Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Список литературы
1. Веселаго, Ф. Ф. История Морского Кадетского Корпуса. — СПб. 1852.
2. Демин,Л На педагогическом поприще. Конец пути. Первопроходцы : сборник. Серия: «Жизнь замечательных людей» — М.: Молодая гвардия, 1983.
3. Коргуев, Н. Обзор преобразований в Морском кадетском корпусе. — СПб., 1901.
4. Мазур, Т. П. Римские-Корсаковы — директора Морского корпуса // Елагинские чтения. — Вып. 1. - СПб., 2003.
5. Мертваго, Д.Б. Несколько слов в воспоминание Воина Андреевича Римского-Корсакова, контрадмирала, начальника Морского училища // Морской сборник. — 1872. — № 3.
6. Римский-Корсаков, ВЛ. О морском воспитании // Морской сборник. — 1860. — № 7.
7. Римский-Корсаков Воин Петрович / / Сайт «Корабел.ру» — Личности. [Электронный ресурс].
— Режим доступа: korabel.ru>persones/detail/408.html (дата обращения: 05.11.2012).
8. Римский-Корсаков. [Электронный ресурс]. — HTML-версия документа от 07.11.2012. Оригинал: marines.home.nov.mmmskij.html (дата обращения: 09.11.2012).
9. Русанов, М. Римские-Корсаковы на службе Отечеству [Электронный ресурс] // Respect Revue.
— 2006. — № 1. — Режим доступа: rr.fabrika-reklami.ru/94.html (дата обращения: 10.11.2012).
УДК 378.14 Г.Н. Косинов*
Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях ВВ МВД России как педагогическая проблема
Статья посвящена проблемам адаптации выпускников вузов ВВ МВД к деятельности в войсках в условиях риска.
Ключевые слова: выпускники, адаптация, деятельность, риск.
G.N. Kosinov*. Adaptation of young officers to work in conditions of risk in military units Interior Troops of Russia as a pedagogical problem. Article is devoted to the problems of adaptation graduates of university VV MVD to activities in armed in conditions at risk.
Keywords: graduates, adaptation, activity, risk.
Педагогическая значимость исследуемой проблемы, ее недостаточная научная разработанность выдвигают потребность научного анализа проблемы адаптации профессиональной подготовленности молодых офицеров к служебной деятельности в условиях риска для жизни и выявления условий ее ускорения. Главным системообразующим показателем высокой профессиональной подготовленности офицеров, их профессионализма выступают активные действия и минимальные потери при выполнении служебно-боевых задач.
Проявление эффективности служебной деятельности выпускников вузов ВВ МВД России связано с определенным переходным профессионально-психологическим периодом в их профессиональной жизнедеятельности. О том, что такой адаптивный период существует, свидетельствуют письменные отзывы на выпускников вузов МВД, беседы с опытными офицерами воинских частей ВВ МВД. Было проанализировано 150 отзывов на выпускников Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. В 95% отзывов отмечается, что этот период объективно имеет место у каждого выпускника-лейтенанта, и его продолжительность зависит от различных факторов. Проведенные беседы с командирами воинских частей и подразделений внутренних войск (31 человек) показали, что основными факторами, влияющими на период адаптации выпускников в войсках, являются: социально-бытовые — место службы, жилищные условия, социально-криминальная обстановка в регионе; профессионально-психологические — уровень профессиональной подготовленности, психологическая готовность переносить возникающие трудности; личностнопсихологические — наличие и уровень развития профессиональных качеств, умение общаться, строить деловые и личные взаимоотношения с начальниками, подчиненными и другими людьми; физиологические — условия жизни, состояние здоровья своего и членов семьи. Совокупность данных объективных и субъективных факторов, препятствующих быстрой адаптации к служебной деятельности, эффективному проявлению профессиональной подготовленности, мастерства и профессионализма, компетентности, ответственности, приобретенных в вузе и в ходе совершенствования профессиональной подготовки в войсках, является механизмом торможения адаптации молодого офицера в практической деятельности, особенно в условиях повышенного риска.
* Косинов, Геннадий Николаевич, командир воинской части 3236. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Kosinov, Gennady Nikolayevich,commander of the military unit 3236. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1.
© Косинов Г.Н., 2012
Знание и глубокое понимание факторов, препятствующих процессу профессиональной адаптации офицера-выпускника, позволяют определить причины застойных явлений в области учебновоспитательной работы, их движущие силы и наметить основные пути их преодоления. Современные требования к профессиональному мастерству и профессионализму офицера ВВ МВД России могут быть реализованы через осмысление и осознание задач, стоящих перед войсками, и связанных с ними педагогических установок, ломку стереотипов в управленческо-педагогической деятельности каждого руководителя, каждого офицера. Изучение приказов и директив министра внутренних дел по совершенствованию работы с подчиненными, с молодыми специалистами, а также беседы, проведенные с ними (75 человек) во время занятий по служебной подготовке и на специальных ежегодных методических сборах, свидетельствуют о том, что в последние годы зарождается система ввода в должность выпускников вузов и молодых офицеров, проходящих службу в войсках. Она включает следующие основные элементы: встреча молодых офицеров, прибывших в воинскую часть (далее в/ ч), и их благоустройство; знакомство с историей в/ч, с задачами служебной деятельности; представление начальникам и личному составу подразделений; организация приема подразделений вновь назначенными командирами подразделений; проведение учебно-методических сборов с целью изучения особенностей службы, должностных обязанностей, приоритетов, диктуемых жизнью войскам правопорядка. Например, в текущем, 2012 году на первом плане — поддержание боеготовности и боевого потенциала войск на уровне, который обеспечит их способность активно и эффективно противостоять внутренним угрозам (терроризм, экстремизм, коррупция, техногенные катастрофы и др.).
В процессе учебно-воспитательной работы с молодыми офицерами было обнаружено несколько групп факторов, их аспектов, выступающих своеобразным тормозом адаптации к службе в сложных, экстремальных условиях, в реализации их профессиональной подготовленности. Оказалось, что одни из них оказывают тормозящее влияние опосредованно, через многообразие социальноорганизационных явлений, другие — непосредственно, прямым воздействием. Они трудно поддаются какой-либо классификации в силу сложности и противоречивости происходящих явлений в обществе и их специфического отражения и проявления в служебной деятельности офицеров войск. Не претендуя на полноту выявления данных факторов, сделана попытка определить их общую характеристику и наметить пути преодоления или хотя бы смягчения их отрицательного влияния на сознание руководителей и их подчиненных. Понимание и учет тормозящих факторов в практической служебной деятельности руководителей поможет ускорить профессиональную адаптацию молодых офицеров, повысить эффективность их служебной деятельности, проявления в ней своего профессионализма.
Экономические аспекты торможения эффективности реализации профессиональной подготовленности офицеров к служебной деятельности, процесса адаптации к ней связаны с влиянием неблагоприятных условий экономического развития нашего государства. Последние выступают объективными трудностями на пути преобразования сознания самого руководителя и его подчиненных, улучшения их настроения, ломки старых стереотипов поведения и выработки новых ценностных ориентаций, приобретения уверенности в существовании реальной возможности преодоления коррупции, организованной преступности, терроризма, материальных затруднений и повышении жизненного уровня. Пути выхода из этого положения офицеры видят в решении нашим государством, правительством таких вопросов, как финансирование в/ч, обеспечение офицеров и их семей благоустроенным жильем, существенное повышение заработной платы за тяжелый и рискованный труд, создание материально-технических условий для осуществления эффективной служебной деятельности всех категорий офицерского состава.
Многогранно и неоднозначно влияют на личность и служебную деятельность офицеров в условиях повышенного риска социально-политические и нравственные условия в обществе. Образовавшийся механизм торможения, связанный с этими условиями, проявляется порой в недооценке офицерами воинских подразделений важности социального развития нашего общества, негативного влияния его социальной «недоразвитости» на человеческий фактор. В условиях войсковой жизнедеятельности это выразилось в отсутствии благоустроенных строений и быта, особенно в отдаленных подразделениях (при наличии огромного количества строительных материалов и других ресурсов), в хронической необеспеченности жильем среднего и младшего начальствующего состава (контрактников), семейных курсантов, слушателей вузов, местами в дошкольных учреждениях для детей, работой членов семей, в слабом медицинском обслуживании и т.п.
Серьезным тормозом профессиональной адаптации молодых офицеров, повышения эффективности и качества их служебной деятельности выступают бюрократизация, субъективизм и протекционизм в работе некоторых руководителей, обслуживающего персонала. Данные явления мешают утверждению в служебных коллективах гласности, добросовестности и ответственности как норм образа жизни офицеров войсковых подразделений. Разлагающее действие на сознание и служебную деятельность оказывают противозаконные действия и грубость отдельных старших начальников, несвоевременная и несправедливая выплата денежного довольствия. Все это порождает неверие в социальную справедливость, в возможность жить по законам и в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами. Поэтому внедрение в жизнь воинских частей и подразделений социальной справедливости, норм права, законов, гласности и демократичности во взаимоотношениях, гуманистического стиля в работе руководителей воинских коллективов, целенаправленное обучение этим вопросам всех категорий офицерского состава, слушателей (курсантов) в вузах МВД — важнейший путь преодоления психологического механизма торможения в повышении качества служебной деятельности, педагогической и правовой культуры личного состава в ускоренной адаптации к служебным действиях в сложных условиях.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Тормозящие аспекты теоретико-методологического фактора проявляются в разрыве между теорией и практикой в проведении реформ, в реальной жизни. Полуправда, а то и откровенная ложь в оценке международной и внутренней жизни оказывают громадный ущерб в формировании сознания людей. Деятельность лидеров различных партий и движений возводится в ранг непогрешимости, безошибочности. Ложные общественно-экономические теоретические концепции, разработки в совокупности с административно-нажимным стилем руководства на всех уровнях управления (в т.ч. и в педагогической деятельности) оказывают отрицательное влияние на решение практических вопросов в экономике и социальной сфере, вызывают тормозящие процессы в других областях человеческой деятельности.
Трудность адаптации молодого офицера к качественному выполнению обязанностей связана с механизмом торможения, обусловленным межнациональными конфликтами, агрессивным поведением международных террористических организаций и террористических группировок в Северо-Кавказском регионе, которые ведут активную войну с демократией за создание тоталитарного, террористического государства, прикрываясь «благими» идеями Корана. Распад Советского Союза деформировал представления об интернационализме, появились группы людей с чувствами национальной кичливости, эгоизма, взаимного недоверия. К тому же служебную и воспитательную деятельность с населением затрудняет слабое знание значительной частью офицеров национально-психологических особенностей людей, традиций и обычаев различных народов, слабая общеобразовательная и профессиональная подготовка выпускников и незнание национальных языков, критическое отношение к правоохранительной деятельности полиции, внутренних войск со стороны различных слоев населения, особенно молодежи. Все это заставляет руководителей частей и подразделений самостоятельно искать пути и средства не только воспитания, но и перевоспитания. А этим вопросам, как известно, и в вузах, и в воинских частях не уделяется достаточного внимания.
Поэтому всем категориям руководителей воинских частей, вузов МВД необходимо приложить максимум усилий для разработки обновленного содержания обучения и воспитания будущих офицеров внутренних войск в поиске более прогрессивных путей в их педагогической деятельности, в организации и осуществлении профессиональной подготовки личного состава, его адаптации к деятельности в условиях риска.
В единстве с объективными условиями выступают и субъективные психологические и педагогические аспекты механизма торможения адаптации и эффективности деятельности молодых офицеров в сложных условиях. В социально-психологическом плане это проявляется в консерватизме и инертности руководителей в организации и осуществлении профессиональной подготовки начинающих службу офицеров, в догматизме их мышления и действий. Этому же способствуют оторванные от жизни положения некоторых руководящих документов, которые определяют деятельность командиров (начальников). Это и общевоинские и специальные уставы и инструкции, и многие директивы и наставления. Во многих воинских коллективах отношение к служебным обязанностям, к общественной работе в лучшую сторону не изменилось. Ответственное отношение к делу еще не стало нормой. Наше исследование показывает, что каждый третий руководитель коллектива не желает расстаться со старыми административными методами работы с подчиненными. Тормозом оптимальной адаптации выступают нерешенные вопросы, связанные с поддержанием высокой организованности, с саморазвитием ответственности, дисциплинированности и самостоятельности у различных категорий офицеров.
Материальная бедность и нравственные болезни общества породили пьянство, наркоманию, воровство, взяточничество, в т.ч. и в армии, и в правоохранительных органах, и во внутренних войсках. Очевидными стали нечестность, неуважение друг к другу, отчужденность руководителей от подчиненных, доходящая до жестокости бесчеловечность во взаимоотношениях. Об этом свидетельствуют факты неуставных взаимоотношений, убийства и расстрелы своих сослуживцев и начальников. Личностно-психологический аспект торможения эффективности служебной деятельности, ускоренной адаптации к ней проявляется в пассивности молодых офицеров, искаженности моральных ценностей и жизненных потребностей (стремление к вещизму, обогащению), в потере чувства долга, достоинства, совести и личной ответственности за свои слова и обещания, личной примерности. Все это отрицательно влияет на служебную деятельность, на взаимопонимание и взаимопомощь всех категорий военнослужащих, особенно в условиях риска для жизни.
Анализ служебных ситуаций показывает, что педагогическим условием преодоления тормозящих факторов ускорения адаптации молодых офицеров и повышения эффективности служебной деятельности выступает уровень их общей, правовой и педагогической культуры, профессиональной обученности и воспитанности. Это подтверждается анализом служебных характеристик на выпускников в период выполнения службы в «горячих точках» и в Северо-Кавказском регионе (низкий уровень общей культуры, развития профессиональных качеств отмечался в разные периоды у 45—65 % молодых офицеров). А как известно, отсутствие общей и профессиональной культуры существенно тормозит повышение эффективности труда, адаптации специалистов. Поэтому воспитание высококультурных, профессионально подготовленных, интеллигентных офицеров в высших учебных заведениях ВВ МВД, совершенствование у них общей и профессиональной культуры в период дальнейшей службы в войсках
— важнейший элемент оптимизации системы профессиональной подготовки офицеров, условие успешного повышения эффективности их служебной деятельности.
Выяснив факторы, которые препятствовали ускорению профессиональной адаптации молодых офицеров к эффективной служебной деятельности в условиях риска, мы провели частный формирующий эксперимент. Его цель заключалась в том, чтобы изучить условия преодоления психологического механизма торможения в проявлении профессиональной подготовленности молодых офицеров (срок работы до 3 лет), сокращения периода адаптации и вывода на планомерное
развитие у них военно-профессиональной и педагогической культуры, проявление профессионального мастерства. Реализация данной цели осуществлялась на основе разработанной профессиограммы личности руководителя (в звене «командир взвода — командир роты») как организатора службы, учителя и воспитателя подчиненных войскового подразделения. С прибытием выпускников в подразделение после окончания вуза (2008 г.), на основе ранее обоснованных критериев был зафиксирован доэкспериментальный уровень профессиональной подготовленности в экспериментальной и контрольной группах. Этот уровень профессиональной подготовленности молодых офицеров примерно одинаков. Затем была разработана программа формирующих воздействий для выпускников экспериментальной группы. Данная программа включала: организацию регулярной встречи молодых офицеров с руководством воинских частей, заботу об устройстве быта, плановую подготовку к выполнению функциональных обязанностей, регулярное изучение руководящих документов, особенностей служебных задач в условиях повышенного риска, изучение и сопоставление характеристик на каждого подчиненного своего подразделения с оценками старших начальников, встречи с молодыми, но уже достаточно опытными офицерами, прослужившими уже более 5 лет, опытными командирами из числа младшего начальствующего состава, оказание им теоретической и практической помощи в работе с людьми, предоставление времени на самостоятельную работу; оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании; материальное и моральное стимулирование успешной профессиональной и воспитательной работы.
Экспериментальная работа проводилась при активном участии первых лиц командования бригады, батальона. С офицерами экспериментальной группы вся эта работа детально планировалась, особое внимание уделялось вопросам благоустройства, приобретения необходимых вещей, продуктов питания, особенно для детей; проводилась беседа с их коллегами с целью взаимного знакомства. В ходе беседы создавалось приподнятое настроение, встречи носили деловой, непринужденный и приветливый характер. В предстоящей служебной деятельности вычленялись возможные трудности и опасности, пути их преодоления с расчетом на помощь старших. Организовывались встречи со старшими командирами (начальниками) — выпускниками вузов ВВ МВД России прошлых лет. В период учебно-методических сборов изучались задачи специальных подразделений, техника (вооружение), приказы, директивы и программы профессиональной подготовки личного состава; изучались особенности учебно-воспитательного процесса, жизни, быта офицеров, осуществлялось знакомство с опытом работы передовых офицеров (с посещением их занятий); анализировались особенности служебного коллектива, «трудных» подчиненных, четко формулировались рекомендации и советы работы с ними; проводились дополнительные занятия, воспитательные мероприятия. Завершалась подготовительная работа зачетным собеседованием.
Через полгода офицерам экспериментальной группы был задан вопрос: «Как Вы оцениваете встречу Вас в бригаде, батальоне, подразделении, работу с Вами на первом году службы?». Интенсивность отличных оценок достигала по различным подвопросам основного вопроса от 70 до 80 %, тогда как в контрольной группе от 32 до 43 %. Данные получены на основе беседы с молодыми офицерами и результатов их служебной деятельности.
Процесс адаптации имеет четко выраженные содержательный, организационный и методический аспекты. Содержательная сторона определяется профессиональными особенностями деятельности офицера и направлена на создание условий для проявления полученной в вузе системы знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей. Организационная сторона адаптации включает: планирование всей системы работы с молодыми офицерами; постоянный учет условий служебной деятельности, быта, индивидуальных особенностей; совершенствование стиля общения с молодыми специалистами, повышение уровня руководства профессиональным самообразованием и самовоспитанием всех категорий выпускников.
Методический (технологический) аспект предполагает широкое использование разнообразных форм, методов, приемов и средств работы с офицерами; вовлечение их в различные виды деятельности (командирская подготовка, общественная работа, творчество); оказание методической помощи в решении служебных задач; систематическое поощрение старательного отношения и достижений в службе, в профессиональной учебе и в саморазвитии.
Опытная работа, беседы с молодыми офицерами позволили определить некоторые общепедагогические условия сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения эффективности служебной деятельности, а также вычленить этапы их профессионального становления. Такими условиями выступают: положительное отношение руководителей всех степеней к молодым специалистам, прибывшим из вузов ВВ МВД (доброжелательность, понимание, отзывчивость, дружба, взаимопомощь, доверие, уважение достоинства); планомерное влияние на развитие самостоятельности офицера в решении учебных и служебных задач, оказание помощи при возникновении трудностей; определение содержательного, организационного и методического аспектов в процессе адаптации, особенно в первое полугодие службы; учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей, особенностей развития в период обучения и в период службы; закрепление и развитие положительной мотивации к службе в подразделениях внутренних войск и учебно-познавательной деятельности; активную практику поощрения командиров и их заместителей за эффективную воспитательную работу с подчиненными. При этом успехи соотносились с уровнем профессиональной подготовленности, возможностями и затраченными усилиями.
Беседы с самими офицерами и их руководителями свидетельствуют о том, что целеустремленная работа в течение двух-трех лет позволяет прибывшим из вузов на службу в войсковые подразделения проявить себя разносторонне, преодолеть естественно возникшие в период адаптации трудности, мотивировать старание
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
молодых офицеров поощрительной методикой, доброжелательным стилем общения старших начальников и товарищей по службе и присвоением очередного воинского звания. Последнее для лейтенанта, старшего лейтенанта имеет громадное психологическое значение в обретении общественного статуса среди сверстников, родителей, знакомых, а у подчиненных — гордости за своего командира.
В ходе исследования различных сторон профессиональной адаптации молодых офицеров были выявлены некоторые этапы профессионального становления молодых, начинающих службу лейтенантов. Это этап первичной адаптации (пассивно-активный этап вхождения в должность). Он длится полгода-год; второй этап — полной адаптации (активный период приобретения служебного опыта) — это второй год службы; третий этап — планомерного становления, профессиональной стабилизации — третий год службы (первый год службы в новом звании). Последующий этап — это этап роста, профессиональной зрелости и профессионализма на различных должностях. Он длится 2-3 года после назначения на вышестоящую должность. Данные особенности необходимо учитывать при отборе офицеров для деятельности в условиях повышенного риска.
Материалы проведенного исследования позволили выявить недостатки, свойственные молодым офицерам первых порах службы. Их анализ показал, что они обусловлены прежде всего спецификой служебной деятельности в в/ч различного назначения, особенно в период работы в экстремальных условиях. На этапе первичной адаптации типичными недостатками в служебной деятельности того или иного офицера являются следующие: положение, когда, учитывая опасность службы, например, командир подразделения стремится все делать сам (такие действия, как правило, обусловлены неуверенностью в подчиненных, в активе), увлечение массовым обучением и воспитанием, недооценка одиночной профессиональной подготовки и индивидуального воспитания подчиненных офицеров; появление неоправданной самоуверенности на фоне первых успехов; стремление уйти от преодоления трудностей (это характерно для офицеров с низким уровнем профессиональной подготовленности); быстрая смена эмоциональной удовлетворенности, у некоторых — даже профессиональной направленности, вызванные некоторыми служебными неудачами, трудностями во взаимоотношениях с коллегами, подчиненными и особенно с начальниками. Вот почему требуется большая выдержка, такт и педагогическая помощь со стороны старших в отношении молодых офицеров.
Не имея полных представлений о тонкостях, деталях службы, особенностях профессиональной подготовленности, офицерам различного профиля приходиться сталкиваться с трудностями службы: психологические и физические нагрузки, опасность, нехватка времени на отдых, внезапность подрыва на мине или нападения боевиков. Подобные трудности, к сожалению, имеют место. Они вызывают неудовлетворенность службой, отрицательно влияют на моральное состояние, на реализацию профессиональной подготовки, в целом на личность молодого офицера. Поэтому при назначении тех или иных выпускников в подразделения для действий в экстремальных условиях важно предвидеть и учесть трудности субъективного и объективного характера, имеющиеся в реальных условиях в структурных подразделениях внутренних войск их положительное или отрицательное влияние на адаптацию молодых офицеров, особенно молодых лейтенантов.
Анализ наблюдений, бесед и независимых характеристик (220 офицеров) свидетельствует о том, что новый уровень профессионального опыта службы появляется в динамике разрешения, преодоления объективных и субъективных противоречий и трудностей, которые возникают на этапе активной адаптации, в период активного приобретения служебного опыта, совершенствования своей духовной и профессиональной подготовленности. Этот период занимает у большинства офицеров до одной недели, у немногих (20 %) — полторы-две. В это время идет активное самосовершенствование личностных качеств, проверка и доработка полученных знаний и умений в действиях в условиях риска. Но это не означает, что офицер в этот период не испытывает каких-либо трудностей и даже боязни или страха. В его повседневном поведении необходимо увеличивать число общественных поручений, связанных с жизнью воинского коллектива. На этом этапе в ходе экспериментальной работы рабочее предположение формулировалось следующим образом: путем планового руководства адаптационным процессом, активного включения, особенно слабо подготовленных выпускников в процесс профессиональной подготовки к действиям в условиях риска и активизации их профессионального самообразования и самовоспитания, возможно достичь более высокого уровня подготовленности молодых офицеров и его подчиненных и тем самым сократить сроки их профессиональной адаптации.
В ходе опытной работы с офицерами экспериментальной группы на первом этапе адаптации (неделя), по замыслу автора к ним применялись дополнительные педагогические воздействия:
— мобилизация психологической установки на проявление морально-боевых качеств;
— поощрение руководителями офицеров за активную творческую учебно-познавательную деятельность, за бдительность и осторожность, за творческое мышление, смекалку;
— поручение индивидуальных заданий с целью повышения уровня профессиональнопсихологической подготовленности для решения служебно- боевых задач;
— установка на анализ своих служебных действий и деятельности в целом в ходе после выполнения служебно-боевых задач;
— осуществление старшими офицерами постоянного контроля за действиями в опасной ситуации и оказание помощи, поддержки (примером, советом, делом).
Введение дополнительных положительных воздействий позволило активизировать профессиональную подготовленность, активность в приобретении боевого опыта, в проявлении воли
и других морально-боевых качеств. Сравнительный анализ профессиональной учебы офицеров данных групп по различным предметам профессиональной подготовки в период сборов также позволил зафиксировать улучшение учебы на 0,5—0,6 балла. Следовательно, введенные дополнительные мероприятия в работе с офицерами, назначенными в специальные подразделения для направления в «горячие точки», позволяют активизировать приобретение профессионального опыта, проявить творческие способности и сократить время адаптационного периода в условиях повышенного риска на 0,5—1 неделю, служебно-боевые задачи выполнять без потерь.
В ходе изучения адаптационного процесса проявления профессиональной подготовленности молодых офицеров и профессионализма руководителей обнаружились некоторые общие тенденции, характеризующие его неравномерность и скачкообразность. Одна из них связана с проявлением личности и ее деятельности в новых условиях после учебы в вузе для руководителей и учебы рядовых и сержантов в учебном центре. Она отражает некоторое несоответствие уровня теоретико-практической подготовленности в вузе или учебном центре и возможности ее проявления в условиях практической службы. Было замечено, что активность офицера и его подчиненных в приобретении профессионального опыта повышалась при решении служебных задач в сложных и опасных для жизни условиях, при большой служебной нагрузке на личный состав по обеспечению режима комендантского часа, при включении офицеров в общественно-политическую разъяснительную работу в «горячих точках» с населением различных национальностей. Спад этой активности у офицеров (начальников и подчиненных) наблюдался во время непредвиденных длительного непосредственного их участия в выполнении боевых задач службы, во время хозяйственных работ, командировок и отпусков. Причиной спада, как показали беседы с офицерами (67 чел.), является ослабление интеллектуальной и психологической нагрузки при большой длительности боевой службы (более месяца), отсутствие интереса к хозяйственным работам, которые считаются менее значимыми и важными.
Другая тенденция связана с проявлением несоответствия между высоким уровнем оценочных требований старших начальников к молодым командирам и их подчиненным прямо с первых дней и недостаточным уровнем адаптации недавних выпускников к новым условиям применения подразделений войск и осуществления учебно-воспитательной работы в условиях боевых действий.
Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что адаптационный процесс можно стабилизировать, придав ему планомерно ускоренный характер, обеспечивающий уверенность офицера в своем профессионализме и повышающий уровень подготовленности подчиненных. Это возможно за счет устранения некоторых трудностей, которые порождаются первой и второй тенденциями. Первые — объективные, зависящие от уровня организации службы и профессиональной подготовки, условий службы в войсках, в специальных подразделениях, обязывают старших командиров подразделении улучшать условия для успешного становления молодых офицеров, развития их морально-боевых качеств. Вторые — объективно-субъективные трудности, обусловлены индивидуальными особенностями профессиональной подготовленности и офицера, и его подчиненных, требующие повышения уровня ответственности всех вместе взятых за активное приобретение профессионально-боевого опыта.
При назначении офицеров спецподразделений и личного состава для выполнения задач службы в условиях риска важно учесть, что молодые офицеры достигают полной адаптации за 1,5—2 года. К этому времени молодые офицеры становятся полноправными членами воинского коллектива (воинской части, подразделения), эффективно осуществляют служебную и воспитательную деятельность. Наступает фаза их социально-профессиональной стабилизации, планомерного становления. Она происходит на третьем году службы. Офицер в этот период характеризуется достаточно высоким уровнем развития профессиональных качеств, наличием прочных знаний, навыков и умений, достаточно высокими устойчивыми результатами в службе и в профессиональной подготовке подчиненного состава. Анализ 380 письменных отзывов на выпускников вузов ВВ МВД, беседы со старшими начальниками по вопросу адаптации офицерской молодежи в войсковых подразделениях показали, что этап планомерной устойчивой адаптации в среднем занимает примерно год и завершается к концу третьего года службы, у отдельных руководителей (10%) он может быть и более длительным.
Следует заметить, что хотя время — фактор мощный, но не стихийно действующий. Поэтому уверенность молодые офицеры приобретают за счет четко налаженной системы работы с ними в структурных подразделениях. Эта система стабилизации обязательно должна включать такие важные условия деятельности старших офицеров, командиров подразделений, как:
— постановка задач перед молодым офицером на самостоятельное руководство подразделением, организацию службы, проведение учебной и воспитательной работы;
— формирование установки на самоконтроль, самоанализ, самооценку своей служебной деятельности, педагогических ошибок;
— постановка задачи на творческое выполнение должностных обязанностей, особенно в индивидуальном воспитании;
— включение молодого офицера как педагога в систематическую целенаправленную учебновоспитательную деятельность;
— создание и поддержание в подразделениях воинской части педагогической среды: доверительные отношения, тактичность во взаимоотношениях, положительная оценка даже незначительных успехов в обучении, воспитании, в самообразовании, помощь, сочувствие и поддержка;
— объективно-доброжелательный педагогический анализ (разбор) службы и учебновоспитательной деятельности офицера с заключительными советами и практическими рекомендациями
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
в совершенствовании теоретической и практической профессиональной подготовленности, педагогической и правовой культуры.
Данная система получила положительное одобрение самих молодых офицеров, 94 % которых согласились, что она способствует развитию личности начинающего организатора службы и военного учителя, вселяет уверенность и вызывает чувство уважения к старшим, высокую ответственность и самостоятельность действий в экстремальных условиях.
Изучение профессиональной подготовленности молодых офицеров и их подчиненных свидетельствует о том, что ускоренная адаптация достигается не только за счет профессиональной теоретической подготовки офицеров в вузе, но и за счет накопления опыта самостоятельного решения служебных задач, организации служебной деятельности подчиненных, выработки деловитости, распорядительности, завершенности во всех делах. Все это нацеливает старших и непосредственных командиров (начальников) на развитие у младших в первую очередь вышеназванных качеств. Происходит качественная завершенность, составляющая теоретико-практический «фундамент» для перехода к активной практической служебной деятельности по профессиональной подготовке личного состава к выполнению служебно-боевых задач, совершенствованию своей педагогической культуры, профессионализма, компетентности. Для офицера-руководителя становятся характерными: достаточно высокий авторитет среди подчиненных и среди старших офицеров, служебно-профессиональный тип личности и индивидуальный стиль педагогической деятельности; оптимально-педагогическая зрелость; относительно устойчивые результаты в профессиональной подготовке и служебной деятельности подчиненных. Как видим, адаптация офицера существенно влияет на подготовленность и адаптацию к службе подчиненных.
Таким образом, знание этапов процесса адаптации молодых офицеров в частях и подразделениях внутренних войск МВД России и их подчиненных в обычных и сложных ситуациях, противоречий и тенденций их профессионального становления и развития позволяет старшим командирам (начальникам) различать и учитывать особенности того или иного офицера и стиля его работы с людьми, подлинных мотивов служебной деятельности, проявлять заботу о становлении молодых офицеров.
Исследование профессиональной деятельности и подготовленности молодых офицеров и их подчиненных, процесса их адаптации позволили сформулировать принципы взаимодействия, сотрудничества старших и младших офицеров. Это принципы доброжелательности, компетентности, гуманизма и социальной справедливости, высокой общей и педагогической культуры. Это принцип наименьшего ущерба личности, даже в самых сложных условиях оперативной обстановки: требовать то, что нужно по службе, в пределах прав и обязанностей подчиненных, обосновывать объективную необходимость возможного ущерба, тягот и лишений, минимальных потерь в условиях риска, а при наказаниях за проступки — минимально «снимать» положительное с личности.
Педагогическая деятельность, каковой является процесс профессиональной подготовки офицеров внутренних войск МВД России, сложна и противоречива. В ней возможны педагогические ошибки руководителей в силу объективных (низкий уровень дисциплины личного состава и др.) и субъективных причин (низкий уровень педагогической культуры). Они отрицательно влияют на эффективность служебной деятельности, на уровень духовно-нравственного развития подчиненных. Из этой закономерной зависимости с необходимостью вытекает общепедагогический принцип работы офицеров, принцип педагогической реабилитации личности в коллективе. Он требует от воспитателей признания допущенных педагогических ошибок; широкой гласности возвращения прежнего авторитета офицера среди сослуживцев; побуждение к совместной творческой работе при выполнении должностных обязанностей; постоянного повышения общей и педагогической культуры всего личного состава воинской части; снятия напряженности при реализации личностных потребностей, восстановления здоровья и сил после выполнения служебно-боевых задач.
Реализация программы мероприятий по адаптации молодых офицеров и их подчиненных в войсковых подразделениях позволила зафиксировать, что данные принципы «работают» эффективно: 97 % опрошенных офицеров, соблюдавших их в своей деятельности, указали на их большую практическую ценность.
Великий педагог К.Д. Ушинский последовательно и целостно обосновал концепцию изучения личности в педагогическом процессе. Константин Дмитриевич рекомендовал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и на наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны» [1, с. 35—36].
Таким образом, каждой функции служебной деятельности офицера ВВ МВД России как организатора службы и воспитателя подчиненных присущи свойственные только ей, сложные психические образования, представляющие собой единый комплекс личностных качеств, знаний, навыков и умений офицера любого ранга, позволяющих ему успешно выполнять профессиональные управленческие и педагогические обязанности по должности, в том числе и проведение психологопедагогических мероприятий по адаптации своих подчиненных к деятельности в особых условиях.
Список литературы
1. Новожилов, В. Ю. Методология исследования интеграции в образовании : монография. — М., 2011.
2. Соловьев, И. В. Адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта. — М., 1998.
3. Тарасов, М. М. Морально-психологическое обеспечение профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск : монография. — СПб., 1998.
4. Ушинский, К. Д. Собр. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1950.
5. Шимко, С. Ю. Инновационный подход к обучению военнослужащих частей внутренних войск МВД России. — Сочи: РИЦ СГУ, 2011.
УДК 378.14 Ю.А. Куис*
Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России
Статья посвящена проблемам воспитания культуры управленческой деятельности будущих офицеров.
Ключевые слова: управленческая культура деятельности, сущность, содержание, пути воспитания, педагогические условия.
V.A. Kuis*. Pedagogical and management culture of the officer of the Russian Interior Ministry forces. The article is devoted to the problems of management culture upbringing of the future officers.
Keywords: management culture, essence, content, upbringing ways, pedagogical conditions.
История развития военно-педагогической мысли учит, что одним из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса части, подготовки военных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является управленческая деятельность офицера, его педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая культура. Анализ исторического опыта подготовки внутренних войск, практической учебно-воспитательной деятельности офицеров показывает, что чем выше педагогическая управленческая культура руководителей, воспитателей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части, подразделения. Особенно велико значение общей и военно-педагогической культуры офицера в современных условиях, когда осуществляется реформирование силовых структур России, и во всех сферах воинской службы произошли и происходят большие изменения, требующие высокого уровня профессионализма, компетентности и организаторских способностей.
При выяснении сущности управленческой культуры целесообразно исходить из общего понимания культуры и ее многофункциональности в жизни человеческого общества. Здесь находят свое отражение общечеловеческие, российские национально-государственные, военнопрофессиональные и личностные ценности. Анализ литературных источников показывает, что культура, как правило, рассматривается в широком и узком смысле слова.
В широком смысле слова педагогическая управленческая культура — это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области общего и военно-профессионального образования, обучения, воспитания и развития личности, что достигнуто в военно-педагогической теории и практике, а также процесс овладения данными ценностями.
В узком смысле слова педагогическую управленческую культуру офицера можно охарактеризовать как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессиональноэтических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать учебно-воспитательные задачи.
В данной статье хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая управленческая культура имеет сложную и многогранную структуру. Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий офицеров внутренних войск, занимающихся эффективно обучением и воспитанием личного состава, показывает, что слагаемые педагогической управленческой культуры включают: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-
* Куис, Юрий Александрович, заместитель начальника факультета Академии управления МВД. Адрес: Россия, 125171 г. Москва ул. Зои и Александра Космодемьянских д.8
* Kuis, Yuri Alexandrovich, deputy chief of the faculty of the management Academy of the Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 125171, Moscow, st. Zoe Alexander Kosmodemyanskiy h.8
© Куис Ю.А., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012