ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 355.51
В. А. Юматов
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В данной статье проводится анализ научных исследований проблемы профессиональной подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России с периода становления военной педагогики как науки и по настоящее время.
This article analyzes the history of research of training officer cadres of internal troops of Russia from the formative period of military pedagogy as a science to the present.
Ключевые слова: внутренние войска МВД России, профессиональная подготовка, военная педагогика, научные исследования.
Keywords: Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional training, military pedagogy, scientific research.
Профессиональная подготовка офицеров внутренних войск основана на большом историческом опыте подготовки офицеров в России и идет из глубины веков. Официальная история внутренних войск насчитывает уже двести лет.
Формирование внутренних войск обозначило проблемы профессиональной подготовки командиров. На всех этапах развития внутренних войск, становления и формирования педагогической науки проблема профессиональной подготовки командиров подразделений находила должное отражение в теоретической и практической деятельности ученых, политических и военных деятелей, офицеров-практиков.
Наибольшую ценность для анализа представляют исследования и военно-педагогические идеи ученых исследователей XX в., периода становления военной педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Начиная именно с этого периода проводятся целенаправленные научные исследования.
Первые труды по военной педагогике, как известно, появились после Великой Отечествен-
© Юматов В. А., 2011
ной войны. Они были направлены на разработку сущности, принципов, методов и форм обучения и воспитания личного состава войск (А. Г. База-нов, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Котов, Г. Д. Луков и др.). В работах военных педагогов выясняются вопросы единства и различия, оптимизации обучения и воспитания, механизмы овладения знаниями, навыками и умениями, вопросы эффективного воспитания воинских качеств (В. Г. Демин, А. М. Воробьев, Ю. Н. Фролов, Н. В. Круглиевский и др.).
В 60-70-е гг. прошлого столетия различные аспекты профессиональной подготовки личного состава и офицеров в той или иной мере затрагивались и рассматривались в работах многих военных философов, психологов, педагогов. В философском плане вопросы рассматриваемой проблемы нашли наибольшее отражение в исследованиях Д. А. Волкогонова (этика советского офицера), А. С. Миловидова (проблемы воинского долга), Н. Д. Табунова (воспитание воинов). Военные психологи выясняли некоторые социально-психологические и личностно-психологи-ческие вопросы, учет которых позволяет выявить внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности обучения и воспитания военнослужащих.
Анализ работ военных педагогов показывает, что вопросы профессионализма офицера являются приоритетными. Наиболее ярко представлены проблемы эффективности военно-педагогической деятельности, педагогического мастерства, формирования отдельных качеств офицера (А. В. Барабанщиков, Н. С. Кравчун, В. К. Лу-ценко и др.). Различные стороны рассматриваемой проблемы затрагивались при изучении условий, оптимально влияющих на процесс обучения военнослужащих, при исследовании процесса воспитания личного состава, принципов и методов воспитания (В. П. Давыдов, В. Я. Слепов и др.), руководства воспитательным процессом в воинской части (В. И. Хальзов, А. П. Шарухин, и др.).
В разработке исследования являются ценным идеи и положения о сущности, системе принципов и методов обучения, воспитания и самовоспитания военнослужащих, изложенные в научных трудах А. В. Барабанщикова, В. П. Давыдова, Н. Ф. Котова, Н. С. Кравчуна, В. Я. Слепова и их учеников. Авторы подчеркивают, что объективные условия подготовки войск требуют слить
обучение и воспитание военнослужащих в единый процесс, преодолеть имеющийся разрыв между их обученностью и воспитанностью.
Конкретные проблемы воспитания и обучения личного состава подразделений, курсантов военно-учебных заведений, молодых офицеров войск являются объектом специальных исследований на уровне кандидатских диссертаций. Это проблемы морально-политической подготовки курсантов военных училищ МВД (В. Я. Слепов), морально-политической и психологической подготовки, формирования у курсантов педагогической подготовленности к деятельности политработника внутренних войск (В. И. Хальзов), формирования навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск (П. Ф. Беспоясов), нравственного воспитания курсантов военных училищ МВД России (О. Д. Вьюшин), психологической подготовки курсантов военных училищ к службе во внутренних войсках (А. Т. Иваницкий), подготовки курсантов военных училищ к созданию семьи (Н. И. Минко), формирования многонационального воинского коллектива (Ю. А. Шаранов), профилактики и преодоления неуставных взаимоотношений среди военнослужащих (А. В. Гурнак), формирования культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД РФ (В. Я. Кикоть), совершенствования процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России (Ю. Д. Менжега), индивидуального подхода в воспитании будущих офицеров ВВ МВД России (М. М. Тарасов) и другие. Это создает благоприятные предпосылки для разработки нового направления исследований - выявление и обоснование теоретических выводов и практических рекомендаций по вопросу повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов с учетом особенностей оперативно-служебных и служебно-боевых задач, выполняемых военнослужащими внутренних войск, в частности подразделениями специального назначения внутренних войск МВД России.
Рассмотрим некоторые ценные и наиболее интересные для профессиональной подготовки курсантов военных институтов идеи более подробно.
Воспитательная деятельность командиров подразделений вызвала значительный интерес у педагогической общественности, из среды которой нашлись офицеры, взявшиеся за написание диссертаций.
В. Я. Слепов в своем докторском исследовании особое место и значимость отводит назначению всех курсантов училища, по определенной системе, на должности младших командиров, в ходе пятилетнего обучения, в интересах морально-психологической подготовки будущих офице-
ров ВМФ СССР [1]. Автор полностью разделяет точку зрения исследователя, так как в действительности после окончания вузов офицеры сталкиваются с большими трудностями в воспитании подчиненных вследствие недостатка командных навыков.
П. Н. Городов в 1973 г. защищает кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ» [2]. В данной работе автор построил схему и показал уровни воспитанности с учетом работы курсантов в должности младшего командира.
Определённый интерес представляет мнение В. Я. Дудника, он в 1975 г. защищает диссертацию на тему: «Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений» [3], в которой еще ближе, чем П. Н. Городов, подходит к проблеме укрепления воинской дисциплины.
Решить проблему формирования военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов предпринял Л. Ф. Железняк в 1980 г., защитив докторскую по проблеме «Военно-профессиональная направленность личности советского офицера». Исследуя эту проблему, он приходит к выводу, что «военно-профессиональная направленность личности курсанта представляет собой внутренне согласованную, устойчивую систему осознанных побуждений, целей и установок по овладению военной профессией и совершенствованию в ней» [4].
В 80-х гг. защищается ряд диссертаций, целенаправленно решающих проблему подготовки офицеров-воспитателей. П. Ф. Беспоясов защищает работу по теме «Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск МВД СССР». Это одна из первых диссертаций по подготовке офицеров как профессионалов-воспитателей. А. Т. Иваницкий раскрывает проблему психологической подготовки [5].
В 90-х гг. прошлого столетия проводился комплекс исследований профессиональной подготовки будущих офицеров. В. Я. Кикоть исследовал проблему «Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД РФ» [6]. Ю. В. Аманацкий работал над темой «Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ внутренних войск МВД РФ», им разработана комплексно-целевая программа в решении проблемы воспитательной деятельности как фактора накопления нравственного опыта в реализации воинского долга [7].
О. М. Латышев в своем диссертационном исследовании по теме «Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях вуза МВД России» (1995) предложил внедрить
разработанную им комплексно-целевую программу подготовки младших командиров в условиях курсантских подразделений военного училища, а в интересах повышения ответственности офицеров курсантских подразделений за руководство сержантами, повышения их подготовленности к деятельности младшего командира целесообразно в аттестационных документах на офицеров отражать их практическое умение правильно организовать служебную и учебную деятельность сержантов, управлять процессом их становления. Также было рекомендовано ГУКВВ МВД РФ рассмотреть вопрос об организации активной подготовки будущих офицеров внутренних войск в форме посеместрового исполнения каждым курсантом должностных обязанностей младшего командира в училище с выставлением по итогам семестра дифференцированной оценки [8].
В 1996 г. Л. С. Узун в своем исследовании по теме «Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России» рекомендовал курсовым офицерам использовать в воспитательной работе апробированные в исследовании карты изучения нравственных и морально-боевых качеств у курсантов с соответствующей инструкцией и методическими рекомендациями, а также выпустить памятки курсовым офицерам по управлению процессом формирования у слушателей вузов МВД России [9].
Высокая отчисляемость курсантов из вузов и увольняемость выпускников в начальный период службы в войсках показала необходимость в совершенствовании профессиональной адаптации курсантов вузов ВВ МВД России. Решение данной проблемы, на наш взгляд, нашло наиболее полное отражение в работе С. А. Голобородько [10], где автором было раскрыто понятие профессиональной адаптации курсантов и разработана комплексно-целевая программа совершенствования профессиональной адаптации, которая, в свою очередь, позволяет повысить эффективность этого процесса в период обучения курсантов и в начальный период службы выпускников вузов.
В основе профессиональной подготовки командиров подразделений лежит игровая педагогическая технология, представленная в диссертационном исследовании О. И. Скрыпникова по теме «Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов» (1999) [11]. Автор обосновал, что игровая педагогическая технология воспитательной деятельности улучшает профессиональную подготовку офицеров, а степень сформирован-ности у них личностных качеств лидера оказывает существенное влияние на эффективность управления подразделением. Использование иг-
ровой технологии, включенность курсанта в деятельность, максимально приближенную к реальной войсковой практической деятельности, придает курсанту уверенность в своих силах.
М. М. Тарасов исследовал индивидуальный подход в системе подготовки офицера и обосновал эффективность данного подхода в профессиональной подготовке [12].
Модель военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России обоснована и подтверждена в исследовании Ю. Д. Мен-жеги «Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России» (2000) [13].
Технология задачного подхода отражена в работе В. Ю. Колпакова «Военно-педагогическая подготовка курсантов вузов ВВ МВД России» (2002) [14]. Теоретически технология задач-ного подхода призвана обеспечить управление условиями познавательной деятельности обучаемых и педагогической деятельности обучающих. А в ходе эксперимента было подтверждено предположение, что военно-педагогическая подготовка курсантов на основе задачного подхода осуществляется более эффективно, если уже на начальной стадии подготовки в вузе планомерно функционирует непрерывная педагогическая практика будущих офицеров. Суть в том, что данная технология служит для развития направленности, мотивации к деятельности, профессионально важных качеств, педагогических способностей, целостной личности офицера.
С. В. Бунин в своем исследовании обосновал модель совершенствования профессиональной подготовки будущих офицерских кадров к выполнению служебно-боевых задач [15].
В новое время идет поиск новых путей и подходов по совершенствованию воспитательной деятельности в военных вузах, и их модернизацию исследователи видят в необходимости усиления патриотического воспитания курсантов. Модель системы патриотического воспитания курсантов отражена в работе Н. В. Ермоленко (2006) [16].
Говоря об оптимизации профессионального воспитания курсантов, следует отметить исследование А. М. Приходько, где автор экспериментально подтвердил, чем обеспечивается оптимальность профессиональной деятельности командно-преподавательского состава.
Для профессиональной подготовки курсантов вызывают интерес и воспитательные аспекты проблемы. Так, проблемой правового воспитания занималась Е. Н. Суховецкая, экологического воспитания - В. А. Кравцова (2009). В 2010 г. было проведено исследование на тему педагогического обеспечения психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России Н. Н. Исаевой.
Изучение педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях показало, что подготовку будущих руководителей и воспитателей воинских коллективов целесообразно осуществлять на основе специальной педагогической технологии в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию (профессиональной компетенции и компетентности профессиональной подготовки) (Л. Н. Бережнова, И. А. Зимняя, Т. А. Матвеева, Ю. Т. Татур). Этот подход, основанный на государственных образовательных стандартах третьего поколения, является предметом современных исследований.
Таким образом, историко-педагогический анализ развития военно-педагогической мысли позволяет сделать следующие выводы:
1. С момента формирования внутренних войск и на всем протяжении своего развития проблема профессиональной подготовки офицеров являлась актуальной и насущной, актуально это и в настоящее время. Анализ научных источников позволяет выявить тенденции развития научной мысли в области профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России и спрогнозировать дальнейшее развитие, направленное на обеспечение служебно-боевой деятельности.
2. В связи с развитием организационно-штатной структуры, возрастающим объемом решаемых задач и переходом подразделений и войск в целом в условиях реформирования на другой качественный и профессиональный уровень идет и качественная перестройка системы профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России.
3. Несмотря на достаточно большое количество педагогических исследований, посвященных проблемам профессиональной подготовки различных категорий военнослужащих, проблематика повышения эффективности и качества профессиональной подготовки будущих офицеров к службе, исходя из служебно-боевого предназначения, исследована недостаточно. Отсутствие системных, научно обоснованных практических рекомендаций, новые государственные стандарты высшего профессионального образования вызывают затруднения в формировании эффективной системы профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России. В связи с этим идет поиск новых педагогических технологий профессиональной подготовки курсантов военных институтов, что, безусловно, поможет становлению личности будущего офицера командного профиля, в том числе и формирова-
нию у него профессионально значимых командирских качеств, чтобы до минимума сократить период адаптации (становления) молодого офицера в войсках по своему служебно-боевому предназначению.
Примечания
1. Слепов В. Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1973. С. 428.
2. Гордов П. Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ: канд. дис. ... канд. пед. наук. М.: ВПА, 1973.
3. Дудник В. М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1975.
4. Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1980.
5. Иваницкий А. Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987.
6. Кикоть В. Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД РФ: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994.
7. Аманацкий Ю. В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД РФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбЮИ, 1994.
8. Латышев О. М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях вуза МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.: 1995.
9. Узун Л. С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1997.
10. Голобородько С. А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов вузов внутренних войск МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1998.
11. Скрытников О. П. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов: автореф. . канд. пед. наук. Л., 1999.
12. Тарасов М. М. Индивидуальный подход в воспитании будущих офицеров ВВ МВД России: дис. . канд. пед. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 1999.
13. Менжега Ю. Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб У МВД России, 2000.
14. Колпаков В. Ю. Военно-педагогическая подготовка курсантов вузов ВВ МВД России: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2002.
15. Ермоленко Н. В. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2006.
16. Бунин С. Н. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск: НГПУ, 2005. С. 32.