6 См.: Савоскул С.С. Местное самосознание в современной России (по материалам Переславля Залесского) // Отечественная история. 2006. № 4. С. 158-169.
7 См.: Следзевский RB. Указ. соч. С. 41.
8 См.: Кривич Н. А. Понятие «регион» в современной науке // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 8.
9 Региональные элиты Северо-запада России: политические и экономические ориентации. СПб., 2001. С. 74.
10 Цит. по: Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. СПб., 2005. С. 5.
11 См., напр.: Н. Бэрон Centre for Russion and East European Studies, University of Birmingham // Бэрон H. Региональная история и центр-периферийная концепция в англо-американских исследованиях по советской истории: теоретические подходы // Материалы международной конференции. Ч. I. Рязань, 1999. С. 71-75.
12 Die Geschichte Russlands im 16.und 17. Jahrhundert aus der Perspektive seiner Regionen / Hrsg. A. Kappeler. Wiesbaden, 2004. (Forschungen zur osteuropaishen Geschichte. Bd. 63).
13 См.: Межевич М.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. Ч. 2. С. 20.
14 См.: Основание регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб., 1999. С. 2-23.
15 См.: Соколов А.К. Проблемы исторического районирования России // Регины и регионализм в странах Запада и России. М., 2001. С.63.
16 Подробнее об этом см., напр.: Межевич Н.М. «Балтийский регион»: попытка идентификации // Санкт-Петербург и страны северной Европы. Материалы ежегодной научной конференции. СПб., 2002. С. 154- 160.
17 Куропятник А.И. Идентичность и система расселения на Севере Европы: антропологический анализ корреляции // Санкт-Петербург и страны северной Европы. Материалы ежегодной научной конференции. СПб., 2002. С. 163.
18 Костомаров B.r. 1999. С. 81.
19 См.: Николаев О.Р. 1998.
В.И. Хальзов*
О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога
B статье определяется и обосновывается профессиографическая характеристика личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога, даются структурные функциональные компоненты его педагогической деятельности и соответствующие личностные качества, знания и умения.
The article is devoted to the definition of the professional characteristic of personality of an officer who belongs to the Ministry of Interior as a military and a teacher. Structural functional components of his pedagogical activity and his personal qualities and skills are given here.
Ключевые слова: цель, идеал, задача воспитания и самовоспитания, профессиограмма личности офицера подразделения
Жизнь, профессиональная деятельность офицеров подразделений свидетельствует о том, что решение многих служебных, общественных социальных задач связывается с уровнем личностного обеспечения. На эту зависимость обращали внимание многие педагоги.
В разностороннем развитии специалиста, общекультурном и профессиональном, в современных условиях нужны более гибкие механизмы связи требований к его личности и технологии подготовки.
Моделирование специалиста как элемент выработки стратегических целей подготовки не всегда может срабатывать на уровне тактических решений. В связи с этим, многие авторы по-разному относятся к моделированию в подготовке специалистов, однако модель специалиста все же нужна для общей ориентации и тех, кто готовит специалиста, и тех, кто готовится им стать. Она необходима и для периодической коррекции целей и задач подготовки как специального заказа общества. Так, В.А. Якунин подчеркивает, что качественное и количественное определение целей есть не что иное, как формирование модели будущего результата, и в системе высшего образования они находят свое выражение в построении модели специалистов различного профиля или в составлении их квалификационного паспорта1.
* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
В военно-педагогической и психологической литературе предпринимались попытки определить такой квалификационный паспорт офицера. В этом плане заслуживают внимания работы В.И. Вдовюка,
В.А. Губина, Б.П. Корочкина и др.2 Данные авторы, анализируя понятия «модель специалиста», «квалификационная характеристика», «профессиограмма», отдают предпочтение последнему термину
- «профессиограмма», под которым понимают совокупность основополагающих социальнополитических, служебных, психологических и иных требований, предъявляемых к человеку, в которых фиксируется его положение в определенной сфере деятельности. Оно отражает методологические ^ идеи и положения, содержащиеся в фундаментальных исследованиях философов, психологов и СЪ педагогов, в руководящих документах, определяющих предназначение офицера в мирное и военное время, предметную и функциональную структуры деятельности и структуру личности (личностные ^ качества), соответствующие данной профессии.
При определении и обосновании профессиограммы офицера подразделения как педагога учитывалось, что вся система проектируемых качеств офицера, какой бы полной она ни была, не может и не должна абсолютно точно воспроизводиться в каждом выпускнике военного вуза. Иначе ^
при организованном учебно-воспитательном процессе такая модель может стать неким абсолютом, ^
претендующим на годность для каждого. И следует согласиться с Н.Б. Крыловой в том, что разрешение противоречия между стандартами подготовки и индивидуальным развитием личности лежит на пути гуманизации и гуманитаризации воспитания, которое является сложным, открытым и динамичным ^ процессом, создающим возможности для каждого студенту развиваться как индивидуальности на основе выбора своих, личностно значимых целей и задач самовоспитания из совокупности заданных обществом различных образцов3.
Ьв
*
Здесь уместно обратиться к понятиям «цель», «задача», «идеал». Данные понятия относительны ^ и различаются между собой, отмечает В.А. Якунин, масштабом своего значения по отношению к ^
окончательному результату и периодом времени, который они охватывают. Под задачей имеют в виду реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель же ^
предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный период времени. Идеал, ^
или «сверхзадача», - это тот, редко достигаемый окончательный желаемый результат, к которому можно ^
постоянно приближаться. В связи с этим при определении системы качественных характеристик ^
личности офицера необходимо учесть следующие обстоятельства: Й
1) различие природных дарований у индивидов есть не столько причина, сколько следствие ^
разделения труда - т.е. пригодность человека окончательно формируется в процессе деятельности; ^
2) личность обладает возможностью компенсировать слаборазвитые и запущенные ^
психические качества через усиление проявления других, т.е. равная эффективность деятельности может быть достигнута за счет индивидуального стиля работы; ^
3) профессиональная пригодность человека возрастает по мере его социального опыта и эволюции личности;
4) устойчивый интерес, профессиональная направленность к избранному труду и удовлетворенность своей работой, общественно значимая мотивация являются надежной гарантией достижения успехов в военно-педагогической работе, в службе в целом.
Учитывая вышеназванные обстоятельства и методологические положения, имеющиеся разработки профессиограмм специалистов, основываясь на анализе содержания основных функций ^
военно-педагогической деятельности офицера внутренних войск, систематизируя содержание ^
официальных документов и материалов, имеющихся исследований и опыта работы офицеров, ^
добивающихся высоких результатов в боевой службе, в обучении и воспитании личного состава, были 8
определены основополагающие знания, навыки и умения и профессиональные личностные качества ^
офицера подразделения, соответствующие основным функциям его военно-педагогической ^
деятельности. Оценочная анкета заполнялась в таких логических категориях, как: ^
- степень необходимости качественных характеристик офицера («очень необходимо»,
«необходимо», «помогает»); Оо
- степень проявления при выполнении той или иной функции («всегда», «очень часто»,
«иногда»). ^
В таблицу внесены качественные характеристики (знания, навыки и умения, качества личности), которые получили оценку «очень необходимо», проявляется «всегда» - 75 % и более, к общему числу ^
опрошенных, и «необходимо», проявляется «очень часто» - не менее 50 %. В итоге было проведено ^
ранжирование определившихся качеств. К ранжированию были привлечены 75 офицеров (заместители командиров подразделений по воспитательной работе на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД) и 20 человек офицеров-преподавателей, служивших ранее на различных должностях во внутренних войсках этого же Военного
института, которых можно считать экспертами в определении значимости того или иного качества для офицера подразделения как военного педагога, воспитателя подчиненных. Таким образом, составленная профессиограмма офицера подразделения внутренних войск и апробированная опытными практическими работниками войск и военного института представлена ниже.
ПРОФЕССИОГРАММА ^ офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога
^ Основные функции деятельности и соответствующие им знания, навыки и умения, качества
офицера
ф ( Общественно-государственные функции:
^ - последовательно проводить в жизнь Указы Президента и решения Правительства РФ;
2 - организовывать и проводить общественно-государственную подготовку личного состава ^ подразделения;
^ - осуществлять политико-государственную направленность при организации и проведении
^ учебных занятий и воспитательных мероприятий;
^ - воспитывать бдительность.
Сч
^ 1. Общеполитические знания:
- положения Конституции, постановления Правительства по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики;
- приказы и директивы министра внутренних дел и командующего по вопросам профессионального воспитания и обучения военнослужащих;
5^ - общие социальные закономерности становления и развития демократического правового
государства;
^ - современная международная военно-политическая обстановка;
15 - тенденции развития экономических и политических взаимоотношений различных государств.
£
N
ф - умело разбираться в научной теории и руководствоваться ее положениями в практической
^ деятельности, в жизни;
^ - проводить работу по повышению боевой готовности подразделения, караулов и войсковых
нарядов;
^ - добиваться глубокого осознания личным составом государственной важности задач боевой
службы;
- воспитывать у военнослужащих профессиональную бдительность, своевременно разоблачать замыслы, действия и ухищрения преступных элементов;
- планировать и проводить общественно-государственную подготовку с личным составом, оказывать молодым офицерам методическую помощь.
3. Социально-политические качества офицера:
г«
О - общая политическая культурность;
^ - преданность Родине, народу, правительству;
3 - верность Военной присяге; патриотизм и интернационализм;
^ терпимость к другим взглядам и идеям, не противоречащим закону и нравственности.
Служебно-боевые функции деятельности офицера:
- организовывать успешное выполнение служебно-боевых задач всеми видами войсковых нарядов;
- обеспечивать постоянную боевую готовность подразделения;
- осуществлять мероприятия по приведению подразделения в установленные степени боевой готовности;
£
2. Навыки и умения общественно-государственной подготовки:
а.
- организовывать и выполнять повседневные служебно-боевые задачи, а также при чрезвычайных обстоятельствах, в отрыве от мест дислокации;
- организовывать и осуществлять основные способы действий в борьбе с преступными элементами;
- организовывать выполнение задач внутренней службы в подразделении;
- осуществлять организацию и ведение тактических действий МСВ, МСР, МСБ в
общевойсковом бою. е
Г*
1. Военно-специальные знания
£
Я
к
Ьв
а
- функций и организационной структуры внутренних войск;
- требования общевоинских уставов и специальных уставов и руководящих документов;
- организации и руководства боевой службы личного состава всех видов нарядов;
- основы подготовки и действий подразделения в военное время и при ЧО; 55
организацию, вооружение и действия подразделений специального назначения; ^
- основы организации взаимодействия при выполнении задач службы при ЧО;
- основ современного общевойскового боя, организацию и ведение тактических действий МСВ
МСР, МСБ; е
- боевые свойства ОМП и средства защиты от него;
- содержание и правила оформления боевых документов. ^
б
2. Навыки и умения служебно-боевой деятельности офицера: р
г
- проводить работу по обеспечению высокой боевой готовности подразделения;
- организовывать и руководить боевой службой всех видов нарядов; о
- точно выполнять требования уставов, приказов, наставлений, инструкций по боевой службе; о
- выполнять служебно-боевые задачи в мирное и военное время, при ЧО и в отрыве от мест у
дислокаций; ^
- организовывать тактические действия и управлять МСВ, МСР, МСБ в современном Й
общевойсковом бою; е
- организовывать и осуществлять мероприятия по защите от ОМП; ^
- работать на радиостанциях ротной (батальонной) сети; и
- ориентироваться на местности по карте, составлять боевые документы.
3. Военно-профессиональные и боевые качества офицера:
- военно-служебная компетентность;
- ответственность и самостоятельность;
- эмоционально-волевая устойчивость в экстремальных условиях;
- решительность, смелость, мужество, самообладание, работоспособность.
о
Военно-технические и хозяйственные функции деятельности офицера: с
СЪ
- поддерживать в состоянии боевой готовности вооружение и боевую технику и другие 2!
технические и специальные средства; ^
- обеспечивать грамотную их эксплуатацию и хранение; ^
- бережно хранить и эксплуатировать материальное имущество подразделения, караулов и 3
других объектов;
- организовывать экономическую работу в подразделении; Оо
- заботиться о продовольственном, материальном и техническом довольствии личного состава,
быть внимательным к запросам военнослужащих; 2
- руководить работой технического кружка.
1. Военно-технические и хозяйственные знания: ^
- боевой техники, вооружения, ИТС, имеющихся на вооружении в подразделении;
- боевой техники и вооружения вероятного противника, преступных формирований;
- боевого, технического, инженерного и тылового обеспечения подразделений;
- основных задач и организации войскового хозяйства в подразделении;
- порядка обеспечения личного состава продовольствием, вещевым имуществом, вооружением, организации денежного и квартирного довольствия;
- правила дорожного движения и основы безопасности движения, общее устройство механизмов автомобиля, БТР и БМП.
2. Технические и хозяйственные навыки и умения:
^ - стрельбы из всех видов оружия, имеющегося на вооружении подразделения, управления огнем
взвода, роты;
- управления всеми видами боевой техники и транспортными средствами, организовывать
^ работу по предупреждению ДТП; ф ( - организовывать и проводить проверку боя стрелкового оружия и приводить его к
^ нормальному бою;
^ - использовать возможности ИТС при организации боевой службы;
15 - организовывать и осуществлять должностной контроль всех сторон военно-хозяйственной
^ деятельности в подразделении (снабжение, эксплуатация, ремонт боевой техники, оружия и имущества). ос
^ 3. Военно-технические и хозяйственные качества офицера:
- любовь к технике и оружию;
- техническая эрудированность и культурность;
- аккуратность и точность; заботливость, внимательность и чуткость к просьбам подчиненных;
- экономическая сметка, практичность ума.
Военно-воспитательные функции деятельности офицера:
3 - изучать и анализировать поведение и действия военнослужащих, психологию воинского
^ коллектива, микрогрупп;
^ - целеустремленно, планомерно организовывать и проводить воспитательную работу со всеми
§ категориями военнослужащих;
- воспитывать у личного состава преданность Родине, народу;
^ - воспитывать верность Военной присяге и культуру взаимоотношений с людьми;
^ - формировать у всех военнослужащих морально-боевые качества;
^ - оценивать, предвидеть и прогнозировать последствия воспитательных воздействий.
ок
^ 1. Общие психолого-педагогические знания:
&
- сущности и закономерностей военно-педагогического процесса в войсках;
- целей, задач и содержания воспитания и самовоспитания военнослужащих;
- основных закономерностей воинского, нравственного, правового, физического, экологического и эстетического воспитания;
- сущности и системы методов и форм воспитательной работы в подразделении;
- основных направлений руководства педагогической деятельностью сержантов, актива;
- психологию личности воинского разнонационального коллектива;
££ - пути повышения общей и педагогиче ской культуры младших командиров.
£
^ 2. Психолого-педагогические навыки и умения:
изучать все компоненты психологии личности и воинского коллектива;
15
^ - давать всестороннюю психологическую характеристику личности и коллектива;
- формулировать педагогические цели и задачи воспитательной работы в подразделении;
^ - планировать и организовывать проведение воспитательной работы в соответствии с
^ требованиями жизни и боевой службы;
^ - реализовывать требования принципов и методов воспитания военнослужащих;
- проявлять творчество, взаимодействие, включать подчиненных во все виды деятельности (в боевую службу, боевую учебу, в общественную работу);
- организовывать и стимулировать самосовершенствование каждого военнослужащего.
3. Общепедагогические качества:
- педагогическая убежденность, требовательность, гуманность;
- доброта, порядочность, человечность; терпимость, справедливость, милосердие.
Военно-дидактические функции офицера: В
с
- организовывать и лично проводить занятия по предметам служебно-боевой подготовки, ^ учитывая их особенности;
- определять и четко формулировать (для себя и подчиненных) цели, объем содержания темы и занятия, систему конкретных знаний, навыков и умений;
- решать воспитательные задачи в ходе обучения; ^
- использовать эффективные формы организации и методы обучения военнослужащих, ^
проявлять творчество; мобилизовывать, стимулировать активную учебно-познавательную деятельность обучаемых;
- оценивать результаты обучения и вносить коррективы в свою деятельность и познавательную деятельность подчиненных.
Г'Ь1
1. Военно-дидактические знания:
- сущности задач и особенностей процесса обучения военнослужащих;
- дидактических закономерностей, принципов и путей реализации их требований; ^
- основных концепций обучения и путей реализации их содержания в боевой подготовке с
личного состава;
- системы
- методики проверки и оценки результатов учебной работы офицера.
3. Военно-дидактические качества:
- дидактическая грамотность; педагогическая наблюдатели личная примерность и опрятность;
к
о
- системы форм и методов обучения военнослужащих; г
у
3;
2. Военно-дидактические навыки и умения: 5;
в
организовывать и творчески проводить различные виды занятий; ^
- осуществлять педагогический анализ учебных занятий, поведения военнослужащих; и реализовывать принципы, методы и приемы обучения;
- руководить самообразованием военнослужащих; е
- изучать, обобщать и внедрять передовой опыт обучения и воспитания, результатов исследовательской работы в свою практику;
- проверять, оценивать обученность и воспитанность подчиненных, перестраиваться в работе.
- педагогическая наблюдательность, мышление, такт, требовательность, педагогическая техника; с
и
- чувство нового, любознательность. и
Функции деятельности офицера по индивидуальному обучению и воспитанию I©» подчиненных: Оо
- изучать индивидуальные, возрастные, национальные и другие особенности военнослужащего, ^
К)
их влияние на его поведение и действия;
- оказание индивидуальной помощи в интеллектуальном, нравственно-правовом, физическом развитии;
- забота о состоянии здоровья каждого военнослужащего, постоянно общаться и поддерживать ^ хорошее настроение;
- анализировать объективно, тактично оценивать уровень обученности и воспитанности каждого солдата, сержанта, прапорщика, подчиненного офицера;
- повышать общую и профессиональную культуру каждого военнослужащего.
1. Психолого-педагогические знания:
сущности и закономерности индивидуального воспитания;
- психологии личности военнослужащего;
- методов изучения личности;
- историю жизни и воспитания военнослужащего;
^ - особенностей проявления психики того или иного подчиненного.
Гч
2. Навыки и умения индивидуальной учебно-воспитательной работы:
С2 - изучение индивидуальных особенностей личности;
СУ} - разрабатывать всестороннюю психологическую характеристику личности;
^ - формулировать педагогические цели и задачи в обучении и воспитании военнослужащего с
^ учетом его особенностей;
5 - взаимно доверительно общаться, составлять план работы и оказывать помощь в его
^ реализации;
^ - руководить самообразованием и самовоспитанием;
^ - педагогически продуманно стимулировать работу подчиненного над собой.
и
а»
3. Личностные качества офицера:
- доброжелательность, искренность, заботливость;
- тактичная требовательность, внимательность к недостаткам;
- терпеливость, устойчивость к срывам и педагогический оптимизм.
Функции деятельности офицера по укреплению воинской дисциплины:
- формировать социальную, нравственную и правовую сознательность;
І5 - воспитывать понимание и сознание своего патриотического долга, верность Военной присяге;
^ - развивать ответственность исполнения своих должностных и общественных обязанностей;
^ - разъяснять и развивать сознательное повиновение командирам и начальникам;
^ - поддерживать в подразделении четкий уставной порядок жизни и взаимоотношений.
£
^ 1. Военно-профессиональныезнания:
N
^ - понятий дисциплины и дисциплинированности.
- психологического анализа поступка (проступка);
^ - психологических условий укрепления дисциплины; сущности и способов формирования
&
- различных факторов, влияющих на личность и поведение военнослужащих;
^ - профилактики конфликтов и неуставных взаимоотношений;
- правовых основ укрепления воинской дисциплины и порядка в подразделении.
2. Навыки и умения офицера по укреплению воинской дисциплины:
^ - уважение закона, прав и обязанностей военнослужащего в сочетании с высокой
^ требовательностью;
^ - взаимной вежливости при обращении и отдания воинского приветствия;
- поддержания взаимоотношений между всеми категориями военнослужащих;
££ - совершенствование общей и педагогической культуры у всех военнослужащих, особенно у
3 молодых офицеров и сержантов;
- поддержания в подразделении уставного порядка;
^ - педагогического использования дисциплинарной практики в интересах боевой службы и
^ воспитания сознательной дисциплинированности военнослужащего.
3. Военно-профессиональные качества:
- личная дисциплинированность и исполнительность офицера;
- правовая грамотность; корректная требовательность и справедливая принципиальность;
- интеллигентность, опрятность и воинская вежливость во взаимоотношениях с подчиненными.
Социально-правовые функции деятельности офицера:
- создавать в воинском коллективе благоприятную социально-психологическую правовую атмосферу;
- поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;
- повышение ответственности офицеров и сержантов за безопасность личного состава; I Ьв
- обеспечение правовой защищенности военнослужащих, их чести и достоинства; ^
- недопущение неправомерных действий должностных лиц, выходящих за пределы уставных взаимоотношений, ущемляющих их права и обязанности.
1. Знания офицера в области культурно-просветительной работы:
Гі
к
я
1. Социально-правовые знания: ^
а
- содержание Основного Закона - Конституции Российской Федерации; й
- содержание законов, общевоинских и специальных уставов, инструкций и наставлений, регламентирующих жизнь и воинскую деятельность военнослужащих внутренних войск;
- содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы и социального обеспечения военнослужащих;
- содержание законодательных актов, обеспечивающих свободу и безопасность личности, прав человека, гарантирование правовой защищенности гражданина и его гражданской активности.
2. Навыки и умения офицера в осуществлении социально-правовых функций:
- оформлять гражданско-правовые заявления, жалобы, определения и т.п.; СЪ
организовывать и проводить мероприятия правовоспитательного характера, нацеленные на °
формирование и повышение правовой культуры военнослужащих; о
решать вопросы социальной и правовой защиты подчиненных; воспитывать у у
военнослужащих уважение законов и прав человека, неукоснительное соблюдение требований ^
законности. Я
СЬ
3. Профессиональные качества:
СЪ
„ а
- правовая подготовленность, культурность;
- готовность к защите конституционных прав и свобод подчиненных; принципиальность, смелость, мужество в слове и действиях.
Культурно-просветительные функции деятельности:
- планирование и осуществление культурно-просветительных мероприятий с учетом интересов
личного состава; .
привлечение актива и членов семей военнослужащих в проведение культурного досуга и ^
отдыха личного состава; с
- использование различных форм и методов культурно-просветительной работы; и
организация коллектива художественной самодеятельности, его подготовки и выступления Я
перед личным составом; ^
- организация просмотра телепередач, прослушивания радио;
- организация и создание условий для чтения изданий периодической печати и художественной
литературы I
1
и»
К)
- основных руководящих документов по организации и материальному обеспечению ^ мероприятий;
- содержания и основных форм и методов культурно-просветительной работы;
- основных норм довольствия подразделения культурно-просветительным имуществом;
- возможностей центров и очагов культуры и природных данных в районе дислокации подразделения.
2. Навыки и умения культурно-просветительной работы:
- планирования культурно-просветительных мероприятий;
- организация подготовки и проведения культурно-просветительных мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни;
- организация и использования различных форм и методов культурно-просветительной работы.
^ Функции офицера по военно-физическому воспитанию и спортивно-массовой работе:
и
5 - разъяснять значение физической подготовки для здоровья и повышения качества боевой
^ службы;
а*
3. Профессиональные качества:
^ - жизненная активность;
- отзывчивость к культурным потребностям подчиненных;
- организаторские качества.
Л - организовывать и проводить учебные занятия по физической подготовке, утреннюю
^ физическую зарядку;
- организовывать физические тренировки в процессе обучения в составе взвода, роты;
- применять физические упражнения в целях психологической подготовки военнослужащих к
^ сложным условиям службы;
- организовывать и проводить массовые военно-спортивные состязания, сдачу норм ВСК;
- проверять и оценивать физическую подготовленность военнослужащих отделения, роты, взвода;
- вести учет подготовленности и спортивной работы в подразделении.
и
^ 1. Военно-спортивные знания:
* ф -
^ - наставления по физической подготовке;
^ - методики организации и проведения учебных занятий по физической подготовке и физической
^ зарядке;
^ - методики организации и проведения массовых спортивных праздников и других мероприятий
^ в подразделении;
^ - систему проверки и оценки одиночной физической подготовки военнослужащего и
^ подразделения.
2. Навыки и умения офицера:
- организовать и провести учебные занятия по физической подготовке с личным составом ^ отделения, взвода, роты;
- разъяснить и убедить в необходимости заниматься активно физической зарядкой и спортом, методически правильно провести утреннюю физическую зарядку;
- организовать и провести спортивный праздник, соревнование в подразделении.
3. Военно-физические и методические качества:
- сила, ловкость, выносливость, быстрота реакции, умение плавать, владеть приемами самбо, ^ рукопашного боя, смелость;
5 - педагогическая и методическая грамотность.
^ Функции деятельности офицера по поддержанию деловых взаимоотношений с местными
органами власти и другими организациями:
- поддерживать регулярные взаимоотношения с руководителями местных органов власти;
- осуществлять постоянное взаимодействие по вопросам жизни, службы, быта, отдыха и воспитания личного состава и гражданской молодежи;
- поддержание общественного порядка в районе дислокации подразделения.
1. Знания офицера:
- структуры органов власти и их руководителей;
- прав работников органов власти, других организаций и их возможностей по организации взаимодействия;
- свои обязанности по взаимодействию с органами власти и другими организациями. ^
2. Навыки и умения: с
вхождения в контакт и налаживания деловых взаимоотношений с руководителями органов %
к
власти и организациями;
- планирования совместной работы по вопросам жизни, быта, службы и отдыха военнослужащих и членов их семей;
- организации военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и школьников.
3. Профессиональные качества:
а
а
к
- общая культурность;
- коммуникативность;
- обаятельность;
привлекательность; р
- инициативность;
- деловитость. р
с
Военно-организаторские функции деятельности офицера: о
- организация коллективной и индивидуальной служебно-боевой деятельности подчиненных; °
- организация учебно-воспитательной, служебно-правовой и других видов воинской у
деятельности офицера подразделения; %
организация всестороннего материально-технического, хозяйственного и денежного
Я сь
довольствия; ^
- организация своего поведения в зависимости от цели, решаемых военно-педагогических задач деятельности подчиненных;
- организация служебной и учебно-познавательной деятельности подчиненных.
1. Военно-организаторские знания:
- основ научной организации труда и управления войсками;
- планирования, контроля, учета различных видов деятельности;
- аналитической и прогностической деятельности;
- своих организаторских способностей и возможностей подчиненных.
2. Навыки и умения организаторской деятельности: ^
с
- определять цели деятельности; оценивать обстановку; 8
принимать решения;
- планировать работу и мобилизовывать людей; ^
- определять средства и способы достижения целей деятельности;
- осуществлять контроль и оценку результатов;
вносить коррективы в свою деятельность и деятельность подчиненных. ^
3. Организаторские качества:
целенаправленность и инициативность;
- компетентность и дальновидность; ^
- организованность и деловитость;
- общительность и распорядительность;
- решительность, настойчивость, творчество;
- ответственность, критичность и гибкость ума.
Еще раз подчеркнем, что разработанная профессиограмма офицера подразделения внутренних войск может рассматриваться как приближенный образец «нормативного» эталона офицера. В ней выражаются существенно важные деятельностные и личностные признаки профессии, в которых зафиксирован накопленный общественный опыт, отвечающий заданным требованиям.
Относительно подробное описание содержания функциональной структуры деятельности и личностных качеств офицера позволяет самым существенным образом улучшить целенаправленное формирование нужных качеств у молодых офицеров подразделения, а следовательно, повысить ^ эффективность их военно-педагогической работы. Профессиограмма может выступить в качестве программы по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства офицеров при 1^4 осуществлении командирской подготовки, а также в процессе военно-педагогического самосовершенствования офицера. Наличие, содержание и уровень сформированности основных компонентов функциональной структуры деятельности и личности офицера могут выступить в качестве ^ критериев оценки эффективности профессиональной деятельности офицера подразделения как ^ военного организатора и педагога.
^ 1 См.: Якунин В.А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Дис. ... докт.
^ психол. наук. Л., 1989. С. 81.
Л 2 См.: Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971; Губин В.А. Формирование
командирских качеств у курсантов военных училищ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1965; Корочкин Б.П. Методологические ^ вопросы разработки профессиограммы офицера-политработника // Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника. М., 1976. С. 9-17.
3 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. С. 14.
а В.А. Юренкова*
&
§ Социально-психологические
^ и индивидуально-психологические факторы,
^ детерминирующие процесс наркотизации личности
I
В статье излагаются основные факторы, детерминирующие процесс наркотизации личности. Всесторонне поведения. Приведены примеры.
рассмотрены социально-психологические и индивидуально-психологические причины зависимого от наркотиков
^1
Yrenkova V.A. Socially and the individually-psychological factors determining process наркотизации ^ of the person. In clause the major factors determining process of the drugging of the person are stated. The socially-psychological and individually-psychological reasons of behaviors dependent on drugs are comprehensively considered. Examples are resulted.
3
X
^ Вопрос о том, что заставляет человека приобщаться к употреблению наркотических средств,
О начал занимать ученых, как только стало очевидным пагубное влияние таких средств на организм, т.е. ■£ со второй половины Х1Х в. В различные периоды общественного бытия его острота варьировалась, что зависело от уровня развития науки, цивилизации, распространенности явления, отношения к нему тех или иных государств и т.д. Возникали и разнообразные концепции, объясняющие природу ^ наркотизации индивида.
^ Среди первых были так называемые «дегенеративные» теории, которые связывали наркоманию
с заболеванием и процессом вырождения в отдельных семьях и кланах. Таким образом, по мнению ученых того времени, наркомания, по сути, находилась в одном ряду с «царской» болезнью -гемофилией, роднясь с ней своей этиологией. Впоследствии были другие теории, но необходимо
* Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук.