УДК 376. 02
А.Е.Игнатьев
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к работе с детьми - инвалидами в условиях развития инклюзивного образования в Татарстане. Выделяются основные субъективные и объективные проблемы методологической подготовки учителей средней школы. Предлагается авторская модель подготовки, предполагающая введение в процесс обучения элективного курса «Методология обучения детей с проблемами в развитии в рамках инклюзии».
Ключевые слова: инклюзивное образование, модель подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, элективный курс для педагогов.
Artem Ignatev PREPARATION OF TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH PROBLEMS IN PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT INCLUSIVE EDUCATION
The article deals with the issues related to training teachers at general education institutions as a means to further inclusive education in Tatarstan highlighting the objective and subjective concerns of the methodological training for secondary-school teachers. A unique training model is proposed which presupposes the integration of an elective course called "The methodology behind the education of disabled children in an inclusive environment" into the educative process.
Key words: inclusive education, training model for teachers-psychologists to work in the environment of inclusive education, elective course for teachers.
Одной из серьезнейших проблем инклюзивного образования является подготовка педагогических кадров, способных к методологическому обеспечению процесса обучения [3]. В рамках пси-холого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения уже разработана ПОП «Психология и педагогика инклюзивного образования», ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, но пока Россия испытывает существенный недостаток в кадрах, обладающих соответствующей квалификацией [2]. Безотлагательность решения проблемы предполагает необходимость обязательной профессиональной переподготовки учителей и создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования на основе опыта системы специального образования [1].
Татарстан является одним из многонаселенных регионов России, форпостом в развитии социальных инновационных технологий, и крупным образовательным центром. Республика Татарстан входит в число трех субъектов Российской Федерации, в которых принимаются активные меры, которые направлены на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Так условия проживания многих инвалидов были улучшены в ходе реализации программы «Доступная среда». В 2012 году правительством республики Татарстан было выделено 17, 6 млн. рублей, которые были направлены на создание в республике рабочих мест, предназначенных для людей с ограниченными возможностями.
В Татарстане успешно решается демографическая проблема, ежегодный прирост населения составляет 1,8%, соотношение взрослого населения и детей 2/3, в перспективе ожидается стремительный демографический подъем. Вместе с тем, наблюдается и рост числа детей, имеющих те или иные отклонения в сфере здоровья. По статистике на данный момент в Татарстане проживает более 320 тысяч инвалидов, из которых 14 тысяч - дети.
Можно сказать, что в Республике Татарстан в настоящее время практически отсутствует практика инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах. При этом, согласно данным Министерства социальной защиты РТ, 25% детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах, могут обучаться в обычных условиях [4].
По данным Министерства образования и науки РТ в Республике Татарстан обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях, в массовых школах, на дому (в том числе - дистанционное обучение), в интеграционной форме. Данные 2012-2013 учебного года показали, что 5746 детей с ограниченными возможностями здоровья учатся в 51 специальном (коррекционном) учреждении; 6580 детей (46% от общего количества детей с ограниченными возможностями) учатся в массовых школах; 1232 ребенка-инвалида охвачено образованием на дому (из них 250 детей находятся на дистанционном обучении); 419 детей с нарушением слуха, речи, умственного развития и задержкой психического развития - в интеграционной форме: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа [7].
Инклюзивное образование - это образование, которое учит толерантности к инвалидам, способствует социальной и психологической реабилитации данных детей, и воспитывает всех субъектов процесса обучения - и учителей, и здоровых детей, также как и детей с особыми проблемами [3].
Последовательными шагами в исследовании педагогических проблем развития инклюзивного образования в Татарстане являются:
1. Анкетирование педагогического состава, и в первую очередь директоров школ, на предмет выделяемых ими проблем в реализации инклюзивного образования у себя в учреждении.
2. Второй шаг: интервьюирование директоров и педагогов школ, которые уже реализуют инклюзивное образование на предмет существующих проблем.
Анкета для директоров школ (предполагаемые проблемы).
1. Имеет ли школа возможности для организации инклюзивного образования?
2. Сформированы ли общие представления у педагогического состава о специфике инклюзивного образования?
3. Есть ли в уставе школы отдельные пункты, регулирующие процесс обучения по программе инклюзивного образования?
4. Какие ограничения имеет школа для организации инклюзивного образования?
• Условия пребывания в школе (нет пандусов, нет оборудованных уборных и т.д.);
• Ограничения в виде материально - технической базы;
• Финансирование;
• Нет подготовленных педагогических кадров, владеющих методологией инклюзивного образования;
5. Были ли случаи в школе, когда к ребенку проявлялось дискриминирующее отношение из-за существующих проблем с физическим и психическим здоровьем со стороны других учеников, родителей учеников?
6. Уютно ли чувствуют себя Ваши ученики инвалиды в школе?
7. Какая методическая помощь необходима педагогам для внедрения инклюзивного образования?
8. Какие аспекты должны войти в разработку элективного курса для педагогов по инклюзивному образованию?
• Нормативно - правовая база;
• психологические проблемы инклюзии;
• социальные аспекты инклюзии;
• медицинские аспекты инклюзии;
• зарубежные и отечественные примеры организации инклюзивного образования;
Важным шагом во внедрении инклюзивного образования в Республике Татарстан является
анализ рисков введения инклюзивного образования в РТ.
Основой может выступить создание элективного курса для педагогов общеобразовательных школ, который будет направлен на формирование психолого-педагогических и медико-педагоги-ческих компетенций, необходимых для эффективной работы с детьми, имеющими различные ограничения здоровья. Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в развитии, их диагностики и заканчивая рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей, профилактической и реабилитационной работы с данной категорией детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушением зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития и ранним детским аутизмом, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Цель курса в условиях инклюзивного образования заключается в формировании следующих компетенций:
1. способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
2. готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
3. способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
4. способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.
Таким образом, решение проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.
Литература
1.Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] / / Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjour-nals.ru/ edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 03.12.2013).
2.Артюшенко Н.А. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования, Томск, 2010, 180 с. - c.4.
3.Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности [Электронный ресурс]// Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive education».URL:http://www. docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom].
4.Дурандина Н.Е. Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе [Электронный ресурс]. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3 986/3988/document4194.shtml).
5.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm.
6.Сайт Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан. URL: http://mse16.ru/ statistika].
7.Сайт Министерства образования и науки РТ URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/katalog.htm].
1. Alehina S.V. Inkljuzivnoe obrazovanie v Rossii [Jelektronnyj resurs] // Materialy proekta «Obrazovanie, blagopoluchie i razvivajushhajasja jekonomika Rossii, Brazilii i Juzhnoj Afriki». URL: http://psyjour-
nals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtm l (data obrashhenija: 03.12.2013).
2. Artjushenko N.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija obuchenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja sredstvami inkljuzivnogo obrazovanija. Avtoreferat dissertacii na soiskanie stepeni kandidata pedagogicheskih nauk po special'nosti 13.00.01- Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija, Tomsk, 2010, 180 s. -c.4.
3. Groznaja N. S. Inkljuzivnoe obrazovanie za rubezhom. Ot mechty k real'nosti [Jelektronnyj resurs]// Obzor materialov special'nogo vypuska zhurnala «International Journal of Inclusive education».URL:http://www. docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom].
4. Durandina N.E. Inkljuzivnoe obrazovanie v Respublike Tatarstan: itogi obsuzhdenija na kruglom stole [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://www. socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3 986/3988/document4194.shtml).
5. Malofeev N.N., Nikol'skaja O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Edinaja koncepcija special'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: osnovnye polozhenija. [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm.
6. Sajt Glavnogo bjuro mediko-social'noj jekspertizy po Respublike Tatarstan. URL: http://mse16.ru/ statistika].
7. Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RT URL:
http://mon.tatarstan.ru/rus/katalog.htm].