- аналитическая деятельность;
- деятельность творческая.
Творчески мыслящий профессионал должен обладать определенным набором алгоритмов профессиональной деятельности, и они (алгоритмы) должны предшествовать следующему психологопрофессиональному уровню - творческому, или интеллектуально-поисковому. Данный уровень является высшим уровнем интеллектуализации в предлагаемой психолого-профессиональной концепции. И это уровень, которого может достичь не любой человек, характерен для каждого специалиста и магистра.
Построение модели технологии обучения, исходя из психолого-профессиональной иерархии уровней интеллектуализации труда специалиста с высшим образованием, представляет собой основу для отбора содержания и технологий обучения при многоуровневой подготовке специалиста. При этом и технология обучения может быть адресована подготовке бакалавра, где реализуется в основном первый уровень интеллектуализации: аналитико-синтетический, специалист алгоритмический (интеллектуально-моторный). Технология обучения эвристического, поискового уровня, проблемное обучение.
Уровень подготовки магистра обеспечивает как определяющий (помимо трех названных) интеллектуально-поисковый (или творческий) уровень профессиональной деятельности.
Такой взгляд на модель учебного процесса значительно облегчает деятельность преподавателя, давая ему четкие ориентации необходимых знаний и умений будущего специалиста при преподавании дисциплины. Кроме того, психолого-профессиональные уровни интеллектуализации предполагают модульный принцип обучения, облегчают формирование междисциплинарных модулей. При разработке комплексных профессиональных задач их иерархически возможно представить как когнитивную модель профессиональной деятельности. При этом четко определяются требования к уровню знаний будущих специалистов. Умение решать задачи, построенные на формировании умений анализировать, сравнивать, синтезировать решение на общенаучных дисциплинах.
Таким видится технологическое обеспечение образовательного процесса в условиях многоуровневой подготовки в вузе.
Это обеспечение позволяет на разных уровнях обучения студентов сделать выбор в пользу того или иного уровня, который ему соответствует. Последнее, в конечном счете, поможет каждому в его движении к акме-результату своей профессиональной деятельности.
1 См.: Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М., 2003.
2 См.: Кузмина Н.В. Акмеологическая теория качества подготовки специалистов образования. НЦПКПС, 2001.
В.И. Хальзов*, А.П. Шарухин**, А.А. Варару***
Организация жизнедеятельности
подразделений внутренних войск
как эффективных воспитательных систем
Под воспитанием военнослужащих внутренних войск МВД России понимается управляемый процесс личностного развития солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, результатом которого является формирование у них качеств, обеспечивающих безусловное и безупречное выполнение своего конституционного и воинского долга.
Воспитание военнослужащих внутренних войск является объективной необходимостью, носит закономерный характер и по механизму осуществления представляет собой педагогически целесообразную систему взаимодействий между:
- начальниками и подчиненными;
- старшими и младшими;
* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
** Профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
*** Адъюнкт Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.
Ьв
гъ
съ
І
Я
*
£
I
<\>
съ
§
я
сь
•§
І
?
съ
съ
Я
І
К)
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
- воинскими коллективами и входящими в его состав военнослужащими;
- различными государственными и общественными институтами, средствами массовой информации, другими субъектами воспитания и контактирующими с ними военнослужащими.
Идейно-содержательные основы воспитания военнослужащих внутренних войск определяют:
- национально-государственные интересы Российской Федерации и её история;
- конституционное общественное и государственное устройство России;
- внешняя и внутренняя политика российского государства, в т.ч. в области обороны и безопасности страны;
- военная доктрина;
- действующее в государстве законодательство, другие правовые акты, а также нормы международного права;
- уставы, приказы и директивы министра внутренних дел Российской Федерации, командующего внутренними войсками;
- общечеловеческие ценности, законы нравственности, коренные обычаи и традиции, определяющие отношение граждан страны к выполнению воинского долга;
- достижения мировой и отечественной культуры и науки.
В соответствии с целевыми установками, целостный процесс воспитания состоит из следующих взаимосвязанных частей: нравственного, патриотического, воинского, правового, интернационального, культурно-эстетического, экономического, экологического и физического воспитания.
Процесс воспитания военнослужащих организуется и протекает в рамках функционирования воинского подразделения как воспитательной системы.
Воинское подразделение как воспитательная система представляет собой особый социальный институт, функционирование которого обеспечивает формирование и развитие необходимых для выполнения конституционного и воинского долга качеств личности военнослужащих в ходе упорядоченного и регулируемого протекания воспитательного процесса.
В состав воинского подразделения как воспитательной системы входят:
а) комплекс целей воспитания, отражающих идеальную модель личности военнослужащего и соответствующих потребностям общества, государства и практики деятельности внутренних войск;
б) субъекты воспитания - должностные лица, которые в соответствии с требованиями руководящих документов и служебным положением выступают в роли воспитателей и организаторов воспитательного процесса и осуществляют воспитательную деятельность (командиры и начальники всех степеней, имеющие в своем подчинении личный состав, органы воспитательной работы), а также воинские коллективы, общественные объединения, создающиеся в воинских частях (подразделениях), дома офицерского состава, музеи, клубы, библиотеки и другие участники педагогического процесса, оказывающие планомерное и целенаправленное воспитательное влияние на военнослужащих;
в) воспитуемые - солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры, разностороннее личностное развитие которых осуществляется в процессе управляемой со стороны субъектов воспитания повседневной и служебно-боевой деятельности, а также целенаправленной деятельности по самовоспитанию;
г) система педагогически целесообразных межличностных отношений и взаимодействий, возникающих между воспитателями и воспитуемыми;
д) педагогически организованные сферы жизнедеятельности военнослужащих (служебнобоевая, учебная, общественная, внутриколлективная, бытовая, досуговая), в рамках которых протекает воспитательный процесс.
Функционирование воинского подразделения как воспитательной системы включает в себя:
- обоснование комплекса педагогических целей и задач, которые необходимо решить в процессе воспитания различных категорий военнослужащих;
- всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, их нужд и запросов, морально-психологического состояния, уровня сплоченности воинского коллектива и тенденций их развития;
- стимулирование разностороннего личностного роста военнослужащих;
- проведение информационно-разъяснительной работы среди солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
- организацию и проведение различных воспитательных мероприятий с учетом дифференцированного подхода к каждой категории военнослужащих;
- согласование усилий всех должностных лиц части (подразделения) при проведении воспитательной работы с военнослужащими;
- использование воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих;
- подбор, расстановку и обучение командиров и других начальников, обеспечивающих эффективное протекание воспитательного процесса;
- обеспечение справедливого решения всех вопросов жизнедеятельности военнослужащих;
- всестороннее обеспечение повседневной деятельности личного состава, проявление заботы об удовлетворении здоровых нужд и запросов военнослужащих;
- обеспечение личного примера в выполнении своего конституционного и воинского долга всех должностных лиц, на которых возложено осуществление воспитательных функций, проявление высокой нравственности, патриотизма, профессионализма и других качеств, воспитываемых у подчиненных;
- осуществление опоры на положительное и лично значимое для военнослужащих в процессе их воспитания, создание условий для проявления ими своих лучших сторон и качеств;
- предъявление высокой требовательности к военнослужащим с уважением их личного достоинства и др.
Под эффективным следует понимать такое функционирование воинского подразделения как воспитательной системы, которое обеспечивает разностороннее личностное развитие военнослужащих, формирование у них необходимых для безупречного выполнения конституционного и воинского долга личностных качеств, укрепление воинской дисциплины, повышение организованности и порядка, сплочение воинского коллектива и создание в нем здоровой моральнопсихологической атмосферы.
Высокая эффективность функционирования воинского подразделения как воспитательной системы обеспечивается:
а) четким определением воспитательных целей;
б) готовностью всех должностных лиц части (подразделения) к высокопрофессиональному осуществлению воспитательной деятельности;
в) полным использованием воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей;
г) научной организацией управления воинским подразделением как воспитательной системой.
Определение четких воспитательных целей предполагает:
- уяснение стоящих перед подразделением задач и функциональных обязанностей каждого должностного лица в ходе их решения;
- разработку для каждого должностного лица системы качеств, обеспечивающих успешное выполнение ими своих функциональных обязанностей;
- выявление степени соответствия имеющихся качеств у военнослужащих объективно требуемым для успешного решения стоящих перед ними задач;
- изучение психологических причин, ведущих к противоречию между имеющимися и необходимыми качествами личности военнослужащего;
- формирование единой системы целей и задач при организации воспитательной работы с каждым военнослужащим.
В ходе организации воспитательного процесса особое внимание следует уделять:
- у офицеров: развитию долга, чести, гордости за принадлежность к офицерскому корпусу внутренних войск МВД России, патриотизма, ответственности за обучение, воспитание и психологическую подготовку подчиненных, стремления к самосовершенствованию, достижению высокой общей, профессиональной и педагогической культуры, гражданской и профессиональной надежности;
- у прапорщиков: формированию высокой ответственности за порученный участок работы, стремления к повышению своей общей и профессиональной культуры, надежности, овладению навыками и умениями обучения и воспитания подчиненных;
- у солдат и сержантов срочной службы: выработке верности военной присяге, готовности беспрекословно и качественно выполнить приказ командира (начальника), стремления добросовестно овладеть своей специальностью, стойко преодолевать трудности военной службы, быть дисциплинированным, всемерно крепить войсковое товарищество;
- у солдат и сержантов, служащих по контракту: воспитанию высокосознательного отношения к военной службе, добросовестного выполнения своих обязанностей, гордости за принадлежность к внутренним войскам МВД России, профессиональной надежности, дисциплинированности, готовности беспрекословно и качественно выполнить поставленную перед ними задачу.
Модель воспитательной деятельности должностных лиц части (подразделения), имеющих подчиненных военнослужащих, включает в себя:
Ьв
ГЪ
СЪ
и
я
*
а
е
р
бу
рг
<\>
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д
Рос
съ
съ
Я
и
К)
3
)
2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
- определение объекта воспитательного влияния и выделение в нем военнослужащих, требующих особого внимания;
- уяснение стоящих задач по нравственному, патриотическому, воинскому, правовому, интернациональному, культурно-эстетическому, экономическому, физическому и экологическому воспитанию, сплочению воинского коллектива и укреплению в нем здоровой моральнопсихологической атмосферы, направлений сосредоточения основных усилий;
- оценку на основе всестороннего анализа сложившейся воспитательной ситуации возможностей по осуществлению эффективного педагогического воздействия на подчиненных, определение оптимальных путей и способов достижения поставленных воспитательных целей, планирование воспитательной работы, прогнозирование возможного поведения военнослужащих, их личностного развития и развития социально-психологических процессов, происходящих в подчиненном воинском коллективе;
- постановку задач подчиненным офицерам, прапорщикам и сержантам по проведению воспитательной работы, согласование усилий всех должностных лиц при организации воспитательного процесса, оказание им необходимой помощи, принятие активного личного участия в проведении воспитательной работы;
- контроль за ходом воспитательного процесса, внесение необходимых корректив в воспитательную деятельность.
Готовность должностных лиц подразделения к осуществлению воспитательной деятельности заключается:
1) в стремлении командиров (начальников) всесторонне изучить подчиненный личный состав, определить возможный характер развития и поведения военнослужащих (воинских коллективов) под воздействием различных факторов, выработать оптимальный план действий по воспитанию солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров и сплочению воинских коллективов в сложившихся условиях жизнедеятельности части (подразделения);
2) в постоянной нацеленности всех должностных лиц, имеющих подчиненных:
- на проведение активной и непрерывной воспитательной работы в соответствии со своими должностными обязанностями;
- на достижение прочного осознания воспитуемыми того, как следует вести себя в различных ситуациях, какие качества необходимо развить в себе и от каких негативных черт характера избавиться, какие перспективы ожидают подчиненного в случае выбора той или иной линии поведения;
- на выработку у подчиненных стремления стать лучше, совершеннее, избавиться от негативных черт характера и развить позитивные качества личности, строго выполнять требования, предъявляемые к военнослужащему уставами и командирами (начальниками);
- на создание условий, в максимальной степени способствующих проявлению военнослужащими позитивных качеств личности, торможению их негативных черт характера, выработке и закреплению навыков дисциплинированного поведения;
3) во владении навыками и умениями высокорезультативной воспитательной деятельности.
Полное использование воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности
военнослужащих (боевой подготовки; военно-служебной; хозяйственно-бытовой; досуговой; взаимодействия с воинским коллективом, в котором проходит службу военнослужащий; взаимодействия с командирами и другими начальниками) предполагает соблюдение ряда условий.
Так, реализация воспитательного потенциала боевой подготовки будет полной, если:
- военнослужащий хорошо понимает её смысл, необходимость и назначение;
- командирами ставится задача доведения каждого военнослужащего до наивысших результатов;
- процесс обучения не оторван от духовной жизни военнослужащих, на каждое занятие ставятся не только образовательные, но и воспитательные цели;
- процесс боевой подготовки носит сознательный, интенсивный, индивидуальный и творческий характер, максимально приближен к условиям боевой деятельности;
- в ходе занятий не подрывается вера военнослужащего в самого себя, он не боится допустить ошибку и уверен в возможности освоения изучаемого материала;
- процесс обучения отличается последовательностью и доступностью, идет от простого к сложному;
- обеспечивается не «зазубривание» знаний, а их глубокое понимание, систематизация и на этой основе осмысленное запоминание;
- при изложении учебного материала присутствует проблемность, постоянно дается «пища» для размышлений;
- избегается напрасный, безрезультатный, отупляющий труд;
- в ходе всех видов занятий военнослужащим постоянно даются знания о человеке, его психологии, об Отечестве, о героическом прошлом российского народа, о внутренних войсках МВД Российской Федерации, о решаемых ими задачах и др.;
- обучение военнослужащих сопровождается организацией их самообразования;
- методика проведения занятий не допускает скучности, которая вызывает равнодушие к учебе;
- военнослужащий четко видит перспективу учебного труда и добивается в его ходе положительных результатов;
- процесс боевой подготовки тщательно продуман, четко организован, обеспечен всем необходимым для его успешного осуществления;
- командиры (начальники) показывают пример добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, постоянно работают над собой, повышают свою военно-профессиональную, общую и педагогическую культуру;
- в ходе боевой подготовки не допускается унижение личного достоинства военнослужащих и стимулируется их учебная деятельность.
Реализация воспитательного потенциала служебно-боевой деятельности будет полной, если:
- ее осуществление рассматривается всеми как средство личностного и профессионального саморазвития военнослужащих;
- выполнению служебно-боевых задач предшествуют тщательная подготовка военнослужащих, и они нацелены на проявление инициативы, ответственности и других лучших сторон и качеств своей личности;
- обеспечена ее высокая организация;
- осуществляется постоянный контроль и разбор служебно-боевой деятельности солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
- служебно-боевая деятельность стимулируется морально и материально;
- командиры и другие начальники показывают пример добросовестного отношения к выполнению своих служебно-должностных обязанностей;
- осуществляется высокая требовательность к подчиненным, сочетаемая с уважением их личного достоинства, заботой об удовлетворении их нужд и запросов;
- в ходе решения задач службы не допускается унижение личного достоинства военнослужащих;
- военнослужащий четко видит перспективу в ходе осуществления служебно-боевой деятельности и стремится добиться в ней положительных результатов.
Реализация воспитательного потенциала хозяйственно-бытовой деятельности будет полной,если:
- военнослужащие четко понимают необходимость качественного решения хозяйственнобытовых задач;
- она рассматривается воспитателями (командирами и другими начальниками) и воспитуемыми (военнослужащими, непосредственно выполняющими хозяйственно-бытовые работы) как сфера самореализации личности и средство ее развития;
- обеспечена ее высокая организация;
- организаторы хозяйственно-бытовой деятельности знают о повседневных нуждах подчиненных и постоянно заботятся об их удовлетворении;
- осуществляется систематический контроль за хозяйственно-бытовой деятельностью военнослужащих, и она выступает предметом детального анализа со стороны командиров (начальников);
- командиры и другие начальники показывают постоянный пример чистоты и опрятности, предъявляют высокую требовательность к подчиненным, основанную на уважении их личного достоинства;
- хозяйственно-бытовая деятельность стимулируется морально и материально;
- в ходе решения хозяйственно-бытовых задач не допускается унижение личного достоинства военнослужащих;
- военнослужащие четко видят перспективу в ходе осуществления хозяйственно-бытовой деятельности и стремятся добиться в ней положительных результатов.
Реализация воспитательного потенциала досуга военнослужащих будет полной, если:
- организация свободного времени дает возможность каждому удовлетворить свои интеллектуальные, творческие, духовные и другие потребности, восстановить физические и психологические силы;
- характер общения и деятельности военнослужащего в ходе досуга способствует его позитивному личностному развитию;
Ьв
ГЪ
СЪ
и
я
*
а
е
р
бу
рг
<\>
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д
Рос
съ
съ
Я
и
К)
3
)
2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
- трудовая и досуговая деятельности гармонизированы между собой;
- командиры и другие начальники показывают пример целенаправленного использования свободного времени для личностного саморазвития;
- организация досуга не является принудительной и исходит от самих военнослужащих.
Воинский коллектив выступает как воспитатель в том случае, если он обладает высокой степенью
сплоченности, здоровым морально-психологическим климатом, направленностью на успешное решение поставленных перед подразделением задач, нацеленностью на упрочение дружеских взаимоотношений между военнослужащими, недопущение конфликтов и действий, наносящих ущерб жизнедеятельности коллектива, на создание наиболее благоприятных условий для личностного развития военнослужащих.
Реализация воспитательного потенциала воинского коллектива будет полной, если:
- существует единство мнений, оценок и суждений по различным вопросам жизнедеятельности коллектива;
- к каждому военнослужащему со стороны коллектива предъявляется единая система требований в соответствии с установленным кодексом правил, не противоречащим положениям общевоинских и боевых уставов;
- между военнослужащими установились взаимоотношения, основанные на высоком уровне эмпатии и эмоционального единства;
- обеспечивается согласованность действий всех членов коллектива и способность осуществлять систематический контроль поведения каждого военнослужащего.
Воспитательный потенциал воинского коллектива тем выше, чем более интенсивно протекают в нем объединяющие процессы, чем сильнее развито чувство «мы» (самосознание коллектива), чем в большей степени командир выступает в роли лидера данного коллектива.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия подчиненных с командирами и другими начальниками будет полной, если:
- командиры и другие начальники пользуются высоким педагогическим авторитетом у подчиненных;
- взаимодействие носит педагогически целесообразный характер.
Под педагогическим авторитетом командира (начальника) понимается неформально признанное за ним его подчиненными право их обучать, воспитывать и управлять ходом личностного развития.
В основе педагогического авторитета командира (начальника) лежат:
- высокий профессионализм как военного специалиста и организатора, знание психологии людей, исключительная работоспособность и полная самоотдача при выполнении должностных обязанностей;
- знание истинного положения дел в части (подразделении);
- оптимизм;
- любовь к своим подчиненным, дружелюбное к ним отношение, неустанная забота о них, знание их нужд и запросов, готовность в любую минуту прийти на помощь, сочетаемые с высочайшей к ним требовательностью, непримиримостью к недостаткам, решительным их искоренением;
- личный пример справедливости, нравственной чистоты, принципиальности, порядочности, скромности, самокритичности и ответственности;
- высокая общая и педагогическая культура, которая проявляется в умении общаться с людьми, убеждать их, создавать психологически комфортные условия для самореализации, вызывать стремление к активному творческому росту и непрерывному личностному самосовершенствованию.
Педагогическая целесообразность взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными проявляется в такой его организации, которая подчинена достижению поставленных воспитательных целей в соответствии со сложившейся ситуацией и индивидуальными особенностями солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.
Под управлением подразделением как воспитательной системой понимается специально осуществляемая деятельность, направленная на оптимизацию ее функционирования и упорядочение протекания воспитательного процесса в целях формирования высокой морально-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга, укрепления воинской дисциплины и сплочения воинских коллективов на здоровой морально-психологической основе.
Научная организация управления подразделением как воспитательной системой предполагает:
- последовательное решение комплекса управленческих задач;
- соблюдение системы требований, обеспечивающих высокую эффективность управления.
Процесс управленческой деятельности включает в себя три взаимосвязанных этапа:
- этап принятия решения и планирования практических действий;
- этап практической реализации принятого решения;
- этап оценки эффективности принятого решения и внесения коррективов.
Каждый из этапов имеет свое специфическое содержание.
Содержание деятельности на этапе принятия решения и планирования практических действий включает в себя:
- уяснение всего комплекса педагогических задач, которые необходимо решить в процессе организации воспитательного процесса в подразделении для достижения поставленных целей;
- сбор информации о результативности процесса воспитания и о функционировании подразделения как воспитательной системы;
- изучение и анализ эффективности системы управления подразделением как воспитательной системой;
- оценка сил, средств и времени, имеющихся в распоряжении командиров и других начальников для решения задач по организации процесса воспитания военнослужащих;
- определение общего замысла действий, обеспечивающих эффективное протекание воспитательного процесса в подразделении; выбор конкретных способов решения стоящих задач;
- планирование предстоящих действий.
Среди требований, предъявляемых к деятельности по управлению подразделением как воспитательной системой на первом этапе, следует выделить:
а) всесторонность уяснения стоящих перед командирами и другими начальниками педагогических задач, которые необходимо решить при организации воспитательного процесса для достижения конечных воспитательных целей; осознание смысла осуществляемых действий и требований, которым должен соответствовать воспитательный процесс; осмысление факторов, влияющих на функционирование подразделения как воспитательной системы, и выяснение причин, снижающих эффективность воспитательного процесса и др.;
б) непрерывность сбора достоверной информации обо всех аспектах жизнедеятельности военнослужащих и функционирования подразделения как воспитательной системы; оперативную обработку поступающей информации, дающую возможность прогнозировать ход развития и функционирования подразделения как воспитательной системы;
в) объективность анализа имеющихся сил, средств и времени для организации научно обоснованного воспитательного процесса;
г) оптимальность принятого решения: оно должно обеспечивать максимальную эффективность протекания воспитательного процесса с учетом потребностей практики деятельности внутренних войск, психологических особенностей военнослужащих и реалий сложившейся ситуации;
д) содержательность и конкретность планирования: учет всех задач, которые необходимо решить при организации процесса воспитания; определение ответственных за решение той или иной задачи и сроков ее выполнения; согласование действий по задачам, времени, месту и способам их осуществления; согласование между собой различных планов.
К методам разработки управленческих решений и их подготовки к практической реализации относятся:
- методы сбора информации о характере функционирования подразделения как воспитательной системы и процессе управления (наблюдение; беседа; опрос; изучение результатов деятельности; изучение документов и др.);
- методы исследования собранной информации (факторный, сравнительный, математический анализ; систематизация; схематизация и др.);
- методы разработки идеальной модели функционирования и развития подразделения как воспитательной системы (теоретическое и математическое моделирование);
- методы выработки педагогических решений (единоличный, коллегиальный, смешанный);
- методы подготовки принятого решения к его практической реализации (различные виды планирования).
В содержание деятельности на этапе практической реализации принятого решения и плана действий входят:
- постановка задач по организации воспитательного процесса в подразделении в соответствии с принятым решением и планом действий;
- всестороннее обеспечение решения поставленных задач;
- контроль за ходом реализации принятого решения и плана действий.
Основные требования, предъявляемые к управлению подразделением как воспитательной системой на втором этапе:
а) целеустремленность и непрерывность осуществляемого руководства:
Ьв
ГЪ
СЪ
и
я
*
а
е
р
бу
рг
<\>
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д
Рос
съ
съ
Я
и
К)
3
)
2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
- целеустремленность означает, что все действия, предпринимаемые командирами и начальниками, должны быть направлены на достижение поставленной цели - эффективное функционирование подразделения как воспитательной системы;
- непрерывность руководства предполагает, что процесс управления людьми не должен останавливаться ни на минуту;
б) твердость, последовательность и гибкость руководства:
- твердость означает неуклонность и обязательность претворения в жизнь принятого решения;
- последовательность предполагает, что каждое очередное действие должно логически вытекать из предыдущего, обусловливаться им и быть направленным на достижение конечной цели;
- гибкость руководства достигается учетом сложившейся ситуации и индивидуальных особенностей подчиненных при постановке им задач по организации воспитательного процесса в подразделении;
в) четкость и ясность руководства, которые предполагают, что на каждом этапе функционирования и развития подразделения как воспитательной системы всем участвующим в проведении воспитательной работы будут уточнены поставленные задачи, доведены способы их решения, а также те перспективы, которые ожидают каждого после выполнения поставленной задачи; при этом недопустимо двусмысленное толкование поставленных задач и способов их выполнения;
г) всестороннее обеспечение воспитательного процесса означает, что деятельность всех его участников должна быть обеспечена в информационном, правовом, психолого-педагогическом, материально-техническом, социально-бытовом и культурно-досуговом отношении;
д) систематичность и действенность контроля за ходом реализации принятого решения и намеченного плана действий предполагает, что контролю в подразделении должны подлежать все происходящие психолого-педагогические процессы, и он должен обеспечивать возможность своевременной корректировки принятого решения.
Методы руководства:
- распорядительные (отдача приказов и приказаний, постановка задач, осуществление контроля и др.);
- психолого-педагогические (убеждение, пример, принуждение, упражнение, стимулирование и др.);
- информационно-технические (информационное, материальное, правовое, медицинское и другие виды обеспечения).
Содержание деятельности на этапе анализа эффективности процесса управления и внесения корректив в принятое решение и план действий включает в себя:
- сравнение полученных результатов с планируемыми;
- определение причин недостаточно высокой эффективности функционирования воинской части (подразделения) как воспитательной системы и недостатков в системе управления;
- внесение изменений и дополнений в план действий.
Основные требования, предъявляемые к управлению подразделением как воспитательной системой на третьем этапе:
а) объективность в оценке результатов и хода управленческой деятельности (предполагает правдивость в оценке ситуации, выявление всех причин низкой результативности воспитательного процесса и процесса управления);
б) своевременность внесения коррективов в принятое решение (коррективы необходимо вносить тогда, когда в них есть реальная потребность, когда они могут в наибольшей степени повлиять на повышение эффективности функционирования подразделения как воспитательной системы).
Методы корректировки управленческих решений:
- внесение дополнений и изменений;
- отмена неэффективных способов решения поставленных задач.
Общими требованиями для управленческой деятельности являются:
а) обеспечение педагогической целесообразности любого принимаемого командиром (начальником) управленческого решения. Это означает, что принимаемые решения не должны противоречить законам педагогики;
б) соблюдение принципа единоначалия, который заключается в том, что командир (начальник) наделен всей полнотой распорядительной власти и на него возлагается персональная ответственность за эффективное функционирование подразделения как воспитательной системы.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки сложившейся педагогической ситуации, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы, приказания и распоряжения в строгом соответствии с требованиями российских законов,
воинских уставов, выводов и рекомендаций психолого-педагогической науки, а также обеспечивать их выполнение;
в) осуществление комплексного подхода к решению стоящих задач по управлению подразделением как воспитательной системой. Он предполагает:
- проведение системного анализа изучаемого объекта управления;
- определение всего комплекса целей и задач, стоящих перед командирами и другими начальниками, а также сил и средств, используемых для их решения;
- рассмотрение всех возможных путей и способов достижения поставленных целей.
Высокая эффективность функционирования подразделения как воспитательной системы
проявляется в непрерывном, интенсивном, позитивном личностном развитии военнослужащих, сплочении воинских коллективов, создании в них здорового морально-психологического климата и укреплении воинской дисциплины.
Литература
1. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса.
- М., 1967.
2. Бестужев А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших // Сборник документов. - СПб., 1807. С.168-172.
3. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Автореф. дис. ... докт пед. наук. - СПб., 2005.
4. Директива ГКВВ МВД России «О совершенствовании практики индивидуальной воспитательной работы во внутренних войсках МВД России». - № 17. - 14 июня 2002 г.
5. Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебно-боевой деятельности (Основные положения). - М., 2001.
6. Кравцов О.И. Повышение результативности применения метода принуждения в воспитании дисциплинированности у военнослужащих внутренних войск МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
7. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов н/Д., 2004.
8. Шарухин А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания. -СПб., 2003.
Ьв
съ
и
Я
*
а
е
р
бу
рг
<\>
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д Рос
съ
съ
Я
и
К)
3
)