками
Финансирование: статья подготовлена за счет средств АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского».
Для цитирования: Панеш К.М. Политический риск: опыт операционализации понятия // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 12. С. 56-63. https://doi.Org/10.24158/pep.2024.12.6.
Original article
Political Risk: Experience of Operationalization of the Concept Kaplan M. Panesh
Independent researcher, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Risk is an integral element of any management activity and is inevitably associated with political activity, of which it is an integral part. Willingness and ability to take risks is the most important feature of a leader. The desire to avoid risk or minimize it generates caution and anticipation; the willingness to disregard risk translates into recklessness. The antipodes of risk are indecision in one case, adventurism in the other. Both reduce the effectiveness of management. The task, therefore, is to combine risk with sober calculation. The article attempts to operationalize this concept. Attention is drawn to the ambiguity and internal inconsistency of political risk, which can become both a factor of breakthrough success and a cause of crushing failure. The subjects and objects of political risk are identified, the main factors and causes of risk are identified, and the main methods of its assessment are given. The existing approaches to risk classification are considered. The reasons for the occurrence of a risky situation are being clarified: uncertainty, the need for choice, lack of information and time for its processing. The applied meaning of the concept of political risk is considered: it acts as a methodological basis for the formation of an informed attitude to risk and an understanding of the need to manage it.
Keywords: risk, political risk, risk factors, uncertainty, choice, risk management
Funding: The article was prepared at the expense of the funds of the ANCO of the Higher Education "V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations".
For citation: Panesh, K.M. (2024) Political Risk: Experience of Operationalization of the Concept. Society: Politics, Economics, Law. (12), 56-63. Available from: doi:10.24158/pep.2024.12.6 (In Russian).
Введение. «Политический риск» - это словосочетание давно и прочно утвердилось в научном, публичном и официальном дискурсах. Поисковая система «Яндекс» на соответствующий запрос сообщает, что нашлось три тысячи результатов. При первом приближении может сложиться впечатление, что смысл этого словосочетания само собой разумеющийся. Однако в многочисленных определениях его оценочная характеристика может быть прямо противопо-
© Панеш К.М., 2024
ложной: от «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот шампанского не пьет», «не было бы риска - не было бы и прогресса» до «риск - это практически всегда бездействие»1. Кроме того, в них размыта грань между деструктивными факторами бытия, среди которых - риск, вызов, угроза, опасность. Некоторые авторы просто отождествляют эти феномены. «Риск, - пишет, например, Ю.А. Зубок, - в широком плане означает состояние опасности, угрозы, вызывающее стремление людей защититься (застраховаться) от возможных потерь»2. Между тем в жизни часто ситуация риска создается угрозой или сам он перерастает в опасность.
Проблема политического риска не лишена внимания представителей научного сообщества, она раскрывается в работах ряда исследователей, каждый из которых имеет свое представление о сути рассматриваемого понятия (Царев и др., 2014; Киреева, 2021; Петров, 2015; Иванова, 2016; Полтавская, 2012).
Существующие разночтения в понимании политического риска говорят о внутренней противоречивости его как явления. И это подчеркивает важность выработки развернутого и адекватного определения термина «политический риск» и его операционализации. Так называют преобразование абстрактной теоретической категории в доступные экспериментальному изучению и оценке различных измерений изучаемого явления («измерение» в данном тексте - не процесс установления физических параметров исследуемого феномена, а различные характеристики единого и целостного явления).
Цель настоящего исследования - разработать и предложить вариант операционализации указанного понятия, то есть раскрыть свойства и признаки политического риска.
К задачам исследования мы отнесли следующие: структурировать представления о политическом риске, определить объем и содержание данного понятия, классифицировать политические риски, выявить их факторы, исследовать рисковую ситуацию, прояснить слагаемые управления ей, выработать практические рекомендации для риск-менеджмента.
Новизна исследования состоит в раскрытии многозначности и внутренней противоречивости понятия «политический риск», конкретизации представлений о его объеме и содержании.
Теоретическую базу статьи составляют исследования российских и зарубежных ученых по рискологии.
Методологическую основу исследования обеспечили системно-деятельностный подход и принципы объективности и конкретности, единства исторического и логического, эмпирического и теоретического анализов.
Результаты исследования. Считается, что понятие «политический риск» в научный дискурс ввели американские корпорации в 1959 г. после революции на Кубе. А.А. Пожалов сообщает, что первые публичные работы по политическим рискам относятся к середине 1960-х гг. Их систематическое изучение развернулось в 1970-1980 гг.; в России - во второй половине 1980-х гг. (Пожалов, 200б). К настоящему времени политическая рискология сложилась как относительно самостоятельное научное направление. В нашей стране она утвердилась как научная и учебная дисциплина. На сегодняшний день имеется обширный корпус фундаментальных исследований и серьезных публикаций по политическим рискам. Разработано большое количество концепций, различающихся в зависимости от изучаемых проблемных ситуаций, предметной направленности, форм проявления риска, методов оценки его последствий и перспектив управления (Кон, 2012: 45).
В то же время в анализе этого феномена остаются некоторые недоговоренности, ряд его сюжетов интерпретируется по-разному. Единого общепризнанного понимания его еще не выработано. Дискуссионным остается даже вопрос о сфере действия политического риска. Можно встретить, например, утверждение что он представляет собой атрибут власти, являющейся его субъектом и объектом (Зуляр, 2019). Это верно в том смысле, что риск - извечный и постоянный спутник политики, политической деятельности, которые всегда находятся в рисковой ситуации. Однако такая констатация обходит молчанием тот факт, что рисковые ситуации в политике зачастую создаются иными факторами, а политические риски существуют в неполитических сферах. Они могут быть как самостоятельным фактором политики, ее органической частью, так и причиной или следствием неполитических процессов.
Правомерно говорить о четырех типах политического риска.
Во-первых, политическим является риск, перед которым оказываются субъекты политики - физические и/или юридические лица и группы, связанный с состоянием и динамикой внутри- и внешнеполитических процессов и касающийся будущности политических фигур, институтов, процессов, политического состояния общества. Именно этот тип рисков имеется в виду в
1 Вересаев В.В. Записки врача. М., 2018. 288 с.
2 Зубок Ю.А. Риск // Социологическая энциклопедия : в 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 353.
приведенном выше суждении (Кубанова, 2008). Он, наряду с собственно политическими, включает социальные, культурные, экономические, технологические, военные, информационные и другие аспекты. Таковы риски обострения международной обстановки, военного столкновения с недружественными странами или активизация запрещенных Конституцией1 пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации и названной в Военной доктрине деятельности, направленной на подрыв суверенитета государства, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране2.
Во-вторых, рисковая ситуация для власти, таящая возможность решений и действий в ущерб интересам государства и общества, складывается из-за неблагополучия в неполитических сферах, но устранить его призвана именно политика. Так, взятка, которая, по определению, является уголовно-правовой (не политологической!) категорией, способна провалить любую политику. Если есть такое явление, как взятка, как говорил В.И. Ленин, нельзя делать политику, так как она блокирует исполнение политических решений, и все меры не приведут к желаемым результатам (Ленин, 1982 б: 174). Другими факторами, создающими риски для политики, являются демографический кризис, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и др. Недавно, например, Патриарх Кирилл заявил о риске распространения среди военнослужащих неоязычества3.
В-третьих, политическим риском для бизнеса является неопределенность, которая связана с политическими решениями, событиями или условиями. Давно сказано: «Политика не может не иметь первенства перед экономикой» (Ленин, 1982 а: 278). Форс-мажорные обстоятельства для бизнеса могут наступить в связи с военными или террористическими действиями, обострением внутриполитической ситуации в стране; изменениями внутреннего налогового законодательства, введением внешних дискриминационных санкций, эмбарго или моратория на торговлю, другую коммерческую деятельность. Может быть, потому, как признает Н.Ю. Веремеев, в вопросе анализа политических рисков приоритет принадлежит экономистам; они сегодня признанные лидеры в их исследовании (Веремеев, 2022).
В-четвертых, точно так же политика создает риски для гражданского общества, способна нанести вред его структурам, материальным и духовным ценностям. В подтверждение можно напомнить былой запрет генетики и кибернетики и недавний волюнтаристский перевод отечественной школы на болонскую систему. Поветрие в сегодняшнем дискурсе - настаивать на де-политической сущности многих, самых различных, едва ли не всех явлений и процессов общественной жизни. Что только не объявляется находящимся вне политики: гендер и этничность, спорт, культура и искусство... Но все подобные декларации выдают желаемое за действительное и сами отражают определенную политику.
С одной стороны, мало кто оспаривает, что политизация любого феномена завершается вмешательством власти. И тот факт, что она создает министерства культуры, науки, образования, спорта в качестве инструментов регуляции соответствующих сфер общества, означает, что эти сферы не становятся политикой, но находятся под ее контролем и влиянием. С другой стороны, политика коллективного Запада по отмене русской культуры, отстранение российских спортсменов от мирового спорта - это современная форма остракизма, которая пагубно сказывается на культурной и спортивной жизни мира (Булавина, Новосельский, 2023).
Таким образом, понятие «политический риск» многозначно: этим словосочетанием называют разнотипные явления. К настоящему времени не достигнуто единства и в его определении.
Число предложенных дефиниций политического риска достаточно велико. Вот лишь некоторые его определения: возможная опасность, действия национального правительства, изменения в условиях деятельности бизнеса; непредвиденные обстоятельства в политической среде; события, чреватые негативными последствиями, вероятность нежелательных политических событий. При этом все разночтения в трактовках касаются частностей. Они не являются спорными, а, раскрывая различные грани этого сложного феномена, дополняют друг друга. В главном исследователи едины: политический риск - решение и действие наудачу в надежде на счастливый исход.
Политический риск имеет две логические характеристики: содержание и объем. Рассмотрим их.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями на 04.10.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 27.11.2024).
2 Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/461 (дата обращения: 27.11.2024).
3 Патриарх Кирилл предупредил о риске распространения неоязычества в армии [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7181553?ysclid=m2x36jjxam269786468 (дата обращения: 23.09.2024).
Содержание понятия - существенные и отличительные свойства и признаки класса предметов, охватываемых им; в отношении политического риска это совокупность вещей, свойств и отношений, которые связаны с принятием властно-управленческих решений в условиях, когда невозможно наверняка определить результат их реализации. Конкретизацией данных определений применительно к рассматриваемому понятию являются субпонятия (приставка суб- вносит в слово значение частности, подчиненности). Раскроем основные из них.
Вызов1 в парадигме бытийствования, жизнедеятельности социума - это совокупность природных, социальных и/или технологических обстоятельств, которые ставят перед социумом (коллективом, организацией, обществом) проблему, требующую обязательного решения. Вызов - деструктивный фактор, который здесь и сейчас не подрывает безопасность государства, но сигнализирует о грядущей беде, если развитие ситуации пустить на самотек. Так, потепление климата - вызов человечеству. И специалисты прогнозируют, что уже через несколько лет территории Западной Африки и Южной Азии станут непригодными для жизни человека. К концу текущего века до трех миллиардов человек, почти треть населения планеты, окажутся вынуждены сменить место жительства2, а Южной Европе грозит опустынивание3.
Перед Россией, как говорит В.В. Путин, стоят вызовы исторического масштаба4. Они имеют природную (суровый климат, исчерпание природных ресурсов, потепление климата, ухудшение экологии и др.), социальную (демографический кризис, поляризация общества, бедность значительной части населения, возникновение «пятой колонны» и т. д.), технологическую (компьютеризация и цифровизация всех сфер жизни, накопление отходов производственной и человеческой жизнедеятельности и т. п.), геополитическую (сохранение рудиментов однопо-лярного мира, повышение роли фактора силы в международных отношениях, враждебность геополитических антагонистов, международный терроризм и т. п.) составляющие. И Россия должна найти своевременный адекватный ответ на них. Большинство вызовов имеют неполитическую природу, но реагирование на них - прерогатива политики.
Рисковая ситуация - внутри- и внешнеполитическая обстановка, сложившаяся к моменту определения способа реагирования на вызов. Ее характеризуют: неопределенность, выражающаяся в невозможности проанализировать все аспекты сложившейся обстановки и однозначно определить результаты предпринимаемых мер воздействия на нее; необходимость выбора способа реагирования из возможных взаимоисключающих вариантов решения проблемы; наличие множества вариантов действия (или бездействия); возможность количественной и качественной оценки результата реализации того или иного варианта событий; недостаток или переизбыток информации; дефицит времени для принятия решения.
Политический риск - категория дихотомическая: объем этого понятия состоит из двух непересекающихся частей: субъекта и объекта риска и имеет две характеристики: деятельност-ную (субъективная сторона риска; проясняет личностные качества лица, принимающего решения, и его окружения) и ситуативную (объективная сторона риска; раскрывает совокупность обстоятельств, условий, в которых принимается решение).
Субъект риска - это физическое или юридическое лицо, находящееся в ситуации риска и осознающее это; оно берет риск на себя или управляет им, то есть принимает решение. Субъективная природа риска выражается в индивидуальной оценке неопределенности и возможных последствий принятого решения. Последнее всегда и непосредственно связано с личностными и профессиональными качествами руководителей, их готовностью к риску, компетентности, рациональности и эмоциональности и т. д.
Объекты риска - это образование, состояние, положение, статус, то есть показатели, которые могут ухудшиться, пострадать почти по-черномырдинскому парадоксу «хотели, как лучше, а получилось как всегда»5. Реестр таких объектов (природных, социальных, экономических, поли-
1 Это понятие в научный оборот ввел А.Дж. Тойнби. Им он определил затруднения в существовании локальной цивилизации из-за внутренних и внешних угроз и выделил пять типов вызовов: 1) природные условия, суровый климат; 2) открытие и необходимость освоения новых земель; 3) внешние удары типа стихийных бедствий или технологических катастроф; 4) геополитическое давление; 5) исчерпание ресурсов и средств жизнеобеспечения (Тойнби, 2008).
2 СМИ: часть Африки и Азии станет непригодной для жизни [Электронный ресурс] // РИА. Новости. URL: https://ria.ru/20240729/afrika-1962790242.html (дата обращения: 29.07.2024).
3 В ООН заявили о риске опустынивания Южной Европы [Электронный ресурс] // Дзен. Известия. URL: https://rn.dzen.nj/news/story/cb56eff8-6987-5439-a56b-6b0d52099ddc (дата обращения: 06.10.2024).
4 Стоящие перед Россией вызовы требуют слаженной работы, заявил Путин [Электронный ресурс] // РИА. Новости. URL: https://ria.ru/20240229/samolety-1930249860.html (дата обращения: 27.11.2024).
5 «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так говорил Виктор Черномырдин [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2082142 (дата обращения: 27.11.2024).
тических, культурных и т. д.) так же многочисленен, как и количество принимаемых решений. В предельном обобщении ими могут стать люди и социальные группы, структуры, материальные и духовные ценности общества, суверенитет государства или, по-другому, объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
Объективная сторона политического риска в том и состоит, что все его объекты всегда находятся под воздействием широкой совокупности вызовов - противоречий, проблем, угроз, которые требуют реакции, действий по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих самость, целостность и суверенитет акторов.
Как известно, фактором называют движущую силу, источник и причину изучаемого процесса или явления, которые определяют их природу и характер или отдельные черты. Применительно к политическому риску ими могут быть названы обстоятельства, решения и действия, которые создают или увеличивают вероятность наступления нежелательных, негативных последствий для государства, общества, бизнеса. Факторами риска могут быть свойства и состояния как самих объектов риска, так и процессов и результатов деятельности, в том числе человека и окружающей среды. К ним относятся: стихийное бедствие, техногенная катастрофа, экономическая стагнация или рецессия, социальный раздрай, враждебный выпад недружественных стран и т. п. (Новосельский и др., 2023).
Риск как необходимость принятия решений и выполнения действий, чреватых негативными последствиями, обусловлен несколькими обстоятельствами. Его основными источниками являются: случайность природного, социального или техногенного характера, природные процессы, противоборство социальных сил, расходящиеся интересы и цели, научно-технический прогресс, все последствия которого определить практически невозможно, манипулирование информацией, недостаточность ресурсов для реализации оптимальных решений.
Уровень и степень риска - показатели, характеризующие вероятность и величину вреда, ущерба от планируемых действий для людей, общества,
Качественная оценка риска определяет общий масштаб возможных потерь в категориях бытийствования социума. По этому показателю В.Б. Ременников выделяет допустимый, критический и катастрофический риски1. Более детальная классификация установлена в официальных документах. Так, Постановлением Правительства РФ от 2l.07.2021 № 12302, применительно к сфере соблюдения трудового законодательства определены пять категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. В МЧС РФ различают: пренебрежимые, приемлемые, допустимые, неприемлемые, чрезмерные, недопустимые3.
Количественный анализ определяет числовые параметры по отдельным рискам и потенциальному урону от них. Так, названное выше постановление Правительства РФ установило численный показатель каждой категории риска и четкую математическую формулу его опреде-ления4. Р. Макнамара в бытность министром обороны определил, что неприемлемым ущербом для Соединенных Штатов в условиях войны является потеря 1/2 населения и 2/з промышленного потенциала страны5.
Отдельно следует сказать о двух сопутствующих категориях этого ряда.
Оправданный (обоснованный) риск - это правомерные необходимые и достаточные действия или бездействие, направленные на реализацию национальных интересов государства и обеспечение его безопасности в ситуации, требующей незамедлительного реагирования, когда предпринимаемые меры чреваты негативными последствиями, но есть основания полагать, что реализация их будет иметь положительный эффект. Подобное определение содержится и в Уголовном кодексе РФ (ст. 41)6: риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием), и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.
1 Ремесленников В.Б. Управленческие решения : учебное пособие для студентов вузов. М., 2012. 141 с.
2 Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права : постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.07.2021 № 30 ст. 5804.
3 Гражданская защита : энциклопедический словарь. М., 2005. С. 485.
4 Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права : постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 ...
5 В России назвали «неприемлемый ущерб» для НАТО и Японии [Электронный ресурс] // Лента. URL: https://lenta.ru/news/2019/03/07/mcnamara/ (дата обращения: 07.03.2024).
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996 № 25 ст. 2954.
Крайняя необходимость - ситуация, в которой фатально необходимы решения и действия, неизбежно ущемляющие органические, касающиеся самой сущности интересы государства и общества.
Рассмотрим объем понятия «политический риск» и обратимся к содержанию его составляющих. Объем понятия - множество предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Политический риск «вообще» - умозрительная абстракция, не имеющая материального, физического воплощения. Это гипероним, то есть родовое понятие. Сам по себе он не существует, а является обобщением многих и разных видовых понятий - гипонимов. В действительности есть практически бесконечное множество конкретных рисков, объединяемых (опять же умозрительно) в классы. Смысловое наполнение и семантический объем понятия «политический риск» раскрывают его классификации, которые разрабатываются по различным основаниям.
Политические риски дифференцируют: по времени возникновения - ретроспективные, современные, перспективные; по месту возникновения - внешние и внутренние; по источникам -природные, геополитические, социальные, техногенные, когнитивные; по сферам общественной жизни - экологические, демографические, экономические, социальные, государственно-правовые; по масштабу последствий - международные, региональные, страновые, местные; по характеру последствий - чистые и спекулятивные. Антирисковая практика (антирисковые управленческие решения), ее средства, методы в каждом из типов риска имеют отличную форму.
Анализируемое в статье понятие имеет чисто практическое значение. Во-первых, выступает как инструмент и результат познания специфической особенности управленческой деятельности. Во-вторых, формирует осознанное отношение к риску и обеспечивает понимание необходимости управления им (Остроухов, 2012). В-третьих, предстает как своеобразное руководство к действию, так как переводит в практическую плоскость вопрос об использовании риска (Кисель, 2011).
Основные положения этого руководства состоят в следующем.
Исключить риски в политике невозможно. Но отказ от риска - тоже риск, зачастую еще больший. Надеяться, что наступит время с нулевым риском - это как ждать у моря погоды: такое не случится никогда.
Следовательно, в условиях риска необходимы рациональные решения и действия. Их характеризуют три максимы, авторство которых принадлежит успешным управленцам: человеку, берущему на себя серьезный риск, необходима внутренняя дисциплина (Дж. Сорос)1; риск оправдан, если без него не достичь нужного результата (Д.Ф. Устинов)2; нельзя идти на риски, расплачиваться за которые будут другие (Д. Стросс-Кан)3.
В политической рискологии рациональное отношение к риску названо управлением рисками. Это комплекс документов, правил и мероприятий по определению рисков и мер реагирования на них. Управление рисками представляет собой систематическую деятельность по анализу факторов риска, определению и осуществлению мер реагирования на них и направлено на предотвращение и/или минимизацию тяжелых последствий и потерь; это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Основные методы управления рисками:
1. Комплексный анализ экономической, социально-политической, военно-политической, научно-технической, физико-географической, экологической обстановки и прогноз ее развития.
2. Выявление реальных и потенциальных факторов риска, определение вероятности наступления каждого из них, количественная и качественная оценка и степень влияния их на решение возникшей задачи.
3. Определение всех возможных вариантов реагирования на риски, беспристрастный анализ плюсов и минусов каждого из них, выбор предпочтительного плана и «плана Б» на случай пробуксовки и их практическая реализация.
4. Заблаговременное создание резервов и запасов для компенсации возможных потерь.
5. Сбор новой информации и мониторинг ситуации.
6. Материальная и финансовая компенсация понесенного ущерба.
1 Цитаты. Джордж Сорос [Электронный ресурс] // BBF. URL: https://bbf.ru/quotes/author/42059/ (дата обращения: 27.11.2024).
2 Дмитрий Фёдорович Устинов [Электронный ресурс] // Викицитатник. URL: https://clck.ru/3Eu9dU (дата обращения: 27.11.2024).
3 Цитаты. Доминик Стросс-Кан [Электронный ресурс] // BBF. URL: https://bbf.ru/quotes/author/34110/ (дата обращения: 27.11.2024).
Таким образом, политический риск - понятие комплексное, нечеткое и дискуссионное. Его можно определить как решение и действие (или бездействие) в условиях неопределенности при ясном понимании возможности (опасности) негативных последствий. Понимание природы, источников, причин и факторов риска служит теоретической базой выработки стратегии управления им, позволяет не избегать, но минимизировать потери при его возникновении.
Заключение. Риск является обыденной стороной управленческой деятельности; готовность и умение рисковать - важнейшая черта характера руководителя.
Прикладное значение знания сущности, причин и форм проявления риска состоит в том, оно направлено на предотвращение или минимизацию неприятностей и тяжелых последствий потери в случае их реализации.
Разработка методов, позволяющих эффективно анализировать, выявлять, распознавать и оценивать риски в политической деятельности, а также учитывать их в технологиях реализации политического процесса, - необходимость, диктуемая потребностями сегодняшнего дня. Операционализация понятия «политический риск» - сугубо логическая процедура - имеет прикладное значение. Она обеспечивает углубленное осмысление обозначаемого этим словом явления и повышает рациональность действий в условиях неопределенности, оптимизирует управление рисками.
Список источников:
Булавина М.А., Новосельский С.О. Перспективы военной безопасности России в существующей геополитической конъюнктуре // Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 105-112.
Веремеев Н.Ю. Политические риски: источники, типология и методы анализа // Современная политическая наука о траекториях развития государства, бизнеса и гражданского общества. Глобальный мир в эпоху политической турбулентности, экономических санкций и информационных войн. Минск, 2022. С. 12-16.
Зуляр Ю.А. Методологические подходы к феномену политического риска // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 6-18. https://doi.Org/10.26516/2073-3380.2019.29.6.
Иванова С.Ю. Межэтническая интеграция в поликультурном социуме // Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 99-102.
Киреева И.В. Структура механизма укрепления доверия власти: теоретико-методологический анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 3 (284). С. 72-77. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-3-284-72-77.
Кисель К.Ю. Политический риск и прикладные модели его оценки // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8, № 6. С. 46-55.
Кон А.Е. Политический риск: понятия и методы оценки // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 44-48.
Кубанова Ф.А. Политический риск в деятельности политических партий (к постановке проблемы) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 2 (15). С. 64-71.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений : в 45 т. Ереван, 1982 б. Т. 44. 851 с.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений : в 45 т. Ереван, 1982 а. Т. 42. 739 с.
Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 3 (91). С. 1001-1013. https://doi.Org/10.35775/PSI.2023.91.3.011.
Остроухов О.В. Политический риск в аспекте национальной безопасности (основы оптимизации политического риска) // Национальная безопасность / Nota Bene. 2012. № 2 (19). С. 30-38.
Петров А.В. Межэтнические конфликты и толерантность // Евразийский союз ученых. 2015. № 2-3 (11). С. 97-98.
Пожалов А.А. Исследования политического риска: история зарождения, становления и развития // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2006. № 3. С. 43-56.
Полтавская Ю.Н. Радикализм и экстремизм в современной России: политические смыслы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, № 2. С. 104-107.
Тойнби А.Дж. Постижение истории : избранное. М., 2008. 521 с.
Царев А.В., Крупенков В.В., Миненко Т.К. Проблема доверия к власти в России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 4. С. 118-121.
Reference:
Bulavina, M. A. & Novosel'skii, S. O. (2023) Perspektivy voennoi bezopasnosti Rossii v sushchestvuyushchei geopolitich-eskoi kon"yunkture [Prospects for Russia's military security in the existing geopolitical conjuncture]. In: Mezhgosudarstvennoe protivoborstvo v usloviyakh globalizatsii i ego vliyanie na upravlenie natsional'noi oboronoi Rossiiskoi Federatsii. Moscow, рр. 105-112. (In Russian)
Ivanova, S. Yu. (2016) Mezhetnicheskaya integratsiya v polikul'turnom sotsiume [Interethnic integration in a multicultural society]. Nauka i obrazovanie segodnya. (9 (10)), 99-102. (In Russian)
Kireeva, I. V. (2021) The Structure of the Mechanism for Strengthening the Trust of the Authorities: Theoretical and Methodological Analysis. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yuris-prudentsiya, politologiya, kul'turologiya. (3 (284)), 72-77. Available from: doi:10.53598/2410-3691-2021-3-284-72-77. (In Russian)
Kisel', K. Yu. (2011) Politicheskii risk i prikladnye modeli ego otsenki [Political risk and applied models of its assessment]. Issues of Risk Analysis. 8 (6), 46-55. (In Russian)
Kon, A. E. (2012) Politicheskii risk: ponyatiya i metody otsenki [Political risk: concepts and methods of assessment]. Scientific Review. Series 2: Human Science. (1-2), 44-48. (In Russian)
Lenin, V. I. (1982) Polnoe sobranie sochinenii [Complete works]. Vol. 44. Erevan. 851 p. (In Russian) Lenin, V. I. (1982) Polnoe sobranie sochinenii [Complete works]. Vol. 42. Erevan. 739 p. (In Russian) Novoselsky, S. O., Moiseeva, O. A. & Filippova O. A. (2023) Communication Policy of the Executive Authorities with the Population in Social Network. 13 (3 (91)), 1001-1013. Available from: doi:10.35775/PSI.2023.91.3.011. (In Russian)
Ostroukhov, O. V. (2012) Politicheskii risk v aspekte natsional'noi bezopasnosti (osnovy optimizatsii politicheskogo riska) [Political risk in the aspect of national security (fundamentals of political risk optimization)]. National Security / Nota Bene. (2 (19)), 30-38. (In Russian)
Petrov, A. V. (2015) Ethnic Conflicts and Tolerance. Evraziiskii soyuz uchenykh. (2-3 (11)), 97-98. (In Russian) Poltavskaya, Yu. N. (2012) Radikalizm i ekstremizm v sovremennoi Rossii: politicheskie smysly [Radicalism and extremism in modern Russia: political meanings]. Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology. 12 (2), 104107. (In Russian)
Pozhalov, A. A. (2006) Political Risk Analysis the History of Evolution. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. (3), 43-56. (In Russian)
Toinbi, A. Dzh. (2008) Postizhenie istorii: izbrannoe [Comprehension of history: selected]. Moscow. 521 р. (In Russian) Tsarev, A. V., Krupenkov, V. V. & Minenko, T. K. (2014) Problem of Trust to Power in Russia. Ekonomika, statistika i in-formatika. Vestnik UMO. (4), 118-121. (In Russian)
Veremeev, N. Yu. (2022) Politicheskie riski: istochniki, tipologiya i metody analiza [Political risks: sources, typology and methods of analysis]. In: Sovremennaya politicheskaya nauka o traektoriyakh razvitiya gosudarstva, biznesa i grazhdanskogo obshchestva. Global'nyi mir v epokhu politicheskoi turbulentnosti, ekonomicheskikh sanktsii i informatsionnykh voin. Minsk, рр. 12-16. (In Russian)
Zulyar, Yu. A. (2019) Methodological Approaches to the Phenomenon of Political Risk. The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies. 29, 6-18. Available from: doi:10.26516/2073-3380.2019.29.6. (In Russian)
Информация об авторе К.М. Панеш - независимый исследователь, кандидат экономических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197711
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author K.M. Panesh - Independent Researcher, PhD in Economics, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197711
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.11.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 17.12.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.