Научная статья на тему 'Подготовка выпускников вузов вв МВД к служебной деятельности в условиях риска'

Подготовка выпускников вузов вв МВД к служебной деятельности в условиях риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазебин Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка выпускников вузов вв МВД к служебной деятельности в условиях риска»

- применения при формировании классов стимулов гибкой математической среды MathCAD;

- отсутствия в период проведения опыта экспериментатора, т.е. исключался субъективный фактор влияния исследователя;

- текущей оценки надежности экспериментальных данных;

- контроля параметров стимула;

- математической оценки близости ответной траектории, формируемой испытуемым, по отношению к стимульной.

Важно подчеркнуть, что в методике момент предъявления стимула испытуемому и последовательность его предъявления выбирались случайными механизмами, свойства которых задавались законами распределения вероятностей. Конкретный закон распределения в эксперименте задавался априорно исследователем.

В заключение следует отметить, что достоверность полученных результатов подтверждается работоспособностью программных моделей, большим объемом проведенных экспериментальных исследований среди курсантов, высокой надежностью полученных оценок параметров сигналов, правдоподобной интерпретацией результатов математического и имитационного моделирования.

1 См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

2 См.: ШеннонК. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963.

3 См.: Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2003.

4 См.: Шеннон К. Указ. соч.; Кульбак С. Теория информации и статистика. М.: Наука, 1967.

5 Frank H. Informationspsychologie und Nachrictentechnik. Vortrag. Amsterdam, April, 1962.

6 Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: 1964.

Е.П. Лазебин*

Подготовка выпускников вузов ВВ МВД к служебной деятельности в условиях риска

Обучение и воспитание военнослужащих ВВ строго регламентированы не только общевоинскими уставами, но и специальными уставами, наставлениями, приказами и распоряжениями старших начальников. Поэтому их профессиональное обучение и воспитание является более практически направленным, требует реальной ответственности при выполнении педагогических функций при выполнении служебно-боевых задач.

Деятельность руководителей воинских подразделений как педагогов сложна, динамична, противоречива. Это обусловлено многими переменными, влиянием разнообразных объективных и субъективных факторов, которые иногда трудно учесть и взвесить, потому что резко ухудшилась экономическая и социально-психологическая ситуация в обществе. Коммунистическая идеология себя скомпрометировала, безнравственность поразила большую часть молодежи, многие утратили веру в традиционные социальные и моральные ценности, которым отдельная личность далеко не всегда в состоянии найти достойную замену. Особенно это трудно в ситуации разномыслия, когда нужно делать самостоятельный выбор. Отброшены традиционные и не предложены новые концепции и подходы в обучении и воспитании военнослужащих в изменившихся условиях.

Все это необходимо учитывать при разработке педагогических рекомендаций, поскольку объект педагогической деятельности руководителя подразделения ВВ - личность подчиненного, которая является одновременно субъектом этой деятельности. Основными

* Соискатель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД

России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

субъектами профессиональной подготовки военнослужащих выступают прежде всего личность руководителя и личность подчиненного, их взаимодействие, сотрудничество, общение в различных видах служебной деятельности в целях взаимообщения, взаимовлияния друг на друга. Мощным фактором выступает гуманистическая направленность их отношений и отношений с другими людьми на основе человеческих ценностей: доброта, честность, порядочность, милосердие, взаимоуважении, терпимость, гуманность и сам человек как мера всех вещей.

Реализация идеи о приоритете личности перед обществом и государством позволит этим ценностям стать подлинными регуляторами жизни общества, служебного коллектива и отношений в нем. Решение этой проблемы в условиях службы, вузов ВВ МВД лежит на путях гуманизации обучения как средства культивирования общечеловеческих ценностей в сочетании с гуманизацией воспитательной работы в служебное и во внеслужебное время, в повседневной жизни. Другими словами, служит утверждением личностного и деятельностного подхода в практике организации и осуществления профессиональной подготовки военнослужащих и самой службы. Личностный подход предполагает следующее:

- руководитель как педагог видит в своем подчиненном уникальную личность независимо от каких-либо ее особенностей;

- он добивается того, чтобы каждый подчиненный видел в самом себе личность и считал, и чувствовал себя таковой.

Начальник, командир подразделения делает все для того, чтобы:

- каждый воин видел личность в каждом из своих сослуживцев и в других окружающих людях;

- военнослужащие ВВ относились к отдельному гражданину, к людям вообще как к великой цели, как к самостоятельной ценности цивилизованного общества, а не как к средству реализации своих корыстных интересов;

- за каждым признавалось право на непохожесть, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, веры, черт характера.

Сущность концептуального подхода в решении исследуемой проблемы состоит в том, что, включая воинов ВВ в разнообразные виды организованной и целенаправленной учебной деятельности по овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и моральнобоевыми качествами, рассматривая их и общаясь с ними как с уникальными и уважающими себя личностями, умело стимулируя их активность в этой деятельности, можно осуществить эффективную профессиональную подготовку военнослужащих к деятельности в условиях повышенного риска.

Выбор оптимального варианта подготовки военнослужащих внутренних войск приближает к максимально возможным результатам в выполнении служебно-боевых задач и, конечно, в самом профессиональном обучении и воспитании военнослужащих при минимально необходимых затратах времени, усилий и средств в условиях постоянно сокращающихся сроков их подготовки.

Известно, что для каждого военнослужащего характерен определенный темп достижения максимально возможных результатов своего учебного труда и практической службы. Многообразие индивидуальных различий складывается под влиянием различных социально-педагогических, технологических и других факторов безопасной жизнедеятельности воина.

Ученые (Б.Г. Ананьев1, Ю.К. Бабанский2, В.Я. Кикоть3, В.Я. Слепов4, Н.Н. Силкин5, В.И. Хальзов6, В.А. Якунин7 и др.8), рассматривая тот или иной аспект оптимальности решения различных задач при данных условиях, объясняют соотношение и взаимосвязь целей и данных результатов, вводят новые понятия. Все это имеет существенное методологическое значение для понимания сущности и содержания процесса оптимизации профессиональной подготовки военнослужащих ВВ МВД как процесса специального обучения и воспитания последних, разработки критериев измерения его оптимальности.

Вышеназванные авторы в основу подхода к измерению целей и фактических результатов служебной деятельности, педагогического процесса кладут такие понятия, как «эталон (норма)», «результативность», «эффективность», «оптимальность». Эталон или норма есть не что иное, как желательная качественная и количественная характеристика результата.

Применительно к подготовке военнослужащих ВВ как процессу специального профессионального обучения, воспитания, развития и психологической подготовки к службе

в опасных для жизни условиях определить эталон значит сформировать перечень тех профессиональных знаний, умений, навыков и морально-боевых качеств личности, которыми она должна обладать, чтобы успешно выполнять поставленные перед нею задачи (по должности). Это необходимо в интересах подготовки военнослужащих ВВ к той или иной служебной деятельности в условиях повышенного риска, а также для оценки эффективности достижения либо промежуточных, либо конечных результатов учебно-воспитательной работы руководителей воинских коллективов. Поэтому качественная и количественная характеристика эталона наряду с общим значением профессиональных признаков, определяющих полноту достижения учебно-воспитательных целей в ходе профессиональной подготовки, предполагает ранжирование этих признаков по важности (релевантности) для достижения конечных целей и установления уровней сформированности для каждого из них, ожидаемых от каждого подчиненного военнослужащего в процессе его подготовки. Этот уровень не должен быть ниже удовлетворительного, т.к. учебные программы по боевой, правовой, специальной и другим видам подготовки составлены с учетом их доступности для всех категорий военнослужащих. Норма (эталон) в системе профессиональной подготовки военнослужащих находит свое отражение в построении модели специалистов различного профиля или в составлении квалификационных характеристик по той или иной специальности.

Понятие «результативность» отражает уровень достижения ожидаемых или намеченных целей (приближение к эталону личности того или иного специалиста). Количественной мерой этого уровня являются абсолютные значения различных параметров эталона личности военнослужащего. Мерой темпа достижения целей профессиональной подготовки является ее эффективность. Она относительна, поскольку предполагает соотношение конечного результата с исходным, предшествующим итогом работы либо с эталоном при учете определенных результатов, затраченных усилий (и тех, кто учит, и тех, кто учится), средств и времени. Если результативность отражает абсолютную величину (уровень) достижения цели профессиональной подготовки, то эффективность отражает темп (скорость) достижения этой цели (результата) в единицу времени при известных затратах. Поэтому эффективность количественно всегда отражается отношением абсолютных значений параметров достигнутого результата к количественному значению произведенных затрат.

Эффективность процесса подготовки (педагогическая деятельность руководителей) взаимосвязана с понятием «оптимальность». Наиболее благоприятный, наилучший вариант организационно-педагогической деятельности по обучению и воспитанию, например, будущих офицеров ВВ к действиям в условиях повышенного риска при объективных условиях протекания процесса профессиональной подготовки во внутренних войсках МВД с точки зрения максимально возможной результативности и эффективности решения педагогических задач является оптимальным. Результативность и эффективность в данном процессе выступают основными, системообразующими критериями оптимальности учебновоспитательной и самовоспитательной работы руководителей и их подчиненных. Эффективность, характеризуя качество результатов (с точки зрения статистики) педагогического труда руководителей, непосредственно связана с оптимальностью, которая указывает наилучший способ достижения высоких результатов в подготовке каждого военнослужащего.

Важно заметить, что оптимальность подготовки воинов, ее оценка находятся во взаимосвязи с «установкой» последних. Как известно, под «установкой» понимается устойчивое предрасположение подчиненного к некоторой форме реагирования, понуждающее его ориентировать свою учебно-познавательную деятельность последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми она связана. Поэтому оптимальность управленческо-педагогической работы руководителей в подразделениях ВВ зависит от отношения, от предрасположенности подчиненных к профессиональному учению, к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Рассматривая сущность и соотношение понятий, отражающих цели и реальные результаты подготовки военнослужащих к служебной деятельности в условиях повышенного риска, можно заключить, что оптимальная профессиональная их подготовка есть такое взаимодействие руководителей воинских коллективов и его подчиненных, которое обеспечивает максимально возможный темп овладения последними наивысшим уровнем нормативных профессиональных знаний, навыков, умений и морально-боевых качеств в соответствии с их реальными индивидуальными возможностями в определенных условиях при необходимых минимальных затратах совместных усилий и средств в ограниченное время.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Также следует отметить важное, на наш взгляд, положение о том, что результативность подготовки военнослужащих ВВ с точки зрения оптимальности является оценочным понятием. Сравнение полученных результатов с нормативными целями в ходе профессионального обучения и воспитания дает представление об их оптимальности на основании определенных критериев.

Проведенный анализ правительственных документов, приказов МВД России, ГКВВ, характеризующих результаты подготовленности личного состава внутренних войск и органов внутренних дел, выполняющих задачи по ликвидации массовых беспорядков в различных регионах нашей страны, война в Чеченской Республике показывают, что из всего многообразия факторов, обусловливающих возрастание требований к качеству профессиональной учебы и воспитания военнослужащих и сотрудников, важнейшими выступают следующие.

Во-первых, повышение роли и значения активных решительных действий воинских подразделений в условиях агитации и пропаганды экстремистских сил, провоцирующих на необдуманные преступные действия эмоционально возбужденную толпу, группировки молодежи во время митингов, шествий и различных сборищ, особенно специально спланированных действий преступных элементов.

Вопросы специальной подготовки личного состава непосредственно связаны с организационно-педагогической деятельностью руководителей подразделений по обучению и воспитанию разносторонне развитой и профессионально подготовленной личности воина как профессионала, готового защищать честь и достоинство личности, общества и государства, правопорядок от преступных элементов. Все это требует вести целеустремленную профессиональную подготовку военнослужащих к деятельности в условиях повышенного риска. Чтобы успешно решить эту задачу, причем интенсивно, в короткие сроки, необходимо иметь высокий уровень педагогической культуры всех тех, кто учит, воспитывает, психологически готовит личный состав к выполнению служебно-боевых задач, т.е. управленческо-педагогических кадров во внутренних войсках. Многолетний опыт работы с людьми в войсках показывает, что педагогический профессионализм руководителей, командиров подразделений положительно влияет на развитие личности подчиненных и является важнейшим фактором повышения оптимизации профессиональной подготовки личного состава.

Во-вторых, процесс подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях тесно связан с совершенствованием стиля взаимоотношений руководителей с подчиненными в различных видах воинского труда. Так, анализ положительных результатов учебно-воспитательной работы 42 передовых офицеров подразделений ВВ показывает, что повышение их педагогической культуры и эффективности их педагогической деятельности находится в прямой зависимости от стиля взаимоотношений с различными категориями подчиненных. Это тот резерв, за счет которого можно существенно улучшить профессиональную подготовку личного состава подразделений, боевых расчетов и экипажей к действиям в особых условиях.

Требования жизни и службы во внутренних войсках МВД к качеству труда всех военнослужащих обусловливают возросшее значение таких черт стиля работы каждого, особенно руководителей, как осознание высокой ответственности за порученное дело и готовность брать ее на себя, глубокое понимание и чувство воинского долга, близость к людям, умение учитывать нравственно-правовые и профессиональные последствия любого вида воинского труда, дисциплинированность, исполнительность и требовательность к себе и другим. Закрепление во взаимоотношениях среди военнослужащих данных черт - важный фактор повышения оптимизации их подготовки для выполнения служебно-боевых задач службы в условиях повышенного риска.

В-третьих, научно-технический прогресс и демократические преобразования в России, несмотря на переживаемый кризис, пробивают себе дорогу и оказывают влияние на позитивные изменения в жизни и деятельности ВВ и по-новому ставят ряд задач в области профессиональной подготовки личного состава. Тенденция такова, что с каждым годом усложняется служебно-боевая техника и специальные средства, работа по их использованию и обслуживанию. XXI в. потребует от военнослужащих ВВ сложных интеллектуальных знаний, навыков и умений. Поэтому низкий уровень организации и осуществления профессиональной подготовки личного состава, как показывает анализ более 200 учебных занятий в вузах и войсках, больше всего приносит вреда в области интеллектуальной

деятельности военнослужащих. А на практике это часто приводит к неумелому использованию или, еще хуже, неиспользованию оружия, техники и специальных средств при выполнении различных служебно-боевых задач.

В-четвертых, возрастают роль и значение профессиональной учебы и воспитания военнослужащих в служебной деятельности в многонациональном российском обществе. В связи с этим руководителям военнослужащих ВВ необходимы усиленная педагогическая подготовленность, общая культура, знание и учет национально-психологических особенностей, традиций и обычаев граждан России.

В-пятых, актуальность и возросшее значение повышения подготовки руководителей подразделений приобретает в связи с тем, что большинство подразделений добиваются высоких результатов в службе, но есть и такие, которые имеют серьезные просчеты и в службе, и в поведении, вплоть до совершения преступлений. Особенно опасен низкий уровень правовой и педагогической культуры офицеров и их подчиненных при общении с гражданами национальных республик, поскольку грубость, сквернословие, безответственность к служебным обязанностям и пренебрежительное отношение к гражданам нерусской национальности приводит к конфликтам, духовно-нравственным потерям.

Педагогический анализ процесса подготовки офицеров ВВ показывает, что их профессиональная подготовленность, ее уровень отчетливо проявляются:

- при выполнении должностных обязанностей;

- в нравственно-правовых взаимоотношениях с различными категориями граждан на службе и вне ее;

- в процессе реализации педагогических и административных воздействий, применяемых к подчиненным и гражданам.

Все это приводят к мысли о том, что важность и актуальность научного и практического решения вопросов, связанных с повышением качества процесса профессиональной подготовки выпускников вузов ВВ, не вызывает никакого сомнения. Под качеством профессиональной подготовки автор понимает результаты процесса профессионального обучения и воспитания офицеров, характеризующиеся высоким уровнем профессионализма всех категорий руководителей подразделений, способных активно действовать в условиях повышенного риска и сохранить жизнь и здоровье себе и подчиненным. Именно об этом говорил министр внутренних дел Российской Федерации, требуя существенно улучшить работу в данном направлении. В своих приказах министр ежегодно ставит конкретные задачи. Для руководителей служебных коллективов эти задачи выступают, по крайней мере, в трех планах:

- как осознанные методологические требования к их профессиональной учебновоспитательной деятельности с подчиненными;

- как обязательные условия и основные направления деятельности;

- как важнейшие критерии оценки ее оптимальности.

Обобщенный анализ требований, предъявляемых к профессиональному обучению и воспитанию, руководителей подразделений показывает, что теория и практика их деятельности реализуются:

- в личностно-должностных обязанностях как конкретные профессиональные и педагогические качества, которыми обладает руководитель;

- в сфере профессиональной подготовки личного состава, особенно в области субординационной зависимости (каждый начальник учит и воспитывает своих подчиненных);

- в области нравственно-правового регулирования системы взаимоотношений, культуры общения с различными категориями подчиненных и с гражданами;

- в области использования дисциплинарных прав и различных методов, приемов и средств профессионального обучения, воспитания, психологической подготовки и развития каждого подчиненного.

Таким образом, в настоящее время нельзя удовлетвориться посредственными результатами боевой учебы и воспитательной деятельности. Следует твердо усвоить, что выполнение служебно-боевых задач невозможно без высокого служебного мастерства личного состава. Поэтому необходимо ответственно и профессионально обучать и воспитывать подчиненных, готовность психологически поддерживать высокую боевую готовность подразделений, отдельных постов, экипажей и боевых расчетов. Решение данной проблемы невозможно без радикального повышения качества подготовки выпускников вузов внутренних войск МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

1 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

2 См.: Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1976.

3 См.: Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1998.

4 См.: Слепов В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1973.

5 Силкин Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: Монография. - СПб.: СПб ГУ МВД России, 2001.

6 См.: Силкин Н.Н., Хальзов В.И. Педагогика в правоохранительной системе. СПб., 2001.

7 См.: Якунин В.А. Обучение как процесс управления. СПб, 1995.

8 См. также: Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2005; Иваницкий А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.

Д.Г. Суханов*

Содержательная практика воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России

Успешное экспериментальное подтверждение теоретических выводов требует всестороннего анализа и оценки существующего состояния изучаемой проблемы в войсках. Фактическое состояние исследовалось на основе требований личностно-социальнодеятельностного, системного и комплексного подхода. Научный анализ содержания воспитания как сложного социально-педагогического явления проводился автором в соответствии с требованиями принципов единства психики и деятельности, системности и развития, что дало возможность выявить существующий уровень содержания воспитания, а также оценить первоначальные, промежуточные и конечные результаты исследования. Исследование разбивалось на несколько этапов и включало в себя следующее.

Во-первых, выявление и изучение содержательных компонентов, их обусловленность социальным заказом, принципами, законами и закономерностями и др. компонентами воспитания через руководящие документы, регламентирующие воспитание военнослужащих в подразделениях и воинских частях.

Во-вторых, определение качественной характеристики субъектов воспитания, анализ и оценку их практической деятельности по реализации содержания воспитания (посредством изучения различной педагогической документации, личных дел, планов, отчетных документов, протоколов общих собраний, документации должностных лиц и т.д., а также диагностирования субъектов воспитания и др.).

В-третьих, анализ эффективности различных видов воспитания по итогам боевой подготовки, журналам ОГП, документации части и подразделений, деятельности субъектов и объектов и др.

В-четвертых, изучение качественной характеристики, анализ и оценку уровня воспитанности объектов воспитания, роли и места в этом содержательных компонентов воспитания.

Научный анализ содержания воспитания отвечал сформированным в общей и военнопедагогической науке основным требованиям к характеристике позитивного и негативного опыта в работе различных категорий воспитателей:

- соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;

- получение устойчивых положительных или отрицательных результатов педагогической деятельности;

- учет расходуемых времени, сил и средств педагогов и воспитателей для достижения определенных результатов;

* Соискатель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД

России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.